Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
заведующая кафедрой медицинской реабилитации и немедикаментозной терапии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»...полностью>>
'Документ'
Информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном отчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумаг...полностью>>
'Тезисы'
В октябре 2005 г. в Санкт-Петербурге прошла VII сессия международной научной школы "Фундаментальные и прикладные проблемы надежности и диагности...полностью>>
'Автореферат'
Защита диссертации состоится 26 декабря 2009 года в 13.30 на заседании объединённого диссертационного совета ДМ 210.032.01 при Саратовской государств...полностью>>

Главная > Урок

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок-дискуссия

Тема семьи в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Преподаватель русского языка и литературы

Рогуля Е.И.

Почетный работник НПО, высшая квалификационная категория.

Цель занятия: Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний.

Помочь учащимся осознать социальную личностную

значимость учебного материала.

Развивать умения обобщать, рассуждать и мыслить,

выслушивать мнение товарищей, анализировать.

Способствовать воспитанию чувства ответственности, долга и

принятия верного и нужного решения.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся. Форма урока: нетрадиционная форма урока. Урок - дискуссия. Метод работы: групповой. Оборудование: на доске фотоиллюстрации, художественные зарисовки

учащихся, ребус.

У учащихся тексты романа Л. Толстого «Война и мир»,

дополнительная литература, сборники пословиц и поговорок,

учебники, тетради по развитию речи с сочинениями -

миниатюрой по ранее заданной теме каждой группе учащихся,

фонозапись. Эпиграф: «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь... с

возможностью делать добро людям». Л.Н.Толстой Приглашенные: Призер областного конкурса «Крепка семья - крепка Россия»

2006 год, заведующая центром материнства и детства

Краснояружского района Гревцева Е.А.

Настоятель Свято-Никольского храма протоиерей Николай

Германский.

Психолог Ракитянского ПУ №18 Новикова С.Н.

Ход урока. Первый этап - организационный.

  1. Приветствие учащихся. Представление приглашенных.

  2. Разгадка ребуса.
    Проверка домашнего задания.

Группе учащихся, успевающих на «3», было задано задание найти, и зачитать и красиво оформить с художественной зарисовкой крылатые выражения, пословицы и поговорки о семье, о семейных отношениях, о воспитании детей в семье. Ребус определяет тему урока

Сообщение темы, цели урока

1. Словарная работа

Семья, нравственность, милосердие, авторитет. Работа над материалом урока.

2. Вступительное слово учителя.

Л.Н.Толстой - тонкий исследователь человеческой души. Он утверждал, что люди, как реки, у каждого свое русло, свой исток. Исток этот - родной дом, семья, ее традиции, ее уклад.

Автор считает, что нравственным стержнем семьи должна быть мать, а высшей добродетелью женщины - святой долг материнства. Мать - синоним мира у Л.Толстого, тот природный камертон, по которому будут проверять свою жизнь дети.

Учитель обращается к эпиграфу урока. Вопрос к учащимся:

А что такое семья по мнению Л.Толстого? Как вы думаете? (Прилагаю отрывки ответов учащихся и сочинений-миниатюр).

Л.Н. Толстой всегда придерживался народной точки зрения на семью с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать, с взаимоотношениями, построенными на доброте и правде. Он говорил так: «Нет красоты гам, где нет правды»

Слово учителя. Давайте же на минутку заглянем в творческую лабораторию Л.Н. Толстого и познакомимся с традициями и обычаями трех семей (Ростовых, Болконских и Курагиных), так ярко обрисованных писателем.

Представителей этих семей прошу занять свои места.

Вопрос к представителям каждой семьи. По каким принципам строились семейные взаимоотношения в семье Ростовых?

Ответ учащихся, выдержки из сочинений.

(Это прежде всего открытость, доверчивость, радушие, гостеприимство, любовь. Это способность Ростовых притягивать к себе людей, талант понять чужую душу, умение переживать, соучаствовать. Ростовы не умеют чувствовать «слегка», «наполовину», они всецело отдаются чувству, завладевшему их душой.

