Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Управление депозитными, операциями – это одна из основных функций коммерческого банка, позволяющая привлечь временно свободные денежные средства клие...полностью>>
'Диплом'
Приводимая Л. Аринштейном версия авторства Александра Раевского дипломов рогоносца психологически оправдана и может быть требует графологической пров...полностью>>
'Методические указания'
Представлены общие вопросы организации выполнения курсового проекта, а также его содержание и состав. Изложены общие требования к оформлению расчетно...полностью>>
'Диссертация'
Диссертация выполнена на кафедре русского языка государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский госуда...полностью>>

Главная > Учебное пособие

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Е.В.Мурюкина, И.В.Челышева

развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «медиаобразование»

Учебное пособие для вузов

Таганрог

2007

Мурюкина Е.В., Челышева И.В. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование». Учебное пособие для вузов/Отв. ред. А.В.Федоров. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 162 c.

В учебном пособии рассматриваются вопросы развития критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование» (государственный регистрационный № 03.13.30) в контексте общих проблем медиаобразования, медиаграмотности и медиакомпетентности. Пособие содержит контрольные вопросы и творческие задания.

Для студентов вузов, аспирантов, преподавателей, учителей. Особую ценность данное издание имеет для студентов педагогических и гуманитарных вузов, обучающихся в рамках специализации № 03.13.30. «Медиаобразование», утвержденной и зарегистрированной в 2002 году учебно-методическим управлением по специальностям педагогического образования Министерства образования и науки Российской Федерации.

ISBN 978-5-98517-069-6

Murukina, Elena & Chelysheva, Irina. Development of the Critical Thinking of Pedagogical University’s Students in the Frame of University Specialization ‘Media Education’ . Taganrog: Kuchma Publishing House, 2007, 162 p.

This textbook analyzed the theory and methods of the development of the critical thinking of pedagogical university’s students in the frame of university specialization ‘Media Education’. Authors describe this topic in the context of media education, media literacy and media competence. The textbook includes the lists of control questions and creative tasks.

Исследование, положенное в основу настоящего издания, выполнено при поддержке Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008) Министерства образования и науки Российской Федерации. Проект РНП.21.3.491 - «Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование» (гос. регистр. № 03.13.30)». Научный руководитель проекта – доктор педагогических наук, профессор, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России А.В.Федоров.

Рецензенты:

В.В.Гура, кандидат педагогических наук, профессор,

Л.В.Усенко, доктор искусствоведения, профессор

© Мурюкина Е.В., Челышева И.В., 2007.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..

4

1.

Теоретические основы развития критического мышления…………………….

6

1.1.

Сущность и основные понятия критического мышления…………………….

10

1.2.

Теория развития критического мышления в контексте основных

теоретических подходов к медиаобразованию………………………………….

27

1.3.

Развитие критического мышления в медиаобразовательном процессе

(теоретические аспекты проблемы)……………………………………………

37

2.

Методические подходы к проблеме развития критического мышления

студентов педагогического вуза в контексте медиаобразования……………..

74

2.1.

Описание медиаобразовательных методик развития

критического мышления……………………………………………………….

78

2.2.

Классификация показателей развития медиакомпетентности и

развития критического мышления аудитории…………………………………………….

97

2.3.

Основные подходы к методике медиаобразования школьников и студентов

107

2.4.

Примеры занятий со студентами (в рамках специализации

«Медиаобразование»), способствующих развитию критического мышления

124

Приложение. Программа по учебному курсу для педагогических вузов

«Технология медиаобразования»……………………………………………….

137

Литература……………………………………………………………………….

149

Введение

В настоящее время информация самого разного толка превращается в экономическую категорию. Результатом бурного развития медиа становится насыщение рынка зрительских интересов, а следствием - разделение каналов по тематике, аудиторному, адресному, национальному, территориальному, временному и другим признакам. Появляются все новые телевизионные каналы, периодические печатные издания, интернетные сайты. Масс-медиа действуют как фильтр, отбирающий, компонующий и интерпретирующий информацию, берут на себя обучающие, просветительские функции, являясь своеобразной «параллельной школой» для подрастающего поколения.

