Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
. Ректификация гороскопа, как известно, есть процедура вычисления времени рождения человека и максимально точного определения координат вершин домов. ...полностью>>
'Документ'
Организация закупочной деятельности 1 . Определение потребности в материальных ресурсах 13. Выбор поставщика 14. Планирование закупок 15. Сущность, з...полностью>>
'Закон'
Вот и закончился фестиваль «Под парусом надежды» в г. Пензе. Областная филармония гостеприимно распахнула свои двери для детей с ограниченными возмож...полностью>>
'Документ'
Интеллектуальная игра «За семью печатями» для 6 - 7 классов основана на интеграции предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, музыки, ИЗО, М...полностью>>

Главная > Анализ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела

Чувашской Республики

ГУК «Чувашская республиканская детскоюношеская библиотека»

Детские библиотеки Чувашской Республики в 2010 году

Информационноаналитический сборник

Чебоксары

2011

ББК 78.39

Д 38

Составители обзоров: Н. В. Громова, М. С. Данилова, В. В. Дилек, Л. Ю. Ильина, И. Р. Корчагина, Г. А. Кузьмина, О. Г. Ломоносова, Р. И. Миронова, Т. Н. Миронова, Н. И. Осипова, Е. А. Петрова, А. А. Расторгуева, Л. А. Успенская, И. В. Яковлева.

Ответственный за выпуск: Т. Р. Григорьева

Детские библиотеки Чувашской Республики в 2010 году : информ.-аналит. сб. / Чуваш. респ. дет.-юнош. б-ка ; сост. и ред.: Н. В. Громова, Т. Н. Миронова. – Чебоксары, 2011.  177 с. : ил.

© Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека, 2011

Содержание

Анализ статистических показателей деятельности детских

библиотек республики в 2010 году……………………………………………..4

Анализ основных направлений деятельности ……………………………....7

2010 год  Год учителя ………………….………………………...................7

Привлечение к чтению детей дошкольного и младшего школьного

возраста…….………………………………………………………………...14

Формирование гуманитарной культуры. Продвижение чтения………….22

Работа с литературой на иностранных языках …………………………..33

Формирование информационной культуры пользователей………………38

Гражданско-патриотическое воспитание и просвещение…...……………50

Работа с краеведческой и национальной литературой…………………....71

Профилактика асоциального поведения детей и подростков.

Популяризация здорового образа жизни…………………………………..78

Экологическое просвещение и воспитание………………………………..84

Эстетическое воспитание………………………………………………...…93

Профориентация……………………………………………………………101

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями

здоровья………………………………………………………………….....105

Работа с семьей………………………………………………………...…..114

Духовно-нравственное воспитание ………………………………………121

Читательские объединения при библиотеках……………………………132

Формирование и использование библиотечных фондов…….………….147

Методическое обеспечение библиотечной деятельности……………...152

Социологические исследования…………………………………………162

Координация, кооперация деятельности детских библиотек

с другими организациями и учреждениями……………………………..169

Повышение квалификации. Работа с кадрами………………………….172

Рекламная деятельность. Паблик рилейшнз………………………..…..175

Анализ статистических показателей деятельности

детских библиотек республики в 2010 году

По состоянию на 01.01.2011 г. в Чувашской Республике функционируют 34 детские библиотеки, из них 1 республиканская детско-юношеская, 1 городская детско-юношеская (г. Новочебоксарск), 8 библиотек в составе МУК «ЦСДБ» г. Чебоксары, 20 библиотек в районах и 4 библиотеки в городах (1  в Алатыре, 2  в Канаше, 1  в Шумерле).

Динамика основных показателей деятельности

специальных детских библиотек Чувашской Республики

за 2009 – 2010 годы

Наименование показателя

2009

2010

Динамика

Количество библиотек

35

34

- 1

Число зарегистрированных пользователей

105 333

102 243

- 3090

Из них до 14 лет включительно

79 873

77 440

- 2433

Количество посещений

1146,4 тыс.

1121,0 тыс.

- 25,4

Документовыдача

2645,6

тыс. экз.

2577,2

тыс. экз.

- 68,4

тыс. экз

Объем фондов

912,2

тыс. экз.

894,2

тыс. экз.

- 18,0

тыс. экз

Персонал:

  • общее число

186

163

- 23

  • с высшим образованием

129

120

- 9

  • с библиотечным образованием (среднее спец. + высшее)

119 чел.