Об этом говорит праздник в Отрадном в честь гостя Денисова, которою ростовы очень обожали. Это устройство обеда в честь князя Багратиона, которое было поручено именно хлебосольному графу Ростову. Ведь «редко кто умел так на широкую ногу устраивать пир».

Сын Петя пожалеет французского барабанщика и пригласит его на обед. А Наташа «Оживит» сердце Андрея после поездки в Отрадное. Она разделит горе матери после гибели Пети; Наташа упросит своих родителей дать подводы для раненых. Николай защитит княжну Марью в имении брата от бунта мужиков.

Открытость души Ростовых - это и способность жить одной жизнью с народом: уходят на войну Николай и Петя, Ростовы оставляют имение иод госпиталь, а подводы - для раненых. Чувство патриотизма заставит Николая преодолеть страх, стать мужественным, храбрым человеком, получить крест. Желание подвига уведет из жизни Петю. А скупые слезы Денисова будут ему лучшим памятником.

Ростовы не способны на ложь. Скрытность не им подруга. Николай сообщит отцу о проигрыше Долохову 43 тыс. Наташа расскажет Соне о предстоящем побеге с Анатолием Курагиным. А ножом напишет княжне Марье о разрыве с Андреем, будет искренне раскаиваться.

Сила Наташи - в умении жить дальше. Ее душа способна обновляться. Наташа возьмет нелегкий семейный груз на свои хрупкие плечи.) Слово предоставляется представителям семьи Болконских. ( Краткое содержание ответов учащихся.

Это прежде всего чувство семьи, духовное родство, патриархальный уклад. В день именин князя Болконского ( Николин день) вся Москва бала у подъезда их дома. Также это дружба между детьми Андреем и Марьей. У них нет секретов друг от друга. Они очень заботятся о своем отце. Старик Болконский любит своих детей страстно и трепетно. Порой очень строг к детям. Строгость и требовательность его идут только от желания добра к детям. Привлекает нас и незаурядность самого отца Болконского

. Он сам занимался воспитанием своей дочери. Им не переставал удивляться сын Андрей: « как мог этот старый человек, сидя столько лег один безвыездно в деревне, в таких подробностях и с такою тонкостью знать и обсуждать все военные и политические обстоятельства Европы последних годов». Это был гордый и непреклонный князь. Он создает ополчение, вооружает людей, старается быть полезным людям Он сердцем видит священность сына и сам помогает ему в трудном разговоре об оставляемой жене и будущем ребенке. Воспитанием и обучением детей старый князь занимался сам, не доверял другим. Порой это доходило до деспотизма. Ему не хотелось, чтобы его дочь была похожа на глупых барышень в округе. Главным пороком он всегда считал праздность и суеверие, а главным условием деятельности порядок. Отец знал и сердцем чувствовал, что между его детьми не только полное взаимопонимание, но и искренняя дружба, основанная на единстве взглядов. Он был уверен в богатстве духовною мира своей дочери и знал, какой красивой она может быть в минуты большого душевного волнения. Свидетельством этому послужил приезд и сватовство « глупой бессердечной породы» Курагиных.

Марья сумела отказаться от Анатоля Курагина, она с негодованием отклонит покровительство французского генерала , сумела подавить гордость в сцене прощания с разорившимся Николаем Ростовым и скажет ему : « 11е лишайте меня вашей дружбы. Мне будет больно.» А что касается Андрея, он, как и его отец, разочаруется в свете и уйдет в армию. Мужество и личная храбрость молодого Болконского в Аустерлицком сражении не приводя! героя к вершинам личной славы, а участие в Шенграбенском сражении убедит его в том, что истинный героизм скромен, а герой - внешне обычен. Деятельность Андрея так же неустанна , как и работа отца. )

Слово учителя.

О хороших людях можно говорить долго... А что скажуч представители семьи Курагиных?

( Ответ учащихся. Л.Н.Толстой говорил, что если нет нравственною стержня в родителях, не будет его и в детях. Пример тому семья Курагиных.

