Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Цели урока: выявить основные идеи повести; показать актуальность произведения М. А. Булгакова; развивать умения и навыки анализа прозаических произве...полностью>>
'Документ'
Карл подводит ее к Генриху, королю Наваррскому....полностью>>
'Документ'
Процветающим народом мы будем в том случае, если освоим и унаследуем нашу историю. И только тогда сможем обезопасить себя от протектората Вашингтона,...полностью>>
'Документ'
- жирорастворимые витамины после эмульгирования желчьюОсновной механизм всасывания в тонком кишечнике - пассивная диффузия.Определяется градиентом ко...полностью>>

Главная > Учебник

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОБЩЕСТВО

ЗНАНИЕ

11

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений

Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, К.Г. Холодковского

Рекомендовано

Министерством образования и науки

Российской Федерации

Москва

«Просвещение» 2008

УДК 373.167.1:30 ББК 60я72 0-28

На учебник получены положительные заключения

Российской академии наук и Российской академии образования.

Учебник подготовлен в лаборатории обществоведения ИСМО РАО с участием ученых Российской академии наук.

Авторы:

Л. Н. Боголюбов: § 6, § 19, § 20—21, § 23, § 26, § 29, выводы, вопросы

и задания, «Готовимся к экзамену» к гл. II, IV

А. Ю. Лазебникова: § 1, § 2, § 4, § 13, § 14, § 35, выводы, вопросы

и задания, «Готовимся к экзамену» к гл. I, III

А Т. Кинкулъкин: § 9, § 31, § 29, § 32

Е. И. Жильцова: § 16, § 17, § 18, § 22, § 24, § 25

Э. Г. Соловьев: § 15, § 27, § 36, § 37, § 38, § 39

О. А Котова: § 28, § 33, § 34

Т. Е. Лискова: § 7, § 12

Л. Ф. Иванова: § 10

А И. Матвеев: § 5, § 8

Ю. И. Аверьянов: § 30

Е. Л. Рутковская: § 11

Н. И. Городецкая: § 3

Обществознание : учеб. для 11 кл. общеобразоват.

0-28 учреждений : профил. уровень / [Л. Н. Боголюбов,

А. Ю. Лазебникова, А. Т. Кинкулькин и др.]; под ред.

Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М. : Просвещение,

2008. — 415 с. : ил. — ISBN 978-5-09-015931-9.

Учебник является продолжением учебника «Обществознание. 10. Профильный уровень» (под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Ла-зебниковой, Н. М. Смирновой), полностью раскрывает содержание федерального компонента Государственного образовательного стан­дарта по обществознанию профильного уровня, включает знания из социологии, политологии, социальной психологии, философии.

УДК 373.167.1:30 ББК 60я72

ISBN 978-5-09-015931-9 ©Издательство «Просвещение», 2008

© Художественное оформление.

