Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
В 1879 г. в Лейпциге Вильгельм Вундт открыл первую психологическую лабораторию, которая занималась исследованием простейших структур осознаваемого вн...полностью>>
'Документ'
Указанные темы предлагаются в качестве ориентира для определения направления работы. Возможна корректировка темы в процессе работы в течение первого ...полностью>>
'Программа'
Цели программы: Формирование произвольной регуляции младших подростков, испытывающих трудности в обучении и поведении, посредством воздействия на мех...полностью>>
'Закон'
Загальні та приватні ознаки, які відображаються в машинописних текстах, та текстах, підготовлених з використанням комп’ютерної та копіювально-розмножу...полностью>>

Главная > Учебно-методический комплекс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Байкальский государственный университет экономики и права

Кафедра экономики и менеджмента сервиса

Одобрено

Учебно-методической

комиссией БГУЭП

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«МАРКЕТИНГ»

Учебное пособие

Специальность 080507 Менеджмент организации

Цикл общепрофессиональных дисциплин, федеральный компонент

Иркутск

Издательство БГУЭП

2009

УДК 339.138 (075.8)

ББК 65.291.3я7

У 91

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Байкальского государственного университета экономики и права

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры экономики и менеджмента сервиса (протокол № 19 от 9 апреля 2009 г.)

Рецензент канд. экон. наук, доц. Д.И. Хлебович

СОГЛАСОВАНО

Декан факультета д-р экон. наук, проф. И.С. Кородюк

4 мая 2009 г.

Начальник УМУ канд. физ.-мат. наук, проф. Н.В. Деренко

18 мая 2009 г.

Рубцова Наталья Владимировна

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Маркетинг»: учеб. пособие – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. – 167 с.

Учебно-методический комплекс по дисциплине составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 080507 Менеджмент организации, утвержденного 17 марта 2000 г.

Содержит учебную программу, методические указания по изучению курса, курс лекций, практикум.

Предназначен для студентов очной, заочной форм и обучения в сокращенные сроки, магистрантов, преподавателей.

ББК65.291.3я7

© Рубцова Н.В., 2009

© Издательство БГУЭП, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

I. Учебная программа дисциплины 4

1. Пояснительная записка 4

2. Цели и задачи изучения дисциплины 5

3. Требования к уровню освоения дисциплины 6

4. Содержание дисциплины 7

4.1. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в часах 7

4.2. Содержание тем 9

5. Организация промежуточного и итогового контроля знаний 11

5.1. Система формирования 100-балльной оценки 11

5.2. Образцы тестовых и контрольных заданий 11

5.3. Форма итогового контроля 30

II. Методические указания по изучению дисциплины 32

1. Методические указания по выполнению отдельных видов учебной работы 32

2. Методические указания по организации самостоятельной работы 35

3. Технические средства обучения и контроля 39

4. Список рекомендуемой литературы 39

4.1. Основная литература 39

4.2. Дополнительная литература 39

4.3. Интернет-ресурсы 40

III. УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 43

I. Учебная программа дисциплины

1. Пояснительная записка

Дисциплина «Маркетинг» относится к общепрофессиональным дисциплинам федерального компонента. Данный курс является первым в обширном блоке маркетинговых дисциплин, предусмотренном учебным планом для студентов специальности 080507 Менеджмент организации. Он состоит из 30 часов лекционных и 15 часов практических занятий. Учебное пособие, прежде всего, разработано для студентов специальности Менеджмент организации, но может быть использовано в учебном процессе и для других специальностей.

Учебный курс «Маркетинг» нацелен на приобретение первоначальных и базовых знаний, необходимых менеджеру, в области маркетинговой теории. Изучение данного курса служит основой для успешного освоения в дальнейшем таких «сугубо маркетинговых» курсов учебного плана специальности Менеджмент организации, как Маркетинговое управление, Менеджмент коммуникаций сервисных организаций, Методика маркетинговых исследований, Маркетинг услуг. Также «Маркетинг» тесно связан с такими дисциплинами учебного плана, как Экономика фирмы, Предпринимательская деятельность, Бизнес-планирование. Эффективное освоение курса предполагает, что его слушатели должны обладать базовыми знаниями в области таких дисциплин, как Экономическая теория (микро- и макроэкономика), Культурология, Социология.

