Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Статья 1.1. Законодательство об административных правонарушениях 1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекс...полностью>>
'Руководство'
В начале сентября состоялась поездка журналистов ведущих изданий в Норвегию, организованная компанией Солвекс-Трэвэл и прошедшая под руководством Гене...полностью>>
'Документ'
Нормативный срок освоения основных образовательных программ подготовки инженера в рамках направления подготовки дипломированного специалиста "Эн...полностью>>
'Документ'
23.09.11 г. – день заезда. 24.09 – 2.10.11 г. – курсы повышения квалификации «Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты» (72 ч...полностью>>

Главная > Учебно-методический комплекс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Биологический факультет

Кафедра социально-экономической географии

Утверждено

на заседании кафедры

от «____» ____________2010 г.

Протокол №______

Зав.кафедрой _____ /Р.А Бураев/

Согласовано

«___» _________________ 2010 г.

Декан БФ ______ /А.Ю. Паритов/

Учебно-методический комплекс по дисциплине

ДС.02 «География мирового хозяйства»

для студентов, обучающихся по специальности

020401 – География

Нальчик 2008

Автор-составитель:

Петшак Е.З.

Старший преподаватель кафедры социально-экономической географии

Учебно-методический комплекс по дисциплине ДС.02 «География мирового хозяйства» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 – География.

Шифр Д.С.02 «География мирового хозяйства»

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин и является обязательной для изучения.

Содержание

Стр.

Введение

1. Рабочая учебная программа дисциплины

2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

2.1. Методические рекомендации для преподавателя

2.2. Методические указания для студентов

2.3. Организация контролируемой самостоятельной работы

студентов

2.4. Обеспеченность образовательного процесса

по дисциплине специализированным и лабораторным

оборудованием

2.5. Карта обеспеченности литературой по дисциплине

2.6. Перечень обучающих и контролируемых компьютерных

программ, мультимедиа и интерактивные материалы

(набор видео- и аудиоматериалов, анимированные электронные

тренажеры, симуляции и др.), клипарт (набор иллюстраций,

графиков, схем, фотографий), Интернет-ресурсы по дисциплине.

3. Текущая и промежуточная аттестация студентов по дисциплине

3.1. Балльно-рейтинговая система текущей аттестации студентов

по дисциплине

3.1.1. Цели и задачи балльно-рейтинговой аттестации обучающихся

по дисциплине

3.1.2. Состав и планирование в баллах рейтинговых контрольных

мероприятий по дисциплине

3.1.3. Шкала оценки по дисциплине

3.1.4. График балльно-рейтинговых контрольных

мероприятий по дисциплине

3.1.5. Учетная документация при рейтинг-контроле по дисциплине

3.2. Содержание и порядок промежуточной (экзамен, зачет)

аттестации студентов по дисциплине

3.2.1. Порядок и сдача экзаменов и зачетов

3.2.2. Отработка и повторное изучение дисциплины

4. Инновационные методы в процессе преподавания дисциплины

Аннотация

Мировое хозяйство представляет собой открытую динамическую макросистему, обладающую пространственно-временной упорядоченностью, иерархичностью и организацией, выражающейся в процессах территориальной дифференциации и интеграции. Эти ключевые особенности мировой экономики находятся в фокусе внимания дисциплины «География мирового хозяйства». Важнейшая особенность курса - анализ магистральных тенденций и противоречий развития мировой экономической системы, изучение основных характеристик современного геоэкономического пространства. Географический характер экономическим исследованиям придает акцент на пространственную организацию мировой экономики.

Выписка из ГОС ВПО

Данная дисциплина (Д.С.02 «География мирового хозяйства») составлена на основе Государственного образовательного стандарта по направлению (специальности) (Государственный образовательный стандарт 2-го поколения, 2000. №89/26 СП). Рабочая программа курса - авторская разработка Петшак Е.З.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Биологический факультет

Кафедра социально-экономической географии

УТВЕРЖДАЮ

Декан БФ __________ /А.Ю. Паритов/

«___» _________________ 2010 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Д.С.02 «География мирового хозяйства»

для студентов, обучающихся по специальности

020401 – География

Нальчик 2010 г.

Рабочая программа составлена на основании ____________________________

__________________________________________________________________ (наименование государственного образовательного стандарта и (или) примерной типовой программы Утвержденной Министерством по образованию и науке, дата утверждения)

Разработчик: ст.преподаватель Петшак Е.З. ____________________________

(должность, подпись, Ф.И.О.)

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры социально-экономической географии

Протокол №____

от «___»_________________2010 г.

