Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Презентация'
Интерактивная презентация метода приведения формулировок функций ОИВ к единому синтаксическому стандарту с анализом практических примеров по ходу пре...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится " " июня 2009 г. в часов на заседании диссертационного совета ДМ 220.002.03. при ФГОУ ВПО «Алтайский государственный аграр...полностью>>
'Реферат'
Кількість релігій «Нового віку», повторюю, надзвичайно велика. Але умовно їх можна поділити на три категорії. Перш за все це культи, що проголосили с...полностью>>
'Реферат'
Финансово-Промышленные Группы - активно растущая форма организации взаимодействия финансовых и промышленных организаций не только в нашей стране, но и...полностью>>

Главная > Курсовая

Сохрани ссылку в одной из сетей:

2. Цель и организация исследовательской работы

2.1.Научный аппарат исследования

Научный аппарат - это методологическая база и основа организации исследовательской работы. Позволяет выстроить логику исследования, увидеть взаимосвязь и взаимозависимость ключевых понятий и терминов.

К научному аппарату относится формулирование и определение темы, постановка и формулирование цели, определение объекта и предмета ис­следования, выдвижение научного предположения (гипотезы), постановка задач и выбор методологической базы исследования.

Традиционно в исследованиях (ВКР, курсовая работа) первая глава посвящена теоретико-методологическому обоснованию объекта и предме­та исследования, а также особенностям их проявления и взаимодействия в практической деятельности ОУ (образовательного учреждения). Первый параграф раскрывает теоретические подходы к изучению объекта исследо­вания. Второй параграф посвящен анализу подходов к роли предмета в из­менениях объекта или показывает их взаимосвязь на теоретико-методологическом уровне. Ниже приводятся примеры возможного вариан­та формулирования и развития темы курсовой работы в дипломную рабо­ту, а также возможные варианты изменения объекта и предмета исследо­вания.

Курсовая работа

Дипломная работа

Тема

Внеклассной работы в школе как условие формирования целевых и ценностных уста­новок в ООШ.

Организация внеклассной работы в школе как условие формирова­ния целевых и ценностных уста­новок старших подростков.

Объект

Формирование целевых и ценностных установок.

Ценностные установки старших подростков в условиях школы.

Предмет

Внеклассная работа в школе как условие формирование целевых и ценностных уста­новок

Организация внеклассной работы в школе как условие формирова­ния ценностных установок у де­тей старшего подросткового воз­раста.

Хочется также отметить, что четкая формулировка темы позволит бо­лее точно определить методологическую базу исследования,

Цель исследования определяется и формулируется как достижение ре­зультата в виде разработанной новой программы знаний, умений, новой педагогической технологии или оригинального варианта известного и т.д. Формулировка цели любого психолого-педагогического исследования, как правило, начинается словами «выяснить...», «определить..», «создать...» и т.п. Цель может быть достигнута через решение конкретных задач иссле­дования.

Объект исследования - это то педагогическое пространство, та об­ласть, в рамках которой находится то, что предстоит изучить (М. М. По­ташник). Объектом исследования могут быть детские и педагогические коллективы, система воспитательной работы, учебно-воспитательный про­цесс, преподавание чего-либо и т.д.

Предмет исследования содержит в себе центральный вопрос про­блемы. Это та часть объекта или процесс, в нем происходящий, который собственно исследуется. Например, если объектом является учебно-воспитательный процесс, то предметом может быть механизм игрового обу­чения; если объект - процесс обучения математике, развития речи и т. п., то предметом явится использование моделирования при формировании вы­числительной деятельности, обучении рассказыванию, формировании обобщенного представления о трудовом процессе и т.д. Таким образом, предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта и, как правило, совпа­дает с темой исследования.

Задача представляет этап достижения цели. В исследовании может быть поставлено несколько задач, чаще всего вычленяют три группы.

Первая группа задач - историко-диагностичекая. Ее связывают с изу­чением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий.

Вторая группа - теоретико-моделирующая, связана с раскрытием структуры, сущности изучаемого педагогического явления, способов его преобразования.

Третья группа - практически преобразовательная, связанная с разра­боткой содержания, методов организации педагогического процесса.

Например, цель исследования - определить систему работы по обуче­нию дошкольников рассказыванию с использованием моделирования; за­дачи - выявить степень сформированности умения составлять рассказы, определить причины данного положения дел, изучить возможности детей дошкольного возраста в работе с моделями и пр.

