Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Российская организация выплачивает белорусской компании бонус за выполнение обязательств по договору на поставку продукции в Республику Беларусь. Бон...полностью>>
'Реферат'
«…Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видал. Из её отверстой пасти вырывалось пламя, гла...полностью>>
'Документ'
астма(в стадии стойкой ремиссии) Сухие углекислые ванны; Аппаратная физиотерапия; Массаж грудной клетки; Ингаляционная терапия через небулайзер; Галот...полностью>>
'Методические указания'
Философия: Программа, методические указания и задания контрольной и самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения специальностей 080109...полностью>>

Главная > Автореферат

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Этапы исследования:

I-й этап (2001-2002 гг.) - эмпирический. Накопление фактического материала с целью выявления предпосылок уровня этнической идентичности детей старшего дошкольного возраста при реализации педагогического потенциала русской народной крестьянской культуры в процессе педагогической работы в качестве педагога воспитательной системы дошкольного образования.

II-й этап (2002-2003 гг.) - опытно-теоретический. Анализ и обобщение научной литературы и опыта педагогической работы, формулирование теоретических оснований и программно-методического сопровождения исследования, практическая опытно-экспериментальная работа, её реализация в педагогической деятельности.

III-й этап (2004-2005гг.) - экспериментальный. Проведение базового педагогического эксперимента, обобщение результатов и построение теоретических выводов.

IV-й этап (2005-2007 гг.) - научное обобщение. Продолжение и углубление исследования на базе дошкольных образовательных учреждений г.Нижнего Новгорода и теоретическое оформление результатов исследования. Разработка педагогических рекомендаций по их практическому применению.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- обоснована необходимость введения категории этнической идентичности в научный оборот этнической педагогики;

- определена совокупность теоретических, философских, культурологических, педагогических, психологических положений, детерминирующих формирование этнической идентичности личности как категории этнической педагогики;

- уточнены принципы педагогического процесса как системы, определяющей содержание, формы и методы этнической идентификации и обеспечивающие ее успешность;

- предложены научно-теоретические положения, на базе которых разработаны методические рекомендации по использованию комплекса этноориентированных образовательно-воспитательных программ, в том числе по организации процессуальной структуры педагогического процесса: содержательно-целевого, организационно-деятельностного, эмоционально-мотивационного, контрольно-оценочного компонентов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- разработан комплекс этноориентированных образовательно-воспитательных программ, которые могут быть использованы в качестве парциальных программ в дошкольном образовании, направленных на формирование этнической идентичности личности, ее духовности;

- разработанные программы и их методическое обеспечение могут быть использованы для повышения квалификации работников образовательных учреждений всей системы дошкольного образования;

- материалы диссертационного исследования могут обогатить содержание лекционных курсов по этнопедагогике для студентов педагогических специальностей.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Введена в категориальный аппарат этнопедагогики категория формирования этнической идентичности личности.

2. Определена совокупность теоретико-методологических и методических положений, составляющих педагогическую основу становления этнической идентичности личности ребенка старшего дошкольного возраста.

3. Разработано содержание педагогических условий по формированию этнической идентичности детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработан комплекс этноориентированных образовательно-воспитательных программ, направленных на формирование этнической идентичности личности ребенка старшего дошкольного возраста.

5. Определены критерии поэтапного мониторинга, степени сформированности этнической идентичности детей старшего дошкольного возраста. Выявлен алгоритм внедрения комплекса этноориентированных образовательно-воспитательных программ в систему дошкольного образования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования и его результаты освещены в докладах, сделанных на заседаниях кафедры педагогики и психологии Гуманитарно-художественного института Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. Результаты исследования используются в курсе лекций и семинарских занятий по педагогике и психологии со студентами Гуманитарно-художественного института Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета при подготовке педагогов-психологов. Теоретические и практические исследования проводились на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Нижнего Новгорода (№404 №433 №445), Центра поддержки развития ребенка «Маленькая страна», путём выступлений на региональных научно-практических конференциях «Здоровьесберегающие технологии в педагогической практике» (Н.Новгород, 2006); на курсах повышения квалификации методистов и воспитателей (Н.Новгород, 2001-2007), на курсах переподготовки работников образовательных учреждений интернатного типа (Н.Новгород, 2004).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и 10 приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении диссертационного исследования рассматривается актуальность темы исследования, показана степень разработанности проблемы, определены цель и задачи исследования, теоретическая и практическая значимость исследования, категориальный аппарат, проблема, гипотезы, объект, предмет, методы исследования, сформулирована научная новизна, достоверность и надежность научных результатов, их апробация и внедрение, показана структура диссертационного исследования.

