Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по переработке нефти, газа и продуктов их переработки, осуществляемой юридическ...полностью>>
'Программа'
2. Определить государственным заказчиком Республиканской целевой программы "Доступная среда на 2011 - 2015 годы" Министерство социальной за...полностью>>
'Урок'
На тему: «Методика проведення заняття з предмету «Технологія приготування їжі з основами товарознавства» з використанням педагогічних технологій на о...полностью>>
'Документ'
Информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном отчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумаг...полностью>>

Главная > Автореферат диссертации

Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Новикова Нина Петровна

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ РФ

12.00.02 – конституционное право; муниципальное право

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Саратов – 2010

Работа выполнена на кафедре государственно-правовых дисциплин ФГОУ ВПО «Саратовский юридический институт МВД России»

Научный руководитель

доктор юридических наук, профессор

Немытина Марина Викторовна

Официальные оппоненты:

доктор юридических наук, доцент

Хижняк Вероника Сергеевна

кандидат юридических наук, доцент

Громова Ольга Николаевна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Самарский государственный университет»

Защита диссертации состоится 23 апреля 2010 г. в 10 часов 00 мин. на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 212.243.16 при
ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» по адресу: 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, корп. 12, ауд. 510.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале № 3 Зональной научной библиотеки ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского».

Автореферат диссертации разослан «_____» __________ 2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат юридических наук, доцент Е.А. Тихон

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. Будущее России зависит от созданных в стране условий для реализации потенциала подрастающего поколения. Не только семья, но и институты государства и общества несут ответственность за судьбы несовершеннолетних, обеспечивают преимущественную защиту их прав по сравнению с другими категориями населения.

Несмотря на возросшую заинтересованность российского общества в благополучии несовершеннолетних, в последнее пятилетие стабильно фиксируется тенденция к увеличению общего количества выявленных нарушений законодательства в отношении рассматриваемой категории населения: с 220 тыс. почти до 570 тыс. (рост в 2,5 раза)1. По сравнению с 2007 г. в 2008 г. число выявленных нарушений законности в сфере образования возросло на четверть, в сфере занятости на – 17 %, в области защиты семьи, материнства и детства на – 14 %. В 2008 г. в отношении 126 тыс. несовершеннолетних совершены преступления различной степени тяжести, в результате которых погибли около 2 тыс. детей2. Недобросовестное исполнение родителями конституционной обязанности по заботе о детях, недостаточный контроль соответствующих государственных органов за условиями их содержания и воспитания способствуют увеличению противоправного поведения несовершеннолетних. По данным МВД России, в период с января по август 2009 г. каждое восьмое оконченное расследованием преступление совершено несовершеннолетними или при их участии3.

Сложившаяся в стране ситуация усугубляется мировым экономическим кризисом, последствиями которого становятся падение уровня жизни семьи и правовой защищенности детей.

При всем многообразии государственных органов и органов местного самоуправления, призванных обеспечивать права несовершеннолетних и осуществлять их защиту, ни на Федеральном уровне, ни на уровне субъектов Федерации не удается замкнуть в одну цепочку все звенья ювенальной юстиции, скоординировать их деятельность, четко распределить компетенцию, исключив параллелизм и дублирование в работе. Не удается также выстроить взаимодействие между государственными органами и общественными объединениями, создав которые, граждане не в силу служебных полномочий, а по зову совести выполняют благородную миссию защиты прав несовершеннолетних.

Научная задача работы состоит в выработке конституционно-правовых основ взаимодействия государственных органов и общественных объединений по защите прав несовершеннолетних на уровне субъектов Российской Федерации.