(64 %)

114 чел.

(70 %)

- 5

Приведенная выше таблица иллюстрирует отрицательную динамику основных показателей деятельности детских библиотек республики в совокупности. Прежде всего, это связано с продолжающимся процессом реорганизации сети: в 2010 г. количество библиотек сократилось на 1 (г. Алатырь).

По отдельным библиотекам, в сравнении с итогами 2009 года, динамика показателей следующая:

  • число зарегистрированных пользователей увеличилось в Батыревской, Вурнарской, Ишлейской, Канашской, Комсомольской, Кугесьской, Моргаушской, Цивильской детских библиотеках. По городам динамика показателя отрицательная;

  • число зарегистрированных пользователей до 14 лет включительно увеличилось в Аликовской, Батыревской, Вурнарской, Канашской, Козловской, Комсомольской, Красноармейской, Красночетайской, Моргаушской, Цивильской, Ядринской, Яльчикской детских библиотеках. По городам динамика показателя отрицательная;

  • документовыдача увеличилась в Батыревской, Вурнарской, Канашской, Козловской, Комсомольской, Красноармейской, Красночетайской, Марпосадской, Урмарской, Ядринской, детских библиотеках. Стабилен данный показатель в Аликовской, Ибресинской, Ишлейской, Кугесьской, Моргаушской, Порецкой, Цивильской, Яльчикской, Янтиковской детских библиотеках. По городам динамика показателя отрицательная.

Рост всех анализируемых показателей наблюдается в Вурнарской, Комсомольской детских библиотеках.

Отрицательная динамика всех анализируемых показателей  в детских библиотеках г.г. Алатырь (количество библиотек сократилось на 1), Шумерля, ГДЮБ г. Новочебоксарск, МУК «ЦСДБ» г. Чебоксары.

Совокупный объем библиотечного фонда детских библиотек составляет 894,2 тыс. экз. Это на 18,0 тыс. экз. меньше, чем на 01.01.2010 г. (912,2 тыс. экз.).

На протяжении последних лет сохраняется низкий процент обновления  2,5. В 2010 г. объем новых поступлений по детским библиотекам республики составил 22 240 экз.  на 633 экз. меньше, чем в 2009 г. (22 873 экз.).

Положительная динамика объема новых поступлений наблюдается в Аликовской, Батыревской, Канашской, Комсомольской, Марпосадской, Моргаушской, Порецкой, Цивильской, Янтиковской детских библиотеках, ГДЮБ г. Новочебоксарск, МУК «ЦСДБ» г. Чебоксары, детской библиотеке г. Шумерля. Почти в два раза, по сравнению с 2009 г., увеличился объем новых поступлений в Аликовскую, Комсомольскую, Марпосадскую детские библиотеки.

Наибольший процент обновления библиотечного фонда по итогам 2010 года достигнут в Ядринской детской библиотеке (6,5). Также в рамках рекомендуемых норм обновляемость в детской библиотеке г. Шумерля (5,5). Приближается к нормативному данный показатель в Козловской (4,5), Ибресинской (4,4), Марпосадской (4,4) детских библиотеках.

Наименьший процент обновления библиотечного фонда  в детских библиотеках Чебоксарского района (1,0).

Наименьшее количество новых изданий в 2010 г. получили: Моргаушская (337 экз.; в 2009 г.  289. Процент обновления = 1,6), Янтиковская (346 экз.; в 2009 г.  244 экз. Процент обновления = 3,3), Красноармейская (398 экз.; в 2009 г.  437 экз. Процент обновления = 2,5) и детские библиотеки Чебоксарского района (353 экз.; в 2009 г.  705 экз. Процент обновления = 1,0).

Все детские библиотеки оснащены компьютерной техникой, но имеющегося парка компьютеров крайне недостаточно для удовлетворения потребностей пользователей: число автоматизированных рабочих мест  121, а число пользователей  102 243 человека.

Доступ в Интернет обеспечен в 31 библиотеке, за исключением Аликовской, Вурнарской, Ибресинской детских библиотек.

Число библиотечных работников детских библиотек на конец 2010 года  163 человека, это на 23 человека меньше, чем в 2009 году. Сокращение численности персонала произошло в Аликовской (-1), Цивильской (-1), Яльчикской (-1) детских библиотеках, детских библиотеках гг. Алатырь (-4), Канаш (-2), Шумерля (-1), ГДЮБ г. Новочебоксарск (-1), МУК «ЦСДБ» г. Чебоксары (-8).