В первой главе «Формирование этнической идентичности личности в процессе реализации педагогического потенциала русской народной крестьянской культуры» обоснована необходимость формирования этнической идентичности как педагогической категории; раскрывается педагогический потенциал русской крестьянской культуры в контексте этнопедагогики; выявляются сущностно-содержательные качества личности в русской народной крестьянской культуре.

Для раскрытия содержания и основных принципов этнопедагогики, как части общей педагогики, а также реализации педагогического потенциала русской крестьянской культуры в диссертационном исследовании уточняются такие понятия, как «этнос», «этническая общность», «этничность», «этнопедагогика», «нация», «национальное самосознание», «национальный характер», «народ», «народность», «народная культура», «народная педагогика». В народной педагогике содержатся разнообразные способы воздействия на детей, каждый из которых направлен на формирование вполне определенных черт и качеств личности. Наряду со средствами выделяются также и факторы этнической педагогики: природа, традиции, быт, труд. Включенность ребенка в этнопедагогическую среду влияет на его развитие, позволяет ему адекватно воспринимать себя как представителя определенного этноса, формировать позитивное отношение к своей этнической общности, желание принадлежать к ней, воспитывает гордость за достижения своего народа. Воспитание этнической идентичности возможно осуществлять в условиях детских образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, в семье посредством формирования познавательных представлений об этнических и эстетических идеалах своего народа, эмоциональной включенности ребенка в этот процесс, а также через овладение поведенческими нормами, принятыми в обществе. Это позволит ребенку усвоить свое культурное наследие, приобрести чувство национального и человеческого достоинства, что особенно актуально в современных условиях развития общества. Русская крестьянская культура связана прежде всего с материальной и духовной деятельностью русского крестьянства, с национальным самосознанием русского народа, которое проявляется в традициях, обычаях, нравах и стереотипах мышления, нормах поведения и привычках, регулирует отношения между людьми и природой, передается из поколения в поколение в различных социально-экономических и этнокультурных традициях.

Для современной отечественной педагогики русская народная крестьянская культура имеет огромное воспитательное значение, которое было замечено с самого начала ее образования. Педагогический потенциал русской народной крестьянской культуры можно реализовать на всех уровнях педагогической деятельности. В диссертации сформулировано следующее определение педагогического потенциала русской народной крестьянской культуры: « Педагогический потенциал русской народной крестьянской культуры - это воспитательные возможности русской народной крестьянской культуры, реализуемые в современной педагогической теории и практике с целью утверждения духовно-материальных ценностей данного общества».

К основным сущностно-содержательным качествам личности, формируемым в русской крестьянской культуре, выделенных на основе проведенного анализа, относятся следующие качества:

1. Общинное согласие в процессе производства материальных и духовных ценностей, на основе консервативных, выработанных веками, жизненных установок.

2. Целостное восприятие окружающего мира, жизнь в мире на основе согласия и единства с природой.

3. Уважение традиций, соблюдение традиционных представлений, касающихся взаимодействий с природой и обществом.

4. Укрепление семейных ценностей на основе кровнородственных связей, возрастной иерархии, взаимопомощи и взаимного уважения.

5. Гармоничное физическое и духовное развитие человека на основе его трудового и нравственного воспитания.

6. Соблюдение норм и правил общественного поведения.

7. Формирование таких качеств как трудолюбие, работоспособность, сила, ловкость, выносливость, на основе разнообразных форм трудовой деятельности крестьянства.

8. Формирование таких нравственных и этических социальных качеств как честность, справедливость, надежность, доброжелательность, гостеприимство, взаимопомощь, сострадание, милосердие, веротерпимость.

Во второй главе «Формирование этнической идентичности личности ребенка старшего дошкольного возраста на основе реализации педагогического потенциала русской народной крестьянской культуры» раскрываются педагогические условия и основные направления педагогической работы по формированию этнической идентичности личности старших дошкольников на основе реализации педагогического потенциала русской народной крестьянской культуры.