Цель работы состоит в выявлении и разрешении с позиций отрасли конституционного права актуальных теоретических и практических проблем взаимодействия государственных органов и общественных объединений по защите прав несовершеннолетних на уровне субъектов Российской Федерации.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования:

  • раскрыть содержание категории «несовершеннолетний» в российском праве в русле соотношения норм конституционного права с нормами международного права и других отраслей российского права;

  • с позиций отрасли конституционного права выявить соотношение частных и публичных интересов в обеспечении и защите прав несовершеннолетних, идентифицировать субъекты, являющиеся носителями этих интересов;

  • определить элементы механизма защиты прав несовершеннолетних на уровне Российской Федерации и ее субъектов, формы, способы и средства защиты;

  • рассмотреть вопросы совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, а также собственные полномочия субъектов Федерации в сфере защиты прав несовершеннолетних;

  • провести анализ нормативно-правового регулирования и практики защиты прав несовершеннолетних в отдельных субъектах Российской Федерации;

  • изучить функционирование системы государственных органов, органов местного самоуправления по защите прав несовершеннолетних, ее специфику применительно к отдельным субъектам Российской Федерации;

  • исследовать конституционные основы деятельности общественных объединений по защите прав несовершеннолетних;

  • изучить деятельность общественных объединений, призванных осуществлять защиту прав несовершеннолетних на уровне субъектов Федерации;

  • выявить факторы правового, социально-экономического, политического и культурного характера в субъектах РФ, оказывающие влияние на институты государства и общества в сфере защиты прав несовершеннолетних;

  • предложить модели взаимодействия государственных органов и общественных объединений по защите прав несовершеннолетних на уровне субъектов Российской Федерации.

Объектом диссертационного исследования выступают конституционные отношения, возникающие в процессе защиты прав несовершеннолетних государственными органами и общественными объединениями на уровне субъектов Российской Федерации.

Предметом диссертационного исследования являются теоретические разработки, связанные с конституционно-правовым статусом несовершеннолетних и деятельностью государственных органов и общественных объединений по защите их прав на уровне субъектов Российской Федерации, федеральное и региональное законодательство и практика правоприменения в обозначенной сфере.

Степень научной разработанности проблемы. Для решения исследуемых задач было необходимо изучение накопленного в юриспруденции массива знаний в области: а) общей теории права и прав человека; б) федерализма и разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами; в) конституционных основ деятельности государственных органов, общественных объединений и их взаимодействия; г) правового статуса несовершеннолетних и защиты их прав.

Рассмотрение поставленных проблем невозможно без уяснения общих подходов к обеспечению и защите прав человека. Особую значимость для решения поставленных в диссертационном исследовании задач имели работы следующих ученых: С.С. Алексеева, П.В. Анисимова, М.В. Баглая, М.И. Байтина, Н.А. Богданова, Н.С. Бондаря, В.Н. Бутылина, Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, Л.И. Глухаревой, В.Д. Зорькина, В.Т. Кабышева, Г.Н. Комковой, В.Н. Кудрявцева, Е.А. Лукашевой, В.О. Лучина, А.В. Малько, Н.И. Матузова, А.С. Мордовца, В.С. Нерсесянца, А.В. Полякова, И.В. Ростовщикова, Ф.М. Рудинского, Б.Н. Топорнина, В.С. Хижняк, В.Е. Чиркина, Б.С. Эбзеева и других.

Проблемы федерализма и разграничения полномочий между Российской Федерацией и её субъектами нашли решение в трудах В.И. Васильева, О.Н. Громовой, Т.В. Заметиной, И.А. Конюховой, В.В. Полянского, А.Е. Постникова, А.А. Подмарева, Л.В. Смирнягина, Б.А. Страшун, Б.Н. Топорнина, В.Е. Чиркина, В.С. Шевцова и других авторов.

Правовой статус общественных объединений исследовались О.В. Власовой, О.А. Кожевниковым, А.В. Орловым, С.А. Солдатовым, Д.В. Федоренко, С.С. Юрьевым, Ц.А. Ямпольской. Отдельным теоретическим аспектам взаимодействия институтов государства и общества в сфере защиты прав человека посвящены работы П.П. Баранова, В.И. Гавриленко, Л.Е. Лаптевой, Т.Д. Матвеевой, Р.А. Ромашова, О.Ю. Рыбакова, О.И. Цыбулевской и других.

