Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Находится в 42 км от Констанцы и 1 км от Мангалии. Умеренные цены в отелях, удачное сочетание морского климата и обилия зелени делает Сатурн одним из ...полностью>>
'Пояснительная записка'
Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования....полностью>>
'Конкурс'
(Транспортні системи; Автомобілі та трактори; Експлуатація та ремонт засобів транспорту; Машини для земельних дорожніх і лісотехнічних робіт; Економі...полностью>>
'Курс лекций'
В математике некоторые понятия являются первичными, неопределяемыми. К ним относятся понятия натурального числа, точки, прямой и т.д. Одним из таких н...полностью>>

Главная > Учебник

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Вы уже знаете, что в рамках общества как сложной со­циальной системы формируются и действуют различные общности и группы — роды, племена, классы, нации, семьи, профессиональные коллективы и т. д. Предметом дальней­шего рассмотрения будет взаимосвязь и взаимовлияние со­циальной структуры общества и его экономической жизни.

Одной из значительных общностей выступает народона­селение, которое является важнейшим условием жизни и развития общества. Темпы общественного развития, кризис или расцвет во многом зависят от таких показателей, как общая численность населения, темпы его роста, состояние

здоровья. В свою очередь, все эти показатели очень тесно связаны с экономической жизнью общества. Так, на темпы рождаемости влияет, прежде всего, уровень материального благосостояния, обеспеченность жильем, степень вовлечен­ности женщин в общественное производство. Например, уро­вень рождаемости в европейских странах с переходной эко­номикой (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия и др.) за последние 5—10 лет резко упал, что связано с ухудшением условий жизни, сопровождавшим экономические реформы. В России в 90-е гг. XX в. уровень рождаемости также зна­чительно сократился.

Существует и обратная зависимость, когда народонаселе­ние влияет на экономику. Ускорение или замедление тем­пов экономического развития зависит от общей численности населения, его плотности (в регионе с небольшой численно­стью населения затруднено разделение труда, дольше сохра­няется натуральное хозяйство), темпов его роста (низкие темпы затрудняют воспроизводство рабочей силы и соответ­ственно снижают объемы производства, слишком высокие темпы заставляют направлять значительные ресурсы на про­стое физическое выживание населения).

Состояние здоровья населения также является фактором экономического развития. Его ухудшение ведет к снижению производительности труда в хозяйстве, сокращению продол­жительности жизни. Помимо этого, одной из причин резко­го снижения продолжительности жизни, например, у муж­чин в России (в 90-е гг. XX в. — с 64 до 58 лет) были сложившиеся социальные условия (сокращение доходов населения, рост нервных стрессов в связи с социально-экономическими переменами и нестабильностью в обществе и др.).

Заметно влияние экономической жизни общества на фор­мирование профессиональных социальных общностей. В традиционных обществах, где наиболее устойчива социаль­ная структура, сохраняются социально-профессиональные группы, связанные с натуральным хозяйством, мелкотовар­ным производством. В развитых странах Запада под влия­нием научно-технической революции растет новый средний класс (интеллигенция, управленцы, высококвалифицирован­ные рабочие). При этом структурные изменения в экономи­ке ведут к сокращению промышленного рабочего класса, исчезновению четких границ между ним и другими социаль­ными группами.

В условиях социально-экономических преобразований в России, распада прежних социальных отношений люди и группы пытаются освоить новые ниши социального и эко­номического выживания. Особенностью последних лет раз­вития российского общества является тенденция усиления

экономической дифференциации (различий), выражающаяся в разделении общества на группы с различными доходами, уровнями жизни и потребления. Усложнение социальной структуры проявилось в формировании новых социальных групп и слоев: предпринимателей, финансистов, биржевых брокеров, коммерсантов и др.

