Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа дисциплины'
уметь рассматривать события и явления действительности в движении: отпрошлого к настоящему и будущему проанализировать те изменения в исторических пр...полностью>>
'Диссертация'
В данной магистерской диссертации выносится на защиту техническая разработка, по части исполнения общесистемных функций документооборота в территориа...полностью>>
'Пояснительная записка'
В программе О.С.Габриеляна (8-9кл) нет темы, где бы изучались свойства воды, её роль в жизни человека и всего живого на Земле. Однако такие сведения ...полностью>>
'Программа'
В классической системе коллективного творческого дела (КТД) организация коллективного планирования в условиях дробления структуры на микрогруппы свиде...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Образовательная система: проблемы обратной связи

Бугаев Константин Валериевич

доцент, к.ю.н.

Опубликовано: Проблемы формирования и развития компетенций обучаемых в системе высшего профессионального образования: мат-лы межвуз. Учебно-методической конф./ под ред. А.Г.Парадникова, Т.Ю. Морозовой. – Омск: Омская академия МВД России, 2009. С.31-34.

Источник: сайт «Криминалистика и Судебная экспертиза» /

Современную образовательную систему часто критикуют за её оторванность от потребностей практики. Действительно, в нашем быстро меняющемся мире за пять лет образовательного процесса может измениться многое и выпускник может оказаться в итоге неподготовленным к новым реалиям. В определенном смысле попыткой решения этого вопроса является введение 2- уровневой системы образования – предполагается, что знания магистров с 4-х летней подготовкой будут более адекватны практике. Имеются и иные вопросы в образовательной сфере, ответы на которые можно получить, в том числе, изучая виды обратной связи, существующие в современной вузовской образовательной системе, что мы и попытаемся рассмотреть.

Предварительно напомним, что с системно-информационной точки зрения процесс обучения можно представить как Информационный поток (ИП) – объём данных, направляемый от Источника (И) к Приёмнику (П) по Каналу Связи (КС). Имеется также и обратная связь от Приёмника к Источнику.

Источник (И) ==== КС ====> Приёмник (П)

обратная связь

--------------< ---------<-------------

В этой схеме роль Канала Связи и выполняют Кадры вуза (К), Методы обучения (М) и Технические средства (ТС). Роль Приёмника информации играют учащиеся, а в общем смысле – весь Социум.

Рассмотрим подробнее виды обратной связи вуза, которые вызывают изменение его деятельности. Вуз непосредственно испытывает различные виды воздействия в виде реакций:

1. Прежде всего, это Государственное управление. Его тоже можно считать обратной связью, т.к. госорганы исследуют ситуацию в обществе в целом, в том числе и в Науке и в образовательной сфере и, соответственно, реагируют императивным воздействием. Но, инициатором такого воздействия является качество продукции образовательной системы – уровень подготовки выпускников вуза. Однако считать, что Государство может учесть абсолютно все нюансы Образования, а тем более специфику данного конкретного вуза – неверно - такая детализация просто невозможна. Поэтому вуз самостоятельно должен учитывать и другие обратные связи, а именно -

2. Ситуация на Практике. Она может быть разная – не исключено, например, что практическая деятельность по тем или иным причинам испытывает кризис и, поэтому, однозначно считать, что Практика – критерий истины (в нашем случае – правильности путей образовательного процесса) – неверно. Напомним здесь известную из кибернетики теорему Эшби, говорящую о том, что управление может быть эффективным лишь тогда, когда сложность управляющей системы выше сложности системы управляемой. В этой связи возникает вопрос – не слишком-ли выпускники вуза избыточны в плане общетеоретической подготовки для определенной практической деятельности? Не выполняет-ли вуз лишнюю работу в этом плане? Поэтому подготовка бакалавров с 3-4 летним образованием, в какой-то степени, направлена на устранение данной избыточности, хотя в понимании российского общества бакалавры будут соотносится скорее с качественным среднеспециальным образованием, чем с высшим. Высшее образование – это все-таки ещё и широта кругозора, полученная при достаточно длительном и непосредственном контакте с педагогом, т.е. при дневной форме обучения за 5-6 лет (вспомним концепцию М.Полани о «личностном знании»).

Тем не менее, учитывать требования Практики, безусловно, нужно, понимая при этом определенную её условность. Изучение Практики производится известными методами социологических исследований, а также внимательным анализом запросов на методические разработки, поступающие из практических органов. При анализе ситуации на Практике желательно, например, знать ответ на вопросы: «Насколько адекватна практическая подготовка выпускников?», «Насколько востребована на Практике их теоретическая подготовка и общекультурный уровень и каковы они?».

