Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
П.В.Васильев, А.Д. Виноходов, Р.А. Гапешин, А.Н. Гвоздецкий, Д.А. Зинкевич, Т.В. Макурова, Г.В. Погосян, В.А. Рыбальченко – студ.; Д.Б. Вчерашний – ст...полностью>>
'Документ'
Целью преподавания дисциплины «Правовое регулирование профессиональной деятельности» является формирование у студентов правовых знаний в области торг...полностью>>
'Инструкция'
по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Феде...полностью>>
'Методичні рекомендації'
(Розроблені Колєсніковою О.О. – завідуючою КЗ «Луганський методичний центр», Ковальовою Т.С., Селютіною Н.М. – методистами КЗ «Луганський методичний ...полностью>>

Рабочая программа «История дизайна» Москва 2006г. Цели и задачи дисциплины (1)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки РФ

НОУ ВПО «Институт моды, дизайна и технологий»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«История дизайна»

Москва – 2006г.

1. Цели и задачи дисциплины

_______________________________________________________________

Определение места и роли учебной дисциплины в овладении знаниями, умениями, навыками, вытекающими из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования; требования к уровню подготовки лиц, завершивших обучение по данной дисциплине.

Дисциплина "История дизайна" занимает важное место в теоретическом курсе учебного процесса по специальности "Дизайн" в высших учебных заведениях. Лекционный курс рассчитан на достаточно детальное изучение условий зарождения и становления такой сферы художественной деятельности человека, как дизайн.

Целью изучения курса - получение знаний по истории не только важнейших открытий и изобретений человечества, но и по истории художественного формообразования изделий индустриального производства в крупнейших странах мира и, в том числе, в нашей стране.

Задачей дисциплины является понимание факторов, определивших развитие дизайна и связанных не только с хозяйственно-экономической жизнью общества, но и с явлениями культуры в целом и искусства в частности.

Значение курса дает возможность студентам больше узнать о своей профессии и быть более грамотным специалистом в своей дальнейшей деятельности

Требования к уровню подготовки лиц, завершивших обучение по данной дисциплине: должны иметь знания, позволяющие успешно сдать зачет в середине курса и экзамен - в конце, самостоятельно работать с литературой, чтобы написать реферат по предложенным темам.

2. Объем и содержание дисциплины

___________________________________________________

Лекция № 1:Что такое дизайн? О сегодняшнем пониманием предмета.

Основные виды дизайнерской деятельности. Современное понятие о такой сфере художественной деятельности как дизайн и её влиянии на жизнь человека. - 2 часа

Лекция № 2. Из истории техники. На заре технических цивилизаций

Основные изобретения древнего человека: каменные орудия, добывание огня, лук, колесо, плот и др. Изобретения древних человеческих культур: письменность, металлообработка, рычаг, парусное судно, мельница, повозка и др. - 2 часа

Лекция № 3. Из истории техники. Ремесленное производство в средние века.

Усовершенствование предшествующих изобретений и новые изобретения: бумага, часы, телескоп, микроскоп, очки и др. - 2 часа

Лекция № 4. Из истории техники. Промышленная революция в конце XVII века и начале XIX века

Изобретение парового двигателя и новых видов транспорта на его основе, двигатель внутреннего сгорания, автомобиль, электричество, радио, телефон, телеграф, фото

Цель: Знакомство с историей становления и развития дизайна как составного элемента экономической системы промышленного производства.

Задачи:

1.Студент должен понимать теоретические основы и методологию курса «История дизайна»:

    • определение дизайна;

    • появление проблематики дизайна;

    • становление дизайна на разных исторических этапах развития общества;

    • особенности дизайна в странах Восточной Европы, Америки;

    • особенности развития отечественного художественного конструирования.

2. Студент должен владеть знаниями в области промышленного производства; реформ художественного образования в Советской России;

современного дизайна.

3.Студент должен уметь практически использовать особенности отечественного художественного конструирования в дальнейшей профессиональной деятельности.

Данная дисциплина необходима для формирования профессиональных мировоззренческих установок будущих дизайнеров.

История дизайна.

Учебно-тематический план

Наименование разделов, тема.

Кол-во

часов

Кол-во

лекций

Лаб-практич. работы

1.

Определение дизайна как формальной деятельности и как составного элемента экономической системы.

4

4

-

2.

Появление проблематики дизайна при разделении искусства, ремесла, техники

и зарождении промышленного производства.

6

4

2

3.

Теория формы машин и промышленных изделий.

4

2

2

4.

Технический прогресс Х1Х – начала ХХ вв. и примитивность форм промышленной продукции.

4

2

2

5.

