Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Фактами биографии, тематикой произведений А.С.Пушкин тесно связан с Украиной, где неоднократно был: Киев, Одесса, Екатеринослав (Днепропетровск), Тул...полностью>>
'Документ'
На территории расселения финно-угров между Волгой и Доном можно найти немало географических названий финно-угорского происхождения, оставшихся еще с ...полностью>>
'Документ'
А.А. Власов, И.Н. Ельцов, О.А. Екимова, А.Ю. Соболев (ИНГГ СОРАН), А.В. Авдеев, Н.И. Горбенко, В.А. Ефимов, М.М. Лаврентьев, В.О. Пирогов, Н.А. Шустр...полностью>>
'Реферат'
В последние годы вопросу формирования и сохранения актуального размера уставного капитала уделяется все большее внимание. Дело в том, что образовалась...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение в патологическую физиологию. Предмет, задачи, методы исследования патологической физиологии, связи с другими ветеринарными и биологическими дисциплинами. Краткий очерк основных этапов развития патофизиологии. Персоналии.

Предмет, задачи, методы исследования патологической физиологии. Патологическая физиология — наука о жизнедеятельности больного организма. В отличие от физиологии она рассматривает основные закономерности возникновения, развития и исхода болезни.

Предметом изучения патологической физиологии являются общепатологические процессы с постоянным и типичным течением, встречающиеся при самых различных заболеваниях (например, лихорадка, воспаление, нарушение обмена веществ, расстройство нервной и эндокринной регуляции, изменение реактивности организма под влиянием раздражителей и т.д.). Патологическая физиология вскрывает механизмы расстройства функций отдельных органов и систем организма: сердечно-сосудистой, пищеварительной и дыхательной, нервной, эндокринной, органов выделения и т. д.

Курс патологической физиологии делится на три части. В первой части описывается нозология, или общее учение о болезни. Ветеринарному врачу необходимо знать, почему возникла болезнь (этиология) и как она развивается (патогенез). Решение этих вопросов предполагает анализ сложных взаимоотношений между организмом и средой. Среда рассматривается как источник различных, в том числе патогенных, воздействий, а организм — как биологическая система с различными уровнями, с его наследственностью и реактивностью. Во второй части — типические патологические процессы — воспаление, опухоли, лихорадка, гипоксия, типические нарушения обмена веществ, голодание. В третьей части — патологическая физиология органов и систем — речь идет об общепатологических нарушениях, касающихся, прежде всего отдельных органов или систем: кровообращения, дыхания, эндокринной, нервной и т. д. Вскрывая с позиции диалектического материализма общие закономерности развития патологических процессов, сущность болезни, патологическая физиология дает возможность ветеринарному врачу легче разобраться в частности, в отдельных заболеваниях, точнее диагностировать, предупреждать и лечить эти болезни. Патологическая физиология формирует врачебное мышление, подводит базу для научного понимания болезни, способствует изживанию грубого эмпиризма в профилактике и терапии заболеваний животных и таким образом является одной из профилирующих дисциплин в системе ветеринарного образования.

Особенно большое значение приобретает патологическая физиология для современного животноводства, когда кормление, уход, содержание животных и получение от них продукции осуществляются индустриальными методами. Условия жизни животных в промышленных комплексах довольно напряженные (механизация и автоматизация приемов обслуживания, ограничение движений, концентратное кормление и др.). Поэтому ветеринарные врачи должны быть широко осведомлены в вопросах адаптации организма к самым различным условиям жизни, о закономерностях возникновения и развития болезней и т. д.

Методы патологической физиологии. Патологическая физиология в значительной степени наука экспериментальная, она широко использует эксперимент на животных.

В эксперименте патологические процессы изучают в условиях острого и хронического опытов.

Острые (вивисекционные) опыты используют при изучении быстропротекающих патологических процессов; с помощью этого метода удалось собрать большой фактический материал о шоке, кровопотерях, отравлениях и т.д.

