Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Программа исходит из признания приоритета устойчивых духовно-нравственных ценностей в качестве важнейшей отечественной традиции, лежащей в основе пре...полностью>>
'Программа'
Пешеходная экскурсия: посещение территории Ярославова дворища и торга — центра Великого Новгорода в XI —XV веках. Детинец - «каменная летопись Новгоро...полностью>>
'Документ'
Хотим мы того или нет, телевизор уже стал неотъемлемой частью нашей жизни. Равно, как и компьютер, мобильник и другие элементы современного человека. ...полностью>>
'Программа курса'
Известно, что формирование математической культуры выпускника школ и классов углубленного изучения математики затруднено без формирования основ культу...полностью>>

Главная > Методическая разработка

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Глава 3. Результаты исследований

Исследования уровня физической подготовленности девочек 14 – 16 лет до и после педагогического эксперимента проводились с целью выявления отстающих и прогрессирующих физических качеств. Были организованы две группы. Контрольная группа тренировалась по общепринятой методике. Опытная группа тренировалась учетом традиционной методики с акцентом на повышенный объем бега в аэробном и анаэробном режиме. Результаты тестирования двух групп приведены в таблицах 1,2,3,4.

Таблица 1

Результаты тестирования девочек 14 - 16 лет в контрольной группе до педагогического эксперимента.

Ф.И. спортсменки

Нормативы

100м

800м

Двенадцатиминутный бег

Тест Купера

поднятии туловища из положения, лежа на спине за 1 мин

Тест на гибкость

Фонина Анастасия

13,5

2.19

3100

47

19

Медведева Мария

14,8

2.45

2600

39

15

Буйнова Людмила

14,3

2.32

2850

43

17

Митрохина Любовь

14.5

2.40

2650

42

21

Скорникова Анастасия

13,9

2.25

2900

45

18

Таблица 2

Результаты тестирования девочек 14 - 16 лет в опытной группе до педагогического эксперимента.

Ф.И. спортсменки

Нормативы

100м

800м

Двенадцатиминутный бег

Тест Купера

поднятии туловища из положения, лежа на спине за 1 мин

Тест на гибкость

Морозова Елена

13,6

2.21

3300

43

23

Голубева светлана

14,4

2.37

2900

40

20

Козлова Юлия

14,6

2.40

2850

36

21

Белоус Ольга

14.3

2.32

3200

41

22

Кукина Анастасия

13,7

2.40

2900

38

24

На основе полученных данных, была разработана и предложена индивидуальная программа тренировок для опытной группы.

Задачи:

  1. повышение аэробных возможностей

  2. совершенствование скоростно – силовых качеств

Основные средства:

  1. длительный непрерывный бег в равномерном и переменном темпе

  2. бег на отрезках в анаэробном режиме

  3. ускорения, беговые и прыжковые упражнения, бег в гору

Примерный недельный цикл

Понедельник: У. – Переменный кросс до 12 км с ускорениями 6 раз по 200 – 300м;

в. – кросс легко 6 км

Вторник: У. – равномерный бег с повышенной интенсивностью 6-8 км, (скорость 4.10 на 1км)

в.- кросс легко 5 - км

Среда: У. – отдых или равномерный кросс 6 - 8 км

Четверг: равномерный кросс 8 – 10 км; СБУ, ОФП

в. – 6 км.

Пятница: бег 5-6раз по 1000м/ через 600м легкого бега;

в. – 5-6 км

Суббота: равномерный бег 18 – 20 км (смешанный режим, скорость 4.50 – 5.10 на 1 км)

Воскресенье: отдых

Спустя два месяца после занятий, было проведено повторное тестирование, данные которого представлены в таблицах 3, 4.

Таблица 3

Результаты тестирования девочек 14 - 16 лет в контрольной группе после педагогического эксперимента.

Ф.И. спортсменки

Нормативы

100м

800м

Двенадцатиминутный бег

Тест Купера

поднятии туловища из положения, лежа на спине за 1 мин

Тест на гибкость

Фонина Анастасия

13,3

2.17

3200

50

20

Медведева Мария

14,7

2.42

2750

43

16

Буйнова Людмила

14,0

2.27

2900

46

17

Митрохина Любовь

14.4

2.38

2750

46

22

Скорникова Анастасия

13,7

2.24

3050

49

21

Таблица 4

Результаты тестирования девочек 14 - 16 лет в опытной группе после педагогического эксперимента.