Издательство «Просвещение», 2008 Все права защищены

Оглавление

Глава I. Социальное развитие современного общества

§ 1. Социальная структура и социальные отношения 5

§ 2. Социальные институты 16

§ 3. Роль экономики в жизни общества 25

§ 4. Социальные статусы и роли 38

§ 5. Социальные ценности и нормы 48

§ 6. Отклоняющееся поведение и социальный конт­
роль 58

§ 7. Социальные интересы и формы социального взаи­
модействия 68

§ 8. Этнос и нация 77

§ 9. Межэтнические отношения и национальная поли­
тика 86

§ 10. Демография современной России 96

§11. Институт семьи и брака 103

§ 12. Быт и бытовые отношения 113

§ 13. Молодежь в современном обществе 124

§ 14. Социальная структура российского общества . . 135

Выводы к главе I 146

Вопросы и задания к главе I 148

Готовимся к экзамену 149

Глава II. Политическая жизнь современного общества

§ 15. Политическая система и политический режим. . 151

§ 16. Демократия 162

§ 17. Государство в политической системе 172

§ 18. Правовое государство и гражданское общество. . 184

§ 19. Роль СМИ в политической жизни 193

§ 20—21. Политическое сознание и политическое пове­
дение 203

§ 22. Политические партии и движения 222

§ 23. Лидеры и элиты в политической жизни 233

§ 24. Выборы в демократическом обществе 245

§ 25. Человек в политической жизни 255

§ 26. Политический конфликт 265

§ 27. Политический процесс 275

Выводы к главе II 285

Вопросы и задания к главе II 287

Готовимся к экзамену —

Глава III. Духовная культура

§ 28. Духовное развитие общества 289

§ 29. Духовный мир личности 298

§ 30. Мораль и нравственность 307

§ 31. Наука 316

1*

§ 32. Образование 326

§ 33. Роль религии в жизни общества 337

§ 34. Место искусства в духовной культуре 346

§ 35. Массовая культура 354

Выводы к главе III 369

Вопросы и задания к главе III 370

Готовимся к экзамену 371

Глава IV. Современный этап мирового развития

§ 36. Многообразие современного мира 372

§ 37. Глобализация и ее последствия 383

§ 38. Сетевые структуры в современной мировой поли­
тике 393

§ 39. Целостность и противоречивость современного

мира 402

Выводы к главе IV 413

Вопросы и задания к главе IV 414

Готовимся к экзамену 415

Глава I

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

§ 1. Социальная структура и социальные отношения

Вспомните:

каков предмет социологии как науки? Что представля­ет собой общество как система? Чем характеризуется марксистское учение об обществе?

Ранее, характеризуя общество, мы обращали внимание на формы объединения людей. Люди, осуществляя совмест­ную деятельность, объединяются в различные группы, общ­ности. Взаимодействие людей в таких группах и групп меж­ду собой составляет социальную сферу жизнедеятельности общества и изучается наукой социологией.

В центре внимания социологов оказалось несколько про­блем: критерии отнесения людей к тем или иным группам, перемещение людей и групп в социальном пространстве, формирование и распад отдельных групп, сущность и про­явления социального неравенства. Сложились разные подхо­ды к анализу социальной структуры общества. Два уче­ния — К. Маркса и М. Вебера, по оценкам многих специалистов, оказали наиболее значительное влияние на наши представления о социальном строении общества. Мы рассмотрим их более обстоятельно в данном параграфе.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Взрослеть в обществе, как заметил один социолог, зна­чит все больше узнавать о том, чем же люди отличаются друг от друга, и не только как индивиды (темпераментом, внешностью и т. п.), но и как социальные типы. Иными словами, с узнаванием того, что есть дворники и доктора, начальники и подчиненные, православные и мусульмане и т. д., к человеку приходит понимание, что различия меж­ду людьми связаны не только с их личными качествами, но и с принадлежностью к той или иной группе.

Разделение общества на группы называют социальной дифференциацией. Слово «дифференциация» происходит от латинского корня, означающего «различие». Многие иссле­дователи считают, что дифференциация свойственна любому обществу. Даже в первобытных племенах выделялись груп­пы в соответствии с полом и возрастом, с присущими им привилегиями и обязанностями. Здесь же были влиятель-

ный и уважаемый вождь и его приближенные, а также жи­вущие «вне закона» отверженные. На последующих этапах развития социальное расслоение усложнялось и становилось все более очевидным.

Из приведенного примера видно, что различие групп не просто предполагает наличие у них неких специфических признаков, но и выражается в их неодинаковом доступе к экономическим ресурсам общества, политической власти, образованию и другим социальным благам. В зависимости от обладания ресурсами и благами группы людей выстраи­ваются вдоль некой шкалы неравенства. Большая группа людей, находящаяся на определенной позиции на этой шка­ле, получила название страта (слой), а совокупность рас­положенных в вертикальном порядке социальных сло­ев — социальная стратификация.

Сам термин «стратификация» был заимствован социоло­гами в геологии, где под ним подразумевают вертикальное расположение различных пластов горных пород. Некоторые исследователи считают, что «геологический» образ в данном случае вполне уместен, поскольку отражает само явление социальной неоднородности общества. В геологии для того, чтобы обнаружить организацию слоев, изучают срез горных пород по вертикали, а в социологии для исследования стра­тификации приходится проводить большую предваритель­ную работу, чтобы выявить основные социальные группы, взаимоотношения между ними. Но не все считают, что мож­но проводить аналогию между структурой общества и струк­турой горной породы. Критики данной точки зрения подчер­кивают, что спецификой социальной стратификации яв­ляется то, что она отражает принцип неравенства.

