Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебное пособие'
Настоящее пособие призвано показать философию не как скучную дисциплину, а как охоту, стремление, любовь к мудрости, как интересное и занимательное р...полностью>>
'Лекция'
МОЗЖЕЧОК - является центральным органом равновесия и координации движений. Различают серое и белое вещество мозжечка. Серое вещество представлено кор...полностью>>
'Программа'
Программа учебной дисциплины «Психология управления персоналом» предназначена для студентов специальности 030301.65 «Психология», специализация «Орга...полностью>>
'Литература'
Защита состоится « » 2003 г. в часов, на заседании диссертационного совета Д212.001.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата фи...полностью>>

Главная > Учебник

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Так, глобальное потепление способно повлечь за собой це­лую цепочку драматических изменений окружающей среды, которое может поставить вопрос о самом существовании че­ловеческой цивилизации в ее сложившихся ныне формах. Остановимся только на одном из возможных последствий — опасности почти «всемирного потопа», ожидающего планету в результате глобального потепления. Дело в том, что потепление неизбежно приведет к таянию полярных ледни­ковых шапок и подъему уровня Мирового океана. Многие города, расположенные на побережьях или в низменностях, окажутся затоплены и непригодны для проживания. При этом одновременно из-за увеличения среднегодовых темпе­ратур и необычайной жары большие массивы плодородной земли на разных континентах не смогут уже эффективно ис­пользоваться для производства продовольствия, а возможно, и быстро деградируют, превратившись в пустыни. В этом случае значительной части человечества будет угрожать не­минуемая гибель.

Ученые, политики, общественные деятели ищут выход из создавшейся ситуации. В 1992 г. проходивший под эгидой ООН Всемирный экологический форум в Рио-де-Жанейро одобрил концепцию устойчивого развития, согласно кото­рой от затрат на восстановление окружающей среды необ­ходимо перейти к постепенному отказу от технологий, ее разрушающих. Одновременно надежды возлагались на раз­работку новой философии развития, призванной противопо­ставить безудержному агрессивному потребительству уме­ренность, гармоничное развитие личности и коллектива, природы и общества.

В 1997 г. был подписан знаменитый Киотский протокол, предусматривающий значительные ограничения выбросов в атмосферу вредных веществ ведущими странами мира. В 1999 г. страны Европейского союза (ЕС) подписали согла­шение о сокращении в течение 5 лет вредных выбросов гру­зового и пассажирского транспорта на 60%. Вообще прак­тически во всех развитых странах мира на выхлопные трубы давно уже принято ставить специальные фильтры, а

потребление топлива современными автомобилями, как пра­вило, существенно ниже, чем у их предшественников.

И подобные меры приносят свои результаты. Так, в США в зоне Великих озер к концу 80-х гг. XX в. снова появи­лась рыба. В Германии снова зазеленели чуть не погублен­ные кислотными дождями леса. Одним словом, от всех нас требуются немалые усилия по охране природы. Важно не только видеть в природе кладовую ресурсов, но и восприни­мать ее как собственную среду обитания.

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Еще одной глобальной проблемой современности являет­ся демографическая проблема. Два столетия назад англий­ский экономист Т. Мальтус выступил с теорией, согласно которой численность населения земного шара растет быст­рее, чем возможности обеспечения его продовольствием. От­сюда необходимость принятия политических решений, на­правленных на ограничение темпов роста народонаселения. Идеи подобного рода, активно развивавшиеся последовате­лями Т. Мальтуса, приобрели собирательное название «мальтузианство» и получили довольно широкое распро­странение в середине XIX в. Затем на какой-то период стре­мительное развитие техники и технологии, в том числе из­менение приемов агротехники (зеленая революция), резко увеличившее урожайность и обеспеченность людей продук­тами питания, сняло остроту вопроса, и мальтузианство ес­тественным путем сошло с исторической сцены. Однако в связи с резким ростом численности населения Земли во вто­рой половине XX в. в развивающихся странах вновь воз­никли разговоры о грядущей катастрофе, связанной с пере­населением планеты. Подобные опасения дали жизнь нео мальтузианству и, кроме того, перевели демографические проблемы в фокус внимания мировой общественности.

