Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Первый управляемый летательный аппарат появился в 1852 году, когда французский инженер Анри Жиффар построил наполненный водородом воздушный шар в фор...полностью>>
'Программа'
Существует многообразие механизмов, с помощью которых в развитых странах мира государство участвует в создании благоприятного инновационного климата ...полностью>>
'Книга'
Настоящая книга посвящена янтарю - одному из самых широко применяемых на протяжении тысячелетий и эффективному лекарственному препарату, исторически ...полностью>>
'Документ'
170 лет назад Россия потеряла своего гения Гений этот близок и понятен ребёнку и старику, человеку малообразованному и учёному с мировым именем. Это ...полностью>>

Главная > Доклад

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Доклад
о результатах и основных направлениях
деятельности департамента образования,

науки и молодежной политики Воронежской области

на 2011 год и на

плановый период 2012-2014 годы

Воронеж 2011 г.

Раздел I. Цели, задачи и показатели деятельности

Стратегические цели и тактические задачи департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области базируются на нормативных правовых актах и иных официальных документах, определяющих принципы государственной политики в сфере образования, науки и инноваций, молодежной политики. Они тесно взаимосвязаны между собой и в совокупности направлены на формирование в регионе и России в целом общества, основанного на знаниях.

В пределах своей компетенции департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области уполномочен осуществлять государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере образования и науки, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты, обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Стратегией социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу, утвержденной Законом Воронежской области от 30.06.2010 № 65-ОЗ, определена следующая стратегическая цель региональной политики Воронежской области в сфере образования и науки:

Обеспечение всестороннего развития и самореализация гражданина за счет создания единого развивающегося образовательного пространства, обеспечивающего повышение доступности качественного образования, отвечающего текущим и перспективным потребностям региона.

Сфере образования в Стратегии социально - экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу определено приоритетное место. С одной стороны, высокое качество непрерывного образования является залогом качества человеческого капитала, производительности трудовых ресурсов, инновационного характера производственной деятельности, без чего невозможно повышение конкурентоспособности экономики региона. С другой стороны, через обеспечение равного доступа к образованию, высокого уровня знаний, создания возможностей самореализации, получения востребованной на рынке труда профессии, воспитание высокой культуры, интеллектуальное развитие личности система образования осуществляет значимый вклад в качество жизни.

Реализация задач направлена на достижение следующих стратегических целей деятельности департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области:

1. Поддержание на высоком уровне качества общего образования, развитие творческого и инновационного потенциала учащихся

2. Создание адаптивной к внешним требованиям областной сети учреждений профессионального образования для обеспечения социально-экономического развития области востребованными кадрами на перспективные потребности территориально-производственных кластеров и отраслевых системообразующих предприятий

3. Создание условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества

Цели Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области определены исходя из важности и необходимости удовлетворения потребностей населения в образовании, обеспечения доступности качественного образования, насыщения экономики квалифицированными кадрами, интеграции образования и научно-педагогической деятельности, повышения эффективности использования научно-педагогических достижений, реформирования научной сферы и стимулирования инновационной деятельности как ключевых источников устойчивого экономического роста и повышения благосостояния общества.
Деятельность Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области, направленная на реализацию указанных целей, способствует достижению стратегических целей развития страны: повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста, создание потенциала для будущего развития.
Достижение поставленных целей обеспечивается решением совокупности тактических задач, которые соответствуют установленным сферам деятельности и функциям Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области и находящихся в его ведении учреждений.

Цель 1. Поддержание на высоком уровне качества общего образования, развитие творческого и инновационного потенциала учащихся

Количественные показатели развития общего образования в области свидетельствуют о повышении его доступности, повышении качества бюджетной услуги в части образовательной деятельности, развитии интеллектуального и творческого потенциала, обеспечении социальной защиты работников образовательных учреждений и обучающихся, оказании услуг учреждениями дополнительного образования, обеспечивающих занятость детей и молодёжи в свободное время.

Достижение цели 1 в рамках осуществления бюджетного планирования, функций по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по оказанию государственных услуг в сфере образования и развития общедоступных образовательных ресурсов, позволит обеспечить снижение дифференциации доступа детей и молодежи к образованию в зависимости от уровня доходов семей и места их проживания, преодоление институциональных барьеров между уровнями образования, повышение уровня ресурсного обеспечения образования.

