Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе как средство для развития и реализации способностей учащихся (Доклад Казаково...полностью>>
'Документ'
Уважаемые коллеги!Приглашаем Ваши команды сеньоров в г.Мариуполь - один из крупных индустриальных центров Украины, для участия в Международном турнир...полностью>>
'Урок'
Выступление участника конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» в 2011г....полностью>>
'Документ'
1. Протягом 2003 – 2007 років методичний кабінет відділу освіти працював над реалізацією обласного науково-методичного дослідження «Впровадження інно...полностью>>

Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования (104)

Главная > Образовательный стандарт
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Российской Федерации

Институт проблем развития среднего профессионального образования

УТВЕРЖДЕН

Минобразованием России

17 января 2002 г.

Регистрационный № 04-0309-П

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников

по специальности

0309 Технология

(повышенный уровень среднего профессионального образования)

Квалификация – учитель технологии

Вводится в действие с 1 сентября 2002 г.

Москва – 2002 г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0309 Технология (повышенный уровень среднего профессионального образования). – М.: ИПР СПО, 2002. 64 c.

 Институт проблем развития среднего профессионального образования, 2002

1. Общая характеристика

специальности 0309 Технология

1.1. Специальность 0309 Технология утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. № 2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования – Классификатора специальностей среднего профессионального образования».

1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0309 Технология:

очная,

очно-заочная (вечерняя),

заочная,

экстернат.

1.3. Нормативные сроки обучения по специальности при очной форме обучения, образовательная база приема.

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

- на базе основного общего образования – 3 года 10 месяцев / 4 года 10 месяцев1;

- на базе среднего (полного) общего образования – 2 года 10 месяцев.

Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:

- аттестат о среднем (полном) общем образовании;

- аттестат об основном общем образовании;

- диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;

- документ об образовании более высокого уровня.

1.4. Квалификация выпускника – учитель технологии.

1.5. Квалификационная характеристика выпускника.

Выпускник готовится к работе в качестве учителя технологии в основной общеобразовательной школе, а также к выполнению педагогических функций в других воспитательно-образовательных учреждениях со школьниками данного возраста.

Основные виды деятельности учителя технологии:

образовательно-воспитательная – осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами основной школы; обеспечение уровня подготовленности учащихся в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основного общего образования в области технологии; создание гуманистической педагогической среды как условия успешного развития подростка; организация внеучебной воспитательной работы; осуществление личностно ориентированного подхода в работе с учащимися;

учебно-методическая планирование образовательно-воспитательной работы (уроков, внеклассных мероприятий, системы контроля знаний и умений школьников) на основе образовательных программ, учебных пособий, дидактических материалов, учебно-методической литературы; отбор содержания и выбор технологии обучения и воспитания;

социально-педагогическая – осуществление связи с родителями, ознакомление учащихся со сферами профессиональной деятельности с целью оказания помощи в профессиональном самоопределении и социализации личности.

Выпускник должен уметь: планировать, методически организовывать и осуществлять педагогический процесс по разделам образовательной области «Технология» с учетом их специфики; обеспечивать достижение поставленных целей обучения и воспитания учащихся основной общеобразовательной школы; взаимодействовать (сотрудничать) с подростком, руководить коллективной работой учащихся.

Выпускник должен знать: основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка; Международная конвенция о правах и основных свободах человека); Конституцию Российской Федерации; Федеральный закон «Об образовании»; решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования, требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования в образовательной области «Технология»; основы общетеоретических, общетехнологических, предметных дисциплин по специализации; цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания учащихся; основы психологии человека и психологические особенности подростка; методики преподавания разделов образовательной области «Технология»; особенности анатомии и физиологии подростка, требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий в школе; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; основы организации деятельности образовательного учреждения.

1.6. Возможности продолжения образования выпускника.

Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности 0309 Технология, подготовлен:

- к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;

- к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности 030600 Технология и предпринимательство в сокращенные сроки.

2. Требования к уровню подготовки выпускника

по специальности 0309 Технология

2.1. Общие требования к образованности выпускника

Выпускник должен:

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

  • иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;

  • знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;

  • знать государственный язык Российской Федерации – русский; свободно владеть языком, на котором ведется преподавание;

  • обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;

  • обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;

  • быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;

  • быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;

  • быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм;

  • владеть профессиональной лексикой;

  • быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;

  • быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;

  • обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой самореализации;

  • знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;

  • иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями физического совершенствования.

