Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Инструкция'
Инструкция: Вам предлагается список характеристик. Следует внимательно прочесть каждую и решить, соответствует ли она вашему представлению о себе. Есл...полностью>>
'Урок'
Все мы живём в огромном мире, в человеческом обществе, где между людьми постоянно возникают различные отношения. В течение одного дня мы сможем побыв...полностью>>
'Реферат'
Разве в космосе вода есть? Да, оказывается, вода есть в космическом пространстве. Десять лет назад астрофизики с помощью радиотелескопа обнаружили ид...полностью>>
'Конкурс'
Особенности профессиональной деятельности. В учебно-воспитательном процессе учитель использует современные образовательные технологии. Применяет ИКТ ...полностью>>

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №88 Кафедра новых информационных технологий Формирование икт компетенции руководителя образовательного учреждения (Методическое пособие)

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей №88

Кафедра новых информационных технологий

Формирование ИКТ компетенции руководителя образовательного учреждения

(Методическое пособие)

Составитель:

Назарова Людмила Степановна,

зав. кафедрой новых

информационных технологий,

учитель информатики и ИКТ

высшей категории,

преподаватель ИКТ-компетенции ММЦ 74208

Челябинск, 2008

Содержание

Введение

3

Глава 1

Формирование ИКТ - компетенции руководителя образовательного учреждения

6

1.1.

Базовая ИКТ-компетенция как основа образования

6

Глава 2

Базовая подготовка в сфере ИКТ в структуре деятельности администратора образовательного учреждения

8

2.1.

Проектирование информационной среды образовательного учреждения

10

2.1.1.

Организация и компоненты информационной среды

15

2.1..2.

Аспекты использования информационной среды образовательного учреждения

16

2.1.3.

Информационная среда в деятельности образовательного учреждения

17

2.1.4.

Проектирование информационной среды образовательного учреждения

18

2.2.

Рабочее место администратора образовательного учреждения

23

2.2.1.

Устройство компьютера

23

2.2.2.

Подключение периферийных устройств

28

2.3.

Организация личного информационного пространства

30

2.4.

Информационные системы и информационные модули программной реализации информационного пространства образовательного учреждения

31

2.5.

Роль руководителя в процессе формирования информационного пространства в рамках создания единой информационной среды

33

2.6.

Работа со справочной системой Windows XP

35

Глава 3

Использование Microsoft Office в деятельности руководителя образовательного учреждения

36

3.1.

Приемы и методы подготовки организационно-распорядительных документов в Microsoft Word

36

3.2.

Приемы и методы использования Microsoft Excel работником администрации образовательного учреждения

40

3.3.

Приемы и методы подготовки деловых презентаций в Microsoft PowerPoint

41

3.4.

Основы работы в сети Интернет

46

3.5.

Ресурсы сети Интернет в управлении образованием

51

3.6.

Взаимосвязь административной организации учебной дея­тельности с обеспечением содержания учебного процесса

52

Заключение

55

Список литературы

57

Приложения

58

Введение

Информационные и коммуникационные технологии за короткое время стали важнейшей составляющей современного общества. Теперь во многих странах понимание этих технологий и свободное владение основными относящимися к ним умениями и концепциями считается частью базового образования – наряду с чтением, письмом и счетом.

Одна из основных целей образования на сегодняшний день – способствовать всем учащимся и сотрудникам образовательного учреждения в получении доступа к эффективным образовательным ресурсам, позволяющим подготовить молодых людей к тому, чтобы они смогли наилучшим образом проявить себя в современном мире и внести свой вклад в создание «общества глобальной компетенции». Руководители образовательных учреждений в большинстве своем заинтересованы в использовании информационных и коммуникационных технологий в школе (и в особенности – как с учетом местной специфики сохранить оптимальный баланс между применением технологий и традиционными методами обучения), равно как и помочь в создании учебных программ и материалов, отражающих национальную и региональную культуру.

Руководители образовательных учреждений ориенти­рованы на оценку степени значимости ИКТ при реализации различных на­правлений управленческой деятельности, как по поддержанию функциони­рования, так и по развитию образовательных учреждений. Руководителей образовательных учреждений очень заботит осна­щенность их школ ИКТ относительно различных параметров: программ­но-методическое обеспечение, материально-техническое обеспечение, под­готовленность кадров, финансовое обеспечение, информационное обеспечение и др.