Несмотря на кажущуюся простоту и доступность информации, которой человек, на первый взгляд, довольно легко управляет, он порой, сам того не замечая, становится объектом воздействия информационного мира. По мнению Г.В.Грачева, «основной и центральной мишенью информационного воздействия является человек, его психика. В то же время именно от отдельных личностей, их взаимосвязей и отношений зависит нормальное функционирование отдельных общностей и социальных организаций от малой группы до населения страны, государства, общества в целом» [Грачев, 2003, с.8]. Информация, передаваемая по каналам масс-медиа, становится в современных условиях «продуктом» индустрии сознания, но, вместе с этим, далеко не всегда является всесторонней и достоверной. Односторонняя или искаженная информация (которая передается, к примеру, телевидением, обладающим большой силой пропагандистского внушения), несомненно, нуждается в осмыслении. Возникновение глобальной и интерактивной системы коммуникации, широкое проникновение медиа в жизнь многих слоев общества порождают новые проблемы в образовании, направленные на развитие самостоятельного, критического мышления, включающего умение анализировать и оценивать медиаинформацию, противостоять ее возможному манипулятивному воздействию.

Сейчас уже достаточно широко признано, что школа должна снабдить учащихся необходимым методологическим инструментом для самостоятельного, критического анализа (медийной) информации. Перед современным образованием встает важная задача научить подрастающее поколение анализировать медиатексты, иметь представления о механизмах их воздействия и последствиях ее влияния на зрителей, читателей и слушателей.

Медиаобразование – специальное направление в педагогике, выступающее за изучение средств массовой коммуникации, ставит в качестве одной из главных задач развитие критического мышления, умение понимать скрытый смысл того или иного сообщения и т.д. В современном российском медиаобразовании широкое распространение получила теория «развития критического мышления». Основной целью данной теории является оказание помощи подрастающему поколению ориентироваться в информационном потоке, а также умения противодействовать манипуляции сознанием аудитории со стороны СМК.

В США в 1980-е годы развитие критического мышления было специально выделено в перечнях декларируемых образователь­ных целей в большинстве штатов и школьных систем страны. В 1990-е годы развитие критического мышления стало одной из основных образователь­ных целей и в подавляющем большинстве европейских стран. В последнее время проблема развития критического мышления анализируется и российскими исследователями (Е.В.Волков, Е.О.Галицких, Р.М.Грановская, С.И.Заир-Бек, А.В.Федоров и др.).

С.И.Заир-Бек отмечает, что, несмотря на то, что «термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов как Ж.Пиаже. Дж.Брунер, Л.С.Выготский, в профессиональном языке педагогов-практиков в России это понятие стало употребляться сравни­тельно недавно» [Заир-Бек, 2002, с.13]. При всем разнообразии определений критического мышления, в них можно увидеть общий смысл. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное, предполагающее способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы, принимать независимые продуманные решения.

В демократическом обществе на первое место выходит способность и готовность оценивать ситуацию самостоятельно, без предубеждения, распознавать приемы психологического манипулирования в медийном пространстве. В современной социокультурной ситуации для каждого человека необходимо быть медиакомпетентным: уметь ориентироваться в условиях переизбытка разнообразной информации, грамотно воспринимать ее, понимать, анализировать, иметь представление о механизмах и последствиях ее влияния на зрителей, читателей и слушателей

Гл. 1. Теоретические основы развития критического мышления

(автор текста главы 1 – к.п.н., доцент И.В. Челышева)

Цели. После изучения главы 1 студенческая аудитория должна

а) знать

б) уметь

основные термины и понятия медиаобразования и технологии критического мышления

оперировать основными медиаобразовательными понятиями

основные теории и модели медиаобразования

анализировать основные теоретические подходы к медиаобразованию и их связь с теорией критического мышления

основные теоретические положения развития критического мышления

дать развернутую характеристику процессу развития критического мышления в (медиа) образовательном контексте

основные историко-педагогические тенденции развития критического мышления в российском медиаобразовании

