Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
На виконання плану роботи Головного управління освіти і науки Харківської обласної державної адміністрації на 2011 рік, відповідно до законів України...полностью>>
'Образовательный стандарт'
1.1. Специальность 3204 Радиационная безопасность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.07.2001г. № 2572 «Об утверж...полностью>>
'Рабочая программа'
Настоящая рабочая программа разработан на основе программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государ...полностью>>
'Книга'
Эта информация является нейропрограммным продуктом, она частично блокирует действие Судьбы на мозг человека, позволяет заглянуть за декорации театра п...полностью>>

Главная > Лекция

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЛЕКЦИЯ 1

"ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ"

Студент это не сосуд, который надо заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь жаждой знаний.

Рассматриваемые вопросы.

  1. Содержание дисциплины

  2. Методические указания по освоению программных средств

  3. Дополнительные источники информации

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная цель курса - дать студентам знания в области современных технологий переработки деловой информации с помощью персональных компьютеров, научить приемам работы с базовыми пакетами, применяемыми при решении задач инвестиционного менеджменту. Курс состоит из 8 тем. Первая тема содержит описание операционной системы Windows на уровне первичных навыков работы с ней.

Остальные темы посвящены конкретному программному средству или классу прикладных программ. Каждая тема или раздел имеют следующую структуру:

  • Теоретическая часть. Даются общие принципы автоматизированной обработки документов определенного класса.

  • Практическая часть. Приводятся сведения о функциональных возможностях программных средств, основных командах и приемах работы.

  • Упражнения. Предназначены для приобретения практических навыков работы с конкретным программным средством (приложением).

  • Контрольные вопросы. Служат для контроля и самоконтроля уровня приобретенных знаний и навыков.

Всего можно выделить три уровня навыков - первичные, развитые и профессиональные.

Первичные навыки. Первичные навыки работы с компьютером предполагают умение работать с операционной системой, в частности, с системой Windows 95 или Windows 98. К этим навыкам относится умение использовать и обслуживать файловую систему, настраивать средства оформления и управления операционной системой, использовать стандартные приложения, выполнять установку и настройку нового аппаратного и программного обеспечения.

Развитые навыки. Развитые навыки предполагают умение работать с прикладными программными средствами. Программное обеспечения, предназначенное для работы с текстами, компьютерной графикой, оцифрованным звуком и видео, компьютерными сетями, базами данных, электронными таблицами и т.п., требует разной теоретической подготовки и разных навыков. В зависимости от поставленных специальных задач пользователь сам принимает решение о том, какое программное обеспечение ему нужно и какие навыки он будет развивать.

Профессиональные навыки. Профессиональные навыки предполагают не просто умение работать с определенными классами программного обеспечения, а умет работать эффективно. Этот уровень требует глубокого знания конкретных программных продуктов, а также наличия практического опыта. Эффективную работу с программами отличает высокая производительность труда, использование приемов автоматизации, знание нестандартных приемов управление программой и умение применять вспомогательные средства.

Курс "Информатика и вычислительная техника" предполагает привитие первичных и развитых навыков.

Развитие профессиональных навыков произойдет только в вашей повседневной практической работе. При этом надо помнить, что на багаже того небольшого набора программ, который изучен в институте или установлен на вашем компьютере, изначально далеко не уедешь.

Робота с компьютером - это всегда освоение нового. Последний опыт показывает, что поколения компьютеров меняются не реже, чем раз в два года. Развитие программного обеспечения не отстает от развития аппаратных средств: как только мощность компьютера возрастает, немедленно появляются программы, позволяющие реализовать новые технические возможности.

Каждый, кто работает с компьютером, периодически сталкивается с новыми программами. Их приобретают в магазинах, получают вместе с книгами и журналами по компьютерной тематике, принимают по каналам компьютерных сетей. А это означает, что для успешной работы с компьютером необходимо постоянно что-то осваивать и изучать.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОСВОЕНИЮ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ

Освоение сложных профессиональных программ - нелегкая задача, но не следует испытывать чувство неуверенности. Авторы программ никогда не пытаются специально создать трудности для пользователя, так что сложность современных программ обычно объясняется только обилием включенных в них возможностей. Не все эти возможности нужны каждому пользователю, поэтому во многих случаях освоение программных продуктов можно упростить, сосредоточившись на изучении первичных приемов работы.

