Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Восточный экспресс банк - современный финансовый институт.На 01.07.2011 года Восточный экспресс банк входит в ТОР-40 крупнейших банков России, ТОР-15 ...полностью>>
'Классный час'
Цели:-развивать познавательный интерес к своей Родине;-дать основные понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и фл...полностью>>
'Автореферат'
Защита диссертации состоится: « » января 2010 г. в « » часов на заседании объединенного диссертационного совета ОД 14.61.26 по защите диссертаций на ...полностью>>
'Документ'
Родители приглашаются в группу , оформленную детскими рисунками на тему «Мой самый лучший друг».Воспитатель объявляет тему собрания ,читает стихотворе...полностью>>

Главная > Программа дисциплины

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»

Институт рекламы и связей с общественностью

УТВЕРЖДЕНА

Ученым советом_____________________________

____________________________________

И.О.Ф. председателя (подпись)

Протокол № ____ от «..»______ 20_____

Обсуждена на заседании кафедры

__________________________________________

И.О.Ф. зав.кафедрой (подпись)

Протокол №____ от « «_____ 20___

Программа дисциплины

ОПД.В.1 ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ В СВЯЗЯХ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Специальность 030602 Связи с общественностью

03 связи с общественностью в коммерческих структурах

Составитель: Харламов А.В.

к. филос.н., доцент

Новосибирск 2011

Выписка из Государственного образовательного стандарта

ОПД.В.1 Правовые аспекты в связях с общественностью

Регулирование деятельности в сфере связей с общественностью: правовое обеспечение связей с общественностью; законы и нормативные акты, регулирующие общественную и коммерческую деятельность, законы о СМИ, рекламе, защите авторских прав, прав потребителей; профессиональная этика: виды кодексов профессионального поведения специалиста (Афинский и Лиссабонский кодексы, кодекс профессиональных стандартов PRSA, декларация профессиональных стандартов РАСО); неформальные способы регулирования в области связей с общественностью: традиции, нормы, мораль, общественное мнение.

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Учебная дисциплина «Правовые аспекты в связях с общественностью» является частью национально-регионального (вузовского) компонента (ОПД.В.1) общепрофессиональных дисциплин.

Цель курса

Цель настоящего курса – ознакомление студентов с основополагающими методами и принципами правового регулирования в связях с общественностью, а также получение ими навыков практического применения норм права, имеющих юридическое значение для работы специалиста по связям с общественностью.

Задачи курса

  • изучение основных принципов правового регулирования деятельности специалиста по связям с общественностью в России и зарубежных странах;

  • выработка умения ориентироваться в нормативно-правовых актах, содержащих нормы о регулировании деятельности специалиста по связям с общественностью;

  • получение навыков сравнительного анализа норм права России и зарубежных стран в области регулирования деятельности специалиста по связям с общественностью.

  • выработка умения соотносить юридическое содержание правовых норм с реальными событиями общественной жизни.

  • формирование способностей применять полученные правовые знания в практической деятельности.

Место курса в системе профессиональной подготовки выпускника

Изучение дисциплины «Правовые аспекты в связях с общественностью» дает будущему специалисту в сфере маркетинга систему знаний основных законодательных актов, регулирующих маркетинговую деятельность на территории Российской Федерации и практических навыков по правовому сопровождению деятельности маркетолога.

Требования к уровню освоения содержания курса

Дипломированный специалист в области связей с общественностью должен:

  • знать основные положения действующего российского законодательства в сфере PR-деятельности;

  • уметь пользоваться на практике различными нормативно-правовыми актами, понимать их содержание и давать правильное толкование смыслу содержащихся в них норм;

  • соотносить с реальными ситуациями, возникающими в профессиональной деятельности, юридическое содержание правовых норм;

  • иметь основные навыки юридического мышления и уметь применять правовые нормы на практике при взаимодействии с партнёрами, клиентами и государством.

