Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1 Разработаны ОАО "ЛЕННИИПРОЕКТ", Санкт-Петербургским Государственным архитектурно-строительным университетом, Всемирной Академией Наук ком...полностью>>
'Документ'
Слов’яни під час Великого переселення народів. Розселення племінних союзів східних слов’ян VІІІ—ІХ ст. на території сучасної України. Сусіди східносл...полностью>>
'Документ'
5. О каком писателе идёт речь: бывший офицер, декабрист, был приговорён к смертной казни, заменённой каторгой; сам просил перевести его рядовым в дей...полностью>>
'Урок'
Программа предназначена для общеобразовательных школ. Она разработана на преемственной основе с програм­мами Т.И. Баклановой для 1-3 классов и на осн...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и методика преподавания информатики» Для заочного отделения по специальности 050202 «Информатика»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Горно-Алтайский государственный университет»

Кафедра математики и информатики

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ»

Для заочного отделения по специальности 050202 – «Информатика»

Горно-Алтайск

РИО Горно-Алтайского государственного университета

2009

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Горно-Алтайского государственного университета

ББК 22.161

УДК

Авторский знак

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения информатике» для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности «Информатика» Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009. – 31 с.

Составитель: Кудашова Е.И., ст. преподаватель

Рецензенты:

Губкина Е.В., к. ф.-м. н., доцент каф. математики и информатики ГАГУ.

Воеводин А.Ф., д. ф.-м. н., проф. НГУ.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с основной образовательной программой подготовки студентов, обучающихся на заочном отделении по специальности 050202 - «Информатика». В УМК включено содержание курса лекций, семинарских занятий. Пособие также содержит формулировки основных определений и список вопросов для зачетов и экзаменов.

Предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Информатика».

Оглавление

1.

Квалификационная характеристика специалиста в части изучаемой дисциплины . . .

4

2.

Основные компетенции специалиста, формируемые у студентов при изучении курса

4

3.

Рабочая программа учебной дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6

3.1.

Организационно-методический раздел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6

3.1.1.

Цели преподавания дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6

3.1.2.

Задачи преподавания дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6

3.1.3.

Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины, определяемые ГОС ВПО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6

3.1.4.

Технологическая карта учебного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

8

3.1.4.1.

Распределение по семестрам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

8

3.1.4.2.

Распределение часов курсов по формам и видам работ . . . . .

8

3.2.

Содержание учебного курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

11

3.2.1.

Курс лекций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

11

3.2.2.

Семинарские занятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

13

3.3.

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

17

4.

Методические указания к самостоятельной работе студентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

19

4.1.

Самостоятельная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

19

4.2.

Тематика самостоятельных работ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

19

5

Контрольные вопросы, выносимые на зачет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

20

6

Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

26

Раздел I. Квалификационная характеристика специалиста в части изучаемой дисциплины.

Выпускник, получивший квалификацию учителя информатики, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренные Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в образовательном процессе.


Раздел II. Основные компетенции, формируемые у студентов при изучении курса

В результате изучения курса «Теория и методика обучения информатике» обучающиеся должны:

- понимать значение школьного предмета "Основы информатики и вычислительной техники" в общем образовании молодежи, его роль в будущей профессиональной подготовке;

- уметь объяснить принципы отбора содержания школьного курса информатики;

- овладеть основными методическими и дидактическими формами и приемами предмета методики преподавания информатики;

- понимать взаимосвязи этого курса с другими школьными дисциплинами, осознавать определяющую роль этого предмета в решении как общего, так и частных проблем компьютеризации образования.

- знать функциональное назначение, принципы и особенности организации школьного кабинета информатики, оборудованного локальной сетью учебных персональных ЭВМ;

- глубоко изучить школьные учебные пособия по информатике и вычислительной технике, прикладное программное обеспечение этого предмета;

- овладеть методами работы в условиях школьного компьютерного класса.

Курс методики преподавания информатики должен воспитать у будущих учителей творческий подход к решению проблем преподавания информатики, сформировать у них умения и навыки самостоятельного анализа процесса обучения на новой технической базе, заложить основу для самостоятельной разработки современного учебно-методического обеспечения школьного преподавания.

Раздел III. Рабочая программа учебной дисциплины «Теория и методика преподавания информатики»

    1. Организационно-методический раздел


1.1. Цели преподавания дисциплины

Методика преподавания информатики (МПИ) - раздел педагогической науки, исследующей закономерности обучения основам информатики и вычислительной техники в средней школе на современном этапе. Преподавание курса "Методика преподавания информатики" предусматривает следующие цели:

- вооружить будущего учителя информатики знаниями, умениями и навыками, необходимыми для творческого преподавания школьного предмета "Основы информатики и вычислительной техники" в различных условиях технического и программно-методического обеспечения;

- подготовить будущего учителя к организации и проведению различных форм внеклассной работы в области информатики и вычислительной техники;

- развить и углубить общие представления о путях и перспективах глобальной информатизации в сфере образования.