Обычно требуется несколько дней, чтобы научится применять программу на начальном уровне. Эффективное использование многих программ достигается лишь через несколько месяцев постоянной практики.

Освоение программных средств ускоряется, если пользователь

  • знает стандартный интерфейс Windows;

  • умеет пользоваться справочными средствами Windows и приложений;

  • знаком с основными источниками информации;

  • овладел технологией сбора информации.

Стандартный интерфейс Windows.

Существуют десятки тысяч разных прикладных программ. Но во всех программах, написанных для операционной системы Windows, есть немало общего. Это, прежде всего, единообразный интерфейс. Его единообразие заложено уже в самой архитектуре операционной системы, и потому интерфейсы многих программ, выпущенными разными фирмами в разное время, столь похож друг на друга.

Несмотря на многообразие программ, можно с достаточной точностью сказать, что их интерфейсы имеют всего лишь три компонента:

  • рабочее поле (область, в которой выполняется работа или воспроизводятся данные);

  • рабочие инструменты (специальные средства для выполнения работы);

  • элементы управления (средства для настройки инструментов, режимов работы программы и параметров документов).

Поскольку при знакомстве с программами изучать в рабочей области фактически нечего, то первоначальное изучение незнакомой прикладной программы сводится всего лишь к двум вопросам:

  • изучению действия инструментов программы (их никогда не бывает слишком много);

  • изучению элементов управления программы (они стандартизованы и в большинстве программ многократно повторяются).

Справочные средства

Стандартный интерфейс Windows позволяет свести освоение незнакомой программы к двум достаточно простым приемам:

  1. Найти инструменты программы (обычно они сосредоточены в панелях инструментов на самом видном месте) и определить их назначение и приемы использования.

  2. Просмотреть элементы управления программы (меню, командные кнопки и т.п.), выделить среди них знакомые и незнакомые. Проверить действие знакомых элементов и установить назначение незнакомых.

Выделенные выше слова установить и определить указывают на то, что при изучении незнакомой программы может потребоваться дополнительная информация. К счастью, в большинстве случаев такая информация уже встроена в программу, и раскрывать ее совсем нетрудно. Речь идет о справочной системе, которая входит в состав как самой операционной системы, так и большинства ее приложений.

Справочная система

Самое удобное средство получения справочной информации - это интерактивная справочная система. Во многих программах справочная система содержит полный набор информации о работе с данной программой и позволяет получить необходимую справку по ходу работы.

В большинстве программ вызов справочной системы осуществляется с помощью пункта "?" строки меню. Иногда этот пункт называется Справка. В англоязычных программах для обращения к справочной системе используется пункт Help. В открывавшемся меню следует выбрать пункт Вызов справки, Содержание или (в англоязычных программах) Contents.

Справочная система Windows

Мы рассмотрим действие интерактивной справочной системы на примере Windows. К справочной системе можно обратиться из Главного меню. Во всех приложениях Windows робота со справочной системой ведется аналогичным образом.

  1. По команде "Пуск - Справка" открывается диалоговое окно справочной системы, содержащее три вкладки: "Содержание (Contents)", "Предметный указатель (Index)", "Поиск (Search)". Эти вкладки дают доступ к одним и тем же статьям справочной системы, но предлагают разные способы обращения. В зависимости от обстоятельств удобнее использовать разные варианты. Выбор определяется уровнем подготовки пользователя и ясностью проблемы.

  2. На вкладке Содержание располагается полный список статей справочной системы, оформленный в виде иерархической структуры. Пользоваться этой вкладкой удобно в том случае, когда надо получить самое общее представление о назначении программы. Разделы справочной системы отмечены значком в виде закрытой книги. При двойном щелчке на значке "книга" открывается, а под этим пунктом указываются подразделы и статьи данного раздела.

  3. Вкладка "Предметный указатель" содержит основные термины, используемые в программе и описанные в справочной системе. Эта вкладка как бы соответствует алфавитному указателю. Найти термин можно путем прокрутки списка или путем ввода начальных символов термина.