В соответствии с этими целями сформулированы основные программные требования (Дидактические единицы). Предлагаемая программа всем своим содержанием направлена на выполнение этих требований. Освоение содержания предмета «Правовые аспекты в связях с общественностью» позволит студентам повысить уровень своего правосознания, поможет разобраться в сложных проблемах современной правовой действительности.

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ТЕМЫ И ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Нормативно-правовые акты, регулирующие общественную и коммерческую деятельность

Законы и нормативные акты, регулирующие PR-деятельность в социальной и коммерческой сферах. Специфика PR-деятельности в общественной и коммерческой сферах деятельности. Субъекты и особенности коммерческой деятельности. Правовые формы осуществления общественной и коммерческой деятельности. Коммерческий PR.

Виды предпринимательства. Правовой статус (положение) индивидуального предпринимателя, коммерческой организации. Особенности правового положения хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Правовой режим имущества предпринимателей, общая характеристика и особенности правового режима вещей, ценных бумаг, денег.

Формы защиты прав и законных интересов предпринимателей. Способы и порядок внесудебный порядок защиты прав предпринимателей (самозащита, претензионный порядок урегулирования разногласий предпринимателей, защита прав предпринимателей органами исполнительной власти, рассмотрение предпринимательских споров третейскими судами, разрешение международных коммерческих споров). Судебный порядок защиты прав предпринимателей. Особенности рассмотрения дел арбитражными судами. Рассмотрение споров с участием предпринимателей в судах общей юрисдикции. Защита прав предпринимателей в конституционном суде РФ.

Тема 2. Защита прав потребителей. Деятельность PR-специалиста в урегулировании конфликтов с участием потребителей

Структура законодательства о защите прав потребителей. Субъектный состав законодательства о защите прав потребителей. Публичный договор. Особенности гражданско-правового договора с участием потребителя. Право потребителя на информацию. Основные средства обеспечения безопасности товаров, работ и услуг. Срок службы товара (работы). Требование о безвозмездном устранении недостатков товара и сроки его предъявления. Право потребителя на надлежащее качество товаров, работ и услуг. Правовые последствия продажи потребителю товаров с недостатками. Особенности обмена товара надлежащего качества. Особенности защиты прав потребителей при продаже отдельных видов товаров. Сроки выполнения работ (оказания услуг). Правовые последствия выполнения работы (оказания услуги) ненадлежащего качества. Защита прав потребителей при выполнении отдельных видов работ и оказании отдельных видов услуг. Право потребителя на возмещение вреда. Особенность гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителя. Понятие и виды публичной защиты прав потребителей. Порядок судебной защиты прав потребителей.

Тема 3. Информационное законодательство в коммерческой деятельности. Коммерческая и служебная тайна

Информационное общество и Россия. Концепция государственной информационной политики. Информационное право в России и за рубежом. Взаимодействие государственной службы с общественностью: правовые и этические проблемы. Взаимосвязь корпоративных PR-служб с общественностью: правовой и этический аспекты.

Тема 4. Защита конкуренции в России и антимонопольное законодательство в коммерческой деятельности

Защита конкуренции на товарных и финансовых рынках. Понятие конкуренции и методы ее защиты. Понятия товара и товарного рынка. Координация деятельности хозяйствующих субъектов как особый вид антиконкурентного поведения. Согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию. Запреты на осуществление монополистической деятельности. Государственный контроль экономической концентрации.

Тема 5. Правовое регулирование деятельности СМИ. Правовые проблемы взаимодействия PR и СМИ

Правовые отношения СМИ с другими субъектами права. Международные акты о деятельности СМИ и их месте в общественной жизни. Основные положения закона о СМИ. Закон о СМИ в системе российского информационного законодательства. Нормы российского законодательства о СМИ, содержащиеся в других нормативно-правовых актах.

Тема 6. Право и политический PR. Правовой режим предвыборной агитации и ответственность за нарушение законодательства о предвыборной агитации

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участия в референдуме граждан РФ» как источник правового регулирования политического пиара. Понятие предвыборной агитации. Круг субъектов, имеющих право принимать участие в предвыборной агитации. Основные принципы законодательного регулирования предвыборной агитации. Случаи признается недействительной регистрация кандидата (списка). Случаи аннулирования результатов выборов.

