Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Барон издевается над Настей (найдите), обитатели ночлежки не хотят замечать мучения Анны (найдите). У этих людей все в прошлом: потеряны личное имя, ...полностью>>
'Документ'
Посібник містить в собі вправи та ігри, спрямовані на розвиток читацьких вмінь і навичок молодших школярів. Поєднання на уроці роботи над текстами із...полностью>>
'Документ'
«Механика, конструирование, управление», «Робототехника», «Математическое моделирование и приборостроение», «Информационные технологии», «Высокие техн...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Рибалка В.В. Психологічна профілактика суїцидальних тенденцій в учнівської молоді: Методичні рекомендації. - К.: ІПППО АПН України, КФ ВМУРоЛ «Україн...полностью>>

Главная > Учебник

Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Под инфраструктурой (от лат. infra — под, ниже и struc-tura — строение) принято понимать составные части общего устройства, носящие подчиненный, вспомогательный харак­тер и обеспечивающие нормальную деятельность системы в целом.

Первоначально этот термин использовался в военном де­ле и означал вспомогательные сооружения, которые обеспе­чивали взаимодействие различных родов войск. Примерно в середине XX века данное понятие стали использовать при изучении различных сфер жизни общества.

В широком смысле к социальной инфраструктуре отно­сят все так называемые объекты материально-вещественной среды (здания, средства связи и т. п.), которые обеспечива­ют трудовую, социальную, политическую, культурную, бытовую и другие области. Иными словами, это та матери­альная база, которая обслуживает всю совокупность дея­тельности людей.

Есть и иное, более узкое, значение этого понятия. Неко­торые исследователи различают экономическую и собствен­но социальную инфраструктуру. К первой относят комплекс

объектов и хозяйственных отраслей, обслуживающих произ­водство: производственные помещения, склады, связь, транспортное сообщение и др. В социальную же инфра­структуру включают те объекты, которые необходимы для бытовой, досуговой деятельности человека, для его развития, поддержания здоровья, — учреждения культуры, образова­ния, здравоохранения, пассажирский транспорт, водообеспе-чение, предприятия торговли и общественного питания, сред­ства связи, спортивные и оздоровительные сооружения.

Обратим внимание: инфраструктура общества охватывает лишь те материальные условия жизнедеятельности людей, которые создаются ими самими; природные факторы, хотя они также определяют эти условия, сюда не входят. Важно и то, что элементы социальной инфраструктуры, определя­емые потребностями людей, не взаимозаменяемы. К приме­ру, появление еще одного театра не снимет потребности в поликлинике.

Степень развития социальной инфраструктуры — важ­нейший показатель уровня развития региона, страны. Хоро­шие дороги, надежная связь, удобные и безопасные поезда, автобусы, современные торговые комплексы, красивые и функциональные школьные здания, разветвленная сеть ле­чебных учреждений — первые и наглядные свидетельства экономического процветания. Создание отвечающей совре­менным требованиям инфраструктуры является важнейшей задачей местной и центральной власти, государства в целом, всего общества.

Понятно, что ее решение во многом зависит от уровня экономического развития общества, обеспечивающего те средства, которые направляются в социальную сферу. Но и сама социальная инфраструктура оказывает воздействие на экономику. Из истории известно, что ее отсутствие (или сла­бое развитие) может затруднить производственное освоение региона. В этих случаях власти приходилось приводить в действие другие рычаги, например, использовать энтузиазм молодых, их тягу к романтике нового, неизведанного. Так, к примеру, начиналось освоение целины. Но и обжитые тер­ритории могут прийти в упадок при разрушении сложив­шейся инфраструктуры. Например, закрытие единственной в селе школы может привести к тому, что его покинет тру­доспособное население.

В последние годы наше государство уделяет значительное внимание развитию социальной инфраструктуры, немалые средства бюджета отчисляются на социальные нужды. Свой вклад должен внести и крупный бизнес, призываемый об­ществом к большей социальной ответственности. В создании достойных материальных условий повседневной жизни лю­дей должна быть лепта и каждого из нас. Ведь дело не толь-

ко в том, чтобы построить и оснастить новые здания шко­лы, больницы, театра, но и в том, чтобы сохранять их, под­держивать в надлежащем виде. Будем помнить, что всякое небрежение, а порой и вандализм по отношению к исполь­зуемым, но не «своим» вещам (сиденьям в поезде, лифтам в подъезде и т. п.) выражает отношение человека не к этим вещам, а к окружающим его людям.