Непосредственно разработкой проблем защиты прав несовершеннолетних с позиций теории государства и права, а также конституционного и других отраслей российского права занимались следующие ученые: В.И. Абрамов, Ю.Ф. Беспалов, Ж.А Бикситова, О.Ю. Блохина, Н.Е. Борисова, О.В Бутько, О.Н. Ведерникова, О.И. Величко, М.Н. Гернет, Н.В. Кравчук, А.П. Мелешко, Г.М. Миньковский, Л.Ю. Михеева, М.В. Немытина, А.М. Нечаева, Л.М. Пчелинцева, В.Д. Рузанова, Н.М. Савельева, И.Н. Туктарова, А.Г. Хабибуллин, А.М. Эрделевский и другие. Проблемам становления и развития в Российской Федерации ювенальной системы и юстиции посвятили свои работы Л.Н. Андрющенко, О.Н. Ведерникова, В.Д. Ермаков, Р.Р. Максудов, Н.П. Мелешко, Э.Б. Мельникова. И.В. Предеина, Р.С. Хисматуллин и другие авторы.

При написании диссертации использовались данные других наук. Привлекались сведения по вопросам демографии и социологии, содержащиеся в работах Ю. Андреевой и И. Костериной, Н.И. Ловцовой, С.И. Левиковой, В.В. Нехаева, Ю.Ф. Флоринской.

Вместе с тем в науке конституционного права нет исследований, специально посвященных защите прав несовершеннолетних государственными органами и общественными объединениями на уровне субъектов Федерации, взаимодействия институтов государства и общества в обозначенной сфере. Указанные обстоятельства определили выбор темы диссертационного исследования, постановку целей и задач, а также объект и предмет исследования.

Методологическая основа диссертационного исследования. С помощью диалектического метода институты государства и общества рассмотрены во взаимодействии и развитии. Системный метод позволил комплексно изучить деятельность государственных органов и общественных объединений по защите прав несовершеннолетних. Исследование факторов, обеспечивающих функционирование системы государственных органов и общественных объединений в сфере защиты прав несовершеннолетних, проведено на основе анализа и синтеза. При конструировании моделей взаимодействия государственных органов и общественных объединений в обозначенной сфере общественных отношений использовался метод моделирования. Метод сравнительно-правовых исследований позволил сопоставить нормы конституционного и других отраслей права, нормы международного права, сравнить нормы законодательства субъектов Российской Федерации в сфере регулирования прав несовершеннолетних; формально-юридический – оценить источники права и содержащиеся в них правовые нормы, регламентирующие деятельность институтов государства и общества по защите интересов семьи и прав детей; социологический – проанализировать демографическую ситуацию, состояние социальной защиты в обозначенной сфере жизни общества, уровень преступности несовершеннолетних; статистический – сопоставить показатели деятельности различных органов и организаций по защите прав несовершеннолетних.

Теоретическую основу исследования составили: работы представителей теории государства и права и конституционного права по проблемам защиты прав человека, по федерализму, правовому статусу общественных объединений, вопросам взаимодействия институтов государства и общества; публикации, касающиеся нормативно-правовой регламентации и практической реализации прав несовершеннолетних в конституционном и других отраслях права, а также затрагивающие различные аспекты исследуемой проблемы работы социологов, демографов, психологов.

Нормативная база исследования. В ходе исследования изучены положения Конституции Российской Федерации 1993 г., принятые в их развитие нормы конституционного и других отраслей права.

Проанализированы международно-правовые акты, конституции зарубежных государств. Изучены конституции, уставы и законодательство более десяти субъектов Российской Федерации (Астраханской, Волгоградской, Воронежской, Ивановской, Саратовской, Самарской областей, Республики Коми, Республики Дагестан, Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры).

В работе использованы постановления и определения Конституционного Суда РФ, постановления Верховного Суда РФ, практика судебных и правоохранительных органов.

В диссертационное исследование были привлечены уставы и иные учредительные документы общественных объединений.

Эмпирическую базу исследования составляют:

  • статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ о демографическом положении в Российской Федерации;

  • статистические данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации о соблюдении и защите прав несовершеннолетних;

  • статистические данные МВД России о состоянии и динамике преступности несовершеннолетних;

  • статистические данные об обращениях к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному по правам ребёнка в Волгоградской области, Уполномоченному по правам человека в Саратовской области;

  • данные опубликованных социологических исследований по проблемам молодежной политики, правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;

  • информация о работе судебных и правоохранительных органов, общественных объединений, опубликованная в научной литературе и периодической печати.

