Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1 № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в це...полностью>>
'Документ'
При рассмотрении потоков платежей по годам инвестиционного проекта критический объем производства должен определяться по соотношению приведенных оцено...полностью>>
'Документ'
Миссия ООП. Многонациональность и многоконфессинальность населения Сибирского региона являются значимыми социальными особенностями, которые учитывают...полностью>>
'Контрольная работа'
Закономерным явлeниeм в развитии рыночных механизмов вeдeния хозяйства в России являeтся становлeниe и развитие рынка цeнных бумаг (ЦБ). В послeдниe ...полностью>>

Главная > Научно-исследовательская работа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Карельский государственный педагогический университет»

Кафедра естественно-математических дисциплин и методик их преподавания

СПРАВКА

о результатах самообследования

кафедры ЕМД и МП

по состоянию на 01.09.2008 года

Утверждена на заседании кафедры

Протокол № 2 от 25.09.2008

Заведующий кафедрой Марченко Т.С.

/ _______________ /

Петрозаводск

2008

Содержание

1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности и система управления…………………………………………………………………….4

2 . Структура подготовки специалистов………………………………………………6

3. Содержание подготовки специалистов

3.1. Структура и содержание образовательных программ по аттестуемым специальностям и направлениям……………………………………………………...7

3.2. Информационно-методическое обеспечение учебного процесса……………7

3.3. Организация учебного процесса……………………………………………….9

3.4. Инновационные методы, используемые в образовательном процессе…….12

4. Качество знаний

4.1. Требования при приеме…………………………………………………………..15

4.2. Уровень подготовки специалистов……………………………………………...15

4.3. Итоговая аттестация выпускников……………………………………………...16

4.4. Система управления качеством высшего образования кафедры и ее эффективность………………………………………………………………………...17

5. Воспитательная работа…………………………………………………………….19

6. Условия реализации образовательных программ

6.1. Кадровое обеспечение образовательного процесса…………………………..21

6.2. Научно-исследовательская работа…………………………………………….22

6.3. Материально-техническая база………………………………………………….31

6.4. Международная деятельность кафедры………………………………………...32

Справка по результатам самообследования кафедры ЕМД и МП по состоянию на 30 мая 2008 г.

Преамбула

Кафедра ЕМД И МП образована на факультете в сентябре 1988 года. С сентября 1988 г. по декабрь 1994 г. зав. кафедрой была Туркина В.М. С 1994 г. по 2005 г. Казько Е.С. (с 1996 по 1998 г. исполняющей обязанности зав. кафедрой была Марченко Т.С.), с января 2006 г. Марченко Т.С.

В настоящее время заведующей кафедрой является Марченко Т.С. Закончила КГПИ физико-математический факультет в 1980 году.

В 1993 году на кафедре открыта доп. специализация «Учитель начальных классов с правом преподавания математики, информатики и природоведения в 5-6 классах». В 2001 г. специальность разбита на 2: математика и информатика, естествознание и информатика.

За время существования кафедры защищены 6 кандидатских и 1 докторская диссертация.

Старейшими работниками кафедры являются: старший преподаватель Заслуженный учитель КАССР, Отличник народного просвещения А.И. Горина, профессор, доктор педагогических наук, Заслуженный работник образования республики Карелия, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации В.М. Туркина.

Преподаватели кафедры неоднократно награждались Почетными грамотами Министерства образования России и республики Карелия, администрации г. Петрозаводска, Знаками «Отличник народного образования», «Почетный работник высшего профессионального образования» благодарностями министерства труда и социального развития, ГОУ ВПО «КГПУ» и др.

В настоящее время на кафедре работают: профессор, 4 доцента, 3 старших преподавателя, ассистент. 55,5% профессорско-преподавательского состава кафедры имеют ученые степени кандидата или доктора педагогических наук.

Годовая нагрузка преподавателей – 8925 ч., в том числе 3980 ч. аудиторных. Доля этой нагрузки в общей доле факультетской нагрузки – более 30%.

Кафедра ЕМД и МП в течение ряда лет работает над темой «Вопросы разработки и внедрения нового содержания и технологий в процесс обучения математике, естествознанию, труду и ИЗО».