Заведующий кафедрой________________ Бураев Р.А.

(подпись)

Одобрена Учебно-методическим советом (методической комиссией) биологического факультета

«___»_________________2010 г.

Председатель ______________ Паритов А.Ю.

1. пояснительная записка

Курс «География мирового хозяйства» - интегральная научная дисциплина, сочетающая предметный и пространственный подходы к мировой экономике, законам её функционирования и территориальной структуре.

Цель курса – пространственный анализ подразделений и подсистем всемирного хозяйства, выявление воздействия географических условий на характер экономического развития.

Дисциплина исследует ключевые вопросы формирования глобальной мировой экономической системы, закономерности, тенденции и противоречия внешних экономических связей. Курс служит выполнению общей учебно-познавательной задачи – формированию полного и целостного представления о природных условиях, населении и хозяйстве современного мира.

Предмет «География мирового хозяйства» необходим для понимания основ философии современной мировой экономики, что особенно важно в современный период когда в РФ происходят исторические процессы трансформации социально-экономического пространства. Дисциплина имеет мировоззренческий характер, т.к. геоэкономические реалии отражают политические, социальные, культурно-исторические и цивилизационные аспекты жизни современного человечества.

В курсе «География мирового хозяйства» освещаются процессы образования и организации макроэкономического пространства начала 21 в., рассматриваются территориальные аспекты зарождения, становления и развития различных форм хозяйствования. Актуальность курса определяется новейшими тенденциями синтеза экономической географии с другими общественными науками и глубоким пространственным подходом в освещении сложных теоретических вопросов. Курс необходим для повышения уровня компетенций студентов, расширения их общего и географического кругозора.

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины «География мирового хозяйства»

Цель дисциплины: формирование глубоких и прочных знаний и пространственных и

сущностных аспектах развития мировой экономики.

Задачи дисциплины:

- исследование процессов образования, становления и расцвета

мирового хозяйства;

- мониторинг новейших тенденций развития макроэкономического

пространства;

- анализ деятельности ключевых подразделений мирового хозяйства;

- осмысление воздействия нтр на отраслевую и территориальную

структуру хозяйства;

- изучение очагов экономической силы и динамических осей развития

мирового хозяйства.

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины «География мирового хозяйства»

Студент, освоивший дисциплину «География мирового хозяйства» должен:

- знать основные пространственные особенности мировой экономики;

- иметь представления о регионах и странах - центрах экономической

силы;

- представлять историю развития мирового хозяйства;

- понимать сущность основополагающие теорий развития мировой

экономики;

- уметь анализировать статистическую экономическую информацию.

При чтении лекционного курса и проведении семинарских занятий по дисциплине «География мирового хозяйства»

будут использованы различные демонстрационные материалы: карты, фотографии, видеофильмы.

номер

семестра

учебные занятия

число

курсов.

проектов

форма

итог.

аттест.

общий

объём

аудиторные

СРС

всего

лекции

семинары

практ.

8

82

17

17

17

25

1

экзамен

2. Тематический план дисциплины

Тема

Кол-во часов

лекции

семинары

и

практика

1

Понятие о мировом хозяйстве

История формирования мировой экономики.

3

1

2

2

«Кто есть кто в современной мировой экономике»?

3

1

2

3

ТНК как основные субъекты мировой экономики

3

1

2

4

МГРТ – основа мирового хозяйства

3

1

2

5.

Феномен НТР на рубеже 20-21 в.в.

3

1

2

6.

НТР и динамика мирового хозяйства.

3

1

2

7.

Мировой рынок сегодня. Тенденции развития мировой торговли.

Экономико-географические аспекты мирового «чёрного» рынка.

6

2

4

8

Мировой рынок услуг.

3

1

2

9

Ресурсный потенциал мирового хозяйства.

3

1

2

10-11

География мировой добывающей промышленности.

6

2

4

12 - 13

География мировой обрабатывающей добывающей промышленности.

6

2

4

14

АПК и концепция продовольственной безопасности.

3

1

2

15

НТР и мировое сельское хозяйство.

3

1

2

16.

НТР и мировая инфраструктура

3

1

2

ИТОГО

51

17

34

Содержание дисциплины

3.1. Лекции, их содержание, объем в часах –17 ч.

Тема 1. Понятие о мировом хозяйстве. История формирования мировой экономики.

Предмет и основные разделы курса «География мирового хозяйства. Цели и задачи предмета. Понятие о мировом хозяйстве. Системообразующие пространства, субъекты и подразделения мировой экономики. Структура мирового хозяйства и основные этапы его формирования.

