Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1 г. N 1441 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российск...полностью>>
'Документ'
3. Цільове призначення земельної частки (паю), посвідченої сертифікатом. . Ціна договору і умови оплати .1. Продаж права на земельну частку (пай), пос...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Деньги, кредит, банки: Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения / сост. О.Б. Шевелева; Кузбас. ин-т экон. и права. - Кемерово,...полностью>>
'Документ'
В процессе проектирования новой или модернизации существующей технической системы решаются задачи расчета параметров и исследования процессов в этой с...полностью>>

Главная > Учебно-методический комплекс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

КАРЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет историко-филологический

Кафедра литературы

Рассмотрено и рекомендовано

На заседании кафедры

Протокол №2

«__31» _____октября_______ 2007г.

Зав. кафедрой __Пигин А.В.______________

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета_Калашникова Е.А.

__________________________

«___» _______________ 200 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины Зарубежная литература 17-18 вв

вузовского компонента цикла ДПП. Ф.13

по подготовке (специалиста, бакалавра)

по специальности 032900 Русский язык и литература

Составитель:

Ученое звание, степень, должность
ФИО

_ст. преподаватель Орлов С.В.

(подпись)

«__» __________ 200 г.

Пояснительная записка

В ходе изучения зарубежной литературы 17 –18 веков предполагается знакомство с развитием литературного процесса, с деятельностью выдающихся писателей периода, который ознаменован назреванием и проведением первых буржуазных революций – английской, американской, французской. При изучении зарубежной литературы 17 –18 веков должны быть учтены две стороны: самостоятельная эстетическая ценность, неповторимое своеобразие памятников литературы этого периода – великих произведений Корнеля, Расина, Мильтона, Свифта, Дидро, Руссо, Гёте и значение достижений литературы классицизма, барокко, основных художественных направлений эпохи Просвещения для последующего развития духовной культуры человечества.

В процессе изучения курса следует уделять внимание межпредметным связям, рассматривать литературу на фоне исторического развития зарубежных стран, привлекать факты истории, философии, науки, искусства.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

КАРЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет историко-филологический

Кафедра литературы

УТВЕРЖДАЮ:

Декан историко-филологического

факультета_Калашникова Е.А.

«___» ____________ 2007г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Зарубежная литература 17-18 веков

По подготовке специалиста

По направлению (специальности) 032900 Русский язык и литература

курс 2, семестр 3 (заочная форма обучения)

Нормативная трудоемкость дисциплины

Семестр

Учебные занятия

Форма итоговой аттестации (зач., экз.)

Всего часов

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа студентов

3

24

24

24

экз

Петрозаводск

2007

Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению (специальности) 032900 Русский язык и литература

Рабочая программа разработана на основе (с использованием) Программа дисциплин предметной подготовки. История зарубежной литературы. М., 2001.

Разработчик программы ст. преподаватель Орлов С.В.

«15» сентября 2007г.

__________________ (подпись)

Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры литературы 31 октября 2007 г., протокол № 2.

Заведующий кафедрой доктор филологических наук, доцент Пигин Александр Валерьевич

«31» октября 2007г.

__________________ (подпись)

Настоящая программа не может быть использована

другими вузами или подразделениями университета

без разрешения разработчика программы.

  1. Внешние требования (Требования ГОС)

Шифр

дисциплины

Содержание учебной дисциплины

Часы

ДПП. Ф.13

Литература ХVII в.: классицизм, барокко. Литература ХVIII в.: просвещение, сентиментализм, предромантизм. Творчество крупнейших зарубежных писателей, анализ основных произведений. Проблемы поэтики зарубежной литературы. Русско-зарубежные литературные связи

24

2. Цели и задачи преподавания дисциплины

2.1 Цель: способствовать формированию современного научного представления о специфике и закономерностях европейского литературного процесса 17-18 веков; дать характеристику основным художественным направлениям литературы 17-18 веков, раскрыть их эстетическую значимость

2.2 Задачи. В результате изучения дисциплины студент будет

иметь представление (понимать и уметь объяснить): о национальной специфике основных изучаемых литератур (испанской, французской, английской, немецкой).

