Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Семинар'
Курс предполагает ознакомление с содержанием и конкретно-исторической обусловленностью наиболее значительных и наиболее типичных памятников ренессанс...полностью>>
'Документ'
Рамильевич 15 11 15 1 Гаврилов Константин Станиславович 5 14 1 14 17 Аксененко Максим Дмитриевич 11 13 13 18 Николаева Ольга Александровна 7 13 13 19 ...полностью>>
'Закон'
Концепция проектов федеральных законов "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" и "О внесении изменений и дополнений в н...полностью>>
'Реферат'
Введение в практику дошкольного образовательного учреждения Различных форм и методов математического развития детей требует современный подход в дошк...полностью>>

Главная > Программа курса

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВЫСШАЯ ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА

САНКТ ПАТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

ПРОГРАММА КУРСА

КОНФЛИКТОЛОГИЯ. ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ

Преподаватель: Кошелева Софья Владимировна, доктор психологических наук, профессор, e-mail: kosheleva@som.pu.ru

Для специальности «Государственное и муниципальное управление», осенний семестр 2008/2009 учебного года

Аннотация курса

Данный курс предназначен для студентов 4 курса специальности «Государственное и муниципальное управление».

Пререквизиты курса: «Менеджмент», «Социология», «Социальная психология», «Управление персоналом».

Организация курса: Лекции, анализ мини-кейсов в ходе занятий, ролевая игра в конце курса.

Цели и задачи курса

Цель курса подготовка специалистов к эффективному ведению переговоров и регулированию конфликтных ситуаций в сфере управления персоналом на основе усвоения теоретических знаний и выработки практических навыков организации эффективного коммуникативного взаимодействия.

Задачи курса

  • формирование у студентов знаний о сущности, причинах возникновения и закономерностях протекания конфликтов, их роли в функционировании организации

  • развитие умений диагностировать типы конфликтов и выбирать адекватную стратегию регулирования;

  • освоение навыков конструктивного поведения и разрешения конфликтов.

  • ознакомить студентов с типами переговоров и закономерностями переговорного процесса,

  • развитие умений и навыков ведения эффективных переговоров,

  • освоение навыка конструктивного поведения в переговорном процессе.

Изучаемые в курсе темы

Тема 1. Введение в конфликтологию. Понятие конфликта. Функции конфликтов в организации

Тема 2. Типология и диагностика конфликтов

Тема 3. Структурная модель конфликта. Анализ конфликтной ситуации

Тема 4. Процессуальная модель конфликта. Динамика развития конфликта.

Тема 5. Управление конфликтом. Этапы управления конфликтом. Возможности и ограничения влияния

Тема 6. Технологии разрешения конфликтов

Тема 7. Алгоритм управления конфликтом. Принципы эффективного управления конфликтом

Тема 8. Модели эффективного поведения в конфликте.

Тема 9. Правила «нейтрализующего взаимодействия» с трудными партнерами.

Тема 10. Содержание переговорного процесса. Основные понятия и идеологии.

Тема 11. Виды, уровни, стратегии переговоров

Тема 12. Особенности коммуникации в процессе переговоров. Принципы и техники коммуникативного воздействия.

Тема 13. Ассертивное поведение. Преодоление манипулятивных воздействий.

Тема 14. Организация переговорного процесса. Карта переговоров. Достижение соглашения.

Календарно-тематический план занятий для группы ГМУ

Тема 1.

Занятие 1.

Предварительное задание

Изучение литературы к занятию:

  • Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 2004, Введение, гл.1

Дата

Время

Ауд.

Изучаемые вопросы:

  • Понятие конфликта. Признаки конфликта. Отличие конфликта от конкуренции.

  • Функции конфликта в организации. Конструктивные и деструктивные конфликты.

  • Проявления конструктивных и деструктивных влияний конфликтов на индивидуальном, групповом и организационном уровнях.

