Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование миро­хозяйственных связей и предпринимательской деятельности. Учеб. посо­бие. - ...полностью>>
'Документ'
The article deals with the cattle-breeding branch in the Krasnoyarsk region. The author describes the modern problems of the cattle-breeding branch d...полностью>>
'Документ'
г. Туапсе, - Краснодарского края, лицо без гражданства Иванова Надежда Васильевна Российская Федерация, Россия, Краснодарский край, Туапсинский район,...полностью>>
'Контрольная работа'
Принятие каждой из них знаменовало существенные изме­нения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качест...полностью>>

Главная > Методическая разработка

Сохрани ссылку в одной из сетей:

АДМИНИСТРАЦИЯ ДМИТРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Управление образования Дмитровского муниципального района Московской области

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

СДЮСШОР г.Дмитрова

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Развитие общей выносливости бегуний 14 – 16 лет на длинные дистанции на этапе углубленной специализации

Подготовил: старший тренер-преподаватель по легкой атлетике А.И.Дудкин

Оглавление

Введение

3

Глава 1.

Теоретические основы развития общей выносливости бегуний 14-16 лет на длинные дистанции.

5

1.1

Выносливость как основной фактор повышения работоспособности организма при занятиях бегом на длинные дистанции

5

1.2

Физиологические изменения организма детей 14-16 лет в процессе занятий спортом.

7

1.3

Основные средства и методы повышения функциональной и физической нагрузок.

9

1.4

Нормы нагрузок в учебно-тренировочном процессе бегуний на длинные дистанции на этапе углубленной специализации.

13

Глава 2.

Задачи и методы организации исследования.

18

Глава 3.

Результаты исследования.

22

Выводы.

34

Список литературы.

Приложение.

36

37

Введение

Актуальность темы – в настоящее временя в беге на средние, длинные и сверхдлинные дистанции у женщин накопилось немало проблем: снижается количество наших спортсменок в списках сильнейших мира, в сборной команде страны мало новых имен. И тому есть свои причины.

Молодые тренеры, желая побыстрее проявить себя, забывают о разносторонней подготовке своих учениц, форсируя их тренировку. На соревнованиях часто заметно, что даже молодые спортсменки имеют лишний вес, слабый опорно-двигательный аппарат, низкую техническую, функциональную и физическую подготовленность. Отмечается и низкая мотивация спортсменок на достижение высоких результатов. Не случайно боятся стартов, а их соревновательная деятельность нестабильна.

В большей степени, виной тому служит еще и нехватка обучающих программ, рекомендаций по подготовке девушек – бегуний на длинные дистанции, не достаточное количество публикаций в литературе, а часто, и недоступность информации.

Данная работа является попыткой на основе теоретических знаний по развитию выносливости, подготовке спортсменок – бегуний на длинные дистанции и краткого анализа практической деятельности стайеров мирового уровня позволит сформулировать основные направления в деятельности тренера и ориентировочные моменты в подготовке юных бегуний на средние и длинные дистанции.

Объект исследования – система развития общей выносливости у юных бегуний на длинные дистанции.

Предмет исследования – программа подготовки юных бегуний на длинные дистанции, управление годичной (многолетней) подготовкой юных спортсменок на различных этапах тренировочного процесса.

Цель исследования – совершенствование системы специальной подготовки юных бегуний на длинные дистанции на основе рационального планирования и управления тренировочным процессом.

Задачи исследования:

  1. Осуществить анализ общих принципов подготовки девушек 14-16 лет для разработки системы планирования и управления тренировочным процессом на различных этапах подготовки юных спортсменок – бегуний на длинные дистанции.

  2. Выявить эффективность использования различных тренировочных режимов, направленных на развитие общей выносливости у юных бегуний на длинные дистанции.

  3. Выявить эффективность использования различных технических характеристик бега в процессе педагогического эксперимента.

  4. Разработать комплексную систему специальной подготовки юных бегуний на различных этапах тренировочного и соревновательного циклов.

Методы исследования:

  • теоретический анализ и обобщение материалов исследования специальной литературы;

  • педагогические методы (анкетирование, педагогические наблюдения, педагогические контрольные испытания);

  • тестирование.

Глава 1. Теоретические основы развития общей выносливости бегуний 14-16лет на длинные дистанции.

