Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Участники признают актуальность и своевременность V-й Международной Научно-практической конференции «Нанотехнологии – производству 2008», организован...полностью>>
'Литература'
Філософська лірика в тій чи іншій національній літературі вже не раз привертала і привертає до себе увагу вітчизняних та зарубіжних літературознавців...полностью>>
'Программа'
Влияние языковой и культурной полифонии на личность. Житель современного мегаполиса – представитель национальной культуры, «безродный космополит» или...полностью>>
'Лекции'
История геологического поиска полезных ископаемых на территории Западной Сибири началась в 30-х годах ХХ века. Полагаю, первые шаги в этом направлени...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОСТАВИТЕЛИ:

В.М.Пырочкин, заведующий кафедрой госпитальной терапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;

А.В.Раков, доцент кафедры госпитальной терапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

В.И.Скавронский, доцент кафедры госпитальной терапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

Е.В.Мирончик, доцент кафедры госпитальной терапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

Л.В.Янковская, заведующая кафедрой поликлинической терапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук;

И.В.Караулько, доцент кафедры поликлинической терапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

Е.Н.Кежун, доцент кафедры поликлинической терапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра внутренних болезней №3 Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»;

А.М.Пристром, заведующий кафедрой кардиологии и ревматологии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», доктор медицинских наук, доцент

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой госпитальной терапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 10 от 05.05.2010г.);

Кафедрой поликлинической терапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 20 от 20.05.2010г.);

Центральным научно-методическим советом Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 9 от 10.06.2010г.);

Секцией по специальности 1-79 01 04 «Медико-диагностическое дело» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол № 4 от 17.06.2010г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время, несмотря на ярко выраженную тенденцию выделения из терапии «узких» наук (кардиология, гастроэнтерология, гематология и др.), дисциплина «Внутренние болезни, ВПТ и поликлиническая терапия» считается фундаментальной, интегрирующей в себе все эти "узкие", смежные и другие клинические дисциплины. Знание основ клинической медицины имеет значение для подготовки врачей всех специальностей. При изучении дисциплины «Внутренние болезни, ВПТ и поликлиническая терапия» формируются основы клинического мышления, медицинской деонтологии, происходит овладение навыками обследования больных и принятия решений о назначении необходимого лечения. Все это крайне важно для будущего врача вне зависимости от сферы его предстоящей деятельности.

Поскольку хирургические, инфекционные, гинекологические и другие заболеваниями тесно связаны с внутренними болезнями, каждому врачу, независимо от специальности, необходимы знания о таковых.

Неоспоримы успехи медицины, обусловленные выяснением причин и механизмов развития ряда заболеваний, созданием новых методов диагностики и лечения. От врача, оказывающегося у постели больного, требуется не только хорошая ориентация в симптоматике патологического процесса, но и владение навыками последовательных и четких действий при оказании неотложной медицинской помощи, грамотная интерпретация результатов современных лабораторных и инструментальных методов обследования и соответствующее современным протоколам лечения применение лекарственных средств.

Важнейшей задачей является формирование врача-специалиста не только с обширными знаниями о современных подходах к диагностике и лечению болезней внутренних органов, но и с глубоким знанием патогенеза неотложных состояний и необходимыми навыками.

В настоящее время особое внимание уделяется медицинской помощи населению в амбулаторных условиях, т.к. 75% больных терапевтического профиля начинает и заканчивает лечение в поликлинике. В связи с этим возрастают требования к поликлинической подготовке будущих врачей, в том числе врачей по специальности «Медико-диагностическое дело».

Типовая учебная программа по дисциплине «Внутренние болезни, ВПТ и поликлиническая терапия» разработана в соответствии с:

образовательным стандартом по специальности 1-79 01 04 «Медико-диагностическое дело» (ОС РБ 1-79 01 04-2007), утвержденным постановлением Министерства образования республики Беларусь от 02.05.2008 г. № 40;

типовым учебным планом по специальности 1-79 01 04 «Медико-диагностическое дело», утвержденным Министерством образования Республики Беларусь от 12.02.2008 г. (регистрационный номер № L 79-001/тип.).

