Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Книга'
«Повседневная жизнь русского средневекового монастыря». М.: АО «Молодая гвардия», 2002. 329 с. (Живая история: Повседневная жизнь человечества). Тир....полностью>>
'Диссертация'
Гаяз Исхаки (1878-1954) – крупнейший деятель татарской культуры начала ХХ столетия. Он оставил замечательный след в развитии литературы, татарской об...полностью>>
'Темы рефератов'
Адаптивный спорт - содержание, цель, задачи и особенности. Адаптивная двигательная рекреация - раскрыть содержание, цель, задачи и особенности....полностью>>

Главная > Контрольная работа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Казанский Государственный Университет

Контрольная работа

по культурологи

Тема: Феномен антикультуры

Выполнила студентка 1 курса

Хуснутдинова Ю. В.

1999 г.

Субкультура

Субкультура - это особая сфера культуры, целостное суверенное образование внутри господствующей культуры, отличается собственным целостным строем, обычаями, нормами. Культура любой эпохи обладает относительной цельностью, но сама по себе она неоднородна. Внутри конкретной культуры городская среда отличается от деревенской, официальная - от народной, аристократическая - от демократической, христианская - от языческой, взрослая - от детской. Обществу грозит опасность разбиться на группы и атомы. Любая культурная эпоха предстает нам в виде сложного спектра культурных тенденций, стилей, традиций и манифестаций человеческого духа.

Даже в античной культуре, которая казалась Гельдермину однородной, Ницше разглядел противостояние аполлонического и дионисийского первоначал, "два действительных средоточия единого бытия", порождающие восхождения и спады потока жизни.

В культурной эпохе сосуществуют разные тенденции и образования, эзотерическое и профанное, элитарное и массовое, официальное и народное и т.д. Так, в средневековом миросозерцании и жизненном строе новое духовное, т.е. христианское начало, сосуществовало со старым, языческим.

В эпоху возрождения необозримый мир смеховых форм карнавального творчества противостоял официальной и серьезной культуре средневековья. Народная культура представала в предельном многообразии субкультурных феноменов, обладающих единым стилем и составляющих нечто относительно целостное - народно-смеховую, карнавальную культуру.

Культура различных эпох демонстрирует сложный спектр субкультурных феноменов. Отдельные отсеки как бы отгорожены от магистрального пути духовного творчества. В самом деле, какое отношение имеет карнавальная атмосфера мистерий, "праздники дураков", уличные шествия к прославлению турнирных победителей, посвещению в рыцари и т.д.? в сложном игровом социокультурном аспекте эти компоненты, как показывает Бахтин, взаимодействуют. Но официальная, серьезная культура определяет собой как бы главенствующее содержание эпохи. Она отделена от площадной культуры смеха. И за пределами эпохи Возрождения эта оппозиция официальной и народной культуры не исчезает. Культурное творчество при всей своей динамике вовсе не приводит к тому, что народная культура вдруг оказывается более значимой или определяющей доминантой эпохи. В этом смысле можно провести различие между контркультурой и субкультурой. Через них можно разглядеть механизмы социокультурной динамики.

Некоторые образования культуры отражают социальные или демократические особенности ее развития. Внутри различных общественных групп рождаются специфические культурные феномены, они закреплены в особых чертах поведения людей, сознания, языка. По отношению к субкультурному явлению возникла характеристика особой ментальности как специфической настроенности определенных групп. Субкультурные образования в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собою культуру, вытеснить ее как данность. Можно об особом кодексе правил и моральных норм внутри этноса. Цыгане, например, не считают зазорным воровать у "чужих", но такой поступок, совершенный внутри табора, оценивается как преступление. Здесь не практикуется также строго правовая жизнь. Судьбу человека, который нарушил заветы, решают старейшины, руководствуясь традициями и собственным разумением. Непочтительное отношение к старому человеку не будет воспринято на Кавказе как добродетель.

Среди заключенных, говорящих на особом жаргоне, также складывается своеобразные стандарты поведения, типичные только для данной среды.

