Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В статье рассмотрен национальный доход как показатель экономического развития страны. Также вклад Саймона Кузнеца в разработку методов подсчета нацио...полностью>>
'Документ'
Роман «Евгений Онегин», написанный А. С. Пушкиным в 1823 — 1831 гг., стал поистине первым подлинно реалистическим произведением. В нем автор достоверн...полностью>>
'Лекция'
Каждый, кто имел доступ к товару по государственной цене, имел потенциальную возможность перепродать этот товар по более высокой цене (осуществлялось ...полностью>>
'Документ'
9:00 – посещения уникального не только в Венгрии, но и в Европе естественного образования – пещерной купальни в Мишкольц-Тапольце (входной билет 2100...полностью>>

Главная > Учебное пособие

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ббк 67

ч 81

Чуфаровский Ю.В.

Юридическая психология. Учебное пособие. - М.: Право и Закон, 1997. — 320 с.

ISBN 5 – 7858 – 0019 – 5

Учебное пособие подготовлено выдающимся российским психологом-правоведом профессором Юрием Валентиновичем Чуфаровским в соответствии с программой курса «Юридическая психология» для высших учебных заведений.

В книге раскрыты теоретические аспекты науки, основной упор сделан автором на практическое применение психологи­ческих знаний в повседневной деятельности юристов.

Для студентов, слушателей, аспирантов, адъюнктов, пре­подавателей юридических и психологических вузов.

ббк 67
ISBN 5 – 7858 – 0019 – 5  Ю.В. Чуфаровский, 1997

 Право и закон, 1997

оглавление :

ВВЕДЕНИЕ 3

ЧАСТЬ ОБЩАЯ 4

Глава I Введение в юридическую психологию 4

§ 1. Юридическая психология в системе научного знания 4

§ 2. История развития юридической психологии 7

§ 3. Предмет, задачи и система юридической психологии 10

§ 4. Принципы юридической психологии 13

§ 5. Методологические основы юридической психологии 18

§ 6. Классификация методов познания в юридической психологии 19

Глава II
Естественнонаучные основы психологии 21

§ 1. Развитие психики 21

§ 2. Психика и мозг 24

§ 3. Рефлекторная теория психики 25

Глава III
Развитие сознания и личности 28

§ 1. Понятие о сознании и личности 28

§ 2. Роль труда и общения в развитии сознания и личности 28

§ 3. О структуре сознания 30

§ 4. Формы сознания 32

§ 5. Состояние сознания 33

Глава IV
Психологическая подготовка к юридической деятельности 35

§ 1. Система психических процессов 35

§ 2. Память человека 39

§ 3. Мышление, интуиция, воображение в решении задач 43

§ 4. Речь в юридической работе 47

§ 5. Эмоции и чувства в юридической деятельности 50

§ 6. Воля и ее воспитание 55

Глава V
Личность и юридическая деятельность 57

§ 1. Социально-психологическая характеристика личности 57

§ 2. Психологическая структура личности 59

§ 3. Мотивация поведения личности 60

§ 4. Психологические установки 61

§ 5. Ценностные ориентации, интересы, идеалы 62

§ 6. Направленность личности 62

Глава VI
Социально-психологические аспекты юридической деятельности 63

§ 1. Оценка интересующей личности 63

§ 2. Установление и развитие психологических контактов 73

§ 3. Получение необходимой информации от свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых 76

§ 4. Психологические аспекты ведения переговоров с преступниками 79

Глава VII
Психология юридического труда 81

§ 1. Психологическая характеристика труда юриста 81

§ 2. Профессиограммы юридических профессий 82

§ 3. Формирование личности правоведа в вузе 95

ЧАСТЬ ОСОБЕННАЯ
СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 96

Глава VIII Криминальная психология. 97

§ 1. Предмет и задачи криминальной психологии 97

§ 2. Психологический анализ личности преступника 98

§ 3. Психология организованной преступности 102

Глава IX 105

Психология правонарушения 105

§1. Преступное поведение и его отражение в уголовном законе 106

§ 2. Виды человеческих действий 107

§ 3. Понятие конкретного правонарушения и анализ преступного поведения 108

§ 4. Психологическая структура преступного действия 110

§5. Психологическая характеристика и анализ преступной деятельности 114

Глава Х 116

Психология потерпевшего 116

§ 1. Психологическая характеристика потерпевшего 116

§ 2. Исследование личности потерпевшего 117

Глава XI 120

Психология несовершеннолетних 120

§ 1. Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии 120

§ 2. Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних 123

Глава XII 126

Психологические основы предварительного расследования 126

§1. Общая характеристика психологических особенностей следственной деятельности 126