Тема 7. Правовое регулирование рекламной деятельности и общая характеристика Федерального закона РФ «О рекламе»

Российское законодательство о рекламе. Федеральный закон «О рекламе». Соотношение законов «О защите прав потребителей» и «О рекламе». Понятие ненадлежащей, недобросовестной и скрытой рекламы. Защита интересов несовершеннолетних при производстве и распространении рекламной продукции. Спонсорство и спонсорская реклама. Социальная реклама и её отличие от политической.

Тема 8. Общие и специальные требования к рекламе. Ответственность за правонарушения в сфере рекламы

Реклама как достоверная информация о товарах, услугах и пр. Ненадлежащая реклама. Недобросовестная реклама. Недостоверная реклама. Общие запреты на использование в рекламе недопустимой информации. Скрытая реклама как умышленное правонарушение. Защита интересов несовершеннолетних в рекламе. Товары, реклама которых запрещена. Реклама товаров при дистанционном способе их продажи и при проведении стимулирующих мероприятий. Сроки хранения рекламной информации.

Реклама на телевидении, радио, в периодических печатных изданиях, кино и видео, электросвязи. Наружная реклама. Реклама алкоголя, пива, табачных изделий, лекарственных средств, биологически активных добавок, оружия, игр, финансовых услуг, ценных бумаг и пр.

Гражданско-правовая ответственность за ненадлежащую рекламу. Правовое положение участников рекламной деятельности. Организационно-правовые формы юридических лиц в рекламной деятельности, их правовой статус, правовая защита их интересов. Понятие ответственности за правонарушение, совершенное в сфере рекламы. Общая характеристика видов правонарушений: административные, гражданско-правовые. Гражданско-правовая ответственность за нарушение обязательств по договорам, регулирующим рекламную деятельность. Основания ответственности за административные правонарушения в сфере рекламы. Административные санкции и порядок их наложения. Производство по делу о совершении правонарушения в области рекламной деятельности: порядок, общая характеристика стадий.

Тема 9. Защита чести, достоинства и деловой репутации

Понятия чести, достоинства и деловой репутации. Способы определить содержание в публикации СМИ негативных сведений о деятельности гражданина, его личных деловых и моральных качеств. Формы выражения негативной информации (утверждение, предположение, вопрос). Критерии восприятия информации в качестве умаляющей деловую репутацию лица. Понятие диффамации. Возмещение убытков и морального вреда.

Тема 10. Авторское право в связях с общественностью и смежных видах деятельности

Авторское право в маркетинговой деятельности и связях с общественностью. Объекты авторского права. Отличия личных неимущественных авторских прав от исключительных. Правовая защита авторских прав по законодательству Российской Федерации. Средства и методы защиты авторского права. Условиях использования авторские произведения без согласия правообладателя. Договоры в сфере авторского права. Договор как основание перехода исключительных прав. Ответственность за нарушение авторского права. Виды нарушений авторского права.

Тема 11. Товарный знак, знак обслуживания и право на средства индивидуализации

Средства индивидуализации товара в обороте. Понятие товарного знака (знака обслуживания). Требования, предъявляемые к регистрации товарных знаков. Понятие общеизвестного товарного знака. Международная регистрация товарных знаков и порядок её осуществления. Использование и правовая охрана наименования места происхождения товара (НМПТ). Значение НМПТ в хозяйственном обороте.

Правовое регулирование промышленной собственности и маркетинговых обозначений. Виды промышленной собственности. Понятие и значение промышленного образца в маркетинге. Коммерческие обозначения и фирменные наименования в маркетинге. Основания приобретения права на фирменное наименование. Отличие коммерческого обозначения от фирменного наименования.

Тема 12. Договорные отношения в PR и рекламе. Посреднические и информационные договоры.