  4. Когда нужный термин найден, надо дважды щелкнуть на нем или выбрать его одним щелчком и щелкнуть на кнопке "Вывести (Display)". Если термин встречается в нескольких статьях справочной системы, открывается диалоговое окно "Найденные разделы", позволяющие выбрать нужною статью из числа содержащих данный термин.

  5. Вкладка "Поиск" позволяет разыскивать в статьях справочной системы любые слова, в том числе и не указанные на вкладке Предметный указатель. Слово или его первые буквы вводят в верхнее поле вкладки. В списке, расположенном под этим полем, перечисляются слова, начинающиеся с введенных символов и встречающиеся в статьях справочной системы.

Чтение статей справочной системы

  1. Каждая статья справочной системы открывается в отдельном окне и представляет собой гипертекст, содержащий ссылки на другие статьи и термины, требующие пояснения. Текст в окне справочной системы автоматически форматируется по ширине окна. Если статья слишком длинная, окно содержит полосы прокрутки.

  2. Термины, используемые в качестве ссылок, обычно выделяются в статье зеленым цветом. Ссылки могут быть оформлены в виде кнопок перехода. При подведении указателя к ссылке его форма меняется. Щелчок в этот момент позволяет перейти к другой статье, посвященной смежному вопросу. Если термины подчеркнуты пунктирной линией, то при нажатии кнопки мыши открывается окно всплывающей подсказки, содержащее определение или описание термина.

  3. Окна справочной системы обычно не имеют строк меню. Вместо нее в верхней части окна располагаются кнопки перехода. Состав управляющих кнопок в верхней части окна различен для разных приложений. Обычно имеются кнопки: "Разделы" (возврат к диалоговому окну разделов справочной системы), и "Параметры (Options)" (настройка внешнего вида и свойств окна справочной системы).

  4. Щелчок на кнопке "Параметры" открывает меню настройки, которое позволяет изменить шрифт и размещение окна. Воспользовавшись этим меню, можно скопировать статью в буфер обмена для последующего использования в другом документе или для печати на принтер.

  5. К тексту статьи можно добавлять собственные примечания и комментарии. Для этого служит пункт "Заметки". В диалоговом окне "Заметки" вводят произвольный дополнительный текст, который добавляется к тексту статьи. Наличие такого дополнения отмечается значком в виде скрепки. Чтобы прочесть примечания, надо дважды щелкнуть на этом значке или дать команду "Параметры - Заметки".

Сопроводительная документация

Практически все программы содержат, помимо справочной системы, электронную и печатную документацию. Эта документация является источником полезной информации о программе, и пренебрегать ей не следует.

Знакомство с программой начинается с информационных экранов, сопровождающих ее инсталляцию (от англ. installation -установка ), то есть первоначальную установку. Пока идет установка, следует узнать как можно больше о назначении программы, ее возможностях. Это помогает понять, что следует разыскивать в программе после ее установки.

Печатная документация прилагается к программам, купленным в магазинах. Обычно это достаточно обширное руководство объемом до нескольких сот страниц. Именно объем это руководства часто подавляет желание внимательно его прочесть. Действительно, нет смысла исследовать руководство, если ответ на вопрос можно получить более простыми средствами. Однако в случае затруднений, руководство по программе - это один из наиболее удобных источников необходимой информации.

Во многих случаях дополнительная справочная по программе представляется в виде текстовых файлов, входящих в состав дистрибутивного комплекта. Исторически сложилось так, что эти файлы обычно имеют имя README, происходящее от английской фразы: «Read me” (Прочти меня). Обычно файл README содержит информацию об установке программы, дополнения и уточнения к печатному руководству, а также любую другую информацию, которую создатели программы сочли нужным опубликовать. Для условно-бесплатных программ и небольших служебных программ, распространяемых через Интернет, этот файл может содержать полную электронную версию руководства.