Социальное расслоение общества обостряет противоречия интересов различных социальных групп, в том числе эконо­мических. В современном обществе существует проблема со­гласования этих интересов. Особую угрозу для политической и экономической стабильности в обществе представляет чрезмерное неравенство доходов и богатств. Развитие России в 90-е гг. XX в. привело к значительным различиям в до­ходах населения. Рыночная система, предоставленная сама себе, отдает преимущество одним социальным слоям и, на­оборот, наказывает другие. Если эту систему не корректиро­вать определенной социальной политикой, то она имеет тен­денцию вырождаться в систему, действующую в интересах меньшинства общества (элита) и против большинства.

В современных промышленно развитых странах создают­ся общества всеобщего благосостояния, т. е. доходы перерас­пределяются в пользу более бедных и обделенных слоев, со­здаются системы социального обеспечения (пенсионное обеспечение, медицинское страхование, пособия по бедности и др.)- Так, в Швейцарии и Нидерландах на социальное пе­рераспределение приходится около 30% национального до­хода. Социальная политика российского правительства пред­полагает социальную поддержку малоимущих граждан, регулирование трудовых отношений и содействие трудоуст­ройству незанятого населения, свободу выбора профессии, сферы и места работы, обеспечение доступности образования и помощь в переподготовке кадров, обеспечение свободы предпринимательства и др.

Проблема согласования интересов различных участников экономической жизни общества остается актуальной, поэто­му экономическая и социальная сферы должны дополнять и взаимно поддерживать друг друга.

ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА

Посмотрим, как влияет на экономическое развитие обще­ства его главный политический институт — государство. Од­на из общественных функций государства — использование имеющихся возможностей для экономического развития. Каждая страна сталкивается с проблемой выбора лучшего варианта такого развития, и здесь существенна роль госу­дарственной политики. В последние десятилетия эта поли­тика подверглась серьезной переориентации.

Вследствие краха экономической, политической и соци­альной системы, основанной на централизованном планиро­вании, рыночные силы и свободное предпринимательство стали рассматриваться как основа жизнеспособности соци­ально-экономической системы.

В большинстве стран, выбравших путь рыночных преоб­разований в экономике, предпосылками экономического роста стали приватизация и снижение регулирующей роли государства, что сопровождается переоценкой функций и политики государства. Правительства стремятся меньше вмешиваться в те области, где рынок работает с большей эф­фективностью. Однако это означает не ликвидацию государ­ственного управления, а скорее изменение его форм и улуч­шение качества.

В рыночной экономике главными функциями государст­ва являются облегчение и стимулирование действия рыноч­ных сил с помощью мер правительственной политики. Наи­более общим, важным условием существования рыночной экономики является реализация государством таких поли­тических целей, как свободное развитие общества, правовой порядок, внешняя и внутренняя безопасность (выделены еще Адамом Смитом).

Свободное развитие общества понимается и как социаль­ная, и как экономическая категория. Чем ценнее признает­ся свобода отдельного человека в обществе, тем более зна­чимой воспринимается экономическая свобода в государстве.

Государство заинтересовано обеспечить правовую надеж­ность экономической деятельности, чтобы пользоваться ее результатами. Создание правового порядка предусматривает, прежде всего, обеспечение с помощью законов права на соб­ственность и ее защиту, на свободу предпринимательской деятельности, на систему хозяйственных договоров.

Обеспечение внешней и внутренней безопасности государ­ством предполагает создание институтов по поддержанию об­щественного порядка внутри страны, а также наличие про­фессионально подготовленной армии, способной защищать страну от нападения извне.

Важная задача государства — охрана и поддержание в на­циональной экономике конкуренции, борьба со стремлением фирм к монополизму. Например, для развивающейся ры­ночной экономики России это одна из насущных проблем. (Вспомните и приведите примеры антимонопольного регули­рования экономики российским правительством.)