Договоры в сфере предпринимательства. Понятие и виды договоров в сфере предпринимательства. Заключение, изменение и расторжение договоров. Исполнение обязательств. Обеспечение исполнения обязательств. Ответственность за нарушение обязательств. Прекращение обязательств.

Страховое регулирование рекламной деятельности: понятие страхования, виды и формы страхования, объекты страхования. Договор страхования. Договор агентирования: понятие, существенные условия договора. Договор на оказание рекламных (информационных) услуг.

Тема 13. Профессиональная этика в PR. Саморегулирование в рекламе и PR.

Мировая практика саморегулирования в PR. Этика личная, корпоративная и профессиональная. Виды кодексов профессионального поведения PR-специалиста. Афинский кодекс (1965). Лиссабонский кодекс (1978). Кодекс профессиональных стандартов Американского общества по связи с общественностью PRSA (1951). Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью РАСО (1994). Кодекс профессионального поведения Международной Ассоциации IPRA (1961). Международный кодекс рекламной деятельности МТР (1995). Кодекс профессиональной этики российского журналиста (1994). Профессиональный кодекс в области маркетинга Российской ассоциации маркетинга.

Тема 14. Неформальные способы регулирования в области PR. Этические кодексы маркетинговых коммуникаций.

Необходимость и возможности неформальных способов регулирования PR, их взаимосвязь с другими методами регулирования (право, мораль). Традиции, общественное мнение и другие неформальные способы регулирования в области связей с общественностью. Хартия принципов сотрудничества и конкуренции на российском рынке услуг по связям с общественностью. Положение о принципах и системе общественного контроля за соблюдением журналистами положений Кодекса профессиональной этики российского журналиста. Международный кодекс ICC/ESOMAR по практике маркетинговых и социальных исследований. Манифест Сообщества политических консультантов и технологов.

2. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Правовой статус (положение) индивидуального предпринимателя как субъекта PR-деятельности.

  2. Правовой статус (положение) коммерческой организации как субъекта PR-деятельности. Виды коммерческих организаций.

  3. Внесудебный порядок защиты прав предпринимателей.

  4. Судебный порядок защиты прав предпринимателей.

  5. Понятия чести, достоинства и деловой репутации в российском праве.

  6. Судебные средства защиты чести, достоинства и деловой репутации.

  7. Диффамация в гражданском праве России. Иски о диффамации. Их специфика.

  8. Защита репутации юридическими средствами.

  9. Понятие морального ущерба.

  10. Закон РФ “О защите прав потребителей». Основные положения закона.

  11. Правовое регулирование института государственного контроля в области качества и безопасности товаров, работ и услуг.

  12. Защита коммерческой и служебной тайна.

  13. Взаимодействие государственной службы с общественностью: правовые и этические проблемы.

  14. Взаимосвязь корпоративных PR-служб с общественностью: правовой и этический аспекты.

  15. Деятельность антимонопольного органа РФ по защите конкуренции (привести пример рассмотрения конкретного дела) и меры ответственности

  16. Правовое понятие конкуренции и методы ее защиты.

  17. Координация деятельности хозяйствующих субъектов как особый вид антиконкурентного поведения.

  18. Согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.

  19. Государственный контроль экономической концентрации

  20. Законодательство о СМИ. Правовой статус редакции и журналиста.

  21. Правовые основания для ограничений общения сотрудников компании с журналистами.

  22. Основания лишения аккредитации журналистов согласно Закону РФ «О СМИ».

  23. Право на опровержение и право на ответ в практике работы СМИ.

  24. Судебный иск к СМИ как форма защиты интересов граждан и юридических лиц.

  25. Условия распространения опровержения согласно законодательству о СМИ.

  26. Ответственность за нарушение прав журналиста и редакции.

  27. Правовые основания отказа журналисту в запрашиваемой информации.

  28. Правовой режим предвыборной агитации. Основные принципы законодательного регулирования предвыборной агитации.