1. Выносливость как основной фактор повышения работоспособности организма при занятиях бегом на длинные дистанции.

Выносливость - важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Она отражает общий уровень работоспособности человека.

В теории и методике физической культуры выносливость определяют как способность поддерживать заданную, необходимую для обеспечения профессиональной деятельности, мощность нагрузки и противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения работы. Поэтому, выносливость проявляется в двух основных формах:

  1. В продолжительности работы на заданном уровне мощности до появления первых признаков выраженного утомления.

  2. В скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.

Приступая к тренировке, важно уяснить задачи, последовательно решая которые, можно развивать и поддерживать свою профессиональную работоспособность. Эти задачи заключаются в целенаправленном воздействии средствами физической подготовки на всю совокупность факторов, обеспечивающих необходимый уровень развития работоспособности и имеющих специфические особенности в каждом виде профессиональной деятельности. Решаются они в процессе специальной и общефизической подготовки. Поэтому различают специальную и общую выносливость.

Специальная выносливость - это способность к длительному перенесению нагрузок, характерных для конкретного вида профессиональной деятельности. Специальная выносливость - сложное, многокомпонентное двигательное качество. Изменяя параметры выполняемых упражнений, можно избирательно подбирать нагрузку для развития и совершенствования отдельных её компонентов. Для каждой профессии или групп сходных профессий могут быть свои сочетания этих компонентов.

Под общей выносливостью понимается совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности и составляющих неспецифическую основу проявления работоспособности в различных видах профессиональной или спортивной деятельности.

Общая выносливость является основой высокой физической работоспособности, необходимой для успешной профессиональной деятельности. За счёт высокой мощности и устойчивости аэробных процессов быстрее восстанавливаются внутримышечные энергоресурсы и компенсируются неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма в процессе самой работы, обеспечивается переносимость высоких объёмов интенсивных силовых, скоростно-силовых физических нагрузок и координационно-сложных двигательных действий, ускоряется течение восстановительных процессов в периоды между тренировками. В зависимости от количества участвующих в работе мышц, различают также глобальную (при участии в ней более 3/4 мышц тела), региональную (если задействовано от 1/4 до 3/4 мышечной массы) и локальную (менее 1/4) выносливость.

Проблема совершенствования выносливости с детского возраста является одной из важнейших в физическом воспитании и спортивной тренировке. Воспитание выносливости в спортивных целях должно способствовать массовому укреплению здоровья подрастающего поколения, что особенно важно в связи с имеющей место гипокинезией у детей школьного возраста, усугубляющейся акселерацией физического развития. Бег является действенным и доступным для всех возрастов средством физического совершенствования, способствующим улучшению состояния здоровья и гармоническому развитию. Хорошо известно, что достижение высоких спортивных результатов в большинстве видов спорта, особенно в тех, которые связаны с продолжительной циклической локомоторной деятельностью, невозможно без высокого уровня развития выносливости. В настоящее время высокие спортивные результаты в беге на выносливость стали доступны для девушек 16-17 лет и юношей 18-19 лет. Вместе с тем это не является препятствием к повышению результатов при переходе их в категорию взрослых спортсменов. До 15 лет на результат в беге у новичков значительно влияют вместе с выносливостью быстрота и сила. В 15 лет у них начинается процесс дифференциации влияния физических качеств на результат. В дальнейшем ведущим остается одно качество - выносливость.

2. Физиологические изменения организма детей в процессе занятий спортом.

В условиях современной цивилизации, в условиях снижения естественной двигательной активности наиболее эффективным, целенаправленным воздействием на организм следует считать систематические занятия физическими упражнениями.

Спортивная тренировка обеспечивает усиленный рост мышечной работоспособности. По мере повышения тренированности организма соответственно возрастает мышечная работоспособность. Юные спортсмены, по сравнению со своими сверстниками, не занимающимися спортом, обладают большей работоспособностью, выносливостью. Причем, старше возраст юных спортсменов и чем выше квалификация, тем больше различия между спортсменами и не занимающимися спортом.

