Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В українській науковій літературі фінансову систему розглядають за внутрішніми сутнісними ознаками – як систему фінансових відносин, і за організацій...полностью>>
'Конкурс'
Разместить на информационных стендах номеров телефонов доверия Департамента по защите прав детей – 300-117, 150; Комитета по охране прав детей города ...полностью>>
'Доклад'
В науке, обыденном мышлении мы идем от незнания к знанию, от неполного знания к более полному. Нам приходится выдвигать и затем обосновывать различны...полностью>>
'Документ'
29 березня 2012 р. у Харківському регіональному інституті державного управління Національної академії державного управління при Президентові України ...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Губин В.Д. (РГГУ)

Смена культурных парадигм в современной России

В 90-е годы сложились и продолжают существовать в культурной жизни России, эволюционируя, три парадигмы: рационализм, консерватизм и романтизм. Рационализм в его либеральной разновидности – это миропонимание (также как стиль мышления и жизни), согласно которому можно добиться эффективного производства, качества жизни, сгладить социальные противоречия, опираясь на рационально выверенную технологию, на либеральные ценности Запада: разделение властей, свободная пресса, независимый суд, права человека. Эти технологии являются наиболее эффективными инструментами развития общества.

Но по мере нарастания трудностей и противоречий либеральной экономики, апелляция к рыночным ценностям выглядит все менее убедительной с учетом неспособности последней обеспечить не только процветание большинству народов планеты, но и просто полноценно функционировать в условиях прогрессирующего дефицита жизненно важных природных ресурсов.

Однако наибольшей проблемой для современного либерализма остается судьба ключевого для него принципа индивидуализма. Последний, первоначально связанный с системой религиозных ценностей и нравственных убеждений, долгое время действительно являлся прочной основой сильного гражданского общества и эффективной демократии. В то же время, переместившись в условиях "общества массового пртребления" в сугубо "меркантильную сферу", он стал ключевым фактором "социального инфантилизма", абсентеизма и политического отчуждения, порождая "маргинальную личность". И главное, он постепенно привел к размыванию одной из ключевых "опор" либеральной модели – принципа ответственности каждого гражданина за последствия своих действий.

Рационализм не всегда совпадает с либерализмом. Сегодняшний рационализм за все большее расширение роли государства в экономике, культуре, за все большую рационализацию жизни на всех ее уровнях. Надо все рационально упорядочить: парламент должен перестать быть местом дискуссий, нерационально иметь слишком много партий, слишком большой диапазон выборов. Правда, под видом рационального упорядочивания экономики идет огромное, многомиллиардное воровство, под видом рационального управления – стремление разросшегося аппарата контролировать все деньги, всю власть, всю землю. Например, безудержное стремление московской власти застроить все, что только можно, принятие закона, выводящий лесопарковые зоны из под охраны государства, которые тоже надо срочно застроить, провести новую дорогу в Петербург, построить окружную дорогу, чтобы разгрузить Москву, снеся при этом сотни домов и лесных угодий и т.д. и т.п.

В последние пять-шесть лет рационализм последовательно вытесняется консерватизмом. Консерваторы полагают, что попытка человека вмешаться в естественный эволюционный и органический процесс развития общества может принести только вред, ибо общество - это организм, и его нельзя перестраивать, как машину. Поэтому любые перемены могут быть только частичными и постепенными. Предрассудки и традиции ("скрытый коллективный разум", "вековая мудрость народа") имеют преимущество перед отвлеченным философскими и политическими теориями и разумом отдельного человека, поскольку подкрепляются опытом поколений, и естественно дополняют законы. Революция, по мнению консерваторов, не освобождает, а разрушает человека; при этом не столько человек управляет революцией, сколько революция – человеком – "дальше всех идет тот, кто не знает, куда идет". Консерватизм всегда был спасением от безудержного развития рационализма.

Консерватизм со своими требованиями запретить насилие и порнографию с экранов, вернуться к традиционным ценностям: любви к природе, земле, к языку, оказывает положительное влияние на общество.

В силу трудностей развития в российских условиях, противоречивости русской ментальности, неизжитости советской психологии в сознании, мы чаще всего имеем дело с худшим вариантом консерватизма, который призывает к опоре на внутренние силы и собственные достижения, к поиску внешних врагов-вредителей, взывает к патриотизму, к пересмотру достижений и преступлений советской власти (все более часто повторяются утверждения о том, что раньше было лучше), к поиску национальной идентичности, национальной идеи. Причем непонятно, то ли это временное отступление, которым заканчивается всякая революция, то ли срабатывает постоянное свойство русской души: страх перемен, страх перед начальством, страх перед свободой.