Вопросы увеличения народонаселения планеты и окружа­ющей среды очевидно связаны между собой. Рост численно­сти населения влияет на окружающую среду по крайней мере двояким образом. Прежде всего, увеличение численно­сти населения на нашей планете неизбежно влечет за собой потребление большего количества продуктов питания, энер­гии и других ресурсов. Кроме этого, автоматически проис­ходит рост экономической активности, что сказывается на загрязнении окружающей среды (воздуха, водных ресурсов и т. д.). Для того чтобы представить себе масштабы исполь­зования человеком природных ресурсов, отметим, что сред­ний американец в течение жизни потребляет 4000 баррелей нефти, 25 тонн растительной пищи, 28 тонн продуктов жи­вотного происхождения (что эквивалентно забою примерно

2000 условных голов скота) и производит тысячи тонн от­ходов. Поэтому рост уровня жизни людей при одновремен­ном быстром росте народонаселения может создать реаль ные проблемы для самого существования человеческой цивилизации. На Всемирном экологическом форуме в Рио-де-Жанейро в 1992 г. было отмечено, что для поднятия уровня жизни 80% населения земного шара до западных стандартов потребуется примерно в 20 раз увеличить добы­чу природных ресурсов. На форуме была отчетливо выраже­на мысль о неосуществимости и, более того, гибельности по­добной постановки вопроса.

В наши дни не меньшую проблему, чем быстрый рост на­селения развивающихся стран, представляет демографичес кий разрыв между развитыми и развивающимися странами. Для развивающихся стран по-прежнему характерны высо­кая рождаемость и многодетные семьи. В развитых же го­сударствах эти показатели крайне низки. Достаточно ска­зать, что существующий в странах богатого Севера уровень рождаемости не обеспечивает даже простого воспроизводст­ва населения, не говоря уже об увеличении его числен­ности.

Крайне высокий уровень рождаемости в развивающихся странах ведет к усугублению проблем бедности населения, поскольку семьям необходимо содержать большое количест­во малолетних детей. Одновременно это обстоятельство рез­ко обостряет жилищную проблему, осложняет ситуацию в сфере образования и здравоохранения в соответствующих странах. Численность населения Китая и Индии, например, в совокупности составляет примерно 37% от общей числен­ности населения земного шара. При сохранении нынешних темпов роста населения каждая из этих стран к 2025 г. бу­дет насчитывать по 1,5 млрд человек населения, или в со­вокупности примерно 35% всего населения земного шара. И их надо будет обеспечить продуктами питания, жильем, одеждой и, главное, работой.

Очевидно, что это существенным образом скажется на глобальных потребностях в пищевых продуктах, энергии, промышленном сырье и в конечном счете на состоянии ок­ружающей среды.

Во всем этом клубке демографических проблем есть, по­жалуй, единственная позитивная тенденция. Учеными вы­явлено достаточно устойчивое соотношение между темпами урбанизации, уровнем ВНП на душу населения и снижени­ем рождаемости. С увеличением доли горожан в численнос­ти населения той или иной страны проявляется тенденция к снижению уровня рождаемости. То же самое происходит по достижении странами определенных показателей ВНП на душу населения. В результате такие страны проходят через

так называемый демографический транзит1 (от англ. demo­graphic transit). Страны Европы и США прошли через демо­графический транзит в период со второй половины XVIII по первую половину XX в. Большинство же остальных госу­дарств пока находится в фазе демографического транзита или даже не подошло к ней.

Иным проявлением мирового демографического кризиса становится тенденция к уменьшению численности и резко му старению населения в развитых странах. В 1900 г. численность населения в возрасте более 65 лет в США составляла около 4%. Ныне — более 15%. Еще более рази­телен контраст в Европе, где, по оценкам демографов, к 2025 г. доля людей старше 60 лет в общей численности на­селения достигнет 37%. Количество пенсионеров уже сейчас превышает в некоторых странах численность экономически активного населения. Выходом, позволяющим оттянуть вре­мя неизбежного кризиса системы социального обеспечения в странах Европы, становится трудовая миграция в зону ЕС выходцев из регионов Азии и Африки.