Показатели достижения цели 1:

- охват детского населения программами дошкольного образования;

- охват детей программами основного общего образования.

Достижение первой стратегической цели департамента образования науки и молодежной политики Воронежской области предполагает необходимость решения следующих основных тактических задач:

Задача 1.1. Повышение уровня доступности качественного дошкольного образования в Воронежской области

Структура дошкольного образования рассматривается как один из главных образовательных резервов, который закладывает основу формирования и дальнейшего успешного развития ребенка.

Система дошкольного образования области включает в себя 564 дошкольных образовательных учреждения.

В настоящее время проектная мощность существующей сети дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ) составляет 57 926 мест, при этом контингент дошкольников составляет 62 463 человека.

Начиная с 2005 года, увеличивается охват детей различными формами дошкольного образования. Если в 2005 году ДОУ посещали 44,6 % детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, то в 2010 году – 53 % .

Численность детей на 100 мест в ДОУ в среднем составляет 107,8 человек.

Для решения имеющейся проблемы на территории региона с 2009 года действует областная целевая программа «Развитие дошкольного образования Воронежской области на 2009-2012 годы».

Программой предусмотрено:

- строительство новых детских садов;

- введение в строй дошкольных учреждений, закрытых на капитальный ремонт;

- увеличение мощности действующих детских садов, часть помещений которых была сдана в аренду или были закрыты;

- возврат помещений ранее перепрофилированных детских садов к первоначальному использованию.

За период 2009-2010 гг. в ходе реализации ОЦП введено дополнительно 2135 мест за счет капитального ремонта и реконструкции дошкольных учреждений. В 2011 году планируется ввести дополнительно 468 места.

Вместе с тем, очередь в детские сады сохраняется и составляет 27187 человек в возрасте от 0 до 7 лет, в том числе численность детей в возрасте от 3 до 7 лет, нуждающихся в устройстве в указанные учреждения, но такими местами необеспеченных составляет 7268 человек, из них в городском округе город Воронеж – 4268 человек.

На территории городского округа город Воронеж в 2008 году действовали 157 муниципальных детских садов, в которых воспитывались 25889 детей, что составляет 68,3% от общего детского населения в возрасте от 3 до 7 лет и 42,1% от 0 до 7 лет.

С учетом необходимости предоставления услуг по дошкольному образованию администрацией городского округа город Воронеж была принята муниципальная целевая программа «Развитие дошкольного образования городского округа город Воронеж на 2008-2011 годы», а затем утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа «Развитие дошкольного образования городского округа город Воронеж на 2010-2014 годы». В связи с этим в 2009 году проведена инвентаризация помещений детских садов.

В период с 2008 по 2011 годы в результате реализации программы:

- открыто 120 дополнительных групп на 2295 мест;

- введено в эксплуатацию 7 детских садов на 960 мест:

- осуществлен капитальный ремонт 7 детских садов для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- принято в муниципальную собственность 5 ведомственных детских садов на 1040 мест.

Принятые меры позволили увеличить охват детей дошкольным образованием в городском округе город Воронеж с 68,3% в 2008 году до 83% в 2011 году.

В настоящее время в городском округе город Воронеж функционирует 165 учреждений дошкольного образования. До конца 2011 года предполагается открыть 14 дополнительных групп на 280 мест, ввести 3 детских сада на 445 мест, переданных в муниципальную собственность.

Ведется строительство нового детского сада по современному проекту на 220 мест.

Всего по Воронежской области за период 2009-2010 гг. за счет средств консолидированного бюджета дополнительно введено 3075 мест.

В 2011 году планируется ввести 2783 места за счет строительства, капитального ремонта, возврата дошкольных образовательных учреждений, ранее используемых не по назначению. На эти цели будет направлено 476102,4 тыс. руб. средств консолидированного бюджета области.

Предпринятые меры позволят увеличить охват детей дошкольным образованием до 53% детей в возрасте от 0 до 7 лет и до 73,3% в возрасте от 3 до 7 лет.

Поскольку в соответствии с действующим законодательством родителям представляется оплачиваемый отпуск по уходу за детьми до 3-х лет. В связи с этим первоочередной задачей является обеспечение местами детей в возрасте от 3 до 7 лет.

