Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая учебная программа'
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Примерной программы основного общего образова...полностью>>
'Документ'
Экскурсия: “Величие могущественного Берлина”. Берлин – огромный мегаполис. Нам покажется, что мы перемещаемся в машине времени, здесь можно попасть в...полностью>>
'Решение'
Десятый юбилейный симпозиум проходил 18-22 октября 1 г. в живописном подмосковном пансионате «Зеленый городок». Как и все преды­дущие, он был организ...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Мерчендайзинг»: программа и методические указания по изучению курса/ сост. А.Г. Рыженков.– Иркутск: Изд-в...полностью>>

Главная > Методические рекомендации

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

формирование у детей и подростков

навыков безопасного поведения

на улицах и дорогах

для педагогов общеобразовательных учреждений

В рамках реализации

федеральной целевой программы

«Повышение безопасности дорожного движения в 2ОО6-2О12 годах»

Москва

2006

Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков без­опасного поведения на улицах и дорогах для педагогов общеобразовательных учреждений. — М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006.— 48 с

Авторы:

Козловская Елена Анатольевна - кандидат педагогических наук Козловский Станислав Александрович - кандидат психологических наук

В методических рекомендациях рассматриваются вопросы профилактики дет­ского дорожно-транспортного травматизма, организации и содержания образо­вательного процесса по основам безопасности дорожного движения с учащимися 1-11 классов, даны образцы тематических планов, обучающих программ, раскрыты новые педагогические технологии в формировании у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Раскрыты принципы, формы и методы воспитания и обучения детей и подрост­ков основам безопасности дорожного движения с учетом уровня их психического и физического развития. Показана роль подразделений Госавтоинспекции в органи­зации профилактических мероприятий во внеурочное время, работе с родителями, методическом обеспечении общеобразовательных учреждений детей. Определе­ны основные показатели эффективности профилактики детского дорожно-транс­портного травматизма.

В методических рекомендациях использованы иллюстрации из учебных книжек-тетрадей «Дорожная безопасность» (М. Издательский Дом Третий Рим, 2006).

© Федеральное агентство по образованию, 2006

© Оформление «Издательский Дом Третий Рим», 2006

© Текст, Е.А. Козловская, С.А. Козловский, 2006

Содержание

Предисловие

4

Раздел 1. Организация и содержание образовательного процесса по основам
безопасности дорожного движения в начальной школе с учащимися 1 - 4 классов

7

Глава 1. Психофизиологические и возрастные особенности восприятия информации по основам безопасности дорожного движения младшими школьниками

7

Глава 2. Принципы и методы обучения младших школьников основам безопасности дорожного движения

9

Глава 3. Принципы и методы воспитания младших школьников правопослушному поведению на улицах и дорогах

14

Глава 4. Образцы тематических планов, обучающих программ и отдельных уроков по формированию у младших школьников навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте

19

Глава 5. Типичные ошибки педагогов в обучении младших школьников Правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах

21

Глава 6. Новые педагогические технологии в организации образовательного процесса по основам безопасности дорожного движения в начальной школе

23

Глава 7 .Перечень знаний, умений и навыков, которыми должны владеть младшие школьники

28

Глава 8.Организация и содержание профилактической работы с родителями младших школьников

30

Раздел 2. Организация и содержание образовательного процесса по основам безопасности дорожного движения с учащимися 5-11 классов

33

Глава 1. Примерные тематические планы проведения занятий по основам безопасности дорожного движения с учащимися 5-9 классов

33

Глава 2. Использование новых педагогических технологий в организации образовательного процесса с подростками и старшеклассниками по основам безопасности дорожного движения

36

Раздел 3. Роль подразделений Госавтоинспекции в организации в общеобразовательных учреждениях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

42

Глава 1 Взаимодействие работников Госавтоинспекции с педагогами общеобразовательных учреждений в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

42

Глава 2. Участие работников Госавтоинспекции в организации

профилактических мероприятий с детьми и подростками во внеурочное время

45

Глава 3. Участие работников Госавтоинспекции в методическом

обеспечении деятельности педагогов общеобразовательных учреждений

46

Заключение

47

Список литературы, рекомендуемой педагогам общеобразовательных учреждений

49

Предисловие

Актуальность и практическая значимость формирования у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах подчеркиваются высокими статистическими показателями количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП), числа погибших и раненых детей.