При хроническом эксперименте можно вести длительное наблюдение за животным в условиях, близких к естественным, тем самым более глубоко и всесторонне выявить взаимосвязь между органами и системами па всех этапах болезни. К хроническим экспериментам относят: фистульные методы (наложение фистул на кишечник, выведение протоков поджелудочной железы, слюнных желез, желчного протока и др.); метод ангиостомии (наложение канюль на сосуды); метод радиоактивных изотопов; стереотактическую методику (вживление электродов); Павловский метод условных рефлексов и др.

В патологической физиологии применяют методику изолированных органов, экстирпацию, или выключение органов, и, наконец, биохимические, химические, биофизические и физические методики.

С. помощью экспериментальной патологии удалось изучить ряд весьма важных проблем: возникновение некоторых расстройств кровообращения, лихорадки, инфекционных процессов, эндокринных нарушений, расстройств обмена веществ, нервной регуляции и т. д. Однако с помощью эксперимента не всегда можно ответить на вопрос о сущности и происхождении многих заболеваний животных, так как не все болезни могут быть искусственно воспроизведены. Поэтому патологическая физиология часто опирается на данные биологии, на основании которых И. И. Мечниковым был создан оказавшийся весьма плодотворным метод сравнительного патологического фило- и онтогенетического исследования болезненных явлений: воспаления, лихорадки, опухолей, иммунитета и др.

Патологическая физиология основывает также свои выводы с учетом функциональных и структурных изменений, возникающих в органах и тканях при заболеваниях, и материалов, получаемых путем непосредственного клинического наблюдения за больным животным.

Связь патологической физиологии с другими дисциплинами. Патологическая физиология тесно связана с нормальной физиологией и с биохимией, так как знание физиологических закономерностей здорового организма, функций его органов и систем служит базой для изучения жизнедеятельности больного животною, для понимания сущности патологических процессов. Патологическая физиология в своих исследованиях использует в основном те же методики, что и физиология, биохимия и биофизика. Патологическая физиология органически связана с биологией, так как без правильного понимания основных законов живой природы нельзя разобраться в вопросах общей патологии. Последняя пользуется современными данными биологии о клетке, субклеточных и молекулярных субстанциях для вскрытия закономерностей патологии наследственности, опухолевого роста, воспалительной реакции и др.

Патологическая физиология тесно соприкасается с патологической анатомией; по сути дела они дополняют друг друга и вместе составляют обширную область ветеринарных знании, именуемую патологией. Различие между ними состоит в том, что патологическая физиология, как уже указывалось, занимается изучением преимущественно функциональных изменений, происходящих в организме больного животного; патологическая анатомия изучает морфологию, структуру больного организма, его органов и тканей на различных этапах развития болезни. Патологическая физиология органически связана с клиникой.

Краткая история развития патологической физиологии в России.

Патологическая физиология под названием «общая патология» возникла в нашей стране в конце XVIII в. В Московском университете ее преподавали клиницисты С.Т.Забелин (1735—1802), М.Я. Мудров (1776—1831), И.Я. Дядьковский (1784—1841), К. В. Лебедев (1802—1884), физиолог А. М. Филомафитский (1807-1849), а в Петербургской медико-хирургической академии на ветеринарном отделении — И. И. Равич (1822—1875). Обычно общая патология пилилась разделом патологической анатомии или физиологии. И лишь в 1871 I . известный патолог В. В. Пашутин (1845—1901) организовал вначале в Казанском университете, а затем в Петербургской медико-хирургической академии (1879) самостоятельную кафедру общей патологии, имевшую физиологическое экспериментальное направление. В. В. Пашутин и его школа (М. П. Альбицкий, Н. Г. Ушинский, А, В. Репрев, Е. А. Карташевский, и Н. В. Веселкин) занимались изучением процесса голодания, обмена веществ, онкологией, эндокринологией и др. В. В. Пашутиным написано руководство по патологической физиологии.