§ 2. Психология осмотра места происшествия 131

§ 3. Психология обыска и задержания 138

§ 4. Психология допроса свидетелей и потерпевших 144

§ 5. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого 148

§ 6. Психология очной ставки 152

§ 7. Психология опознания 157

§ 8. Психология следственного эксперимента 162

§ 9. Психологические основы назначения судебных экспертиз.
Судебно-психологическая экспертиза 164

§ 10. Психология проверки показаний на месте 167

Глава XIII 170

Психология судебной деятельности (при рассмотрении уголовных дел) 170

§ 1. Психологическая структура судебной деятельности 170

§.2. Общая психологическая характеристика судебного процесса при рассмотрении уголовных дел 173

§ 3. Формирование убеждения и вынесение приговора судом 175

Глава XIV 177

Исправительная (пенитенциарная) психология 177

§ 1. Психология осужденного, задачи и факторы ресоциализацни 177

§ 2. Психологический анализ коллектива осужденных 182

§ 3. Методы психологического воздействия на осужденных в процессе их перевоспитания 184

§ 4. Проблемы адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе 186

Литература 188

ВВЕДЕНИЕ

Современное состояние психологической науки можно оценить как период значительного подъема в ее развитии. В течение последних десятилетий расширился фронт психологических исследований, поя­вились новые научные направления и дисциплины. Разрастается круг разрабатываемых в психологии проблем; изменяется ее понятийный аппарат. Совершенствуются методология и методы исследования.

Психология непрерывно обогащается новыми данными, интересны­ми гипотезами и концепциями, относящимися ко всем основным об­ластям ее проблематики. Психологическая наука все более активно включается в решение различных задач, возникающих в разных сферах общественной практики.

В настоящее время психология представляет собой довольно слож­ную и разветвленную систему дисциплин. Кроме обшей психологии, изучающей общие закономерности психической деятельности людей, существуют и быстро развиваются частные, прикладные отрасли психо­логии, такие, как психология труда и ее самостоятельные разделы — инженерная, авиационная и космическая психология; психология по­знания; педагогическая, социальная, военная и медицинская психо­логия; психология спорта; психология творчества и т. д.

К отраслям психологии, которые изучают конкретные виды челове­ческой деятельности, следует отнести и юридическую психологию, ко­торая должна внести значительный вклад в решение сложных, много­профильных задач укрепления правовой основы Российского государст­ва, усиления борьбы с правонарушениями и преступлениями.

Юридическая психология включает в себя различные области науч­ных знаний и в равной мере принадлежит как психологии, так и юрисп­руденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные чер­ты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования.

Юристы фактически никогда не отказывались от использования дан­ных психологии. Что касается конкретной практической деятельности, то почти каждый сотрудник милиции, следователь, прокурор или судья в ходе работы, иногда и сам того не замечая, неизбежно опирается на данные психологии. Как показывает практика, это эмпирическая жи­тейская психология, основанная главным образом на личном опыте, знании жизни многих людей. Преобладающая часть таких знаний пра­вильно отражает психологические закономерности. Однако наряду с эм­пирическими знаниями юристу необходимы и конкретные научные знания; то, к чему в конце концов, после поисков и заблуждений приходит опытный следователь или судья, может быть обнаружено или, напротив, опровергнуто объективным психологическим исследованием в очень короткое время и с достаточной полнотой и точностью.

В данной работе изложенным не ограничивается значение психоло­гической науки по осуществлению правоохранительной и правоприменительной деятельности. Знание психических закономерностей, применение в процессе юридической деятельности определенных пси­хологических методов облегчает труд человека, помогает ему регулиро­вать и строить взаимоотношения с другими людьми, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практи­ке. Все больше осознается мысль о том, что психология не отвлеченная наука, посвященная решению сложных и тонких теоретических воп­росов, а важное звено в образовании всякого культурного специалиста*, а том числе и юриста. Практически нет сферы деятельности человека, где вмешательство психологической науки не привело бы к облегчению, упорядочению ее.

____________________________________________________________________________ *Мясищев В.Н. и др. Основы общей и медицинской психологии. М., 1968, с. 3.

По нашему мнению, одним из факторов правовой реформы, неотъем­лемая часть которой — правовая защита личности, социальных прав и свобод российских людей и одновременное повышение ответствен­ности каждого гражданина перед своим коллективом, обществом, госу­дарством в целом, является психологическое обеспечение. В связи с этим необходимо обратиться к теоретическому переосмыслению сущ­ности, предмета и метода сфер приложения юридической психологии, осмысление теоретических и методологических проблем которой нача­лось в конце шестидесятых годов. Тогда появились первые крупные работы по юридической психологии А.Р.Ратинова. А.В.Дулова, В.Л. Васильева, А.Д.Глоточкина и В.Ф.Пирожкова. За последние двад­цать пять лет опубликованы сотни работ по вопросам юридической психологии. Эта работа продолжается и в настоящее время.