За последние пять лет в России погибли 7574 и ранены 116012 детей и подрост­ков до 16 лет. Число пострадавших детей за этот период увеличилось на 13,6%.

В 2004-2006 годах в каждом восьмом дорожно-транспортном происшествии (ДТП) пострадал ребенок. Дети составили десятую часть от общего числа постра­давших в ДТП.

В целом анализ сложившегося положения с детским дорожно-транспортным травматизмом (ДЦТТ) свидетельствует о низкой эффективности, действующей в стране, системы профилактики дорожно-транспортного травматизма, воспитания и обучения детей и подростков основам безопасности дорожного движения.

Правовой основой обязательного проведения дидактических занятий с детьми и подростками по формированию у них навыков безопасного поведения на улицах и дорогах является Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопас­ности дорожного движения», в котором изложено следующее: «Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеоб­разовательных, специальных образовательных учреждениях различных организа­ционно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образователь­ной деятельности в установленном порядке» (п. 1 ст. 29).

Анализ нормативных правовых актов Минобрнауки России показал, что по осно­вам безопасности дорожного движения самостоятельного предмета не существует, а отдельные вопросы (выборочно) по безопасному поведению детей и подростков на улицах и дорогах изучаются только в рамках предметов «Окружающий мир» (1-4 классы), «Обеспечение безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)»(5-8 классы), «Тех­нология» (для межшкольных учебных комбинатов, 9-11 классы). Отдельные темы по Правилам дорожного движения изучаются также в рамках профильного обучения (по предмету «Сельскохозяйственная техника» и оборонно-спортивному профилю).

В учебных планах выбор тем занятий по основам безопасности дорожного дви­жения носит случайный, ничем не обоснованный характер и не всегда практически значим для изучения учащимися общеобразовательных учреждений.

В большинстве субъектов Российской Федерации имеются тематические пла­ны, типовые и авторские программы обучения детей и подростков основам без­опасности дорожного движения (региональный компонент или компонент, само­стоятельно устанавливаемый общеобразовательным учреждением).

Именно общеобразовательные учреждения (школы, лицеи, гимназии и др.) являются основными звеньями системы образования, где дети и подростки мо­гут и должны получить необходимые им знания Правил дорожного движения (ПДД), умения и навыки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Однако в большинстве общеобразовательных учреждений отсутствуют про­фессионально подготовленные педагогические кадры для организации образова­тельного процесса по воспитанию и обучению детей и подростков основам без­опасного дорожного движения.

На сегодняшний день имеющаяся учебно-методическая литература и наглядные средства обучения по тематике дорожной безопасности в значительной степени устарели и не соответствуют действующим Правилам дорожного движения, что создает определенные трудности в организации образовательного процесса.

Цель данных методических рекомендаций - разработать научно обоснованные методические материалы для педагогов общеобразовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий и др.): тематические планы, психологические и педагогические рекомендации по организации образовательного процесса и проведению дидактических занятий во внеурочное время по целенаправленному формированию детей и подростков умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорога) с учетом психофизиологических и возрастных особенностей их поведения в дорожной среде. Обучение основам безопасности дорожного движения имеет целые не механическое заучивание Правил дорожного движения, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности v безопасности. Чтобы осознать логику безопасных действий, необходимо, с одной стороны, знание обязанностей пешеходов и пассажиров, изложенных в ПДД, а с другой — творческий поиск педагога вместе с учащимися выходов из сложных и опасных ситуаций. Решение этой задачи возможно при построении образователь­ного процесса по трем основным видам деятельности:

