Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Руководство'
Основанная в 1911 году компания GUILLEMIN имеет большой опыт в области соединений методом деформации с более чем 14 тыс. станков, работающих во всем ...полностью>>
'Программа'
Ознакомление студентов с основами органической химии, базиса для изучения последующих дисциплин: биохимии, микробиологии, экологии, агрономии, молеку...полностью>>
'Доклад'
Доклад посвящён математическим моделям функционирования рынка в электроэнергетике. Текущая ситуация на этом рынке, после нескольких этапов реформы, н...полностью>>
'Документ'
В настоящее время все медицинские приборы, материалы и лекарственные средства производятся из веществ, состоящих из миллиарда и более атомов. Качеств...полностью>>

Главная > Диплом

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВВЕДЕНИЕ

Заключительным этапом подготовки дипломированных специалистов инженерной квалификации является итоговая государственная аттестация, которая включает государственный экзамен по специальности и выпускную квалификационную работу – дипломный проект (ДПР). Цель государственного экзамена – оценить уровень технической и практической подготовки выпускника к решению профессиональных задач в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования - ГОС ВПО [1]. Цель дипломного проектирования – выполнение студентом самостоятельной выпускной работы, на основе которой, с учетом общей успеваемости за время обучения в институте, Государственная аттестационная комиссия (ГАК) принимает решение о присвоении ему квалификации инженера по соответствующей специальности.

В процессе дипломного проектирования студент должен показать свои знания, а также навыки самостоятельной работы с научно-технической литературой, краткой и четкой формулировки проектных задач, технико-экономически обоснованного выбора проектных решений, решения задач на ЭВМ, теоретического и экспериментального исследования. Он должен уметь строго обосновывать принятые решения, ясно излагать и оформлять создаваемые проектные документы в соответствии с ГОСТами.

В течение 17 недель студент должен сдать государственный экзамен и выполнить проектную работу по теме, сформулированной в задании, то есть создать комплекс технических документов, по которому можно оценить, изготовить, наладить и эксплуатировать новый объект [2].

Этот комплекс представляется в пояснительной записке, которая должна формироваться в виде машиноориентированных и машиночитаемых документов в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской (ЕСКД) и программной (ЕСПД) документации, а также ГОСТ на информационные технологии [3]. К дипломному проектированию допускаются студенты, полностью выполнившие учебный план, включая производственную практику.

Настоящие методические указания определяют цели, задачи, содержание, организацию, объем, порядок выполнения, оформления и защиты ДПР по специальностям 230102, 230201. Компьютерную запись для издания выполнили студентки Давыдова Е.В. и Бродягина С.А. во время практики. Авторы выражают им глубокую благодарность.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Дипломный проект студента по специальностям 230102 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» и 230201 «Информационные системы и технологии» должен соответствовать квалификационным требованиям ГОС ВПО по специальности [1]. Его цели:

  • систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и умений по специальности, развитие инженерного мышления;

  • применение полученных знаний при решении конкретных народно-хозяйственных задач: научных, технических, экономических, производственных;

  • освоение инженерных методов проектирования автоматизированных систем и их компонент с учетом их взаимосвязи и сложности при обосновании принимаемых решений;

  • развитие навыков самостоятельной работы и овладение методами теоретического и экспериментального исследования, оптимизации;

  • развитие умений грамотного изложения технической документации, умения представлять и защищать принятые технические решения;

  • развитие навыков научной организации труда, решения организационных и экономических задач, планирования исследовательских и конструкторских работ;

  • закрепление и углубление знаний по охране труда, окружающей среды и технике безопасности.

Оценку уровня подготовленности студента к самостоятельной инженерной работе в современных условиях проводят Государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) и аттестационная комиссия (ГАК).

За выбор темы, за принятые в проекте технические и организационные решения, за правильность всех вычислений, за качество выполнения и оформления, а также за предоставление проекта к сроку для защиты отвечает студент – автор проекта.

Студент должен научиться проектировать новый объект, отвечающий следующим потребительским качествам: простота освоения и удобство использования, способность к модернизации, высокая надежность и живучесть, экономичность [2]. Любое проектное решение должно быть представлено на защите согласно действующим стандартам [4; 5; 6; 7; 8].