2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам

По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам

выпускник должен:

в области философии:

  • иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;

  • иметь представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;

  • иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;

в области права:

  • иметь представление об основах государственного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного права Российской Федерации;

  • знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

  • знать правовые и нравственно-этические нормы в профессиональной деятельности;

  • уметь использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность специалиста;

в области русского языка и культуры речи:

  • знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

  • знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

  • уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

  • уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

  • уметь пользоваться словарями русского языка;

в области отечественной истории:

  • иметь представление об основных этапах истории отечества;

  • знать тенденции становления и развития российской государственности;

  • уметь самостоятельно ориентироваться в исторических сведениях, выделять существенное в историческом процессе;

в области иностранного языка:

  • владеть лексическим (1200–1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

  • обладать элементарными умениями общения на иностранном языке;

в области физической культуры:

  • иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

  • знать основы здорового образа жизни;

  • уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре;

в области социальной психологии2:

  • знать закономерности общения, социально-психологические феномены группы и общества, пути социальной адаптации личности;

  • уметь пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

в области экономики:

  • знать общие положения экономической теории;

  • иметь представление об основах микро- и макроэкономики, экономической ситуации в стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике;

  • уметь находить и использовать необходимую экономическую информацию;

в области социологии и политологии:

  • иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности;

  • иметь представление о социальной структуре, социальной мобильности, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;

  • иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;

  • иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом);

в области мировой художественной культуры:

  • иметь представление об основных этапах развития мировой художественной культуры, ее направлениях и стилях, о становлении современной системы искусств;

  • знать основные этапы истории отечественной художественной культуры, ее выдающиеся достижения и их связь с мировым художественным процессом;

в области литературы:

  • иметь представление о целостности мирового литературного процесса, об отечественной и зарубежной литературе в историко-культурном процессе, об основных литературных направлениях;

  • знать основные этапы истории мировой литературы.

По математическим и естественнонаучным дисциплинам

выпускник должен:

в области математики:

  • иметь представление об элементах векторной алгебры и аналитической геометрии;

  • иметь представление о понятии «случайное событие» и об операциях с ним;

  • иметь представление об основных этапах развития математики и ее связи с гуманитарными науками;

  • уметь преобразовывать числовые многочлены;

  • уметь вычислять пределы последовательности и функций, находить производные простейших функций;

  • уметь исследовать функции при помощи производной и строить графики этих функций;

  • уметь находить интегралы;

  • уметь находить вероятность события; примеры вычисления вероятностей событий;

  • уметь решать дифференциальные уравнения первого порядка;

в области физики:

  • знать законы динамики и кинематические закономерности движения материальных точек;

  • знать законы движения и законы сохранения твердых тел, законы гидростатики и гидродинамики;

  • знать основы молекулярно-кинетической теории (МКТ) газов и законы термодинамики;

  • знать основные законы электростатики и электромагнетизма;

  • знать законы геометрической оптики;

  • знать основные положения и закономерности ядерной физики;

  • уметь решать задачи кинематики и динамики точки;

  • уметь применять законы сохранения и движения для решения задач;

  • уметь решать задачи гидростатики и задачи стационарного течения жидкостей и газов;

  • уметь применять законы МКТ и термодинамики при решении задач;

  • уметь решать задачи геометрической оптики и простейших ядерных реакций;

в области химии:

  • знать основы строения вещества;

  • знать виды химических реакций, признаки и условия протекания химических реакций;

  • знать виды химической энергии и ее превращения;

  • знать основы химической кинематики;

  • уметь находить в природе и знать практическое применение изученных химических элементов;

  • уметь составлять уравнения простейших химических реакций;

  • уметь записывать реакции ядерных превращений атомов и кинетическое уравнение для любой реакции;

в области информатики:

  • иметь представление о сущности, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации, реализуемых на ЭВМ;

  • знать и уметь использовать базовые понятия и основные методы информатики; основные этапы решения задач с помощью ЭВМ;

  • иметь опыт использования информационных технологий при решении задач в сфере профессиональной деятельности;

в области экологических основ природопользования:

  • иметь представление о взаимосвязи организмов и среды обитания;

  • иметь представление об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса;

  • иметь представление о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;

  • иметь представление об экологических принципах рационального природопользования.

По общепрофессиональным дисциплинам

выпускник должен:

в области психолого-педагогической и медико-биологической подготовки:

  • знать закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, его возрастные и индивидуальные особенности;

  • знать теоретические основы и ведущие тенденции развития системы образования, психологической и педагогической науки;

  • знать особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных учреждений;

  • знать основные теоретические подходы, современные концепции воспитания и обучения;

  • знать закономерности, принципы, содержание и структуру целостного педагогического процесса;

  • знать цели, задачи, содержание, формы, методы и средства воспитания и обучения;

  • знать современные инновационные технологии в сфере образования;

  • знать закономерности общения межличностных и внутригрупповых отношений;

  • знать содержание и формы коррекционно-развивающего образовательного процесса;

  • знать основы педагогического мастерства;

  • знать основы управления педагогическими системами;

  • знать основные общенаучные характеристики исследования в области образования;

  • знать анатомо-физиологические особенности и основы гигиены детей;

  • знать основополагающие принципы здорового образа жизни;

  • знать наиболее распространенные заболевания, являющиеся главными причинами ранней инвалидности и смертности детей и подростков;

