Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
На первом этапе конкурс проводится в общеобразовательных учреждениях в форме олимпиад, викторин (на усмотрение учителей физической культуры, админист...полностью>>
'Урок'
школярів Шляхи формування пізнавальних інтересів молодших школярів у навчальній діяльності Творчість як спосіб позитивної мотивації навчання учнів Тех...полностью>>
'Сказка'
- совершенствовать технику чтения;- формировать нравственно-этические представления;- развивать навыки выразительного чтения на материале текста (отр...полностью>>
'Документ'
Руководители страховых компаний, андеррайтеры, специалисты по урегулированию, юристы (в области урегулирования, регресса, адвокаты), сотрудники служб ...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

2 класс

Литературное чтение

1 полугодие

Технологическая карта № 3

Тема раздела

Мир народной сказки (17 часов)

Цели

Сформировать представление о народной сказке, ее особенностях и видах.

Ввести алгоритм:

• оценки рассказывания народной сказки;

• работы с содержанием текста народной сказки;

• формулирования вопроса по тексту;

составления плана текста.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы

Термины и понятия

Изучение сказок народов России: о животных, бытовых и волшебных. Знакомство с известными собирателями народных сказок. Анализ текста народной сказки. Освоение особенностей жанра народной сказки.

Быт, бытовая сказка, вымысел, гордость, гордыня, гримёр, композиция, обычай, персонаж, собиратель сказок, традиция.

Планируемый результат

Личностные умения:

Проявлять:

—интерес к народной сказке и ее героям;

позитивное отношение к чтению народных сказок;

— желание составлять (писать) народную сказку.

Познавательные умения:

— определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

—определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;

—определять особенности сказок и проводить их сравнение по плану;

— определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;

—формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;

использовать приобретенные знания при создании собственной сказки.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие по плану;

выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план;

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

- читать текст сказки осознанно, выразительно и без ошибок;

- работать с содержанием текста сказки;

- пересказывать сказку, используя план;

- читать произведение по ролям;

- инсценировать сказку.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Окружающий мир

Тема – «Как разные животные готовятся к зиме».

ИЗО

Тема – «Рисуем сказку».

Технология

Тема – « ».

Информационный материал:

Учебник «Литературное чтение», часть 1, с. 46 – 89.

Творческая тетрадь, с. 26 – 33.

Демонстрационный материал:

Географическая карта народов России.

Иллюстрации учащихся по теме «Рисуем сказку».

Репродукции картин Васнецова В.М. «Кащей Бессмертный», «Царевна Несмеяна», «Ковёр-самолёт», «Царевна-лягушка», «Баба-Яга», «Иван-царевич на сером волке».

Интерактивный материал:

Географические атласы.

Карточки с учебными и диагностическими заданиями.

Набор масок для проведения детского праздника «Сказка», М.,ИПФ «Стезя»

Фронтальная.

Другие формы работы:

индивидуальная –

парная -

групповая -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

• Мотивировать учащихся к изучению темы.

• Стимулировать желание:

- помочь Домовёнку сочинить сказку;

- самому узнать особенности сказок и научиться их сочинять.

Домовёнок сегодня особенно радостный, он сам сочинил сказку и хочет её нам прочитать.

«Жил-был в пустыне ёжик. У него были высокие ноги и длинный пушистый хвост. Один раз ёжик увидел около пня белый гриб и пригласил его к себе в гнездо».

А закончил Домовёнок свою сказку такими словами: «В некотором царстве, в пустынном государстве устроили грибы праздник».

Ребята, понравилась ли вам сказка Домовёнка? О чем его сказка? что вы скажете о сказке Домовёнка?

Учащиеся попытались сформулировать свои представления и суждения. Но результат показал, что учащиеся пока не знают как создается сказка, но понимают, что произведение Домовёнка сказкой назвать трудно. В результате дискуссии подводим школьников к выводу, чтобы написать сказку, надо иметь специальные знания и умения. Необходимо обратиться за информацией и помощью к учебнику и прочитать сказки из раздела «Мир народной сказки».

Ребята, есть ли у вас желание научиться писать (сочинять) сказки и помочь в этом своим друзьям?

Личностные умения:

—проявлять интерес к изучению темы;

— проявлять желание оказать помощь Домовёнку.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый результат

Блок А. Русские народные сказки. Собиратели народных сказок.

Цели:

• Стимулировать интерес к героям народных сказок.