Основные направления научно-педагогических исследований преподавателей кафедры:

Туркина В.М. - «Преемственность в обучении математике»

Смирнова С.И. – «Развитие у школьников умения проводить обоснованные рассуждения»

Казько Е.С. – «Использование технологий КСО в обучении математике, в том числе в сельских малокомплектных школах»

Марченко Т.С. – «Новые информационные технологии (НИТ) в обучении математике», «Использование моделей и моделирования в обучении математике»

Нюман О.В. – «Проблема формирования самоконтроля на уроках математики»

Лаптева М.А. – «Проблемы обучения решению нестандартных и олимпиадных задач в начальной школе»

Амбражевич Я.Е. - «Проблема использования практических методов в обучении естествознанию и экологическом образовании»

Голубева Л.А. - «Вопросы разработки и внедрения нового содержания и технологий в экологическое образование в начальной школе»

Конкина Т.Ю. - «Формирование ценностных ориентаций на творчество студентов педвуза в художественно-изобразительной деятельности», «НИТ в обучении методике преподавания изобразительного искусства в начальной школе»

Бычкова О.А. - «Вопросы разработки и внедрения нового содержания и технологий в процесс трудового обучения в начальной школе».

В настоящее время на кафедре старшие преподаватели Т.Ю. Конкина, О.В. Нюман и О.А. Бычкова работают над кандидатскими диссертациями. Научные руководители: Н.М. Конжиев, доктор педагогических наук, В.М. Туркина, доктор педагогических наук, Е.С. Казько, кандидат педагогических наук.

С.И. Смирнова является деканом факультета начального образования КГПУ. Л.А. Голубева является секретарем совета факультета начального образования.

Для экспертизы представлены:

- справка по самообследованию кафедры;

- нормативно-правовая документация кафедры;

- учебные планы и программы по основной специальности (учитель начальных классов), дополнительным специализациям (математика и информатика; естествознание и информатика);

- учебно-методическое и информационное обеспечение;

- материалы о кадровом и материально-техническом обеспечении;

- материалы о научно-исследовательской деятельности кафедры.

1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности и система управления

Кафедра ЕМД и МП получила свое название 25 мая 1988 года; письмо РСФСР № 653-16-5к от 24.06.1988. Приказ №76 от 10.07.1989 на основании решения Ученого совета от 26.06.1989.

Кафедра осуществляет свою деятельность на основе устава ГОУ ВПО «Карельский государственный педагогический университет», утвержденного в новой редакции. Вид кафедры – выпускающая. Кафедра готовит специалистов по основной специальности «Педагогика и методика начального образования», а также по 4 дополнительным специальностям, 2 из которых (математика и информатика; естествознание и информатика) организованы при кафедре. Формы обучения - очная и заочная.

В настоящее время идет работа по регистрации открытых на кафедре специализаций.

Основные документы, которыми руководствуется кафедра при подготовке специалистов: устав КГПУ, стандарт, учебный план, рабочие программы. На кафедре эти документы имеются.

Порядок организации управления кафедрой осуществляется на нормативной основе, регулируется Уставом КГПУ. Через каждые 5 лет на кафедре организуются демократические выборы заведующего.

Каждый последний четверг календарного месяца на кафедре проходят заседания, в которых принимают участие все члены кафедры. Круг решаемых вопросов на этих заседаниях определяется годовым планом, который утверждается в конце предыдущего учебного года, а также текущими проблемами, требующими решения.

Годовое планирование работы кафедры осуществляется в соответствии с планом работы ФНО, Программой развития факультета начального образования на период 2008-2012, Программой развития КГПУ на период 2008-2012, кафедральными традициями. Каждое заседание протоколируется (см. протоколы заседания кафедры с 2003 по 2008 годы). Анализ протоколов заседаний кафедры за отчетный период позволяет сделать вывод о том, что помимо традиционных тем, таких, как обсуждение рабочих программ дисциплин, подготовка к экзаменам и их результаты, организация и итоги педагогической практики, конкурсные дела и т.п., на заседаниях рассматриваются вопросы, имеющие отношение к задачам обновления форм и содержания подготовки специалистов в педагогическом вузе, например, инновационные формы и педагогические технологии работы со студентами, Болонский процесс, информатизация образования и др.

Порядок выполнения решений заседаний кафедры определяется коллегиально, исполнение решений контролируется заведующим. Сроки выполнения решений кафедры определяются масштабами поставленных задач.