Тема 2. «Кто есть кто в современной мировой экономике»?

Территориальные различия хозяйства мира – «кто есть кто» в мировой экономике. Концепция оценки суммарного геоэкономического потенциала стран. Экономический профиль и типы организации экономики стран мира. «Экономическое здоровье» государств. Центр, полупериферия и периферия мирового хозяйства. Пояс «абсолютной бедности» и «абсолютной нищеты» планеты.

Тема 3. ТНК как основные субъекты мировой экономики

Интернационализация современной хозяйственной жизни. Глобализация мирового экономического пространства. ТНК как ключевые субъекты мирового хозяйства. Структура ТНК: отраслевой и территориальный аспекты. Мотивация внешнеэкономической деятельности ТНК. Крупнейшие ТНК мира.

Тема 4. МГРТ – основа мирового хозяйства

Понятие о МГРТ. Экономическая специализация – «работа стран друг для друга». Факторы специализации стран. Международное производственное сотрудничество: специализация и кооперирование.

Тема 5. Феномен НТР на рубеже 20-21 в.в.

НТР – феномен 20 в. Основные черты НТР и НТП. Цели и задачи инновационной экономики. Концепция постиндустриальной модели. Информация как экономический ресурс и товар. Наука – главная производительная сила инновационного общества. Сциентизм и антисциентизм. География современной науки. «Свет и тени» постиндустиального общества.

Тема 6. НТР и динамика мирового хозяйства.

НТР и модель «новой экономики». Роль НТР в динамике отраслевой структуры мирового хозяйства. НТР и сдвиги в пространственной структуре мировой экономики. Страны «золотого миллиарда» - «футурозоны» мировой экономики. Индустриальные государства - «копиисты» и «адапторы», аграрные страны - депрессивные регионы Земли. Критерии зрелости инновационной экономики.

Тема 7. Мировой рынок сегодня. Тенденции развития мировой

торговли.

Мировой товарный рынок: структура и цены. Диспаритет цен. Сдвиги в структуре мирового товарооборота. Соотношение экспорта и импорта, торговое сальдо. Крупнейшие товарные биржи. Мировая торговля: тенденции и противоречия современного товарообмена. География мировой торговли.

Тема 8. Экономико-географические аспекты мирового «чёрного»

рынка.

Понятие «мировой чёрный рынок», его доля в валовом мировом продукте. Структура «чёрного» рынка: «перманентная» и «спорадическая сферы».

История формирования «теневого» товарообмена. Отраслевой состав мирового «чёрного» рынка: наркобизнес, подпольная добыча и продажа драгоценных металлов и камней, торговля природой и индустрия подделок. Факторы формирования нелегальной торговли и её географическое пространство.

Тема 9. Мировой рынок услуг.

Виды внешнеэкономических связей. Классификация услуг. Международный рынок рабочей силы. «Утечка умов» как актуальная социальная проблема стран – очагов эмиграции. Международный туризм: виды и направления отдыха. Предпосылки и факторы современного туристического «бума». География и масштаб международного туризма. Страны – «мировые извозчики» и «удобные» флаги мира.

Тема 10. Ресурсный потенциал мирового хозяйства.

Природные ресурсы – основные подходы к классификации. Природные ресурсы – главные направления использования. Система оценки природных условий регионов.

Ресурсный потенциал мирового хозяйства. Понятие «ресурсообеспеченности» и «ресурсоемкости» хозяйства. Природные ресурсы мирового океана. Лесные ресурсы планеты. Глобальная сырьевая проблема. Глобальная экологическая проблема.

Тема 11. География мировой добывающей промышленности.

Мировая добывающая промышленность – «нижний этаж» вторичного сектора хозяйства. География горнорудной индустрии. Топливная промышленность. ОПЕК – крупнейшая отраслевая организация мира. Глобальная энергетическая проблема. «Нефтяной вопрос» в мировой экономике и политиеке. Факторы размещения и современная ситуация в отрасли. «Доноры сырья» в системе координат мировой макроэкономики. «Рост без развития» - особенности экономической модели стран – экспортеров сырья и полупродуктов. Глобальная сырьевая проблема.

Тема 12. География мировой обрабатывающей добывающей

промышленности.

Вторичный сектор мирового хозяйства – отраслевая и территориальная структура.

Ключевые факторы размещения современной промышленности. Мировые лидеры среди индустриальных стран по ВВП и ВВП/душу населения. Ведущие экспортеры промышленной продукции. Главные промышленные очаги мира. Крупнейшие промышленные агломерации. Тенденции развития мировой индустрии.