Во введении представляют гипотезу исследования, это развернутое предположение, где максимально подробно даны модель, будущая мето­дика, система мер, то есть технология, которая обеспечит высокую эффек­тивность учебно-воспитательного процесса, например, «детям дошкольно­го возраста доступно освоение системы знаний о труде людей по выращи­ванию растений. Данная система знаний включает три взаимосвязанных подсистемы: знания о растении как о живом организме; о среде обитания; о трудовом процессе. Дошкольники могут усвоить данное содержание, если компоненты и связи внутри этих подсистем представлены наглядно и ос­ваиваются в значимой для ребенка деятельности. Освоение данной про граммы обеспечит эффективное умственное, трудовое и экологическое вос­питание» (Л.Я. Мусатовой). Проблему выдвижения гипотетического пред­положения и его доказательства более подробно мы рассмотрим в следую­щей теме.

Задания и вопросы для контроля знаний.

1. Сформулируйте педагогическую проблему, и выстройте на её ос­нове тему учебного исследования.

  1. Определите научный аппарат темы.

  2. Сформулируйте гипотезу исследования.
    Литература

  1. Виноградова Н.А. Методические рекомендации к выполнению письменных работ. - М., 1993.

  2. Казакова А.Г. Роль и место курсовых и дипломных работ в организации учебно-исследовательской деятельности студентов. - М., 1999.

  3. Клименко И.Ф. Формирование у студентов навыков исследовательской деятельности. // Специалист, 1999. - № 10.

  4. Методы педагогического исследования. / Под ред. В.И. Журавлёва,- М., 1972.

  5. Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы сту­дентов. - М., 2000.

2.2. Научная гипотеза и ее проверка План и организация исследования

Гипотеза является важным элементом движения познания к новым открытиям. Она возникает на основе известных знаний, но выходит за их пределы. При этом формулирует новое утверждение, истинность которого до сих пор не была доказана. «Гипотеза - это предположение, в котором на основе ряда фактов делается вывод об объекте, о причинах явления, при­чем предположение это нельзя считать вполне доказанным» (A.M. Нови­ков).

Существуют разные толкования гипотезы. Так, например, П.В. Копнин понимает гипотезу очень широко - это целая система суждений, поня­тий, мнений. Гипотеза, трактуемая как система знаний, не тождественна предположению. Предположение является только одним, хотя и сущест­венным, моментом гипотезы. Сужение значения гипотезы до значения предположения считается неправомерным. По мнению ученого, предпо­ложение выражает гипотезу не как процесс движения мысли, а только как его результат, точнее, даже часть результата. Цитируемый автор опреде­ляет гипотезу следующим образом: «Гипотеза как форма научного позна­ния характеризуется следующими свойствами: 1) является системой науч­ного познания, которая складывается из различных мнений; 2) объеди­няющим элементом или идеей в них является предположение». Предположение в гипотезе, согласно П.В. Копнину, «а) служит средством по­знания предмета, его основных взаимоотношений и закономерностей; б) дения, которые оно содержит, имеют вероятностный характер; в) в про­цессе обоснования и развития гипотезы оно должно быть доказано либо отвергнуто и заменено другим; г) на его основе создается система зна­ний, которая помогает вскрывать новые факты и закономерности и явля­ется орудием движения познания».

Эвристическая ценность гипотезы заключается в том, что в ней со­единяются известные познания с новым, с тем, что необходимо найти или доказать. Гипотеза появляется одновременно с ведущей идеей исследова­ния и определяется ею.

Новые гипотезы часто возникают на базе противоречий между тео­рией и фактами, которые уже нельзя объяснить в рамках этой теории. Это противоречие между старыми теориями и новыми фактами форму­лируется как проблема, которую нужно решить. Происходит определен­ный скачок в познании. Возникает гипотеза или несколько гипотез, кото­рые имеют вероятностный характер.

Наглядным примером того, как гипотеза определяется теорией, мо­гут быть исследовательские работы.

Как мы говорили выше, научная гипотеза - это допущение, истина ко­торого еще не доказана, но вероятна. Научная теория включает в себя ги­потезу как исходный элемент поиска истины, которая помогает экономить время и силы, целенаправленно собирать и группировать факты.