  • обучение детей и подростков теоретическим знаниям (вербальная информа­ция, излагаемая педагогом на основе современных педагогических техноло­гий);

  • самостоятельная творческая работа учащихся (изучение иллюстраций, выпол­нение креативных заданий, обучающих и развивающих их познавательные спо­собности, необходимые им для правильной, безопасной ориентации в дорож­ной среде);

  • практическая отработка координации движений, двигательных умений и навы­ков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использова­нием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

Образовательный процесс должен иметь практическую направленность на обе­спечение безопасности детей и подростков, формирование у них самооценки, са­моконтроля и самоорганизации применительно к сфере дорожного движения. В отличие от других учебных дисциплин, учащиеся должны быть заинтересованы не столько получить хорошую оценку знаний, сколько научиться правильно и безопас­но вести себя на улицах и дорогах. А для этого образовательный процесс должен быть непрерывным, систематическим (по тематическим планам), регулярным (бег пропусков или замен), построенным с учетом уровня психического и физического развития учащихся.

Раздел 1. Организация и содержание образовательного процесса по основам безопасности дорожного движения в начальной школе с учащимися 1-4 классов

Глава 1. Психофизиологические и возрастные особенности восприятия информации по основам безопасности дорожного движения младшими школьниками

В зависимости от возраста и различий в развитии познавательных процессов младшие школьники по-разному воспринимают информацию по основам безопас­ности дорожного движения.

Так, для 7-летних детей существенным является эмоциональное восприятие, которое сводится к узнаванию и называнию формы и цвета объектов и предметов. Чтобы привлечь внимание первоклассников к иллюстрациям по дорожной тематике, они должны быть яркими, красочными, способными оживить образное мышление.

Одни дети лучше воспринимают информацию на слух, а читать и писать не лю­бят. Другие, наоборот, лучше усваивают зрением, с удовольствием разглядывают рисунки. Многие вообще не могут долго сидеть на одном месте, им надо двигаться, походить по классу, посмотреть все, что их интересует.

В этом возрасте внимание неустойчиво. Дети легко отвлекаются, обращают внимание на интересное, необычное (непроизвольное внимание). Первоклассники не имеют внутренних средств саморегуляции. Поэтому важно использовать разно­образные методы обучения: рассказ, объяснение, самостоятельную работу с учеб­ной книжкой-тетрадью, игру, экскурсию.

Воображение у детей статично, они не видят изменений и взаимосвязи меж­ду картинками и реальными объектами и предметами. Используя приемы по­следовательного осмотра предметов, явлений, выделяя их признаки (форма, цвет, размер и т.д.), можно постепенно синтезировать восприятие с вниманием и мышлением. Целью занятий должно быть формирование и развитие у детей произвольного внимания. При достаточно развитом внимании можно говорить о наблюдательности как свойстве личности, необходимом для безопасного пове­дения на улицах и дорогах.

От 7-летних детей нельзя требовать больше того, что они могут усвоить. Ни в коем случае нельзя перегружать их непонятной дорожной информацией. Самокон­троль запоминания происходит пока только на уровне узнавания. Дети видят зна­комые картинки (дорожные знаки, дорогу и т.д.), и им кажется, что они все знают и запомнили. На самом деле необходимо формировать у первоклассников приемы осмысленного запоминания (делить материал на смысловые единицы, проводить тренировку и сопоставление), а также приемы воспроизведения, распределенного во времени, и самоконтроля запоминания.

У первоклассников непроизвольное запоминание эффективнее произвольного. Вместо увеличения объема знаний следует обращать внимание на точность образов и понятий, которыми они пользуются. Учащиеся уже способны к некоторым обоб­щениям, поэтому важно учить их объединять знакомые предметы в категории. На­пример, автомобиль, автобус, трамвай и т.п. можно определить одним понятием — транспорт. При этом следует иметь в виду, что знания у школьников младших классов всегда связаны с речью: они знают только то, что могут объяснить своими словами.