Программы, распространяемые через Интернет, могут включать и другие текстовые информационные файлы. Эти файлы могут иметь расширения .NFO, .DIZ и некоторые другие.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Справочная и учебная литература

Работа со сложными программами может вызвать затруднения у начинающих и даже у опытных пользователей. Большинство вопросов, имеющих общий интерес, рассматривается в специализированной литературе. Почти по любой известной программе можно найти несколько книг, рассчитанных на разный уровень подготовки читателя.

В мире ежегодно выпускается несколько тысяч книг, посвященных широко используемым программам. Авторы этих книг обычно являются специалистами в соответствующей области, знают вопросы, вызывающие наибольшие трудности, умеют провести малоопытного пользователя через все этапы обучения.

Значительная часть мирового ассортимента компьютерной литературы переводится на русский язык, причем весьма оперативно, но если есть возможность выбора, то следует отдавать предпочтение книгам отечественных авторов, а не переводам. Эти книги лучше адаптированы для отечественного читателя, их авторы не ограничиваются пересказом официальной инструкции к программе, а делятся полезными советами и практическим опытом.

Приобретя несколько книг разных издательств, можно очень быстро сделать правильный выбор, и в дальнейшем ориентироваться на книги только тех издательств, которые обеспечивают должный уровень работы над содержанием.

Периодическая литература

Быть в курсе последних событий в компьютерном мире вам позволит регулярный просмотр журналов и обозрений. Периодика познакомит вас с новинками программного обеспечения, приведет результаты тестирования предлагаемых на рынке устройств, даст практические рекомендации по установке и настройке приобретенных бизнес-пакетов. Приведенный ниже список представляет каплю в информационном море. Выбирайте, сообразуясь со вкусами, наклонностями, характером деятельности.

74269 Компьютеры + Программы (для программистов и пользователей ПК). Изд-во Комиздат. Редакция: Киев, ул. Лескова,9. Издается с 1992 г.

47764 Мир Интернет.

Учредители: ЗАО "Питер Ком". ЗО "Питер Медиа". Редакция: С.Петербург, Выборгская наб., 2/6; Москва, ул. Бутлерова, 17б.

40939 Мир ПК. Журнал для пользователей персональных компьютеров. ЗАО "Мир ПК", 1077-1999 Изд-во "Открытые системы", International Data Group Inc. Москва,

73217 Компьютер - Пресс (обозрение зарубежной прессы). РФ. Москва. Агентство " Компьютер - Пресс" Совместное советско-американское предприятие "СовАМИНКО". Издается с 1989 г.

33905 Компьютерное обозрение (еженедельник). Учредитель и издатель -"Издательский дом ІТС", г.Киев

Информация из Интернета

В тех случаях, когда никакие "обычные" источники не позволяют получить нужные сведения о программе, можно обратиться к бездонной сокровищнице информации, которую представляет собой Интернет. Поиск информации в Интернете сопряжен с некоторыми сложностями, но зато в Сети есть ответы на любые вопросы. Источники информации внутри Интернета перечислены далее.

Основные страницы компаний-производителей и отдельных авторов программ. Все основные компании и авторы, производящие программы для компьютеров, представлены в Интернете. С помощью поисковой системы нетрудно найти Web-страницу, посвященную нужной программе или серии программ. Такая страница может содержать обзор или краткое описание, сведения о последней версии программы, "заплатки", связанные с доработкой программы или исправления ошибок, а также ссылки на другие Web -документы, посвященные этим вопросам. Здесь же можно найти бесплатные, условно-бесплатные, демонстрационные и пробные версии программ.

Файлы ответов на часто встречающиеся вопросы. В World Wide Web существует немало архивов, в которых накапливаются текстовые файлы ответов на часто задаваемые вопросы по различным широко распространенным программам. Такие файлы обозначаются английским сокращением FAQ (Frequently Asked Questions - часто задаваемые вопросы). Такие документы постоянно развиваются, и их объем постоянно нарастает. В них можно найти сведения о приемах выполнения как типовых, так и необычных операций, а также о том, как решать характерные проблемы. Документы FAQ могут храниться как в общедоступных архивах, так и на Web-страницах пользователей, взявших на себя труд ведения подобных документов.