знать: (в основных моментах) биографии крупнейших писателей 17-18 веков (Мильтон, Корнель, Расин, Мольер, Дефо, Свифт, Филдинг, Вольтер, Дидро, Руссо, Шиллер, Гёте, Бернс), иметь представление об их эстетических взглядах;

уметь: рассматривать литературный процесс 17-18 веков в культурном контексте эпохи; устанавливать межлитературные связи (особенно с русской литературой); анализировать литературные произведения в единстве формы и содержания, относящиеся к разным жанрам; пользоваться справочной и критической литературой

иметь опыт (навыки): проблемного анализа в ходе подготовки к практическим занятиям; реферирования и конспектирования критической литературы, предлагаемой преподавателем для подготовки к практическим занятиям

3. Содержание и структура дисциплины

3.1 Сводные данные об учебной дисциплине

Блок, модуль, раздел, тема

Количество часов занятий

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Общая характеристика литературы 17 века.

Французский классицизм.

Проза классицизма.

Испанская литература 17 века.

Общая характеристика английской литературы 17 века.

Литература эпохи Просвещения.

Английское Просвещение

Семейно-бытовой роман и творчество Филдинга.

Английский сентиментализм и творчество Л. Стерна.

Предромантизм в Англии. Творчество Роберта Бернса.

Французская литература Просвещения

Философская проза и драматургия Вольтера.

Творчество Ж. Руссо.

Драматургия и проза Дидро.

Творчество Бомарше.

Немецкое Просвещение. Литература “Бури и натиска”.

Творчество Лессинга.

Творчество Гете. Лирика, драматургия, проза.

Творчество Шиллера

Итальянское Просвещение. Творчество Гольдони и Гоцци.

1

1

1

1

1

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

3.2 Лекции

1. Общая характеристика литературы 17 века.

17 век как особая историческая и культурная эпоха. Хронологические рамки этой эпохи в отдельных странах Европы. Роль буржуазии в 17 веке.

Классицизм как теория искусства, сформировавшаяся впервые в трудах итальянских гуманистов 16 века и воспринятая художниками и теоретиками 17-18 вв. Традиции Возрождения и проблема «личность и мир» в эстетической системе классицизма. Социальная и философская почва классицизма и различные его течения. Наследие античности и эстетическая система классицизма. Классицизм и становление национальных языков. Основные положения эстетической системы классицизма: цель художественного творчества, отношение искусства к действительности, природный дар и мастерство, замысел и вдохновение, обоснование нормы литературного языка, иерархия жанров; антиисторизм классицизма. Разноречивость в истолковании законов художественного творчества – отражение борьбы течений внутри классицизма. Своеобразие классицизма в национальных литературах.

Барокко как литературное направление, отмеченное остротой реакции на противоречивость эпохи, порождающей ощущение хаоса внутри и вовне человека. Сложность социальной и художественной природы барокко, обусловившей многоплановость его идейно-художественных тенденций. Антиномичность осмысления и образного восприятия жизни в литературе барокко: сочетание иррационального и дидактики, аскезы и гедонизма, обдуманной усложненности и игры метафорами. Стилистика барокко. Традиции Возрождения и Средневековья в барокко. Барокко и модернизм.

2. Французский классицизм

Первый этап в развитии классицистической драматургии. Корнель. Периодизация его творчества. «Сид» как произведение, отражающее исторические сдвиги в судьбе Франции первой трети 17 века. Понятие о высокой трагедии. Конфликт чувства и долга как основной драматургический конфликт классицистического театра. Трагическая коллизия «Сида» и ее разрешение. Образы главных героев. проблема метода в «Сиде». «Сид» и классицистическая доктрина. Корнель – теоретик театра. Стилистическое своеобразие трагедий Корнеля.

Расин: периодизация творчества. Трагедии Расина и новый этап французского классицизма. Классицистическая доктрина и форма трагедии Расина. Специфика жанра трагедии в творчестве Расина. Мастерство изображения внутреннего мира человека и идейно-философская концепция «Андромахи». Образ Андромахи и проблема положительного героя в творчестве Расина. Античные сюжеты и образы в трагедии Расина. Трагический конфликт «Федры» и его художественное решение. Образная структура трагедии и классицистический канон.

Основные этапы творческого пути Буало. Противоречия в мировоззрении и эстетике Буало. «Поэтическое искусство» – манифест классицизма; композиция и содержание трактата, его историческое значение.

Мольер: периодизация творчества. Богатство жанров драматургии Мольера, их связь с традициями народного театра. Борьба Мольера за высокую комедию. Эстетическое кредо Мольера и классицистическая доктрина. Панорама французского общества, собирательные образы дворянина, буржуа, плебея. Тема буржуазии в комедиях Мольера. Осмеяние буржуа, пробивающегося в дворянство. Образы молодых буржуа и их слуг в комедиях Мольера. Значение положительных героев. Мольер в России.