Основателем московской школы патологов был А. Б. Фохт (1848—1930). Он занимался органопатологией, в частности патологией кровообращения. Из этой школы вышли видные ученые. А. И. Тальянцев (1858—1929) изучал патологию периферического кровообращения, Г. П. Сахаров (1873—1953) — аллергию и эндокринологию, Ф. А. Андреев (1879—1952) — клиническую смерть, В. В. Воронин (1870—1960) — воспаление.

На Украине (Киев, Одесса) общую и экспериментальную патологию развивал В. В Подвысоцкий (1857—1913), автор руководства по общей патологии; он занимался вопросами регенерации опухолевого роста.

После Октябрьской революции общая патология в ветеринарных ВУЗах СССР была преобразована в патологическую физиологию.

В патологической физиологии возникли новые направления. В Саратове А. А. Богомолец создал свою школу патофизиологов (Е. А. Татаринов, Н. Н. Сиротинин, Л. Р. Перельман и др.). Они изучали в основном проблему реактивности организма; в настоящее время этим вопросом занимаются А. Д. Адо и др.

В Ленинградской военно-медицинской академии возникла школа Н.Н. Аничкова.

Н.Н. Аничков (1885—1965), его ученики и последователи изучали вопросы патологии липоидно-холестеринового обмена, патогенеза атеросклероза, функцию ретикуломакрофагальной системы, проблему гипоксии и др. Всесторонним изучением патофизиологии обмена веществ занимался в Ленинграде Е. С. Лондон (1868—1939), он пользовался оригинальной ангиостомической методикой. Вопросами участия нервной системы в возникновении патологических процессов и трофических расстройств занимался ученик И. П. Павлова А. Д. Сперанский (1888—1961).

Проблему реактивности, иммунологию и эндокринологию научали Г. П. Сахаров и его ученики С. М. Павленко, С. И. Георгиевский, Н. И. Розанов и А. А. Журавель.

Основателем отечественной ветеринарной общей патологии (патологической физиологии) по праву считается И. И. Равич. Он читал курс общей патологии в медико-хирургической академии на ветеринарном отделении, им написан учебник:-: «Общая зоопатология», а также одноименное руководство. И.И. Равич критически отзывался о целлюлярной патологии Вирхова; он признавал роль нервной системы в возникновении ряда патологических процессов. Советских ветеринарных патофизиологов возглавили Е. С. Лондон, и Н. И. Шохор (1887—1941), преподававшие патологическую физиологию в Ленинградском ветеринарном институте. Разработанный Е. С. Лондоном ангиостомический метод стали применять и при изучении обмена веществ у сельскохозяйственных животных. Н.И. Шохор— автор учебника по патологической физиологии для ветеринарных вузов. В Казанском ветеринарном институте кафедру патологической физиологии возглавлял М. П. Тушнов (1874—1935), им предложена оригинальная теория «о натуральных клеточных ядах». Он рекомендовал в качестве лечебного средства лизаты — продукты гидролиза белков различных органов и тканей.

С 1952 по 1974г. кафедрой патологической физиологии в ЛВА заведовал профессор Б. Н. Кадыков. Известны работы его научной школы по выявлению роли нервной системы в генезе воспаления, роли жира и витаминов в питании, патофизиологии терморегуляции. С 1974г. по настоящее время кафедру возглавляет профессор С. И. Лютинский, развернувший исследования по изучению иммунодефицитных состояний и возможности их коррекции у домашних животных.

Кафедрой патофизиологии Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина долгие годы руководил профессор В. М. Коропов, именем которого она названа, а с 1968 г. — его ученик, профессор А. Г. Савойский. Сейчас кафедру, объединенную с кафедрой патологической анатомии, возглавляет профессор А. В. Жаров. Основное научное направление ее — изучение нарушений обмена веществ у высокопродуктивных коров.

В Казанской государственной академии ветеринарной медицины кафедрой патофизиологии долгое время заведовал профессор М.П. Тушнов — автор учения о гистолизатах, их лечебном применении. С 1952 по 1986г. кафедру возглавляла профессор Н. А. Крылова. Ее ученики, профессора В. А. Киршин и Г. П. Новошинов, стали пионерами по изучению патогенеза лучевых поражений сельскохозяйственных животных. В настоящее время коллектив кафедры работает под руководством профессора Д. Ш. Шарипова.