Личные страницы пользователей, посвященные конкретным программам. Число существующих Web-страниц достигает в настоящее время сотен миллионов, так что практически по любому вопросу находятся энтузиасты, посчитавшие вопрос достойным внимания и создавшие Web-страницу для его освещения. Даже для малоизвестных программ в Интернете можно найти рассказывающие о них Web-страницы. Авторы страниц, посвященных одной программе, обычно хорошо знакомы со страницами других авторов, занимающихся той же темой, и, как правило, устанавливают на своих страницах ссылки, позволяющие продолжить поиск и изучение.

Дискуссионные форумы и телеконференции. Размещение информации на Web-страницах, как правило, инициализируется автором. То есть автор сам решает, о чем он хочет рассказать своим читателям. И в тоже время желательно иметь возможность самому задать вопрос. В Интернете есть службы, позволяющие обратиться ко всему миру и получить ответ от людей, способных его дать.

Дискуссионные форумы (Chat-конференции) - это тематические Web-узлы, предоставляющие посетителям возможность задать вопрос или ответить на сообщение, оставленное другим посетителем. Любой посетитель может прочесть хронику обсуждения, которое уже шло на этом Web-узле.

Телеконференции (группы новостей) специально предназначены для сбора сообщений, связанных с обсуждением какой-либо темы. Эти средства предоставляют наилучшую возможность получить конкретный ответ на конкретный вопрос, если удается отыскать конференцию, посвященную обсуждению нужной темы. Основным отличием телеконференций от дискуссионных форумов является то, что они не привязаны ни к какому конкретному Web-узлу.

Списки рассылки - это услуга электронной почты Интернета. Подписавшись на одном из Web-узлов на список рассылки, посвященный той или иной программе, можно ежедневно получать по электронной почте все сообщения (вопросы и ответы), поступающие от других участников списка рассылки. При необходимости можно отправить свой вопрос и вскоре начать получать советы и рекомендации от коллег.

ЛЕКЦИЯ 2

"ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИНФОРМАТИКИ"

Рассматриваемые вопросы

  1. Объект и предмет информатики. Информационные технологии

  2. Интеллектуализация документооборота

Информатика это наука. Чтобы подтвердить или опровергнуть этот тезис, необходимо ответить на следующие вопросы:

  • что является объектом исследования информатики?

  • что является предметом изучения информатики?

  • есть ли у информатики собственная система понятий?

ОБЪЕКТ ИНФОРМАТИКИ

Объектом познания любой науки является некий фрагмент реально­го мира (животный мир - зоологии, человек как биологическое существо - медицины, общество - политологии).

Объектом информатики выступают, основанные на ЭВМ и телекоммуникационной технике, автоматизиро­ванные информационные системы (АИС) различного класса и назначения.

Множество АИС, в зависимости от функционального назначения, делится на следующие классы:

  • управ­ляющие (АСУТП - АСУ технологическими процессами, АСУП - АСУ производством),

  • проектирующие (САПР - системы автоматизированного проектирования),

  • научно-поисковые (АСНИ - автоматизированные системы научных исследований, экспертные системы),

  • диаг­ностические.

В зависимости от сферы применения различают административные, экономические, производственные, медицинские, учебные, экологические, криминалистиче­ские, военные АСУ.

Указанные АСУ реализуют концепцию автоматизации "сверху-вниз" и влияют на макросоциальные процессы в обществе.

Микросоциальные процессы регулируются с помощью систем, которые раньше было принято назвать вспомогательными - системы денежно-кассо­вых операций, распределения мест на транспорте, в гос­тиницах, метеорологической информации, документооборота. Эти системы реализуют автоматизацию "снизу-вверх" - от пользователя и его задач, возникающих непосредственно на рабочих местах, к концепции автоматизации офиса (office automation).

Информатика изучает все стороны их разработки, проектирования, создания, анализа и ис­пользования в социальной практике.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Понятие технологии включает комплекс на­учных и инженерных знаний, воплощенных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетиче­ских, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отве­чающих определенным требованиям, стандартам.

В та­ком понимании термин «технология» неразрывно связан с машинизацией производственного или непроизвод­ственного (социального) процесса. До второй половины XX в. были известны лишь тех­нические новшества и производственные технологии, имевшие те или иные социальные последствия.