Тема 13. АПК и концепция продовольственной безопасности.

Структура и особенности АПК в различных регионах мира. Роль и место аграрного производства в современной экономике. Специфика сельскохозяйственного производства. Концепция продовольственной безопасности. Сельское хозяйство и окружающая среда.

Тема 14. НТР и мировое сельское хозяйство.

Состав и эволюция сельского хозяйства. «Зелёные революции» и «революции цвета радуги» в мировом растениеводстве. «Белая», «коричневая» и «голубая» революции в животноводстве. Глобальная продовольственная проблема.

Тема 15. НТР и мировая инфраструктура

Инфрастуктура: понятие, типы, значение. Транспорт – главная инфраструктурная отрасль мирового хозяйства. Свойства и признаки современного транспорта. Типы транспортных сетей. Новые факторы и условия развития транспорта в эпоху НТР. Основные параметры мировой транспортной системы. Характеристика основных видов мирового транспорта.

3.2. Семинарские занятия – 34 ч.

3.2.1. История формирования мировой экономики. 2 ч.

3.2.2. «Кто есть кто в современной мировой экономике» 2 ч.

3.2.3. ТНК как основные субъекты мировой экономики 2 ч.

3.2.4. МГРТ – основа мирового хозяйства 2 ч.

3.2.5. Феномен НТР на рубеже 20-21 в.в. 2 ч.

3.2.6. НТР и динамика мирового хозяйства. 2 ч.

3.2.7. Тенденции развития мировой торговли. 2 ч.

3.2.8. Экономико-географические аспекты мирового «чёрного» рынка. 2 ч.

3.2.9. Мировой рынок услуг. 2 ч.

3.2.10. Ресурсный потенциал мирового хозяйства. 2 ч.

3.2.11. География мировой добывающей промышленности. 2 ч.

3.2.12. География мировой обрабатывающей добывающей 2 ч.

промышленности.

      1. Концепция продовольственной безопасности и

глобальная продовольственная проблема. 2 ч.

3.2.14. Сельское хозяйство мира в начале 21 в. 2 ч.

3.2.15. НТР и мировая инфраструктура. 2 ч.

3.2.16. Мировое хозяйство в эпоху глобализации. 2 ч.

3.3.Самостоятельная работа студентов по курсу

«География мирового хозяйства»

(VII семестр, 4 курс географического отделения БФ КБГУ) – 14 ч.

Место проведения: лекционная аудитория.

Форма отчетности студента: демонстрация знаний и умений, предоставление тетради с конспектами лекционных и семинарских занятий.

Самостоятельная работа студентов предусматривает изучение первоисточников по данной дисциплине с ознакомлением содержания трудов ученых, философов, писателей.

п/п

Тема СРС

Кол-во часов

Учебно-методическое оснащение

Глобализация мирового хозяйства в начале 21 века

6

Мировой экономический кризис.

4

Теория циклической динамики развития мировой экономики

2

Динамические оси мирового экономического развития

4

Воздействие НТР и современное мировое хозяйство

4

Феномен современного информационного общества.

4

РФ - ключевые показатели «экономического здоровья»

1

Итого

25

4. Глоссарий по дисциплине

Глоссарий специальных терминов и понятий, необходимых для усвоения студентами содержания дисциплины «География мирового хозяйства», составлен с использованием словарей-приложений к учебникам и учебным пособиям (см. список основной и дополнительной литературы).

5. формы контроля по дисциплине

По дисциплине «География мирового хозяйства» в соответствии с учебным планом факультета и действующим Положением о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов КБГУ предусмотрены текущая, промежуточная и итоговая формы контроля.

Промежуточный контроль (5.1): тестирование (по три контрольные точки в каждом семестре).

Текущий контроль (5.2): оформление логических опорных конспектов (ЛОК) и различные формы собеседования.

Итоговый контроль (5.2 и 5.3): экзамен, защита курсовой работы.

5.1. Тесты

Для промежуточного контроля студентов 4 курса СП и 5 курса ОП разработано 220 тестовых заданий. Тесты оформлены в формате АСТ (имеется электронная копия в формате WORD) согласно требованиям к аттестационным педагогическим измерительным материалам для компьютерного тестирования. Тесты размещены в электронной базе КБГУ.

5.2. Контрольные вопросы (для устного собеседования на коллоквиумах)

  1. Современная трактовка понятия «мировое хозяйство».

  2. Страны и группы стран – субъекты мирового хозяйства.