осуществлять сравнительный анализ основных исторических этапов медиапедагогики в русле развития критического мышления

теоретические основы критического анализа медиатекста

охарактеризовать сущность, структурные особенности и основные этапы критического анализа медиатекстов различных видов и жанров

Ключевые слова к главе 1

критическое мышление

медиакомпетентность (медиаграмотность)

характеристика критического мышления

принципы развития критического мышления

интерактивное, проектное и проблемное обучение

педагогическая технология

российские медиаобразовательные модели в контексте развития критического мышления

исторические тенденции развития критического мышления

интерпретация медиатекста

критический анализ медиатекста

Вопросы к главе 1

  1. В чем состоит необходимость применения в образовательном процессе современных педагогических технологий и активных форм учебного взаимодействия?

  2. Каким образом, на ваш взгляд, можно использовать потенциальные возможности современных педагогических технологий в медиаобразовательном процессе?

  3. Какими причинами обусловлен интерес к развитию критического мышления аудитории?

  4. Какие факторы в большей степени влияют на выбор медиаинформации?

  5. Представьте сравнительную характеристику определения критическое мышление. Какое определение, на ваш взгляд, является наиболее точным?

  6. В чем состоит необходимость основной концептуальной идеи педагогической технологии развития критического мышления?

  7. Прокомментируйте мнение о том, что «критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений» [Темпл, Мередит, 1997]. Какие умения необходимы для критически мыслящего педагога?

  8. Каким образом характеристики критического мышления, представленные Д.Клустером, соотносятся с процессом медиаобразования?

  9. Какие педагогические условия необходимы для осуществления диалогового подхода в медиаобразовательном процессе?

  10. В чем состоит особенность интерактивного обучения? Как возможности интерактивного обучения реализуются в медиаобразовательном процессе?

  11. В чем, на ваш взгляд, состоит познавательный, воспитательный и развивающий потенциал диалогового взаимодействия в медиаобразовательном процессе?

  12. В чем, по вашему мнению, состоят преимущества и недостатки интерактивных форм и методов работы с медиаинформацией?

  13. Назовите основные причины недостаточного использования в российских школах форм и методов интерактивного обучения. Какие меры необходимо предпринять для их более активного использования?

  14. Приведите примеры стихийного интерактивного общения школьников и молодежи со средствами медиа. Каковы возможные положительные и отрицательные последствия данного феномена?

  15. Объясните, чем обусловлена эффективность проектных методик в медиаобразовании?

  16. В чем заключается социальная ответственность педагога за свою точку зрения, поступки, мысли?

  17. На какие качества личности может иметь влияние применение в медиаобразовательных занятиях дискуссий, обсуждений, анализа произведений медиакультуры, творческих заданий на медиаматериале? Какие из этих качеств вы считаете профессионально значимыми для педагога?

  18. Проведите сравнительный анализ определений медиакомпетентности. Какое из них, по вашему мнению, наиболее перспективно в российских образовательных условиях?

  19. Ознакомьтесь с классификацией медиаобразовательных моделей. Какие пути реализации развития критического мышления вы можете предложить в рамках данных моделей?

  20. Какие знания, на ваш взгляд, необходимы педагогам и учащимся для освоения критической медиаграмотности?

  21. Как осуществляется взаимосвязь таких понятий как медиакомпетентность, анализ, интерпретация, медиатекста, медиавосприятие медиавоздействие, рефлексия?

  22. В чем, по вашему мнению, состоит специфика критического анализа медиатекстов различных видов и жанров?

  23. В чем состоит взаимосвязь умений работать с информацией и развитием критического мышления?

  24. Проведите анализ показателей оценки медиатекстов, предложенных профессором А.В. Федоровым. Как вы считаете, почему предложены именно эти показатели?

  25. В чем состоят характерные особенности структурных компонентов критического анализа медиатекста?

  26. Какие формы и методы работы с медиатекстом, на ваш взгляд, являются наиболее продуктивными для осуществления его критического анализа?

  27. В чем суть основных методических приемов, используемых при проблемном (критическом) анализе медиатекстов?