Научная новизна диссертационного исследования. Диссертация представляет собой первое в науке конституционного права монографическое исследование, посвященное проблемам взаимодействия институтов государства и общества по защите прав несовершеннолетних на уровне субъектов Российской Федерации. На основе изученной научной литературы, законодательства и правоприменительной практики с позиций системного подхода к защите прав несовершеннолетних и с учетом опыта деятельности государственных органов и общественных объединений в субъектах Российской Федерации в обозначенной сфере автором предлагаются формы, методы и модели их взаимодействия.

Результаты проведенной работы позволили сформулировать выводы и предложения, выражающие и конкретизирующие научную новизну исследования.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Носителями частных интересов несовершеннолетних в правовом регулировании являются они сами, их родители, законные представители, семья. Выразителями публичных интересов в защите прав несовершеннолетних выступают институты государства и гражданского общества. Заложенный в нормах Конституции РФ (ст.ст. 2, 7, 30, 33, ч. 1, 2 ст. 38, ст. 45) баланс частных и публичных интересов служит основой механизма обеспечения и защиты прав несовершеннолетних как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

2. Выстраиваемая в Российской Федерации система защиты прав несовершеннолетних (ювенальная система) включает в себя многочисленные институты государства и общества, осуществляющие комплекс мер, направленных на последовательное создание правовых условий для реализации прав несовершеннолетними, устранения препятствий в их осуществлении, восстановления нарушенных прав. При построении этой системы должна учитываться специфика субъектов Федерации, которые в соответствии с Конституцией РФ располагают достаточно широкими полномочиями по защите интересов семьи и прав детей, правовой социализации несовершеннолетних.

3. Представляется целесообразным решать проблемы защиты прав несовершеннолетних и создания ювенальной системы не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Федерации, используя потенциал институтов государства и общества. И основой взаимодействия здесь являются положения Конституции РФ об основах конституционного строя (ст. ст. 2, 3, 5, 7, ч. ч. 2, 3 ст. 11, 12, ч. ч. 4,5 ст. 13), правах и свободах человека и гражданина (ст. ст. 17, 18, 19, 30, ч. 1,2 ст. 38, ч. 1, 2 ст. 39), федеративном устройстве Российской Федерации (ст. ст. 71–73, 76–78).

4. Эффективная защита прав несовершеннолетних обеспечивается посредством взаимодействия государственных органов и общественных объединений при четком разделении полномочий между ними, оптимальном сочетании в их деятельности форм, способов и средств защиты, координацией работы многочисленных институтов государства и гражданского общества как в масштабах всей России, так и на уровне отдельных субъектов Российской Федерации.

5. Социальная значимость проблемы защиты прав несовершеннолетних обусловливает необходимость органичного соединения государственного регулирования с общественными инициативами в обозначенной сфере. Общественные объединения (благотворительные, правозащитные, молодежные, детские) отражают состояние гражданского общества. Формирование их в России идет преимущественно «снизу», с регионального уровня. Общественные объединения должны стать равноправными участниками ювенальной системы наряду с государственными органами. Одновременно выработанные и апробированные ими инновационные формы и методы работы в сфере защиты прав несовершеннолетних должны быть интегрированы в деятельность государственных органов с целью повышения эффективности защиты.

6. Функционирование механизма защиты прав несовершеннолетних, включающего институты государства и общества, должно осуществляться в соответствии со следующими принципами: а) преимущественной защиты прав несовершеннолетних – при разрешении конфликтов в обществе права этой категории населения обеспечиваются первоочередной защитой со стороны институтов государства и общества по отношению к другим участникам правоотношений; б) применения превентивных мер – комплекс мероприятий рассматриваемых субъектов защиты прав, включающий их взаимные действия, должен активизироваться тогда, когда еще не произошло нарушения прав несовершеннолетнего; в) последовательности способов защиты – гражданско-правовые средства регулирования конфликтов с участием несовершеннолетних должны предшествовать мерам уголовно-правового характера; г) партнерства институтов государства и общества – деятельность органов государства и общественных организаций в обозначенной сфере осуществляется согласованно, при четком распределении полномочий, исключая параллелизм и дублирование в их работе.

