Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Тезисы'
- отсутствие поддержания давления на ступенях из-за влияния термодинамических процессов, утечек, качества притираемых поверхностей (для крана машинис...полностью>>
'Документ'
Список Правил ИААФОпределенияЧасть 1 (Международные соревнования)Часть 2 (Допуск спортсменов)Часть 3 (Антидопинговые Правила)Часть 4 (Разногласия)Част...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится « 3 » декабря 2010 года в 16 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.198.03 при ГОУ ВПО «Росс...полностью>>
'Урок'
-   обобщить полученные знания по теме, показать большое значение внутренних вод в жизни всего живого на Земле, ис­пользуя знания по географии, литер...полностью>>

Главная > Учебно-методический комплекс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Биологический факультет

Кафедра социально-экономической географии

Утверждено

на заседании кафедры

от «____» ____________2010 г.

Протокол №______

Зав.кафедрой _____ /Р.А Бураев/

Согласовано

«___» _________________ 2010 г.

Декан БФ ______ /А.Ю. Паритов/

Учебно-методический комплекс по дисциплине

ДС.02 «География мирового хозяйства»

для студентов, обучающихся по специальности

020401 – География

Нальчик 2008

Автор-составитель:

Петшак Е.З.

Старший преподаватель кафедры социально-экономической географии

Учебно-методический комплекс по дисциплине ДС.02 «География мирового хозяйства» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 – География.

Шифр Д.С.02 «География мирового хозяйства»

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин и является обязательной для изучения.

Содержание

Стр.

Введение

1. Рабочая учебная программа дисциплины

2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

2.1. Методические рекомендации для преподавателя

2.2. Методические указания для студентов

2.3. Организация контролируемой самостоятельной работы

студентов

2.4. Обеспеченность образовательного процесса

по дисциплине специализированным и лабораторным

оборудованием

2.5. Карта обеспеченности литературой по дисциплине

2.6. Перечень обучающих и контролируемых компьютерных

программ, мультимедиа и интерактивные материалы

(набор видео- и аудиоматериалов, анимированные электронные

тренажеры, симуляции и др.), клипарт (набор иллюстраций,

графиков, схем, фотографий), Интернет-ресурсы по дисциплине.

3. Текущая и промежуточная аттестация студентов по дисциплине

3.1. Балльно-рейтинговая система текущей аттестации студентов

по дисциплине

3.1.1. Цели и задачи балльно-рейтинговой аттестации обучающихся

по дисциплине

3.1.2. Состав и планирование в баллах рейтинговых контрольных

мероприятий по дисциплине

3.1.3. Шкала оценки по дисциплине

3.1.4. График балльно-рейтинговых контрольных

мероприятий по дисциплине

3.1.5. Учетная документация при рейтинг-контроле по дисциплине

3.2. Содержание и порядок промежуточной (экзамен, зачет)

аттестации студентов по дисциплине

3.2.1. Порядок и сдача экзаменов и зачетов

3.2.2. Отработка и повторное изучение дисциплины

4. Инновационные методы в процессе преподавания дисциплины

Аннотация

Мировое хозяйство представляет собой открытую динамическую макросистему, обладающую пространственно-временной упорядоченностью, иерархичностью и организацией, выражающейся в процессах территориальной дифференциации и интеграции. Эти ключевые особенности мировой экономики находятся в фокусе внимания дисциплины «География мирового хозяйства». Важнейшая особенность курса - анализ магистральных тенденций и противоречий развития мировой экономической системы, изучение основных характеристик современного геоэкономического пространства. Географический характер экономическим исследованиям придает акцент на пространственную организацию мировой экономики.

Выписка из ГОС ВПО

Данная дисциплина (Д.С.02 «География мирового хозяйства») составлена на основе Государственного образовательного стандарта по направлению (специальности) (Государственный образовательный стандарт 2-го поколения, 2000. №89/26 СП). Рабочая программа курса - авторская разработка Петшак Е.З.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Биологический факультет

Кафедра социально-экономической географии

УТВЕРЖДАЮ

Декан БФ __________ /А.Ю. Паритов/

«___» _________________ 2010 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Д.С.02 «География мирового хозяйства»

для студентов, обучающихся по специальности

020401 – География

Нальчик 2010 г.

Рабочая программа составлена на основании ____________________________

__________________________________________________________________ (наименование государственного образовательного стандарта и (или) примерной типовой программы Утвержденной Министерством по образованию и науке, дата утверждения)

Разработчик: ст.преподаватель Петшак Е.З. ____________________________

(должность, подпись, Ф.И.О.)

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры социально-экономической географии

Протокол №____

от «___»_________________2010 г.

Заведующий кафедрой________________ Бураев Р.А.

(подпись)

Одобрена Учебно-методическим советом (методической комиссией) биологического факультета

«___»_________________2010 г.

Председатель ______________ Паритов А.Ю.

1. пояснительная записка

Курс «География мирового хозяйства» - интегральная научная дисциплина, сочетающая предметный и пространственный подходы к мировой экономике, законам её функционирования и территориальной структуре.

Цель курса – пространственный анализ подразделений и подсистем всемирного хозяйства, выявление воздействия географических условий на характер экономического развития.

Дисциплина исследует ключевые вопросы формирования глобальной мировой экономической системы, закономерности, тенденции и противоречия внешних экономических связей. Курс служит выполнению общей учебно-познавательной задачи – формированию полного и целостного представления о природных условиях, населении и хозяйстве современного мира.