И, наконец, в условиях рыночной экономики важнейшая функция государства — разработка оптимальной нацио­нальной стратегии экономического развития, объединение усилий государственных органов, частных компаний, обще­ственных организаций для ее реализации. Эта функция не

£ Л. Н. Боголюбов, 11

может быть предоставлена автоматическим механизмам рынка. Так, государственная политика играет важную роль в финансировании таких областей, как фундаментальная на­ука, образование, здравоохранение, национальная культура и др.

Целями государственной политики могут быть: обеспе­чение полной занятости, справедливое распределение дохо­дов, защита природного комплекса и т. п. Каждое прави­тельство выбирает необходимые обществу экономические приоритеты в своей политике. (Каковы, на ваш взгляд, при­оритеты политики современного Российского государства в экономике?)

На экономическую жизнь общества оказывают влияние и различные политические партии и объединения.

Политические институты общества активно влияют на экономику. А заинтересована ли экономика в поддержке, например, демократии, правового государства?

Опыт развитых стран показывает, что рыночная эконо­мика дает основу для поддержки демократии, правового государства, гражданского общества. Существование в усло­виях конкуренции многообразия политических и экономи­ческих структур сокращает опасность для человека попасть под власть безответственного работодателя или организации, предоставляя ему возможность выбора, кому и в чем подчи­няться.

Условия рыночной конкуренции учат людей более ответ­ственному отношению к своему делу, окружающим, приня­тию решений. Свобода предпринимательства убеждает чело­века в том, что он собственным выбором деятельности и инициативностью может менять свою жизнь к лучшему.

Рыночная экономика заинтересована в том, чтобы функ­ционировать в рамках правового государства. Так, предпри­нимателю важно начинать свое дело, зная «правила игры» в рыночном пространстве, т. е. по каким известным законам он может действовать, какие налоги платить. А такие важ­ные для экономики вопросы, как установление налогов, за­коны по охране окружающей среды, постановления, регули­рующие отношения работодателей и наемных работников, открыто должны обсуждаться с учетом мнения различных сторон.

В свою очередь, правовое государство опирается на граж­данское общество, которое составляют граждане, самостоя­тельно принимающие личные решения, реализующие част­ные интересы. Структурными единицами гражданского общества в экономической сфере являются частные пред­приятия, кооперативы, акционерные общества и другие про­изводственные ячейки, создающиеся гражданами по собст­венной инициативе.

ЭКОНОМИКА И КУЛЬТУРА

Практика доказывает тесную взаимосвязь и взаимозави­симость культуры и экономики. Хозяйственная деятель­ность в первую очередь создает материальную основу и ус­ловия для развития основных областей культуры: науки, образования, искусства, кино и телевидения. В процессе производства, например, экспериментально проверяются и внедряются новые технологии и другие достижения науч­но-технического прогресса. Решение задач информатизации образования, развитие его новых форм (например, дистан­ционного обучения) невозможно без современной материаль­но-технической основы (использование компьютеров, Интер­нета и др.)- Развитие современного искусства и сохранение культурного наследия прошлого требуют не только финан­совой, но и материально-технической поддержки. Культур­ное развитие самого человека происходит через рост его ма­териальной вооруженности.

Процессы глобализации (стирание границ и торговых ба­рьеров между странами), происходящие в мировой экономи­ке, ведут к стиранию культурных различий, способствуют культурной интеграции и культурному обмену.

Культурное развитие человечества, в свою очередь, ока­зывает серьезное влияние на экономику. Культура оп­ределяет творческую направленность экономической дея­тельности общества и людей в процессе производства, рас­пределения и потребления. Характер и результативность экономической деятельности зависят от уровня развития ос­новных элементов экономической культуры (знания, инте­ресы, потребности, ценности).

Экономические знания личности не только влияют на уровень развития производства, но и формируют у работни­ков представления о закономерностях развития экономиче­ской жизни общества. От совершенства экономических от­ношений между людьми зависят и развитие производства, и социальное равновесие в обществе, его стабильность. В ре­формируемом российском обществе особое значение приоб­ретает формирование нового типа хозяйственника — ответст­венного, самостоятельного, инициативного и рационального. При этом эффективность решения экономических задач во многом определяется развитием таких ценностных ориента­ции личности, как экономическая свобода, конкуренция, уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху.

