Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В Северном океане обитает рыба, зовут ее Кунь. Рыба эта так велика, что в длину достигает неведомо сколько ли. Она может обернуться птицей, и ту птиц...полностью>>
'Документ'
Педагогическая профессия, как уже отмечалось, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития лично...полностью>>
'Урок'
Цель: 1. Кратко познакомить с жизнью и творчеством великого поэта С.А.Есенина. Показать значение творчества С.А.Есенина для русской культуры и истори...полностью>>
'Документ'
Во второй половине 19 века стиль позднего классицизма с ордерной системой, тормозящей развитие новых тенденций, сменяется эклектическим использованием...полностью>>

Главная > Учебно-методический комплекс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА ИМ. И.М.ГУБКИНА

Кафедра гражданского процесса и социальных отраслей права

Т.П. БАРБАШОВА, М.В. МАТНЕНКО

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО КУРСУ

"ТРУДОВЫЕ СПОРЫ"

Москва 2009 г.

Сведения об авторах:

Барбашова Татьяна Павловна – доцент кафедры гражданского процесса и социальных отраслей права РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, кандидат юридических наук.

Матненко Маргарита Викторовна – старший преподаватель кафедры гражданского процесса и социальных отраслей права РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина.

Рецензенты:

Сошникова Тамара Аркадьевна - заведующий кафедрой гражданского процесса и социальных отраслей права Московского Гуманитарного Университета, доктор юридических наук, профессор.

Сойфер Владимир Григорьевич - доктор юридических наук, профессор.

Ответственный редактор:

Миронов Владимир Иванович - заведующий кафедрой гражданского процесса и социальных отраслей права РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина,

доктор юридических наук, профессор.

Методическое пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501 «Юриспруденция»

Методическое пособие одобрено Учебно-методической комиссией юридического факультета.

Методическое пособие рассчитано на студентов очной формы обучения.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Общие методические указания по изучению курса "Трудовые споры"………………………………………………………………………4

  1. Тематика лекций и семинаров по курсу "Трудовые споры"…………….5

  1. Планы практических занятий по курсу «Трудовые споры» ………………………………………………………………….. 6

  1. Задачи по по курсу "Трудовые споры"………………………………… 23

  1. Контрольные тесты по курсу "Трудовые споры"………………………25

  1. Перечень дипломных работ по «Трудовому праву» по темам института "Трудовые споры"………………………………………………………..31

  1. Методические указания по выполнению дипломной работы по «Трудовому праву» по курсу "Трудовые споры" ……………………………………………………………………………..32

  1. Перечень литературы и нормативных правовых актов по курсу "Трудовые споры"……………………………………………………… 33

1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ

КУРСА "ТРУДОВЫЕ СПОРЫ"

Спецкурс "Трудовые споры" является составной частью учебной дисциплины "Трудовое право" - одной из ведущих отраслей системы российского права.

Курс "Трудовые споры" изучается студентами 5-го курса (9 семестр обучения) юридического факультета РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина, целью его изучения является развитие у студентов практических навыков применения теоретических положений. Учебный курс состоит из ряда практических заданий, изучения судебной практики, решения проблемных ситуаций и задач по тематике курса. При изучении спецкурса особое внимание уделяется проблематике альтернативного разрешения трудовых споров во внегосударственном порядке.

Основными задачами курса являются изучение правовых и научных основ трудовых споров, проведение анализа причин и условий их возникновения, изучение различных форм и способов разрешения трудовых разногласий на практике, определение подведомственности и компетенции юрисдикционных органов и лиц, полномочных разрешать индивидуальные и коллективные трудовые споры.

Изучение курса "Трудовые споры" предполагает проведение со студентами ролевых игр, в ходе организации которых студенты отрабатывают процессуальные навыки реализации материальных норм.

Для успешного усвоения дисциплины студентам необходимо систематически выполнять задания по курсу, изучить комплекс нормативных правовых актов, включая нормы международного права, судебную практику и научную литературу по трудовым спорам. К учебно-методическому комплексу прилагается перечень рекомендованной литературы и основные нормативные правовые акты, включая международные акты и постановления Пленумов Верховного Суда РФ.

Программа спецкурса "Трудовые споры" включает 8 тем, из расчета 48 учебных часов: 32 часа отводится на лекции и 16 часов - на семинарские занятия.

2. ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРОВ по курсу "ТРУДОВЫЕ СПОРЫ"

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ

Число часов

Всего

Лекция

Семинар

Тема 1. Институт «трудовые споры», его место в системе отрасли трудового права.

3

2

1

Тема 2. Понятие и виды трудовых споров.

4

2

2

Тема 3. Формы и способы разрешения трудовых разногласий.

6

4

2

Тема 4. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров.