При кафедре действуют методические комиссии по циклам дисциплин (естественнонаучного, художественно-эстетического, математического циклов). На кафедре действует постоянный методический семинар. Ответственный за подготовку и проведение методических семинаров переизбирается каждые 5 лет. С 2001 по 2005 г.г. работой научно-методического семинара руководила Т.С. Марченко, с 2006 по настоящее время – Е.С. Казько. На заседаниях семинара рассматриваются организационные и методические вопросы основных и специальных курсов кафедры, аспекты научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов. Тематика заседаний семинара за 2004-2008 г.г. представлена в приложении 1.

Все преподаватели кафедры участвуют в работе межкафедрального методического проблемного семинара факультета начального образования. За отчетный период в рамках семинара рассмотрено 13 тем (в том числе с активным участием преподавателей кафедры), ряд из которых подготовлен преподавателями кафедры ЕМД и МП.

Я.Е. Амбражевич, Т.С. Марченко, С.И. Смирнова, Л.А. Голубева являются членами Совета ФНО и активно участвуют в его работе.

Кафедра поддерживает связи с другими кафедрами факультета начального образования: кафедрой педагогики и психологии начального обучения, кафедрой русского языка и методики его преподавания в начальных классах, а также с другими кафедрами КГПУ: информатики, зоологии и экологии, географии, карельского языка; с предметно-цикловыми комиссиями ГОУ СПО «Петрозаводский педагогический колледж», муниципальными образовательными учреждениями г. Петрозаводска и республики Карелия.

За отчетный период кафедрой заведовали: Е.С. Казько, имеющая степень кандидата педагогических наук и ученое звание доцента (2004-2005 г.г.), с января 2006 года по настоящее время – Т.С. Марченко, также имеющая степень кандидата педагогических наук и ученое звание доцента. Е.С. Казько и Т.С. Марченко являются выпускниками физико-математического факультета КГПИ, имеют опыт работы в школе.

Квалификация всех преподавателей кафедры ЕМД и МП соответствует государственным требованиям.

Управление кафедрой соответствуют требованиям устава ГОУ ВПО «КГПУ», нормативной документации.

2 . Структура подготовки специалистов.

Кафедра готовит специалистов по основной специальности (Педагогика и методика начального образования), а также по 4 дополнительным специальностям, 2 из которых (математика и информатика; естествознание и информатика) организованы при кафедре. Формы обучения - очная и заочная.

Таблица 1

Контингент студентов, изучавших дисциплины кафедры в 2003–2008 годах

Форма

Обучения

Контингент студентов

2003 - 2004

2004 - 2005

2005 - 2006

2006 - 2007

2007-2008

Всего

744

741

707

717

717

Дневное отделение

356

367

356

366

327

Заочное отделение

388

374

351

351

390

Таблица 2

Контингент студентов, изучивших дисциплины специализации кафедры ЕМД И МП «математика и информатика» в 2004-2008 г.г.

Форма

Обучения

Контингент студентов

2003 - 2004

2004 - 2005

2005 - 2006

2006 - 2007

2007-2008

Дневное отделение

12

8

27

14

12

Таблица 3

Контингент студентов, защитивших дипломные работы под руководством преподавателей кафедры по годам

Форма обучения

Контингент студентов

2003 - 2004

2004 - 2005

2005 - 2006

2006 - 2007

2007-2008

Всего

40

49

51

50

55

Дневное отделение

11

23

27

23

32

Заочное отделение

29

26

24

27

23

3. Содержание подготовки выпускников

3.1. Структура и содержание образовательных программ.

  1. Учебные программы дисциплин кафедры соответствуют требованиям к содержанию подготовки выпускников, определенными Государственным образовательным стандартом по специальности 031200.00 - Педагогика и методика начального образования первого и второго поколения.

На заседаниях кафедры рассматриваются вопросы, посвященные совершенствованию рабочих программ и их соответствию государственному стандарту и нормативным положениям.

На кафедре разработаны рабочие программы по всем дисциплинам и утверждены в 2008 году. Это дисциплины федеральной и региональной компонент учебного плана, дисциплины дополнительной специализации. Перечень дисциплин кафедры представлен в приложении 2.

2. Учебные планы соответствуют Государственному образовательному стандарту по специальности 031200.00 – Педагогика и методика начального образования первого и второго поколения. В учебных планах есть дисциплины национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплины по выбору и факультативные дисциплины.

3.2. Информационно-методическое обеспечение учебного процесса.