Глубокое и разностороннее воздействие на экономику оказывает такая область культуры, как наука. После нача­ла научно-технической революции (НТР) наука стала глав­ной движущей силой экономического прогресса. Научный по-

2*

иск непосредственно направлен на практические задачи про­мышленности. Стремительное развитие получили высокие технологии (хай-тек), ставшие одним из факторов конку­рентной борьбы. Введение новых технологий обеспечивает огромное разнообразие товаров и услуг, способных удовле­творять растущие запросы рядовых потребителей, улучшать уровень и качество их жизни. (Попробуйте вспомнить пред­меты бытовой техники и электроники, которые появились в вашей семье за последние десять лет. Дайте оценку их тех­ническим возможностям и потребительским свойствам.) Скоро на рынке появятся устройства, объединяющие в од­ном корпусе радиотелефон, компьютер и цифровую камеру. Любую информацию можно будет передать из самой отда­ленной точки планеты. НТР привела к замене природных материалов искусственными. Это позволило экономить при­родное сырье и сделать производство более дешевым и эф­фективным. Развитие генетики, создавшей новые высоко­урожайные культуры, позволило увеличивать объем сельскохозяйственной продукции и решать продовольствен­ную проблему. Правда, создание генетически измененных продуктов обострило проблему качества продуктов питания, и ученые продолжают вести споры о последствиях их воз­действия на человека. Усовершенствование техники сделало более комфортными и дешевыми средства связи и транспор­та. В перспективе НТР приведет к тому, что главными в международном обмене будут не товары и услуги, а передо­вые технологии и научные кадры.

Телевидение не только вид массовой культуры, но и важ­нейшее средство экономической информации. (Заметим, что информация сегодня считается экономистами пятым факто­ром производства.) Телевизионная реклама, например, ока­зывает стимулирующее воздействие на потребительский спрос. Необходимо отметить, что рекламная информация не­редко бывает недостоверной и недобросовестной, предостав­ляя искаженную информацию о товарах и их свойствах. По­требителям важно критически оценивать рекламную информацию и различать ее негативную роль (реклама ал­когольных напитков, сигарет и т. п.). (Приведите собствен­ные примеры воздействия ТВ на экономику.)

Такая область культуры, как образование, серьезно вли­яет на качество трудовых ресурсов экономики. Уровень квалификации и профессионализм работника выступают важнейшим фактором производительности труда и эффек­тивности общественного производства.

Экономика как подсистема общества не только обеспечи­вает саму возможность активной жизнедеятельности людей, но и, находясь в тесной взаимосвязи с другими сторонами жизни общества и оказывая на них серьезное разносторон-

gee воздействие, успешно решает задачу повышения благо­состояния всего общества.

«gffiОсновные понятия: экономика, экономическая сфера об­щества, экономические институты, экономические механиз­мы, уровень жизни.

jj§ff Термины: потребление, ВВП на душу населения, уровень бедности.

[поверьте себя

1) Каковы место и роль экономики в жизни общества? 2) От чего зависит богатство и процветание страны? 3) Ка­кие экономические институты и механизмы способствуют движению общества к более высокому уровню благосостоя­ния? 4) Каким образом можно обеспечить социальный мир в условиях усиления социальной дифференциации общест­ва? 5) Может ли рыночная экономика способствовать разви­тию демократии, гражданского общества? 6) Влияет ли го­сударственная политика на условия функционирования рыночной экономики? 7) Раскройте роль культуры в разви­тии цивилизованной рыночной экономики.

думайте, обсудите, сделайте

  1. Аристотель, обсуждая роль государства в экономичес­
    ких делах, отмечал, что «цель государства — это совместное
    продвижение к высокому качеству жизни». Разделяете ли
    вы эту точку зрения? Обоснуйте ответ.