Из истории и обществоведческого курса основной школы вы знаете, что ученые выдвигают различные причины воз­никновения неравенства. (Вспомните основные из них.) Столь же разнятся и оценки роли этого явления в развитии общества. С позиций критиков неравномерное распределе­ние богатства между людьми, являясь результатом неспра­ведливого общественного устройства, ведет к нарастанию со­циальных конфликтов в обществе, к его дестабилизации. Оно порождает слой праздных, бесполезных для общества людей. Сторонники другой точки зрения указывают на то, что неравенство стимулирует конкуренцию, усиливает стремление наиболее способных людей к продвижению на ключевые посты в обществе и государстве.

А какова ваша позиция в этом вопросе?

Устранимо ли неравенство? Ответы и на этот вопрос суще­ственно расходятся. Например, марксистское учение об обще­стве исходит из необходимости и возможности уничтожения неравенства как наиболее яркого проявления социальной не-

справедливости. Для решения этой задачи нужно в первую очередь изменить систему экономических отношений, ликви­дировать частную собственность на средства производства. В других теориях социальное расслоение также расценивается как зло, однако люди должны принимать такое положение как неизбежность. Те же, кто расценивает неравенство как положительное явление, подчеркивают, что его отсутствие (социальная однородность) приведет общество к гибели. При этом многие исследователи отмечают, что в большинстве раз­витых стран под влиянием проводимой политики происходит уменьшение социальной поляризации, увеличиваются сред­ние слои и сокращаются группы, относящиеся к крайним об­щественным полюсам. Следовательно, процессы социального расслоения поддаются определенному регулированию.

Поразмышляйте над приведенными точками зрения, по­пытайтесь соотнести их с реальными общественно-историче­скими процессами.

Принято различать экономическую, политическую и про­фессиональную стратификацию. Экономическая стратифика­ция выражается в различии доходов, уровня жизни, в су­ществовании богатых, бедных и средних слоев населения. Деление общества на управляющих и управляемых, полити­ческих лидеров и массу служит проявлением политической стратификации. К профессиональной стратификации можно отнести выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям. При этом некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ПО МАРКСУ

К. Маркс и его сторонники главной формой социальной стратификации считали общественный класс.

Само понятие «социальный класс» появилось давно. Вы помните, что еще Платон в своей модели идеального госу­дарства выделял три основных класса: философов, воинов и непосредственных производителей (купцов и ремесленни­ков). Столько же классов усматривал в обществе и Аристо­тель, особо при этом подчеркивая роль среднего класса. Еще одна триада была выдвинута в эпоху Просвещения. Соглас­но распределительной теории классов, основным разграни­чительным признаком выступает размер и форма дохода. С учетом этого выделяются три класса: 1) собственники зем­ли (феодалы), получающие ренту; 2) владельцы капитала (буржуазия), получающие прибыль; 3) рабочие, располагаю­щие своим трудом, получающие заработную плату.

К. Маркс, опираясь на идеи предшественников, создал новую теорию классов. Главным классообразующим призна­ком он считал отношения собственности на средства произ-

водства. Одну группу общества составлял класс, имеющий эту собственность, другую — лишенный ее. Отношения меж­ду этими классами неизбежно должны были принять непри­миримый, антагонистический характер, поскольку собствен­ность была результатом эксплуатации, а ее присвоение оказалось возможным в условиях политического господства класса собственников. Такие основные классы-антагонисты существовали на всех этапах исторического развития, за ис­ключением эпохи первобытности. В современную Марксу эпо­ху ими стали пролетариат и буржуазия. Противоположность классовых интересов порождает классовую борьбу, различные формы проявления которой также можно видеть на всех ста­диях исторического развития, начиная с рабовладения.

Таким образом, по Марксу, именно объективные, в пер­вую очередь экономические, факторы определяют классовую стратификация общества. При этом он не отрицал и некое­го субъективного измерения данного процесса — классового сознания. Оно, по мнению философа, не всегда правильно отражает реальное положение дел (возникает феномен лож­ного классового сознания). Важнейшую задачу революцио­неров Маркс видел в том, чтобы показать пролетариату его истинное положение в обществе как эксплуатируемого и уг­нетаемого класса.