В рамках диссертационного исследования выделились следующие основные педагогические условия формирования этнической идентичности личности на основе приобщения старших дошкольников к русской народной крестьянской культуре:

1. Создание определенного педагогического предметно-пространственного окружения детей, основанного на знании ими особенностей русской народной крестьянской культуры. Окружающие детей предметы являлись национальными, созданными преимущественно из местных природных материалов, с учетом местных климатических условий, с использованием народных технологий, руками местных мастеров и окружающих взрослых. Русская народная крестьянская культура представлена разнообразным предметным материалом.

2. Включение в предметно-пространственное окружение детей наряду с предметами декоративного и декоративно-прикладного русского народного крестьянского творчества, соответствующих видеоматериалов, картин, репродукций, связанных с особенностями русской народной крестьянской культуры.

3. Педагогическое предметно-пространственное окружение детей должно органично включаться в современную жизнь города и региона, для чего использовались современные предметы и современное средовое окружение. Оно, в свою очередь, формируется на основе всей совокупности знаний и представлений о русской народной крестьянской культуре в ее территориальном, историческом и социально-культурном развитии.

4. Определенное педагогическое звуковое аудиопространство, окружающее детей, основанное на звуковой культуре русского крестьянства, в котором широко использовались природные звуки и шумы, связанные с природными стихиями, трудовыми процессами, всей жизнедеятельностью русского крестьянства, а также произведения русского устного народного творчества во всех его видах. Русские народные крестьянские сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы вмещают в себя мелодику, говор, тембр, темп и ритм, составляющие звуковое содержание русского языка. В русском языке особенным образом сочетаются смысл слова и его музыкально-фоническое звучание.

5. Наличие определенного педагогического информационно-пространственного окружения, основанного на знании русской народной крестьянской культуры и связанного с особенностями русского национального характера, с присущими ему нравственными ценностями, понятием лада, представлениями о правде, добре, красоте, развитием эстетического чувства гармонии, духовной культуры. Произведения русской народной крестьянской культуры являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей и во многом являются основой для приобщения к общечеловеческим нравственным ценностям.

6. Разработка конкретного событийного педагогического окружения, основанного на знании детьми роли русской народной крестьянской культуры, традиций жизни русского крестьянства, в которых центральное место занимают традиционные крестьянские трудовые процессы, народные праздники, ритуалы, календарные обряды.

7. Активное использование педагогической социально-поведенческой среды для всестороннего развития детей с включением различных форм социального взаимодействия, оценки различных жизненных позиций. Особое место в этой среде занимает понимание русской народной крестьянской культуры, традиционное крестьянское уважительное отношение к труду, приобщение детей к народному декоративно-прикладному творчеству, в котором образы природы имеют первостепенное значение. Дети приобщаются к технологиям изготовления предметов культуры своими руками в различных видах народного творчества - элементах архитектуры, различных видах изобразительного искусства, росписи. Важную роль в этом педагогическом процессе играет участие детей в русских народных крестьянских ритуально-обрядовых трудовых и праздничных действиях, с приобретением ими навыков народного пения, мелодекламации, рассказа и чтения текстов наизусть, танца, выразительного движения, пантомимы. Следует особенно отметить, что активно-преобразовательная социальная трудовая и праздничная деятельность ребенка связана с различными сторонами жизни детского коллектива, семьи и всего общества в его целостности и многообразии.

В процессе образовательно-воспитательной работы были выявлены основные направления организации педагогического наблюдения за формированием этнической идентичности личности в процессе приобщения детей к русской народной крестьянской культуре, представленные в таблице.

В главе представлено содержание четырех авторских программ по развитию этнической идентичности у детей старшего дошкольного возраста на основе приобщения их к русской народной крестьянской культуре: 1) «Этническая составляющая воспитания детей в семье»; 2) «Познание шестилетним ребенком окружающего мира»; 3) «Организация воспитательно-образовательного процесса на занятиях и в нерегламентированное время в программе «Двенадцать месяцев»; 4) «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста на основе славянской мифологии», которые были использованы в педагогическом эксперименте.