Без мигрантов уже совершенно невозможно представить себе страны Европы. Так, во Франции мигранты и потомки мигрантов (в основном из Северной Африки — Марокко, Алжира, Туниса) составляют почти пятую часть населения страны. В целом в Западной Европе проживает на сегодня­шний момент более 25 млн легальных иммигрантов из дру­гих регионов мира. С одной стороны, прибытие работоспо­собных мигрантов позволяет наполнять социальные фонды и выполнять социальные обязательства перед все увеличи­вающейся армией пенсионеров. Но, с другой стороны, это порождает целый клубок новых социальных, этноконфес-сиональных и иных проблем. Мигранты не всегда удачно адаптируются, вписываются в рамки принимающих их со­обществ. Более того, в последнее время все чаще они пред­почитают жить замкнутыми этнонациональными общинами, руководствующимися собственными нормами и правилами жизни. Крупномасштабная иммиграция вызывает в прини­мающих странах озабоченность относительно угрозы потери контроля над институтами государства, национальными гра­ницами. Возникает страх и неприятие новых для соответ­ствующих стран стилей жизни, религиозных и культурных норм, поведенческих стереотипов.

В соответствии со статистикой и существующими прогно­зами развития одним из проявлений демографической про­блемы становится проблема перенаселения ряда стран мира. Доля населения индустриально развитых стран в численно-

демографический переход от высокой рождаемости и смертности к низким уровням рождаемости и смертности населения.

сти населения планеты неуклонно сокращалась за последние полстолетия — примерно с 20% в 1951 г. до менее 15% в 1990 г. и сократится, по прогнозам, до 10% к 2025 г. Сре­ди 20 наиболее населенных стран мира останутся к этому времени только США и Япония. 9/10 населения планеты при этом будут обитать в условиях бедности, высокой безработи­цы, болезней и социальной и политической нестабильности. Совершенно очевидно, что без выработки четкой программы действий, мер помощи развитию со стороны богатого Севе­ра бедному Югу обойтись не удастся. Однако поиск реше­ний в этой сфере идет медленно и весьма болезненно.

ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СЕВЕРА И ЮГА

Во взаимоотношениях стран Севера и Юга и сейчас су­ществует довольно много проблем. Как уже отмечалось в од­ном из предшествующих параграфов, глобализация отнюдь не ведет к выравниванию уровней развития и потребления в планетарном масштабе. Более того, она нередко даже обо­стряет уже существующие противоречия и поляризацию между развитым, богатым Севером (под которым понимают­ся ныне наиболее успешные и богатые страны Запада, вклю­чая Японию) и развивающимся, бедным Югом. Разрыв в до­ходах между развитыми странами Севера и Югом постоянно растет. Собственно тенденцию роста экономического от­ставания развивающихся стран от ведущих держав Зала да принято обозначать в литературе под названием про­блемы Север—Юг.

Неравноправные взаимоотношения между европейскими метрополиями и колониальными владениями существовали на протяжении столетий. Однако возникновение проблемы Север—Юг относится к моменту известного вам из курса ис­тории крушения колониальной системы империализма в 50—60-х гг. XX в. Появление на карте мира десятков но­вых независимых государств породило оптимистические прогнозы относительно перспектив их развития в постколо­ниальный период. Предполагалось, что, избавившись от ко­лониального наследия, эти страны довольно быстро достиг­нут экономического и культурного процветания. В 60-е гг. этот оптимизм подпитывался реально более высокими, чем в развитых странах мира, темпами роста экономик развива­ющихся стран. Однако в 70—80-х гг. этот рост резко замед­лился, а кое-где сменился стагнацией или даже необрати­мым упадком и распадом. Возник феномен так называемых «неудавшихся», «несостоявшихся» государств (вроде Афга­нистана, Заира или Сомали), которые стояли буквально на грани распада из-за полной деградации политической и со­циальной систем. Произошло заметное падение доли разви-

вающихся стран в мировой торговле. К середине 80-х гг. од­но за одним эти государства стали объявлять себя или при­знаваться мировыми финансовыми институтами неплатеже­способными. Возник кризис задолженности развивающихся стран странам Запада. Все это нашло отражение в измене­нии соотношения развитых и развивающихся стран по ва­ловому национальному продукту на душу населения. Если в 1960 г. оно составляло примерно 25 : 1, то к концу века — уже более 40:1.