Василий Курагин - отец троих детей, но все его мечты сводятся к одному: пристроить их повыгоднее, сбыть с рук. Позор сватовстства к Болконским он переносит очень легко. Его сын Анатоль приехал свататься к

одной, а целовался тут же с другой. Его сестра Элен очень спокойно и с застывшей улыбкой красавицы снисходительно отнеслась к затее родных и близких выдать ее замуж за Пьера Безухова. Их спокойствие - равнодушие ко всем, кроме себя . У самого Анатоля «была драгоценная для света способность спокойствия и ничем не заменяемая уверенность». Их душевную черствость , подлость понимает честнейший и деликатнейший Пьер. Обвинение из его уст прозвучит , как выстрел: « Где вы, там всегда разврат, зло.»

Это эгоисты. Они замкнуты только на себе. Это пустоцветы. От них ничего не родиться. В семье надо уметь отдавать тепло души и заботу. Они в этой жизни научились только брать .Одна фраза Элен чего стоит: « Я - не дура, чтобы рожать детей.» )

Вопрос учителя. Семья развивает в человеке самые лучшие чувства -любви и самоотдачи, а дети, по мнению Л.Толстого - счастье, смысл жизни, сама жизнь. Пожалуйста, докажите это ...

( Ответ учащихся. Да, для таких как Элен, дети - крест, обуза, тяжесть. И только для семейных - они счастье, смысл жизни, сама жизнь. Как рады Ростовы возвращению с фронта в отпуск Николая! С какой любовью и бережливостью берет детей на руки Пьер Безухов ! А с какой любовью Наташа вглядывается в родные черты младшего сынишки. Семейный мир для любимых героев Толстого - мир детства. В самые трудные моменты своей жизни любимые герои Толстого вспоминают только своих родителей, родных, любимых ими людей. И все это связано с родительским домом .)

Звучит песня «Родительский дом» в исполнении Л.Лещенко.

Слово учителя. Участники нашей дискуссии с помощью Л.Н.Толстого, склоняют нас к тому, что только семья развивает в человеке его лучшие чувства- любовь самоотдачу. А как думаете вы?

( Ответ учащихся. Да, многие герои Толстого женились удачно: и Берг, и Друбецкой. В их домах все так же, как и во всех богатых домах. Все , как и должно быть. Но переживания героев не происходит. Чувств нет, душа молчит. Пустота. А перерождает человека только истинное чувство любви.

Для Андрея любовь Наташи - все: счастье, надежда, свет. И Андрей говорил: « Это чувство сильнее меня». « Я бы не поверил тому кто бы мне сказал, что я могу так любить». Наташа всей душой отзывается на любовь Андрея: « Но такого , такого со мной никогда не бывало». Наташа оживает после гибели Андрея под лучами любви Пьера: « Все лицо, походка, взгляд -все вдруг изменилось в ней. Неожиданные для нее самой сила жизни, надежды на счастье всплыли наружу и требовали удовлетворения». Николай « с женой сходился все ближе и ближе, с каждым днем открывая в ней все новые душевные сокровища». Он счастлив душевным превосходством над ним жены и стремится быть лучше. Счастье любви к мужу и детям делают Марью еще более внимательнее, добрее и нежнее: « никогда, никогда не поверила бы - прошептала она сама с собой, - что можно быть такой счастливой». Любовь дает зоркость их душам, силу их чувствам. Они могут пожертвовать всем для любимого, для счастья других.)

Слово учителя. Ребята, вы доказали, что любимые герои Л.Толстого безраздельно принадлежат семье, а она - им. А главный талант семьи - талант заботы, понимания и любви. А вот «модные» сейчас гражданские браки, станут ли они семьей в толстовском понимании этого слова? (ответов много и самые разные).

Слово учителя. А какое мнение по данному вопросу будет у нашего гостя - психолога Новиковой С.Н.?

Слово учителя. Каких ошибок должен избежать современный молодой человек, создавая семью, мы спросим у доктора, заведующего центром материнства и детства, победителя областного конкурса «Крепка семья -крепка Россия» Гревцевой Елены Александровны.