Ф.И. спортсменки

Нормативы

100м

800м

Двенадцатиминутный бег

Тест Купера

поднятии туловища из положения, лежа на спине за 1 мин

Тест на гибкость

Морозова Елена

13,6

2.20

3450

45

24

Голубева светлана

14,4

2.36

3150

43

21

Козлова Юлия

14,6

2.38

2940

40

21

Белоус Ольга

14.3

2.30

3200

45

23

Кукина Анастасия

13,7

2.37

2980

41

24

Результаты проведенного тестирования показали, что результаты физической подготовки девушек в двух группах прогрессируют. В первой контрольной группе у девушек на фоне общей выносливости преобладают скоростно – силовых качества. Это четко прослеживается на дистанциях 100м,800м и в тесте поднятии туловища из положения, лежа на спине за одну минуту. Тест Купера по результатам исследования показал, что у девушек в опытной группе более развита выносливость, чем у девушек контрольной группы.

Исходя из опыта работы над повышением спортивного мастерства девушек из двух групп, можно определить основные принципы подготовки спортсменок на длинные дистанции. Систематическая, многолетняя и круглосуточная тренировка стайера должна быть направлена на достижение высокой беговой выносливости, повышение скоростных качеств, улучшение силовой подготовки, совершенствование техники и тактики бега, воспитание высоких волевых качеств и целеустремлённости в достижении поставленных целей.

Учитывая, какими физическими качествами должны обладать бегуньи на длинные дистанции, зная закономерности их развития и поддержание всех необходимых качеств в течение всего соревновательного периода на высоком уровне функционального состояния, можно с большей долей уверенности в правильности решений подойти к составлению годичного (а то и многолетнего) плана тренировочного процесса.

Проанализировав, какое влияние на развитие спортивной формы оказывают различные средства тренировки, можно утверждать, что использование в тренировки больших объемов бега в аэробном режиме в подготовительном периоде, дальнейшее, поэтапное снижение этих объемов с одновременным освоением новых – более высоких скоростей бега во второй половине подготовительного и предсоревновательном периодах – является одной из наиболее верных методик тренировки бегуний на длинные дистанции.

Эта методика позволяет добиться высоких спортивных результатов и стабильно выступать на протяжении всего соревновательного периода и в течение целого ряда лет.

Тренер должен четко представлять себе цели и задачи различных этапов подготовки, давать обоснование применяемых средств тренировки, адекватность нагрузки и соотношение ее с функциональными возможностями тренирующихся.

Основные задачи и средства тренировки стайера

Задачи тренировки

Средства тренировки

1. Развитие общей беговой выносливости

  • Длительный бег на местности 1-1,5-2-2,5 часа

  • Переменный бег в большой дозировке, но с невысокой скоростью бега

  • Занятия другими видами спорта с большой динамикой движения

2. Совершенствование специальной выносливости

  • Темповый бег на местности до 1 часа

  • Переменный бег на длинных отрезках

  • Повторный бег на длинных отрезках

  • Бег в усложненных условиях (в гору, по песку, с препятствиями)

  • Бег по шоссе на время

  • Участие в соревнованиях, пробегах

3. Развитие скоростных качеств, скоростной выносливости

  • Переменный и повторный бег на коротких и средних отрезках в оптимальной дозировке

  • Барьерный бег в большой дозировке

  • Специальные беговые упражнения

  • Бег под уклон на местности

  • Спортивные игры (футбол, баскетбол)

  • Участие в соревнованиях на средние дистанции и в эстафетах

4. Совершенствование тактики бега, психологическая подготовка

  • Все виды бега с выполнением тактических заданий и приёмов

  • Отработка финишного набегания на различных по длине отрезках

  • Проведение тренировок в усложнённых условиях (солнце, дождь, ветер, мягкие дорожки, гололёд, сильнопересеченная местность, препятствия).

  • Изучение условий предстоящих соревнований, основных соперников.