Актуальность учебного курса «Маркетинг» обусловлена все большим и большим использованием маркетинговых инструментов в управлении современной фирмой (организацией) вне зависимости от формы собственности и сферы деятельности. Маркетинг сегодня – это не просто функция предпринимательства, он пронизывает всю сферу и все системы человеческой деятельности в конкурирующей экономике. Особенно актуальным направлением современного маркетинга является концепция маркетинга взаимоотношений, предполагающая установление взаимовыгодных долгосрочных партнерских отношений со всеми участниками бизнес-процессов (покупателями, дистрибьюторами, поставщиками, посредниками, конкурентами и пр.). Возникающие в современной экономике взаимоотношения становятся все более разнообразными, а процесс их формирования и развития – все более сложным, что требует не просто владения, а постоянного обновления знаний в области маркетинга.

В рамках данного учебного курса рассматриваются следующие проблемы маркетинга: роль маркетинга в экономическом развитии страны, сущность концепции маркетинга, ее современное понимание, сущность покупательского поведения, комплексное исследование товарного рынка, деятельность по сегментации рынка и позиционированию на нем товаров, организация деятельности маркетинговой службы, а также использование комплекса базовых маркетинговых инструментов: товар в маркетинговой деятельности и формирование товарной политики и рыночной стратегии; разработка ценовой политики; формирование спроса и стимулирование сбыта.

Структурно учебное пособие состоит из трех разделов. В первом содержится учебная программа, цели, задачи, содержание дисциплины. Во втором разделе даются методические указания по изучению дисциплины. Третий раздел содержит конспект лекций и практикум, содержащий дискуссионные вопросы, практические задания, письменные работы, кейсы, материалы и конкретные маркетинговые ситуации по каждой теме. Автор учебного пособия надеется, что данное издание будет хорошим подспорьем как будущим предпринимателям, бизнесменам, менеджерам, маркетологам, так и уважаемым коллегам, преподавателям курса «Маркетинг» – всем, кому не безразличны вопросы эффективного создания, распределения и потребления товаров и услуг, кому нравится этот увлекательный, динамичный, творческий и одновременно «головоломный» процесс маркетинговой деятельности.

2. Цели и задачи изучения дисциплины

Цели и задачи изучения дисциплины соотносятся с общими целями ГОС ВПО по специальности Менеджмент организации.

Основная цель курса – овладение студентами знаниями в области организации стратегической и тактической маркетинговой деятельности в рамках предприятий (организаций) различных форм собственности и сфер деятельности.

Дисциплина «Маркетинг» предусматривает изучение важнейших вопросов, в своей совокупности раскрывающих теорию и практику современного маркетинга и составляющих основное содержание обязательной общепрофессиональной дисциплины федерального компонента, которая охватывает следующие вопросы:

  • роль маркетинга в экономическом развитии страны;

  • комплексное исследование товарного рынка;

  • сегментация рынка;

  • товар в маркетинговой деятельности и формирование товарной политики и рыночной стратегии;

  • разработка ценовой политики;

  • формирование спроса и стимулирование сбыта;

  • организация деятельности маркетинговой службы;

  • международный опыт и российскую практику организации маркетинговой деятельности, использованию маркетинговых инструментов и современных маркетинговых технологий.