В третьей главе «Экспериментальное исследование по формированию этнической идентичности у детей старшего дошкольного возраста» изложены задачи, содержание, результаты и оценка педагогического эксперимента. Экспериментальное исследование по формированию этнической идентичности в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к русской народной крестьянской культуре включало в себя три основных этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Направления организации педагогического наблюдения за

формированием этнической идентичности личности в процессе

приобщения детей старшего дошкольного возраста к русской народной крестьянской культуре

Направления педагогического наблюдения

Раздел работы при организации педагогического процесса, формы организации диагностической работы

Формирование этни-ческой идентичности в процессе развития познавательных умений и способностей

Формирование этнической идентичности в процессе познавательного развития (на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, музыкальному развитию; в нерегламентированных видах деятельности - наблюдениях, экскурсиях, познавательных беседах; развивающих играх и проблемных ситуациях; в самостоятельной познавательной деятельности)

Развитие социальной уверенности на основе приобщения к русской народной крестьянской культуре

Социально-эмоциональное развитие (на занятиях по развитию социальных способностей и навыков; в процессе общения и социально-эмоционального взаимодействия детей со взрослыми - воспитателями, родителями и сверстниками в повседневной жизни; в играх, проблемных ситуациях и ритуалах)

Формирование этни-ческой идентичности в процессе ознакомления с русскими народным фольклором и народ-ными и авторскими сказками

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте (занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте; развивающие игры; музыкальная деятельность; проблемные ситуации и ритуалы, нерегламентированные виды деятельности - наблюдения)

Формирование этнической идентичности в процессе развития знаково-символических умений и способностей

Познавательное и интеллектуально-художественное развитие (занятия по ознакомлению с окружающим миром, занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте, интеллектуально-художественному развитию - рисование, аппликация, лепка, конструирование; развивающие игры; творческие задания; самостоятельная познавательная и художественно-творческая, деятельность; нерегламенти-рованные виды деятельности - наблюдения)

Формирование этни-ческой идентичности на основе развития гра-фических способностей и художественно-образного мышления

Познавательное и интеллектуально-художественное развитие (занятия по ознакомлению с окружающим миром, рисованию, аппликации, лепке, конструированию; игровые упражнения и творческие задания; самостоятельная художественно-творческая деятельность; нерегламентированные виды деятельности - наблюдения)

Развитие сенсомоторики и творческих навыков на основе приобщения к русской народной крестьянской культуре

Познавательное и интеллектуально-художественное развитие (занятия по ознакомлению с окружающим миром, рисованию, аппликации, лепке, конструированию; творческие задания; самостоятельная художественно-творческая деятельность; нерегламентированные виды деятельности - наблюдения, опыты и эксперименты)

Окончание табл.

Развитие музыкальных умений и способностей на основе приобщения к русской народной крестьянской культуре

Познавательное и музыкальное развитие (занятия по ознакомлению с окружающим миром, музыкальному развитию; развитие речи; музыкально-развивающие игры; музыкальная деятельность детей в повседневной жизни)

Развитие физических качеств и умений на основе приобщения к этническим занятиям и играм в русской народной крестьянской культуре

Познавательное, психомоторное и физическое развитие (занятия по ознакомлению с окружающим миром, по физическому развитию и психомоторному развитию (или по выразительному движению); динамические паузы и физкультминутки на занятиях; подвижные игры; двигательные задания; двигательная деятельность детей в повседневной жизни; нерегламентированные виды деятельности - ритуалы, наблюдения)

Развитие сенсомоторных умений и способностей на основе приобщения к этническим занятиям и играм в русской народной крестьянской культуре

Познавательное, физическое развитие (занятия по физическому развитию, по выразительному движению); динамические паузы и физкультминутки на занятиях; подвижные игры; двигательные задания; двигательная деятельность детей в повседневной жизни нерегламентированные виды деятельности - ритуалы)

Формирование этнической идентичности в процессе организации праздничных мероприятий

Организация календарных праздничных мероприятий с использованием всех видов игровой и познавательной деятельности

Формирование этнической идентичности на основе развития нравственных и этических представлений

Познавательное, музыкальное и интеллектуально-художественное развитие (занятия по ознакомлению с окружающим миром, музыке, рисованию, аппликации, лепке, конструированию; игровые упражнения и творческие задания; самостоятельная художественно-творческая деятельность; нерегламентированные виды деятельности - ритуалы, наблюдения)

Формирование этнической идентичности на основе трудового воспитания в процессе приобщения к русской народной крестьянской культуре

Познавательное, музыкальное и интеллектуально-художественное развитие (занятия по ознакомлению с окружающим миром, музыке, рисованию, аппликации, лепке, конструированию; игровые упражнения и творческие задания; самостоятельная художественно-творческая деятельность; нерегламентированные виды деятельности - ритуалы, наблюдения)

Формирование этнической идентичности на основе эстетического воспитания в процессе приобщения к русской народной крестьянской культуре

