Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Модернизация системы образования открывает новые горизонты и возможности, но в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной компе...полностью>>
'Документ'
28 декабря 2002 года вышел приказ Министерства охраны здоровья Украины и Академии Медицинских наук Украины «Про затвердження Першочергових заходів МО...полностью>>
'Документ'
Настоящим, Контрольно-ревизионное управление ФСТ России, в соответствии с п. 31 и 32 Порядка рассмотрения документов, представляемых для принятия реш...полностью>>
'Документ'
8-910- 47-51-83 e-mail zakazkursovoi@ Наш сайт: www.zakazkursovoi.narod.ru Тема: «Нетипи...полностью>>

Главная > Рабочая программа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет»

Кафедра____Почвоведения

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

________________В.Г.Прокошев

«_____»_____________ 2010 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина: Экологическое почвоведение и экология почв

Направление подготовки: бакалавр

Профиль подготовки: почвоведение

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр почвоведения

Форма обучения: очная ____________________________________________

Семестр

Трудоемкость

зач.ед., час

Лекции, час

Практические занятия, час

Лабораторн. работы, час

СРС, час.

Форма промежуточного контроля (экз./зачет)

8 семестр

2 (72 ч)

10

20

42

Зачет



  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель курса - показать функционирование почвы как сложной самостоятель­ной подсистемы в системе биогеоценоза и систем более высокого уровня.

Задача курса - дать знание о почве с позиций двух наук - экологического поч­воведения и экологии почв. Поэтому в курсе освещаются два круга вопросов: первый - взаимоотношение между почвой и наземной частью биоты, роль почвы в жизни населяющих ее организмов, роль почвы как экологического фактора, ее экологические функции; второй - роль в жизни и преобразовании почв ее флоры и фауны, реакция почвы на изменение экологических факторов, реакция на внешние воздействия, динамичность свойств почв, цикличность в изменении свойств почвы и проявлении процессов почвообразования, механизмы устойчи­вости свойств и признаков почв.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника - курс основывается на знаниях, полученных ранее в областях почвоведения, агрохимии, земледелия, биологии, экологии. Дает новые знания о роли почвы в жизни биостромы, меха­низмах устойчивости и саморегуляции почв в изменяющейся системе экологиче­ских координат.

  1. Место дисциплины в структуру ООП ВПО

Дисциплина «Экологическое почвоведение и экология почв» изучается в цикле ________________________________ дисциплин.

Спецкурс соприкасается с общим курсом по агрохимии, географии почв, биологии почв, основы почвоведения, истории почвоведения, расширяя полученные в них знания.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

  • умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2)

  • стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

(ОК-7);

Знать:

  • Основные периоды в развитии науки.

  • Направления профессиональной деятельности и объекты исследований выдающихся ученых в данной области.

  • Основные научные станции и научно-исследовательские организации, занимающиеся изучением вопросов питания растений в период с XX века по настоящее время.

  • Современное состояние науки экологии почв и направленность современных экологических исследований.

Уметь:

  • Анализировать исследовательскую деятельность ученых с целью выявления недостатков и ошибок

  • Планировать научно-исследовательский эксперимент, учитывая закономерности развития науки и опираясь на опыт прошлых поколений ученых

  • Провести параллель между этапами развития экологической науки и ее современным состоянием и ролью в научно техническом прогрессе.

Владеть:

  • Информацией о методах исследований, использовавшихся в период с конца 18 века по настоящее время.

  • Навыками по самостоятельному сбору, обработке и устному изложению материала

Иметь представление:

  • о месте науки среди естественно-научных дисциплин и о современном ее состоянии и проблемах.

  • Об основных моментах биографии выдающихся ученых этой области.

Название раздела (темы)

Распределение часов (ауд.)

К. п., к. р., РГР, контр.р., дом. зад. и др.

Внеаудиторная СРС (часов)

Всего

Лекции

Практические

Лабораторные

72

10

20

42

1

Почва как экологический фактор в жизни растений. Свойства почвы и их влияние на растения и растительность. Физические свойства почв и растение. Минералогический состав, химические и физико-химические свойства

5

1

2

2

2

Свойства почв и их роль в жизни животных. Роль свойств почв и их режи­мов в жизни почвообитающих животных (позвоночных, беспозвоночных, насе­комых, паукообразных и др.). Почвы и наземные животные.

7

1

3

3

3

Свойства почв и микроорганизмы. Микроорганизмы, их распространение и жизнедеятельность как функция свойств и режимов почв. Водоросли, простей­шие, грибы, актиномицеты, бактерии, дрожжи и их распространение в разных по свойствам почвах. Неоднородность почвенного покрова и распространение живых организ­мов.