Особенности промышленного развития России и проблемы художественно- промышленного образования.

2

2

-

6.

Россия в международных промышленных выставках.

4

2

2

7.

Становление дизайна после первой мировой войны: Германия, БАУХАУЗ и его вклад в развитие мирового дизайна.

6

2

4

8.

Реформы художественного образования в Советской России; ВХУТЕМАС- ВХУТЭИН, разработка принципов промышленного искусства.

6

2

4

9.

Возникновение промышленного дизайна в США; пионеры американского дизайна; становление организационных форм. Школы американского дизайна.

4

2

2

10.

Особенности развития дизайна после второй мировой войны; страны Скандинавии, Италия, Германия, Япония.

4

2

2

11.

Роль дизайна в обеспечении коммерческого успеха. Развитие дизайна в странах Восточной Европы.

6

2

4

12.

Особенности развития отечественного худ. конструирования: системы подготовки дизайнеров, ориентация на регион. отрасли промышленности

6

2

4

13.

Особенности современного состояния дизайна

4

2

2

Итого:

60

30

30

Содержание

1. ДИЗАЙН КАК ВИД ПРОЕКТНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Понятие дизайна. Специфика проектно-художественной деятельности дизайнера

2. Виды современной дизайнерской деятельности

3. Объемно-графические средства моделирования объектов дизайна

4. Эргономика как основа проектирования в дизайне 0.5. Функциональный маркетинг в дизайне 0.6. Мода и художественный стиль в дизайне

2. НАЧАЛО ДИЗАЙНА

1. На заре технической революции; первые орудия труда человека;

ремесленное производство в средние века; предпосылки создания машинной техники

2. Промышленная революция в Европе; научно-технические открытия и изобретения конца XVII - начала XIX века; техника как искусство; первые всемирные промышленные выставки

3. Первые теории дизайна

4. Русская инженерная школа на рубеже XIX-XX веков

3. ПОИСК НОВОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ

В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

1. Модерн; поиск нового стиля в Европе

2. Ранний американский функционализм; Чикагская архитектурная школа;

3. Первые идеи функционализма; Германский Веркбунд

4. Художественный авангард в Европе начала XX века; группа Де-Стиль

5. Архитектурно-художественное творчество в Советской России; производственное искусство.

4. ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА

  1. Баухауз 1919-1933; новые педагогические принципы; мастера

  2. ВХУТЕМАС; подготовка художников-инженеров (1920-1930)

5. ДИЗАЙН В ПРЕДВОЕННУЮ ЭПОХУ

1. Европа после первой мировой войны. От функционализма к Арт- Деко.

2. Американский дизайн в период всемирной депрессии; стримлайн

6. ПОСЛЕВОЕННЫЙ ДИЗАЙН

1. Германия - возрождение функционализма

2. Итальянское экономическое чудо; стиль Оливетти.

3. Скандинавский дизайн

7. ДИЗАЙН 60-х

1. Дизайн-утопии

2. Неофункционализм;

3. Ульмская школа дизайна

4. Стиль Браун

8. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ДИЗАЙН В 70-Е ГОДЫ

1. Поп-дизайн

2. Альтернативный дизайн; эксперименты с антидизайном

3. Алхимия: ре-дизайн.

9. ДИЗАЙН ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

1. Постмодерн

2. Арт-дизайн

3. Мемфис: новый дизайн

4. Хай-тек - стиль высоких технологий

10. ДИЗАЙН 90-Х. ДИЗАЙН-ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО

1. Миниатюризация; исчезновение предметов; фирма Сони

2. Минимализм; Марио Ботта, Штефан Веверка

3. Дизайн и экология; городские ландшафты

4. Дизайн в контексте современной проектной и художественной культуры

5. Новые формы дизайна в условиях постиндустриального общества; веб-дизайн; виртуальный дизайн

Введение

Дитя промышленной революции, дизайн молниеносно ворвался в нашу жизнь вместе с паровыми машинами Джеймса Уатта и локомотивами Раймонда Лоуи, элект­роприборами Петера Беренса и Дитера Рамса, пишущи­ми машинками Марчелло Ниццоли и Эттора Соттсасса, воздухоплавательными аппаратами братьев Райт и вер­толетами Сикорского, космическими фантазиями Стен­ли Кубрика и Вернера Пантона. XX век по праву можно считать веком дизайна. За столетнюю историю разви­тия у дизайна появились свои "идолы" - выдающиеся произведения, которые на западе называют "иконами дизайна". Они определяют вехи в развитии дизайна, для них сегодня строятся специальные музеи и выста­вочные залы. Получившие всемирную известность та­кие произведения дизайна, как мебель Ле Корбюзье, Марселя Бройера, Чарльза Макинтоша и Геррита Рит-вельда, посуда Джозефа Хофмана, Карла Потта и Арне Якобсона, воспроизводятся по сей день, становясь пре­стижным украшением интерьеров офисов и дорогих са­лонов. Сегодня об истории дизайна мы можем по полно­му праву говорить, как говорим об истории искусств и архитектуры.