■Ш Основные понятия: социальный институт, институциали-зация, социальная инфраструктура.

■■Термины: дисфункция, деперсонализация.

Проверьте себя

1) Назовите основные признаки понятия «социальный институт». 2) Что такое институциализация? Проследите ее основные этапы на примере любого социального института.

  1. Что лежит в основе типологии социальных институтов?

  2. Приведите примеры главных и неглавных социальных
    институтов. 5) Чем характеризуется взаимодействие соци­
    альных институтов? 6) Как связаны потребности общества и
    функции социальных институтов? 7) Покажите на конкрет­
    ных примерах различие между явными и скрытыми функ­
    циями социальных институтов. 8) Что такое социальная ин­
    фраструктура в широком и узком значениях этого термина?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Приведем два достаточно различающихся определения
понятия «социальный институт», данных отечественными
социологами.

«Социальный институт — это устойчивый комплекс фор­мальных и неформальных правил, принципов, норм, уста­новок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и отражающих систему ролей и статусов». «Социальный институт — это организованная си­стема связей и социальных норм, которая объединяет обще­ственно значимые ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества».

На каких чертах института акцентирует свое внимание каждый из авторов? Какую черту выделяют оба? На основе этих определений сформулируйте комплекс признаков, при­сущих социальному институту.

2. К какому главному институту общества могут быть от­
несены следующие характеристики?

Жесткая иерархия, историческая устойчивость, незыбле­мость исходных идей и утверждений, строгость предписаний в области поведения.

3. Соотнесите названные ниже социальные институты и
их функции. Укажите функции, которые выполняют не­
сколько институтов.

Институты: образование, государство, производство, семья.

Функции: социализация, производство материальных благ, обеспечение общественного порядка, приобщение к культуре общества.

  1. Социологи утверждают, что социальные институты об­
    ладают моральным авторитетом. Раскройте это положение
    на примере такого социального института, как семья.

  2. Заполните таблицу.

Семья

Государство

Образование

Религия

6. Раскройте на известных вам из курса истории фактах проявление дисфункции такого социального института, как государство. Покажите, какими путями преодолевалось это состояние.

Поработайте с источником

Прочтите отрывок из книги современных американских социологов П. Бергера и Б. Бергер «Социология: автобиографический подход».

...Язык является фундаментальным институтом общест­ва... это первый из институтов, с которым индивид сталки­вается биографически, потому что все другие институты, ка­ковы бы ни были их разнообразные цели и характеристики, выстраиваются на основополагающих регуляторных паттер­нах (образчиках) языка. Государство, экономика, образова­тельная система и какие угодно другие системы зависят от лингвистического сооружения классификаций, понятий, им­перативов для действий индивидов, т. е. они зависят от ми­ра значений, который был сконструирован средствами язы­ка, и могут продолжать свое существование только с помощью языка.

Итак, язык — это первый институт, с которым сталкива­ется индивид. Это утверждение может вызвать удивление. Если спросить о первом институте, который переживает ре­бенок, читатель, вероятно, подумал бы прежде всего о се­мье. Он опять же до известной степени прав. Для огромно­го большинства детей первичная социализация имеет место в контексте конкретной семьи, которая, в свою очередь, яв­ляется одним из случаев более обширного института родст­ва в данном конкретном обществе. И, конечно же, семья яв-

ляется важным институтом. Но ребенок об этом не знает. То, что он фактически воспринимает и испытывает, — это его родители, братья и сестры, возможно, другие родствен­ники, которые находятся вокруг него в это время. Только позднее он узнает, что эти конкретные индивиды и то, что они делают, — это один из случаев гораздо более крупной социальной реальности, известной как семья. Предположи­тельно это понимание придет, когда ребенок начнет сравни­вать себя с другими детьми, но едва ли это произойдет в младенчестве. С другой стороны, язык очень рано приходит в столкновение с ребенком в своих макросоциальных аспек­тах. Начиная с очень ранней стадии, язык указывает на более обширную реальность, которая лежит за пределами микромира непосредственного опыта ребенка. Именно с по­мощью языка ребенок получает сведения о широком мире «снаружи», мире, который опосредуется окружающими его взрослыми, но который в значительной мере превосходит их.