3. Мировая Наука (в том числе - дидактика) – следующий источник информации. Разумеется, необходимо отслеживать не только ситуацию в аналогичных учебных заведениях, но и представлять общемировые тенденции в Науке вообще. Положение в Науке – в определенной степени тоже результат деятельности вуза. Анализ данной ситуации производится путем исследований научного дискурса, в том числе, при ответе специалистов конкретной предметной области на вопрос: «Адекватна-ли ситуация в Вашем предмете Мировым научным тенденциям и насколько образование в данном конкретном вузе им отвечает?»1.

4. И, конечно-же, нельзя недооценивать реакции на качество обучения и на степень удовлетворенности полученной профессией учащихся и выпускников вуза. В этой связи особенно заметим, что информация должна быть объективной – любые её искажения опасны, поскольку именно выпускники вуза, в конечном счете, и формируют все последующие воздействия. Для этого необходим как проводимый собственно вузом, так и внешний мониторинг ситуации в среде учащихся вуза и выпускников разных лет.

Таким образом, Государственное воздействие является безусловным императивом.

В любом случае, вуз имеет определенную свободу – выполнив Федеральный компонент образовательной программы, возможно корректировать её вузовский компонент. И, кроме того, даже в рамках обязательных для изучения дисциплин преподнесение материала, не нарушая требования Государственных программ, также возможно организовать с учетом ситуации в Науке, Практике, и соотносительно с мнением учащихся.

Работу по анализу Обратных связей вуза выполнять необходимо - это одно из условий выживания вуза – полагаться в этом плане только лишь на императивное воздействие «сверху» - недостаточно. Видимо в вузе необходим, также, общий координирующий орган по сбору, анализу такой информации и подготовке проектов решений.

Подводя итог, напомним слова У.Р.Эшби: «Для понимания общих принципов динамических систем понятие обратной связи само по себе недостаточно. Важно лишь то, что сложные системы, богатые внутренними перекрестными связями, имеют сложное поведение и что это поведение может быть целесообразным в сложных ситуациях»2. Поэтому предпринятая нами попытка рассмотрения обратных связей высшего учебного заведения с системно-информационной точки зрения является лишь моделью – т.е. отражением существующей непростой реальности. Однако, очевидно, что резервы существенного улучшения ситуации в вузовском образовании имеются, и мы их видим, в том числе, в учёте разнообразных связей образовательной системы.

1 На одной из кафедр Омской академии МВД РФ мы провели анкетирование преподавателей. При ответе на вопрос «Соответствуют ли учебные программы для студентов Вашему представлению о том, как должна изучаться Ваша Наука» 40 % сотрудников (причем наиболее опытных!), имеющих ученую степень ответили «Лишь в малой части соответствуют». Данное исследование показывает, что в паре «Наука – Учебная дисциплина» далеко не всегда имеется соответствие. И, заметим, далеко не всегда такое несоответствие является виной данного преподавательского коллектива.

2 См.: Эшби У.Р. Введение в кибернетику: Пер. с англ. / Под. ред. В.А. Успенского. Предисл. А.Н. Колмогорова. Из. 3-е, стереотипное. – М.: КомКнига, 2006, С. 84.

4



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Социологическое обеспечение обратной связи в массовых коммуникациях (на примере радиовещания)

    Диссертация
    Диссертация выполнена на кафедре социологии Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАГС)
  2. Программа развития муниципального образовательного учреждения «гимназия №38» г. Дзержинска нижегородской области

    Программа
    Создание оптимальных социально-культурных и педагогических условий для развития, самоопределения и самореализации личности как основы для осознанного выбора направления своего профессионального образования и последующей адаптации к
  3. «Исследование алгоритмов кластеризации объектов и применения их в образовательных системах»

    Исследование
    При анализе и прогнозировании явлений исследователь довольно часто сталкивается с многомерностью их описания. Это происходит при решении задачи сегментирования множества однородных объектов, построении типологии совокупности студентов
  4. Образовательные программы теория и практика управления в образовательных системах 2009/10 учебный год

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и практика управления в образовательных системах. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :ВОИПКиПРО, 2009.
  5. Системы образования орловской области

    Доклад
    Объектом исследования стала сеть учреждений дошкольного, внешкольного, начального, основного, среднего (полного), профессионального (начального, среднего) образования.

Другие похожие документы..