  2. Многие отечественные политики и представители де­
    ловых кругов России видят экологию лишь в свете огром­
    ных капитальных вложений и штрафов за загрязнения.
    Свою бездеятельность объясняют тем, что экология — удел
    богатых стран, до которых России далеко. Поддерживаете
    ли вы подобную точку зрения? Какова ваша позиция?

  3. В России действует около 350 тыс. общественных объ­
    единений. Подберите по материалам СМИ примеры их уча­
    стия в решении экономических проблем общества.

  4. Рост дифференциации доходов неизбежен в условиях
    экономической реформы, одна из задач которой заключает­
    ся в установлении более жесткой взаимозависимости между
    результативностью труда и доходами, считают идеологи
    российских экономических реформ. Можно ли с ними согла­
    ситься? Как влияет процесс дифференциации доходов насе­
    ления в условиях рынка на отношение работников к труду?
    Назовите положительные и отрицательные результаты со­
    циально-экономической дифференциации в ходе реформ в
    России.

Поработайте с источником

Прочтите отрывок из книги Т. А. Махмутова о трансформации государ­ства, экономики и общества.

Отечественная экономическая наука выявила основные контуры мировой экономической трансформации, по кото­рой идут передовые западные страны. Это ориентация эко­номики на социально-рыночную модель хозяйствования, обеспечивающую ей высокую эффективность; формирование многоукладной экономики на базе многообразия форм соб­ственности...; усиление интеграционных процессов как на мировом, так и региональном уровнях...; социализация и гуманизация экономики, характеризующие степень ее соот­ветствия естественному своему назначению — наиболее пол­ному удовлетворению потребностей людей, росту их уровня жизни, духовному прогрессу. И, конечно же, важнейшей со­ставляющей трансформации мировой экономики является обеспечение устойчивого ее развития, продовольственная и экологическая безопасность, которые в нашу эпоху приобре­тают острый характер и имеют всеобщее значение.

Махмутов Т. А. Трансформация государства,

экономики и общества/Труды Вольного

экономического общества России.—М., 2000. — Т. 23.—С. 154.

Вопросы и задания к источнику. 1) С какими тенденциями ми­рового экономического развития знакомит вас автор документа? 2) В какой мере российские реформы соответствуют направлению общемирового цивилизационного развития? 3) Возможен ли свой, особый российский путь этого движения? Ответ аргументируйте. 4) Приведите примеры, подтверждающие вывод автора документа о всеобщности значения обеспечения продовольственной и экологи­ческой безопасности.

§ 4. Социальные статусы и роли

Вспомните:

чем характеризуется понятие «личность»? Как происхо­дит профессиональное самоопределение личности? Како­ва роль семьи в воспитании детей? Как влияет межгруп­повое общение на становление личности?

Долгое время понятие «статус личности» было связано преимущественно с характеристикой правового положения человека. В социологии понятия «статус» и «роль» стали активно использоваться в первой половине XIX в. Полеми­зируя с К. Марксом, немецкий социолог М. Вебер утверж­дал, что не только экономическое положение, но и (шире) общественное положение является важной характеристикой места и роли человека в обществе. Это положение Вебер называл социальным статусом. В современной социологии понятия «социальный статус» и «социальная роль», теория

ролевых конфликтов стали важным инструментом исследо­вателей, помогающим глубже осмысливать социальные про­цессы, прогнозировать поведение личности, межличностные отношения.

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ

Вы уже знаете, что положение социальных групп в об­ществе определяется многими показателями. То же можно сказать и о положении отдельного человека в социальной структуре общества.

Положение человека в обществе, занимаемое им в соот­ветствии с возрастом, полом, социальным происхождением, профессией и другими показателями и предполагающее оп­ределенные права и обязанности, называется социальным статусом.