Сто с небольшим лет для истории - это ничтожно малый срок. Однако прошедший век непростой. Исследовате­ли считают, что путь, который прошла наша цивилиза­ция за последние сто лет, в своих открытиях и научно-технических достижениях соизмерим со всей предше­ствующей историей человечества. А значит, и летопись дизайна, отражающая весь ход научно-технического прогресса, несмотря на свои скромные временные рам­ки, становится сопоставимой с традиционными и знако­мыми нам всем историей архитектуры и градостроитель­ства, живописи и декоративно-прикладного искусства. Сложно описывать историю, которая практически яв­ляется современной. Прежде чем делать выводы, нуж­но время на осмысление происходящего. Наверное, это одна из причин острого дефицита литературы, в осо­бенности у нас в стране, по дизайну. Причем, его остро­та возрастает в связи с наметившимся развитием у нас в стране дизайн-образования: открытие специальности "дизайн" в художественных училищах и специальности "ар­хитектор-дизайнер" во многих вузах России, с появлением новых дизайнерских специальностей и специализаций в ху­дожественных вузах.

Попыткой частично восполнить образовавшийся пробел стал вышедший недавно в издательстве "Союз Дизайне­ров России" в двух томах учебник "История дизайна" (2000-2002 гг.). "История дизайна. Краткий курс" является про­должением работы в этом направлении. Во многом настоя­щее издание базируется на двухтомнике "История дизай­на", но не является его механическим сокращением. Его необходимо рассматривать скорее как дополнение. Здесь более половины новых иллюстраций и фактического мате­риала. Особый упор сделан на структурности: при цитат­ном изложении материал сгруппирован по тематическим приблизительно равновеликим по объему информации бло­кам (лекциям). Особое внимание уделено периодизации ис­тории мирового дизайна, дифференциации наиболее зна­чимых шедевров (икон) дизайна. Для удобства восприятия информации в каждом из тема­тических блоков текст размещается на четных страницах, основной иллюстративный ряд - на нечетных страницах. На полях четных страниц размещаются цитаты, биогра­фические справки о наиболее известных отечественных и зарубежных дизайнерах, комментарии наиболее важных политических событий, открытий и изобретений, оказав­ших существенное влияние на формообразование в дизай­не. На полях правых, нечетных, страниц приводятся при­меры самых известных икон дизайна, а также факты и комментарии к ним.

Курс истории дизайна охватывает период с древнейших времен, начала предметно-художественной деятельности человека, до рубежа XX-XXI вв. Представлены основные исторические эпохи, стилевые направления, тенденции в дизайне, а также ключевые фигуры. Отдельные главы посвящены эволюции отечественного дизайна, его месту в развитии мирового дизайна. В конце книги дается небольшой словарь ведущих стилей и стилевых направлений в искусстве и дизайне XX в.

Для студентов художественных вузов, специалистов в области дизайна и всех, интересующихся историей искусства.

Русский дизайн с 19 века до наших дней. В XIX веке хронологически условно выделяются три основных периода развития искусства: так называемый ампир (первая четверть века, продолжения тенденций классицизма); поздний классицизм (примерно 1830—1860 годы) и эклектизм (после 1860-х годов). Ампир (начало 19 века). Строгость и монументальность являются характерными особенностями архитектуры и форм различных предметов быта стиля ампир.

Обогащаются декоративные мотивы за счет использования декоративной символики Древнего Египта и Рима — грифонов, сфинксов, фасций, военных атрибутов («трофеев»), перевитых гирляндой венков, и др. Формы становятся более монументальными из-за большей обобщенности и геометризованности классических орнаментальных мотивов — оканта, венков, лиры, доспехов и др., которые постепенно удаляются от своих реальных прообразов. Почти полностью исчезает живописная роспись предметов (сценки, пейзажи, букеты). Орнамент стремится к пятну, контурности, напоминает аппликацию. Изделия в своем большинстве, особенно мебель, становятся крупными, массивными, но разнообразными по общей конфигурации и силуэту. С середины XIX века гарнитуры мебели по составу, типажу и размерам все более приспособляются к габаритам небольших квартир. Тяжеловесность ампира в предметах мебели постепенно пропадает.