При сохранении существующих темпов строительства, реконструкции, капитального ремонта детских дошкольных учреждений потребуется 3-4 года (2012-2015гг.) для полной ликвидации очередности детей в возрасте от 3 до 7 лет и средства в консолидированном бюджете области размере 2,5 млрд. руб.

Увеличение процента охвата детского населения программами дошкольного образования позволит более качественно подготовить детей к обучению в начальной школе, укрепить их здоровье и обеспечить более высокий уровень общего развития.

Основные показатели степени решения задачи 1.1. :

- доля детей дошкольного возраста от 0 до 7 лет, охваченных программами дошкольного образования;

- доля детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, охваченных программами дошкольного образования.

Задача 1.2. Создание необходимых условий для обеспечения доступности и высокого качества общего образования, в т.ч. создание условий для реализации федерального государственного образовательного стандарта через оптимизацию сети общеобразовательных учреждений

Председателем Правительства Российской Федерации В.В.Путиным 4 апреля 2011 года было дано поручение по вопросу модернизации системы общего образования и повышения заработной платы учителей.

Целью реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования является обеспечение всестороннего развития и самореализации гражданина за счет создания единого развивающего образовательного пространства, обеспечивающего повышение доступности качественного общего образования, отвечающего текущим и перспективным потребностям региона.

Направления осуществления комплекса мер по модернизации общего образования:

- повышение заработной платы учителям.

- обеспечение качества предоставления образовательных услуг учреждениями системы общего образования.

- создание условий для качественного оказания образовательных услуг учреждениями системы общего образования.

В целях реализации первого направления предусматривается дополнительное выделение средств в фонд оплаты труда в размере 30 %, позволяющих довести среднюю заработную плату учителей до уровня 93,3 % от средней заработной платы по экономике. В соответствии с изменениями, внесенными в Положение об оплате труда, дополнительные средства предполагается направить на:

- увеличение ставки бюджетной услуги (базовой ставки);

- повышение коэффициента оплаты труда педагогам, имеющим первую и высшую квалификационную категорию, а также молодым специалистам, работающим первые три года;

- увеличение стимулирующей части оплаты труда.

Для реализации второго и третьего направлений необходимо:

- создать материально - технические условия для оказания образовательных услуг, обеспечивающих получение качественного общего образования детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;

- сформировать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования и успешную социализацию детей на основе индивидуального подхода;

- создать условия для развития кадрового потенциала через организацию повышения квалификации и профессиональной переподготовки на основе адресного подхода и совершенствования процедур аттестации.

Оптимизация рассматривается как многоаспектный и взаимоувязанный комплекс мероприятий, процессов, методов, начиная с анализа ситуации и заканчивая реорганизацией как организационной структуры, так и образовательных процессов в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов общего образования.

Утвержденная постановлением правительства Воронежской области от 02.09.2010 № 736 долгосрочная областная целевая программа «Развитие образования Воронежской области на 2011 - 2015 годы» (в редакции постановления правительства Воронежской области от 08.06.2011 № 472) предполагает проведение комплекса мероприятий, среди которых мероприятия, обеспечивающие оптимальное функционирование сети общеобразовательных учреждений.

Основные проблемы, на решение которых направлены процессы оптимизации региональной сети общеобразовательных учреждений (далее - сети), следующие:

1. Создание условий для реализации федерального образовательного стандарта.

2. Обеспечение психофизической безопасности учащихся.

3. Обеспечение пространственной доступности услуг, предоставляемых сетью.

4. Реализация возможности осуществления индивидуальной образовательной программы в образовательном учреждении.

5. Обеспечения необходимой концентрации и целевого распределения ресурсов.

В ходе оптимизации сети будут достигнуты следующие результаты:

- увеличение разнообразия сети, качества и доступности разнообразных образовательных услуг за счет дальнейшей дифференциации общеобразовательных учреждений по типам и видам, а также за счет интеграции их в различные образовательные объединения, включая базовые школы с сетью филиалов;

- создание условий для эффективного внедрения федерального образовательного стандарта на всех ступенях обучения;

- повышение устойчивости сети в целом и отдельных ее звеньев к внешним негативным воздействиям;

- повышение эффективности сети, т.е. достижение более высоких темпов прироста суммарного качества образования по сети в целом по сравнению с темпами прироста суммарных затрат на ее функционирование и развитие.