Скелетная мускулатура – главный аппарат, при помощи которого совершаются физические упражнения. Хорошо развитая мускулатура является надежной опорой для скелета. Например, при патологических искривлениях позвоночника, деформациях грудной клетки (а причиной тому бывает слабость мышц спины и плечевого пояса) затрудняется работа легких и сердца, ухудшается кровоснабжение мозга и т. д. Тренированные мышцы спины укрепляют позвоночный стол, разгружают его, беря часть нагрузки на себя, предотвращают "выпадение" межпозвоночных дисков, соскальзывание позвонков. Если мышцы обречены на длительный покой, они начинают слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются в объеме. Систематические же занятия легкой атлетикой способствуют их укреплению. При этом рост мышц происходит не за счет увеличения их длины, а за счет утолщения мышечных волокон. Сила мышц зависит не только от их объема, но и от силы нервных импульсов, поступающих в мышцы из центральной нервной системы. У тренированного, постоянно занимающегося физическими упражнениями человека эти импульсы заставляют сокращаться мышцы с большей силой, чем у нетренированного.

Под влиянием физической нагрузки мышцы не только лучше растягиваются, но и становятся более твердыми. Занятия легкой атлетикой способствуют лучшему питанию и кровоснабжению мышц. Вместе с ростом работоспособности у юных спортсменов увеличивается способность к максимальному потреблению кислорода. Под влиянием систематических занятий спортом аэробная производительность повышается, особенно у девочек занимающихся спортом.

Систематические занятия спортом значительно повышают аэробную производительность у юных спортсменов. На аэробную производительность также оказывает влияние характер выполняемых упражнений. У юных спортсменов занимающихся циклическими видами спорта МПК выше, чем у представителей ациклических видов спорта.

Абсолютные показатели и темпы роста специальной силы у 17-18летних юношей, не занимающихся спортом, и у юных спортсменов существенно отличаются - у первых они ниже. Так, у не занимающихся спортом при одновременном отталкивании руками показатели силы ниже на 12,09 кг (29%), при попеременном отталкивании руками - на 14,43 кг (25%) и при отталкивании ногой - на 36,92 кг (20%). У спортсменов с 13-14 до 17-18 лет наблюдается резкий скачок, в развитии показатели мощности отталкивания. У лиц, не занимающихся спортом, в этот период темпы её прироста не значительны.

Данные возрастных закономерностей развития специальных силовых показателей у юных спортсменов и школьников, не занимающихся спортом, необходимо учитывать при планировании средств и методов их воспитания в процессе учебно-тренировочных занятий.

  1. Основные средства и методы повышения функциональной и физической нагрузок.

Рост спортивных результатов и у женщин, и у мужчин во многом зависит от эффективного нормирования тренировочных и соревновательных нагрузок в избранном виде легкой атлетики на различных этапах многолетней тренировки. При этом наиболее сложным моментом в нормировании и планировании нагрузок является обеспечение преемственности нагрузок в тренировке девочек, девушек, юниорок и женщин.

Нагрузки должны быть, с одной стороны, адекватны физическим возможностям женщин, а с другой — обеспечивать непрерывный рост результатов, спортивного мастерства. Главное заключается в том, чтобы женщины на занятиях не выполняли непосильные им физические нагрузки. Максимальные тренировочные нагрузки для неподготовленной женщины чреваты отрицательными воздействиями, прежде всего на внутренние органы. Важно охранять начинающих легкоатлеток от резких сотрясений, мгновенных напряжений и усилий в моменты приземления, рывков, подъема груза или своего тела на снаряды и т. п.

При планировании тренировочных нагрузок в занятиях с женщинами следует пользоваться общими принципами, принятыми в спорте. В частности, такими как постепенность, доступность, цикличность, волнообразность динамики нагрузок. При обучении начинающих легкоатлеток упражнения необходимо подбирать так, чтобы объективные трудности в отдельных упражнениях и общая нагрузка в занятиях возрастали постепенно на протяжении длительного времени и соответствовали их индивидуальным и возрастным особенностям. Это предотвратит нежелательные воздействия, обеспечит укрепление внутритазовой мускулатуры, связок и внутренних органов.

При развитии и совершенствовании физических качеств и двигательных навыков в тренировке спортсменок используются различные методы: равномерный, переменный, повторный, интервальный, круговой, соревновательный и др. Особенность их использования на занятиях с женщинами обусловлена различными характеристиками компонентов нагрузки: объемом и интервальностью упражнений, длительностью, интервалами и характером отдыха.