Лафонтен, его стихотворные новеллы и Ани. Эволюция творчества Лафонтена. «Сказки», традиции Возрождения и классицистический метод. Сатира в баснях Лафонтена. Образ человека из народа. Жанровое своеобразие басен Лафонтена. Композиция, язык и стиль басен Лафонтена. Драматический элемент в характеристике персонажей. Значение Лафонтена в развитии басенного жанра.

3. Проза классицизма

Жанры классицистической прозы. Творчество французских писателей -моралистов. Ф. Ларошфуко “Максимы”, Б. Паскаль “Мысли”, Ж.. ЛабрюйерХарактеры Особенности жанра афоризма, связь с эстетикой классицизма. Философские и эстетические взгляды французских моралистов

4. Испанская литература 17 века

Специфика развития испанской литературы. Барокко в испанской литературе 17 в. Культеранизм, консептизм, гонгоризм. Ренессансные традиции и проблема барокко в творчестве Кальдерона. Периодизация творческого пути Кальдерона. Драматический конфликт морально-философских пьес «Жизнь есть сон», «Стойкий принц». Поиски смысла бытия в драме П.Кальдерона «Жизнь есть сон»: жанровое своеобразие; композиция драмы; тематическое своеобразие; художественное время и пространство; метаморфозы Сехизмундо: инерция бытия и обретение реальности; сон как литературный прием; сон и реальность; фатум и свобода выбора жизненного пути; метаморфозы короля Басилио: следование року и преодоление рока.

5. Общая характеристика английской литературы 17 века

Общая характеристика литературного процесса. Маньеристические, барочные, классицистические тенденции в английской литературе 17 в. Три этапа развития английской литературы 17 столетия: предреволюционный; 40-50 гг.; Реставрация. Формирование пуританской литературы. Ограничивающее воздействие религиозных идей. Защита буржуазных политических и эстетических идеалов писателями-пуританами.

Творчество Бена Джонсона. Его эстетические взгляды; своеобразие английского классицизма на раннем этапе. Бен Джонсон – драматург; другие младшие современники Шекспира. поэзия 17 века в Англии. Донн и барокко. Поэзия метафизиков.

Общеевропейское значение английской буржуазной революции. Мильтон – крупнейший поэт и публицист английской революции. Периодизация творческого пути. Раннее творчество. Поэзия Мильтона. Деятельность Мильтона-публициста. Защита слова («Ареопагитика»), оправдание казни короля («Иконоборец»), защита республики («Защита английского народа»). Образность и острота публицистического стиля Мильтона. «Потерянный рай» – библейский эпос Мильтона о судьбе мировой истории. Замысел и его художественное воплощение в поэме. Проблема добра и зла в поэме. Образы Адама, Евы, Сатаны.

6. Литература эпохи Просвещения

Историческое своеобразие просветительского движения в европейских странах. Этапы западноевропейского Просвещения. Основные положения просветительской эстетики. Жанры просветительской литературы.

7. Английское Просвещение

Формирование просветительских тенденций в английской литературе. Противоречия английского Просвещения как следствие особенностей английского общественного развития конца 17-18 в.

Особое место Свифта в английской литературе18 в. Периодизация его творчества. Начало литературной деятельности Свифта-сатирика. Политический смысл публицистики Свифта. «Сказка бочки». «Путешествие Гулливера» и жанр мениппеи. Обобщающая сатирическая картина современной европейской действительности. Композиция романа. Идеал Свифта и образ Гулливера. Эволюция образа Гулливера в связи с развитием общественно-политической концепции Свифта и изменениями его взгляда на человека. Варианты государственного устройства, описанные в романе: путешествие Гулливера к лилипутам; путешествие Гулливера в Бробдингнег (к великанам); путешествие в Лапуту и другие страны; путешествие к гуигнгнам (умные лошади и йеху).Особенности фантастики и социальной сатиры в романе.

Дефо. Различие взглядов Дефо и Свифта на буржуазное развитие Англии. Путь Дефо от журналистики к художественному творчеству. «Робинзон Крузо»: жанр, своеобразие художественного метода Дефо. Значение авантюрного элемента в композиции. Концепция образа Робинзона Крузо. Характеристика дневниковых записей Робинзона. Пятница: «образ–оппонент», «образ–идея», или …? Новаторство Дефо в области языка. Роман Дефо как этап в развитии романа.