Вошедший в историю промышлен­ный переворот, материальной базой которого послужи­ла паровая машина Уатта, означал технологическую революцию в материальном производстве, т.е. массо­вое создание эффективных производственных техноло­гий.

Современная научно-техническая революция (мы ее называем информационно-технологической), матери­альной базой которой выступают ЭВМ и телекоммуни­кационная техника, означает технологическую револю­цию в непроизводственной сфере - в управлении, науке и других областях интеллектуальной деятельности, т.е. массовое создание информационных тех­нологий.

Информационные технологии (ИТ) - это машинизирован­ные способы выработки, хранения, передачи, использо­вания информации в виде данных и знаний. Они включают два элемента - машинный и человеческий (социальный), причем последний выступает главным. Реализуются ИТ посредством автоматизированных информационных систем.

Подчеркнем, что объектом информатики выступают не сами по себе ЭВМ как программно-технические комплексы, а информационные технологии, воплощением которых служат человеко-машинные, точнее, социо-технические, системы. В отличие от производствен­ных, энергопреобразующих информационные техноло­гии относятся к социальным, знаниепреобразующим технологиям.

В будущем возникнут (и уже возникают) сложней­шие проблемы взаимодействия искусственного интел­лекта в виде сверхсложной вычислительной сети пятого поколения с такими элементами, как супер-ЭВМ, базы знаний, персональные компьютеры, новейшие телекоммуникационные системы, и сложив­шегося естественного социального интеллекта, промыш­ленных роботов массового применения и естественной рабочей силы. Это рождает сверхсложные социальные технологии.

Можно говорить и о вторичных объектах информа­тики — социальных подсистемах, появившихся задолго до ЭВМ и самой информатики. Речь идет о системах массовой информации (пресса, радио, телевидение), документооборота, библиотечного, архивного дела. Ин­форматика позволяет по-новому осмыслить функциони­рование указанных отраслей социальной жизни, обо­сновать пути их развития на базе компьютеризации.

На объектном уровне информатика не выходит за рамки сложившихся понятий, довольствуясь теми поня­тиями, которые выработаны другими науками — кибер­нетикой, теорией информации, системотехникой (теори­ей ЭВМ), семиотикой (наукой о знаковых системах). Однако по мере развития и усложнения программно-технических комплексов воз­никает потребность в новых подходах и новых поняти­ях. Это уже переход к предметному уровню.

Таким образом, информатика на рассматриваемом — объектном уровне становится научно-инженерной осно­вой, быстро растущей по масштабам и значению инду­стрии знаний, которая по мере развития уже не может довольствоваться чисто инженерным (прикладным) обеспечением, а требует создания новой теории — пере­хода от формально-технического (объектного) к содер­жательно-смысловому (предметному) уровню рассмот­рения и решения задач социальной инженерии знаний.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Темы лекций: І. Модуль. Этика и Эстетика. Введение в дисциплину «История мировой цивилизации». Основы истории Этики и Эстетики

    Реферат
    Термин и понятие «Цивилизация». . Цивилизационный подход к изучению общества. 3. Гуманистический характер этики и эстетики.
  2. Лекция Введение в дисциплину (2)

    Лекция
    Правоведение как наука представляет собой знание о праве как феномене, а также других явлениях, связанных с ним и воздействующих на него. Правоведение представлено системой самостоятельных юридических наук, выделившихся в процессе
  3. Тесты к лекции 1 "Введение в дисциплину"

    Тесты
    Рассчитать количество дорожек на 2-х сторонней дискете 5.25", если размер сектора - 512 байт, Количество дорожек на одной стороне - 80, а количество секторов на дорожке - 9.
  4. Лекция Введение в дисциплину Характеристики сетей ЭВМ

    Лекция
    пропускная способность сети (канала) – максимально возможное количество информации, которое может быть передано по сети (по каналу) за единицу времени.
  5. Лекция Введение в дисциплину (1)

    Лекция
    Первоначально все знание о природе действительно относилось к физике (в древности – «физиология»). Так Аристотель (III в. до н.э.) называл своих предшественников «физиками» или физиологами.

Другие похожие документы..