Оптимизация сети осуществляется в рамках реализации муниципальных программ оптимизации сети общеобразовательных учреждений.

С целью проведения анализа тенденций изменений внешних и внутренних условий функционирования сети общеобразовательных учреждений каждым муниципальным образованием области была создана база данных, которая включала в себя характеристику района (внешние условия) и характеристику всех общеобразовательных учреждений района (внутренние условия). Информация представлялась в различных формах. Обязательной составляющей являлось составление картографических схем территории муниципального района с обозначенной транспортной и коммуникационной инфраструктурой. На основе полученных данных был проведен анализ тенденций изменений внешних и внутренних условий функционирования сети общеобразовательных учреждений.

Сравнение изменяющейся потребности в общем образовании с изменениями сети общеобразовательных учреждений за анализируемый период позволил сформулировать вывод о необходимости совершенствования общеобразовательной сети конкретного муниципального образования и обозначить конкретные направления модернизации сети.

Полученные выводы явились основанием для разработки концепции проведения оптимизации сети.

Сведения об изменении сети образовательных учреждений в 2010/2011 учебном году

Образовательные учреждения

Ликвидировано

Реорганизовано

всего

в т.ч.на селе

всего

в т.ч.на селе

1.Дошкольные образовательные учреждения

-

-

-

-

2.Общеобразовательные учреждения

14

12

26

25

3.Детский сад-начальная школа

-

-

-

-

4.Учреждения дополнительного образования детей

-

-

-

-

Основными структурными элементами (направления оптимизации) сети общеобразовательных учреждений, расположенных в городах и сельской местности региона, являются:

1. Создание базовых школ внутрирайонного уровня, обеспечивающих высококачественное образование за счет концентрации материально-технических, финансовых, кадровых, управленческих ресурсов, подвоза учащихся.

2. Создание образовательных комплексов «школа - детский сад».

3. Развитие дистанционных образовательных технологий.

4. Преобразование общеобразовательного учреждения в филиал общеобразовательного учреждения в целях оптимизации образовательного процесса.

На основе концептуальных подходов были утверждены постановлениями администраций муниципальных районов муниципальные программы оптимизации сети общеобразовательных учреждений.

Любые структурные изменения помимо положительных моментов содержат определенные риски (угрозы), которые могут существенно снизить эффективность производимых изменений. Все виды рисков (социально-педагогические; финансово-экономические; нормативно- правовые) процесса оптимизации были учтены в процессе разработки и анализа муниципальных программ оптимизации, что позволит избежать многих проблем и трудностей на этапе реализации основных мероприятий программ и, соответственно, нижеследующего комплекса мер.

Данный комплекс мер по модернизации общего образования Воронежской области является составляющей частью указанных муниципальных программ и программными мероприятиями долгосрочной областной целевой программы «Развитие образования Воронежской области на 2011 - 2015 годы».

Ожидаемые результаты реализации комплекса мер по модернизации общего образования:

  1. Повышение средней заработной платы учителей и доведение заработной платы работников до средней заработной платы по экономике.

  2. Улучшение условий обучения школьников.

  3. Повышение качества школьного образования.

С 1 сентября 2010 года 44 общеобразовательных учреждения из 18 муниципальных районов и городских округов Воронежской области приступили к реализации ФГОС начального общего образования в статусе областных инновационных площадок. Статус инновационных площадок по внедрению ФГОС получили в основном школы, ставшие победителями приоритетного национального проекта «Образование» и реализующие инновационные принципы образования. Функционирующие инновационные площадки должны стать стажёрскими площадками в своих и соседних муниципалитетах по подготовке общеобразовательных учреждений к переходу на новые образовательные стандарты.

Таким образом, удельный вес численности школьников, обучающихся по ФГОС начального общего образования нового поколения, составил в 2010 2,47 % от общего числа учащихся начальной школы, и соответственно 8,78 % от общего числа первоклассников.