Подобного рода феномены мы называем субкультурой, это обозначение фиксирует герметичность данного явления. Цыгане вовсе не претендуют на всеобщность их жизненных и практических установок, напротив, они заинтересованы в том, чтобы сохранить лишь собственные законы в противовес господствующей культуре, которую они воспринимают как "чужую". То же самое можно сказать и о криминальном мире. Смеховая карнавальная культура остается субкультурным образованием и вовсе не стремиться превратиться в официальную. Субкультура призвана держать социокультурные признаки в определенной изоляции от "иного" культурного слоя.

В современном мире примером субкультры можно считать религиозные секты. Эти культовые объединения нередко называются авторитарными, во главе сект обычно стоят харизматические лидеры, которые мнят себя пророками или даже божествами. Во многих сектах царят единомыслие, строжайшая дисциплина, дух свободного общества здесь зачастую утрачен. Однако, несмотря на жесткие меры, которые применяются к адептам "новых религий", прокурорские заключения и угрозы, многолетняя работа с культовыми объединениями не дала ощутимых результатов. Напротив, она нередко вызывает эффект бумеранга: сторонники эксцентрических верований предстают жертвами, мучениками, страдальцами.

Субкультурные тенденции в обществе вызваны к жизни стремлением официальной культуры заполнить собой все поры социального организма. Партийная идеология автоматически рождала дессидентство. Тотальный рационализм не может не вызвать аналогичную ответную реакцию.

Субкультура обладает стойкостью и в то же время не оказывает воздействия на генеральный ствол культуры, они рождаются, живут и устраняются, а ведущий ствол культуры при этом сохраняется. Мангейм осмыслил эту проблему в традиционных рамках философии жизни. Решение сводилось к тому, что субкультура обуславливает различия поколений.

Проблема субкультуры рассматривается в культурологии в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры, адаптация к ней - процесс сложный и противоречивый, насыщенный психологическими и иными трудностями. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву, ценностным исканиям.

Так, по мнению многих культурологов, рождаются определенные культурные циклы, обусловленные сменой поколений. Юношество воплощает в себе новую историческую реальность, творит собственную субкультуру, которая хоть и не вызывает немедленных ощутимых изменений в магистральном пути культуры, вместе с тем влияет на многообразные срезы культуры, моду, стиль жизни, поведения и в целом на стиль культурной эпохи.

Массовая культура

Неотъемлемой частью массового общества является массовая культура, которая формирует "массового человека", инертно поглощающего не только популярные широко рекламируемые товары, но и покорно без усилий сглатывающего жвачку из информационных и культурных суррогатов, что предлагают ему средства массовой коммуникации.

Средства массовой коммуникации служат для систематического распространения информации среди численно больших рассредоточенных аудиторий. Это пресса, радио, телевидение, телефонная связь, кино, звуко - и видеозапись, компьютерные сети. Легко представить, какое огромное влияние на аудиторию могут оказывать средства массовой коммуникации. Преподносимая ими информация может быть строго дозирована и соответственно обработана. Не требуется даже грубого обмана или недостоверности. Чтобы манипулировать общественным мнением, достаточно бывает неполной информации или расстановки соответствующих акцентов. Огромна роль средств массовой коммуникации в распространении агитации и пропаганды, в формировании определенного отношения сообщества к событиям общественно-политической жизни и отдельным деятелям. Недаром средства массовой информации называют четвертой властью, и борьба за контроль над ними по существу является борьбой за умы людей.

С развитием средств массовой коммуникации произошел переход количества в качество: культура стала не просто массовой, т.е. охватывающей подавляющее большинство членов общества, но возникло новое социальное явление - "массовая культура". "Массовость" коснулась не только материальной, но и духовной культуры, привела к стандартизации жизни членов общества. Явление это существенно затронуло и очень ярко проявилось в искусстве.

В отличие от классического искусства, произведения которого были единичными, воплощали в себе индивидуальность автора, имели успех или отвергались в зависимости от таланта их создателя, актуальности темы, массовое искусство в значительной степени стало отраслью экономики, индустрией развлечений, "фабрикой грез". Это не просто журналистские штампы, они отражают поточность изготовления произведений массового искусства, их индустриальный характер. Зачастую произведения массового искусства - коллективные творения, требующие современных технологий и вложения огромных финансовых средств.