  3. Динамические оси развития современного мира.

  4. Горизонтальный аспект структуры мировой экономики.

  5. Вертикальное строение мирового хозяйства.

  6. Экскурс в историю становления и развития мирового хозяйства.

  7. Важнейшие мотивы зарубежной деятельности ТНК.

  8. Критерии уровня экономического и социально-экономического развития страны.

  9. Теория «длинных волн» развития экономики и показатели «экономического здоровья» страны.

  10. Определение понятий и составных частей НТР и НТП.

  11. Характеристика изменений отраслевой структуры хозяйства стран в эпоху НТР.

  12. Территориальные сдвиги в размещении хозяйства под воздействием НТР.

  13. Факторы размещения современной науки.

  14. Интеграция и глобализации экономики в эпоху НТР.

  15. Структура мировых экономических отношений.

  16. Специализация и МГРТ.

  17. Структура Мирового товарного рынка и её динамика.

  18. Главные субъекты мировой торговли товарами.

  19. Географическая специфика современного рынка рабочей силы.

  20. Мировые центры эмиграции и иммиграции.

  21. Современное состояние международного туризма.

  22. Регионы и страны – мировые туристические центры.

  23. «Неформальная» экономика и «чёрный» мировой рынок.

  24. Товарная структура мирового «чёрного» рынка.

  25. Региональные различия в масштабах подпольной торговли.

  26. Мировые центры и направления товаропотоков глобального «теневого» бизнеса.

  27. Природные и социальные факторы в географии отраслей АПК.

  28. Интенсивный и экстенсивный пути развития сельского хозяйства.

  29. Пути решения глобальной продовольственной проблемы.

  30. Сущность концепции продовольственной безопасности.

  31. Главные черты транспорта как важнейшего сектора мирового хозяйства.

  32. Воздействие транспорта на усиление МГРТ.

  33. Основные параметры мировой транспортной системы.

  34. Важнейшие тенденции в развитии мирового транспорта.

  35. Крупнейшие воздушные и морские порты мира.

5.3. Вопросы для экзамена по курсу

Рабочая учебная программа «География мирового хозяйства» включает пакет экзаменационных билетов в количестве 35 вариантов (по 2 задания в каждом) для студентов основной формы обучения и 20 вариантов для студентов, обучающихся по сокращенной программе (по 2 задания в каждом).

1.Мировое хозяйство – ключевые субъекты и подразделения.

2. Системообразующие пространства мировой экономики.

3.Отраслевая структура мирового хозяйства.

4.Территориальная структура мирового хозяйства

5. Кто есть кто в мировой экономике – ключевые показатели экономического развития

6. Индекс развития человеческого потенциала развития.

7. Индекс человеческого развития.

8. Основные критерии социально-экономического развития стран мира

9. Крупнейшие региональные объединения мирового хозяйства.

10. ОПЕК - важнейшее отраслевое объединение мирового хозяйства.

11. Период зарождения мирового хозяйства.

12. Эпоха становления мирового хозяйства.

13. Современный период развития мирового хозяйства.

14. Три типа экономики в современном мировом хозяйстве.

15. Постиндустриальный мир – центр мирового хояйства.

16. Индустриальный мир – полупериферия мирового хозяйства.

17. Наименее развитые страны – периферия мирового хозяйства.

18. «Пояс относительной бедности» и «абсолютной нищеты на планете.

19. ТНК – отраслевая и территориальная структура

20.Крупнейшие ТНК мира.

21.Важнейшие мотивы зарубежной деятельности ТНК

22. Теория «длинных волн» в развитии мирового хозяйства.

23. Феномен НТР в современном мире.

24. Понятие о современном постиндустриальном обществе

25. НТР и динамика мирового хозяйства.

26. НТР и отраслевые сдвиги в структуре мировой экономики.

27. НТР и территориальные изменения в структуре мирового хозяйства.

28. «Футурозоны», адаптивные и депрессивные регионы Земли.

29. Наука – главная производительная сила современного общества.

30. География современной науки.

31. МГРТ – основа мирового хозяйства

32. Мировой товарный рынок.

33. Экономико-географические аспекты мирового черного рынка

34. Ключевые тенденции развития мировой торговли

35. Структура всемирных экономических отношений

36. Мировой рынок услуг.

37. Классификация мировых услуг.

38. Регионы и страны – «доноры» рабочей силы.

39. Проблема «утечки умов» в современном мире.

40. Миграционная политика Стран Севера.

41. Географическая специфика современного рынка рабочей силы.

42.Современный международный туризм – основные направления отдыха.