Но особенно актуальной проблема отставания стала на рубеже тысячелетий, когда, помимо разрыва в доходах, на­метился глубочайший технологический, или, как его еще иногда называют, цифровой разрыв (от англ. digital divide). Зависимое индустриальное развитие почти нигде в мире (за исключением Восточной и отчасти Южной Азии) не пере­ходит в постиндустриальное. Историческая дистанция, «разрыв» между Югом и Севером, зависимость развития продолжают возрастать. В результате в большинстве раз­вивающихся стран не решены проблемы внутренних ис­точников накопления, финансирования собственного раз­вития; смягчения поляризации доходов и преодоления нищеты; достижения устойчивых темпов развития; совер­шенствования системы образования.

Взаимоотношениям Севера и Юга был посвящен за по­следние годы целый ряд международных форумов под эги­дой ООН или такой влиятельной международной организа­ции, как Большая восьмерка. Встреча лидеров Большой восьмерки в Шотландии в июне 2005 г. должна была быть почти целиком посвящена проблемам развития беднейших стран мира (парадокс состоит в том, что проявления другой глобальной проблемы современности — международного терроризма (теракты в Лондоне) — скорректировали повест­ку дня и в который раз отодвинули проблемы развития стран третьего мира на второй план). Однако приемлемого решения проблемы взаимоотношений Севера и Юга по сей день найдено не было, как, впрочем, и оптимального реше­ния иных глобальных проблем современности. Поиски по­добных решений неизбежно станут частью политического опыта тех, кто заканчивает сегодня школу и готовится к са­мостоятельной жизни в этом непростом, глобальном и не ли­шенном серьезных противоречий мире.

311 Основные понятия: глобальные проблемы, экологический кризис, демографический кризис, взаимоотношения Север-Юг.

ШШТермины: цифровой разрыв, демографический транзит, мальтузианство, неомальтузианство, устойчивое развитие, зеленая революция.

Проверьте себя

1) Чем обусловлен планетарный по охвату характер гло­бальных проблем современности? 2) Какова роль научно-технического прогресса в развитии современного мира? 3) Чем вызвано возникновение глобального экологического кризиса? 4) В чем состоит и как проявляется демографиче­ская проблема? 5) Каковы проявления проблемы взаимоот­ношений Север—Юг? 6) В чем состоит взаимосвязь глобаль­ных проблем современности?

Подумайте, обсудите, сделайте

  1. Нередко можно слышать утверждения о том, что «при­
    рода сама справится» с возникающими экологическими про­
    блемами. Насколько справедливыми представляются вам по­
    добные утверждения? Обоснуйте свой ответ.

  2. Не так давно Ж. Эллюль утверждал: «Присутствие им­
    мигрантов, сопровождаемое распространением в Европе ис­
    лама, несомненно, приведет к деградации всего западного
    общества. В результате безрассудства, которое мы проявля­
    ем уже в течение 20 лет, Запад окажется еще через 20 лет
    в таком же положении в мировом масштабе, как сегодня бе­
    лое меньшинство в ЮАР перед лицом черного большинст­
    ва». Что вы думаете по поводу этого высказывания и что вы
    могли бы возразить известному французскому мыслителю?

  3. В последние годы с экранов телевизоров, в прессе до­
    вольно часто можно встретить утверждения о том, что мы
    становимся членами единого, но находящегося на грани ги­
    бели планетарного сообщества. Разделяете ли вы такую пес­
    симистическую оценку?

4. Научно-технический прогресс способен дать ключ к
разрешению всех глобальных проблем. Согласны ли вы с по­
добной точкой зрения?

Поработайте с источником

Познакомьтесь с рассуждениями современных исследователей о гло­бальных проблемах.

Результаты нашего исследования [книги «За пределами роста»] произвели фурор. Некоторые восприняли его как предсказание конца света, каковым она ни в коем случае не является. Эта работа не о предначертанном будущем, а о вы­боре пути. В ней, конечно, содержалось предупреждение, но также выражалась и обоснованная надежда на спасение. Вот три общих вывода, к которым мы пришли в 1972 году. Вто­рой из них оптимистичен, и наши расчеты показали, что для этого оптимизма были и есть веские основания. Возмож­но, его стоило бы поставить в списке под первым номером.