Личностно-ориентированная социология.—М., 2004.—С. 93—94.

опросы и задания к источнику. 1) Какие социальные институ­ты упоминаются авторами в этом отрывке? 2) С каким другим социальным институтом авторы сравнивают язык? Какие выводы делают из этого сравнения? 3) Каковы, на взгляд авторов, основ­ные функции языка как социального института?

§ 3. Роль экономики в жизни общества

Вспомните:

что характеризует общество как сложную динамичную систему? В чем проявляется многообразие и неравно­мерность общественного развития? Каковы основные со­циальные институты и их функции?

Экономическая сфера общества является важнейшей из сфер жизни. Она играет значительную роль в существова­нии общества: обеспечивает саму возможность жизни людей (производство необходимых благ), возможность нехозяйст­венной деятельности человека (научной, культурной и др.), участие в той или иной форме каждого члена общества в его хозяйственной жизни (труд в домашнем хозяйстве, потреб­ление продуктов производства и т. п.).

Экономика — это хозяйственная система, обеспечиваю­щая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ. Ее главная цель — поддержание жизнедеятельности людей, со­здание условий д,ля продления рода человеческого.

«Экономика лишь условие и средство человеческой жизни, но не цель ее, не высшая ценность и не опре­деляющая причина».

Н. А. Бердяев

Экономическая жизнь общества многогранна и изучается различными экономическими науками. Мы остановимся на рассмотрении таких ее сторон, как соотношение между жиз­нью общества в целом и его экономическим развитием, вли­яние, оказываемое экономикой на общественную жизнь, ос­новные проявления экономической жизни, взаимосвязь экономики с другими сторонами жизни общества (политика, социальная структура, культура).

ЭКОНОМИКА КАК ПОДСИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Экономическая жизнь общества представляет собой, прежде всего, производство, распределение, обмен и потреб­ление товаров и услуг. Это могут быть как материальные блага (одежда, жилище, продукты питания, транспорт), так и духовные ценности (предметы искусства, достижения на­уки и т. д.).

В процессе производства происходит преобразование при­родных материалов, придание им свойств, благодаря кото­рым они могут удовлетворять потребности людей. Отноше­ния распределения и само потребление людьми товаров и услуг существенно влияют на производство. Они могут ли­бо стимулировать, либо сдерживать его развитие. Например, принцип распределения по количеству и качеству труда, используемый во всех развитых странах, существенно сти­мулирует труд наемных работников, порождает материаль­ную заинтересованность в повышении производительности труда, в творческом влиянии на производственный процесс. Напротив, уравнительный принцип распределения не по­рождает таких мотивов. (Подумайте, каковы экономические интересы в развитии производства у свободного предприни­мателя.)

Основополагающим стимулом развития производства яв­ляется потребление как процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребнос­тей людей, общества. Потребление влияет на рост масшта­бов производства, развитие его отраслей.

Важным проявлением экономической жизни общества яв­ляются отношения обмена между людьми, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами. На что обмени­вает фермер продукты земледелия или животноводства, что­бы продолжать производство и удовлетворять свои личные потребности? А какими услугами пользуется, например, врач в обмен на предоставление своих профессиональных услуг?

Развитие общества и развитие его экономической жизни тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как це­лое и его часть. Экономическая жизнь, испытывая на себе влияние всех сторон общественной жизни (социальной, по­литической, духовной), в свою очередь, оказывает сущест­венное влияние на различные явления общественной жизни и общество в целом. Этот вывод подтверждают следующие положения:

  • существование общества невозможно без постоянного
    производства материальных благ;

  • общественное производство, и прежде всего сложивши­
    еся разделение труда и отношения собственности, определя­
    ет появление и развитие социальной структуры;

  • экономические отношения активно влияют на полити­
    ческую жизнь общества (экономически господствующие со­
    циальные группы, как правило, стремятся влиять на рабо­
    ту госаппарата, направления деятельности политических
    партий и др.);

  • в процессе производства создаются необходимые мате­
    риальные условия для развития духовной жизни общества
    (здания и имущество библиотек, театров, оборудование для
    издания книг, газет и т. п.).