О предметах, объектах и явлениях дорожной среды дети часто судят односто­ронне, по единичным внешним признакам. Умозаключения опираются на нагляд­ные предпосылки, данные в восприятии. Выводы делаются не на основе логиче­ских аргументов, а путем соотнесения суждения с воспринимаемыми сведениями.

В процессе обучения дети усваивают стереотипы безопасного поведения, ко­торые действуют лишь в ситуациях, аналогичных изученным на занятиях. Однако реальная дорожная обстановка вынуждает отступать от предполагаемых конкрет­ных действий. Это связано с изменчивостью дорожных условий, а также индивиду­альностью личности ребенка.

Эффективность обучения состоит именно в том, чтобы учащиеся не только овладели знаниями правил безопасного поведения, но и научились адекватно ре­агировать на постоянно меняющуюся дорожную обстановку. Опасности могут под­стерегать их и на проезжей части дороги, и во дворах, жилых зонах, на тротуарах, обочинах, при посадке и высадке из общественного транспорта.

Важно, чтобы дети поняли, осознали и осмыслили запреты, направленные, в конечном счете, на сохранение их жизни и здоровья. Если запретов много, ре­бенок неизбежно станет их нарушать. Поэтому на каждое «нельзя» должно быть определенное «можно». Первоклассники очень подвижны, для них обязательно нужно разработать специальные упражнения в дидактических и ролевых играх для поддержания мышечного тонуса, отработки внимания, наблюдательности, произвольных действий, развития двигательной координации. Педагог началь­ной школы проводит занятия по всем предметам учебной программы, поэтому целесообразно давать некоторые понятия по дорожной тематике и на других уроках, а моторику учащихся развивать упражнениями (например, по переходу улицы) на уроках физкультуры.

У детей 8-летнего возраста произвольное внимание развито гораздо лучше. Умение направлять внимание на те объекты и предметы, на которые указывает пе­дагог, уже сформировано, приобретено в процессе обучения. Второклассники уме­ют читать и писать, поэтому можно давать им письменные задания при изучении наглядно-иллюстративного материала. В формировании произвольного внимания важны четкая внешняя организация действий ребенка, показ ему образцов, с по­мощью которых он может управлять своим сознанием.

Эффективность запоминания словесных выражений у 8-летних детей даже выше, чем наглядных рисунков, плакатов. Это объясняется интенсивным формиро­ванием приемов осмысленного запоминания дорожной лексики. Вместе с тем важ­ное значение имеет удержание в памяти наглядных образов. Поэтому на учебных занятиях приемы произвольного и непроизвольного запоминания нужно использо­вать применительно к словесной и наглядной информации по правилам безопас­ного поведения на улицах и дорогах.

Воображение у второклассников развивается с ростом числа признаков и свойств образов, которые они представляют мысленно. Более полно и конкретно 8-летние дети воссоздают картину дорожной ситуации, в которой есть элемен­ты взаимосвязи действий, объектов и предметов дорожной среды. Конкретность мышления отчетливо проявляется, когда школьники встречаются с новой, необыч­ной задачей. Ребенку трудно отделить слово от предмета, и мышление носит ха­рактер короткого замыкания, когда от заданного вопроса он делает прямой вывод к ответу, не задумываясь об условиях, которые надо сопоставить.

При обучении второклассников педагог должен раскрывать связи между от­дельными элементами реальной дорожной среды и словесными понятиями. Детям скучно и неинтересно заниматься тем, что им непонятно и трудно, они быстро от­влекаются от занятий.

Большую роль в обучении играет речь ребенка. Он рассуждает и критически оце­нивает неправильные действия, поступки персонажей из сюжетных картинок. Надо развивать речь как средство познания окружающего мира, побуждать учащихся чаще задавать вопросы и передавать речью то, что они видели на улицах и дорогах.

