Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Цели урока: создание положительных условий для формирования у подростков интереса к чтению произведений А. Грина, для пробуждения “дара воображения”, ...полностью>>
'Доклад'
2. Минэнерго России, Минэкономразвития России, Минприроды России и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" обеспечить реали...полностью>>
'Информационный бюллетень'
Круглый стол №1, дискуссионная площадка №4 «Роль особых экономических зон в развитии Сибири и Дальнего Востока обсудили участники Байкальского экономи...полностью>>
'Реферат'
Развивающиеся страны по численности составляют самую большую группу – примерно 140 государств, расположенных в Азии, Африке, Латинской Америке и Океан...полностью>>

Главная > Программа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУ

по специальности

19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии

Введение

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19.00.01- Общая психология, психология личности, история психологии состоит из трех разделов, которые включают в себя темы по истории психологии, общей психологии и психологии личности. От экзаменующегося требуется знание материалов, включенных в данные разделы, а также умение кратко изложить содержание работы, представленной в качестве реферата, и владение всем кругом вопросов связанных с узкой областью, к которой относится реферат.

Соответственно, вступительный экзамен в аспирантуру включает три теоретических вопросов - по каждой из трех тем, краткое изложение сути реферата и вопрос по области, к которой относится реферат.

Тема реферата определяется совместно с предполагаемым научным руководителем и должна соответствовать предметной области паспорта специальности 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии. В случае если имеются опубликованные научные статьи по предполагаемой теме диссертационного исследования, то написание реферата является не обязательным. В этом случае требуется краткое изложение сути вопроса, рассмотренного в научной статье и ответить на вопросы по предметной области, к которой относится научная статья.

РАЗДЕЛ I. Общая психология

Общие характеристики психологической науки. Общая характеристика психологической науки Предмет и задачи психологии как науки. Специфические особенности психологии. Основные отличия житейской и научной психологии. Методологически основы и место психологии среди других наук. Структура курса «Общая психология». Определение психики. Психология как наука о происхождении, функционировании и структуре психического. Психическое отражение как субъективный образ окружающей действительности. Динамическая модель психических явлений. Активный характер психики.

Основы общей психологии Этапы исторического развития научных взглядов на природу психического. Материалистический, идеалистический, дуалистический подходы. Становление психологии как науки. Отрасли в психологии. Связь теоретической и прикладной психологии.

Зарождение и эволюция психики. Общие представления о высшей нервной деятельности. Мозг и психика. Психофизиологический механизм. Анализ оппозиции инстинкт – разум. Формы отражения. Переход к историческому развитию и общественному производству, социальной организации людей. Общественные отношения. Индивид, субъект, личность, индивидуальность. Язык, общение, поведение. Сознание. Культурно-историческая теория психики.

Методы психологии. Различные подходы, концепции и точки зрения на понимание, отбор и систематизацию психологических методов. Достоинства и недостатки отдельных методов психологии.

Сущность психического. Психика как форма отражения окружающей действительности. Специфика психического отражения. Психическое отражение как механизм построения субъективной модели мира. Регуляторная функция психики. Уровни психического отражения. Понятие психической проекции. Сознание и неосознаваемые психические процессы. Парадоксальность психического отражения. Проблема возникновения сознания. Принцип единства сознания и деятельности. Структурно – функциональное единство сознания. Биологическое и социальное в психике человека. Генезис высших психических функций. Социально опосредованный характер высших психических функций. Общие понятия о бессознательном. Подходы к изучению проблемы бессознательного в психологии. Возможности и проблемы исследования психики и сознания человека. Объективные методы исследования психических процессов. Формирование и моделирование психических процессов как метод исследования. Проблема выделения единицы анализа психического. Основные направления в психологии.

Общие представления о психических процессах. Познавательные процессы.

1. Внимание.

– Сущность и определение внимания. Функции. Физиологические основы. Виды внимания. Характеристики (свойства) внимания. Внимательность. Теории внимания.

2. Ощущения

– Определение. Сенсорная чувствительность. Сенсорный образ. Физиологические основы (анализатор). Классификации. Общие свойства. Измерение ощущений: абсолютная и дифференциальная чувствительность; сенсорные пороги; психофизическое шкалирование и основной психофизический закон. Сенсорная адаптация. Взаимодействие ощущений. Сенсибилизация, синестезия. Сенсорные свойства человека.

3. Восприятие.

– Определение. Перцептивный образ. Физиологические основы. Классификации.

Характеристики (свойства). Восприятие пространства. Восприятие времени. Восприятие движения. Наблюдение и наблюдательность. Восприятие человека человеком как специфический вид перцепции. Человек как объект и как субъект социальной перцепции.