1.2 Задачи преподавания дисциплины

Будущий учитель информатики должен глубоко понимать значение школьного курса ОИВТ в общем образовании молодежи, его роль в будущей профессиональной подготовке, принципы отбора его содержания, взаимосвязи курса ОИВТ с другими школьными дисциплинами. Учитель информатики должен освоить технологию профессионального использования КВТ с локальной сетью ПЭВМ, глубоко изучить ППС по курсу ОИВТ, овладеть методами работы в условиях школьного компьютерного класса.

1.3Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины, определенные ГОС ВПО

Информатика как наука и учебный предмет в школе. Методическая система обучения информатике в школе, общая характеристика ее основных компонентов. Цели и задачи обучения информатике в школе. Педагогические функции курса информатики. Структура обучения информатике в средней общеобразовательной школе. Стандарт школьного образования по информатике. Содержание школьного образования в области информатики. Пропедевтика основ информатики в начальной школе. Базовый курс школьной информатики. Дифференцированное обучение информатике на старшей ступени школы. Предпрофильная подготовка. Элективные курсы. Организация проверки и оценки результатов обучения информатике. Организация обучения информатике в школе. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в реализации информационно-деятельностного подхода в обучении информатике и активизации познавательной деятельности учащихся.

Аудиовизуальные технологии обучения информатике. Интерактивные технологии обучения. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий. Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий и методика их применения. Банк аудио-, видео- и компьютерных учебных материалов.

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологии в школе.

1.4 Технологическая карта учебного курса

1.4.1. Распределение по семестрам

Номер

семестр

Учебные занятия

Число курсовых проектов (работ)

рассч. заданий

Форма итоговой аттестации

(зачет, экзамен)

Общий объем

в том числе

Аудиторные

самост.

работа

всего

из них

лекции

Практич.

лаборат.

332

48

24

24

-

284

5

80

8

4

4

-

72

-

зачет

6

86

16

8

8

-

70

-

Экзамен, контрольная работа

7

80

8

4

4

-

72

Зачет, контрольная работа

8

86

16

8

8

-

70

1

Экзамен, контрольная

1.4.2. Распределение часов курса по формам и видам работ.

5 семестр.

темы

Тема

Всего часов

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

Лекции

Практ. работы

1

Предмет методики преподавания информатики. Цели и задачи введения в школу предмета информатика. Содержание школьного образования в области информатики.

40

2

2

36

2

Стандарт школьного образования по информатике. Организация обучения информатике в школе.

40

2

2

36

Итого

80

4

4

72

Форма итогового контроля

зачет

6 семестр

темы

Тема

Всего часов

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

Лекции

Практические

1

Конкретная методика обучения информатике в школе. Линия информации и информационных процессов. Линия представления информации.

22

2

2

18

2

Линия компьютера. Линия формализации и моделирования.

22

2

2

18

3

Линия алгоритмизации и программирования. Линия информационных технологий.

22

2

2

18

4

Методические рекомендации к проведению профильных и элективных курсов по информатике.

20

2

2

16

Итого

86

8

8

70

Форма итогового контроля

Контрольная работа, экзамен

7 семестр

темы

Тема

Всего часов

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

Лекции

Практические

1

Аудиовизуальные технологии обучения информатике. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий.

40

2

2

36

2

Классификация учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий и методика их применения.

40

2

2

36

Итого

80

4

4

72

Форма итогового контроля

Контрольная работа, зачет

8 семестр

темы

Тема

Всего часов

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

Лекции

Практические

1

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Основные понятия, цели и задачи использования.

22

2

2

18

2

Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении, в активизации познавательной деятельности учащихся.

22

2

2

18

3

Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся. Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения.

22

2

2

18

4

Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологии в школе.

20

2

2

16

Итого

86

8

8

70

Форма итогового контроля

Контрольная работа, экзамен



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (38)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  2. Электронный учебно-методический комплекс «История России 1917-2010 гг.» / Гоу впо «Магнитогорский государственный университет» Тип

    Учебно-методический комплекс
    Электронный образовательный ресурс представляет интерес не только для широкой аудитории любителей декоративных растений, но и для преподавателей образовательных учреждений, в т.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03, Опд. Ф. 02, Сд. 2, Опд. Ф. 2, Дпп. Ф. 13, Опд. Ф. 2 

    Учебно-методический комплекс
    Курс “История психологии” предназначен для студентов очной и заочной форм обучения Мурманского государственного педагогического университета, обучающихся по специальности 050301 «Иностранный язык с доп.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (31)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: В.А. Бурчаков; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ имени В.
  5. Учебное пособие для студентов факультета иностранных языков / Сост. Н. В. Дороднева, И. В. Сироткина. Тобольск: тгспа им. Д. И. Менделеева, 2010. 80 с

    Учебное пособие
    Family life = Семейная жизнь: Учебное пособие для студентов факультета иностранных языков / Сост. Н.В.Дороднева, И.В.Сироткина. – Тобольск: ТГСПА им. Д.

Другие похожие документы..