На сегодняшний день, однако, все еще отсутствует единое, четко обоснованное мнение о самостоятельности юридической психологии как науки, о ее содержании, объекте и предмете и даже о том, юридичес­кая это наука или психологическая. С одной стороны, раздаются при­зывы к решительному повороту юридической психологии лицом к прак­тике, с другой - пока нет юридической психологии как науки, нечему и «поворачиваться к практике».

Практика показывает, что в последние годы специалисты в области юридической психологии в основном ориентировались на проведение глубоких эмпирических исследований отдельных частных направлений и вопросов как на единственно верный путь в противовес ненужному теоретизированию. По этому пути шло большинство специалистов-ис­следователей и ученых. В результате оказалось, что в юридической психологии отсутствуют цельная теория и методология, использование ее в практической деятельности. За последнее время, однако, было опубликовано несколько монографических исследований по вопросам теории этой науки. На сегодняшний день практически отсутствует ву­зовский курс юридической психологии, нет соответствующих учебников и учебных пособий, явно недостаточно учебных материалов по этому предмету для студентов юридических и психологических факультетов. Предлагаемая работа является попыткой систематизировать курс юри­дической психологии и решает следующие задачи:

  1. раскрыть теоретические понятия и положения курса юридической психологии;

  2. ознакомить студентов с основами общей, социальной и педагоги­ческой психологии применительно к курсу юридической психологии;

  3. показать и обосновать специфику психических закономерностей в правовом регулировании;

  4. оказать помощь студентам в самостоятельной работе над психоло­гической и юридической литературой по данной дисциплине.

При подготовке этого пособия автором учитывался опыт преподава­ния юридической психологии на юридическом факультете Универси­тета Российской академии образования.

ЧАСТЬ ОБЩАЯ

Глава I Введение в юридическую психологию

§ 1. Юридическая психология в системе научного знания

Психология — это наука, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей. Название науки «психология» проис­ходит от греческих слов: «психе» (душа), «логос» (учение), то есть наука о душе, точнее, о внутреннем, субъективном мире человека. Термин «психология» был предложен немецким схоластиком Гоклениусом в конце XVI века.

Долгое время психология развивалась как составная часть фило­софии, и только в середине XIX века она выделилась в самостоятельную науку. Это стало возможно потому, что психология постепенно превра­щалась из науки описательной в науку экспериментальную. В настоя­щее время психология представляет собой довольно сложную и развет­вленную систему дисциплин. Кроме обшей психологии, изучающей общие закономерности психической деятельности, существуют и быст­ро развиваются частные, прикладные отрасли психологии. Так, группу прикладных отраслей, которые изучают закономерности и механизмы психики людей, занятых конкретными видами деятельности, составля­ют: психология труда и ее относительно самостоятельные разделы — инженерная, авиационная и космическая психология; психология по­знания; педагогическая, военная, юридическая психология и др.

Перед оперативными, следственными, прокурорскими и судебными работниками постоянно возникает множество вопросов, решение кото­рых требует не только широкого кругозора, юридической культуры, специальных познаний и жизненного опыта, но и хорошего знания юридической психологии. Чтобы правильно разбираться в сложных отношениях людей, их переживаниях и поступках, в запутанных ситу­ациях, которые находят свое отражение в уголовных делах, надо знать закономерности психической жизни.

Юридическая психология включает в себя различные области науч­ных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность лю­дей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены специ­фикой человеческой деятельности в сфере правового регулирования. Психология — единственная наука, способная обеспечить не только познание психической деятельности, но и управление ею. С развитием общества ее значение будет все более возрастать.

Потребность обращении к психологии, ее методам, достижениям возникает тогда, когда конкретная наука, смежная с психологией или тесно связанная с ней, включается в решение практических задач. Имеет это место в педагогике, медицине и юриспруденции. Практическая деятельность, как правило, реализуется в конкретных действиях кон­кретных людей, и то, как это происходит, зависит в значительной мере от их психологических особенностей. Только необходимость решения практических задач привела к тому, что на границе с обществоведением возникли и развиваются социальная, этническая, историческая и другие отрасли психологии. Было бы, однако, приуменьшением роли есте­ственного в жизни и развитии личности обращение исключительно к социальным аспектам ее проявления. Безусловно, изучение биологии человека (анатомии, физиологии, антропологии) неразрывно связано с исследованиями в области психофизиологии, нейропсихологии, пси­хофизики и других наук, пограничных с психологией и естествознанием.