4. Память.

– Общее понятие. Определение. Образы памяти (представления). Классификация. Роды памяти (генетическая, импринтинг, прижизненная). Психофизиологические основы памяти. Ассоциации. Виды памяти (двигательная, эмоциональная, образная, мыслительная). Уровни памяти (непроизвольная, произвольная). Формы памяти (мгновенная, кратковременная, промежуточная, долговременная, оперативная). Сон как функция памяти. Процессы памяти (запоминание, хранение, забывание, воспроизведение).

5. Воображение.

– Определение. Образы воображения (представления). Функции. Механизмы. Способы формирования представлений. Виды воображения. Формы проявления: фантазия, мечта, идеал, грезы, галлюцинации, сновидения.

6. Мышление.

– Сущность мышления. Определение. Функции. Логические формы мышления (понятия, суждения, обоснования, умозаключения). Мышление как процесс (фазы и операции). Классификация мышления (предметное, образное, понятийное; практическое, теоретическое; дискурсивное, интуитивное). Индивидуальные особенности мышления. Ум. Интеллект.

7. Речь. Физиологические основы речи. Развитие речи

– Сущность речи. Определение. Речь и язык. Функции. Физиологические основы речи. Развитие речи (в онтогенезе). Классификация речи (внешняя, внутренняя; устная, письменная; монолог, диалог, полилог). Речевые свойства личности.

Характеристика эмоционально-волевых процессов.

1. Эмоции.

– Определение. Эмоциональная чувствительность. Единство эмоциональных процессов и состояний. Потребностно-мотивационная основа эмоций. Функции и общие свойства эмоций. Классификация. Формы переживания эмоций. Физиологические основы. Теории эмоций.

2. Чувства.

– Определение. Соотношение с эмоциями. Функции чувств. Классификация.

Характеристики чувств. Формы переживания чувств. Аффективные особенности личности.

3. Воля

– Определение. Проблема воли в философии и психологии. Место воли в системе психики. Природа воли. Действие как проявление воли. Филогенез воли. Уровни волевой регуляции. Функции воли. Физиологические основы. Общие характеристики воли. Волевые свойства личности. Теории личности.

О психологии деятельности. Понятие и строение человеческой деятельности. Виды и развитие человеческой деятельности. Деятельность и психические процессы. Общие представления и психомоторика. Двигательная активность. Действие и движение. Характеристики и классификации движений. Фоновая моторика и основные двигательные реакции (сенсомоторика, идеомоторика). Субъект и деятельность. Мотивация деятельности. Интериоризация и экстериоризация в деятельности. Деятельность и активность субъекта. Теории деятельности. Предметный характер деятельности. Психологическое строение деятельности (мотивы, цели). Ориентировочная и исполнительская части деятельности. Основные виды деятельности. Игровая деятельность и ее особенности. Учебная деятельность. Трудовая деятельность.

Сознание – высший интегратор психики. Функции и свойства сознания. Патология сознания. Бессознательное. Самосознание.

Психические состояния. Общее представление о психических состояниях. Общие характеристики состояний. Виды и классификации. Экстремальные состояния. Тревожность.Напряженность. Фрустрация. Дискомфорт. Стресс.

Индивидуально-типологические свойства человека. 1. Предпосылки и условия. Индивид как биосоциальная целостность. Генотип и фенотип. Высшие психические свойства индивида. «Индивидуализация индивида» (А.Н.Леонтьев). Психологические аспекты половых различий. Возрастные особенности развития индивида. Возрастная периодизация.

2. Темперамент. Общие представления о темпераменте. Типы темпераментов. Характеристики типов темпераментов. ВНД и темперамент. Проблемы изменчивости темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

3. Характер. Общие представления о характере. Свойства характера. Типология характеров. Формирование характера. Личность и характер человека. Характер и индивидуальность. Социально-психологическая обусловленность формирования характера. (К.Юнг, А. Леонгард, Личко, П.Б.Ганнушкин). Структура характера и взаимосвязь черт характера. Черты характера и отношения личности. Акцентуации характера.

4. Мотивационная сфера человека. Общие представления о мотивах. Иерархическое строение мотивационной сферы личности. Классификации мотивов. Направленность личности. Психологические установки личности. Личностный выбор и ответственность.

5. Способности. Общее представление о способностях. Индивидуальные различия познавательных способностей познавательных способностей. Способности и деятельность. Проблема измерения способностей. Общие и специальные способности. Компенсация способностей. Творческие (креативные) способности. Развитие способностей.