Во второй половине XIX века происходит дальнейшее вытеснение ручного труда из производства утилитарно-бытовых изделий. Возникает противоречие с новыми экономическими тенденциями массовости и рентабельности производства вещей на рынок. Основная масса изделий представляет собой необычайно пеструю картину, в которой мелькают то явственные, то едва уловимые влияния античности, романской эпохи, готики, итальянского или французского Возрождения, искусства Византии и Древней Руси, барокко и т. д., зачастую эклектически смешиваясь в оформлении одного изделия, интерьера, здания.

Модерн. В России впервые привлекают к себе внимание профессиональных художников кустарные артели и мастера, в творчестве которых еще сохранялись глубокие народные традиции. Ведутся поиски нового стиля с учетом реальной необходимости в условиях машинного производства. Так появляется новый стиль - модерн — «новое искусство» в Бельгии, Великобритании и США, «югендштиль» в Германии, «стиль Сецессионе» в Австрии, «свободный стиль» в Италии. Название его — «модерн» (от фр. moderne) означало «новый, современный». Для модерна характерно практически полное искоренение всех ранее применявшихся декоративно-орнаментальных мотивов и приемов, коренное их обновление.

Традиционные карнизы, розетки, капители, каннелюры, пояски «набегающей волны» и т. д. заменяются стилизованными растениями местного произрастания (лилии, ирис, гвоздика и т. п.), женскими головками с длинными вьющимися волосами и др. Часто художественный эффект достигается за счет выразительности силуэта, членений формы, линий, как правило тонко прорисованных, как бы свободно текущих, пульсирующих. В формах изделий модерна почти всегда ощутима некоторая причудливая воля художника. Модерн принес новый подход к проектированию здания, интерьера, его обстановки. Планировка жилища -особняков, дач буржуазии - освобождается от каких-либо искусственных канонов, что было свойственно дворянским особнякам предшествующей поры. Она становится гибкой, приспосабливается к индивидуальному стилю и ритму жизни владельца.

Во многих случаях это повлекло к усиленному вниманию к функциональной стороне задачи, к комплексному решению всей архитектурно-предметной среды. Зарождаются идеи и ведутся первые опыты создания изделий, красота которых обусловливается не их чисто декоративной проработкой, а логичностью функционального, конструктивного и технологического решения. Модерн обусловил возникновение новых эстетических и творческих принципов, ускорил появление новой художнической профессии — художественного проектирования (дизайна).

Дизайн эпохи СССР. В 1918 году при отделе ИЗО Наркомпроса молодой Советской Республики образуются специальные подотделы по вопросам архитектуры и художественной промышленности. Видную роль в их создании и работе сыграл А. В. Луначарский. В стране начинается строительство электростанций, радиоцентров, рабочих клубов, детских дошкольных учреждений, домов-коммун и других общественных зданий и сооружений новых типов. Быстро растет спрос на изделия массового потребления, произведения прикладного искусства, особенно его монументальных видов, расцвет которых был связан с осуществлением ленинского плана монументальной пропаганды. Резко изменяется социальная и эстетическая направленность работы архитекторов и художников. Перед художниками всех видов искусства революция выдвинула задачи создания реалистических, проникнутых глубокой партийностью и народностью произведений.

Бурное развитие получили многообразные виды агитационно-массового искусства. В СССР в Москве в 1918 году был создан Художественно Технический Совет. В 1919 году создается Художественно Технический Совет в составе Совнаркома Труда и Обороны. В 1920 году В. И. Ленин подписал декрет о создании Государственных Высших Художественно-технических Мастерских с факультетами: архитектурный, живописи, скульптуры, текстильный, керамический, дерева и железо обработки. Создан Совет по промышленному искусству в составе ВСНХ. Тогда же в 1920 году были организованы Высшие Художественно-Технические Мастерские ВХУТЕМАС, которые просуществовали до 1932 года.

ВХУТЕМАС - свободные художественные мастерские, основанные в 1918 в Москве на базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Строгановского художественно-промышленного училища. В 1926-1927 ВХУТЕМАС был реорганизован во ВХУТЕИН. ВХУТЕИН - Высший государственный художественно-технический институт. В 1930 ВХУТЕИН был закрыт. Вместо него были созданы Московский архитектурный институт и Московский художественный институт (которому позднее было присвоено имя В. И. Сурикова). Хронология российского промышленного дизайна. В России в 1923 году создан первый легковой автомобиль.

