Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
1. Актуализация знаний. Что общего между стаканом скисшего молока, клубеньками на корнях фасоли, и больными туберкулёзом, у которых наблюдается слабо...полностью>>
'Задача'
Цели дисциплины: ознакомление с методами и устройствами, применяемыми при защите среды обитания от негативного техногенного воздействия; подготовка с...полностью>>
'Документ'
Термин модель неоднозначен и охватывает чрезвычайно широкий круг материальных и идеальных объектов. Признаком, объединяющим такие, казалось бы, несоп...полностью>>
'Исследование'
Двадцать лет назад мы занялись исследованием того, как люди становятся богатыми. Мы объехали почти всю Америку и сначала опрашивали тех, кто прожи­ва...полностью>>

Главная > Автореферат

Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

ИГОШИНА Ольга Александровна

ВОПЛОЩЕНИЕ ОБРАЗА МОРДОВСКОГО НАРОДА

В ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ

XIX НАЧАЛА XX ВЕКА

Специальность 10.01.02 Литература народов Российской Федерации

инно-угорская)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

САРАНСК – 2009

Работа выполнена на кафедре финно-угорских литератур Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева»

Научный руководитель: доктор филологических наук профессор

Мишанин Юрий Александрович

Официальные оппоненты: доктор филологических наук профессор

Измайлова-Зуева Анна Сергеевна

кандидат филологических наук

Малькина Мария Ивановна

Ведущая организация: ГОУВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени

М. Е. Евсевьева»

Защита диссертации состоится 3 июля 2009 года в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.117.09 по присуждению ученой степени доктора филологических наук в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева» по адресу: 430000, г. Саранск, ул. Большевистская, 68.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке имени М. М. Бахтина ГОУВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева»

Автореферат разослан 3 июня 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета А. М. Гребнева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. С древности Волго-Окское междуречье было заселено мордовскими племенами, и вся его история связана с историей мордовского народа. Мордва селилась на довольно обширной территории в бассейнах рек Цны, Мокши, Суры. Будучи в составе Российского государства, мордовский народ, несомненно, испытал влияние этнокультурной ассимиляции и христианизации, однако смог сохранить свою этническую самобытность, преемственность традиций в искусстве. Высокохудожественные образцы национального искусства мордвы занимают достойное место в мировом культурном наследии.

На сегодняшний день актуальными проблемами стали обращение просвещения в действенный способ гармонизации межнациональных отношений, защита и эволюция культур больших и малых этносов, обеспечение их взаимовосприятия и понимания. Рост уровня национального самосознания способствует повышению интереса к истории и собственному духовному наследию, к немаловажной в настоящее время проблеме возрождения национальных культур, сохранения традиций, индивидуальности.

Ведущей тенденцией национального движения является по преимуществу этнокультурное развитие. Оно отдает приоритет духовно-практическому возрождению народов России над всеми остальными этническими проблемами и выдвигает на первый план свободное развитие национальных языков, расширение рамок их функционирования, возрождение национальной культуры, сохранение традиций.

В настоящее время перед исследователями мордовской этнической культуры стоит важная задача ознакомления с ней современного поколения. Долгое время история мордовского народа излагалась как приложение к русской или советской истории, причем без каких-либо оригинальных страниц, особых сюжетов. Поднимаемый нами вопрос об отображении мордовского народа в литературно-художественной традиции XIX начала XX столетия привлекает особое внимание многих исследователей, что в современных условиях приобретает немаловажное познавательное историко-литературное значение.

Общеизвестно, что значительные произведения литературы и искусства, посвященные мордовскому народу, были созданы на рубеже XIX и XX веков. Достаточно отметить, что в этот период издавалось большое количество книг, газет и журналов, повествующих о жизни мордовского этноса. Поэтому интерес представляют литературно-эстетические взгляды исследователей и литературоведов той эпохи, отражение ими мыслей в печати и литературе о жизнедеятельности и сохранении индивидуальности мордовского народа.

Тема, давшая название настоящей диссертации, непосредственным образом связана с необходимостью исследования отображения образа мордовского народа и края в рамках традиции литературы и публицистики. В работе предпринимается попытка рассмотрения традиции как литературной категории; выделения ее художественно-публицистических аспектов с целью формулировки авторского определения данного понятия; изучения взаимодействия и взаимовлияния традиций мордовского и русского народов, а также отражения раннемордовской литературы на страницах периодики.

В диссертационной работе при изучении концептов традиционности образа мордовского народа привлекаются материалы фольклорного характера, что, бесспорно, является актуальным, так как именно в народном творчестве нашли отражение многовековая история мордовского народа и края, традиции и быт, верования и народные знания. Именно фольклор народа, который не имел в прошлом письменности, является фундаментом, на основе которого восстанавливаются особенности целого этноса.