• Актуализировать знания об элементах книги.

• Ввести понятия: «собиратели сказок»,

«композиция».

• Ввести алгоритм:

- оценки рассказывания народной сказки;

- работы с текстом сказки.

• Научить:

— работать с толковым словарём;

—работать с текстом сказки;

— выполнять учебное задание по алгоритму;

—пересказывать подробно текст сказки с помощью опорных слов;

—читать сказку по ролям;

— адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

Задание 1 (З)

Перечислите элементы книги, которые информируют читателя о ее содержании.

(Титульный лист, обложка, оглавление/содержание, иллюстрация).

Задание 2(З) Учебник, с. 46-47

Ознакомьтесь с диалогом Ани и Вани и сообщите, кого называют собирателем сказок?

Перечислите фамилии известных собирателей сказок. (Братья Гримм, А.Н.Афанасьев, В.И.Даль)

Назовите особенность жанра сказки, который отличает её от других видов произведений. (вымысел)

Перечислите три основных вида сказок.

Задание 3(П) Учебник, с. 70 *

Можно ли книгу В.И.Даля «Старик годовик» поместить на выставку произведений, посвящённую народной сказке? Обоснуйте своё мнение.

Можно ли сборник сказок А.С.Пушкина поместить на выставку книг, посвящённую народной сказке? Обоснуйте своё мнение.

Задание 4 (У)

Выберите из предложенных книг, подходящую для нашей выставки, посвящённой народной сказке.

Задание 5 (З) Учебник, с. 48-49

Рассмотрите иллюстрации в учебнике и назовите героев сказки.

Определите название этой сказки. (Русская народная сказка «Заюшкина избушка» или «Лиса и заяц»)

Расскажите, о чем эта сказка.

Задание 6 (П) Учебник, с. 48-49

Можно ли сказку «Заюшкина избушка» считать волшебной? Обоснуйте своё мнение.

Подберите к каждой иллюстрации соответствующее предложение из фрагментов сказки «Заюшкина избушка». Обоснуйте свой выбор.

Можно ли по предложенным иллюстрациям определить последовательность содержания сказки? Обоснуйте своё мнение.

Задание 7(У) с взаимопроверкой

Установите последовательность событий, используя иллюстрации и отрывки текста сказки.

Определите в сказке событие, к которому нет иллюстрации.

Задание 8(У) с взаимопроверкой

Расскажите сказку «Заюшкина избушка» в группе.

Выберите лучшего рассказчика группы для публичного представления сказки в классе.

Задание на усмотрение учителя. Выбранные ученики могут рассказать сказку «Заюшкина избушка» всему классу.

Алгоритм оценки рассказывания народной сказки по иллюстрациям

Чтобы интересно и выразительно рассказать сказку, надо:

1.Рассказывать свободно, не допуская долгих пауз, передавать все события и поступки героев, опираясь на содержание иллюстраций.

2. Использовать выразительные интонации, которые соответствуют характеру героя.

3.Обязательно использовать сказочные слова и выражения, характерные для данной сказки.

4. Не использовать в речи слова-сорняки: «ну», «вот», «потом», «ещё»…

Задание 9(З)

Расскажите алгоритм оценки рассказывания народной сказки.

Задание 10(П)

Можно ли считать успешным невыразительное рассказывание сказки? Обоснуйте своё мнение.

Задание 11(У)

Расскажите сказку «Заюшкина избушка» всему классу.

Оцените представление сказки вашим одноклассником, используя алгоритм оценивания.

Алгоритм работы с содержанием текста народной сказки

Чтобы понять и сформулировать главную мысль сказки, надо:

1.Прочитать текст и выделить незнакомые слова для уточнения их значения.

2.Определить значение этих слов, используя толковый словарь.

3.Определить тему сказки (о чём говорится в тексте).

4. Определить главного героя (героев).

5. Определить вид сказки (о животных, бытовая или волшебная).

6.Описать характер героя по его поступкам, речи, отношению к другим персонажам.

7.Определить главную мысль сказки (чему она учит).

8. **Описать занятия героя, его окружение или жилище и соотнести его с особенностями народного быта.

Задание 12(3)

Расскажите алгоритм работы с текстом сказки.

Задание 13(З) Учебник, с. 74-78

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» читается учителем или учащимися с помощью приёма комбинированного чтения.