Позиция руководителя школы крайне важна для успешного разворачивания проекта «Информатизация системы образования», поскольку именно от него во многом зависит реальное включение ИКТ в образовательный процесс. По­зиция руководителя значима и потому, что он выступает как в роли экс­перта, оценивающего уровень обеспеченности школы компьютерными тех­нологиями, так и в роли педагога-практика, характеризующего эффективность влияния ИКТ на развитие учащихся.

Немаловажной проблемой для руководителя образовательного учреждения является ряд вопросов, которые позволяют оха­рактеризовать особенности отношения учителей к пользованию ИКТ. Здесь, во-первых, необходимо оценить значимость ИКТ, как в структуре досу­га учителя, так и в структуре его информационного пространства. Иными словами, разобраться, какую роль играют ИКТ в жизненном укладе учите­ля. Во-вторых, рассмотреть вопросы, связанные с характеристиками непосред­ственного использования ИКТ: возможностью доступа к ИКТ, регулярнос­тью пользования, а также вопросы, связанные с компетентностью учителя в сфере компьютерных технологий. Рассмотрение этих аспектов позволяет не только расширить представление о месте ИКТ в образе жизни совре­менного учителя, но и дает возможность оценить роль школы в повышении уровня доступности ИКТ для учителя. При этом специальное внимание уделяется вопросам, касающимся обучения на разных курсах повышения квалификации (ИПК, РКЦ, ММЦ). Этот аспект имеет особое значение, поскольку определяет одну из основных линий развития проекта ИСО. И, наконец, в-третьих, разобраться с особенностями использования ИКТ непосредственно в профессиональной деятельности учителя. При этом особое внимание уделяется вопросу, касаю­щемуся влияния уровня компетентности учителя в области ИКТ на харак­тер их использования в обучении: при подготовке к уроку, при изложении материала, при контроле знаний учащихся.

Особое место для руководителя образовательного учреждения занимает анализ широкого круга вопросов, касающихся особенностей использования ИКТ непосредственно в учебной деятельности подростка. Необходимо учитывать те риски, которые связаны с пользованием ИКТ подростком (физические пе­регрузки, риски для здоровья, компьютерная зависимость и др.).

Развитие Информационных и коммуникационных технологий влечет за собой перемены в содержании труда руководителя образовательного учреждения и методах его организации, что приводит к изменению требований, предъявляемым к преподавательскому составу. Особое значение приобретают: способность к критическому мышлению; универсальные (широкие) знания; ключевые компетентности в области ИКТ; способность принимать решения; умение управлять динамичными ситуациями; умение работать в команде; навыки плодотворного общения.

Программа информатизации образовательного учреждения должна помочь сформировать команду профессионалов, обладающих этими качествами.

Технологическое развитие в области ИКТ весьма динамично, созданные средства быстро устаревают, так что зачастую для работы с ними требуется приобретение абсолютно новых знаний и умений. Адаптация к таким изменениям возможна только в том случае, если в основе её лежит четкое понимание концепций и принципов ИКТ.

Чтобы дать определение понятию «информационные и коммуникационные технологии» (ИКТ), нужно сначала уточнить значение двух других терминов.

Информатика (наука о вычислительных системах) - наука, занимающаяся разработкой, созданием, использованием и поддержкой информационных систем, включая их аппаратные и программные средства, организационные и психологические аспекты их реализации, а также различные аспекты применения таких систем.

Технология информатики определяется как совокупность технологических приложений (предметов, изделий) информатики в обществе.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) определяются как комбинация технологии информатики с другими родственными ей технологиями, в особенности коммуникационной. Использование технологий и их включение в профессиональную и учебную деятельность основывается на концепциях и методах информатики. последние годы в рамках реализации федеральных целевых программ значительные средства вкладыва­лись в информатизацию образования. В школы при­шли компьютеры, школьные медиатеки пополнились цифровыми образовательными ресурсами, начали широко поддерживаться учительские инициативы, направленные на активное внедрение ИКТ в образо­вательную практику.