В исследовании отражены разные подходы к изучению мордовского этноса на страницах литературы и периодической печати России, опирающиеся на труды видных ученых, работы которых нашли отражение в печатном слове. Это особенно важно накануне юбилейной даты – 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые в мордовском литературоведении рассматриваются традиционные образы мордовского народа и края в целом с точки зрения отражения их в литературе и публицистике исследуемого периода. Для аналитического рассмотрения данной проблемы требуется скрупулезное изучение работ ученых, научное комментирование ряда газет и журналов, выходивших в свет в XIX начале XX века. Автор исследует различные точки зрения известных ученых на понятие «традиция», делает попытку дать собственное определение данного термина.

Работа представляет собой первое специальное исследование монографического уровня, в котором роль этнической культуры мордовского народа рассматривается на основе сведений, содержащихся в литературных и публицистических источниках. Автором уделено большое внимание анализу научных работ и художественных произведений, отражающих жизнь, традиции и быт мордовского народа XIX начала XX века. Проблема роли личности в истории, восприятие мордовского этноса представителями других народностей, этнокультурные стереотипы мордовского народного творчества, соседство, взаимоотношения, сохранение традиций и уклада жизни, своеобразие эстетической мысли мордвы, обращение к фольклору, преданиям и верованиям, отражение традиций мордовского этноса в литературном процессе – все это вызывало большой интерес исследователей изучаемого периода, что и привлекло наше внимание.

Цели и задачи исследования. Многочисленные работы исследователей и писателей о мордовском народе подтверждают необходимость обобщения исторических, этнографических сведений и заметок. Недостаточно просто выявить затрагиваемые авторами вопросы и проблемы, важно понять характер отношения к мордовскому народу, показать его жизнь, изучив и проанализировав литературу XIX начала XX века.

Цель данной диссертационной работы заключается в теоретической разработке поставленной проблемы, анализе литературы и публицистики XIX начала XX столетия, раскрывающих образ мордовского народа и края, повествующих о его жизнедеятельности, быте и традициях.

В соответствии с намеченной целью поставлены следующие основные задачи исследования:

– раскрыть социально-исторические предпосылки формирования и развития мордовского фольклора;

– определить жанровое многообразие фольклорных материалов, выявить типологические новации художественной публицистики в рамках устного народного творчества мордовского этноса;

проследить на примере художественных и публицистических произведений раскрытие образов, обычаев, традиций и нравов мордвы в работах русских, а также мордовских просветителей;

аналитически прокомментировать термин «традиция» как социально-культурологическую категорию;

показать формы мордовской книжной словесности начального периода, определить факторы формирования литературы и специфику ее развития;

прокомментировать литературно-художественную традицию с точки зрения отображения образов мордовского народного творчества в авторских произведениях,

проанализировать многообразие фольклорных традиций в периодике исследуемого периода в рамках отображения мордовского края на страницах художественных произведений русских и мордовских писателей;

исследовать этнокультурное взаимодействие межэтнических литературных традиций.

Объектом диссертационного исследования являются материальные и духовные компоненты традиционной культуры мордовского народа, отраженные в литературе и публицистике. В процессе исследовательской работы были изучены и прокомментированы художественные произведения, статьи, рецензии и очерки, размышления писателей и публицистов в аспекте поставленной проблемы.

Методологические и теоретические основы исследования. В процессе исследования анализировались работы С. В. Аникина, В. В. Бажанова, М. Е. Евсевьева, Т. Е. Завражного, С. А. Ларионова, Х. Паасонена, А. Ф. Юртова. Обращалось особое внимания на научные разработки известных мордовских ученых: А. В. Алешкина, С. А. Алешкиной, А. И. Брыжинского, Г. И. Горбунова, В. И. Дёмина, М. Г. Имярекова, П. А. Ключагина, Т. И. Кубанцева, М. И. Малькиной, В. М. Макушкина, А. И. Маскаева, Ю. А. Мишанина, Н. Ф. Мокшина, В. Е. Соколовой, Д. В. Цыганкина, Е. И. Чернова и многих других.

При рассмотрении термина «традиция» для формулировки собственного определения данного понятия, рассматривались труды: С. А. Арутюнова, В. Б. Власовой, Э. С. Маркаряна, О. А. Осиповой, В. Д. Плахова, Г. А. Праздникова, Н. С. Сарсенбаева, И. В. Суханова и других.