Значительная роль в регулировании взаимодействий между людьми и организациями в экономике принадле­жит экономическим институтам. Экономические институ­ты — нормы и правила, по которым взаимодействуют и осуществляют экономическую деятельность ее участники. Формальные правила действуют в виде кодексов, законов и других писаных норм экономического поведения (например, законов, определяющих рамки предпринимательской дея­тельности, или постановлений по конкретным видам эконо­мической деятельности, экономических правил и норм, устанавливающих права собственности). Неформальные пра­вила выступают в виде традиций, обычаев, привычек и стереотипов поведения субъектов экономики (например, раз­работан Кодекс чести предпринимателя; в переходной рыночной экономике при нехватке денег для поддержания процессов обмена используется бартер). Экономические ин­ституты, как своеобразные «правила игры», в виде писаных и неписаных законов и правил экономической деятельности позволяют сделать более определенными и предсказуемыми экономические процессы за счет ограничения свободы и про­извола в действиях хозяйствующих субъектов.

Понятие «экономические институты» нередко использу­ется учеными и для обозначения системы основополагаю­щих экономических категорий (например, рынок, собствен­ность, конкуренция, налоги, государственное регулирование, бюджет и др.), а также непосредственных участников эко-

номических отношений (предприниматели, фирмы, органи­зации). Например, под финансово-кредитными институтами подразумевают банки, финансовые компании, пенсионные фонды, страховые компании. В процессе проведения эконо­мических реформ происходит преобразование различных экономических институтов (ликвидация одних и возникно­вение других). Вспомните, какие экономические институты были преобразованы при переходе России от централизован­ной экономики к рыночной.

Каковы основные тенденции развития экономической сферы жизни общества на рубеже двух веков? В этой сфере произошли значительные позитивные изменения. Экономи­ческие перемены стали, прежде всего, следствием научно-технической революции. Компьютеризация, информати­зация стали реальностью общественного производства. По­явились совершенно новые технологии, значительно возрос­ла скорость их внедрения. Так, телефонизация 50% амери­канских домашних хозяйств произошла спустя 60 лет с момента изобретения телефона. Сегодня для аналогичного уровня распространенности Интернета в США потребовалось 5 лет. Практически за такой же период пользователями со­товой связи стали две трети населения России.

На рубеже 90-х гг. родилось то, что сегодня называется экономикой знаний или новой экономикой. Ее отличитель­ной чертой является ускоренное развитие нематериальной сферы и нематериальной среды хозяйственной деятельности. Производство, распределение и использование знаний со­ставляют основу новой экономики. По существу, в XX в. ли­дерство в общественном производстве перешло к духовному производству: именно человеческий интеллект (его возмож­ности) превратился в фактор, определяющий масштабы и облик современного производства.

На базе этих перемен резко возросло материальное и ду­ховное богатство человечества. Во многих регионах мира сложились общества, обеспечивающие высокие стандарты потребления, комфорта и услуг (государства благосостоя­ния). Здесь важно отметить, что перемены в общественном производстве основываются на развитии творческих индиви­дуальных качеств и способностей основного участника про­изводства — человека и требуют такого развития.

ЭКОНОМИКА И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

Важным показателем и результатом экономической жиз­ни общества является уровень жизни его членов, под кото­рым понимают степень обеспечения населения товарами, услугами и условиями жизни, необходимыми для комфорт­ного и безопасного существования. Почему одним странам

удается добиться высокого уровня экономического разви­тия и процветания, а другие никак не выбьются из ни­щеты?

Многие века правители были убеждены, что богатство страны и соответственно благосостояние ее народа связаны с захватом в процессе войн территорий и богатства других народов, с наличием значительных природных ресурсов (лес, нефть, газ). Однако современная история экономичес­кого развития стран доказывает, что эти факторы не явля­ются решающими,

«Самый бедный — это тот, кто не умеет пользоваться

тем, чем располагает».