Вся система научного знания ощущает потребность в использовании психологического знания, оно становится связующим звеном различных областей науки. Психология связывает общественные науки и естествен­ные, биологию и историю, медицину и педагогику, управление и юрисп­руденцию и др. Этим определяется ее место в системе научного знания.

В отечественном науковедении доминирующей является объектно-ориентированная система классификации научного знания, разработан­ная академиком Б.М. Кедровым. Построена она на учете процессов не только дифференциации, но и интеграции наук, их координации и суб­ординации, субъективности и объективности в их развитии, обособлен­ности и междисциплинарности*. Система Б.М. Кедрова отражает мно­гоплановые связи между науками, обусловленные главным образом их предметной и объективной близостью, методами исследования, их на­правлениями, организацией, кооперированием, координированием от­дельных областей, всем сложным комплексом взаимоотношений между теоретической и практической деятельностью в условиях современного этапа развития научного знания. Схематически она выглядит как тре­угольник, вершины которого занимают естественные, общественные, философские науки. Их взаимодействие осуществляется по принципу субординации или развития более высоких форм из нижестоящих, а не координации, основанному на формально-логическом делении поня­тий. Субъективистскому принципу здесь противопоставляется принцип объективности, согласно которому, науки должны располагаться после­довательно и связывать между собой предметы, ими изучаемые. Следует отметить и принцип развития, являющийся ведущим по отношению к остальным, заключается он в том, что классификация наук является расположением согласно внутренней присущей им последовательности их форм движения. Такой принцип классификации наук помогает избе­жать резких разрывов между ними, предполагает возникновение много­численных промежуточных наук и дисциплин**.

_____________________________________________________________________________

*Кедров Б.М. Классификация наук. М., 1985, с. 37-45.

**Кедров Б.М. Классификация наук. М., 1965. Т. 2, с. 218, 467.

В системной классификации психология располагается внутри «тре­угольника» и образует связи со всеми тремя группами наук. Через эти основные группы наук психология связана с медициной, педагогикой, социологией и другими науками, в сферу исследований которых входит человек. Развитие этих связей, формирование промежуточных отраслей научного знания, выработка их понятийного и категориального аппара­та на базе понятий и категорий «материнский наук» происходит не только вне, но и внутри самой психологии, поскольку наука по своему существу едина.

С учетом изложенных моментов Б.М. Кедров развил «треугольник наук» в многогранник, который помогает более полно представить мес­то психологии в системе научного знания*. Отметим, однако, что в при­веденных выше данных не указаны место юридической науки и точки взаимодействия с ней психологии, в которой она обозначалась бы как юридическая психология. Естественно, что юриспруденция должна на­ходиться в блоке общественных наук.

_____________________________________________________________________________

*Кедров Б.М. Синтез наук. Проблемы и поиски. М., 1973, с. 30. Его же. О методологических вопросах психологии. Психологический журнал. 1982, № 6. Т. 3, с. 19.

Рассмотрев общие характеристики психологии как науки о законо­мерностях развития и функционирования психики, для того чтобы более полно представить базис возникновения юридической психо­логии, обратимся к вопросам, относящимся к юриспруденции.

Юриспруденцию мы понимаем как теоретическую и практическую деятельность в области права, а не только как юридическую науку. В качестве науки юриспруденция изучает право как особую систему социальных норм, правовые формы организации и деятельности госу­дарства, других структурных элементов политической системы общест­ва. Юридическая наука подразделяется на ряд отраслей, среди которых методологическая функция принадлежит теории государства и права. Это: нормативные науки (гражданское, административное, уголовное, муниципальное, семейное, хозяйственное, финансовое, банковское, экологическое право), прикладные науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, этика, правовая кибернетика и др.), теоретические науки (теория государства и права, история политических и правовых учений, история государства и права отечества и т. д.).

Юридическая наука изучает государство и право в их единстве с точки зрения внутренних закономерностей возникновения и развития, связи и взаимного влияния с социально-экономической структурой общества. Она изучает также специфику общественного осознания государствен­но-правовых явлений, правосознание, практическое функционирование государственно-правовых отношений и других правовых связей субъек­тов права. Юридическая наука изучает, следовательно, государственно-правовую организацию общества и поэтому входит в систему общест­венных наук.