43. География мирового туристического бизнеса.

44. Основные предпосылки международного «туристического бума».

45 .Международный фрахт судов.

46. Классификация «удобных флагов» мира.

47. Современные мировые извозчики.

48.Мировой финансовый рынок.

49. Ресурсный потенциал мирового хозяйства

50. Понятие «ресурсообеспеченности» и «ресурсоемкости» хозяйства.

51. Оценка ресурсного потенциала 2-х стран – «доноров» сырья (по выбору)

52. Природные ресурсы – основные подходы к классификации.

53. Природные ресурсы – главные направления использования.

54. Система оценки природных условий регионов.

55. Природные ресурсы мирового океана.

56. Лесные ресурсы планеты.

57. Глобальная сырьевая проблема.

58. Глобальная экологическая проблема.

59. География мировой обрабатывающей промышленности.

60. Ключевые факторы размещения отраслей мировой индустрии.

61. Крупнейшие промышленные агломерации мира.

62. Тенденции в развитии мировой индустрии на примере одной из отраслей (по выбору)

63.. Глобальная продовольственная проблема.

64.Сущность концепции продовольственной безопасности.

65. География производства основных продовольственных культур (по выбору)

66. Структура и география мирового животноводства.

67. НТР и «зеленые революции» в сельском хозяйстве.

68. География мировых рыбных промыслов.

69. Крупнейшие морские и воздушные порты мира.

70. НТР и «сжатие» мирового пространства.

1.5. Список Литературы

Основная литература

  1. Алисов Н.В., Хореев Б.С. Экономическая и социальная география мира.

Общий обзор. – М. Гардарики, 2006.

  1. Вавилова Е.В. Экономическая и социальная география мира. – М.

Гардарики, 2006.

  1. Липец Ю.Г., Пуляркин В.А., Шлихтер С.Б. География мирового хозяйства. – М. Владос, 1999.

  2. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Часть 1. - М. Дрофа, 2003.

Дополнительная литература

  1. Болотин Б.М. Мировая экономика за 100 лет. Мировая экономика и международные отношения . 2008. № 9.

  2. Бузгалин А.В. Мир не товар. Что такое глобализация и какова позитивная программа «антиглобалистов». – М. 2007.

  3. Мир на рубеже тысячелетий. Прогноз развития мировой экономики до 2015 г. – М. 2006.

  4. Родионова И.А. Макрогеография промышленности мира. Пособие для студентов, - М. 2006.

  5. Родионова И.А. Промышленность мира: территориальные сдвиги во 2-й половине 20-го века. – М. 2006.

  6. Тойнби А.Д. Цивилизация перед судом истории. – СПб. 1995.

1.6. Протокол согласования рабочей учебной программы с другими дисциплинами специальности

Наименование

дисциплин,

изучение которых

опирается

на данную

дисциплину

Кафедра

Предложения об изменении в пропорциях материала, порядке изложения и содержания занятий

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу

География населения.

Социально-

экономическая

география

Экономическая, социальная и политическая география мира.

Социально-

экономическая

география

География промышленности

Социально-

экономическая

география

География АПК

Социально-

экономическая

география

2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

2.1. Методические рекомендации для преподавателя

должны указывать на средства, методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых для освоения тех или иных тем или разделов наиболее эффективно. Рекомендации для преподавателей могут идти в русле следующих предписаний:

1. Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.

2. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.

3. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

4. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей.

5. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

логичность, четкость и ясность в изложении материала;

возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

6. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:

формулировка темы, соответствующей программе и госстандарту;

определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

подбор литературы для преподавателя и студентов;

при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя:

составление плана семинара из 3-4 вопросов;

предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к семинару;

предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллютени, статистические данные и др.);

создание набора наглядных пособий.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии

(показатели) оценки ответов:

полнота и конкретность ответа;

последовательность и логика изложения;

связь теоретических положений с практикой;

обоснованность и доказательность излагаемых положений;

наличие качественных и количественных показателей;

наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров

и пр.;

уровень культуры речи;

использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского

занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

качество подготовки;

степень усвоения знаний;

активность;

положительные стороны в работе студентов;

ценные и конструктивные предложения;

недостатки в работе студентов;

-задачи и пути устранения недостатков.

После проведения первого семинарского курса, начинающему преподавателю целесообразно осуществить общий анализ проделанной работы, извлекая при этом полезные уроки.

7. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

8. При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.

2.2. Методические указания для студентов

представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студентам оптимальным образом выстроить работу по изучению дисциплины и создающих условия для успешной самостоятельной работы. Наличие методических рекомендаций особо важно для организации учебного процесса студентов-заочников.