  • Преодоление трудностей тренировки и соревновательной обстановки

5. Совершенствование техники бега

  • Все виды бега с контролем над техникой бега

  • Специальные беговые упражнения

  • Видеосъёмка бега, анализ видеозаписей

6. Общефизическая подготовка

  • Силовые упражнения с отягощениями

  • Прыжковые упражнения, метания

  • Спортивные игры, плавание, гребля

  • Длительные прогулки в горах.

Рекордных достижений в беге на длинные дистанции добиваются, как правило, спортсмены с большим стажем тренировки. Бег на длинные дистанции предъявляет очень высокие требования к деятельности сердечно – сосудистой системы. Силовая подготовка бегунов на длинные дистанции чаще всего проводится в условиях усложненной беговой деятельности (бег по песку, в гору, с отягощениями, прыжкообразный бег на мягком грунте или в гору, бег против ветра).

Спортивные результаты стайеров в первую очередь зависят от уровня их выносливости, под которой подразумевается способность к высокому темповому бегу на основной дистанции или на удлинённых отрезках.

Планирование годичного цикла тренировки

Изучив весь вышеизложенный материал, можно предположить, что программа подготовки юной бегуньи на длинные дистанции выглядит следующим образом: годичный цикл подготовки состоит из трех периодов: подготовительный (сентябрь – май), соревновательный (май – июль) и переходный (август).

I Подготовительный период: 27 – 29 недель (сентябрь – первая половина мая) состоит из 5 этапов:

  1. Втягивающий: 3 – 4 недели (сентябрь – середина октября).

  2. Первый базовый: 9 – 10 недель (октябрь – середина декабря).

  3. Зимние соревновательныя: 5 –6 недель (январь - февраль).

  4. Второй базовый: 5 – 6 недель (середина марта – апрель).

  5. Предсоревновательный: 3 – 4 недели (середина апреля – середина мая).

Втягивающий этап

Задачи:

  1. втягивание и подведение организма к выполнению больших по объему и оптимальных по интенсивности тренировочных нагрузок

Основные средства:

  1. длительный непрерывный бег аэробного характера

  2. бег на отрезках, преимущественно в кроссах

  3. общеразвивающие и скоростно – силовые упражнения локального характера

  4. спортивные игры, плавание и т.д..

Первый базовый этап

Задачи:

  1. дальнейшее повышение аэробных возможностей

  2. совершенствование скоростно – силовых качеств

Основные средства:

  1. длительный непрерывный бег в равномерном переменном темпе

  2. бег на отрезках в анаэробном режиме

  3. ускорения, беговые и прыжковые упражнения, бег в гору

Примерный недельный цикл (конец периода) для девушки специализирующихся в беге на 3000 м

Понедельник: У. – Переменный кросс до 12 км (смеш. режим) с ускорениями 6 раз по 200 – 300м;

в. – кросс легко 6 км

Вторник: У. – равномерный бег с повышенной интенсивностью 6-8 км, (скорость 4.10 на 1км)

в.- кросс легко 5 - км

Среда: У. – отдых или равномерный кросс 6 - 8 км

Четверг: равномерный кросс 8 – 10 км;

в. – 6 км.

Пятница: бег 5 по 1000м/ через 600м легкого бега;

в. – 5-6 км

Суббота: равномерный бег 18 – 20 км (смешанный режим, скорость 4.45 – 5.10 на 1 км)

Воскресенье: отдых

Зимний соревновательный этап

Задачи:

  1. контроль за состоянием подготовленности

  2. переключение от объемных нагрузок

  3. совершенствование технического мастерства

  4. обеспечение успешного выступления на ответственных зимних соревнованиях на достижение промежуточных целей

Основные средства: к средствам первого базового этапа добавляется соревновательный бег

Второй подготовительный этап

Задачи:

  1. восстановление после зимних соревнований (1 неделя)

  2. дальнейшее повышение работоспособности

Основные средства: то же, что и в предыдущих этапах.

Примерный недельный цикл:

Понедельник: переменный кросс 10-12км + 5100 м;

в. –8 км

Вторник: У. - равномерный бег с повышенной интенсивностью 7-10 км (скорость 4.00 – 4.10 на 1 км);

в. – легко 6 км

Среда: У.- отдых или равномерный бег в аэробном режиме до 10 км;

Четверг: У.- кросс 8 км + СБУ.