Методологической базой диссертации стали современные концепции культурологических процессов у младописьменных народов России, свободные от идеологической конъюнктуры и стереотипов, а также этико-философская концепция о диалектическом соотношении общего и особенного в литературе и публицистике.

Исходными методологическими принципами, позволяющими проследить процесс отражения образов края и народа в литературе и публицистике с момента зарождения и до обретения зрелости стали такие положения, как историзм литературы, зависимость литературного процесса от явлений общественно-исторического характера, национальных особенностей. Изучение художественных текстов и публикаций проводилось с точки зрения закономерностей развития тех культурологических процессов, которые не только происходили в отдельно взятом регионе, на конкретной географической территории, но и имели общероссийский характер.

Основополагающим методом диссертационной работы явился принцип конкретно-исторического и сравнительного подхода к оценке рассматриваемых явлений и фактов, позволяющий изучить воплощение образа и традиции этноса мордовского народа в контексте общего литературного процесса.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты обогащают и углубляют современные представления об этнокультуре мордовского народа. Материалы и выводы диссертационной работы могут быть использованы при разработке программ, курсов и спецкурсов по этнографии, краеведению, культурологии, фольклору, в построении учебного процесса при подготовке специальной литературы для студентов филологических специальностей. Кроме того, результаты настоящего исследования могут быть использованы при формировании теоретической основы для новых научно-исследовательских разработок в этом направлении. Данная научная работа будет полезной всем интересующимся историей мордовского народа, его традициями и отображением их в литературе и печати XIX начала XX столетия.

Апробацию диссертационная работа проходила на кафедре финно-угорских литератур Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева. Основные положения исследования нашли отражение в статьях, опубликованных в периодической печати, в докладах и сообщениях на научно-теоретических конференциях различных уровней: конференции молодых ученых Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева (2005, 2006, 2008, 2009); ежегодных Огаревских чтениях (2004, 2005, 2006, 2008, 2009); на межрегиональной научной конференции «Взаимодействие и взаимовлияние языков и литератур народов Поволжья и Приуралья», посвященной 100-летию со дня рождения известного финно-угроведа Пауля Аристэ (Саранск, 2006); отдельные положения диссертации нашли отражение в публикациях журнала «Сятко», а также использовались автором в преподавании учебных дисциплин в Мордовском государственном университете. Всего по теме диссертационного исследования опубликовано 20 научных статей.

Структура работы продиктована логикой раскрытия темы и решения поставленных проблем, определена объектом исследования, состоянием разработанности темы, целью и задачами диссертационной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновываются актуальность и научная новизна темы, устанавливается степень ее изученности, определяются цель и задачи исследования, формулируются методологические основы, обозначается практическая значимость работы, даются сведения о ее апробации, определяется структура исследования.

Первая глава «Этнокультурные стереотипы мордовского народного творчества: структурно-содержательный аспект» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе «Социально-исторические предпосылки формирования и развития мордовского фольклора» раскрывается функциональная сущность термина «фольклор», выявляются исторические предпосылки его возникновения, изучаются его типологические направления и структурно-содержательные характеристики.

Автор отмечает, что фольклор всегда являлся источником познания духовной жизни народа, одним из важнейших средств обогащения авторского литературно-художественного творчества элементами народной культуры, народно-поэтическими сюжетами, мотивами и образами, жанрово-стилистическими формами.

Ориентация на фольклор – весьма заметная тенденция современного социокультурного процесса, в котором можно выделить два направления, каждое из которых представляет собственные тенденции развития и совершенствования общества в целом. Первое определяет формирование неких единых эталонов универсальной культуры, как бы обращенной ко всему миру. Второе связано с не менее интенсивными процессами регионализации, национально-этического возрождения культур и народов. В связи с этим изучение фольклора мордовского народа на сегодняшний день становится особенно актуальным.

В диссертационном исследовании мордовское устное народное творчество рассматривается как особая система, с помощью которой воспроизводится жизнь во всех ее проявлениях. Оно богато по идейно-тематическому и художественному содержанию, разнообразно по жанрам, каждому из которых свойственны свои цели и задачи, в совокупности дающие целостную картину общественной жизни народа, его истории, особенностей социально-бытовой и трудовой деятельности, знаний о природе, эстетических и нравственных представлений. Само понятие «устно-поэтическое творчество» означает вид народного искусства, воплощенного в устной словесной форме. В научной литературе наряду с этим понятием используется термин «фольклор», понимание которого двояко. В широком смысле подразумеваются все виды художественного народного творчества, в более узком его идентифицируют только с устно-поэтическим творчеством. В данной работе два этих понятия автор рассматривает как тождественные.