1. Если процессы демографического роста, индустрилиза-

ции, загрязнения окружающей среды, производства продук­тов питания и истощения природных ресурсов будут и в дальнейшем идти такими же темпами, планета достигнет предела своего репродуктивного потенциала примерно через сто лет. С большой вероятностью это приведет к внезапно­му и неконтролируемому сокращению населения и сниже­нию производственных мощностей.

  1. Существуют возможности регулирования этих процес­
    сов и обеспечения долговременной экологической и эконо­
    мической стабильности. [В результате] можно добиться со­
    стояния глобального равновесия, при котором будут
    удовлетворяться основные материальные потребности каж­
    дого человека, и всем будут обеспечены равные возможно­
    сти для реализации своих способностей.

  2. Если люди предпочитают второй вариант развития
    первому, то чем раньше они начнут работать в этом направ­
    лении, тем больше у них шансов на успех.

Эти выводы не привели нас в отчаяние, а заставили за­думаться о том, как создать общество, в котором люди жи­ли бы в материальном достатке, пользуясь благами социаль­ной справедливости и экологической устойчивости, и в котором жизнь была бы комфортнее, чем в обществе, чрез­мерно увлеченном проблемами роста.

Мидоуз Донелла, Мидоуз Денис, Рандерс Йорген. За пределами

допустимого: глобальная катастрофа или стабильное будущее//Новая

постиндустриальная волна на Западе. — М., 1999. — С. 576—577.

Вопросы и задания к источнику. 1) В чем состоит опасность не­контролируемого демографического роста, все более масштабной индустриализации и растущего загрязнения окружающей среды? 2) Существует ли альтернатива катастрофическому сценарию раз­вития событий на нашей планете?

Выводы к главе IV

1. Современный мир, в котором существуют около 200 государств, характеризуется многообразием вариантов экономического, социального, политического, культурного развития. В ряде стран сохраняется традиционный уклад жизни. Вместе с тем опыт таких стран сегодня свидетельст­вует об их способности к глубокой социально-экономической трансформации. Индустриальные общества столкнулись в XX в. с серьезными проблемами. Однако научно-техничес­кая революция помогла им найти возможные решения этих проблем. На базе электронно-вычислительной техники нача­лись глубокие перемены в общественном развитии, которые характеризуют переход к информационному, постиндустри­альному обществу. Но этот переход сопровождался появле-

нием новых противоречий. Такие противоречия, в частнос­ти, присущи развернувшемуся процессу глобализации. С од­ной стороны, это рост взаимозависимости различных стран и регионов мира. С другой — отмечается опасность обезли­чивающей унификации национальных культур, углубления дифференциации стран по уровню экономического и соци­ального развития.

  1. Современное общество все в большей степени превра­
    щается в общество самоорганизующихся, полицентричных
    сетевых структур, для которых характерны децентрализа­
    ция власти и ответственности, а также преобладание гори­
    зонтальных связей составляющих их сегментов. Сетевые
    формы организации возникают и в сфере политики, при
    этом они могут использоваться для достижения самых раз­
    ных целей. Наиболее опасные проявления этого связаны с
    феноменом международного терроризма, питательной средой
    которого выступает политический экстремизм. Политичес­
    кий терроризм применяет насилие в отношении гражданско­
    го населения и символов государственности для достижения
    политических целей. Противодействие ему возможно лишь
    на основе межгосударственного сотрудничества.

  2. В процессе глобализации экономические, социальные,
    экологические, политические проблемы, ранее считавшиеся
    исключительно внутриполитическими, превращаются в об­
    щемировые, международно-политические. Решение таких
    проблем предполагает преодоление экологического кризиса
    и его последствий, стабилизацию демографической ситуации
    на планете, сокращение разрыва в уровне развития между
    ведущими странами Запада и беднейшими развивающимися
    странами. Глобальные проблемы требуют совместных уси­
    лий государств, международных организаций, общественно­
    сти. Угрозы и вызовы XXI в. предъявляют новые, более вы­
    сокие требования к уровню общественной организации,
    политического мышления, приоритетным духовно-нравст­
    венным ориентирам отдельных людей и человечества в це­
    лом.