6

4

2

Тема 5. Особенности разрешения отдельных категорий индивидуальных трудовых споров.

9

6

3

Тема 6. Порядок разрешения коллективных трудовых споров.

6

4

2

Тема 7. Роль примирения в урегулировании индивидуальных и коллективных трудовых споров.

6

4

2

Тема 8. Особенности третейского разрешения трудовых споров.

8

6

2

Итого:

48

32

16

3. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ТРУДОВЫЕ СПОРЫ»

Тема 1. Институт «трудовые споры», его место в системе отрасли трудового права

Число часов по теме: 2 часа лекция, 1 час семинар.

  1. Трудовые споры как институт трудового права.

  2. Трудовые споры как учебная дисциплина.

  3. Источники регулирования отношений по разрешению трудовых споров.

  4. Принципы разрешения трудовых споров.

  5. Органы по урегулированию трудовых споров, определение их компетенции.

Контрольные вопросы по теме

1.

- Какие юридически значимые обстоятельства позволяют выделять институты трудового права?

- Являются ли трудовые споры институтом трудового права? Ответ мотивируйте.

- Какие юридически значимые обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что трудовые споры составляют самостоятельный предмет регулирования правовыми нормами?

2.

- В чем заключаются особенности учебной дисциплины «Трудовые споры»?

- Каково назначение данной дисциплины?

- Что представляет собой предмет трудовых споров?

- Какие отношения возникают при ведении трудовых споров?

- Что такое подведомственность правового спора?

- Чем понятие подведомственности отличается от подсудности?

- В чем заключаются особенности подведомственности трудовых споров?

- Каковы особенности компетенции органов, рассматривающих трудовые споры?

3.

-Что представляют собой источники регулирования отношений по разрешению трудовых споров?

- Какие юридически значимые обстоятельства определяют применение источников регулирования отношений по разрешению трудовых споров?

- Какова роль международных актов в регулировании отношений по разрешению трудовых споров? Приведите примеры.

- В чем заключаются особенности регулирования отношений по разрешению трудовых споров?

4.

- Что представляют собой принципы разрешения трудовых споров?

- Каково значение принципов в разрешении трудовых споров?

- Какова роль основополагающих принципов в разрешении трудовых споров?

- Какие принципы считаются основополагающими в разрешении трудовых споров?

- Какими актами регламентируется разрешение трудовых споров?

- В чем заключается смысл принципа конфиденциальности? Как он соотносится с принципом гласности и открытости разрешения споров в судах общей юрисдикции?

- Какие принципы относятся к принципам разрешения трудовых споров? Ответ мотивируйте.

Дайте правовую оценку ситуации:

? В организации четыре месяца работал курьером двенадцатилетний работник. Трудовой договор с ним не заключался. Работодатель, недовольный систематическим нарушением курьера трудового распорядка дня, отказался от его услуг. Оплата курьеру была произведена лишь за три месяца работы. Работник и его родители с действиями работодателя не согласились, однако обращаться в юрисдикционный орган не стали.

Имело ли место трудовое правонарушение? Возник ли трудовой спор? Разногласие?

? Между двумя работниками различных отделов произошел конфликт по поводу использования служебного принтера.

Является ли конфликт между работниками организации трудовым спором?

Задания к семинару

  • Составить схему подведомственности трудовых споров.

  • Составить таблицу принципов разрешения трудовых споров.

  • Составить классификацию источников регулирования отношений по разрешению трудовых споров.

Тема 2. Понятие и виды трудовых споров.

Число часов по теме: 2 часа лекция, 2 часа семинар.

  1. Понятие трудового спора. Динамика трудового спора. Причины и условия трудовых споров.

  2. Дифференциация трудовых споров по предмету, субъектному составу, отношениям, из которых возникает спор; по характеру спора; органам и лицам, разрешающим спор; порядку разрешения трудовых споров.

  3. Понятие конфликта, разногласия. Соотношение трудового спора с конфликтом, разногласием.

  4. Значение конфликтов права и интересов в практике разрешения трудовых споров.

  5. Применение понятий «спор», «разногласие», «конфликт» в современном трудовом законодательстве.

Контрольные вопросы по теме

1.

- Что представляет собой трудовой спор? Является ли данное понятие правовым?

- Из каких этапов состоит динамика трудового спора?

- Что представляют собой причины и условия трудовых споров?

- Какие факторы выступают причинами трудовых споров?

- Какие условия возникновения трудовых споров Вы можете назвать?

2.

- Для чего необходима классификация трудовых споров?

- Какие существуют основания для классификации трудовых споров?

- Какие иные основания Вы можете предложить для классификации трудовых споров?

-Чем отличается исковой спор от спора неискового характера? Приведите примеры.

3.

- Как соотносится понятие трудового правонарушения с понятиями: спор, разногласие, конфликт?