Жизнь фольклора – непрерывный процесс, в котором воспроизведение традиции есть уже «измененное действие», являющееся одновременно, благодаря активному восприятию, началом нового цикла. Исследователями выявлялись сходные черты фольклора и литературы. Н. И. Черапкин пишет: « … необходимо уяснить то главное, что роднит литературу и фольклор, так сказать, фокус совпадений их целей и задач, круг общих обязанностей по отношению к действительности, то есть в конечном итоге – тот художественный опыт, тот метод, который и объединяет их между собой, создает между ними и близость, возводит древние традиции одного в неиссякаемый источник, непрестанно питающий силой и красотой другую»1. Традиционность касается в фольклоре всего без исключения: особого склада мышления, мировоззрения, особой точки зрения на жизнь и историю. То есть традиционны в фольклоре не только форма и стиль, но и содержание, система образов, сюжетосложение, принцип отражения действительности. Но вместе с этим фольклор представляет собой искусство устного слова; данное обстоятельство отличает его от литературы и других видов искусства. Не менее важной особенностью фольклора являются различия в жанровой определенности. В настоящее время жанры народного творчества, повествующие о традиционных компонентах материальной культуры мордвы, продолжают бытовать в народной среде, хотя их функциональная значимость уменьшилась. Такие жанры, как миф, обрядовая поэзия, сказка, постепенно уходят в прошлое. В народной среде сейчас наибольшее распространение имеют лирические песни, частушки, популярностью пользуются пословицы и поговорки, предельно точно отражающие нашу действительность. Традиционные родовые и жанровые разновидности мордовского фольклора, рассмотренные в данном параграфе, - семейно-обрядовая и календарно-обрядовая поэзия, эпические песни, сказки, легенды, предания, пословицы и поговорки издавна привлекали внимание исследователей, собирателей фольклора. Обширные сокровища мордовского народного творчества находятся в «хранилищах» мордовского фольклора и составляют неотъемлемую часть мировой культуры. Специфической чертой мордовского народного творчества, как, впрочем, и фольклора всех этносов, является то, что фольклор, зарождаясь в глубинах духовной культуры народа, служит предпосылкой для возникновения художественной литературы.

Во втором параграфе «От фольклора к художественной публицистике: типологические новации» исследуется динамика раннемордовской беллетристики.

Автор отмечает, что к наиболее распространенным формам мордовской книжной словесности XVIII – начала ХХ века литературоведы относят переводную мордовскую литературу христианского просвещения, духовно-светскую литературу, так называемую «крестьянскую литературу» и даже русскоязычную мордовскую литературу, создававшуюся на русском языке мордовскими писателями-реалистами. Такого рода первые памятники раннемордовской литературы, конечно, лишь с большой долей условности можно назвать художественными произведениями. Исследователь литературного процесса народов Поволжья Н. И. Черапкин писал: «О судьбах мордовской письменности появилось мнение, и мы считаем его совершенно правомерным, что поскольку она с самого начала своей истории возникла на основе русской графики, то ее рождение следует исчислять не с выхода первых мордовских книг, а с появления серии национальных произведений фольклорного, мифологического, церковного и словарно-текстологического характера, а также первых переводов на мокшанский и эрзянский языки»2.

В период зарождения мордовской литературы многие произведения создавались по типу образцов русской поэзии, которые часто переводились на мордовский язык и публиковались на страницах периодической печати. Автор повествует, что эти переводы способствовали расширению идейно-эстетических возможностей национальной литературы, возникновению и развитию в ней различных жанров. В начале ХХ века литераторами Т. Е. Завражновым и С. А. Ларионовым была предпринята смелая попытка создания на основе национальных фольклорных произведений и их творческой обработки книжного варианта мордовского народного эпоса. В 1909 г. журнал «Живая старина» выпустил две работы этих авторов «Мордовская история» и «Мордовская земля», подготовленные совместно с академиком А. А. Шахматовым. Это уникальные произведения литературы досоветского периода, в которые включены мордовские исторические песни, легенды и предания. А. А. Шахматов дает им такую характеристику: «Написаны на хорошем мордовском языке; это приохочивало к дальнейшему чтению, после ознакомления со всей историей стало очевидно, что авторы ее руководствовались не одной своей фантазией, но и драгоценным источником народными песнями и преданиями»3.

Произведения «Мордовская история» и «Мордовская земля» представляют собой литературную обработку легенд и преданий мордвы с использованием сюжетных мотивов и образов из русской мифологии. Мотивы и образы древнемордовских легенд и преданий служат здесь не формой выражения религиозных истин и представлений, а являются художественным способом утверждения социально-политических, исторических и национально-культурных идей. Основу этих работ составляют фольклорные, библейские и литературные источники, свидетельствующие о богатстве познаний ее создателей.