в.- 6 – 8 км

Пятница: переменный бег на отрезках: 5-6 раз по 800/400м + 150м max (анаэробный режим);

в. – 5-6 км

Суббота: равномерный кросс 15-18 км в смешанном режиме (темп 4.45 на 1 км)

Воскресенье: отдых

Предсоревновательный этап

Задачи:

  1. постепенный переход от высоких по объему тренировочных нагрузок к интенсивным быговым средствам тренировки

  2. совершенствование техники бега

  3. участие в соревнованиях на смежных дистанциях

Основные средства:

Добавляется контрольный бег и бег на соревнованиях

Примерный недельный цикл:

Понедельник: У.- Равномерный кросс 10 км +ускорения на ритм 5100м;

в. – 6 – 8 км

Вторник: У. – Равномерный бег с повышенной интенсивностью 5-7км (скорость 3.50 – 4.00 на 1 км);

в.- 6 км

Среда: отдых или равномерный кросс 6 – 8км легко в аэробном режиме.

Четверг: Равномерный кросс 8км, СБУ – 2 серии по 6ом, офп.

Пятница: У. – переменный бег на отрезках: 3(1000/400 +600/400 + 400/200 + 150м max в анаэробном режиме);

в.- 6 –8 км

Суббота: равномерный кросс 16-18 км

Воскресенье: отдых

II Соревновательный период

Состоит из 2-х этапов:

1 этап – 4 – 5 недель – подготовка к первым отборочным стартам

2 этап – 3 – 3.5 недели – подготовка к чемпионату страны

Задачи: Участие в соревнованиях и достижение высоких спортивных результатов.

Основные средства: Те же, что и на предсоревновательном этапе. Необходимо сохранить объем длительного аэробного бега в целях восстановления.

Примерный недельный цикл:

Понедельник: контрольный бег 1000 м с соревновательной скоростью;

в. – 6 км

Вторник: равномерный кросс 8 км в аэробном режиме + ускорения на ритм 5100 м;

в. – 6 км

Среда: бег на отрезках 6-8400/200 с соревновательной скоростью;

в.- 6 км

Четверг: равномерный кросс 6 км + ускорения на ритм 5100 м;

в. – отдых

Пятница: отдых

Суббота: разминка: кросс 5км. бег на отрезках 3400/200м с соревновательной скоростью

Воскресенье: У.- соревнования.

III Переходный период:

После окончания соревновательного периода планируется переходный период длительностью 3 –4 недели (середина августа – середина сентября)

Задачи: Активный отдых, лечение и профилактика травм и заболеваний, выявленных в процессе медицинского обследования.

Характер тренировочных нагрузок индивидуальный 3 – 4 тренировочных занятия в неделю, включающих медленный бег, спортивные игры, плавание, прогулки.

Выводы.

Рост спортивных результатов во многом зависит от эффективного нормирования тренировочных и соревновательных нагрузок в избранном виде легкой атлетики на различных этапах многолетней тренировки. При этом наиболее сложным моментом в нормировании и планировании нагрузок является обеспечение преемственности нагрузок в тренировке девочек, девушек, юниорок и женщин.

Этап углубленной специализации в спортивном беге на выносливость начинается в возрасте 15-16 лет и характеризуется повышением объема и интенсивности тренировочных нагрузок, совершенствованием специальной физической подготовленности, техники и тактического мастерства бегунов. Основным содержанием тренировочного процесса являются следующие три комплекса:

  1. Выносливость вырабатывается преимущественно посредством продолжительного бега на относительно длинные отрезки со средней скоростью.

  2. Тренировка для дальнейшего повышения уровня специальной выносливости. Она предусматривает в основном тренировку на отдельные отрезки, которые короче соревновательной дистанции.

  3. Тренировка для развития скорости. Она в значительной мере сходна с тренировкой спринтеров.