Познавательное, музыкальное и интеллектуально-художественное развитие (занятия по ознакомлению с окружающим миром, музыке, рисованию, аппликации, лепке, конструированию; игровые упражнения и творческие задания; самостоятельная художественно-творческая деятельность; нерегламентированные виды деятельности - ритуалы, наблюдения)

Анализ содержания и результатов педагогического эксперимента по формированию этнической идентичности личности опирался на изучение имеющегося начального, формирующего и контрольного состояния личностных сущностно-содержательных качеств дошкольников, их преобразования и развития в процессе проводимого педагогического эксперимента. Были определены показатели уровней сформированности этнической идентичности личности в дошкольных образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей, показатели их представлений о русской народной крестьянской культуре; содержание и технология воспитания дошкольников средствами русской народной крестьянской культуры. Определены также возможности учреждений дошкольного образования детей в данном процессе, обоснованы организационно-педагогические условия, способствующие эффективности формирования этнической идентичности личности в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к русской народной крестьянской культуре. Ведущим методом при проведении констатирующего эксперимента был метод педагогического наблюдения.

Анализ состояния педагогической работы по формированию этнической идентичности личности в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к русской народной крестьянской культуре показал, во-первых, ее важность и необходимость и, во-вторых, выявил недостаточность воспитательно-образовательной работы в данном направлении.

На констатирующем и формирующем этапе эксперимента по формированию этнической идентичности в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к русской крестьянской культуре приняло участие 100 детей 6-7 лет: 50 воспитанников Центра поддержки развития ребенка «Маленькая страна» (3 группы по 12 человек, 1 группа в составе 14 человек - всего 50 детей); 25 детей, посещавших подготовительную группу ДОУ № 404 Советского района; 25 детей, посещавших подготовительную группу ДОУ № 445 Советского района г. Нижнего Новгорода. В экспериментальной работе также участвовали воспитатели и родители детей экспериментальных групп. На заключительном контрольном этапе эксперимента в качестве контрольной группы исследовалось 50 детей, посещавших подготовительные группы ДОУ № 433 Канавинского района г.Нижнего Новгорода, работающего по базовой программе воспитания и развития дошкольников в детском саду.

На основе проведенной опытно-экспериментальной работы в экспериментальной и контрольной группе нами были выделены три условных уровня развития этнической идентичности детей старшего дошкольного возраста - высокий, средний, низкий.

Высокий уровень сформированности этнической идентичности определялся знанием детей своей этнической принадлежности; высоким уровнем умения детей проявлять вербально и в своем поведении основные сущностно-содержательные качества личности, такие, как знание и уважение традиций, проявление любви и уважения к близким и окружающим людям, ощущение своего единства с миром, высоким уровнем знаний и представлений о традиционных нормах и правилах общественного поведения. Учитывалась также сформированность таких физических качеств, как сила, ловкость, трудолюбие на основе разнообразных форм трудовой деятельности, связанных с жизнью русского крестьянства; сформированность нравственных и этических социальных качеств, таких как честность, справедливость, доброжелательность, гостеприимство, взаимопомощь, сострадание и т.д.

Средний уровень сформированности этнической идентичности определялся знанием детей своей этнической принадлежности; средним уровнем и неустойчивостью умения детей проявлять в своем поведении основные сущностно-содержательные качества личности, такие, как знание и уважение традиций, проявление любви и уважения к близким и окружающим людям. У детей этого уровня имелись некоторые представления, связанные с единством природного и социального мира; средний уровень знаний и представлений о традиционных нормах и правилах общественного поведения; средний уровень сформированности таких физических качеств, как сила, ловкость, трудолюбие на основе разнообразных форм трудовой деятельности, связанных с жизнью русского крестьянства; средний уровень сформированности таких нравственных и этических социальных качеств, как честность, справедливость, доброжелательность, гостеприимство, взаимопомощь, сострадание и т.д.

Низкий уровень сформированности этнической идентичности определялся незнанием детей своей этнической принадлежности, недостаточностью и неустойчивостью умения детей проявлять в своем поведении основные сущностно-содержательные качества личности.

Таким образом, показателями уровня сформированности этнической идентичности детей являются знание своей этнической принадлежности и наличие сущностно-содержательных качеств личности соответственно тому, насколько они сформированы.