Вопросы и задания к главе IV

  1. Дайте развернутое толкование формулы «Единство в
    многообразии».

  2. Как соотносятся в современном мире национальные
    особенности различных стран и процесс глобализации?

  3. Дайте оценку процесса глобализации, опираясь на со­
    временные подходы к проблеме прогресса.

  4. В чем состоит связь возникновения и развития сете­
    вых структур с процессами глобализации и информатиза­
    ции?

5. Каковы особенности международного терроризма и чем
они объясняются?

6. Охарактеризуйте основные глобальные проблемы со­
временности.

Готовимся к экзамену

1. Глобализация характеризуется:

  1. расцветом культур всех народов мира;

  2. выравниванием экономического потенциала всех стран
    мира;

  3. возросшей взаимозависимостью народов и государств;

  4. ускорением темпов экономического развития всех на­
    циональных экономик.

2. Сетевые структуры от прочих структур отличаются:

  1. преобладанием вертикальных связей;

  2. децентрализацией власти и ответственности;

  3. высокой степенью закрытости;

  4. ориентацией каждой структуры на решение многооб­
    разных задач.

3. Верны ли следующие суждения?

А. Глобализация охватывает разные сферы жизни обще­ства.

Б. Глобализация означает, что расстояния и территори­альные границы между государствами перестают играть прежнюю роль.

  1. Верно только А.

  2. Верно только Б.

  3. Верны и А, и Б.

  4. Оба суждения неверны.

4. Дополните перечень последствий глобализации.

  1. Весь мир превращается в глобальную экономическую
    систему.

  2. В мировой экономике возрастает роль транснациональ­
    ных корпораций.

  3. ...

  4. ...

  1. Напишите с использованием понятия «терроризм» три
    предложения, содержащие какую-либо информацию об этом
    явлении.

  2. Процесс глобализации вызывает дискуссии. Одни гово­
    рят, что она содействует демократизации, развитию и рас­
    ширению возможностей. Другие — что она порождает но­
    вые формы неравенства, позволяет корпорациям избегать
    контроля и порождает новые экологические проблемы. Ка­
    кова ваша точка зрения? Приведите аргументы в ее под­
    держку.

Учебное издание

Боголюбов Леонид Наумович

Лазебникова Анна Юрьевна

Кинкулькин Альберт Тимофеевич и др.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений

Профильный уровень

Зав. редакцией Л. А. Соколова

Редактор Е. А Крючкова Художественный редактор С. Н. Болоболов

Художник А. С. Побезинский

Технические редакторы Н. Т. Рудникова, Г. В. Субочева Корректор Г. М. Махова

Налоговая льгота — Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93—953000. Изд. лиц. Серия ИД № 05824 от 12.09.01. Подписано в печать с диапозитивов 25.03.08. Формат 6OX9O!/i6. Бумага офсетная. Гарнитура SchoolBook. Печать офсетная. Уч.-изд. л. 26,23. Доп. тираж 20 000 экз.

Заказ № 20014 (к-гз). Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение».

127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.

Открытое акционерное общество «Смоленский полиграфический комбинат». 214020, г. Смоленск, ул. Смольянинова, 1.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений

    Учебник
    - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева. Английский язык. Учебник для 8 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий. Москва, изд-во "Просвещение"
  2. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений

    Учебник
    Д18 История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2003.
  3. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений

    Учебник
    Обществознание : профил. уровень : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебннкова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л.
  4. Учебник. Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений

    Учебник
    1. В следующем году Чехову довелось увидет…cя с Толстым очароваться им поз нее писать о нем восторже ые письма и бояться его смерти как самой страшной б ды для русской жизни и литературы (М.
  5. Программа по физике Для 10 11 классов общеобразовательных учреждений

    Программа
    Программа составлена на основе программы автора Г. Я. Мякишева (см.: Программы общеобразовательных учреждений: Физика, Астрономия: 7 – 11 кл. / Сост. Ю.

Другие похожие документы..