- Какое понятие шире: спор, разногласие или конфликт? Ответ обоснуйте.

- Какие понятия, отражающие противоречивость интересов сторон трудовых отношений, применяются в ТК РФ?

4.

- Чем обусловлено разделение конфликтов на две группы: права и интересов?

- Какие существуют особенности разрешения конфликтов права? Конфликтов интересов?

- Какие конфликты встречаются преимущественно при разрешении индивидуальных споров? Коллективных споров?

5.

- Какие понятия, отражающие противоречивость интересов субъектов трудовых отношений встречаются в источниках трудового законодательства? Приведите примеры.

Дайте правовую оценку ситуации:

? Профсоюз обратился в суд, оспаривая отказ работодателя изменить существующие социально-экономические условия труда и быта в организации.

Возник ли в данном случае трудовой спор? Может ли возникнуть трудовой спор без правового нарушения?

? Соискателю отказали в трудоустройстве по причине отсутствия документа об образовании. Не согласившись с действиями работодателя, он обратился в суд.

Возник ли в данном случае трудовой спор? Какие обстоятельства необходимо доказать для возникновения трудового спора?

Задания к семинару

  • Схематично выделите и перечислите причины трудовых споров по следующим группам: экономические, социальные, юридические.

  • Составьте таблицу соотношения понятий: «спор», «разногласие», «конфликт».

  • Привести примеры нормативных актов из истории трудового законодательства, в которых фигурировали понятия: «спор», «разногласие», «конфликт».

  • Приведите примеры условий возникновения трудовых споров.

  • Приведите примеры споров искового характера.

  • Приведите примеры споров неискового характера.

  • Приведите примеры возникновения трудовых правонарушений, когда возникают разногласия, а спор не возникает.

Тема 3. Формы и способы разрешения трудовых разногласий.

Число часов по теме: 4 часа лекция, 2 часа семинар.

  1. Понятие формы и способа разрешения трудовых разногласий.

  2. Классификация форм защиты трудовых прав: индивидуальные и коллективные; досудебные и внесудебные; государственные и внегосударственные; добровольные и принудительные формы защиты.

  3. Соотношение отдельных форм и способов защиты трудовых прав.

  4. Практическое значение выделения различных форм и способов разрешения трудовых разногласий.

Контрольные вопросы по теме

1.

- Что представляют собой формы и способы разрешения трудовых разногласий?

- Какие формы разрешения трудовых разногласий в трудовых отношениях Вам известны?

- Связаны ли формы и способы разрешения разногласий между собой? Ответ обоснуйте на примерах.

- Что представляет собой понятие защиты трудовых прав субъектов трудовых отношений?

- Является ли понятие защиты комплексным? Какие виды деятельности объединяет данное понятие?

- Что Вам известно о государственной защите трудовых прав, свобод и интересов?

- Возможно ли осуществлять защиту трудовых прав, свобод и интересов во внегосударственном порядке? Какие обстоятельства должны быть доказаны для ее осуществления?

2.

- Какими факторами обусловлена необходимость классификации форм защиты трудовых прав, свобод и интересов?

- В чем заключаются особенности юрисдикционной и неюрисдикционной формы защиты трудовых прав?

- Какие юридически значимые обстоятельства характеризуют коллективную форму защиты трудовых прав?

- Что общего между досудебной и внесудебной формой защиты? Чем они различаются?

- Какие юридически значимые обстоятельства характеризуют добровольную форму защиты трудовых прав?

4.

- Является ли перечень способов защиты, перечисленный в ст. 352 ТК РФ исчерпывающим? Ответ обоснуйте.

- Что такое самозащита трудовых прав?

- Какие обстоятельства необходимо доказать для признания самозащиты законной?

- Каким образом профессиональные союзы вправе защищать права и интересы работников?

- Какими органами осуществляется государственный контроль и надзор за соблюдением трудовых прав? Что входит в компетенцию данных органов?

- Какие обстоятельства характеризуют судебную форму защиты?

- По каким основаниям можно классифицировать различные формы защиты прав?

5.

- Значение различных форм и способов разрешения трудовых разногласий?

- Каким образом может быть расширена существующая практика разрешения трудовых разногласий?

Дайте правовую оценку ситуации:

? В трудовой договор всех работников организации ОАО «Марианна» была включена третейская оговорка. Работник обратился за разрешением трудового спора в КТС. Однако в КТС ему отказали в разрешении спора, сославшись на третейскую оговорку.

Правомерны ли действия КТС? Каково значение третейской оговорки? В содержание каких актов можно включать оговорки?

? Профсоюз обратился к работодателю с предложением разрешать трудовые споры в третейском суде. Работодатель поддержал данную инициативу и предложил создать собственный третейский суд при данной организации.