В целях повышения эффективности подготовки учителей и работников управления образованием к работе в условиях внедрения стандартов второго поколения общеобразовательные учреждения Воронежской области приняли участие в интернет-семинарах (телемостах), проводимых Российской академией образования. В ходе интерактивных семинаров при участии ведущих ученых и методистов институтов Российской академии образования были рассмотрены вопросы внедрения ФГОС и примерные учебные программы, здоровьесберегающие технологии и методики, вопросы правового регулирования деятельности автономных учреждений, учебники нового поколения, оценка качества преподавания в условиях нового образовательного стандарта и т.д.

Удельный вес численности педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы по новым ФГОС в 2010 году составил 8,74 %, в том числе учителей – 9,68 %.

Приказом департамента образования, науки и молодежной политики от 20 мая 2011 года № 441 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих программы общего образования, в новой редакции» утвержден Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих программы начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, вступающий в силу Утвердить Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих программы начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, который вступит в силу с 1 сентября 2011 года для всех общеобразовательных учреждений.

Новые стандарты образования включают также внедрение электронного школьного документооборота.

В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, в рамках сотрудничества между департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области и ООО "Дневник.ру", с целью построения единой информационно-образовательной среды в регионе состоялся семинар с практическим занятием по работе в информационной системе «Единая образовательная сеть «Дневник.ру». В ходе семинара были освещены следующие вопросы: «Дневник.ру» в Воронежской области. Перспективы внедрения», «Использование системы «Дневник.ру» в образовательном процессе, навыки администрирования», «Методика ведения обучающих семинаров для разных категорий пользователей системы «Дневник.ру», различия в интерфейсах, права доступа к информации».
Переход на электронный школьный документооборот обеспечит снижение административной нагрузки на общеобразовательные учреждения.

В связи с изменением механизмов проведения процедуры аттестации, обусловленные внедрением нового Порядка проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2010 № 209, к стимулам качественного учительского труда следует отнести аттестацию работников сферы образования.

С 1 января 2011 года на территории Воронежской области проведение аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений осуществляется в соответствии с вышеуказанным нормативным правовым актом, где учитывается новая система оплаты труда, обновленные квалификационные требования и квалификационные характеристики должностей работников образования. Также осуществляется аттестация педагогов на подтверждение соответствия занимаемой должности. В связи с тем, что на данный момент отсутствует федеральный документ о проведении аттестации руководящих работников, что законодательно обосновано согласно п.3 ст.35 Закона Российской Федерации «Об образовании», департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области разработал Временное положение проведения аттестации руководящих работников образовательных учреждений Воронежской области (приказ от 31.12. 2010 №1037).

На данный момент в соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и Временным положением проведения аттестации руководящих работников образовательных учреждений Воронежской области прошли аттестацию 3737 соискателя квалификационных категорий из них 779 руководителей. Установлена высшая квалификационная категория работникам сферы образования-1311 соискателям, первая квалификационная категория-2235 и подтвердили соответствие занимаемой должности -191 педагогический работник.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад о результатах и основных направлениях (1)

    Доклад
    Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Камчатского края за 2010 год и на период до 2014 года (далее – Доклад) подготовлен в соответствии с Законом Камчатского края от 22.
  2. Доклад о результатах и основных направлениях (3)

    Доклад
    Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Камчатского края за 2009 год и на период до 2013 года (далее – Доклад) подготовлен в соответствии с Законом Камчатского края от 22.
  3. Доклад о результатах и основных направлениях (2)

    Доклад
    Сфера деятельности Отдела социальной защиты населения администрации Грязинского района (далее Отдел) определена Положением об отделе, утвержденным постановлением Главы администрации Грязинского района от 29.
  4. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности отдела культуры администрации Елецкого муниципального района на 2009-2011 годы

    Доклад
    Отдел культуры администрации Елецкого муниципального района является структурным подразделением администрации Елецкого муниципального района осуществляющим функции и полномочия по переданным в его ведение вопросам местного значения,
  5. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности (17)

    Доклад
    Настоящий доклад подготовлен управлением записи актов гражданского состояния Самарской области в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 17.
  6. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности (39)

    Доклад
    Развитие транспорта и других отраслей экономики тесно взаимосвязано. Характер подвижности населения, уровень развития производства и торговли определяют спрос на услуги транспорта.

Другие похожие документы..