Изготовлению и внедрению их в массы обычно предшествует серьезная научная работа в социально-психологической области. Выявляются симпатии и антипатии различных слоев общества, выбирается целевая аудитория для каждого конкретного произведения. Иначе говоря, проводятся чисто маркетинговые исследования и вырабатываются рекомендации, касающиеся не только содержания, но и формы выпуска и способа распространения будущего произведения для обеспечения широкого на него спроса и большего его влияния на аудиторию. Таким образом, определяется репертуар театров, структура телевизионных программ, рынок литературы, аудио- и видео записей. Маркетологи осуществляют четкое расслоение духовной продукции по типам потребителей: мультики - для детей, "мыльные оперы" - для домохозяек, дискотеки - для тинейджеров, карманные издания - для находящихся в пути.

Безусловно, массовая культура имеет и свои минусы, причем достаточно существенные. Прежде всего, это отчуждение личности, ее духовная несвобода от навязанных идей. Происходит также снижение среднего уровня произведений искусства или примитивизация их интерпретации до уровня среднего потребителя. Как и на рынке товаров, здесь все подчинено спросу. Яркий пример этого - киноискусство. Огромную популярность приобрели так называемые "мыльные оперы" - бесконечные сериалы с примитивными характеристиками отношений между людьми, с поверхностными психологическими оценками, с сентиментальной банальностью сюжетных ходов. Очень часто обыгрываются современные варианты сказки о Золушке, о чудесном превращении "гадкого утенка" в прекрасного лебедя. Полное подчинение произведения массовой культуры диктату потребителя обуславливает традиционный "happy end" вне зависимости от реалистичности и жизненности ситуации. Эти издержки компенсируются азартным действием: ни минуты экранного времени на размышления, созерцание, проникновение. Очень важно не дать заскучать потребителю. Action, action, action; триллеры, остросюжетные ленты, бесконечные спонтанные и срежессированные скандалы, взлеты и падения новых "звезд" и "идолов".

Пиком примитивизации в литературе можно считать комиксы - книги для не умеющих читать. Яркие забавные комиксы преследуют одну цель - развлечение без малейших усилий.

Чаще всего произведения массовой культуры ориентированы на подсознание, инстинкты - жажда обладания, чувство собственности, национальные и расовые предрассудки, культ успеха, культ сильной личности - вот что питает их, диктует содержание и форму. И в то же время, в ней присутствует культ посредственности, примитивная символика и условность.

Восприятие объектов массовой культуры, как правило, пассивное, вся информация подается в "разжеванном" и даже "полупереваренном" виде, комментаторы все объяснят, сформируют твое собственное мнение. Нет необходимости критически осмысливать увиденное и услышанное, напрягаться, задумываться.

Массовая культура существенно изменила логику общественного сознания: на фоне бурного развития научно-технического прогресса сформировалась вера во всемогущество науки, в то, что наука может изменить мир людей. Человек ощущает себя лишь малой частицей технократического общества, подчиняющейся математическим законам. Духовность отошла на второй план. Как следствие этого наступает кризис религии и религиозной нравственности. Если прежде жизненным руководством для индивида был внутренний закон, сформированный не одним поколением искренне верующих предков, то теперь он рухнул, лишив человека поддержки и уверенности. Но человеку необходимо во что-то верить, чтобы обрести устойчивость в постоянно меняющемся мире. Вот и появляются всевозможные суррогаты веры: поклонение вождям, политическим партиям и движениям, НЛО, национальным идеям, звучным лозунгам, кумирам.

Лишенная индивидуальности, стандартизованная массовым обществом личность, стремясь сохранить себя, погружается в эгоизм, подменяя им индивидуальные черты. Человек растворяется в массе, в толпе и начинает жить по ее законам, становится ее частью.

Харизматический лидер

Кумир или лидер должен выражать определенные идеи и чаяния, близкие и понятные массам. Хорошо, если лидер сделает шаг в сторону мифологизации, т.е. или он олицетворяет собой идеал толпы, ожившую сказку, или обладает, хотя бы гипотетически, какими-то экстраординарными способностями. Так появляются харизматические лидеры - новые пророки и мессии, провидцы, основатели сект, вожди нации и т.д. Явление это достаточно распространенное, варьируется только масштабность лидера, а исступленное, безоглядное поклонение толпы фанатиков присутствует во всех случаях.