Ожидаемый результат: после данного занятия вы должны знать и уметь…

  • Знать современный подход к пониманию роли конфликта в организации

  • Знать основные признаки конфликта.

  • Понимать и уметь объяснить конструктивные и деструктивные последствия конфликта на уровне индивида, группы и организации.

Задание к занятию 2:

Изучение литературы к занятию:

  • Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 2004, гл.2.

Тема 2.

Занятие 2

Дата

Время

Ауд.

Изучаемые вопросы:

  • Типологии конфликтов: по причинам, длительности, проявлению, организации, количеству участников, направленности, степени институциональности, уровню антагонизма, предмету, социально-психологической роли, последствиям.

  • Диагностика конфликтов. Мультитипичный подход в диагностик конфликтов.

Ожидаемый результат: после данного занятия вы должны знать и уметь…

  • Иметь представление об основных подходах к типологии конфликтов

  • Знать основные характеристики (особенности) разных типов конфликтов

  • Уметь использовать основные принципы и процедуру диагностики конфликтов.

Задание к занятию 3:

Изучение литературы к занятию:

  • Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 2004, гл.3.


Тема 3.

Занятие 3.

Дата

Время

Ауд.

Изучаемые вопросы:

  • Структурная модель конфликта. Возможности ее применения..

  • Структура конфликта: участники, предмет конфликта, зона разногласий, образ ситуации, мотивы, средства достижения целей, действия участников.

  • Анализ конфликтной ситуации

Ожидаемый результат : после данного занятия вы должны знать и уметь…

  • Знать, что такое структурная модель конфликта, ее основные элементы и возможности ее применения

  • Уметь применять структурную модель для анализа конфликтной ситуации.

Задание к занятию 4:

Изучение литературы к занятию:

  • Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 2004, гл.4.

Тема 4.

Занятие 4.

Дата

Время

Ауд.

Изучаемые вопросы:

  • Процессуальная модель конфликта. Динамика развития конфликта.

  • Этапы развития конфликта: предконфликтная ситуация (причины конфликта), инцидент (повод), эскалация (развитие конфликта), кульминация (высшая точка развития конфликта), завершение конфликта, постконфликтная ситуация (последствия конфликта).

Ожидаемый результат : после данного занятия вы должны знать и уметь…

  • Знать, что такое процессуальная модель конфликта, ее основные элементы и возможности ее применения

  • Уметь применять процессуальную модель для анализа конфликтной ситуации.

Задание к занятию 5:

Изучение литературы к занятию:

  • Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 2004, гл.5.


Тема 5.

Занятие 5.

Дата

Время

Ауд.

Изучаемые вопросы:

  • Управление конфликтом. Возможности и ограничения влияния.

  • Цель управления конфликтом. Регуляция и разрешение конфликта.

  • Этапы управления конфликтом: прогнозирование (выявление причин и условий, ведущих к развитию конфликта), предупреждение (действия, препятствующие возникновению конфликта), стимулирование (провокация начала конфликта), регулирование (целенаправленное влияние на развитие конфликта), разрешение (устранение причин, предмета, ситуации конфликта)

Ожидаемый результат : после данного занятия вы должны знать и уметь…

  • Иметь представление о возможностях и ограничениях управления конфликтом.

  • Знать (понимать) разницу между регуляцией и разрешением конфликта

  • Знать содержание этапов управления конфликтом и условия их эффективной реализации.

Задание к занятию 6:

Изучение литературы к занятию:

  • Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 2004, гл.6.

Тема 6.

Занятие 6.

Дата

Время

Ауд.

Изучаемые вопросы:

  • Технологии разрешения конфликтов.

  • З типа технологий разрешения конфликтов: типы конфликтогенов и работа по их нейтрализации; конфликтные инциденты и их разрешение; конфликтные ситуации и способы их разрешения.

Ожидаемый результат : после данного занятия вы должны знать и уметь…

  • Знать 3 типа технологий разрешения конфликтов и условия их применения.