7. Правовое обеспечение и защита прав несовершеннолетних в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах Российской Федерации осуществляется с учетом национальных и региональных особенностей и зависит от социально-экономической ситуации, складывающейся в том или ином субъекте Российской Федерации. В этой связи необходимо: а) установить минимальный стандарт защиты прав несовершеннолетних на федеральном уровне, чтобы семья и дети не становились «заложниками» сформировывающемся в том или ином регионе неблагоприятного положения; б) повысить уровень правовой защищенности несовершеннолетних, используя предоставленные субъектам Федерации Конституцией РФ возможности для законодательного и иного правового регулирования.

8. Следует идентифицировать сложившиеся особенности организации и деятельности государственных органов и общественных объединений в обозначенной сфере применительно к субъектам РФ как модели взаимодействия государственных органов и общественных объединений в сфере защиты прав несовершеннолетних, представляющие собой созданный на конституционной основе комплекс мер экономического, социального и организационно-правового характера по защите прав несовершеннолетних и осуществляемый совместно институтами государства и общества. При создании таких моделей средствами взаимодействия могут стать: а) договоры, соглашения, заключаемые между государственными органами и общественными объединениями, определяющие направления, порядок и условия взаимодействия, распределение полномочий; б) разного рода координирующие структуры, имеющие как государственную, так и общественную природу, замыкающие звенья ювенальной юстиции в единую цепочку и создающие ювенальную систему на уровне субъекта РФ.

9. Для обеспечения партнерства и взаимодействия институтов государства и общества в сфере защиты прав несовершеннолетних с учетом федеративного устройства и специфики организации институтов общества и государства по защите интересов семьи и прав детей целесообразно разработать и принять субъектами Федерации законы «Об основах взаимодействия государственных органов и общественных объединений по защите прав несовершеннолетних», содержащие принципы организации и деятельности, структуру органов и организаций, направления и формы их взаимодействия, полномочия и меры ответственности.

10. Решению проблем защиты прав несовершеннолетних может способствовать выделение центрального звена в действующей системе. Если на федеральном уровне им становится Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, призванный координировать деятельность всех государственных органов и общественных объединений в масштабах страны, то и на уровне субъекта Федерации это должен быть орган исполнительной власти субъекта Федерации, что позволит одновременно учесть федеративное устройство РФ (в соответствии с ч. 3 ст. 5 Конституции РФ государственная власть едина), особенности того или иного региона и одновременно обеспечить взаимодействие институтов государства и общества.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Положения диссертации могут иметь значение для дальнейшей разработки научных проблем связанных с защитой прав несовершеннолетних институтами государства и общества.

Положения и выводы, сформулированные по результатам проведенного диссертационного исследования, могут служить основой для развития законодательства и практики правоприменения как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов.

Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе при преподавании конституционного права и других дисциплин, а также при создании специальных курсов по правам человека, ювенальной юстиции, по защите прав несовершеннолетних.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Права ребенка и их защита в россии: общетеоретический анализ 12. 00. 01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

    Автореферат
    Защита состоится 25 сентября 2007 года в 14 часов на заседании диссер-тационного совета Д 212.239.02 при ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права» по адресу: 410056, г.
  2. Н. С. Тимофеев Муниципальное право России: учебник

    Учебник
    В учебнике освещаются современная организация местного самоуправления в Российской Федерации, развитие российского законодательства и практики в данной сфере, а также состояние муниципального права как одной из юридических наук.
  3. 2. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности Академии

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» создана в соответствии с Указом Президента РФ от 11.
  4. Институт помилования в российской федерации: конституционно-правовые начала

    Реферат
    Актуальность темы исследования предопределяется политико-правовым значением помилования, составляющего важную принадлежность характеристики правового демократического государства.
  5. Общая теория юридической ответственности 12. 00. 01. теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

    Автореферат
    Защита состоится 22 февраля 2005 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.239.02. при ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права» по адресу: 410056, г.

Другие похожие документы..