РАЗДЕЛ II. Психология личности

Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни. Многообразие феноменологии в психологии личности. Практическая психология личности как ремесло и искусство в истории человечества.

Психология личности в науках о природе, человеке и обществе. Междисциплинарный статус проблемы личности. Проблема личности и уровни методологии науки.

Человек и его место в различных системах. Человек и мир человека. Системный и историко-эволюционый подход к личности.

Человек как индивид в системе биогенеза. Человек как личность в системе социогенеза. Человек как индивидуальность в системе персоногенеза.

Движущие силы и условия развития личности. Периодизации развития индивида, личности и индивидуальности. Среда, наследственность и развитие личности. Представление о развитии в различных направлениях психологии. Натуральный и культурный ряды развития личности в онтогенезе (Л.С. Выготский). Концепция двойной детерминации развития личности и ее методологические предпосылки.

Образ жизни, индивидные свойства человека, совместная деятельность – «безличные» предпосылки и основания развития личности.

Движущие силы развития личности. Принцип саморазвития деятельности как методологическая предпосылка изучения движущих сил развития личности в отечественной психологии. Положение о роли противоречий в системе деятельности как движущей силе развития личности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн). Положение Д.Н.Узнадзе о функциональной тенденции как источника саморазвития поведения личности. Выделение функциональных потребностей, их характеристика и экспериментальное исследование потребность во впечатлениях, потребность в общении). Перспективы изучения механизмов саморазвития деятельности.

Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности. Общее представление об индивидных свойствах человека. (Б.Г.Ананьев). Индивидуальные свойства как предмет дифференциальной психологии. Эволюционный аспект изучения индивидуальных различий между людьми. Гипотеза рассеивающего отбора как механизма эволюции человека в антропогенезе (В.П.Алексеев).

Личность и индивидные свойства человека. Классификация индивидных свойств и их место в регуляции поведения личности.

Органические побуждения индивида и их влияние на поведение личности.

Индивидно-типические свойства человека. Строение тела и особенности психики. Типы конституции, их соматические признаки. Типологии Э. Кречмера и В. Шелдона. Их критика.

Личность в социогенезе. Социально-исторический образ жизни - источник развития личности. Личность в истории культуры. Культура и программы поведения. Проблема социально-типического в личности. Социальный характер и национальный характер. Сравнительные исследования личности в разных культурах. Социогенетические истоки развития личности.

Личность и социальная группа. Общая характеристика понятий «социальная роль», «социальная группа», «социальный статус». Положение об общественных функциях-ролях и их месте в структуре личности. Ролевые теории личности и их критика. Самопрезентация личности окружающим и ее психологическая функция.

Социализация личности. Развитие моральной регуляции поведения. Социализация как интериоризация социальных форм поведения (Л.С. Выготский).

Социогенез личности как предмет исторической психологии и этнопсихологии.

Персоногенез личности: Индивидуальность личности и ее жизненный путь. Общая характеристика индивидуальности. Нормальное и отклоняющееся развитие личности, психологическое и личностное здоровье. Личностная зрелость.

Продуктивные проявления индивидуальности личности. Самоактуализация, самореализация и персонализация. Выход личности за пределы самой себя (трансцевденция). Природа активности личности. Личность и творчество.

Инструментальные проявления личности. Личность и характер. Способности и их роль в обеспечении эффективности деятельности. Общие и специальные способности. Одаренность, талант и гениальность как разные уровни проявления способностей личности. Современные представления о компетентности личности. Индивидуальный стиль — интегральная характеристика индивидуальности.

Личность как субъект регуляции деятельности. Личностный смысл и смысловая регуляция деятельности личности. Роль мотивации и эмоций в смыслообразовании. Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа. Жизненная стратегия и жизненная позиция личности. Организация личностью времени своей жизни.

Личность в критических ситуациях. Динамика процессов переживания. Психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением. Личностный выбор. Свобода и ответственность.

Структура «Я» и ее исследование в разных направлениях психологии. Положение Джемса с существовании трех компонентов эмпирического «Я»: физическая личность, социальная личность и духовная личность. Разработка представлений о структуре «Я», самосознание, самооценка и самоуважение. Строение и формирование самоотношения. Эгоизм в альтруизм. Диалогическая природа «Я» (М.Бахтин, М. Бубер, Л. Выготский).

РАЗДЕЛ III. История психологии

Общее представление об истории психологии. История психологии, ее предмет и задачи. Методологические проблемы историко-психологического исследования. Условия и закономерности развития психологического знания. Периодизация истории психологического знания. Методы и источники истории психологии, ее значение и место в системе современной психологии.