  29. Ответственность за нарушение законодательства о предвыборной агитации

  30. Правовое регулирование благотворительной деятельности. Правовой статус благотворительных организаций

  31. Правовое регулирование отношений, возникающих при организации и проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований

  32. Правовой механизм взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц с организаторами и участниками публичных мероприятий

  33. Порядок обеспечения общественной безопасности при проведении публичных мероприятий и основания для их приостановления или прекращения

  34. Основные положения федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участия в референдуме граждан РФ».

  35. Правовое регулирование рекламной деятельности. Понятие и признаки рекламы по действующему законодательству.

  36. Общая характеристика Федерального закона РФ «О рекламе». Основные понятия.

  37. Особенности правового регулирования социальной рекламы в РФ.

  38. Особенности рекламы лекарственных средств, медицинской техники, методов диагностики и лечения.

  39. Особенности рекламы табачной, алкогольной, пивной продукции.

  40. Особенности рекламы финансовых, страховых, инвестиционных услуг, ценных бумаг.

  41. Юридическая ответственность участников рекламной деятельности: понятие и виды ответственности, характеристика видов.

  42. Правовое регулирование наружной рекламы.

  43. Правовое регулирование рекламной деятельности в СМИ.

  44. Спонсорство и спонсорская реклама. Основные нормы и правовые ограничения.

  45. Недобросовестная реклама: понятие и признаки (приведите пример).

  46. Недостоверная реклама: понятие и признаки (приведите пример).

  47. Ответственность за правонарушения в сфере рекламы. Виды ответственности. Их специфика.

  48. Защита несовершеннолетних при размещении и распространении рекламы. Эволюция норм.

  49. Российское законодательство о защите авторских прав. Авторское право в связях с общественностью и смежных видах деятельности.

  50. Объекты авторского права и их виды. Отличие имущественных от личных неимущественных авторских прав.

  51. Договор как основание для перехода авторских прав. Виды авторских договоров.

  52. Правовые основания использования произведений науки, литературы и искусства без согласия правообладателя

  53. Средства и методы защиты авторского права.

  54. Средства индивидуализации деятельности в PR и рекламе. Основные виды, источники их правового регулирования.

  55. Договор коммерческой концессии. Его специфика и содержание.

  56. Правовой режим коммерческого обозначения и фирменного наименования.

  57. Правовой режим товарного знака и знака обслуживания. Правовой режим наименования места происхождения товара.

  58. Договорные отношения в PR и рекламе. Посреднические и информационные договоры. Договоры комиссии.

  59. Саморегулирование в рекламе и PR. Этические кодексы маркетинговых коммуникаций.

  60. Саморегулируемые организации в сфере PR и рекламы в России и за рубежом.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины (11)

    Программа дисциплины
    Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, предъявленными к минимуму содержания дисциплины и в соответствии с примерной программой дисциплины, утвержденной департаментом образовательных
  2. Программа дисциплины   

    Программа дисциплины
    Программа дисциплины «Методы анализа и прогнозирования социально-демографических структур» федерального компонента цикла ДС составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом второго поколения по специальности 06.
  3. Программа дисциплины (7)

    Программа дисциплины
    Программа (лекций - 36 ч., лабораторных работ – 36 ч.) предназначена для подготовки специалистов по специализации «неорганическая химия». Она включает в себя изучение основ дифракционных методов исследований кристаллов - основного
  4. Программа дисциплины «товароведение и экспертиза кожевенно-обувных товаров»

    Программа дисциплины
    самостоятельная работа студентов, в которую входят освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение указанных выше рефератов и докладов.
  5. Программа дисциплины «таможенная экспертиза качества непродовольственных товаров и сырья»

    Программа дисциплины
    изучение целей, задач, назначения, принципов таможенной экспертизы непродовольственных товаров; современных методов проведения таможенной экспертизы товаров; организации государственного контроля внешнеэкономической деятельности,
  6. Программа дисциплины «рынок непродовольственных товаров»

    Программа дисциплины
    самостоятельная работа студентов, в которую входят освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение рефератов и докладов.

Другие похожие документы..