В то же время многие руководители образовательных учреж­дений оказались в стороне от процессов информатизации школы, слабо представляя себе образовательный потенциал современных информационных технологий. А ведь именно руководителям образовательных учреждений, менеджерам образования предстоит стать инициаторами модернизации всех сторон жизни школы посредством активного использования образовательного и организационного потенциала совре­менных информационных технологий. В руках квалифицированного управленца — это мощный ресурс, способный обеспечить качественное изменение образовательного процесса, создать для школы конкурентные преимущества, обеспечить условия для привлечения новых учителей и учеников. В этом смысле высокая информационная компетентность руководителя — залог успешного развития образовательного учреж­дения.

Демографическая ситуация, введение профильного обучения, реструктуризация, нормативное финансирование и многое другое приведут к возникновению кон­куренции на образовательном поле. Выживут и станут сильными только те школы, где директор будет все время думать о развитии, обогащать школу новыми техно­логиями, повышать качество обучения, развивать материальную базу, привлекать тем самым новых и новых учеников. Хорошие школы останутся и будут работать. Хороший директор придет к тому, чтобы сделать свою школу многокомплектной, с профильным обучением, где каждый учащийся сможет выбрать тот индивидуальный путь, который ему интересен.

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Базовая ИКТ компетенция

как основа современного образования

Понятие

В целях системного повышения квалификации профессионализм руководителя образовательного учреждения, педагога можно рассматривать как синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие

ИКТ - компетенция – совокупность знаний умений и опыта деятельности. Наличие опыта, является определяющим по отношению к выполнению профессиональных функций

Уровни

  • Базовый – инвариант знаний, умений и опыта, необходимый для решения образовательных задач средствами информационных и коммуникационных технологий общего назначения.

  • Предметно-ориентированный – освоение и формирование готовности к внедрению в образовательную деятельность специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета или выполняемых административных функций.

Условия формирования

Ключевым моментом формирования ИКТ- компетенции является опыт деятельности. Освоение работником образования ИКТ общего назначения должно осуществляться в ходе моделирования подготовки дидактических средств и проектирования функционально ориентированных компонентов образовательной деятельности

Образовательные программы и курсы, предусматривающие формирование и развитие базовой ИКТ компетенции руководителя образовательного учреждения и работника образования, должны предполагать реализацию контекстного обучения.

Показатели владения

Содержание подготовки педагогов и руководителей образовательного учреждения представлено двумя группами диагностируемых показателей: наличием представлений и уровнем владения приёмами использования ИКТ общего назначения в специфике педагогической деятельности в соответствии с образовательными областями базисного учебного плана или административными функциями.

Компоненты содержания

Наличие общих представлений в сфере ИКТ.

Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах.

Владение интерфейсом операционной системы.

Наличие общих представлений в сфере мультимедиа.

Владение навыками пользователя офисных технологий в контексте подготовки дидактических средств по предметной области и рабочих документов.

Владение техникой подготовки графических иллюстраций на основе растровой графики.

Владение базовыми Интернет-сервисами и технологиями.

Владение основами технологии построения web-сайтов.

БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА В СФЕРЕ ИКТ

В СТРУКТУРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСГИ АДМИНИСТРАТОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Конец 20 — начало 21 века отмечены бурным развитием информационных техно­логий, беспрецедентными темпами изменения информационного пространства. Информатизация различных сфер общественной жизни давно уже превратилась в обычное явление. Компьютеры перестали быть экзотикой, а компьютерная грамот­ность — достоянием посвященных. Вопросы проектирования информационных сред и организации управления ими стали повседневными вопросами менеджмента в лю­бой сфере деятельности, не исключая и образования.

К тому же усложнилось и само управление образовательным учреждением (ОУ). Директора ОУ сегодня вынуждены решать не только педагогические и хозяйственные проблемы, но и социально-педагогические, экономические, правовые и финансовые вопросы.

В сложившихся условиях одной из целей повышения квалификации и стимулиро­вания самообразования руководителя школы стало не только овладение им базовы­ми навыками в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), но и умением творчески применять эти навыки (ИКТ-компетентность).