Психологическая мысль в странах Древнего Востока. Обусловленность психологической мысли в странах Древнего Востока особенностями их общественного развития, уровнем производственной деятельности и культуры. Элементы естественнонаучных представлений об организме и его функциях в восточной медицине и их значение для понимания психики. Психологические учения основных философских и религиозных школ Древней Индии и Китая. Проблема преемственности в развитии психологических знаний в странах Древнего Востока и Запада.

Психологические учения античности. Общая характеристика условий развития и особенностей психологических знаний в античности. Представление о душе. Анимизм, гилозоизм, нейропсихизм и биопсихизм как основные направления в представлениях о душе. Учение о познании. Проблема чувств и аффектов. Проблема воли и свободы. Понятие о характере. Постановка психофизической и психобиологических проблем.

Представление о душе философов Милетской школы. Понимание природы души Гераклитом. Естественнонаучные представления Алкмеона. Психологические воззрения Эмпедокла. Понятие о душе в учении Анаксагора. Гиппократ и его учение о темпераменте. Философско-психологическая концепция Левкиппа-Демокрита.

Психологические идеи Сократа. Сократическая беседа, ее особенности и правила проведения. Идеалистическое учение Платона о душе, познании, чувствах. Этический смысл учения Платона о душе. Учение Аристотеля о душе и ее функциях. Характеристика процессов познания, чувств, аффектов и воли.

Психологические взгляды стоиков. Представления Эпикура о душе. Психологические представления Лукреция Кара. Психофизиология Галена.

Итоги развития и значение античной психологической школы.

Проблемы психологии в Средние века и эпоху Возрождения. Учение о душе в неоплатонизме (Плотин). Проблема внутреннего мира в поздней античности (Августин).

Возрождение идей Аристотеля на востоке и опытный подход в психологических взглядах Авиценны и Аверроэса. Общая характеристика психологических воззрений в Средние века. Психологические проблемы познания в рамках схоластической философии. Психология Фомы Аквинского. Понимание личности и путей совершенствования человека в эпоху Средневековья.

Общие черты развития психологии в эпоху Возрождения.

Ф.Бэкон как основатель эмпирического направления в философии и психологии. Психологические идеи Ф.Бэкона.

Развитие психологических знаний в рамках философских учений о сознании XVII века. Основные тенденции в развитии философии и психологии Нового времени. Дуализм и рационализм в философско-психологической системе Р.Декарта. Выделение сознания в качестве критерия психики. Концепция человека в системе Декарта. Учение о теле и идея рефлекса в объяснении поведения. Историческое значение учение Декарта для последующего развития психологии. Материалистический подход к пониманию природы психического в учении Т.Гоббса. Б.Спиноза и его детерминистическое учение о психике. Решение психофизической проблемы. Проблема познания, аффектов и человеческой свободы. Дж.Локк как основатель эмпирической психологии сознания. Г.Лейбница как основатель идеалистической традиции в немецкой философии и психологии.

Развитие философско-психологических взглядов в XVIII-XIX веках. Возникновение и развитие ассоциативной психологии в Англии. Материалистическое (Д.Гартли и Д.Пристли) и субъективистское (Дж.Беркли и Д.Юм) понимание ассоциативного принципа. Развитие понятия об ассоциации идей в трудах Дж.Милля и Дж.Ст.Милля. Физиологизация ассоциативной концепции А.Бэном. Эволюционный ассоцианизм Г.Спенсера. Объективный подход в науках о душе французских материалистов XVIII века. Развитие учения Дж.Локка о сознании в трудах Э.Кондильяка, Ж.Ламетри, К.Гельвеция, Д.Дидро. Постановка проблемы общественной обусловленности сознания человека. Естественно научный подход к сознанию (Ж.Ламетри, П.Кабанис).

Психологические идеи в немецкой классической философии в XVIII-XIX веках. Критика И.Кантом психологических взглядов Х.Вольфа. Идеи Канта о невозможности психологии как науки. Антропология Канта. Априоризм в учении о познании и его влияние на психологию. Учение об апперцепции и схемах воображения. Психологические идеи И.Фихте о деятельности и деятельном субъекте. Идеи Ф.Шеллинга о развитии природы и сознания. Антропология и психология Г.Гегеля.

Становление немецкой эмпирической психологии. Психологическая концепция И.Гербарта. Идеи Гербарта о применении математики в психологии. Учение о сознании.