Предмет «География мирового хозяйства» необходим для понимания основ философии современной мировой экономики, что особенно важно в современный период когда в РФ происходят исторические процессы трансформации социально-экономического пространства. Дисциплина имеет мировоззренческий характер, т.к. геоэкономические реалии отражают политические, социальные, культурно-исторические и цивилизационные аспекты жизни современного человечества.

В курсе «География мирового хозяйства» освещаются процессы образования и организации макроэкономического пространства начала 21 в., рассматриваются территориальные аспекты зарождения, становления и развития различных форм хозяйствования. Актуальность курса определяется новейшими тенденциями синтеза экономической географии с другими общественными науками и глубоким пространственным подходом в освещении сложных теоретических вопросов. Курс необходим для повышения уровня компетенций студентов, расширения их общего и географического кругозора.

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины «География мирового хозяйства»

Цель дисциплины: формирование глубоких и прочных знаний и пространственных и

сущностных аспектах развития мировой экономики.

Задачи дисциплины:

- исследование процессов образования, становления и расцвета

мирового хозяйства;

- мониторинг новейших тенденций развития макроэкономического

пространства;

- анализ деятельности ключевых подразделений мирового хозяйства;

- осмысление воздействия нтр на отраслевую и территориальную

структуру хозяйства;

- изучение очагов экономической силы и динамических осей развития

мирового хозяйства.

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины «География мирового хозяйства»

Студент, освоивший дисциплину «География мирового хозяйства» должен:

- знать основные пространственные особенности мировой экономики;

- иметь представления о регионах и странах - центрах экономической

силы;

- представлять историю развития мирового хозяйства;

- понимать сущность основополагающие теорий развития мировой

экономики;

- уметь анализировать статистическую экономическую информацию.

При чтении лекционного курса и проведении семинарских занятий по дисциплине «География мирового хозяйства»

будут использованы различные демонстрационные материалы: карты, фотографии, видеофильмы.

номер

семестра

учебные занятия

число

курсов.

проектов

форма

итог.

аттест.

общий

объём

аудиторные

СРС

всего

лекции

семинары

практ.

8

82

17

17

17

25

1

экзамен

2. Тематический план дисциплины

Тема

Кол-во часов

лекции

семинары

и

практика

1

Понятие о мировом хозяйстве

История формирования мировой экономики.

3

1

2

2

«Кто есть кто в современной мировой экономике»?

3

1

2

3

ТНК как основные субъекты мировой экономики

3

1

2

4

МГРТ – основа мирового хозяйства

3

1

2

5.

Феномен НТР на рубеже 20-21 в.в.

3

1

2

6.

НТР и динамика мирового хозяйства.

3

1

2

7.

Мировой рынок сегодня. Тенденции развития мировой торговли.

Экономико-географические аспекты мирового «чёрного» рынка.

6

2

4

8

Мировой рынок услуг.

3

1

2

9

Ресурсный потенциал мирового хозяйства.

3

1

2

10-11

География мировой добывающей промышленности.

6

2

4

12 - 13

География мировой обрабатывающей добывающей промышленности.

6

2

4

14

АПК и концепция продовольственной безопасности.

3

1

2

15

НТР и мировое сельское хозяйство.

3

1

2

16.

НТР и мировая инфраструктура

3

1

2

ИТОГО

51

17

34

Содержание дисциплины

3.1. Лекции, их содержание, объем в часах –17 ч.

Тема 1. Понятие о мировом хозяйстве. История формирования мировой экономики.

Предмет и основные разделы курса «География мирового хозяйства. Цели и задачи предмета. Понятие о мировом хозяйстве. Системообразующие пространства, субъекты и подразделения мировой экономики. Структура мирового хозяйства и основные этапы его формирования.

Тема 2. «Кто есть кто в современной мировой экономике»?

Территориальные различия хозяйства мира – «кто есть кто» в мировой экономике. Концепция оценки суммарного геоэкономического потенциала стран. Экономический профиль и типы организации экономики стран мира. «Экономическое здоровье» государств. Центр, полупериферия и периферия мирового хозяйства. Пояс «абсолютной бедности» и «абсолютной нищеты» планеты.

Тема 3. ТНК как основные субъекты мировой экономики

Интернационализация современной хозяйственной жизни. Глобализация мирового экономического пространства. ТНК как ключевые субъекты мирового хозяйства. Структура ТНК: отраслевой и территориальный аспекты. Мотивация внешнеэкономической деятельности ТНК. Крупнейшие ТНК мира.

Тема 4. МГРТ – основа мирового хозяйства

Понятие о МГРТ. Экономическая специализация – «работа стран друг для друга». Факторы специализации стран. Международное производственное сотрудничество: специализация и кооперирование.

Тема 5. Феномен НТР на рубеже 20-21 в.в.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Концепция развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ГОУ ВПО ГАГУ) является высшим учебным заведением федерального подчинения, имеющим статус юридического лица.
  2. Отчет о результатах самообследования деятельности Курского государственного университета

    Публичный отчет
    1 сентября 1934 г. в городе Курске был открыт Педагогический институт (Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 июля 1934 г. № 661), затем он был переименован в Курский государственный педагогический университет (Приказ
  3. Задача Создание инновационного научно-образовательного комплекса ТюмГУ

    Задача
    Цель. Повышение качества подготовки кадров для обеспечения эффективности природопользования в нефтегазодобывающем регионе на основе интеграции образования,

Другие похожие документы..