Слово учителя. И вновь мы обращаемся к Л.Ы.Толстому, к его семейным реликвиям. Сам Л.Н.Толстой не помнил своей матери, от чего так страдал...

Но ее дневниковые записи стали отправным моментом его во взрослую супружескую жизнь. Она писала: «О, супружеская любовь, нежная связь наших душ! Источник наших лучших радостей. Вечно питай наши сердца твоим небесным пламенем и в мирной тиши венчай наши желания. Я не прошу у Неба ни величия, ни богатства. Спокойный жребий мой осуществляет мои мечты, лишь бы не иссякли нежные чувства моего супруга, лишь бы он был так же счастлив, столь он любим.... Да, сердце подсказывает мне, что Небо уготовило завидную долю для нас двоих. И сочетание наших двух имен - Николая и Марии - будет всегда означать двух счастливых смертных».

Интересно будет послушать мнение настоятеля Свято-Никольского храма отца Николая.

5. Заключительный этап урока учителя.

Слово учителя. И так, наш урок подходит к концу.

Позвольте и мне с высоты прожитых семейных лет выразить свою точку зрения. Скажу кратко: запомните, ребята, простую истину. Только в семье вас ценят, любят и ждут. Стремитесь к этому!

Спасибо гостям. Спасибо вам, ребята, за ваши художественные зарисовки, сочинения-миниатюры. (Объявляются оценки).

6. Домашнее задание. Подготовка к итоговому сочинению по роману
Л.Н.Толстого «Война и мир». (Темы на выбор).

Я считаю, что образовательные результаты обучения зависят не от объема изучаемого материала, а от содержания создаваемой образовательной продукции. Поэтому всегда стараюсь обращать внимание на самые актуальные, злободневные вопросы сегодняшнего дня, не забывая о прошлом и учить учащихся предвидеть жизненную перспективу, опираясь на неустанный труд и благородство души. И всякий раз убеждаюсь в том, что творческая результативность обучения влияет в большей мере на развитие личностных качеств учащихся, чем на уровень усвоения ими образовательных стандартов. Уверена, что личный результат каждого ребенка - самое важное в образовании. Этот результат не приходит к нему снаружи, а произрастает внутри. И я буду довольна тем, что когда-то мои

ученики, мои хлеборобы, наши с вами кормильцы дадут добрые хорошие «всходы». Они по-толстовски не «откажут в беде» и ио-твардовски буду! хранить тепло прекрасного семейного очага.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Функционирование библейских эпиграфов в художественной структуре романов л. Н. Толстого («анна каренина», «воскресение») и ф. М. Достоевского («братья карамазовы»)

    Диссертация
    В древнейшие времена на надгробных плитах, зданиях, памятниках высекали надписи, возвеличивающие умерших или обращенные к Богу. Первые назывались эпитафиями, вторые - эпиграммами.
  2. Приказ № от 31. 08. 2011 М. П рабочая программа «литература» базовый уровень, 10 класс

    Рабочая программа
    4. Учебника литературы – Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровень. В двух частях. Под редакцией Лебедева Ю.
  3. Рабочая программа по дисциплине «Русский язык и литература» По профессии 190623. 04 «Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава»

    Рабочая программа
    СОСТАВЛЕНА в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и подготовки выпускников по профессии 190623.04 «Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава» и рабочего учебного плана Железнодорожного колледжа
  4. Вохминцева Светлана Михайловна) «Основа личности это ее развитие» (Рейнгард Галина Дмитриевна) «Педагогические методы духовно-нравственного воспитания учащихся на урок

    Урок
    «Роль сказочного текста в формировании и развитии духовно-нравственных основ личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период дошкольного возраста» (Фрисс Наталья Владиславовна)
  5. Библиографический указатель Южно-Сахалинск

    Библиографический указатель
    7 (20) ноября 2010 года исполняется 100 лет со дня смерти великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. О нём написаны сотни книг и статей, его произведения известны во всём мире, имя его чтут во всех странах, герои его романов

Другие похожие документы..