В подготовке бегуний на длинные дистанции, для развития скоростно – силовых способностей, целесообразнее всего использовать метод концентрированных скоростно – силовых нагрузок продолжительностью 8 –12 недель на базовых этапах подготовки. Это позволяет на фоне отставленного тренировочного эффекта в течение следующих 16 – 20 недель сохранять высокие скоростно – силовые возможности. А все усилия в тренировке направить на освещение специальной беговой программы с использованием трудных, высокоинтенсивных беговых средств тренировки. В выборе беговых средств тренировки необходимо учесть адаптационные возможности организма спортсмена на постоянно меняющийся объем бега и его интенсивность. На каждом этапе подготовки необходимо пользоваться только беговыми средствами характерными для текущего микроцикла и мезоцикла. Благотворное воздействие на повышение физической подготовленности оказывают тренировки в среднегорье. Сроки этих тренировок, нужно обязательно сопоставлять с текущим календарем соревновательного сезона. Для наиболее удачного использования положительного эффекта горной подготовки, избежать участия в стартах во время снижения работоспособности. Рекомендуется юным бегунам 14-16 лет примерно следующее количество стартов в году: - в зимнем соревновательном сезоне 5-7 стартов, в летнем – 8 - 12 стартов и более. В приведенное количество соревнований входят старты, как на основную дистанцию, так и в кроссах, в различных эстафетах и на спринтерских дистанциях.

Литература.

  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 224 с.

  2. Бондарчук А.П. Тренировка легкоатлета. — Киев, 1986.

  3. Верхошансшй Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. — М., 1985.

  4. Зелинченок В.Б., Никитушкин В.Г. Критерии отбора в легкой атлетике. - М., 2000.

  5. Куликов A.M. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. — М., 1995.

  6. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. — Киев, 1999.

  7. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. — М., 2002.

  8. Платонов В. Н. Теория и методика спортивной тренировки. — Киев, 1984.

  9. Селуянов В.Н., Сарсания С. К. Пути повышения спортивной работоспособности: Методические рекомендации. — М., 1987.

  10. Г. Нарскин; А. Полунин «Бег на средние дистанции. Скоростно – силовая подготовка» 1989г.

  11. Ю. Травин; О. Белина; С. Чернов «Особенности тренировки женщин» 1989 г.

Приложение.

Анкета №1

Предпочтительное распределение видов подготовки в годичном цикле тренировочного процесса юных бегунов на длинные дистанции тренером контрольной группы:

Виды и формы подготовки

Подготовительный период

Соревновательный период

Переходной

период

ОФП

СФП

ТП

Анкета №2

Предпочтительное распределение видов подготовки в годичном цикле тренировочного процесса юных бегунов на длинные дистанции тренером опытной группы:

Виды и формы подготовки

Подготовительный период

Соревновательный период

Переходной

период

ОФП

СФП

ТП



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Волейбол москва «Физкультура, образование и наука»

    Учебник
    В67 Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры. Под редакцией Беляева А. В., Савина М.В., — М.: «Физкультура, образование, наука», 2 .
  2. Т. И. Долматова спортивная медицина курс лекций

    Курс лекций
    Попов С.Н., профессор, заведующий кафедрой реабилитации, лечебной физической культуры Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (РГУФК); Менхен Ю.
  3. Учебно-методическое пособие удк 796/799 (075. 8) Печатается по решению ббк 74. 267. 5я73 редакционно-издательского

    Учебно-методическое пособие
    Чеснова Е.Л. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учебно-методическое пособие для студентов специальности 050720 Физическая культура / Е.
  4. В. С. Лисин Не надейтесь, что в этой книге Вы отыщите секреты, которые мгновенно выведут Вас на высокий уровень спортивного мастерства. Этого не возможно достичь даже фокусникам, которые скрупулезно и долго готов

    Документ
    Будущие победы на Олимпийских играх за думающими, умными спортсменами, профессионально постигшими секреты мастерства, умеющими тренироваться и достигать рекордных результатов и побед в нужное время и в нужном месте.
  5. Концепция инклюзивного детского сада Т. П. Медведева. Возможности интеграции для детей разного возраста. М. М. Прочухаева О. Н. Лисютенко «Все мы похожи»: первые шаги к толерантности Часть 2 Психолого-педагогическая работа в инклюзивном детском саду

    Реферат
    Егупова О.В.Система работы по развитию лексико – грамматических представлений и развитию связной речи учителя - логопеда инклюзивной группы детского сада.

Другие похожие документы..