Воздействие права на социальную среду осуществляется двумя пу­тями: деятельностью правоохранительных и правоприменительных ор­ганов и влиянием, оказываемым на сознание личности, социальных групп, общества уже самим фактом наличия, закрепления определен­ного порядка должного поведения. В настоящее время все больший вес приобретает подход, согласно которому юридическая наука — это ис­следование не только общественных институтов, но и деятельности человека в его государственно-правовых связях и отношениях. Пред­посылкой эффективности исследований в области юриспруденции и эффективности правоохранительной и правоприменительной деятель­ности является ориентация на реальных людей с их сложным сознани­ем, изучение воздействия государственно-правовых институтов на раз­витие их сознания. Поэтому необходим социально-психологических подход к трактовке права как основы юриспруденции.

Юридическая наука, безусловно, не может замыкаться в собственных узких рамках и не учитывать экономических, демографических, куль­турных, социально-психологических и других факторов при решении проблем правоохранительной и правоприменительной деятельности. На стыках юриспруденции с указанными науками могут развиваться новые отрасли научного знания, имеющие двойственную природу и единст­венную цель — обеспечение правоохранительной и правоприменитель­ной деятельности. Интеграция юриспруденции и психологии достаточ­но четко проявляется на трех уровнях:

  • применение психологического знания в юриспруденции в «чистом» виде;

  • использование в юриспруденции психологического знания путем его «трансформации»;

  • синтез психологии и юриспруденции, собственно их стыков, и воз­никновение новой отрасли науки — юридической психологии.

Первое направление — это непосредственное использование психо­логических знаний в виде метода экспертных психологических оценок. В данном случае психолог выступает в роли эксперта, консультанта или специалиста в уголовном, гражданском, административном процессе или в ходе исполнения наказания или других мер правового воздействия на личность.

Второе направление — это уточнение, расширение, совершенствова­ние юридических понятий и институтов за счет привлечения психологи­ческих категорий и понятий, а также применения юристами психологи­ческих методов в научных исследованиях или правоприменительной, правоохранительной и другой юридической практике, использования данных психологии в организационной и процессуальной деятельности, профессиональном отборе, расследовании правонарушений, исправле­нии и перевоспитании осужденных. Применяют психологические зна­ния и при установлении профессиональной пригодности к работе в пра­воохранительных органах, профориентации и др.

Третье направление взаимодействия психологии и юриспруденции имеет более выраженный, чем два предыдущих, двухсторонний харак­тер. Потребности юриспруденции в психологическом знании предо­пределяют возникновение юридической психологии, являющейся дву­единой наукой, одновременно и психологической и юридической, ана­лизирующей психологические особенности в сфере применения права. Безусловно, возникновение такой интегративной науки одновременно стимулирует развитие и совершенствование знания как психологичес­кого, так и юридического.

Учеными-правоведами традиционно в юриспруденции выделяются следующие три формы ее взаимодействия со смежными науками:

  1. Использование данных смежных с юриспруденцией наук для ре­шения актуальных специфических проблем правотворчества и право­вого регулирования.

  2. Использование научных идей и принципов смежных наук для анализа системы государственно-правового регулирования.

  3. Использование в социально-правовом познании конкретных при­емов, методов, способов, научного исследования, заимствованных из той или иной конкретной науки*.

_____________________________________________________________________________ *Правовая система социализма. Понятие, структура, социальные связи. Под ред. Васильева А.М.: М., 1986. Кн. 1, с. 347—348.

Нам представляется, что предложенная первая модель взаимодей­ствия юриспруденции и психологии более полно, чем вторая, традици­онная, отображает объективный характер процесса, в результате кото­рого и формируется юридическая психология.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по заявленным к лицензированию образовательным программам n п/п

    Программа
    Уровень, ступень образования,вид образовательной программы (основная/дополнительная), направление подготовки, специальность, профессия, наименование предмета,
  2. Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам (16)

    Книга
    Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам.
  3. Бюллетень новых поступлений 2004 год (2)

    Бюллетень
    В настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. Записи сделаны в формате RUSMARC с использованием программы “Руслан”.
  4. История Северного Кавказа в печатных изданиях. Библиографический справочник

    Справочник
    – 1 . - № 39. Главнейшие узаконения и распоряжения за 189 -1893 гг. – СПб.,1894. Дедюлин С.А. Недостатки порядка отчуждения земель на государственные и общественные надобности (Приложение к Сборнику Узаконений по отчуждению земель).
  5. От составителя (3)

    Документ
    «Публичные библиотеки обеспечивают городским и сельским жителямсвободный доступ к информации, образованию, культуре.Они предоставляют услуги и оказывают помощь всем гражданам.

Другие похожие документы..