Наконец, в нашей стране всегда существовал, чаще полу-подпольно, романтизм, прежде всего как идеология молодежных движений. Ярче всего нынешний романтизм выражен в молодежных субкультурах. В 80-х это были «хиппи», «панки», «брейкеры», «металлисты», «болельщики-фанаты», «люберы», «мажоры-хайлафисты» и проч. Позже (в девяностые годы) список «неформалов» пополнился «байкерами», «рэпперами», «клабберами», «толкиенистами», «скинхедами», «птючами», «автостопщиками», «фриками», «фолкерами». Сейчас это две наиболее распространные субкультуры – «готы» и «эмо».
       Например, «готическая культура» – почти беспримесный романтизм.
Существуют определяющие признаки данной субкультуры – мистицизм, ориентированность на эзотерику, верность парадигматике «хоррора», почитание готической музыки, особый внешний образ (чёрный цвет одежды, серебряные украшения, слой белой пудры на лице, чёрная подводка глаз и губ, особые причёски). Готы поклоняются смерти, отсюда излюбленная атрибутика – черепа, гробы, распятия и пентаграммы, волки, летучие мыши. «Готы» обожают посещать кладбища.

Субкультура «эмо» основывается на способности ярко и искренне переживать эмоции (как негативные, так и позитивные). Они стремятся всячески культивировать склонность к сильным чувствам. Их идеал – чувствительный ребёнок, переходящий от бурной радости к горькому плачу. Этот «субкультурный неоромантизм» характерен для молодёжи.

Романтизм как духовное течение сложился в 19 веке. Напряжённый интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души, к «ночной» её стороне, тяга к интуитивному и бессознательному — сущностные черты романтического искусства. Столь же характерна для романтизма защита свободы, суверенности и самоценности личности, повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального. Принцип личности служил как бы самозащитой от нараставшей нивелировки индивидов в буржуазном обществе, но одновременно и от безжалостной десницы истории и государства.

Романтизм держится на вере в неизбежную (автоматическую) победу добра, на вере в разум (отнюдь не в рационалистическом смысле), в любовь как спасение. Возможно, романтизм – единственная реальная сила, (несмотря на утопичность ее лозунгов), которая может стать действенной в результате неизбежного краха рационализма. Но очень часто нечто подобное создают вполне взрослые люди. Несомненен тот факт, что современная культура трансформируется под воздействием романтических стилей и настроений. Сейчас это нацболы, антифашисты, анархисты и прочие групп, которые верят в свое будущее пришествие, и не только верят, но и стараются его приблизить, организуя шествия, митинги, протестные мероприятия.

Но вполне возможно, что это явление временное и нынешние романтики так и останутся на своей ограниченной социальной территории, потом будут быстро вытеснены рационалистами, или сами станут таковыми, чтобы затем, в результате провала всегда непоследовательных реформ, быть вытесненными консерваторами. Таков извечный круг российской истории, которая редко сворачивает со своей наезженной колеи.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Библиотека уральской государственной сельскохозяйственной академии «русское качество жизни» серия социально-гуманитарного образования некрасов С. Н (1)

    Документ
    Автор - доктор философских наук Некрасов С.Н. изучает возможности восстановления рационалистического классического образа философии. Этот новый и вместе с тем вечно контрмодернистский контур философии позволяет создать новое и гуманистическое
  2. Оссии: философская и междисциплинарная парадигма материалы Всероссийской научной конференции г. Белгород, 4-7 октября 2006 года Вдвух частях Часть II белгород 2007

    Документ
    Н.Ф. Фёдоров по праву считается родоначальником русского космизма. Именно с него начинается такое философское направление как русский космизм. Человечество призвано овладеть стихийными силами вне и внутри себя, выйти в космос для его
  3. С. М. Иншаков криминология учебник

    Учебник
    Учебник подготовлен в соответствии с учебной программой по криминологии для вузов. Автор рассматривает широкий спектр общетеоретических вопросов криминологии: преступность и ее причины, личность преступника, сущность и парадоксы социального
  4. Введение в философию

    Документ
    И. Т. Фролов - академик РАН, профессор (руководитель авторского коллектива) (Предисловие; разд. II, гл. 4:2-3; Заключение); Э. А. Араб-Оглы - доктор философских наук, профессор (разд.
  5. Фролов И. Т. и др. 3-е изд

    Документ
    И. Т. Фролов - академик РАН, профессор (руководитель авторского коллектива) (Предисловие; разд. II, гл. 4:2-3; Заключение); Э. А. Араб-Оглы - доктор философских наук, профессор (разд.

Другие похожие документы..