5

1

2

2

4

Закономерности распространения отдельных групп живых организмов в поч­вах разных типов, в почвах с разными свойствами и режимами и возможности биоиндикации почв. Индикационная геоботаника и ее возможности для проведе­ния почвенно-геохимических изысканий.

5

1

2

2

5

Воздействие на почвы биотического компонента геоэкосистем. Влияние на почвы растений и растительности. Фитогенные поля. Прямое и опосредованное влияние растений. Поглощение растениями из почвы влаги и элементов мине­рального питания. Механическое воздействие корневых систем растений на поч­ву.

6

1

1

4

6

Роль животных в педогенезе и в создании пространственной неоднородности состава и свойства почв. Деструкция мертвого органического вещества и его пе­рераспределение в почвенном пространстве животными. Роющая деятельность разных групп животных и ее место в жизни почв. Осмотрофы и их роль в педо­генезе и функционировании биогеоценозов.

5

1

2

Р.-к. №1

3

7

Азотфиксация, нитрификация и аммонификация. Сульфатредуци-рующая деятельность микроорганизмов. Биота и образование почвенного гуму­са.

5

1

1

3

8

Неоднородность почв и почвенного покрова, связь ее с биотой. Роль биоти­ческих факторов в создании и поддержании неоднородности почв и почвенного покрова. Квазипериодическая изменчивость свойств почв в почвенном покрове. Концепция парцеллярного устройства биогеценозов.

6

1

1

Р.-к. №2

4

9

Биологическое разнообразие. Понятия и определения. Категории разнообра­зия. Критерии оценки разнообразия. Избыточное разнообразие, ее значение в функционировании экосистем, для биологического прогнозирования, адаптации и предадаптаций, онтогенетических потенций, потенций для эволюционных но­вообразований, появления неадаптивных признаков

4

1

1

2

10

Цикличность в жизни почвенной биоты и в протекании почвенных процес­сов. Онтогенез растений и характер взаимодействия растений с почвой в различ­ные фазы онтогенеза. Микробиологическая активность почвы в различные фазы развития растений и в различные сезоны года. Сезонная активность почвенной
фауны

7

1

1

5

11

Механизмы устойчивости свойств и признаков почв. Плодородие почв и продуктивность фитоценозов, соотношение понятий. Плодородие как фактор устойчивости биогеоценозов. Буферность почв. Виды буферности, ее влияние на стабильность состояния почв.

7

1

Р.-к. №3-

6

12

Экологические функции почв. Биохимическое преобразование верхних слоев литосферы. Трансформация поверхностных вод в грунтовые и участие в формировании речного стока. Регулирование газового режима атмосферы. Уча­стие в формировании геохимического потока элементов

9

3

6

Итого

72

10

20

3 р.-к.

42

Темы, разделы дисциплины

Количество часов

Компетенции

Общее количество компетенций

ОК-1

ОК-3

ОК-7

ПК-1

ПК-2

ПК-3

ПК-21

ПК-23

1

+

+

+

3

2

+

+

2

3

+

+

2

4

+

+

+

3

5

+

+

+

3

6

+

+

+

3

7

+

+

2

8

+

+

+

3

9

+

+

2

10

+

+

+

3

11

+

+

+

3



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплина: Основы почвоведения Направление подготовки

    Рабочая программа
    Цель курса – сформировать представления о почве, как самостоятельном естественно-историческом теле природы и основном средстве сельскохозяйственного производства, познакомить студентов с основными сведениями о почве, как о биокосной
  2. Аннотацияк рабочей программе дисциплины

    Документ
    Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Философия», «Политология», «Социология», «Культурология», «Мировая художественная культура», а также курсов по выбору, рекомендуемых
  3. Рабочая программа дисциплины (модуля) Экология Удмуртской Республики

    Рабочая программа
    Целью освоения дисциплины является знакомство студентов с природными особенностями и экологическими проблемами Удмуртской Республики (УР), с путями решения возникающих в процессе эксплуатации природных ресурсов неблагоприятных экологических ситуаций.
  4. Рабочая программа дисциплины (модуля) Агроэкология

    Рабочая программа
    Целью освоения дисциплины (модуля) «Агроэкология» является знакомство студентов с основами организации и функционирования преобразованных и искусственными экосистем, принципами взаимодействия «вторичных» биоценозов и человека как
  5. Рабочая программа дисциплины (модуля) Методы экологических исследований

    Рабочая программа
    Целью освоения дисциплины «Методы экологических исследований» является знакомство студентов с основными методами экологических исследований, с конкретными методиками изучения природных и социоприродных систем, освоение теоретических

Другие похожие документы..