П. Буаст \

Так, например, Япония считается сегодня богатой стра­ной, хотя исторически обладает ограниченными ресурсами. Уровень экономического развития позволяет этой стране гораздо продуктивнее использовать свои незначительные ре­сурсы. Именно эффективное использование производствен­ных ресурсов (вспомните, что является факторами производ­ства) и считается сегодня действительным критерием уровня экономического развития стран. Из курса экономической географии вы уже знаете, что, поскольку эффективность экономики рассчитать сложно, для сравнения уровней раз­вития стран экономисты чаще всего используют такой пока­затель, как Валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения (суммарная стоимость всех конечных продуктов и услуг, произведенных страной за год, поделенная на числен­ность населения). Этот измеритель экономической деятель­ности выступает показателем уровня благосостояния, или уровня жизни.

Уровень жизни в широком смысле включает множество показателей: уровень здоровья людей, состояние окружаю­щей среды, степень неравномерности распределения доходов в обществе, доступность культуры, прожиточный минимум и др. (Предложите наиболее важные для России показатели уровня социально-экономического развития, которые можно было бы использовать для сравнения с другими странами.)

Эксперты Организации Объединенных Наций (ООН) счи­тают, что уровень жизни характеризует особый показа­тель — индекс человеческого развития, вычисляемый на основе величин: ВВП на душу населения, средней продол­жительности жизни и уровня образования.

Уровень благосостояния государства в немалой степени зависит от совершенства экономических механизмов, т. е. способов и форм соединения усилий людей при решении за­дач жизнеобеспечения. К таким экономическим механизмам относятся уже знакомые вам из курсов истории и общество­ведения основной школы разделение труда, специализация

и торговля. Они создают условия для достижения работ­ником высокой производительности труда и позволяют производителям обмениваться результатами труда на взаи­мовыгодной основе. Значение действия экономических механизмов для обеспечения уровня благосостояния людей можно понять, если сравнить уровень жизни общества на основе натурального хозяйства (племена Африки, Латин­ской Америки) и товарного хозяйства (развитые страны За­пада). Вспомните, в чем преимущества последней формы ор­ганизации экономической жизни.

Причинами низкой эффективности экономики могут быть использование устаревших технологий, низкий уро­вень квалификации кадров, расточительное использование природных богатств и др. Низкий уровень экономического развития ведет к снижению потребления: чтобы больше по­треблять, надо больше производить. Таким образом, уровень экономического развития прямо влияет на уровень жизни в стране.

Минимальный уровень потребления определяет такой по­казатель, как черта бедности (уровень, порог бедности). Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определенный пери­од, позволяющий обеспечить его физический (физиологиче­ский) прожиточный минимум. Представления о бедности в разных странах различны. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень ее национальной черты беднос­ти. Так, в настоящее время Всемирный банк установил сле­дующие черты бедности: для развивающихся стран — 1 доллар США на человека в день; для стран Восточной Ев­ропы и СНГ — 4 доллара США; для промышленно развитых стран с рыночной экономикой — 14,4 доллара США.

Условия и способы перехода России к рыночной экономи­ке превратили бедность в серьезную проблему и для нашей страны. Главное условие ее решения — экономический рост.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений

    Учебник
    - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева. Английский язык. Учебник для 8 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий. Москва, изд-во "Просвещение"
  2. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений

    Учебник
    Д18 История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2003.
  3. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений

    Учебник
    Обществознание : профил. уровень : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебннкова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л.
  4. Учебник. Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений

    Учебник
    1. В следующем году Чехову довелось увидет…cя с Толстым очароваться им поз нее писать о нем восторже ые письма и бояться его смерти как самой страшной б ды для русской жизни и литературы (М.
  5. Программа по физике Для 10 11 классов общеобразовательных учреждений

    Программа
    Программа составлена на основе программы автора Г. Я. Мякишева (см.: Программы общеобразовательных учреждений: Физика, Астрономия: 7 – 11 кл. / Сост. Ю.

Другие похожие документы..