Профессиональная направленность образования и самообразования руководителя стимулирует развитие его педагогической компетентности и позволяет в практической деятельности формировать предметно-ориентированный уровень ИКТ - компетентности, так необходимый в процессе организации системы управления информационной средой.

Перечень компетенций администратора образовательного учреждения в сфере ИКТ включает в себя следующие моменты:

Наличие представлений о принципах формирования единого информационного пространства образовательного учреждения. Понимание роли и места руко­водителя в процессе информатизации школы.

Знание возможностей использования средств ИКТ для оптимизации труда работника управления образованием.

Наличие представлений о программных продуктах, предназначенных для ре­шения административно-образовательных задач. Знание конкретных прило­жений, составляющих структуру единого информационного пространства обра­зовательного учреждения. Наличие представлений о критериях отбора программного обеспечения и особенностях его внедрения в практику работы.

Знание типовых квалификационных требований в области ИКТ, предъявляе­мых к администраторам системы образования.

Умение организовать свое компьютеризированное рабочее место.

Наличие базовых представлений о назначении и функционировании ПК, уст­ройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях и возможностях их использования в учебном процессе и управленческой деятельности.

Владение интерфейсом операционной системы, приемами выполнения фай­ловых операций, организации информационной среды как файловой системы, владение основными приемами ввода-вывода информации.

Владение навыками установки и удаления приложений и электронных образовательных ресурсов.

Владение навыками пользователя офисных технологий в контексте управлен­ческой деятельности и подготовки документов:

подготовка текстовых документов (ввод текста с клавиатуры и приемы его форматирования);

работа с шаблонами документов ОУ;

работа с табличными данными (выполнение простых расчетов, составление информационных карт, работа со списками);

построение графиков и диаграмм;

создание презентаций для выступлений, докладов и т. п.;

вывод документов на печать, запись на CD.

10. Владение базовыми сервисами и технологиями сети Интернет, включающими:

  1. приемы навигации и поиска информации в WWW, ее получения и сохра­нения в целях последующего использования в профессиональной деятель­ности;

  2. приемы работы с электронной почтой и телеконференциями;

  3. приемы организации общения в сети; навыки работы с ICQ, AOL и т. п.

11.Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах, тенденциях рынка электронных изданий в секторе общего (начального профессиональ­ного) образования.

12. Владение навыками работы с федеральными и региональными образователь­ными порталами как с источниками образовательных ресурсов и нормативных документов.

  1. Наличие представлений о правовых аспектах использования информационных
    ресурсов сети Интернет в образовании.

Умение работать со справочниками по законодательству в сфере образования, представленными в цифровом формате.

Известно, что информационные процессы оказывают влияние на все составляющие образовательной системы: содержание образования и воспитания, деятельность педа­гогических и вспомогательных кадров, решение финансово-хозяйственных вопросов, а также определяют систему ориентиров и точек роста образовательной системы в целом. Это связано в первую очередь с тем, что образовательный процесс, представ­ляющий собой педагогически организованное взаимодействие его участников, является также информационным процессом, связанным с производством, хране­нием, обменом и потреблением различной информации. В силу этого обстоятельства, необходимо организовать единое информационное пространство образовательного учреждения, то есть среду, в которой он будет протекать.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №82 г

    Документ
    Совершенствование уровня педагогического мастерства, эрудиции и профессиональной, психолого-педагогической и методической компетентности учителя информатики и ИКТ.
  2. Российской Федерации «Об образовании» (3)

    Закон
    1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
  3. Материалы Всероссийской научно-практической конференции Часть I москва Челябинск 2010

    Документ
    Тенденции дополнительного профессионального образования в контексте современной образовательной политики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 2 ч.
  4. Муниципальное общеобразовательное учреждение (82)

    Документ
    Климатические и экономические условия. Поселок Уральский – закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО)- расположен в лесистой местности на границе Белоярского и Сысертского районов Свердловской области в 30-ти км юго-
  5. Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №6 публичный доклад

    Доклад
    Образовательный процесс в МОУ гимназии №6 осуществляется на основе государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (2004 год) и требований к уровню подготовки выпускников.

Другие похожие документы..