Обоснованная в марксизме идея рассматривать способ производства, отношения собственности как основу выделе­ния общественных классов была в дальнейшем воспринята и использована социологами разных направлений. В то же время исследователи отмечали, что есть и другие существен­ные факторы, определяющие социальную структуру общест­ва, без учета которых картина социальной стратификации выглядит одномерной и упрощенной. Обращалось внимание и на то, что далеко не все сделанные Марксом предсказания сбылись. Это относится, в частности, к прогнозу о неуклон­ном росте численности рабочего класса, его прогрессирую­щем обнищании в условиях развития капитализма.

Марксистский подход к изучению социальной структуры общества долгое время оставался одним из наиболее влия­тельных в социологии. Многие соглашались с выдвинутыми идеями, но появилось немало исследователей, которые, от­талкиваясь от марксистской теории, выдвигали альтерна­тивные идеи.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ПО ВЕБЕРУ

М. Вебер, подобно К. Марксу, также выделял в социаль­ной структуре классы и использовал для этого экономичес­кий критерий — богатство, т. е. накопленный доход. В свою очередь, этот показатель он связывает и с отношениями соб-

ственности на средства производства, и в целом с системой рынка, прежде всего с рынком труда. Поскольку последний сложился только в эпоху капитализма, то и говорить о клас­сах в более ранний период, по мнению Вебера, не приходит­ся. Люди одного класса имеют примерно одинаковые жиз­ненные шансы, т. е. возможность получить общественные блага. Понятно, что они выше у тех, кто владеет собствен­ностью. Но и те, кто не имеет ее, однако обладает знания­ми, квалификацией, могут быть востребованы на рынке тру­да, а следовательно, иметь достойный доход.

Помимо классов, Вебер выделяет более четкие и значи­мые для каждого человека группы, названные им статус ними (подробнее понятие «статус» мы рассмотрим в отдель­ном параграфе). Такие группы могут возникать как в рамках общественного класса, так и вне их. К последним можно от­нести касты, сословия. Особой статусной группой выступает бюрократия, занимающая важное место в системе управле­ния. Критерии выделения статусных групп многообразны, среди них — этническая принадлежность, территориальная общность, религиозные взгляды, общность профессии. Но одной из важнейших характеристик этих групп и одновре­менно критерием их выделения является престиж — оценка их социального положения общественным мнением.

Если классы различаются жизненными шансами, то ста­тусные группы — стилем (образом) жизни. Вспомните, к примеру, известные вам из курса истории различия в обра­зе жизни дворянства и крестьянства в эпоху Средневековья.

Классовая и статусная позиции человека или группы да­леко не всегда совпадают. Например, аристократия с разви­тием капитализма утрачивала свое материальное богатство и слабела как класс, но ее престиж в обществе был еще высок. Не случайно среди разбогатевших промышленников было немало тех, кто стремился приобрести дворянские титулы.

Вебер выделил еще один тип стратификации, основанный на власти. С этих позиций в обществе можно выделить груп­пы, влияющие на принятие политических решений (поли­тический класс, элита) и лишенные такой возможности. Особую роль социолог отводил партиям и другим организо­ванным группам, стремящимся к власти.

Подводя итог, можем сказать: веберовский подход к стратификации основывается на трех главных критери­ях — собственность, престиж, власть. Более многомерная, чем у Маркса, модель социальной стратификации давала возможность полнее и глубже отразить реальность общест­венной жизни, точнее выявить тенденции ее изменения.

Однако есть исследователи, считающие, что марксист­ская позиция в этом вопросе имеет существенные преиму-

щества перед веберовской. О том, какие приводятся аргу­менты в защиту этого тезиса, вы можете узнать, прочитав отрывок, помещенный в рубрике «Поработайте с источни­ком».

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ

«ЛИФТЫ»

Итак, каждый из нас может быть отнесен к той или иной социальной группе, каждый занимает определенное место в социальной структуре. А возможно ли изменение этого мес­та и как оно происходит?