В 1925 году - участие в Парижской выставке, где с Российской стороны была представлена: Изба-читальня - рабочий клуб с полной предметной начинкой. 1926 год - выпушена серия малолитражных тракторов. 1935 год - метро в Москве. 1939 год - малолитражные автомобили. 1948 год - автомобиль «Победа М-20», серия трамваев. В послевоенные годы в истории дизайна наметились две тенденции. Приверженцы первого направления считали, что моральный долг дизайнеров - способствовать эстетическому развитию публики, тогда как другие, придерживаясь демократических взглядов, стремились дать публике то, что она, скорее всего, желала получить и что определялось коммерческим успехом.

1949 год - цельнометаллические вагоны поездов с откидывающимися полками. 1950 - 1960-е годы. Дизайнерские фирмы, стремительно развиваясь, использовали свой талант не только для оформления товара, но и для его упаковки, для оформления интерьеров торговых помещений, витрин, выставок, средств общественного транспорта, для изготовления фирменных знаков, логотипов, фирменных канцелярских бланков, для разработки общей концепции имиджа корпораций. 1962 год - разработка комплексных художественно-конструкторских программ (дизайн-программ или государственных стандартов, ГОСТов).

1962 год - вышло постановление Совета Министров СССР «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно- бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования». Организация Всесоюзного Научно-Исследовательского Института Технической Эстетики ВНИИТЭ (с филиалами на Урале, Дальнем Востоке, Украине, Белоруссии, Литве, Армении, Грузии), внедрение методов художественного конструирования. 1964 год - появился журнал «Техническая эстетика». Художественно-конструкторским организациям принадлежит важная и ответственная роль. Социалистический дизайн устремлен к преобразованию окружающей человека предметной среды на основе социальных и эстетических идеалов коммунистического общества. Гармоничная среда труда и быта, эффективно служащая людям, воспитывающая их в идейно-нравственных принципах социалистического образа жизни, — такова коренная задача советского дизайна.

Он призван сделать достоянием трудящихся высшие достижения научно-технического прогресса, формировать и развивать у них культурные потребности, разумное отношение к вещам и всей предметной среде как средству получения благ, комфорта и источнику эстетических наслаждений. 1970-е годы. В дизайнерской деятельности появилось несколько новых направлений: 1. гуманитарный дизайн для широких слоев населения 2. компьютерный дизайн 3. создание энергоэкономичной бытовой аппаратуры. В настоящее время художественные промыслы в нашей стране используют почти все традиционные виды и техники декоративно-прикладного искусства прошлого. География промыслов стала значительно шире, чем в прошлом веке, прежде всего за счет их возрождения в национальных республиках.

Постепенно дизайнеры стали больше уделять внимания вопросам надежности и эргономичности изделий. Конец 1980-х - 2002 годы - быстро развивается технология компьютерного дизайна. Теперь один дизайнер может решать такие задачи, какие решить раньше было по силам лишь конструкторскому бюро. В связи с появлением персональных компьютеров быстро развивается промышленный дизайн, реклама, и многие другие направления дизайна: а. дизайн интерьера, в. веб-дизайн, в. ландшафтный дизайн, г. полиграфический дизайн. Особенно интенсивно развивается сегодня веб-дизайн, это непосредственно связано с динамикой развития самой сети интернет. Дизайн интернет-сайтов, которые имеют самую разнообразную информационную направленность. Кроме того, информация, предоставляемая в Интернете, ориентирована как на самую широкую аудиторию пользователей, так и на специалистов. В сети Интернет существуют спортивные, новостные, научные, культурные и искусствоведческие сайты, а так же религиозно-направленные, рекламные, торговые, игровые и многие другие сайты.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа «История дизайна» Москва 2006г. Цели и задачи дисциплины (2)

    Рабочая программа
    Определение места и роли учебной дисциплины в овладении знаниями, умениями, навыками, вытекающими из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования; требования к уровню подготовки лиц, завершивших
  2. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по курсу "История и философия науки"

    Программа
    Программа вступительного экзамена в аспирантуру по курсу “История и философия науки” состоит из трех обязательных разделов: “История технических наук”, “Основы философии науки” и “Современные философские проблемы техники и технических наук”.
  3. Рабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка (2)

    Рабочая программа
    Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и воспитанию ребёнка.
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (91)

    Основная образовательная программа
    ООП бакалавриата, реализуемая в ГОУ ВПО «Чеченский государственный университет» по направлению подготовки «Зарубежное регионоведение» и профилю подготовки «Арабские страны», представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную
  5. Программы начального общего образования Предмет

    Документ
    - читать осознанно и правильно вслух небольшой текст до90 слов целыми словами, растягивая по слогам трудные по смыс­лу и структуре слова; ориентировочный темп чтения 20-25 слов

Другие похожие документы..