В 2005 году на средства КГПУ закуплены учебники по математике авторов М.И. Моро и др. (1-4), Истоминой Н.Б., Петерсон Л.Г.; в 2006 г. Приобретены учебники по математике для 5-6 классов, учебно-методическая литература по информатике и методике преподавания информатики для обеспечения дисциплин дополнительной специальности. Имеются учебные пособия по теме «Множества» (составители: Туркина В.М.. Горина А.И., Тихонова Т.Н.). За аттестуемый период преподавателями кафедры подготовлено и издано 11 учебно-методических материалов (авт.: Казько Е.С., Туркиной В.М., Смирновой С.И., Марченко Т.С., Амбражевича Я.Е., Конкиной Т.Ю., Нюман О.В.), используемых в учебном процессе, 2-м из которых присвоен гриф УМО РФ (авт.: Марченко Т.С., Амбражевича Я.Е.). Разработаны электронно-дидактические материалы для курсов математики и методики преподавания математики, учебно-методические модули «Использование ЦОР в формировании понятия функциональной зависимости» (в рамках изучения курса математики), «Использование ЦОР в организации процесса обучения математике в начальной школе» (в рамках изучения курса методики обучения математике), «Проектирование электронного дидактического материала по математике», «Использование ЦОР в формировании геометрических понятий в 1-6 классах» в рамках изучения курса математики; учебно-методические материалы с использованием цифровых образовательных ресурсов. В методическом кабинете имеется подборка статей из журнала «Начальная школа» по МПМ, экологии.

Силами преподавателей собрана коллекция видеоматериалов, аудиоматериалов.

Виды ТСО на кафедре: телевизор, видеомагнитофон, мультимедийный проектор, фотоаппарат, видеокамера, ноутбук степень новизны ТСО – высокая.

Кафедра ЕМД и МП оснащена 6 компьютерами, из них 1 для организации самостоятельной работы студентов, 1 ноутбуком. Для подготовки учебного материала и документации по кафедре есть 4 принтера, 1 сканер, 1 мультимедийный проектор, экран. Общее количество технических средств обучения – 15.

Студенты факультета имеют возможность доступа в компьютерные классы университета для выполнения самостоятельной работы, для написания курсовых и дипломных работ.

Таблица 4

Обеспеченность дисциплин кафедры обязательной учебной литературой

Дисциплина

Общая потребность (экз)

Наличие в библиотеке КГПУ

Число экз.

% обеспечения

Дисциплины федеральной компоненты учебного плана

Математика

89

185

100

Методика преподавания математики

61

160

100

Ботаника с основами экологии

25

308

100

Методика преподавания естествознания

30

358

100

Методика преподавания трудового обучения с практикумом

59

277

100

Методика ИЗО с практикумом

59

176

100

Как видно из таблицы 4, обеспеченность дисциплин кафедры обязательной учебной литературой по основным дисциплинам составляет 100%. Фонды литературы постоянно пополняются.

Таблица 5



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научно-исследовательская работа – фактор повышения качества знаний обучающихся

    Научно-исследовательская работа
    В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук.
  2. Научно-исследовательская работа в высших учебных заведениях государственный общеобязательный стандарт

    Научно-исследовательская работа
    4. В настоящем стандарте реализованы нормы Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 07.06 1 г. № 389-1 и постановления Правительства Республики Казахстан «О порядке разработки, утверждения и сроков действия государственных общеобязательных
  3. Научно-исследовательская работа студентов и пути её совершенствования Старокожева Е., преподаватель

    Научно-исследовательская работа
    Научно-исследовательская работа студентов является одной из важнейших форм учебного процесса. Научные лаборатории и кружки, студенческие научные общества и конференции, - всё это позволяет студенту начать полноценную научную работу,
  4. Научно-исследовательская работа студентов (2)

    Научно-исследовательская работа
    Широкое распространенное в филиале получило приобщение студентов к научно-исследовательской деятельности. Это способствует как их профессиональной подготовке, так и формированию базы для конкурсного отбора выпускников и их дальнейшей
  5. Научно-исследовательская работа студентов на кафедре мировой экономики в 2009 2010 учебном году тематика научно-исследовательской работы студентов

    Научно-исследовательская работа
    страны) Эффективность участия Курской области в мировой торговле молочной продукцией и пути ее повышения Эффективность участия Курской области в мировой торговле мясом и пути ее повышения Эффективность государственной аграрной политики
  6. Научно-исследовательская работа преподавателей и студентов как условие эффективного учебного процесса: исторический аспект бурмакина

    Научно-исследовательская работа
    The article analyses interrelation of education, science and manufacture which developed in Krasnoyarsk agricultural institute in 60-80th of the ХХ century.

Другие похожие документы..