Необходимо отметить, что во второй половине XX века в процесс изучения культуры мордовского народа активно включались и исследователи нового поколения – этнографы Н. Ф. Беляева, В. Ф. Вавилин, В. П. Ежова, Г. А. Корнишина, В. Н. Куклин, А. С. Лузгин, Н. Ф. Мокшин, Л. И. Никонова; фольклористы А. Г. Борисов, М. Ф. Ефимова, М. Г. Имяреков, Э. Н. Татаркина, А. М. Шаронов, Л. В. Седова, Т. П. Девяткина; филологи А. И. Брыжинский, П. Н. Киричёк, Ю. А. Мишанин, В. Е. Соколова, В. И. Дёмин, П. А. Ключагин и многие другие. Глубокая осведомленность русскоязычного населения о прошлом мордвы способствует лучшему познанию мордовского народа в целом.

Филологические исследования последних лет, привлечение новых фактологических материалов помогают существенно углубить познания в области мордовского литературоведения, внести коррективы в теоретические конструкты, которые в новых условиях считаются недостаточно раскрытыми или воспринимаются как противоречивые.

Изучение начального этапа развития мордовской книжной словесности, как отмечает автор диссертационного исследования, актуально прежде всего потому, что он ознаменован зарождением переводной литературы, образованием школ переводчиков. Просветительство олицетворяло пробуждение и расцвет национальной культуры, обращение народа к образованию и достижениям мировой цивилизации.

В работе обращается внимание на тот факт, что формирование мордовской книжной словесности протекало по двум направлениям: первое – духовно-светское, которое явилось результатом реализации геополитических интересов России на ее восточных окраинах и было исторически неизбежным социально-педагогическим явлением; второе – народно-демократическое, образовавшееся под воздействием крестьянской, то есть народной, литературы, которая явилась первоначальным накопителем реалистических традиций художественной словесности. Современные успехи мордовской литературы весьма очевидны. Национальная литература представляет величественную картину содружества народов благодаря совпадению их коренных интересов, эстетических идеалов, художественных устремлений, нашедших выражение в эстетике реализма.

Таким образом, фольклор уже в XIX веке трансформировался в литературную художественную категорию. Именно народное творчество дало толчок зарождению мордовской художественной литературы.

В третьем параграфе «Этнографические импровизации в исследованиях русских и мордовских просветителей на страницах российских печатных изданий» рассматривается отображение жизни мордовского народа в периодической печати России.

Автор констатирует, что жизнедеятельность мордовского народа, его нравы и обычаи, взгляды и духовные предпочтения так или иначе находили отражение в газетно-журнальных публикациях. Журналы составляли сравнительно большую часть периодических изданий. Исследователи выделяют три главных исторически сложившихся типа русских журналов: общие литературно-общественные, официально-ведомственные, научные и специальные отраслевые журналы. Первые имели разнообразную тематику, ориентировались на широкий круг читателей. Менее разнообразным было содержание вторых. Журналы третьего типа предназначались для определенного круга читателей и имели научный, духовно-религиозный, нравственный, нередко педагогический смысл.



Скачать документ

Похожие документы:

  1.  физико-математические науки

    Документ
    Белоусов, Григорий Николаевич. Поверхности дель Пеццо с логтерминальными особенностями : автореф. дис. канд. физ.-мат. наук / Белоусов, Григорий Николаевич ; МГУ им.
  2. Художественная интерпретация концепта «судьба» в мордовской прозе XX века

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре литературы и методики обучения литературе ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»
  3. Учебное пособие охватывает период с древнейших времён до начала ХХ века. Может использоваться в базовом вузовском курсе «Отечественная история», при изучении исторических и краеведческих дисциплин в средней школе. Ббк т3(2Р-4Т)

    Учебное пособие
    Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей, изучающих дисциплины нациолнально-регионального компонента «История Тамбовского края» и «История региона».
  4. История России с древнейших времен до конца XX века в 3-х книгах (2)

    Книга
    Каждая эпоха нуждается в своем осмыслении истории Отечества в тесной связи с мировой историей. И происходит это вовсе не потому, как это кажется некоторым, что на смену одной идеологической конъюнктуре приходит другая, хотя и это
  5. Учебное пособие. /Под ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Изд-во "св-96", 2001 г. 368 с. История России. Теории изучения. Книга вторая. Двадцатый век

    Учебное пособие
    История России. Теории изучения. Книга первая. С древнейших времен до конца XIX века. Учебное пособие. /Под. ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Изд-во “СВ-96”, 2001 г.

Другие похожие документы..