Ответы на эти вопросы дает теория социальной мобиль­ности. Под социальной мобильностью понимается переход людей из одних общественных групп в другие. При этом различают горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность подразумевает переход челове­ка в группу, расположенную на том же уровне, что и преж­няя, например переход из одной семьи в другую при повтор­ном браке, с одной фабрики на другую, смена гражданства. Вертикальная же мобильность предполагает перемещение с одной ступени иерархии (лестницы) на другую. При этом че­ловек может совершать как социальный подъем (от мелко­го служащего до управляющего крупной компанией), так и социальный спуск (от среднего предпринимателя до неква­лифицированного рабочего).

Примером «закрытого» общества с малой социальной мо­бильностью может служить кастовый строй в Индии. Чело­веку, принадлежавшему к низшей касте, почти невозможно было занять более высокое социальное положение. Напро­тив, индустриальные, «открытые» общества характеризуют­ся высокой социальной мобильностью.

Социальная мобильность может быть разной в рамках одного и того же общества на отдельных этапах его разви­тия. Из истории известно, к каким крупным социальным перемещениям ведут революции, войны, завоевания. Так, революционные потрясения в России в 1917 г. привели к ликвидации самых богатых слоев общества: почти вся арис­тократия была отброшена на низшую ступень; утратила свое социальное положение большая часть предпринимателей и высших специалистов-профессионалов. В то же время в те­чение нескольких лет на вершину политической, экономи­ческой, идеологической жизни выдвинулись представители низших слоев населения. Похожую картину дает революция во Франции 1789 г., английская революция XVII в.

Обратимся вновь к обществу в его нормальном состоя­нии. Какими путями происходит перемещение людей из од­ной группы в другую?

По мнению социолога П. Сорокина, этому способствуют несколько социальных институтов, в первую очередь армия, церковь, школа.

Начнем с армии. Служба в ней во все времена давала воз­можность двигаться вверх по социальной лестнице. Потери во время войн среди командного состава вели к заполнению вакансий людьми более низких чинов. Из 92 римских им­ператоров 36 достигли этого высокого социального положе­ния благодаря ратным подвигам.

В Средние века отдельные простолюдины таким же обра­зом становились генералами, графами, герцогами. В Новое время примером такого восхождения может стать жизнен­ный путь Наполеона и многих из его окружения. К числу подобных выдвиженцев относятся Кромвель и Вашингтон.

Значительное влияние на перемещение людей по ступе­ням социальной лестницы оказывала церковь. Обратимся к периоду раннего христианства. Напомним, что последовате­лями этого вероучения на начальных этапах были в основ­ном представители низших социальных слоев: рабы, ремес­ленники, зависимое крестьянство. После государственного признания христианства в Древнем Риме многие из них бла­годаря церкви получали свободу и достигали высокого по­ложения в обществе. Вместе с тем церковь сурово карала вероотступников. Среди «разжалованных» еретиков немало королей, князей, лордов.

Еще одним социальным «лифтом» выступает школа. Об­разование в ряде случаев открывает доступ к престижным должностям и званиям. В современном западном обществе, не окончив университета или колледжа, фактически нельзя достичь высокого положения на государственной службе и во многих других областях.

Учитывая значение школы как важного средства соци­альной мобильности, правящие группы в ряде стран пыта­лись закрыть доступ к образованию представителям низших слоев. Так, в Англии в XIV в. был выпущен указ, где гово­рилось, что ни один крепостной не должен отправлять де­тей в школу, чтобы не дать им возможности продвигаться в жизни. Аналогичную роль призван был выполнять и «цир­куляр о кухаркиных детях», изданный в России в 1886 г. и предписывавший не допускать в гимназию детей из низших сословий.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений

    Учебник
    - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева. Английский язык. Учебник для 8 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий. Москва, изд-во "Просвещение"
  2. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений

    Учебник
    Д18 История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2003.
  3. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений

    Учебник
    Обществознание : профил. уровень : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебннкова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л.
  4. Учебник. Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений

    Учебник
    1. В следующем году Чехову довелось увидет…cя с Толстым очароваться им поз нее писать о нем восторже ые письма и бояться его смерти как самой страшной б ды для русской жизни и литературы (М.
  5. Программа по физике Для 10 11 классов общеобразовательных учреждений

    Программа
    Программа составлена на основе программы автора Г. Я. Мякишева (см.: Программы общеобразовательных учреждений: Физика, Астрономия: 7 – 11 кл. / Сост. Ю.

Другие похожие документы..