Гипотеза - это своеобразный прообраз будущей теории, одна из форм научного познания, выступающая в виде определенного умозаключения. Существуют разные виды развития гипотезы это: первоначальная (нуле­вая), описательная (понятийно-терминологическая), объяснительная, ба­зисная (основная)и прогностическая.

Формулировка педагогических гипотез - процесс сложный, проверяе­мый и непрерывный. Нулевая гипотеза - это первоначальное объяснение имеющихся связей и отношений в объекте и предмете исследования. Нуле­вая гипотеза предполагает определенные функции предмета в объекте ис­следования. При этом нулевая гипотеза может не давать теоретическое объяснение связей внутри предмета исследования. Нулевая гипотеза стро­ится на структурных связях между объектом и предметом исследования или отношениях между структурными элементами предмета исследования.

Описательная гипотеза трактует структуру процесса или явления на основе полученных первоначальных данных. Они характеризуют изучае­мое явление с разных позиций. Как правило, эти данные могут быть полу­чены при использовании простейших анкет и интервью, сопоставления мнений, в результате описательной гипотезы формулируется И конкрети­зируется понятийный аппарат и исходные данные эксперимента.

Объяснительная гипотеза требует экспериментальной проверки, в связи с тем, что здесь на первый план выдвигаются причинно-следственные связи, которые получены на первом и втором этапах экспе­римента. Поэтому объяснительная гипотеза строится на предположении: если сделать то-то, то такие-то изменения произойдут в объекте и предме­те исследования. Для проверки объяснительной гипотезы проводится кон­статирующий эксперимент, который призван получить данные о законах функционирования исследуемого процесса или явления.

Основная рабочая гипотеза определяет и базисный (основной) экс­перимент. Без основной гипотезы процесс исследования сводится к систе­матизации информации, вариативному изложению фактов. Основная гипо­теза строится на предположениях о том, при каких условиях процесс ре­шения той или иной педагогической проблемы будет успешным, как будут изменяться личностные качества учащегося.

Концептуальная гипотеза создается в коллективных или комплекс­ных исследования.

На основании формулирования научного аппарата составляется план организации исследования, включающий: формулирование темы иссле­дования; обоснование актуальности исследования; формулирование про­тиворечий (заимодействия между взаимоисключающими, но при этом взаимообуславливающими и взаимопроникающими друг в друга противо­положностями внутри единого объекта и его состояний); формулирование проблемы исследования; определение объекта и предмета исследования; определение цели исследования; формулирование гипотезы и определение задач.

Литература

  1. Виноградова Н.А. Методические рекомендации к выполнению письменных работ. - М., 1993.

  2. Кочетов Д.И. Культура педагогического исследования. Минск 1996.-312 с.

  3. Казакова А.Г. Роль и место курсовых и дипломных работ в органи­зации учебно-исследовательской деятельности студентов. - М., 1999.

  4. Клименко И.Ф, Формирование у студентов навыков исследовательской деятельности. // Специалист, 1999. - № 10.

  5. Методы педагогического исследования. / Под ред. В.И. Журавлёва,-М., 1972.

  6. Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образователь­ном учреждении. - М., 1996.

  7. Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов. - М., 2000.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пособие по разработке методической карты по организации исследовательской работы школьников Разработчик

    Документ
    Исследовательская деятельность учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума,
  2. Научно-практическая конференция Технология организации исследовательской работы

    Документ
    отсутствие законченности в работе, что обусловливается отсутствием систематического подхода к исследовательской деятельности. Вместо рассчитанной на долговременный срок работы,
  3. Исследовательская работа (2)

    Исследовательская работа
    В 2007 году в Москве был открыт второй в городе памятник М.А.Шолохову. Это вызвало у меня неподдельный интерес. Естественными были вопросы: «А где ещё есть памятники М.
  4. Исследовательская работа на уроках биологии

    Исследовательская работа
    Крайне важно для развития интеллектуальных умений учащихся организовать их работу по самостоятельному добыванию новых знаний в процессе творческого поиска, логических размышлений, сопоставления имеющихся знаний.
  5. Исследовательская работа по математике: «Формирование умения выводить логические следствия из данных предпосылок при изучении темы «Треугольник» исследовательским методом.»

    Исследовательская работа
    ГЛАВА 2. Формирование умения выводить логические следствия из данных предпосылок на примере изучения темы «Треугольник» исследовательским методом .15-68

Другие похожие документы..