Процедура оценивания уровня сформированности этнической идентичности детей состояла из следующих этапов: 1) анкетирование родителей и воспитателей; 2) педагогическое наблюдение за детьми в ходе проведения педагогической работы по использованию комплекса этноориентированных программ; 3) обсуждение уровня сформированности этнической идентичности детей на педагогическом совете.

Некоторые результаты экспериментальной работы по формированию этнической идентичности личности приведены на рис. 1 и 2.

Сравнив результаты констатирующего и формирующего эксперимента по формированию этнической идентичности личности, проведенного в ходе экспериментального исследования, можно сделать выводы о повышении уровня сформированности этнической идентичности детей старшего дошкольного возраста по итогам проведения педагогической работы по использованию комплекса этноориентированных воспитательно-образовательных программ.

а б

Высокий - 10%

Средний - 46%

Низкий - 44%

Высокий - 19%

Средний - 72%

Низкий - 9%

Рис.1. Уровни сформированности этнической идентичности личности у детей экспериментальной группы по итогам проведения праздничных мероприятий в центре поддержки развития ребенка «Маленькая страна»: а - результаты констатирующего эксперимента; б – результаты формирующего эксперимента

а б

Высокий - 20%

Средний - 49%

Низкий - 31%

Высокий - 35%

Средний - 61%

Низкий - 4%

Рис.2. Уровни сформированности этнической идентичности личности у детей экспериментальной группы по итогам обработки результатов анкет-опросников: а - констатирующего эксперимента; б - формирующего эксперимента

Разработанная нами система формирования этнической идентичности личности является эффективной, так как количество детей, имеющих высокий уровень развития этнической идентичности выросло в 1,5 раза, количество детей, имеющих средний уровень развития этнической идентичности выросло в 1,8 раз, а детей с низким уровнем развития этнической идентичности к концу эксперимента практически не осталось.

Сравнительный анализ результатов педагогического наблюдения, использовавшийся нами в работе с детьми контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе эксперимента, выявил значимые корреляционные связи между показателями развития детей контрольной группы. Это указывает на недостаточный уровень сформированности у детей контрольной группы этнической идентичности личности по сравнению с экспериментальной группой. Результаты педагогического наблюдения исходного, итогового и контрольного уровней сформированности этнической идентичности личности на контрольном этапе эксперимента представлены на рис. 3.

Рис. 3. Результаты педагогического наблюдения исходного, итогового и контрольного уровней сформированности этнической идентичности личности:

- по оси вертикали обозначена величина показателя педагогического наблюдения в баллах;

- по оси горизонтали цифрами обозначены показатели педагогического наблюдения;

- тонкая линия - констатирующий этап эксперимента, экспериментальная группа (исходный уровень развития); пунктирная линия - контрольный этап эксперимента, экспериментальная группа (итоговый уровень развития); толстая линия - контрольный этап эксперимента, контрольная группа.

По результатам анализа педагогического эксперимента был сделан вывод о том, что сущность и процесс этнической идентичности в системе дошкольного образования в полной мере раскрывается в методологических принципах этнической педагогики, а процесс этнической идентичности актуализируется при раскрытии педагогического потенциала русской народной крестьянской культуры в контексте этнопедагогики и базируется на выявлении сущностно-содержательных качеств личности в русской народной крестьянской культуре. Таким образом, опытно-экспериментальное исследование подтвердило оптимальность и достоверность определенных нами педагогических условий формирования этнической идентичности личности и правомерность выдвинутой нами рабочей гипотезы. Гипотезу диссертационного исследования и положения, выносимые на защиту, можно считать доказанными.

В заключении диссертационного исследования делаются следующие выводы.

1. Обосновано понятие этнической идентичности как категории этнической педагогики.

2. Раскрыт педагогический потенциал русской народной крестьянской культуры в контексте этнической педагогики.

3. Определены сущностно-содержательные качества личности в русской народной крестьянской культуре как основа формирования этнической идентичности детей дошкольного возраста.

4. Выявлены психофизиологические возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста как субъектов этнически направленной образовательно-воспитательной деятельности.

5. Определены педагогические условия и основные направления педагогической работы по формированию этнической идентичности в процессе реализации педагогического потенциала русской народной крестьянской культуры детей старшего дошкольного возраста.

6. Разработан комплекс этноориентированных воспитательно-образовательных программ и осуществлено экспериментальное исследование по формированию этнической идентичности детей старшего дошкольного возраста.