  28. Обоснуйте, в чем состоит взаимосвязь между уровнем медиавосприятия и его критическим осмыслением?

  29. Каким образом «формула успеха» влияет на медиавосприятие аудитории?

  30. В чем суть медиаманипуляции? Какие пути являются наиболее продуктивными для ее преодоления?

Рекомендуемые задания к главе 1

  1. Проведите контент-анализ понятий аналитическое и критическое мышление.

  2. Сравните положения основных теоретических подходов к медиаобразованию и определите их связь с развитием критического мышления в историко-педагогическом контексте.

  3. Проанализируйте качества, характеризующие критически мыслящего индивида (по классификации Д.Халперн). Проведите в микрогруппе «Метод независимых харктеристик», используя данную классификацию.

  4. Напишите творческую работу на тему: «Критически мыслить – значит уметь отказываться от собственных предубеждений» [Браус, 1994].

  5. Подготовьте примеры проблемных вопросов, которые можно использовать в работе с учащимися при изучении и анализе медиатекста.

  6. Разработайте план дискуссионного, игрового и тренингового занятия на медиаматериале для учащихся определенной возрастной категории.

  7. Напишите творческую работу на тему: «Развитие критического мышления учащихся и педагогическое взаимодействие».

  8. Разработайте ход медиаобразовательного занятия с учащимися определенной возрастной группы, используя интерактивные формы работы.

  9. Составьте примерную схему обсуждения медиатекста (фильма, статьи, телепередачи, интернет-сайта и т.д.), используя проблемные вопросы.

  10. Подготовьте презентацию школьного медиаобразовательного проекта по избранной вами теме, пользуясь рекомендациями А.В.Спичкина.

  11. Проведите диагностику уровней умения анализа медиатекста учащихся во время педагогической практики. На основе проведенной диагностики сделайте выводы и предложите свои педагогические рекомендации.

  12. Используя основные элементы аргументации (утверждение, довод, доказательство, основание), напишите творческую работу на тему: «Современное состояние российского медиаобразования».

  13. Составьте план медиаобразовательного занятия со школьниками, используя структурные компоненты критического анализа медиатекста.

  14. Напишите реферат на тему: «Развитие критического мышления учащихся в творческой деятельности».

  15. Прокомментируйте мысль Ю.Лотмана о том, что художественный текст способен «выдавать различным читателям различную информацию – каждому в меру его понимания … именно ту, в которой он нуждается и к восприятию которой подготовлен» [Лотман, 1970, с.32]. Аргументируйте свой комментарий, используя факты из истории российского медиаобразования.

  16. Проанализируйте медиатекст (фильм, журнальную статью и т.д.), используя основные области изучения медиаинформации по Л.Мастерману.

  17. Составьте план медиаобразовательного занятия со школьниками, используя структурные компоненты критического анализа медиатекста.

  18. Прорецензируйте медиатекст от имени зрителей с разными уровнями развития критического мышления.

  19. Составьте примерную схему медиаобразовательного занятия с учащимися, используя компоненты базового технологического алгоритма критического мышления (вызов, осмысление, размышление).

  20. На примере конкретного медиатекста проанализируйте основные приемы манипулятивного воздействия сознанием аудитории.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. И. В. Челышева Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов в процессе анализа аудиовизуальных медиатекстов Учебное пособие

    Учебное пособие
    Челышева И.В. Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов в процессе анализа аудиовизуальных медиатекстов. Учебное пособие для вузов.
  2. Е. В. Мурюкина развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов в процессе анализа прессы учебное пособие

    Учебное пособие
    Мурюкина Е.В. Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов в процессе анализа прессы. Учебное пособие для вузов. Таганрог: НП «Центр развития личности», 2008.
  3. А. В. Федоров Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза Монография

    Монография
    Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007.
  4. Учебного спецкурса* для вузов (1)

    Пояснительная записка
    * модернизирована при поддержке гранта аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008) Министерства образования и науки Российской Федерации.
  5. Учебного спецкурса* для вузов (2)

    Пояснительная записка
    * модернизирована при поддержке гранта аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008) Министерства образования и науки Российской Федерации.

Другие похожие документы..