Методические указания студентам должны раскрывать рекомендуемый режим и характер учебной работы по изучению теоретического курса (или его раздела/части), практических и/или семинарских занятий, лабораторных работ (практикумов), и практическому применению изученного материала, по выполнению заданий для самостоятельной работы, по использованию информационных технологий, выполнению курсовых работ, написанию рефератов и т.д.

Методические указания должны мотивировать студента к самостоятельной работе и не подменять учебную литературу.

2.3. Организация контролируемой самостоятельной работы студентов

Согласно учебному плану на самостоятельную работу студента по дисциплине «География мирового хозяйства» на 2008-2009 учебный год выделено 25 часов. Основной вид реализации самостоятельной работы – это проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях, к участию в тематических дискуссиях и деловых играх.

В таблице приведены темы и содержание самостоятельной работы.

Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Глобализация мирового хозяйства в начале 21 века.

Мировой экономический кризис.

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору;

- написание рефератов.

Теория циклической динамики развития мировой экономики.

конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору;

- написание рефератов.

Динамические оси мирового экономического развития

конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору;

- написание рефератов.

Феномен современного информационного общества.

- выполнение творческих заданий;

- работа с тестами и вопросами для самопроверки.

РФ - ключевые показатели «экономического здоровья»

Участие в студенческих дебатах

2.4. Обеспеченность образовательного процесса по дисциплине специализированным и лабораторным оборудованием

Учебные занятия проводятся в специализированных аудиториях. Сведения об используемом оборудовании и материалах приведены в таблице.

Сведения об обеспеченности образовательного процесса специализированным и лабораторным оборудованием

п/п

Наименование оборудования

Количество специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и пр. с перечнем основного оборудования

Форма владения, пользования (собственность, оперативное управление, аренда и т.п.)

1

Аудитории

6

Собственность КБГУ

2

Таблицы, схемы, плакаты

4

Собственность КБГУ

3

Карты

4

Собственность КБГУ

4

Раздаточный материал

25

Собственность преподавателя

2.5. Карта обеспеченности литературой

В таблице приведены сведения об обеспеченности студентов, обучающихся по дисциплине «География мирового хозяйства» учебной и учебно-методической литературой.

Наименование

литературы

Объем фонда учебной и учебно-методической литературы (количество)

Реальная обеспеченность литературой (экз. на одного обучающегося в среднем)

Учебная

Учебно-методическая

Учебная

Учебно-методическая

Экз.

Экз.

1

2.6. Перечень обучающих и контролируемых компьютерных программ, мультимедиа и интерактивные материалы (набор видео- и аудиоматериалов, анимированные электронные тренажеры, симуляции и др.), клипарт (набор иллюстраций, графиков, схем, фотографий), Интернет-ресурсы по дисциплине и др.

Электронные материалы (наборы видео- и аудио- материалов, электронные конспекты лекций, электронные учебники, методические пособия) по дисциплине «География мирового хозяйства» имеются на кафедре социально-экономической географии.

3. Текущая и промежуточная аттестация студентов по дисциплине

В соответствии с учебным планом предусмотрен зачет в 4 семестре.

Формы контроля: текущий и промежуточный контроль.

3.1. Балльно-рейтинговая система текущей аттестации студентов по дисциплине.

Текущий контроль и промежуточная аттестация по дисциплине «Экономика и экономическая география КБР» проводится в соответствии с «Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов КБГУ.

3.1.1. Цели и задачи балльно-рейтинговой аттестации обучающихся по дисциплине

Основными целями введения балльно-рейтинговой аттестации являются:

1. стимулирование повседневной систематической работы студентов;

2. снижение роли случайностей при сдаче экзаменов и/или зачетов;

3. повышение состязательности в учебе;

4. исключение возможности протежирования не очень прилежных студентов;

5. создание объективных критериев при определении кандидатов на продолжение обучения (магистратура, аспирантура и т.п.);

6. повышение мотивации студентов к освоению профессиональных образовательных программ на базе более высокой дифференциации оценки результатов их учебной работы;

3.1.2. Состав и планирование в баллах рейтинговых контрольных мероприятий по дисциплине.

Вид отчетности

1 рейтинговый контроль

2 рейтинговый контроль

3 рейтинговый контроль

Текущий

8

8

8

Коллоквиум

6

6

6

Тестирование

6

6

6

Посещение занятий

3

3

4

Всего

23

23

24

Максимальное суммарное количество баллов по результатам текущей работы – 70 баллов.