Цель и задачи учебной дисциплины

Цель: научить студентов диагностике типичных форм основных заболеваний внутренних органов и методам их современной терапии. Ознакомить студентов с методами дифференциальной диагностики и теоретически подготовить будущего врача для работы в амбулаторно-поликлинических организациях.

Задачи:

закрепление и совершенствование навыков студентов по обследованию терапевтического больного;

изучение этиологии и патогенеза основных нозологических форм внутренних болезней;

углубление знаний студентов о клинических проявлениях основных заболеваний внутренних органов;

формирование клинического мышления (умение на основе собранной информации о больном поставить развернутый клинический диагноз);

обучение методу дифференциальной диагностики в пределах разбираемых нозологических форм;

освоение основных принципов фармакотерапии типичных форм заболеваний внутренних органов;

усвоение основных принципов профилактики заболеваний внутренних органов;

знакомство студентов с организацией и структурой работы поликлиники;

знакомство студентов с организацией и структурой работы врача лабораторной диагностики и врача функциональной диагностики;

знакомство с инструкцией о порядке выдачи листков и справок нетрудоспособности, с инструкцией о порядке и критериях определения группы и причины инвалидности и значении диагностических методов исследования в решении этих вопросов;

знакомство с проведением диспансеризации и профилактической работой участкового врача-терапевта и роли диагностических методов в профилактике заболеваний;

знакомство с особенностями оказания медицинской помощи возрастным больным в амбулаторных условиях.

Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:

методы диагностики в терапии;

методику оказания медицинской помощи при неотложных состояниях в терапии;

принципы клинического применения основных фармакологических препаратов;

основные методы медицинской реабилитации;

уметь:

интерпретировать результаты основных методов исследования в терапии;

применять методы лабораторного контроля дозирования и оценки эффективности отдельных фармакологических препаратов.

Структура содержания учебной дисциплины

  1. Внутренние болезни, ВПТ.

  2. Поликлиническая терапия.

Методы обучения

Следуя общепринятой традиции преподавания дисциплины «Внутренние болезни, ВПТ и поликлиническая терапия», методами обучения являются:

лекции;

практические занятия;

учебно-исследовательская работа студентов;

научно-исследовательская работа студентов (работа в студенческом научном обществе при кафедре).

Организация самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов включает:

изучение первичной документации (истории болезни, электрокардиограммы, рентгенограммы, эхограммы, данные лабораторных исследований);

подготовку рефератов в целях усвоения и углубления знаний по каждому из разделов дисциплины;

участие в научно-исследовательской работе;

изучение специальной литературы, выступление с докладами на студенческих конференциях.

Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путем устного опроса, выполнения письменных контрольных заданий, защиты рефератов в процессе практических занятий.

На изучение дисциплины «Внутренние болезни, ВПТ и поликлиническая терапия» по специальности 1-79 01 04 «Медико-диагностическое дело» отведено 288 часов. Из них – 180 аудиторных часов, в том числе лекций – 36 часов, практических занятий – 144 часа.

Форма текущей аттестации: экзамен – 8 семестр, зачет – 7, 9, 10 семестры.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела (темы)

Количество аудиторных часов

лекций

практических

1. Внутренние болезни, ВПТ

32

114

1.1. Острые пневмонии. Плевриты

2

6

1.2. Бронхиты, острый и хронический. Эмфизема легких. Хроническая обструктивная болезнь легких

-

6

1.3. Бронхиальная астма

2

6

1.4. Ревматизм, митральные и аортальные пороки сердца

2

6

1.5. Неревматические миокардиты, инфекционный эндокардит

2

6

1.6. Артериальная гипертензия, симптоматические артериальные гипертензии

2

6

1.7. Атеросклероз. Ишемическая болезнь сердца. Стенокардия

2

6

1.8. Инфаркт миокарда

2

6

1.9. Нарушения сердечного ритма и проводимости

2

6

1.10. Хроническая сердечная недостаточность

2

6

1.11. Хронический гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки

-

6

1.12. Хронический гепатит, цирроз печени

2

6

1.13. Острый и хронический пиелонефрит

2

6

1.14. Острый и хронический гломерулонефрит

2

6

1.15. Острая и хроническая почечная недостаточность

-

6

1.16. Анемии

2

6

1.17. Гемобластозы

2

6

1.18. Системная красная волчанка. Ревматоидный артрит

2

6

1.19. Радиационные поражения. Острая лучевая болезнь

2

6

2. Поликлиническая терапия

4

30

2.1. Организация работы и структура поликлиники. Диспансеризация населения Республики Беларусь, диагностические критерии диспансерных групп наблюдения