На 9 человек, по сравнению с 2009 г., уменьшилось число библиотечных работников с высшим образованием (2009 г.  129 чел., 2010 г.  120 чел.). Число библиотекарей с высшим библиотечным образованием сократилось на 4 чел. (в 2009 г.  73 чел., в 2010 г.  69 чел.); со средним специальным образованием  на 13 чел. (2009 г.  54 чел., 2010 г.  41 чел.); со средним специальным библиотечным образованием  на 11 чел. (2009 г.  46 чел., 2010 г.  35 чел.).

Из общего числа библиотечных работников детских библиотек библиотечное образование имеют 104 человека (63,8 %). Образовательный уровень специалистов детских библиотек характеризуют следующие цифры: число библиотекарей с высшим библиотечным образованием практически в два раза выше числа библиотекарей со средним специальным библиотечным образованием  69 и 35 соответственно.

Основными проблемами детских библиотек республики остаются: комплектование библиотечных фондов, обновление парка компьютерной техники и программного обеспечения, оплата услуг Интернета, укрепление материально-технической базы.

Обзор подготовила:

заместитель директора по научно-методической

и аналитической работе Т. Н. Миронова

Анализ основных направлений деятельности

Указами Президента Российской Федерации и Президента Чувашской Республики 2010 год был объявлен Годом учителя.

В соответствии с данными Указами в отчетном году в деятельности детских библиотек республики были определены следующие приоритеты:

  • продвижение чтения в детскую и молодежную среду;

  • популяризация чтения произведений о труде учителя;

  • профилактика асоциальных явлений среди детей и молодежи;

  • обеспечение права детей и юношества и их родителей на получение информации в области образования, профориентации, организации досуга, решения социальных, правовых, психологических и иных проблем;

  • нравственное просвещение и воспитание пользователей;

  • оказание методической и практической помощи библиотекарям, работающим с детьми и юношеством, по проблемам продвижения чтения, нравственного воспитания и просвещения пользователей.

2010 год Год учителя

Цель проведения Года учителя  становление русского образования в средней школе, где учащиеся должны раскрыть свои дарования и подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентоспособном мире.

Обладая значительными информационными ресурсами, детские библиотеки обеспечивали информационную поддержку учителей, воспитателей и учащихся. Тесно сотрудничая с управлениями по образованию городов и районов республики, специалисты детских библиотек принимали активное участие в проводимых семинарах, выступая с обзорами новой литературы в помощь классным руководителям, учителям-предметникам, воспитателям, школьным библиотекарям.

В канун нового учебного года Красноармейская детская библиотека стала инициатором проведения акции для педагогов школ района «Идем на педсовет». Для преподавателей была проведена экскурсия по библиотеке, в ходе которой представлялась информация о деятельности детской библиотеки (программно-проектная деятельность, услуги, общественные связи), планы на 2010-2011 годы, был подготовлен библиографический обзор литературно-художественных журналов и методической литературы. По мнению педагогов и библиотекарей, акция прошла эффективно и позволила привлечь педагогов к деятельности библиотеки, а также выявить точки соприкосновения школы и библиотеки.

На базе Урмарской детской библиотеки совместно с отделом образования состоялся районный семинар сельских и школьных библиотекарей по теме «Библиотека. Учитель. Книга». В рамках семинара прозвучали выступления сотрудников библиотеки по активизации чтения, формированию информационной грамотности юных читателей, был озвучен опыт работы клубов по интересам, организованных при детской библиотеке, прошла презентация книжной выставки «Слово об учителе». В завершении детские библиотекари с участием юных читателей выступили с мероприятием «Что значит слово Учитель».

Презентация литературно-поэтического дайджеста «Спасибо, Учитель, на все времена», подготовленного сотрудниками Ядринской детской библиотеки, прошла на Форуме инновационных образовательных практик ассоциаций учителей-предметников в дни августовского совещания учителей района.

В библиотеках г. Канаш был объявлен конкурс на лучший целевой информационный ресурс «Библиопортфель». Активное участие в конкурсе приняла детская библиотека: был подготовлен электронный ресурс «Библио + ЭКО», в который вошли информационное письмо, буклет «ЭКОС», библиографический список «Экологический календарь», дайджест «Экологический манифест». Эта работа заняла 2-е место.