  • Уметь выбирать технологии разрешения , адекватные типам конфликтов.

Задание к занятию 7:

Изучение литературы к занятию:

  • Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 2004, гл.7.


Тема 7.

Занятие 7.

Дата

Время

Ауд.

Изучаемые вопросы:

  • Алгоритм управления конфликтом.

  • «Пошаговый алгоритм» действий менеджера и способы его реализации.

  • Принципы эффективного управления конфликтами.

Ожидаемый результат : после данного занятия вы должны знать и уметь…

  • Иметь представление об алгоритме управления конфликтом

  • Знать последовательность и содержание «шагов» алгоритма - действий менеджера по разрешению конфликта

Задание к занятию 8:

Изучение литературы к занятию:

  • Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 2004, гл.8.


Тема 8.

Занятие 8.

Дата

Время

Ауд.

Изучаемые вопросы:

  • Подход Томаса-Килменна. Модель эффективного поведения в конфликте.

  • Стратегии поведения: принуждение, компромисс, избегание, приспособление, сотрудничество. Преимущества и недостатки каждой стратегии. Условия оптимального применения.

Ожидаемый результат : после данного занятия вы должны знать и уметь…

  • Знать основные стратегии поведения в конфликте.

  • Знать преимущества и недостатки каждой стратегии, условия их оптимального применения.

  • Уметь проанализировать модель поведения человека в конфликтной ситуации.

Задание к занятию 9:

Изучение литературы к занятию:

  • Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 2004, гл.9.

Тема 9.

Занятие 9.

Дата

Время

Ауд.

Изучаемые вопросы:.

  • Типы трудных людей (по Бремсу, Баху, Берну), особенности стратегий поведения в конфликте.

  • Правила «нейтрализующего взаимодействия» с трудными партнерами.

Ожидаемый результат : после данного занятия вы должны знать и уметь…

  • Знать основные типы «трудных» людей, основные характеристики их поведения, особенно в конфликтные обстоятельства.

  • Знать основные правила «нейтрализующего взаимодействия» с трудными партнерами.

Задание к занятию 10:

Изучение литературы к занятию:

  • Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 2004, гл.9.


Тема 10.

Занятие 10.

Дата

Время

Ауд.

Изучаемые вопросы:

  • Содержание переговорного процесса.

  • Основные понятия переговорного процесса: переговоры, позиция, интерес, предмет переговоров, кокус, НАОС, разумное соглашение.

  • Две идеологии переговоров: позиционный торг и принципиальные переговоры.

Ожидаемый результат : после данного занятия вы должны знать и уметь…

  • Иметь представление о структуре и содержании переговоров как процесса.

  • Знать суть основных понятий как элементов переговорного процесса и условий их использования.

  • Понимать разницу между позиционным торгом и принципиальными переговорами.

Задание к занятию 11:

Изучение литературы к занятию:

  • Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 2004, гл.10.

  • Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражений. М., 2001, гл.1-2

Тема 11.

Занятие 11.

Дата

Время

Ауд.

Изучаемые вопросы:

  • Виды переговоров.

  • Уровни переговоров.

  • Традиционный подход к стратегиям отстаивания интересов.

  • Виды стратегий и их особенности.

  • Модель «идеального» переговорного процесса.

Ожидаемый результат : после данного занятия вы должны знать и уметь…

  • Знать виды переговоров и условия их использования

  • Знать уровни переговоров и условия их использования

  • Знать основные стратегии отстаивания интересов в ходе переговоров

Задание к занятию 12:

Изучение литературы к занятию:

  • Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражений. М., 2001, гл.2-3


Тема 12.

Занятие 12.

Дата

Время

Ауд.

Изучаемые вопросы:

  • Особенности коммуникации в процессе переговоров.

  • Принципы и техники коммуникативного воздействия.