Психологическая мысль в России XVIII-XIX века. Значение трудов М.В.Ломоносова для становления отечественной психологической мысли. Психологические идеи А.Н.Радищева. Дискуссии о специфике собственно психологического и естественнонаучного подходов к изучению психологических явлений (А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, П.Д.Юркевич, М.А.Антонович, К.Д.Кавелин). Формирование эмпирического направления (М.М.Троицкий). Развитие психологии в рамках философии и естествознания. Педагогическая мысль в России и становление педагогической психологии. Развитие психологических знаний в различных областях социальной практики - промышленности, военном деле, медицине и др. Учение о языке и мышлении А.А.Потебни.

Развитие естествознания и формирование естественно-научных предпосылок выделения психологии в самостоятельную науку. Естественнонаучные предпосылки становления психологии как науки. «Личное уравнение» в астрономии. Влияние Ч.Дарвина и эволюционных идей в биологии на психологию. Развитие нервно-мышечной физиологии и рефлекторной теории. Успехи физической оптики, акустики и сенсорной физиологии. Достижения анатомии и физиологии головного мозга и психофизиологическая проблема. Роль психиатрии в становлении психологии как науки.

Создание психофизики Г.Фехнера, экспериментальной психофизиологии Г.Гельмгольца и психометрии Ф.Дондерса. Их значение для становления экспериментальной психологии.

Переход психологии на самостоятельный путь развития. Первые экспериментальные и прикладные исследования. Теоретические программы естественнонаучной перестройки психологии В.Вундта и И.М.Сеченова. Организация первых психологических лабораторий в различных странах мира. Образование национальных психологических обществ. Основание специальных журналов. Организация всемирных психологических конгрессов. Создание психологических институтов.

Основные направления первых экспериментальных исследований. Развитие отраслей и прикладных областей психологии во второй половине XIX - начале XX века.

В.Вундт и становление экспериментальной психологии.

Структурализм Э.Титченера. Критика структурализма и его вклад в психологию.

Психология акта Ф.Брентано и ее развитие в европейском функционализме. Психология У.Джеймса. Американский функционализм. Прикладная психология как наследие функционализма.

Зарубежная психология первой половины XX века. Глубинная психология. Психоанализ З.Фрейда. Проблема бессознательного в психологии. Индивидуальная психология А.Адлера. Аналитическая психология К.Г.Юнга. Гуманистический психоанализ К.Хорни. Межличностная теория психиатрии Г.С.Салливена. Гуманистический психоанализ Э.Фромма. Эго-психология Э.Эриксона. Телесно-ориентированная терапия В.Райха. Постфрейдисты. Структурный психоанализ Ж.Лакана.

Гештальтпсихология. Работы М.Вертгеймера, В.Келера, К.Коффки. Основные направления исследований. Теория «поля» К.Левина. Открытия в школе К.Левина.

Бихевиоризм Дж.Уотсона. Предшественники бихевиоризма. Предмет изучения и методы бихевиоризма. Необихевиоризм Э.Толмена и К.Халла. Радикальный бихевиоризм Б.Скиннера. Теории социального научения А.Бандуры и Дж.Роттера.

Общая характеристика кризиса в психологии.

Проблема общественно-исторической обусловленности человеческой психики во французской социологической школе. Концепция двух типов мышления Л.Леви-Брюля. Проблема социальной обусловленности психики в концепции П.Жане.

Описательная психология. Проблема предмета и метода психологии по В.Дильтею. Психология Э.Шпрангера.

Генетическая психология Ж.Пиаже.

Зарубежная психология второй половины XX века. Гуманистическая психология. Психология индивидуальности Г.Оллпорта. Теория самоактуализирующейся личности А.Маслоу. Клиент-центрированная терапия К.Роджерса. Взаимовлияние психотерапии и психологической практики. Логотерапия В.Франкла. Экзистенциальная психология. Когнитивная психология. Работы Дж.Миллера и У.Найссера.

Трансперсональная психология. Работы С.Грофа и К.Уилбера. Другие современные направления в зарубежной психологии. Современное состояние зарубежной психологии.

Особенности развития отечественной психологии. И.М.Сеченов и становление научной психологии в России. Основные направления развития психологии в России во второй половине XIX - начале XX века. Значение научной деятельности отечественных физиологов и психиатров (В.М.Бехтерев, И.П.Павлов и др.) для развития психологии. Вклад М.М.Троицкого, Н.Н.Ланге, А.П.Нечаева, Г.И.Челпанова, А.Ф.Лазурского и других в развитие отечественной психологии.