В Бурятской госсельхозакадемии кафедрой заведует профессор Р.Р. Игнатьев. Он и его научная школа изучают иммунологическую реактивность и ее изменения у овец.

В Кировской сельскохозяйственной академии старейший патофизиолог профессор В. А. Лыжина успешно работает над проблемой миоглобинопатий.

В Оренбурге профессор В. М. Мешков создает свою научную школу, изучающую патогенез многих заболеваний, обусловленных неблагополучной экологической обстановкой. В Омске профессор В. П. Косых посвящает свои исследования гемобластозам птиц.

В Башкирском госагроуниверситете проблемам гепатопатологии посвящены исследования профессора В. Н. Байматова, его научной школы.

В разное время актуальным проблемам патофизиологии домашних животных были посвящены исследования профессоров С.С. Полтырева, А.И. Малинина, Т.П. Протасени, Г. Ф. Задарновской, Н. М. Носкова, Н. М. Сковородина, других ученых.

Значительный вклад в патофизиологию сельскохозяйственных животных вносят коллеги из стран СНГ — профессора Р. X. Хаитов (Самарканд), М.Г. Григорян (Ереван), В.С. Степин (Семипалатинск), А. И. Мазуркевич (Киев) и многие другие.

Общее учение о болезни (нозология). Основные понятия о сущности жизни, здоровья и болезни животных.

Нозология – учение о болезни, призванное устанавливать грань между нормальным состоянием – «здоровье» и ненормальным, определяемым термином «болезнь».

Здоровье и болезнь представляют собой две основные формы жизни.

Жизнь – это одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития и зародившаяся путем абиогенеза.

Норма и здоровье. Здоровым может считаться животное дающее оптимальное количество ожидаемой от него продукции в ответ на созданные природой или человеком условия существования. Присущая животным адаптация к различным меняющимся факторам окружающей среды обеспечивает их нормальное существование в меняющихся условиях, сохранение типичных для каждого вида общеклинических (поведение, отношение к корму, реакция на окружение), физиологических (температура, пульс, дыхание), биохимических (константы биологических жидкостей), гематологических, иммунологических и других показателей.

Для научного представления о здоровье необходимо, по-видимому, исходить из определения, данного ВОЗ: «Здоровье – это состояние полного физиологического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и/или физических дефектов». Следовательно, для сохранения биологических, физиологических, поведенческих особенностей разных видов доместифицированных животных, обеспечения максимальной продолжительности их продуктивного периода необходимо создавать соответствующие условия. Они не должны превышать адаптивных возможностей животного организма, его способности к поддержанию гомеостаза за счет саморегуляции.

В настоящее время хорошо известно, что существование любого живого организма возможно только при условии работы многих приспособлений, поддерживающих неравновесное состояние клеток, тканей и организма в целом с окружающей их средой. Это, например, работа многочисленных «насосов» клеток, это прочность («надежность») строения органов и тканей скелета, мышц, связок и других тканей, их устойчивость к различным повреждениям. Это работа различных систем (рефлекторная деятельность нервной системы, распознающая деятельность иммунной системы) «надзора» за целостностью и невредимостью организма в среде. Повреждения этих систем приводят к нарушениям их функций, к заболеванию, болезни, а иногда и к смерти.

Определение сущности болезни. Представление о болезни начало складываться в процессе исторического развития общества, его мировоззрений, естественно-научных достижений, методических возможностей. С философской точки зрения важно подчеркнуть, что во всех периодах развития медицины в учении о болезни можно легко увидеть борьбу двух основных направлений – материализма и идеализма.

Основной признак, характеризующий болезнь как с биологической, так и социальной точки зрения, - «стеснение», нарушение, повреждение жизни при болезни.