  1. ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ

Тема ДПР выбирается студентом на последнем семестре теоретического обучения с учетом специальности. Она должна соответствовать современному уровню развития науки и техники, связана с решением актуальных теоретических и практических задач.

Дипломный проект должен содержать три части:

1) специальную системотехническую часть, включающую системный анализ объекта проектирования и информационных потоков в нем как в открытой системе, а также теоретический и расчетный разделы, обосновывающие проектные решения;

2) экономическую часть;

3) часть по экологии, охране труда и технике безопасности. ДПР, являющийся творческой работой студента, может содержать элементы научно-исследовательской работы, отражать результаты исследований, расчетов, опытно-конструкторских и экспериментальных работ, выполненных студентом на предприятии, на кафедре, по личной инициативе.

Формулировка темы ДПР должна содержать точное название объекта проектирования в именительном падеже: системы, подсистемы, их функциональной или обеспечивающей частей, аппаратно-программного средства и т.п. Не присваивать теме такие названия как «Разработка…», «Исследование…», «Анализ…», и т.п., которые характеризуют процесс, действия, а не объект проектирования.

Темы ДПР согласовываются с руководителем проекта (см. раздел 3) и утверждаются заведующим кафедрой. Замена дипломного проекта дипломной работой в техническом вузе допускается с разрешения ректора по письменному представлению заведующего кафедрой.

Признаком дипломной работы является значительный объем исследований по одной из проблемных задач АСОИУ, их математического, лингвистического, информационного или программного обеспечения, средств искусственного интеллекта, информационного обмена, обеспечения надежности, решения задач исследования операций, средств обеспечения эффективности и качества управления.

Отличительным признаком ДПР является создание проектных тексто-графических документов, предназначенных для изготовления, наладки и эксплуатации объекта проектирования.

Темы ДПР и работ могут относиться к:

  • функциональной части АС, их подсистем, решению задач автоматизации обработки информации, принятия решений и процессов управления;

  • программно-математическому, лингвистическому обеспечению и моделированию АС;

  • комплексу программно-аппаратных средств АС;

  • информационному и организационному обеспечению системы.

3. ПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ ЗАДАНИЯ НА ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

3.1. Основные разделы задания

Бланк задания на ДПР студент получает в деканате.

За месяц до окончания последнего семестра (для очного отделения до 30 мая, для вечернего и заочного – до 30 декабря текущего года) студент обязан предложить тему проекта и представить ее в письменном виде на кафедру. Целесообразно представить также предложения по основным задачам, подлежащим решению в специальной части проекта, согласно заданию на дипломное проектирование.

Заведующий кафедрой или его заместитель рассматривает предложенную тему дипломного проекта, назначает руководителя из числа штатных преподавателей кафедры или совместителей, который проводит собеседование со студентом для уточнения объема и содержания проекта. Руководитель проекта оказывает помощь в формировании задания на дипломное проектирование, составлении расчетно-пояснительной записки, отбора исходного материала.

К окончанию последнего семестра студент должен написать задание на проектирование по установленной форме в двух экземплярах. При заполнении бланка - задания на ДПР следует руководствоваться следующими и рекомендациями:

1) Название темы ДПР должно быть кратким и отражать объект в именительном падеже, а не процесс проектирования.

2) Срок сдачи выполненного ДПР на кафедру для отправки на рецензирование и последующую защиту устанавливается из расчета 4-х месяцев со дня издания приказа о выходе на дипломное проектирование и сроков обучения. Дата защиты проекта устанавливается в деканате.

3) В исходных данных технических средств указываются необходимые для проектирования сведения такие, как параметры проектируемого объекта, условия эксплуатации и конечные результаты проекта. Например, характеристики входных и выходных сигналов, числовые данные по условиям эксплуатации, надежности, точности, помехозащищенности, ограничения по весу, стоимости и другим параметрам и условиям.

Для функциональной подсистемы могут указываться: материалы ее обследования, параметры подсистемы, объемы обрабатываемой информации, операционная среда, алгоритмический язык, требования к контролю, точности, формы входных и выходных документов, создаваемая проектная документация.