Социальные условия в России после революции 1917 года и их влияние на развитие психологии. Развитие психологии в 20-50-е годы. Идеологизация психологии. Варианты методологической перестройки психологической науки на базе марксизма. Поведенческие направления (рефлексология, реактология). Развитие прикладных исследований. Педология и психотехника, их судьба. Значение работ психологов во время Великой отечественной войны. Трудности развития в послевоенный период.

Развитие отечественной психологии в 60-90-е годы. Развитие теоретической и прикладной психологии, создание новых отраслей психологии и системы подготовки психологов. Развитие практической психологии в 80-90-е годы.

Культурно-историческая теория Л.С.Выготского. Становление деятельностного подхода. Философско-психологическая концепция С.Л.Рубинштейна. Учение о деятельности А.Н.Леонтьева. Нейропсихология А.Р.Лурия. Теория формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина. Теория установки Д.Н.Узнадзе. Развитие психологической теории в трудах Б.Г.Ананьева. Исследования Б.М.Теплова и В.Д.Небылицина в области дифференциальной психофизиологии. Психология отношений В.М.Мясищева. Теория интегральной индивидуальности В.С.Мерлина. Вклад Н.А.Бернштейна, С.В.Кравкова, А.А.Ухтомского, А.А.Смирнова, Б.В.Зейгарник, Б.Ф.Ломова, Л.И.Божович, М.И.Лисиной, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и других в отечественную психологию. Значение работы философов М.М.Бахтина, Э.В.Ильенкова, М.Мамардашвили для развития психологии.

Современные направления в психологии. Становление научной психологии, общая характеристика ее предмета и методов. Сравнительные особенности житейского и научного познания в психологии. Психология как естественно-научная и гуманитарная дисциплина. Уникальность психологической науки: человек как субъект и объект познания. Проблема выделения психологических фактов, взаимоотношения их научного объяснения и житейского представления о них. Взаимосвязь научной и житейской психологии, формы их сотрудничества. Научные факты и психологические закономерности в познании и объяснении общественных стереотипов, общепринятых заблуждений и социальных шаблонов. Психология и общественные науки. Психология и педагогическая практика. Психология и управление человеческими ресурсами. Психология и экономика. Общая характеристика и основные направления в психологии на современном этапе времени.

Вопросы для вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии

1. Предмет, объекты, задачи и базовые отрасли психологии как науки.

2. Природа психического, его специфические характеристики и функции.

3. Психическое отражение как процесс. Формы и уровни психического отражения, их характеристика.

4. Методы психологического исследования (по классификации Бориса Герасимовича Ананьева) и их характеристика.

5. Ощущения, их виды. Понятия чувствительности, абсолютного и относительного порогов ощущений.

6. Восприятие, его свойства и виды. Теории восприятия.

7. Мышление, его виды, основные мыслительные операции.

8. Речь, ее функции и виды. Механизмы порождения и понимания речи.

9. Память, ее основные виды и их характеристика. Теории памяти в психологии.

10. Внимание и его основные характеристики, Теории внимания.

11. Эмоции, их функции и свойства. Теории эмоций.

12. Воля, ее основные характеристики. Механизмы волевого усилия.

13. Структура индивидных и личностных свойств человека и их общая характеристика.

14. Темперамент: характеристика и место в структуре психики, основные теории и современные подходы к изучению.

15. Проблема личности в психологии: основные проблемы и научные стратегии в исследовании личности. Типология теорий личности.

16. Основные зарубежные и отечественные теории личности.

17. Сущность, строение и место характера в структуре целостной индивидуальности. Принципы научного характерологического исследования. Факторы формирования характера. Подходы к его классификации.

18. Проблема способностей в современной психологии: понятие, структура и подходы к типологии.

19. Основные проблемы и направления в исследовании мотивации. Основные теории мотивации.

20. Сознание как психический процесс: его структура, функции и характеристики.

21. Деятельностный подход в психологии. Строение деятельности и ее виды.

22. Психодинамическое направление в изучении личности и его характеристика (теории З.Фрейда, А. Адлера. К.Г. Юнга и др.).

23. Диспозициональное направление в изучении личности и его характеристика (теории Р.Кеттела, Г. Айзенка, Г. Олпорта и др.).

24. Когнитивистское направление в изучении личности и его характеристика (теории Дж. Келли, Дж. Роттера, Л. Бандуры и др.).

25. Гуманистическое направление в изучении личности (А. Маслоу, К.Роджерс и др.).

26. Основные отечественные теории личностей (А.Ф.Лазурского, К.К.Платонова, А.В.Петровского и др.).

27. Учение Аристотеля о соотношении души и тела, способностях души.