Назовите значение словосочетаний: «мочи нет», «залилась слезами», «жар донимает», «откуда ни возьмись», «ножи булатные».

Назовите значение слов: «хоромы», «купец».

Определите тему сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Назовите главных героев. ***

Задание 14(П)

Можно ли считать сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» бытовой? Обоснуйте своё мнение.

Можно ли утверждать, что беда случилась с Иванушкой, потому что он был послушным и терпеливым? Обоснуйте своё мнение.

Задание 15 (У) Учебник, с.74-75

Прочитайте отрывок сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» по ролям, используя соответствующие героям интонации.

Задание 16(У)

Подробно перескажите сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», используя опорные сказочные выражения и троекратные повторы событий:

Жили-были…

Одни-одинёшеньки…

Шли-шли – солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.

Залилась … горючими слезами…

В ту пору…

подумала, подумала и пошла за купца замуж.

Задание 17(У)

Оцените умение Пети Повторялкина писать сказку.

Вечером Шушик споткнулся о корни и ушиб лапку. Ящерка посмеялась над ним и убежала.

Жил-был в лесу мышонок Шушик. Он дружил с бельчонком и сорочонком.

С тех пор Шушик понял, что старый друг лучше новых двух.

Заплакал мышонок. Домой одному не дойти – лапка болит, да и страшно вечером одному в лесу. Пролетал мимо сорочонок, увидел, что Шушик в беде и позвал на помощь бельчонка. Друзья быстро отвели мышонка домой.

Однажды он встретил у реки ящерку. Они стали играть в догонялки. Шушик забыл, что обещал своим друзьям помочь собирать шишки и грибы. Бельчонок и сорочонок обиделись и ушли. Мышонок решил, что теперь будет дружить с ящеркой, ведь с ней так весело.

Определите правильный ход событий в сказке, восстановите построение (композицию)**** сказки и оформите свои наблюдения в таблице:

Композиция сказки

Ключевые слова, которыми начинается и заканчивается каждая часть

Зачин

……………………………………..

……………………………………..

Развитие событий:

… встреча, беда, кульминация, развязка

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Счастливый конец

………………………………………………………………………………

*Можно использовать выставку книг по теме «Народная сказка» в школьной библиотеке или самостоятельно организовать подобную выставку в классе.

**Это задание актуально в работе над бытовой сказкой.

***Задание выполняется с использованием алгоритма работы со сказкой.

****Вводится понятие композиция, значение которого - построение произведения.

Диагностические задания

Допишите предложения.

1.А.Н.Афанасьев и В.И.Даль были

…………….. народных сказок.

(собирателями)

2.Народные сказки можно разделить на три вида:

………………………

………………………

………………………

(сказки о животных, бытовые, волшебные)

3.Среди героев сказки «Заюшкина избушка» найдите лишнего, укажите из какой он сказки.

- лиса - собака

- петух - серый волк

- коза - медведь

(коза из сказки «Волк и семеро козлят»)

Личностные умения:

— проявлять интерес к героям народных сказок.

Познавательные умения:

—анализировать иллюстрации, по ним

восстанавливать содержание сказки и обосновывать своё мнение;

—определять структуру сказки и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— работать с текстом сказки, используя алгоритм;

— выполнять самопроверку или взаимопроверку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

— излагать понятно для партнёра основное содержание произведения, используя иллюстрацию.

Предметные умения:

—составлять текст сказки по иллюстрациям;

—подробно пересказывать текст сказки;

—читать сказку по ролям.

.

Блок Б. Образ лисы в сказках разных народов. Наш театр.

Цели:

• Стимулировать желание читать народные сказки.

• Сформировать представление о том, что народная сказка отражает быт и традиции народа.

• Научить:

—описывать характер героя;

—сравнивать героев разных сказок;

—подбирать пословицы по смыслу сказки;

—читать по ролям;

—инсценировать сказку.

Задание 1 (З) Учебник, с. 50-55

Назовите главных героев сказки «Лисичка-сестричка и волк».

Назовите народные сказки, в которых главный герой – лиса? («Кот, петух и лиса», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», …)

Опишите характер лисички в разных народных сказках.

(Хитрая, умная, сообразительная, обманщица, находчивая, подлая, …)

Задание 2 (З) Учебник, с. 50-55

Расскажите о характере лисы в сказке «Лисичка-сестричка и волк».