4) В разделе «Содержание спецчасти расчетно-пояснительной записки» приводится перечень подлежащих разработке проектных задач спецчасти. Их формулировка должна быть четкой и однозначной, не допуская расплывчатых, некорректных толкований. Основные задачи спецчасти могут быть такими: «Введение. Системный анализ информационных процессов в функциональной подсистеме (указать, какой конкретно), подразделении (организации). Математические и другие модели автоматизируемых процессов. Технические предложения по автоматизации задач обработки информации или управления (каких, конкретно), решаемых в подсистеме. Создание информационной базы для… (указать конкретно). Схемы алгоритмов и программы решения данных задач обработки данных. Технология обработки информации. Отладка и экспериментальная проверка взаимодействия программ с информационной базой, а также представление результатов обработки информации в документной форме. Проектная документация (какая, конкретно), например, руководство пользователя».

Для проекта, относящегося к техническому устройству, может быть указано: «Введение. Краткий обзор и анализ существующих подобных устройств. Обоснование структурной схемы и описание функционирования проектируемого устройства (указать конкретно). Расчеты, обосновывающие выбранные параметры и проектные решения. Сопряжение устройства с ЭВМ, с каналом связи. Схемы алгоритмов, диаграммы информационного обмена. Программа выполнения расчетов, результаты, оптимизация параметров. Экспериментальная часть (отладка программы, сборка макета и т.п.). Конструкторская разработка узла, устройства. Техническое описание устройства».

5) Задания по организационно-экономической части, экологической безопасности и охране труда выдаются консультантами от соответствующих кафедр. Эти задания должны быть связаны с темой проекта и направлены на творческое применение знаний студента по экономике и организации производства, решению задач экономического анализа проектируемого объекта, поиску путей снижения стоимости разработки, обеспечению безопасности жизнедеятельности.

6) В разделе 7 задания перечисляются названия обязательного графического материала, используемого во время защиты проекта. Например, такие:

  • структурная, функциональная схема проектируемого объекта или его архитектура – 1 лист;

  • схемы информационных потоков и их характеристики – 1 лист;

  • математические модели информационных процессов – 1 лист;

  • схемы алгоритмов решения задач – 1-2 листа;

  • графики и диаграммы технико-экономических показателей, результатов эксперимента – 2 листа;

  • программа решения задачи на ЭВМ – 1 лист;

  • формы выходных документов в АСУ – 1 лист;

  • схема принципиальная – 1 лист;

  • чертеж общего вида проектируемого устройства – 1 лист;

  • план размещения технических устройств – 1 лист;

  • рабочее место оператора или программиста – 1 лист.

7) Календарный график работы над проектом составляется на все время проектирования с указанием календарных сроков выполнения проектных работ согласно пунктам задания.

Полностью оформленное и подписанное задание в двух экземплярах представляется на утверждение заведующему кафедрой, а затем передается в деканат для издания приказа о выходе на дипломное проектирование.

Один утвержденный экземпляр задания и зачетная книжка представляются в деканат для издания приказа о выходе на дипломное проектирование, а другой возвращается студенту и служит исходным документом для выполнения дипломного проекта. Этот экземпляр задания вкладывается студентом в пояснительную записку после титульного листа. Изменение темы утвержденного задания может быть только с представления и обоснования заведующего кафедрой и вторичного оформления приказа по институту.

3.2. Взаимодействие руководителя проекта с дипломником

Во время составления задания на ДПР руководитель и консультант обязаны оказать помощь дипломнику в формулировке темы проекта с учетом рекомендаций, данных в разделе 2 настоящих указаний, в формировании исходных данных на проектирование, в формировании проектных задач спецчасти и графического материала.

При формировании исходных данных руководитель должен провести собеседование с дипломником. Это поможет дипломнику глубже понять информационный аспект проектируемого объекта, имеющие место проблемы, функции, которые должны быть автоматизированы, на каких носителях представляются входные и выходные информационные потоки и их количественная оценка, в чем сущность преобразования исходной системы данных в задачах проектирования. Помимо этого, должны быть выяснены технические требования к функционированию объекта проектирования в условиях автоматизации информационных процессов, к формам и качеству выходной информации, к условиям эксплуатации, к взаимодействию с внешней средой, к обеспечению надежности хранения информации. Возможные ограничения на количественные параметры в данном проекте может уточнить консультант по спецчасти, оказывая помощь дипломнику в подборе необходимой технической документации, выборе, разработке и отладке программных средств.