8. Семейно-бытовой роман и творчество Филдинга

Периодизация творческого пути Филдинга. Продолжение сатирической традиции Свифта в ранних произведениях Филдинга («История Джонатана Уайльда»). Критика английского политического строя в сатирической драматургии Филдинга. Эволюция творчества Филдинга-романиста. «История Джозефа Эндрюса», «История Тома Джонса, найденыша». Полемика Филдинга с Ричардсоном. Понимание романа Филдингом как «comic epic of everyday life». Принцип противопоставления в композиции романа «История Тома Джонса, найденыша». Положительный герой романов Филдинга. Тенденция к раскрытию характера в противоречиях и развитии. Принцип построения сюжета и проблема типизации в романах Филдинга. Особенности языка писателя. Эстетические взгляды Филдинга-романиста. Значение юмора в эстетике Филдинга. Гоголь и Филдинг: функция смеха в литературе.

9. Английский сентиментализм и творчество Л. Стерна

Сентиментализм и его место в системе литературных направлений XVIII века. Литературное новаторство Л.Стерна в романе «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена». Особенности композиции: испытание пределов романной формы. «Повествовательные ловушки» в структуре романа. Роль отступлений в романе. Категории времени и пространства. Игра типографическими возможностями текста. Игра художественными приемами. Концепция образа Тристрама Шенди: история героя; мнения героя; чувства героя; умение видеть и талант рассказывать; этика и эстетика «конька» (хобби); понятие «шендизма» (чудачества).«Тристрам Шенди» – «роман о романе»: отношение автора к роману, литературному труду; «преждевременность» романа для литературы XVIII века; дилемма литературы XVIII века: «о чем рассказать» и «как рассказать»; Автор и Читатель. «Сентиментальное путешествие» и жанр путешествия. Новаторство Стерна. Путешествие как путь познания внутренней жизни человека, воспитание его восприимчивости. Новаторство Стерна.

10. Предромантизм в Англии. Творчество Роберта Бернса

Биография поэта. Народный характер лирики Бернса, ее фольклорная основа. Жанры его поэзии. Шотландская специфика творчества Бернса. Сочувствие идеям французской буржуазной революции в творчестве Бернса. Анализ отдельных стихотворений.

11. Французская литература Просвещения

Общая оценка французской литературы 18 в. Начало упадка французского абсолютизма. ведущие течения французской общественной мысли этого периода. Направления во французской литературе 18 в. Монтескье – видный французский просветитель первой половины 18 в. Государственный строй Франции в «Персидских письмах». Проблема человека в «Персидских письмах». Место этого произведения в развитии французского романа эпохи Просвещения. «Персидские письма» и жанр эпистолярного романа.

12. Философская проза и драматургия Вольтера

Социальные, философские, политические взгляды. Эволюция творческого метода Вольтера и ее отражение в философских повестях. Художественные приемы в философских повестях. Черты просветительского классицизма в трагедиях Вольтера. Основное содержание театральных нововведений Вольтера. Вольтер в России. Просветительская направленность повести Вольтера «Кандид». Философия имени – философия жизни (образ Кандида). Философия Панглоса. Событийный ряд новеллы (статус «события-приключения»). Роль фатума (рока, предопределенности); роль случая и закономерностей. Путешествие в Эльдорадо – вариант социальной утопии. Смысл финала «Кандида».

13. Творчество Ж. Руссо

Социальные, политические и философские взгляды. Критика дворянской цивилизации и теория «естественного состояния». «Общественный договор» – политическая программа Руссо. Педагогическая программа в романе Руссо «Эмиль, или О воспитании». «Юлия, или Новая Элоиза» и жанр сентименталистского романа в письмах. Теория «естественного человека» и ее раскрытие художественными средствами романа. Поэтизация чувств. Культ природы. Место «Исповеди» Руссо в мировой литературе. Руссо и романтическая литература 19 века. Руссо в России.

14. Драматургия и проза Дидро

Дидро – организатор и вдохновитель энциклопедистов. Борьба Дидро с абсолютизмом и феодализмом. Философские взгляды. Дидро как теоретик искусства. «Монахиня», «Племянник Рамо», «Жак-фаталист» – развернутая критика феодального общества, нравственного упадка дворянства 18 столетия. Идейно-художественное своеобразие этих произведений. Творческая история диалога «Племянник Рамо». Жанровая природа этого «необычайного» (Гете) произведения. Философ («Я») как выразитель взглядов просветителей. Племянник Рамо («Он») – деклассированный субъект? шут? приживала? носитель так называемого «разорванного сознания»? Метафизическая инерция Философа и вербальный бунт племянника Рамо. Дидро в России.