Антикультура (контркультура)

Антикультура - понятие в современной культурологии и социологии, используется для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре, а также отождествляется с молодежными субкультурами 60х гг., отражающих критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как "культуры отцов".

Термин "контркультура" появился в западной литературе в 60 гг. и отражал либеральную оценку ранних хиппи и битников; принадлежал американскому Т. Роззаку, который попытался объединить различные духовные веяния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен - Контркультуру.

в конце 20 века культурологи обратили внимание на феномен контркультуры, его роль в исторической динамике; тема эта перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока. К обсуждению проблемы присоединились не только социологи и культурологи, но и культурфилософы. Многие исследователи пришли к убеждению, что именно данный вопрос позволяет приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознаванию механизма ее обновления и преображения.

В истории культуры складывались такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей начинали претендовать на некоторую универсальность. Они выходят за рамки собственной культурной среды, возвещая новые ценностные и практические установки для широких социальных общностей. В этом случае это уже не субкультура, а скорее контркультурные тенденции.

Стойкость и возобновляемость молодежных субкультур как будто делает излишним термин контркультура. Между тем в контексте современных исканий он обретает глубокий культурфилософский смысл. Культура вовсе не развивается путем простого приращения духовных сокровищ. Если бы процесс культурного творчества шел плавно, без поворотов и мучительных мутаций, человечество располагало бы сегодня разветвленной монокультурой. В Европе, в частности, все еще экспансионистски развертывала бы себя античная культура.

В культуре постоянно происходят парадигмальные сдвиги. Это глубинные преобразования порождают контркультуру. Культурфилософия не располагает другим понятием, которое указывало бы на общесоциальный характер такого рода преобразований.

В истории постоянно меняются социальные реалии, рождаются новые духовные ценности. Распад старых форм жизни и появление новых ценностных мотивов приводят к интенсивному брожению, которое требует своего выражения. Эти искания рождают новые культуры, но чтобы возникла новая принципиально иная эпоха, нужны новые ценностные ориентации, меняющие структуру всей жизни.

Контркультура, в культурфилософском истолковании, постоянно проявляет себя в виде механизма культурных новаций. Она, следовательно, обладает огромным потенциалом обновления. Рождение новых ценностных ориентиров есть провозвестие новой культуры. Общим местом стало повторение мысли, что контркультура - уже исторический факт, архаика. Официальная, господствующая культура устояла, сумев вобрать в себя элементы контркультурных тенденций и сохранив собственное ядро. Натиск новых ценностных ориентаций оказался недолговечным.

В современном мире произошла радикальная переоценка этики труда, смысла жизни, отношений между полами, традиций. Д.Белл, например, отметил, что традиционная протестантская культура замещена теперь новой культурой, которую он, в соответствии со своими консервативными убеждениями, называет модернистской.

В контексте подобных исследований, понятие "контркультура" обретает совсем иной смысл, нежели понятие "субкультура". Контркультурным значением в современном мире обладают не отдельные феномены, а вся совокупность субкультур. Сохраняя и возобновляя себя, они вместе с тем провоцировали настоящие ценностные революции. Контркультура, следовательно, есть совокупность эффективных поисков нового ценностного ядра современной культуры.

Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностных и практических установок - процесс, постоянно воспроизводящий себя в мировой культуре. Рождение христианства есть по сути своей контркультурный феномен в столкновении нарождающейся христианской Церкви с Римской империей.

История христианства в Европе начинается противостояния господствующей культуре, с провозглашения новых святынь и жизненных установлений. В той же мере отход от христианской культуры предполагает вначале смену ценностных установок. Не только религия, но и светская культура, как правило, при своем становлении исповедует отречение от официальных канонов, идет ли речь о мировоззренческих, этических или эстетических устоях. Всякая новая культура, культура конкретной эпохи, возникает в процессе кризиса предшествующей социокультурной парадигмы. С этой точки зрения "первое осевое время" (Яспер) есть своеобразный выход из кризиса культуры эпохи возникновения мировых религий. Христианство возникло как разрыв в языческом сознании античности.