7. Выделены критерии поэтапного мониторинга, обобщены его результаты и проведена педагогическая диагностика степени сформированности этнической идентичности у детей старшего дошкольного возраста.

Основное содержание исследования отражено в авторских публикациях, в том числе:

Статьи в рекомендованных ВАК ведущих рецензируемых научных

журналах и изданиях:

  1. Чистякова, М. А. Повышение национального самосознания дошкольников средствами русской народной крестьянской культуры / М. А. Чистякова // Дополн. образование и воспитание. - № 4. - 2007. – С. 39-41.

Статьи

  1. Чистякова, М. А. Приобщение дошкольников к традиционной крестьянской культуре в детском саду / М. А. Чистякова // Этнические культуры народов Поволжья : сб. ст. и докл. ХI межвуз. конф. по культурологии / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т, Гуманитар.-худож. ин-т. - Н. Новгород, 2004. – С. 53-56.

  2. Чистякова, М. А. Со взрослыми наравне - в Великой войне в крестьянском труде / М. А. Чистякова // Сб. ст. и докл. конф., посвящ. 60-летию Великой Победы / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т, Гуманитар.-худож. ин-т. - Н. Новгород, 2005. – С. 228-230.

  3. Чистякова, М. А. Педагогический потенциал русских ремесел / М. А. Чистякова // Сб. ст. и докл. ХII межвуз. конф. по культурологии / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т, Гуманитар.-худож. ин-т. - Н. Новгород, 2005. – С. 54-57.

  4. Чистякова, М. А. Формирование этнической идентичности в детском возрасте / М. А. Чистякова // Сб. тр. аспирантов и магистрантов ННГАСУ по отрасли «Пед. науки» / / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т, Гуманитар.-худож. ин-т. – Н. Новгород, 2006. – С. 91-94.

  5. Чистякова, М. А. Психологические аспекты формирования основ национальной культуры у детей / М. А. Чистякова // Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы : материалы I регион. науч.-практ. конф. / Н. Новгород, 2006. – С. 234-238.

Учебно-методические работы

  1. Чистякова, М. А. Психомоторное и эмоциональное развитие шестилетнего ребенка средствами выразительного движения : учеб. пособие / Л. В. Филиппова, Ю. А. Лебедев, М. А. Чистякова [и др.]. - М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; Н.Новгород : Нижег. гос. архитектур.-строит. ун-т, 2001. – 289 с.

  2. Чистякова, М. А. Педагогические технологии содействия развитию детей дошкольного возраста «Двенадцать месяцев»: учеб. пособие : в 25 кн. / Л. В. Филиппова, Ю. А. Лебедев, М. А. Чистякова [и др.]. - М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; Н. Новгород : Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т, 2003 - 2004. - Кн. 1-25.

Чистякова Марина Александровна

Педагогический потенциал русской народной крестьянской культуры как основа формирования этнической идентичности у старших

дошкольников

__________________________________________________________

Подписано в печать 09.07.07.Формат 60х90 1/16

Печать трафаретная. Бумага писчая.

Усл.печ.л. 1,4 Тираж 100 экз. Заказ №270

__________________________________________________________

Отпечатано в полиграфцентр ННГАСУ, 603950, Н. Новгород, Ильинская, 65

603122, г. Нижний Новгород, Тимирязева 31.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Автореферат разослан "21" марта 2007 г

    Автореферат
    Ведущая организация: Научно-исследовательский институт ядерной физики имени Д.И. Скобельцына Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
  2. Автореферат разослан 12 сентября 2011 г

    Автореферат
    Диссертационная работа выполнена на кафедре физического воспитания и спорта ГОУВПО «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет».
  3. Автореферат разослан «28» сентября 2010 г

    Автореферат
    Защита состоится «30»октября 2010 г. в 9:00 часов на заседании Диссертационного совета Д.047.016.01 по присуждению ученой степени доктора и кандидата педагогических наук по специальности 13.
  4. Автореферат разослан 25 сентября 2008 г

    Автореферат
    Защита состоится 30 октября 2008 г. в 11 часов на заседании диссертационного совета ДС 405.001.01 при ФГУП «Российский научный центр «Прикладная химия» по адресу: 197198 г.
  5. Автореферат разослан " 1 " сентября 2008 г

    Автореферат
    Диссертационная работа выполнена в Государственном научном учреждении Всероссийском научно-исследовательском институте экономики сельского хозяйства РАСХН.

Другие похожие документы..