  • знать основные факторы риска и основные способы профилактики заболеваний детей с учетом анатомо-физиологических особенностей развития их организма, функциональных нарушений;

  • уметь создавать психологически комфортную развивающую среду;

  • уметь применять психолого-педагогические знания в разных видах образовательной деятельности;

  • уметь организовывать образовательно-воспитательный процесс в различных социокультурных условиях;

  • уметь анализировать, планировать (проектировать) и оценивать образовательный процесс и его результаты;

  • уметь оказывать социальную помощь и психологическую поддержку воспитанникам;

  • уметь осуществлять педагогическое общение с воспитанниками, родителями, коллегами;

  • уметь использовать современные инновационные технологии в сфере образования;

  • уметь осуществлять планирование повседневной учебно-воспитательной работы и вести ее в соответствии с программно-методической документацией;

  • уметь осуществлять педагогическую диагностику, психологический анализ дезадаптаций и отклонений в развитии ребенка;

  • уметь реализовывать процесс профессионального самовоспитания и самообразования;

  • уметь осуществлять учебно-исследовательскую, опытно-экспериментальную работу в сфере образования;

  • уметь осуществлять самоанализ, самоконтроль собственной педагогической деятельности, уметь ее представить (аттестация);

  • уметь оказывать первую медицинскую помощь детям и взрослым;

в области правового обеспечения профессиональной деятельности:

  • иметь представление об основах государственной политики и права в области образования;

  • знать права и обязанности работников в сфере управления образованием;

  • знать основные законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе образовательной деятельности;

  • знать аспекты регулирования трудовых отношений в области образовательного права: коллективный договор, трудовой договор;

  • знать закон Российской Федерации «Об образовании» и механизм реализации данного закона;

  • знать основы семейного права;

  • знать основное содержание международных документов и российского законодательства о правах ребенка;

  • уметь использовать нормативно-правовые документы в работе;

  • уметь осуществлять сотрудничество с органами правопорядка и социальной защиты населения;

  • уметь оказывать практическую правовую помощь ребенку в области социальной защиты;

  • уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;

в области экономики образовательного учреждения:

  • иметь представление об основных принципах рыночной экономики, аспектах экономической деятельности образовательного учреждения и его структурных подразделений;

  • знать хозяйственный механизм, формы и структуры организации экономической деятельности в образовательном учреждении;

  • знать состав и особенности сметного финансирования и бюджетного нормирования расходов на содержание образовательного учреждения;

  • знать виды внебюджетных средств, источники их поступления, формы организации предпринимательской деятельности;

  • знать методику бизнес-планирования;

  • знать организацию труда и заработной платы в образовательном учреждении, единую тарифную сетку;

в области менеджмента:

  • иметь представление о современном менеджменте;

  • знать функции, виды и психологию менеджмента;

  • знать основы организации работы коллектива исполнителей;

  • знать принципы делового общения в коллективе;

  • знать информационные технологии в сфере управления производством;

  • знать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

в области безопасности жизнедеятельности:

  • знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

  • уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

  • знать основы военной службы и обороны государства;

  • уметь оказывать первую медицинскую помощь.

По дисциплинам предметной подготовки

выпускник должен:

  • иметь представление о происхождении, свойствах и сферах применения наиболее распространенных материалов;

  • иметь представление о современных и перспективных технологиях преобразования материалов, энергии, информации с учетом экономических и экологических требований;

  • иметь представление о структуре и особенностях функционирования современного производства;

  • знать содержание основных разделов образовательной области «Технология», обеспечивающих выполнение требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования;

  • знать методики преподавания разделов образовательной области «Технология»;

  • знать вариативные программы, реализуемые в основной школе;

  • знать методику профессионального самоопределения;

  • знать задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания школьников;

  • знать основные понятия технической механики;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информация для включения в Публичный доклад учреждений начального и среднего профессионального образования Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

    Доклад
    Инновационное учебное заведение, располагающее высококвалифицированными педагогическими кадрами, научным потенциалом, современным оборудованием и условиями для решения всего комплекса проблем воспитательно-образовательного процесса,
  2. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования 

    Образовательный стандарт
    Государственное образовательное учреждение Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию
  3. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования Государственные требования (95)

    Образовательный стандарт
    Общее руководство – Руководитель Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Минздрава России, член-корреспондент РАМН, профессор Володин Н.
  4. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования Государственные требования (96)

    Образовательный стандарт
    Общее руководство: заместитель руководителя Департамента профессиональной подготовки и развития кадровых ресурсов здравоохранения Минздрава России Слепушенко И.
  5. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0406 сестринское дело базовый уровень

    Образовательный стандарт
    N 57 "Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатора специальностей среднего профессионального образования".
  6. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования (72)

    Образовательный стандарт
    1.1. Специальность 230103 Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям) утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 года № 2572 “Об утверждении государственного образовательного

Другие похожие документы..