28. Психологические идеи в учении Платона.

29. Развитие психологических идей в арабоязычной науке: Ибн-Сина, Ибн-Рошид, Ибн аль-Хайсам.

30. Рефлекторная модель поведения и интроспективное понимание сознания в концепции Декарта.

31. Рефлекторная теория Сеченова и программа развития отечественных экспериментально-психологических исследований.

32. Бихевиоризм и необихевиоризм как теоретическое направление в психологии,

33. Особенности и основные направления психологического исследования в гештальтпсихологии.

34. Исследование человека в русле гуманистической психологии.

35. Основные течения в русской психологии в начале XX века (естественнонаучное, духовно-религиозное, эмпирическое).

36.Основные научные школы советской (российской) психологии.

37. Психология толпы.

38. Малая социальная группа; понимание, виды, структура.

39. Психология развития малой группы (групповая динамика).

40. Большая социальная группа: виды, уровни и факторы интеграции.

41. Социальная психология личности: социальные установки, стереотипы и предрассудки. Социализация личности.

42. Конфликт в организации. Типология, динамика, методы анализа и решения.

43. Формальные и неформальные группы в организации.

44. Психология межличностных отношений.

45. Массовые явления в диффузных группах: паника, слухи.

46.Психология группового принятия решений.

47. Социально-психологический климат коллектива. Методы изучения и формирования.

48.Индивидуальный стиль деятельности, понимание и основные виды. 49.Психологические аспекты профессиональной пригодности.

50.Общение как базовая категория психологии, его понимание и структура.

51. Содержание и соотношение понятий «развитие», «воспитание», «обучение» личности. Воспитанность личности и ее критерии.

52. Психологическая характеристика педагогического процесса, структурные компоненты.

53. Учение и его структура. Знание и действия как предмет и результат учения.

54. Основные теории учения и обучения отечественных психологов.

55. Основные положения теории развивающего обучения. Модели и типы обучения.

56. Психологические принципы и механизмы воспитания, его биологические, социальные, психологические и духовные основы, целостный подход в воспитании.

57. Теория культурно-исторического развития психики Л.С.Выготского. Ее значение для возрастной психологии.

58. Проблема развития психики в зарубежной психологии (Ж.Пиаже, Э.Эриксон, 3. Фрейд и др.).

59. Роль деятельности в психическом развитии ребенка. Понятие «ведущая деятельность».

60. Проблема обучения и развития в современной психологии. Понятие «зона ближайшего развития».

61. Проблема биологического и социального в психическом развитии ребенка.

62. Проблема возрастной периодизации. Понятие возраста и социальной ситуации развития в трудах Л.С.Выготского. Значение кризисов в психическом развитии ребенка.

63. Проблема возрастной периодизации в трудах Д.Б.Эльконина.

64. Роль обучения в психическом развитии ребенка.

65. Особенности психического развития младенцев и детей раннего возраста.

66.Психическое развитие в дошкольном возрасте. Готовность к школьному обучению.

67.Психическое развитие и формирование личности младшего школьника. 68.Психические особенности подросткового возраста.

69.Психические особенности становления личности в юношеском возрасте. 70.Особенности возрастного развития личности в период, взрослости.

71. Период геронтогенеза. Характеристика основных личностных особенностей.

72. Психологическая характеристика различных видов нарушения сознания.

73. Патология восприятия: клиническая и психологическая феноменология.

74. Нарушения памяти: виды и методы диагностики.

75. Нарушения операционных и мотивационных сторон мышления.

76. Нарушения динамики мыслительной деятельности.

77. Патология эмоционально-целевой сферы.

78. Нарушения речи: клиническая и психологическая феноменология.

79. Общие принципы построения патопсихологического исследования.

80. Психодиагностика как наука и как метод исследования. Ее цели и задачи.

81. Этапы и процедура диагностического тестирования.

82. Классификация типов психологических ситуаций тестирования.

83. Психологическое тестирование, психологический диагноз.

84. Тесты и их классификация.

85. Психометрические критерии тестов: валидность и ее типы.

86. Надежность теста: типы, критерии проверки.

87. Достоверность результатов тестирования и факторы, влияющие на достоверность.

88. Проективные методы их направленность, цели, задачи.

Литература:

Основная:

1. Гусев А.Н. Общая психология. В 7 томах. М., 2007.

2. Зинченко В.П. Введение в психологию. СПб., 2007.

3. Ждан А. Н. История психологии. От Античности до наших дней. М., 2004.

4. Ждан А.Н. Российская психология. Антология. Тамбов, 2009.

5. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2009.

6. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб., 2006.

7. Петухов В. В., Дормашев Ю.Б., Капустин С.А. Общая психология. Тексты. В 3 т. М, 2004.

8. Психология личности / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея, В. В.

Архангельской. М., 2009.

Дополнительная:

1. Абульханова К.А. Проблема индивидуальности в психологии / Психология

индивидуальности: новые модели и концепции // Коллективная монография под ред. Е.Б.Старовойтенко, В.Д. Шадрикова. М., 2009.

2. Абульханова-Славская К. А. Время личности и время жизни. СПб., 2001.

3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 2007.

4. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб., 2003.

5. Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2005.

6.Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития

человека. М., 2007.

7. Бандура А. Теория социального научения. СПб, 2003.

8. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 2003.

8. Блюм Г. Психоаналитические теории личности М., 2006.

9. Братусь Б.С. (ред.). Соколова Е.Е. Общая психология. В 7 томах. Том 1. Введение в психологию. М., 2005.

10. Выготский Л. С. Психология. М., 2000.

11. Гриншпун И. Б. Введение в психологию. М., 2003.

12. Дормашев Ю., Капустин С. (сост.), Петухов В. (ред.). Общая психология. Тексты. В 3-х т. Субъект деятельности. Книга 2. М., 2004.

13. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2004.

14. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. СПб., 2007.

15. Квинн В. Прикладная психология. СПб., 2001.

16. Крайг Психология развития. СПб., 2005.

17. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников. М, 2000.

18. Леонтьев А. Н. Эволюция психики. М., 1999.

19. Леонтьев А.А. (ред.) Психологическая теория деятельности. Вчера, сегодня, завтра. Спб., 2006.

20. Лихи Т. История современной психологии. СПб., 2003.

21. Лобанов А. П., Игумнов С. А., Коптева С. И., Лобанова А.П., Коптевой С. И.,

Лобанов А.П. Введение в Психологию. Минск, 2004.

22. Лурия А.Р. Эволюционное введение в общую психологию. М., 2008.

23. П.Льюис Д. Стресс-менеджер. Методика самоорганизации личности. М., 2004.

24. Маланов С. В. Методологические и теоретические основы психологии. М., 2005.

25. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2004.

26. Первин Ж. Психология личности. Теории и исследования. М., 2003.

27. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. СПб., 2005.

28. Петровский А. В., Ярошевский М. Я. История психологии. В 3-х томах. Ростов н/Д, 1996.

29. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. - 2006

30. Психология памяти / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., 2008.

31. Психология индивидуальных различий / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., 2008.

32. Психология мышления / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Ф. Спиридонова, М. В. Фаликман, В. В. Петухова. М., 2008.

33. Психология внимания / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., 2008.

34. Косякова О.О. Возрастные кризисы. Ростов н/Д, 2007.

35. Равич-Щербо И. В. Психогенетика. М., 2006.

36. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1998.

37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1. М., 2002.

38. Свенцицкий А. Л. Социальная психология. М., 2003.

39. Соколова Е. Т. Основы психотерапии. М., 2001.

40. Солсо Р. Когнитивная психология. СПб., 2006.

41. Смит Н. Современные системы психологии. История. Постулаты. Практика. СПб.; М., 2003.

42.Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 2006.

43. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

44. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. М., 2001.

45. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1998.

46. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2000.

47. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1999.

48. Юнг К. Г. Аналитическая психология. М., 1994.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии

    Программа
    1.1. Особенности психологии как науки. Научная и житейская психология. Про­блема предмета психологии. Развитие психологии в донаучный период (Аристотель, Платон, Р.
  2. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 09. 00. 01 «Онтология и теория познания» (1)

    Программа
    Поступающий в аспирантуру должен обладать пониманием важнейших философских проблем в их историческом развитии, знать содержание современных отечественных и зарубежных дискуссий по проблемам онтологии и теории познания, иметь навыки
  3. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 12. 00. 01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

    Программа
    Программа для подготовки к вступительному экзамену по специальности «12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве» имеет целью содействовать приобретению глубоких и упорядоченных знаний в области
  4. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 10. «Финансы, денежное обращение и кредит» направление

    Программа
    Программа вступительного экзамена в аспирантуру составлена на основе Паспорта специальности 08.00.10., Образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Финансы, денежное обращение и кредит» специализация
  5. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 12. 00. 08 «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право»

    Программа
    Согласно паспорту специальности 12.00.08 – «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право» содержанием специальности является исследование уголовного законодательства, его источников и отдельных институтов; уголовного

Другие похожие документы..