15. Творчество Бомарше

Этапы развития творчества. Эстетические взгляды (предисловие к пьесе “Евгения”) Трилогия о Фигаро. Политическое и художественное значение “Женитьбы Фигаро”. Место Бомарше в развитии реалистической комедии 18 в.

16. Немецкое Просвещение. Литература “Бури и натиска”

Положение в Германии в 18 веке. Состояние немецкой культуры до Лессинга. Особенности немецкого Просвещения. Различные течения в штюрмерском движении. Литературная программа штюрмеров. Их оценка античности, Шекспира, Руссо. Штюрмеры и сентиментализм. Литературная деятельность Виланда, Клопштока, Гердера, Ленца , Клингера. Черты историзма и народности в эстетике Гердера.

17. Творчество Лессинга

Лессинг – основоположник Просвещения в Германии. Эстетические взгляды и художественное творчество Лессинга. Драматургия. Комедия “Минна фон Барнхольм”, просветительская драма “Натан Мудрый”, “Эмилия Галотти”. Значение творчества для становления национальной драматургии, развития языка.

18. Творчество Гете. Лирика, драматургия, проза

Периодизация творчества. Лирика периода “Бури и натиска”, “Страдания юного Вертера” и немецкий сентиментализм. Программа веймарского классицизма. Личность И.В.Гете и научное знание эпохи. Творческая история «Фауста» Гете. Жанровое своеобразие «Фауста». Композиционные особенности: характер «Посвящения»; эстетические позиции Гете в «Театральном прологе»; символический характер «Пролога на небе»; сущность спора между Богом и Мефистофелем. Проблема познания и самопознания в трагедии «Фауст»: Фауст и Дух Земли; Фауст и Вагнер; Фауст и Мефистофель; Фауст и Маргарита; Фауст и Елена; Фауст и народ. Смысл истины, найденной Фаустом (последний монолог). Поздняя лирика Гете. Проблема гетевского универсализма.

19. Творчество Шиллера

Штюрмерский период творчества Шиллера. Идейная направленность ранней драматургии Шиллера. «Разбойники», «Коварство и любовь». Особенности художественного метода штюрмерской драматургии Шиллера. Гете и Шиллер в 80-е гг. Проблема «веймарского классицизма» в творчестве Гете и Шиллера. Основные черты эстетики Шиллера. Его отношение к этике и эстетике Канта. Своеобразие стиха и богатство жанров поэзии Шиллера. Ее философская проблематика. Развитие взглядов Гете и Шиллера на французскую буржуазную революцию, их противоречивость. Историческая драматургия Шиллера в конце 90-х гг. и в начале 19 в.

20. Итальянское Просвещение. Творчество Гольдони и Гоцци

Реформа итальянского театра Гольдони. Театральные сказки Гоцци, значение для развития итальянской драматургии.

3.4 Самостоятельная работа студентов

Чтение художественных текстов и работа с научной литературой как составляющая подготовки к практическим занятиям (см. список литературы).

2. Французский классицизм: выучить наизусть отрывок из монолога Сида, Химены или Федры.

4. Испанская литература 17 века: интерпретировать название драмы «Жизнь есть сон» Кальдерона.

7. Английское Просвещение: прокомментировать финал романа «Робинзон Крузо» Дефо.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Античная литература вузовского компонента цикла дпп. Ф. 13 по подготовке (1)

    Учебно-методический комплекс
    Задачи изучения дисциплины сводятся к знакомству с литературными памятниками античности, проведению их анализа в соответствии с принципом единства содержания и формы, а также с учетом историко-культурных условий их возникновения и функционирования.
  2. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Античная литература вузовского компонента цикла дпп. Ф. 13 по подготовке (2)

    Учебно-методический комплекс
    Задачи изучения дисциплины сводятся к знакомству с литературными памятниками античности, проведению их анализа в соответствии с принципом единства содержания и формы, а также с учетом историко-культурных условий их возникновения и функционирования.
  3. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины История зарубежной литературы вузовского компонента цикла дпп. Ф. 05 по подготовке

    Учебно-методический комплекс
    Курс «История зарубежной литературы» разработан для студентов четвертого курса факультета начального образования. Курс ориентирован в первую очередь на повышение филологической компетенции студентов.
  4. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Литература средних веков и Возрождения вузовского компонента цикла (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению (специальности) 032900 Русский язык и литература
  5. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Литература средних веков и Возрождения вузовского компонента цикла (2)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению (специальности) 032900 Русский язык и литература

Другие похожие документы..