В 9-10-летнем возрасте происходит скачок в психическом и физическом раз­витии ребенка. Благодаря активизации лобных долей головного мозга появляется способность принимать самостоятельные решения на основе конкретной инфор­мации от органов чувств и абстрактной вербальной — от взрослых.

Внимание у детей данного возраста вполне устойчивое и произвольное. Они мо­гут контролировать свое поведение в зависимости от собственных установок и до­рожной обстановки. Ускоряется реакция на ожидаемый сигнал, однако на непред­виденную ситуацию она значительно замедляется. Если сигнал опасности настигает ребенка внезапно, он на какое-то время теряется и реагирует с опозданием.

Изменяется и характер мышления. Дети в состоянии уже мыслить обобщенными категориями, классифицировать отдельные предметы и явления. Умственная дея­тельность отделяется от восприятия и становится самостоятельным процессом.

Ключевую роль играет понимание и осознание определенных действий в про­цессе обучения: анализ, оценка, выделение главного, сравнение, сопоставление по определенным признакам, доказательство, поиск общего.

Таким образом, обучая младших школьников безопасному поведению, необхо­димо учитывать возрастные особенности восприятия ими учебного материала.

Глава 2. Принципы и методы обучения младших школьников основам безопасности дорожного движения

Учитывая неравномерность психического и физического развития детей 7-10-летнего возраста, образовательный процесс по основам безопасности до­рожного движения должен быть построен на основе дидактических закономерно­стей: от простого к сложному; от непонимания к пониманию; от частного к общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному.

К дидактическим принципам, которые должны быть реализованы в образо­вательном процессе, относятся следующие.

Преемственность. Каждая новая ступень обучения младших школьников должна опираться на уже усвоенные ими знания, умения и навыки, полученные в дошкольных учреждениях и от родителей.

Последовательность и постепенность. Знания по основам безопасности до­рожного движения следует давать постепенно, определенными дозами, без пере­грузки, с нарастающим объемом информации с 1 по 4 классы.

Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять школьников начальных классов зазубривать слож­ные термины, определения, схемы организации дорожного движения, дорожные знаки для водителей и т.д.

Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания учащими­ся смысла конкретных безопасных действий на улицах и дорогах. Успешность об­учения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат — осознанно вести себя в реальных дорожных условиях.

Доступность. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную дорожную информацию с детализацией общепри­нятых определений Правил дорожного движения.

Наглядность. Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам дорожной безопасности необхо­димы наглядные средства: учебные книжки-тетради с иллюстрированным матери­алом, плакаты, макеты дорожных знаков, специальное оборудование для проведе­ния игровых занятий, видеофильмы, компьютерные игры и т.д.

Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необхо­димо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах и транспорте.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков без­опасного поведения на улицах и дорогах для педагогов общеобразовательных учреждений. М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007. 48 с

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков без­опасного поведения на улицах и дорогах для педагогов общеобразовательных учреждений.
  2. Школьная программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога»

    Программа
    3. Отслеживать результативность работы всех участников обра­зовательного учреждения с помощью системы мониторинговой деятельности администрации школы и общественного инструктора.
  3. Программа деятельности по формированию у обучающихся навыков безопасного поведения на дорогах и улицах и предупреждению дорожно-транспортного травматизма «Дорога и Я» на 2010-2012 годы

    Программа
    Ежегодно на территории области и района в дорожно-транспортных происшествиях погибают десятки детей в возрасте до 16 лет, сотни получают тяжелые травмы и увечья.
  4. Факультет безопасности жизнедеятельности культура безопасности жизнедеятельности : актуальность, проблемы, перспективы выпуск 2 Екатеринбург 2008

    Документ
    Ежеквартальный сборник научных и учебно-методических работ факультета безопасности жизнедеятельности: Выпуск 2 / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2008.
  5. Методические рекомендации по обучению школьников (1)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по обучению школьников Правилам дорожного движения / под общ. ред. А.В. Рубина. – Красноярск, СибЮИ МВД России, 2006. – 192 с.

Другие похожие документы..