Задание 3 (П) Учебник, с. 50-55

Можно ли утверждать, что художнику –иллюстратору удалось передать характер лисы? Обоснуйте своё мнение.

Можно ли волка из сказки «Лисичка-сестричка и волк» назвать хитрецом? Обоснуйте своё мнение.

Удалось ли художнику отразить характер волка на иллюстрации? Обоснуйте своё мнение.

Задание 4 (У) Учебник, с. 50-55

Расскажите сказку «Лисичка-сестричка и волк» по ролям, используя интонации и жесты каждого героя. Инсценируйте диалоги волка и лисы.

Задание 5 (З)

Рассмотрите географическую карту и установите, где живут коряки.

Задание 6 (З) Учебник, с. 56-59 *

*Сказка «Хитрая лиса» читается в классе приемом комбинированным чтением, когда учитель и ученики читают по очереди.

Назовите слова из текста сказки «Хитрая лиса», которые подсказывают, что коряки жили у моря.

(речка впадает в море, морские животные: тюлени, киты, моржи, чайки рыбу ловят…)

Расскажите о жизни и коряков и их занятиях.

(ловля рыбы, охота на морских и лесных зверей, сбор лесных ягод)

Задание 7 (П) Учебник, с. 56-59

Можно ли утверждать, что прочитав сказку «Хитрая лиса», читатели узнают особенности и условиях жизни южных народов? Обоснуйте своё мнение.

Можно ли Лису из корякской народной сказки назвать наивной? Обоснуйте свой ответ, используя текст сказки.

Задание 8 (У) Учебник, с. 56-59

Проведите сравнение сказок: «Лисичка-сестричка и волк» и «Хитрая лиса» и результаты своих наблюдений впишите в таблицу:

План сравнения

«Лисичка-сестричка и волк»

«Хитрая лиса»

название народа

условия быта народа

характер главного героя

смысл сказки

Задание 9 (У)

Из предложенных пословиц выберите ту, которая выражает смысл каждой сказки:

«Лисичка -сестричка и волк»

………………………………………

………………………………………

«Хитрая лиса»

………………………………………

………………………………………

Беды мучат, да уму учат.

Глупый киснет, а умный всё промыслит.

Делу время, а потехе час.

Дик, да глуп, так больше бьют.

Задание 10 (З) Учебник, с. 84-85

Назовите профессии людей, которые готовят спектакль.

(гримёр, режиссёр, актёр, продавец, костюмер, художник, осветитель, библиотекарь, музыкант, писатель)

Назовите значение слова «гримёр», «костюмер».

Расскажите алгоритм успешной инсценировки сказки.**

Задание 11 (З) Учебник, с.154

Назовите значение слов «не обессудь», «потчевать», «не солоно хлебала», «стряпала», «куманёк», «вживаться в образ».

Задание 12 (П)

Можно ли подготовить инсценировку произведения без репетиции? Обоснуйте своё мнение.

Можно ли утверждать, что инсценировка будет успешной, если актер не вживается в образ героя? Обоснуйте своё мнение.

Задание 13 (У) Учебник, с.154

Инсценируйте сказку «Лиса и журавль».




Похожие документы:

  1. Темы, разделы, вынесенные на индивидуальную подготовку, по докладам на нок, рефератам, темы контрольных работ, промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины и др. Темы докладов и рефератов

    Доклад
    Темы, разделы, вынесенные на индивидуальную подготовку, по докладам на НОК, рефератам, темы контрольных работ, промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины и др.
  2. Тема раздела (1)

    Урок
    Изгодина, А.К.Основы текстильного производства Пробное учебное пособие для учащихся 7-8 классов средней школы. Под ред. А.К.Изгородина.- М: «Просвещение» 1988
  3. Тема раздела (5)

    Урок
    1. Познакомить с классификацией текстильных волокон, с видами тканей из растительных волокон и их свойствами; выбором тканей для изготовления швейных изделий с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств, их
  4. Тема раздела (2)

    Урок
    – формирование представлений о развернутом угле, биссектрисе угла, геометрической фигуре – треугольнике, расстоянии между двумя точками и расстоянии от точки до прямой;
  5. Тема раздела (6)

    Урок
    1. Ознакомить с регуляторами натяжения верхней и нижней ниток, причинами возникновения и способами устране­ния дефектов машинной строчки; устройством и установкой ма­шинной иглы, правилами подбора машинной иглы и ниток в зави­симости

Другие похожие документы..