2

6

2.2. Основные положения медико-социальной экспертизы, диагностические критерии временной и стойкой утраты трудоспособности

-

6

2.3. Клинико-лабораторная диагностика болезней внутренних органов в амбулаторных условиях

-

6

2.4. Инструментальная диагностика болезней внутренних органов в амбулаторных условиях

-

6

2.5. Гендерные и возрастные особенности оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях

2

6

Всего часов

36

144

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Внутренние болезни, ВПТ

1.1. Острые пневмонии. Плевриты

Этиология (роль бактериальной, вирусной, Ку-риккетсиозной, легионеллезной, микоплазменной, хламидийной инфекций, влияние алкоголя, охлаждения, травм, операций, патологии носоглотки и предшествующего поражения бронхов). Патогенез. Значение иммунологических нарушений организма и местной системы бронхопульмональной защиты. Классификация пневмоний: традиционная (по этиологии, распространенности процесса, течению, степени тяжести, осложнениям), эпидемиологическая (типичные внебольничные, внутрибольничные - нозокомиальные, атипичные - вызванные микоплазмой, хламидиями, легионеллами), на фоне нейтропении и иммунодефицитных состояний, аспирационные.

Крупноочаговая (крупозная пневмония). Симптоматология в различные периоды болезни с учетом клинико-морфологической характеристики. Основные синдромы (синдром общих и местных воспалительных изменений в легочной ткани, интоксикационный, вовлечения в процесс других органов и систем). Осложнения крупозной пневмонии. Критерии степени тяжести.

Очаговые пневмонии. Критерии диагноза. Особенности клинического течения и диагностики микоплазменной, хламидийной, легионеллезной пневмоний. Дифференциальная диагностика крупозной и очаговой пневмонии.

Лечение. Идентификация возбудителя как важный этап в постановке развернутого клинического диагноза и выбора этиологической терапии. Режим. Диета. Антибактериальная терапия. Противовирусные препараты. Патогенетическое лечение (восстановление дренажной функции бронхов, системы местной бронхопульмональной защиты, иммуномодулирующая терапия). Симптоматические средства, дезинтоксикационная терапия. Лечение осложнений. Физиотерапия, лечебная дыхательная гимнастика, санаторно-курортное лечение. Критерии выздоровления. Исходы болезни. Прогноз. Реабилитация и диспансеризация больных.

Плевриты. Этиология и патогенез. Значение туберкулезной инфекции, опухолей, системных васкулитов и лейкозов. Мета- и парапневмонические плевриты. Плевриты сухие и экссудативные. Осумкованные плевриты. Клиника плевритов, течение болезни. Значение исследования характера экссудата. Диагностическая и лечебная плевральная пункция.

Дифференциальная диагностика плевритов. Осложнения и исходы.

Лечение плевритов в зависимости от этиологии противотуберкулезными средствами, антибиотиками, кортикостероидами, химиопрепаратами. Показания к хирургическому лечению. Дыхательная гимнастика. Физиотерапия. Профилактика. Медико-социальная экспертиза и рациональное трудоустройство.

1.2. Бронхиты, острый и хронический. Эмфизема легких. Хроническая обструктивная болезнь легких

Бронхиты. Этиология и патогенез. Значение курения, инфекции, охлаждения, профессиональных и экологических факторов, местной системы бронхопульмональной защиты. Классификация хронического бронхита: катаральный, гнойный, катарально-обструктивный, гнойно-обструктивный.

Клиническая картина в зависимости от формы, стадии и фазы процесса, течение и осложнения. Диагностические критерии необструктивного и обструктивного бронхита.