Реально любой человек занимает в обществе много пози­ций. Возьмем, к примеру, школьника: помимо того, что он учащийся, он является молодым человеком, сыном, часто внуком, братом, возможно, членом спортивной секции. По­этому социологи говорят о статусном наборе. При этом можно выделить ту позицию, которая является для челове­ка наиболее существенной, определяет его социально. Это и будет главный статус человека.

Попытайтесь определить свой главный статус.

Если внимательно присмотреться к тем показателям, ко­торые определяют статус личности, то можно увидеть, что одни из них — пол^ расовая принадлежность, возраст — не зависят от личности. Эти статусы, данные от рождения, на­зывают предписанными. В то же время образованным, вла­деющим определенной специальностью человек становится. Таким образом, он обретает новые статусы, их называют до­стигаемыми. Различные статусы человека могут вступать в противоречие. Например, работа тех, кто получил хорошее образование (а это связано с высоким статусом в обществе), может низко оплачиваться, что будет указывать на низкий статус.

В открытых, динамично развивающихся обществах до­стигаемые статусы имеют существенно большее значение, чем предписанные. Конечно, и сегодня достичь высокого со­циального положения, сделать карьеру гораздо легче тому, кто родился в благополучной, состоятельной семье, чем выходцу из социальных низов. Но целеустремленность, тру­долюбие, поддержка родных становятся важным ресурсом человека и помогают преодолеть неблагоприятные «старто­вые» условия. К примеру, основатель и владелец всемирно известной японской фирмы, производящей часы и кальку­ляторы, Тадео Касио родился в бедной крестьянской семье.

Его отец, чтобы дать сыну образование, экономил букваль­но на всем. Когда семья переехала в город, он отказался да­же от поездок на трамвае и пять часов добирался пешком на работу и обратно. Сам Тадео, став после окончания шко­лы токарем на заводе, работал так много, что довел себя до истощения. Его даже признали негодным для службы в ар­мии, что было для того времени величайшим позором.

С понятием социального статуса связано другое поня­тие — «престиж».

Престиж (от франц. prestige — влияние, уважение, кото­рыми пользуется кто-либо) — это оценка обществом или со­циальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми. Было время, когда считались престижными профессии летчика или инженера, а ныне растут конкурсы в экономические вузы; некоторые люди, в том числе с высшим образованием, переходят на работу в магазины, рестораны и т. д. Если вы проанализируете свои планы на дальнейшую жизнь, то, видимо, согласитесь, что престижность играет в них не последнюю роль.

Понятием «авторитет» (от лат. auctoritas — власть, влия­ние) также обозначают степень признания группой людей или обществом личных и деловых качеств какого-либо из их членов. Авторитет обычно отражает степень влияния личности в социальной группе или обществе. Престижными могут быть профессия, должность, вид деятельности, авто­ритетным — вполне определенный, конкретный человек.

Лучшая реализация личности возможна при нахождении человеком гармонии его склонностей и способностей с той деятельностью, которую он выполняет. Но нередко люди от­казываются от поиска подобной гармонии и добиваются лишь престижного положения в обществе, т. е. думают не столько о реализации своих способностей, сколько о прести­же, связанном с принадлежностью к определенной социаль­ной группе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений

    Учебник
    - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева. Английский язык. Учебник для 8 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий. Москва, изд-во "Просвещение"
  2. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений

    Учебник
    Д18 История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2003.
  3. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений

    Учебник
    Обществознание : профил. уровень : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебннкова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л.
  4. Учебник. Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений

    Учебник
    1. В следующем году Чехову довелось увидет…cя с Толстым очароваться им поз нее писать о нем восторже ые письма и бояться его смерти как самой страшной б ды для русской жизни и литературы (М.
  5. Программа по физике Для 10 11 классов общеобразовательных учреждений

    Программа
    Программа составлена на основе программы автора Г. Я. Мякишева (см.: Программы общеобразовательных учреждений: Физика, Астрономия: 7 – 11 кл. / Сост. Ю.

Другие похожие документы..