В Ядринской детской библиотеке состоялась научно-практическая конференция классных руководителей по «Духовному завещанию» И.Я. Яковлева.

День информации прошел в ряде детских библиотек: «Библиотека информирует учителей» (Ишлейская детская библиотека), «Учитель, преподаватель. Педагог» (Козловская детская библиотека), «Учителями славится Россия» (Порецкая детская библиотека им. Н. Мишутина), «Среди людей немеркнущих профессий» (Ядринская детская библиотека).

Большое внимание этой теме было уделено библиотеками МУК «ЦСДБ» г. Чебоксары в ходе Недели детской книги. В один из тематических дней – «День учителя» – в ЦГДБ им. К. Чуковского для учащихся среднего школьного возраста состоялся познавательный час «Писатели – учителя». Вниманию подростков была представлена мультимедийная презентация о жизни и деятельности литераторов (В. Жуковского, П. Бажова, П. Ершова, А. Солженицына, Г. Троепольского), которые не только сочиняли свои знаменитые произведения, но преподавали в гимназиях, лицеях, школах. В детской библиотеке им. В. Сухомлинского была организована игровая программа «У классной доски». Сотрудники детской библиотеки им. А. Барто посвятили День учителя изучению творчества писателя В. Распутина. В ходе литературного часа ребята приняли активное участие в обсуждении рассказа «Уроки французского». Читатели детской библиотеки им. В. Чаплиной стали участниками КВНа «Учитель – жизни капитан». В Центре семейного чтения им. М. Трубиной был проведен «круглый стол» «Навечно вызваны к доске». Приобщить дошкольников к миру знаний было призвано театрализованное представление «Всё начинается, Школа, с тебя!», состоявшееся в детской библиотеке им. А. Гайдара. В ходе представления звучали песни о школе, а читательский актив продемонстрировал инсценировку стихотворения С. Михалкова «А что у вас?». Сотрудники детской библиотеки им. Л. Кассиля на некоторое время стали гидами, предложив своим читателям совершить виртуальное путешествие по школам микрорайона в ходе информационного турне «Учителями славится Россия».

В один из дней «Книжкиной недели» в детской библиотеке им. С. Я. Маршака г. Шумерля для будущих первоклассников была проведена увлекательная игра-викторина «Чему учат в школе?».

Ибресинская детская библиотека во время летних каникул предложила своим читателям принять участие в конкурсе «Учитель, перед именем твоим», состоящем из 4 этапов: 1-й этап – «Самый классный классный»: подготовить слайд, или написать сочинение-эссе о своем классном руководителе; 2-й этап – «Если бы я был учителем»: размышление ученика; 3-й этап – «Школьные годы чудесные»: написать отзыв о понравившейся книге; 4-й этап – «Смешные случаи на уроках»: рисунки, фотографии, рассказы.

Празднование Дня знаний – одна из лучших традиций детства, знаменующая начало учебного года. От того, каким окажется этот день, зависит настроение на весь год. Не только школы, но и детские библиотеки ежегодно готовят для своих читателей интересные праздничные программы, задачи которых – поддержка и развитие информационной и гуманитарной культуры, всего образовательного процесса. Интеллектуальные и информационные ресурсы детских библиотек позволяют создать комфортную территорию радости познания и сделать праздник Дня знаний ярким и запоминающимся.

1 сентября в Канашской детской библиотеке состоялся праздник «В школу с радостью пойдём». Мероприятие началось с весёлой разминки – викторины «Загадки о школе», игры «Вспомним нужные слова». Чтобы проверить знания и стать членами Клуба знатоков, ученики посетили уроки (станции): «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир», «Портфель», «Страна Читалия», ознакомились с выставкой «Здравствуй, школа!», на которой были представлены красочные издания по различным школьным наукам.

Сотрудники Вурнарской детской библиотеки организовали акцию «Поздравь учителя-ветерана»  вручали живые цветы и открытки, изготовленные своими руками, читали стихи и пели песни. От всей души педагоги благодарили детей за эту акцию, пожелали им здоровья и отличной учебы.

Школьный звонок в Цивильской детской библиотеке пригласил ребят отправиться в огромный и загадочный мир знаний. Свои знания, смекалку и фантазию, дети проявили в волшебной стране Знаний на станциях математики, русского языка, чтения, природоведения. Ребята активно участвовали в играх и конкурсах: «Загадки о школе», «Что в портфеле?», отгадывали зашифрованные пословицы, решали веселые задачки, объясняли явления природы, вспоминали литературных героев из книг. Все показали хорошие знания. «Чтобы знать еще больше, нужно хорошо заниматься на уроках, читать полезные и интересные книги», – так решили ребята, побывав в этой стране. Все присутствующие вступили в клуб знатоков и получили почетное звание – Ученик.