3.1.3. Шкала оценок по дисциплине.

Минимальное количество средних баллов, которое дает право студенту на положительные отметки:

  • от 36 до 50 балла – «удовлетворительно»

  • 0т 51 до 61 – «хорошо»

  • от 61 до 71 – «отлично»

Итоговая оценка по дисциплине выставляется в баллах и оценках.

3.1.4. График балльно-рейтинговых контрольных мероприятий по дисциплине. Обязательное компьютерное тестирование.

Рейтинговые мероприятия по положению о рейтинговой системе проводятся:

1 рейтинговая контрольная точка – 5-6 недели;

2 рейтинговая контрольная точка – 11-12 недели;

3 рейтинговая контрольная точка – 16-17 недели;

3.1.5. Учетная документация при рейтинг-контроле по дисциплине.

Нормативными документами учета успеваемости студентов, обучающихся по балльно-рейтинговой системе являются:

- ведомость учета текущей успеваемости;

- зачетная или экзаменационная ведомости;

Ведомость текущей успеваемости заполняется преподавателем 3 раза в течение семестра.

3.2. Содержание и порядок промежуточной аттестации студентов по дисциплине.

Полная оценка по дисциплине определяется по сумме баллов, полученных студентом по различным формам текущего и рубежного контроля и баллов, полученных при сдаче экзамена и/или зачета.

3.2.1. Порядок и сдача экзаменов и зачетов.

Для допуска к экзамену, а также к дифференцированному зачету или зачету, которым только заканчивается изучение дисциплины, студент должен набрать в ходе текущего и рубежного контроля не менее 36 баллов. Для допуска к зачету или экзамену необходимо выполнение всех запланированных по программе лабораторных работ независимо от числа набранных баллов по дисциплине. Для получения зачета студенту необходимо набрать не менее 61 балла. На экзамене студент может получить 15-30 баллов. Если ответ студента оценивается суммой менее 15 баллов, то студенту выставляется 0.

3.2.2. Отработка и повторное изучение дисциплины.

Студенты, имеющие по одной или двум дисциплинам до 35 баллов включительно имеют право на однократное повторное изучение (прослушивание) не освоенных надлежащим образом курсов. Если не зачтенный курс был курсом по выбору, то студент может прослушать альтернативный курс по выбору из предлагаемых учебным планом курсов по данной группе. В результате повторного прослушивания курса студент для продолжения дальнейшего обучения должен по итогам семестра получить оценку не ниже «удовлетворительно». В противном случае студент представляется к отчислению независимо от того, имеет ли он еще какие – либо задолженности. Студент, получивший баллы, в пределах от 35 до 70 по профессионально-образующим дисциплинам и от 35 до 60 баллов по остальным дисциплинам ООП, обязан в течение 10 дней следующего семестра успешно выполнить необходимый объем учебных работ и показать соответствующие знания. В случае если качество учебных работ признано неудовлетворительным, то студент представляется к отчислению. Если качество работ или знаний в течение 10 дней признано неудовлетворительным по одной дисциплине студент может обратиться в установленном порядке по заявлению с просьбой о повторном изучении этой дисциплины в течение следующего семестра. В случае принятия положительного решения по допуску такого студента к повторному прослушиванию, аннулируются все набранные им ранее баллы по этой дисциплине.

  1. Инновационные методы в процессе преподавания дисциплины

В процессе преподавания дисциплины «География мирового хозяйства» предполагается использование

инновационных методов и технологий.

К их числу относится привнесение в учебный процесс опыта проведения

пространственной реконструкции, круглых столов, студенческих дискуссий и дебатов.

Особое внимание уделяется решению географических задач по курсу повышенной степени сложности.

Повышению эффективности усвоении дисциплины должны послужить образовательные технологии

проф. Э.де Боно, широко используемые при проведении семинарских занятий.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Концепция развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ГОУ ВПО ГАГУ) является высшим учебным заведением федерального подчинения, имеющим статус юридического лица.
  2. Отчет о результатах самообследования деятельности Курского государственного университета

    Публичный отчет
    1 сентября 1934 г. в городе Курске был открыт Педагогический институт (Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 июля 1934 г. № 661), затем он был переименован в Курский государственный педагогический университет (Приказ
  3. Задача Создание инновационного научно-образовательного комплекса ТюмГУ

    Задача
    Цель. Повышение качества подготовки кадров для обеспечения эффективности природопользования в нефтегазодобывающем регионе на основе интеграции образования,

Другие похожие документы..