Лечение: антибактериальная, муколитическая, иммуномодулирующая терапия, интратрахеальное введение лекарственных средств. Физиотерапия и лечебная физкультура. Особенности лечения обструктивного бронхита: бронхолитическая, муколитическая терапия, коррекция дыхательной недостаточности, тренировка дыхательной мускулатуры. Реабилитация. Профилактика. Санация верхних дыхательных путей. Прогноз. Медико-социальная экспертиза и рациональное трудоустройство. Диспансерное наблюдение.

Эмфизема легких. Этиология и патогенез. Клинические проявления. Нарушения функции внешнего дыхания. Эмфизема легких: первичная (панацинарная или панлобулярная), вторичная (центраацинарная), локализованная (иррегулярная). Особенности клиники, дифференциальная диагностика.

Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ). Этиология и патогенез. Клиника, степени тяжести, классификация. Дифференциальная диагностика. Осложнения. Методы исследования функции внешнего дыхания.

Лечение (антихолинергические средства, бета-агонисты, глюкокортикоиды, комбинированные препараты). Бронхолитическая, муколитическая терапия, коррекция дыхательной недостаточности. Дыхательная гимнастика. Баротерапия.

Прогноз. Диспансерное наблюдение.

1.3. Бронхиальная астма

Распространенность. Этиология и патогенез. Роль экзо- и эндоаллергенов, наследственно-конституциональных, профессиональных, эндогенных факторов, очаговой инфекции верхних дыхательных путей и бронхов, состояния центральной и вегетативной нервной системы, аутоиммунизации. Классификация. Механизм приступа.

Клиническая симптоматика и диагностика аллергической и неаллергической астмы (аспириновой астмы, астмы физического усилия, дисгормональной астмы). Диагностические критерии бронхиальной астмы (основные и дополнительные). Роль аллергологического обследования. Степени тяжести бронхиальной астмы. Дифференциальная диагностика. Осложнения.

Купирование приступа. Астматический статус, предрасполагающие факторы. Критерии диагноза и стадии течения. Борьба с астматическим статусом и его профилактика.

Лечение в межприступном периоде (санация очагов инфекции, прекращение контакта с аллергеном, специфическая и неспецифическая гипосенсибилизация). Базисная терапия (ингаляционные кортикостероиды, стабилизаторы тучных клеток, бета-агонисты длительного действия, теофиллины длительного действия); препараты неотложной терапии (бета-агонисты короткого действия, антихолинергические препараты - ингаляционные формы, теофиллины короткого действия - внутривенная форма). Дифференцированная терапия с учетом степени тяжести. Системная глюкокортикоидная терапия. Воздействие на центральную нервную систему (ЦНС): седативные средства, психотерапия, электросон. Дыхательная гимнастика, массаж. Иглотерапия, баротерапия, спелеотерапия, физиотерапевтические методы лечения. Эфферентная терапия. Санаторно-курортное лечение. Профилактика. Прогноз. Трудоустройство. Диспансерное наблюдение.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рекомендована к утверждению в качестве типовой (6)

    Документ
    В.П. Царев, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук,
  2. Рекомендована к утверждению в качестве типовой (10)

    Пояснительная записка
    Т.С.Угольник, заведующий кафедрой патологической физиологии Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук,
  3. Рекомендована к утверждению в качестве типовой (12)

    Пояснительная записка
    Г.Г.Кондратенко, заведующий 1-й кафедрой хирургических болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук,
  4. Рекомендована к утверждению в качестве типовой (20)

    Документ
    С.С.Горохов, начальник кафедры военно-полевой терапии военно-медицинского факультета в Учреждении образования «Белорусский государственный медицинский университет»,
  5. Рекомендована к утверждению в качестве типовой (29)

    Пояснительная записка
    С.А.Алексеев, заведующий кафедрой общей хирургии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук,
  6. Рекомендована к утверждению в качестве типовой (35)

    Пояснительная записка
    С.И.Третьяк, заведующий 2-й кафедрой хирургических болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук профессор;

Другие похожие документы..