Необходимо четко знать и учитывать, что первичным и основным процессом в развитии каждой болезни является повреждение, разрушение, дезорганизация структур и функций заболевшего организма. Все реактивные, защитные, компенсаторные, приспособительные процессы всегда вторичны, развиваются вслед за повреждением, тем или иным болезнетворным воздействием на организм.

Сочетание нарушений структуры и функции со стимуляцией защитных, адаптивно-приспособительных механизмов (саногенез) приводит к патодинамической организации функционирования – патологической системе. Формируются новые отношения между поврежденными и неповрежденными участками органов, тканей. Возникают вторичные, эндогенные, механизмы развития болезни.

Следует подчеркнуть, что в процессе развития любой болезни приспособительные и компенсаторные процессы сами становятся вредными для больного животного и тяжело отражаются на его состоянии. В качестве примера можно привести выделение мочевины слизистой оболочкой желудка и кожей (потовыми железами) при уремии, тяжелые лихорадки, диарея, рвота, удушливый кашель, шок и другие состояния.

Сущность болезни нельзя свести только к приспособлению, хотя приспособительные, компенсаторные процессы участвуют в жизни больного организма, так же как они являются обязательными для жизни здоровых живых существ во всех ее проявления.

Примером упрощенного толкования сущности болезни в плане молекулярной патологии можно назвать концепцию Полинга о «больных молекулах». На самом деле нет больных молекул, а есть болезни, при которых появляются молекулы необычных для здорового организма состава и свойства. В широком смысле слова все болезни являются молекулярными, но закономерности молекулярных процессов опосредуются у животных в биологическом, а биологические процессы у человека – и в социальном плане.

Важно подчеркнуть, что болезнь – это качественно новый жизненный процесс, при котором хотя и сохраняются функции, присущие здоровому организму, но появляются новые изменения. На уровне целого организма новое качество, новые изменения – это снижение приспособляемости и продуктивности животного.

Резюмируя все вышеизложенное, можно дать следующее определение:

Болезнь – это сложная общая реакция организма на повреждающее действие факторов внешней среды; это качественно новый жизненный процесс, сопровождающийся структурными, метаболическими и функциональными изменениями разрушительного и приспособительного характера в органах и тканях, приводящими к снижению приспособляемости организма к непрерывно меняющимся условиям внешней среды и ограничению продуктивности.

Понятие болезнь нельзя отождествлять с другими представлениями о патологии, такими, как:

  1. патологическая реакция,

  2. патологический процесс,

  3. патологическое состояние.

Патологическая реакция – это кратковременный необычный ответ на патогенный раздражитель, сопровождающийся у животных снижением продуктивности.

Типичным примером патологической реакции может быть ответ инфицированного туберкулезной палочкой животного на туберкулин. При внутрикожном введении препарата патологическая реакция сопровождается ограниченным гиперергическим воспалением с присущими ему признаками.

Т.о. патологическая реакция – это реакция клетки, ткани, системы, выходящая за пределы адаптивных возможностей при действии неадекватных раздражителей.

Патологический процесс – это необычное изменение структуры и функции молекул, клеток, тканей под воздействием патогенного фактора, сочетающееся с ответной реакцией организма.

Характерная черта, присущая именно патологическому процессу, - обратимость явлений, возможность восстановления морфологической целостности и функциональной активности пораженной структуры.

Примеры – маститы, мастопатии, опухоли в начальных стадиях и т.д.

Часто различные патологические процессы и отдельные патологические реакции клеток, тканей у животных встречаются в виде постоянных сочетаний или комбинаций, сформировавшихся и закрепившихся в процессе эволюции. Это типовые патологические процессы. К ним относятся воспаление, отек, опухоль, лихорадка, дистрофия и др.

Патологический процесс лежит в основе болезни, но не является ею. Отличия патологического процесса от болезни заключаются в следующем:

  1. Болезнь всегда имеет одну главную этиологическую причину (специфический, производящий фактор), патологический процесс полиэтиологичен.

  2. Один и тот же патологический процесс может обуславливать различные картины болезней в зависимости от локализации.