В результате такого собеседования должны быть четко сформулированы исходные данные. На этой основе дипломник и руководитель будут формулировать конкретные проектные задачи специальной части проекта.

Такое взаимодействие обеспечит дипломнику до начала работы над спецчастью «видение» требуемых конечных результатов проекта и четкую последовательность действий.

4. ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ

Представляемый к защите дипломный проект содержит пояснительную записку и графическую часть, которые должны быть оформлены согласно ГОСТ «Отчет о научно-исследовательской работе» [4].

4.1. Пояснительная записка

Пояснительная записка должна содержать все необходимые логические, математические, технологические, конструкторские графоаналитические обоснования и расчеты по концепциям и принятым в проекте решениям. Записка должна отражать все вопросы, изложенные в задании на дипломное проектирование, быть краткой и в то же время содержательной.

Общие требования к расчетно-пояснительной записке:

  • четкость ее построения с использованием действующих стандартов;

  • логическая последовательность изложения материала;

  • убедительность аргументации проектных решений;

  • краткость и точность формулировок, исключающая возможность

субъективного и неоднозначного толкования;

  • доказательность выводов и обоснованность решений..

Общий объем записки составляет 100-120 страниц рукописного текста с рисунками или 85-100 страниц печатного текста, шрифт № 14 через 1-1,5 интервала. В состав записки входят следующие части с примерным указанием их объема в % к общему объему пояснительной записки:

Специальная часть (анализ, обоснование, модели, расчеты, алгоритмы, программы, эксперимент, документация)

≤70 – 75%

Организационно-экономическая часть

≤15%

Экологическая безопасность и безопасность жизнедеятельности

≤10%

Содержание всех перечисленных частей разъясняется ниже.

4.1.1 Реферат

Реферат должен отражать основное содержание проекта.

В нем на одной странице тезисно излагаются сведения о проекте, являющиеся достаточными для принятия решения о целесообразности обращения к первичному документу – данному дипломному проекту. Заглавием должно служить слово «РЕФЕРАТ», напечатанное на отдельной строке прописными буквами в ее середине.

Реферат строится по следующей схеме:

  • сведения о теме дипломного проекта и его авторе;

  • сведения об объеме пояснительной записки, графической части и библиографического списка;

  • количество и характер иллюстраций – рисунков, таблиц;

  • текст реферата, который включает:

  • конкретные сведения, раскрывающие содержание разделов проекта, а также технические характеристики разработанной системы, параметры и объем разработанных программ, языковые средства и пр.;

  • краткие выводы относительно особенностей, эффективности, возможности и области применения полученных результатов;

  • ключевые слова.

Необщепринятые сокращения слов и термины представлять отдельным списком сокращений.

4.1.2 Введение

Введение является вводной частью проекта, в которой излагается существующая проблема, народнохозяйственное значение проектируемого объекта, актуальность его создания, приводится обоснование целесообразности разработки. Далее приводится краткая характеристика проектируемого объекта, его место в комплексе АСОИУ, его потребительские качества, намечаемые пути решения проектных задач. В конце введения должны быть четко сформулированы цель ДПР и решаемые в нем задачи. Объем введения ≤ 3-х страниц.

4.1.3 Специальная часть

Она может содержать обзор, системный и информационный анализ, общую характеристику объекта автоматизации со ссылками на библиографические источники. На основании этого дается качественная и количественная оценка современного уровня объектов, близких или подобных проектируемому. Указываются их достоинства и недостатки, приводится краткое сравнение существующих отечественных и зарубежных аналогов, рассматриваются варианты их технической реализации.

На основании проведенного анализа известных объектов и информационных процессов даются технические предложения по автоматизации функций объекта и информационных процессов в нём. Дипломник проводит системный анализ основных функций проектируемого объекта, рассматривает варианты структур и даёт обоснование выбранному варианту автоматизации, как наиболее полно отвечающему поставленным требованиям. Проектные решения по описанию автоматизируемых функций и описанию постановки задач автоматизации представляются согласно РД50-34.698-90, (п. 2.5; 2.6) [3].