Вправе ли работодатель создать третейский суд при организации? Какие правовые последствия влечет данное действие?

Задания к семинару

  • Выпишите из ТК РФ статьи, упоминающие понятие формы в различных значениях (например, ст. 53 ТК РФ формы участия работников в управлении организации).

  • Составить таблицу различных форм и способов защиты трудовых прав.

  • Приведите примеры деятельности государственных органов и лиц, компетентных осуществлять защиту трудовых прав субъектов трудовых отношений.

  • Приведите примеры юрисдикционных и неюрисдикционных форм защиты трудовых прав.

Тема 4. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров.

Число часов по теме: 4 часа лекция, 2 часа семинар.

  1. Понятие индивидуального трудового спора.

  2. Общий порядок разрешения индивидуальных трудовых споров.

  3. Разрешение индивидуальных трудовых споров комиссиями по трудовым спорам (КТС): организация комиссий, их компетенция, порядок рассмотрения споров.

  4. Решение комиссий по трудовым спорам: порядок принятия, исполнения, обжалования.

  5. Разрешение индивидуальных трудовых споров в судах общей юрисдикции.

  6. Разрешение индивидуальных трудовых споров в ином порядке.

  7. Исполнение решений по индивидуальным трудовым спорам.

Контрольные вопросы по теме

1.

- Что представляет собой индивидуальный трудовой спор?

- Между какими субъектами может возникнуть индивидуальный трудовой спор?

2.

- Каков общий порядок разрешения индивидуальных трудовых споров?

- На какой порядок разрешения споров ТК РФ ориентирует стороны: на разрешение спора в порядке урегулирования или разбирательства?

- Возможно ли разрешить индивидуальный трудовой спор в порядке, прямо не предусмотренном ТК РФ? Ответ обоснуйте.

3.

- Что представляет собой комиссия по трудовым спорам?

- О чем свидетельствует формирование состава КТС?

- Какие существуют пробелы в нормативном регулировании деятельности КТС?

- Какие споры в соответствии с ТК РФ подведомственны КТС?

- Можно ли расширить компетенцию КТС? Ответ обоснуйте.

- Что представляет собой договорный порядок регулирования трудовых отношений?

4.

- Какие требования предъявляются к решению КТС?

- Каков порядок принятия решения КТС?

- Может ли решение КТС содержать дополнительные сведения по сравнению с требованиями ТК РФ?

5.

- Какие категории споров рассматриваются в судах общей юрисдикции?

- Какие существуют сроки обращения в суд за разрешением трудового спора?

- Какая сторона трудовых отношений освобождается от судебных расходов? Чем обусловлен данный порядок?

- Какой орган вправе рассматривать требования о взыскании денежной компенсации морального вреда?

6.

- Каким образом можно разрешить индивидуальный трудовой спор?

- Какова характеристика рассмотрения индивидуальных трудовых споров вышестоящими органами?

- Какова роль органами контроля и надзора в разрешении трудовых споров?

7.

- Как исполняются решения КТС?

- Каким образом исполняются решения КТС в принудительном порядке?

- Какой существует порядок исполнения судебных решений по трудовым спорам?

- Как исполняются решения суда о восстановлении на работе?

Дайте правовую оценку ситуации:

? В организации была создана КТС, но работник за разрешением спора обратился к посреднику.

Может ли посредник разрешить индивидуальный трудовой спор? Как соотносится между собой деятельность КТС и посредника? Какие обстоятельства необходимо доказать для того, чтобы посредник мог приступить к разрешению трудового спора?

? За разрешением трудового спора работник обратился к мировому судье. В секретариате мирового судьи у работника отказались принимать заявление.

Компетентен ли мировой судья разрешать трудовые споры? Правомерны ли действия секретариата? Нарушено ли право работника на судебную защиту? Какой суд компетентен рассматривать трудовые споры?

Задания к семинару

  • Выделить признаки индивидуального трудового спора.

  • Схематично выделите отличие индивидуального трудового спора от коллективного трудового спора.

  • Составить примеры действительных и мнимых нарушений трудового законодательства.

  • Схематично отобразите особенности обращения за разрешением трудового спора в КТС.

  • Составить исковое заявление.

  • Составить возражение на исковое заявление.

  • Составить решение КТС.

  • Составить жалобу на решение КТС.

  • Составить определение суда.

  • Составить постановление суда.

  • Составить решение суда.

  • Составить мировое соглашение по предмету спора.

  • Составить удостоверение КТС.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. И. М. Губкина Утверждаю: Первый проректор по учебной работе, профессор В. Н. Кошелев 2011 г. Рабочая программа (4)

    Рабочая программа
    Регулирование социально-трудовых отношений на уровне локальных актов, получение навыков составления нормативных и ненормативных актов применительно к нефтегазовой отрасли.

Другие похожие документы..