  • Основные приемы коммуникативного воздействия в процессе переговоров: small-talking, принцип С-О-И, присоединение-ведение, техника вопросов, активное слушание, смена позиций восприятия ситуации.

Ожидаемый результат : после данного занятия вы должны знать и уметь…

  • Знать особенности коммуникации в процессе переговоров,

принципы и техники коммуникативного воздействия.

  • Знать суть и условия использования основных приемов коммуникативного воздействия в процессе переговоров

  • Уметь использовать разные техники коммуникаций: техника вопросов, активное слушание, смена позиций восприятия ситуации.

Задание к занятию 13:

Изучение литературы к занятию:

  • Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражений. М., 2001, гл.4-5

Тема 13.

Занятие 13.

Дата

Время

Ауд.

Изучаемые вопросы:

  • Манипулирование в переговорном процессе.

  • Коммуникация с целью получения согласия (техника «профессионалов уступчивости»).

  • Способы преодоления манипуляций: диагностика и преодоление манипуляций.

  • Ассертивное поведение: сущность, навыки, этапы, преимущества.

  • Невербальные средства коммуникации в переговорном процессе.

Ожидаемый результат : после данного занятия вы должны знать и уметь…

  • Знать основные манипулятивные приемы и техники.

  • Уметь диагностировать манипулятивные воздействия.

  • Знать правила и принципы ассертивного поведения.

  • Иметь представление о невербальных средствах коммуникации в переговорном процессе и уметь их диагностировать

Задание к занятию 14:

Изучение литературы к занятию:

  • Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражений. М., 2001, гл.6-7


Тема 14.

Занятие 14.

Дата

Время

Ауд.

Изучаемые вопросы:

  • Организация переговорного процесса.

  • Карта переговоров.Достижение соглашения.

  • Карта переговорного процесса: интересы – проблемы – предложения.

  • Этапы переговорного процесса: собственные интересы, проблемы в повестке переговоров, начальное предложение, второе и последующие предложения, возможные уступки, предельное предложение, последствие тупика и НАОС.

  • Основные составляющие прочного соглашения: процедурное удовлетворение, удовлетворение по существу, психологическое удовлетворение.

Ожидаемый результат : после данного занятия вы должны знать и уметь…

  • Иметь представление о карте переговорного процесса как инструменте его организации.

  • Знать этапы переговорного процееса и понимать их логику и содержание.

  • Знать основные составляющие прочного соглашения как результата переговоров.


Индивидуальные консультации:

Кошелева Софья Владимировна

Среда 12.15-13.00 а. 430

Четверг 12.15-13.00 а. 430

Календарный план контроля успеваемости по курсу

Промежуточная аттестация:

Дата, время, место :

Предзачетная консультация:

Дата, время, место:

Зачет

Дата, время, место:

Объявление результатов и показ работ:

Дата, время, место:

Система контроля знаний

Формы и виды текущего контроля знаний:

  • промежуточная аттестация по курсу

  • выполнение индивидуальных и групповых заданий на занятиях.

Форма итогового контроля знаний

  • зачет (в форме письменного теста)

Система оценивания успеваемости по курсу:

Структура итоговой оценки по курсу

  • 10% - итоги промежуточной аттестации

  • 10% - качество выполнения индивидуальных и групповых заданий на занятиях

  • 80% - результат зачетного теста

Основная литература:

  • Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 2004

  • Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражений. М., 2001

Дополнительная литература:

  • Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. М.,2001

  • Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2001

  • Юри У. Преодолевая «нет» или переговоры с трудными людьми. М., 2003

  • Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 2000

  • Пиз Алан. Язык телодвижений. М., 2001



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Бюллетень новых поступлений за ноябрь 2003 года

    Бюллетень
    - Краснодар,199 .-14 с.:ил. 4 ДОКЛАД о состоянии окружающей природной среды Крас- 1спи нодарского края в году/М-во природных ресурсов РФ; Комитет природных ресурсов по Краснодар.

Другие похожие документы..