Для автоматизации информационных процессов следует разработать информационную модель объекта, показать информационные потоки, их объемы, количественные и качественные характеристики, технологию передачи и обработки информации. Затем разрабатываются математические модели, методики расчетов и оптимизации решений автоматизируемых задач, составляются схемы алгоритмов их решения. Целесообразно проверить алгоритмы на минимум операций и циклов. По составленным алгоритмам пишутся программы решения задач на одном из алгоритмических языков, определяются ресурсы, необходимые для их исполнения. Дипломник должен отладить программы на ЭВМ, доказать их правильность путем тестирования и получить решение задачи на контрольных примерах. Необходимо дать анализ полученных решений на соответствие поставленным требованиям, а также анализ оптимальности решений по принятым критериям и моделям. После этого составляется описание программы согласно ЕСПД (ГОСТ 19.402-78) [5] и руководство для пользователя согласно РД50-34.698-90, (п. 3.4) [3].

Могут быть приведены решения по обеспечению надежности работы объекта автоматизации, достоверности и защиты информации, способы её контроля.

Для реализации проектных задач следует произвести выбор необходимых технических средств с учетом условий эксплуатации, конструктивных, эргономических, технологических и технико-экономических соображений, сопровождая их соответствующими расчетами и схемами соединений.

Для подтверждения обоснованности решений дипломник должен провести экспериментальное исследование разрабатываемого объекта. Оно предусматривает в одних случаях самостоятельное изготовление и демонстрацию макета (его узла, блока), оценку и анализ полученных характеристик, а в других – отладку программных средств и тексто-графическое представление результата решения задачи обработки данных или управления. Экспериментальная часть проекта должна быть представлена в пояснительной записке отдельным разделом или подразделом, в котором указывается цель эксперимента, описывается его методика, используемые приборы и другие средства, приводятся результаты эксперимента и их анализ [3].

4.1.4 Экономическая часть

Эта часть ориентирована на поиск путей снижения стоимости разработки и затрат на эксплуатацию, организацию и планирование производства, оценку экономической эффективности проекта. Консультант по экономической части предлагает такие задачи: экономическое обоснование проекта, оценка технико-экономических показателей, расчет себестоимости разработки, оценка эффективности, ожидаемой от внедрения разработанного объекта и т.п., что представляется в бизнес-плане. При выполнении этой части проекта следует пользоваться методическими указаниями по организационно-экономической части дипломных проектов, разработанными кафедрами экономики промышленности и организации производства МИРЭА, а также РД50-34.698-90, (п. 2.7) [3].



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Мы выбрали только лучшие книги Страница «Книги, которые делают нас лучше»

    Документ
    В основу книги Уолтера Айзексона «Стив Джобс» легли беседы с самим Стивом Джобсом, а также с его родственниками, друзьями, врагами, соперниками и коллегами.
  2. Мгу им. М. В. Ломоносова в качестве учебного пособия по специальностям «Менеджмент» и«Государственное управление» аспект пресс москва 2002

    Документ
    В учебном пособии изложены концепции стратегического менеджмента, имеющие широкую сферу применения в управленческой практике. Рассматриваются основные направления, задачи и подходы к проектированию и осуществлению организационных
  3. Есть хорошая фраза из детского прошлого ее любили повторять в молодости наши родители: Кем бы я был, если бы не лез в дела своих друзей

    Документ
    Есть хорошая фраза из детского прошлого — ее любили повторять в молодости наши родители: «Кем бы я был, если бы не лез в дела своих друзей!» В текущий век индивидуализма и современной ему конфликтологии такие лозунги «не проходят»,
  4. Перестройки Александр Яковлев зачитал «Сообщение комиссии по политической и правовой оценке советско-германского договора о ненападении от 1939 года». Этот документ часто именуют просто доклад

    Доклад
    — Итак, за что теперь? — сказал он с тем же лёгким оттенком иронии. — За посрамление полиции мыслей? За смерть Старшего Брата? За человечность? За будущее?
  5. Ю. Козенков Посвящается великому русскому писателю Валентину Саввичу Пикулю, который своими романами о наших великих предках, первым пробудил у русского народа чувство национального самосознания в XX веке. Вступление

    Закон
    Любое использование данного произведения, отдельных глав или разделов без оформленною разрешения автора будет преследоваться в судебном порядке в соответствии с международным авторским правом и Законом Российской Федерации об авторских правах.

Другие похожие документы..