Основными средствами в подготовке легкоатлеток являются упражнения по их спортивной специализации. В беге на средние дистанции у женщин должны преобладать нагрузки смешанного (аэробно-анаэробного) характера, их годовой объем должен быть в пределах от 1000 км у девочек до 3000 — 4000 км у женщин. В этом виде легкой атлетики основной прирост объема бега у женщин в годичном цикле приходится на возраст 14—15 лет и стабилизируется на границе 16 лет. Это особенно характерно для девушек, у которых наблюдается значительный прирост антропометрических признаков: длины и веса тела, окружности грудной клетки и др.

В беге на длинные дистанции нагрузки бегуньи в основном носят аэробный характер, и годовой объем основных средств в 1,5 — 2 раза превышает уровень нагрузок бегуньи на средние дистанции. В подготовке тех и других основными будут средства, направленные на развитие различных видов выносливости: общей, специальной, силовой и др.

Средства воспитания выносливости

Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечнососудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут.

В практике физического воспитания применяют самые разнообразные по форме физические упражнения циклического и ациклического характера, например продолжительный бег, бег по пересеченной местности (кросс), передвижения на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание, игры и игровые упражнения, упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки (включая в круг 7—8 и более упражнений, выполняемых в среднем темпе) и другие. Основные требования, предъявляемые к ним, следующие: упражнения должны выполняться в зонах умеренной и большой мощности работ; их продолжительность от нескольких минут до 60—90 мин; работа осуществляется при глобальном функционировании мышц.

Эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной и т.д.) являются специально подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства.

Методы воспитания выносливости.

Основными методами развития общей выносливости являются:

  1. метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности;

  2. метод повторного интервального упражнения;

  3. метод круговой тренировки;

  4. игровой метод;

  5. соревновательный метод.

Для развития специальной выносливости применяются:

  1. методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный);

  2. методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный);

  3. соревновательный и игровой методы.

Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. При этом занимающийся стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп, величину усилий, амплитуду движений. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью.

Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п.

Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой и со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха. Как правило, интервал отдыха между упражнениями 1—3 мин (иногда по 15—30 с). Таким образом, тренирующее воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения, сколько в период отдыха. Такие нагрузки оказывают преимущественно аэробно-анаэробное воздействие на организм и эффективны для развития специальной выносливости.

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно в круг включается 6—10 упражнений («станций»), которые занимающийся проходит от 1 до 3 раз.

Соревновательный метод предусматривает использование различных соревнований в качестве средства повышения уровня выносливости занимающегося.

Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.

Используя тот или иной метод для воспитания выносливости, каждый раз определяют конкретные параметры нагрузки.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Волейбол москва «Физкультура, образование и наука»

    Учебник
    В67 Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры. Под редакцией Беляева А. В., Савина М.В., — М.: «Физкультура, образование, наука», 2 .
  2. Т. И. Долматова спортивная медицина курс лекций

    Курс лекций
    Попов С.Н., профессор, заведующий кафедрой реабилитации, лечебной физической культуры Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (РГУФК); Менхен Ю.
  3. Учебно-методическое пособие удк 796/799 (075. 8) Печатается по решению ббк 74. 267. 5я73 редакционно-издательского

    Учебно-методическое пособие
    Чеснова Е.Л. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учебно-методическое пособие для студентов специальности 050720 Физическая культура / Е.
  4. В. С. Лисин Не надейтесь, что в этой книге Вы отыщите секреты, которые мгновенно выведут Вас на высокий уровень спортивного мастерства. Этого не возможно достичь даже фокусникам, которые скрупулезно и долго готов

    Документ
    Будущие победы на Олимпийских играх за думающими, умными спортсменами, профессионально постигшими секреты мастерства, умеющими тренироваться и достигать рекордных результатов и побед в нужное время и в нужном месте.
  5. Концепция инклюзивного детского сада Т. П. Медведева. Возможности интеграции для детей разного возраста. М. М. Прочухаева О. Н. Лисютенко «Все мы похожи»: первые шаги к толерантности Часть 2 Психолого-педагогическая работа в инклюзивном детском саду

    Реферат
    Егупова О.В.Система работы по развитию лексико – грамматических представлений и развитию связной речи учителя - логопеда инклюзивной группы детского сада.

Другие похожие документы..