Каждый год 5 октября по всей стране отмечается День учителя. В Центре семейного чтения им. М. Трубиной г. Чебоксары был организован утренник «И в просвещении встать с веком наравне». Школьники узнали об истории учительства в России, ответили на вопросы викторины. К праздничной дате также были приурочены познавательный час из цикла «Путешествие в профессию», состоявшийся в детской библиотеке им. В. Чаплиной г. Чебоксары и устный журнал «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей», организатором которого выступила детская библиотека им. А. Гайдара г. Чебоксары.

В канун Дня учителя в Порецкой детской библиотеке им. Н. Мишутина прошёл информационно-познавательный час «Учитель, перед именем твоим», посвящённый династии Ефимович, из которой более 20 человек работают педагогами по всей России. Общий стаж учительской династии составляет 620 лет. А династии Барабиных  Ершовых уже ровно сто лет. Об этих удивительных и преданных своему труду людях шел задушевный разговор на вечере памяти «В делах своих учеников учитель вечен…».

Сотрудниками Вурнарской детской библиотеки для детей младшего школьного возраста была подготовлена литературно-музыкальная композиция «Свое сердце отдаю детям». Библиотекари рассказали детям о нелегкой профессии учителя, об их безграничной любви к своему труду.

В ГДЮБ г. Новочебоксарск состоялся вечер «Этой профессии слава и честь», организованный совместно с городским центром занятости населения.

Моргушская детская библиотека им. А. Г. Николаева провела мероприятия, посвященные российскому образованию и людям особой профессии, творческим и увлеченным, беззаветно преданным своему делу – учителям: литературный урок «Образ учителя в литературе», читательскую конференцию «Учитель – высокое звание» по произведению Л. Кассиля «У классной доски».

Библиотекари не понаслышке знают о трудной и благородной профессии педагога. Совместными усилиями стремятся научить и воспитать подрастающее поколение. Педагогам были посвящены мероприятия:

  • литературно-поэтическая композиция «Учительница первая моя», вечер-встреча учителей-ветеранов педагогического труда «Вся гордость учителя в учениках» (Аликовская детская библиотека);

  • Неделя читательских интересов «Я – учитель, и этим я горжусь!» (Батыревская детская библиотека);

  • слайд-презентация «Слово об учителе» (Ибресинская детская библиотека),

  • игровая программа «Среди людей немеркнущих профессий…» вечер-поздравление «Педагогам посвящается», литературно-музыкальный вечер «Поклон земной Вам, наши дорогие», литературно-музыкальная композиция «Мудрости свет» (Козловская детская библиотека);

  • беседа «Великие педагоги России» (Красноармейская детская библиотека);

  • вечер поэзии «Учитель – мудрый наставник», урок профориентации «Воспитать человека», встреча с заслуженным учителем Галиной Тимаковой «Сердце отдаю детям» (Красночетайская детская библиотека);



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Концепция библиотечного обслуживания детей в России принята на ежегодном Всероссийском совещании директоров детских библиотек России 25 ноября 2002 г

    Документ
    Современные концепции развития детской библиотеки (Концепция библиотечного обслуживания детей в России (принята на ежегодном Всероссийском совещании директоров детских библиотек России 25 ноября 2002 г.
  2. Книги Чувашской Республики. 2001-2005 : ретросп библиогр указ. / составители А. Г. Сидорова, А. Б. Краснова, Ф. Г. Парамонова. Чебоксары, 2010. 383 с. Ретроспективный указатель

    Библиографический указатель
    К 53 Книги Чувашской Республики. 2001-2005 : ретросп. библиогр. указ. / составители А. Г. Сидорова, А. Б. Краснова, Ф. Г. Парамонова. – Чебоксары, 2010.
  3. Александра Исаевича Солженицына. Вуказатель вошли публикации автора и критическая литература

    Литература
    В. П. Муромский, д р филол. наук (председатель); Н. Г. Захаренко (зам.председателя); Ю. А. Андреев, д р филол. наук; Н. К. Леликова, д р ист. наук;С. Д.

Другие похожие документы..