  3. Болезнь – это часто комбинация нескольких патологических процессов.

  4. Патологический процесс может не сопровождаться снижением приспособляемости организма и ограничением продуктивности.

Патологическое состояние – это стойкое отклонение от нормы, характеризующееся преимущественно структурными необратимыми изменениями.

Примеры:

гепатит цирроз

травматический ретикулит хроническая тимпания выбраковка животного

Начало патологического состояния может быть отнесено к периоду эмбрионального, внутриутробного развития. Это генетически обусловленные или врожденные уродства.

Классификация болезней. Общие принципы профилактики и лечения болезней.

Классификация болезней. Существует немало классификаций болезней, основанных на разных принципах.

Принцип классификации болезни

Болезни

Интенсивность проявления и скорость течения

  • Молниеносные (сверхострые) до 4 дней

  • Острые – до 14 дней

  • Подострые – от 14 дней до 1 месяца

  • Хронические – месяцы и годы

Этиологический фактор

  • Незаразные

  • Заразные

А) Инфекционные (прионные, вирозы, бактериальные, микозы, микотоксикозы)

Б) Инвазионные (гельминтозы, протозоозы, арахнозы, энтомозы)

Способ лечения

  • Терапевтические

  • Хирургические

Исходя из уровня, на котором выявлены специфические патологические изменения

  • Молекулярные

  • Хромосомные

  • Клеточно-тканевые

  • Болезни органов и систем

  • Болезни целостного организма

По преимущественному поражению органов и тканей

  • Болезни н.с. (неврология)

  • #-#-#-# CCC (кардиология и ангиология)

  • #-#-#-# дыхания (пульмонология)

  • #-#-#-# мышц (миология)

  • #-#-#-# ЖКТ (энтерология)

  • #-#-#-# печени (гепатология) и др.

Видовая принадлежность

Болезни

  • КРС

  • МРС

  • Свиней

  • Лошадей

  • Пушных зверей

  • Птиц

  • Рыб

  • Пчел

  • Собак

  • Кошек

Возраст

  • Врожденные

  • Наследственные

  • Болезни молодняка

  • Болезни старческого возраста

Пол

  • Болезни самцов (андрология)

  • Болезни самок (гинекология)

Общие для человека и животных

  • Зооантропонозы

Тип возникновения и проявления

  • Ожидаемые (прогнозируемые)

  • Эмерджентные (неожиданные)

Степень проявления болезни

  • Отморожения трех степеней

  • Ожоги четырех степеней

  • Ожирение различных степеней и др.

Профилактика болезней основана на знании этиологии – причин и условий возникновения, патогенеза – механизма развития и исхода.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Министерство здравоохранения СССР приказ 21 июля 1988 г. N 579 об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов

    Документ
    В целях определения профессиональной компетентности, объема знаний, практических умений и навыков врачей различных специальностей при их аттестации, прохождении обучения в системе постдипломной подготовки и самообразования
  2. Приказ Минздрава СССР от 21 июля 1988 г. N 579 "Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов" (с изменениями от 25 декабря 1997 г.)

    Документ
    В целях определения профессиональной компетентности, объема знаний, практических умений и навыков врачей различных специальностей при их аттестации, прохождении обучения в системе постдипломной подготовки и самообразования
  3. Чеченский государственный университет (2)

    Основная образовательная программа
    ООП бакалавриата, реализуемая в ЧГУ по направлению «Зоотехния» и профилю подготовки «Зоотехния» для программ бакалавриата представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетом требований рынка труда на основе
  4. Теодор Н. Цырдя Петру В. Берлинский философия

    Учебник
    Излагается основной учебный курс по философии с учетом специфики биолого-медицинских факультетов. Наряду с историей мировой и отечественной философской мысли, проблемами онтологии и теории познания в данном пособии особое внимание
  5.  естественные науки (2)

    Документ
    К 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб. пособие для студ. вузов по курсу "Концепции соврем. естествознания" / Клягин, Николай Васильевич.

Другие похожие документы..