Задачи изучения учебного курса:

Основная задача, которую необходимо решить в рамках данного курса заключается в том, чтобы сформировать у слушателей представление о маркетинге как инструменте достижения поставленных перед предприятием экономических и социальных целей посредством производства конкурентоспособных товаров и услуг, способных удовлетворить существующие потребности. Частные задачи заключаются в следующем:

  • выработать у слушателей представление о теории и практике, ключевых разделах современного маркетинга, инструментах маркетингового комплекса;

  • сформировать системно-целостное видение социально-экономической сущности механизмов взаимодействия агентов рынка;

  • сформировать практические навыки использования маркетинговой концепции;

  • обеспечить направленность профессиональной подготовки и сформировать базу для дальнейшего изучения курсов по специальности 080507, таких как «Маркетинг услуг», «Методика маркетинговых исследований», «Маркетинг менеджмент», «Менеджмент коммуникаций в сервисных организациях».

  • обеспечить возможность использования полученных знаний в области Маркетинга в решении конкретных проблем, возникающих в практической деятельности современных менеджеров.

3. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины специалист в области менеджмента должен:

  • иметь представление о теории и практике, ключевых разделах современного маркетинга, инструментах маркетингового комплекса;

  • знать методы, основы и основные приемы исследовательской деятельности в области рынка и маркетинга;

  • иметь представление о принципах, методах и целях рыночной сегментации, содержании формирования спроса и стимулирования сбыта;

  • приобрести навыки практического использования инструментария сегментации, исследования рынка, позиционирования товара и эффективного использования отдельных инструментов маркетингового комплекса;

  • уметь использовать методы рекламной работы и «паблик рилейшнз»;

  • владеть, иметь опыт профессионального ведения управленческой, маркетинговой, коммерческой, рекламной деятельности в различных подразделениях предприятий (объединений), ассоциациях, совместных предприятиях.

4. Содержание дисциплины

4.1. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в часах

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Заочная

Обучение в сокращенные сроки

№№ триместров

3.1

3.1

2.1

Аудиторные занятия:

45

16

12

лекции

30

16

12

практические и семинарские занятия

15

-

-

Самостоятельная работа

20

49

53

ВСЕГО ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

65

65

65

Виды итогового контроля

(экзамен, зачет) – №№ триместров

Зачет – 3.1

Зачет – 3.1

Зачет – 2.1

Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения очная

Названия тем

Всего

часов по учебному плану

Аудиторные занятия, в том числе

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1. Современная концепция маркетинга

10

4

2

4

2. Сегментация рынка и позиционирование товара

8

4

2

2

3. Покупательское поведение потребителей на различных типах рынков

9

4

3

2

4. Товар и товарная политика в комплексе маркетинга

8

4

2

2

5. Цена и ценовая политика в комплексе маркетинга

8

4

2

2

6. Система распределения в комплексе маркетинга

8

4

2

2

7. Продвижение товара в комплексе маркетинга

6

2

2

2

8. Организация деятельности маркетинговой службы

4

2

-

2

9. Актуальные проблемы развития современной концепции маркетинга в России

4

2

-

2

ИТОГО:

65

30

15

20

Форма обучения заочная

Названия разделов и тем

Всего

часов по учебному плану

Аудиторные занятия, в том числе

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1. Современная концепция маркетинга

7

2

-

5

2. Сегментация рынка и позиционирование товара

7

2

-

5

3. Покупательское поведение потребителей на различных типах рынков

7

2

-

5

4. Товар и товарная политика в комплексе маркетинга

7

2

-

5

5. Цена и ценовая политика в комплексе маркетинга

7

2

-

5

6. Система распределения в комплексе маркетинга

7

2

-

5

7. Продвижение товара в комплексе маркетинга

7

2

-

5

8. Организация деятельности маркетинговой службы

7

2

5

9. Актуальные проблемы развития современной концепции маркетинга в России

9

-

-

9

ИТОГО:

65

16

0

49



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Н. В. Рубцова д. И. Хлебович маркетинг федеральное агентство по образованию Байкальский государственный университет экономики и права Н. В. Рубцова д. И. Хлебович маркетинг основная образовательная программа

    Основная образовательная программа
    Маркетинг: Основная образовательная программа для студентов специальности 061100 – Менеджмент организации / Сост. Н.В.Рубцова, Д.И.Хлебович. – Иркутск Изд-во БГУЭП, 2005.

Другие похожие документы..