Э.Тирьякян (Канада) еще в середине 70 гг. разглядел в контркультурных феноменах мощные катализаторы культурно-исторического процесса. Зарубежные публикации конца 80 - начала 90 гг. свидетельствуют о том, что в современном мире происходит "революция сознания". Она знаменует собой рождение новой культуры. Понимание контркультуры как ядра будущей культурной парадигмы становится в западной культурологии традиционным.

Российское общество находится сейчас в процессе контрультурного размежевания. Рождается новая социокультурная группа, имеющая специфический менталитет, образ жизни, ценностные установки. Несомненно одно: становление новой культуры в нашей стране невозможно без длительной полосы контркультурных феноменов.

Западные молодежные субкультуры

Молодежь как социальная группа появляется в Европе и США примерно со времени Индустриальной революции, причем основной причиной ее утверждения в этом качестве является увеличение переходного периода от детства к взрослости, что, в свою очередь связано с усложнением разделения труда и производственных процессов. Другим важным фактором появления молодежи оказалось обусловленное фабричной системой разделение дома и работы, приведшее к тому, что переход в статус взрослого в ситуации бурного развития промышленного производства становится связано для молодого человека, во-первых, с оставлением дома и достижением независимой позиции на рынке труда; во-вторых, с обретением формальных навыков и квалификации. Таким образом, в рассматриваемый период времени образовательные функции переходят от семьи - как традиционного их носителя - к школе. Сказанное свидетельствует о том, что исторически и социологически молодежь как социальная группа оказывается продуктом изменения взаимоотношений между семьей, школой и работой.

Функционалистский подход. Функционалистский подход в социологии молодежи связан, прежде всего, с представлением о молодости как о переходном периоде от детства к взрослости.

Айзенштадт "От поколения к поколению". В примитивных обществах переход к взрослому статусу не является особо проблематичным - знания и навыки приобретаются "естественным" образом в качестве одного из моментов взросления. Сам переход во взрослое состояние чаще всего носит ритуальный характер (обряд инициации и т.д.) и "молодежь" как таковая просто не существует.

Наоборот, в современном индустриальном обществе наблюдается значительный структурный разрыв между семьей, в которой воспитываются дети, и социально-экономической системой, в которой они должны занять свое место, став взрослыми. Изменение статуса от ребенка к взрослому не является при этом ни быстрым, ни легким, так что переходный период оказывается достаточно длинным, а молодежь при этом занимает достаточно важную структурную позицию. Развиваясь, общество становится все более сложным, и для поддержания его функционирования необходимы новые специализированные институты. По мере того, как семья начинает концентрироваться на эмоциональных, а не экономических функциях, новые институты оказываются необходимыми для реализации других аспектов социализации и обеспечения последующего "выхода" из семьи.

Молодежные культуры понимаются как феномен, связанный с процессами, посредством которых индустриальное общество "изымает" детей из семьи и подготавливает их для успешного функционирования в более широкой системе. Молодежные культуры обеспечивают набор ценностей, подходов и норм поведения для адаптации к переходному периоду молодости. Основная проблема молодежи сводится к маргинальности ее статуса (еще не взрослые, но уже и не дети) - молодежная культура облегчает и устраняет соответственные напряженности и неопределенности этого периода жизни.

Критики функционализма отмечают, что посвещенные социологии молодежи работы известного представителя функционализма Т.Парсона, вышедшие в середине 60 гг., рисовали молодого человека, как в общем конформного индивида, сравнительно легко социализирующегося молодежной культурой в полноправном человеческом обществе. Развернувшиеся именно в это время в Европе и США события, которые получили название "молодежная революция" и приведшие к достаточно широкому альтернативному движению - "контркультура", наглядно подтвердившему ограниченность функционалистского понимания молодежи.

Подход в рамках "теории конфликта". Представители левоориентированной британской социологии считают, что классовая принадлежность играет основополагающую роль в жизни молодежи, будучи связана с социальной стратификацией и, соответственно, со степенью доступа к материальным и символическим благам.

Традиционно выделяются два типа субкультур: "прошкольные", ориентированные на интенсивную учебу, и "антишкольные". Последние представлены двумя разновидностями. "Уличная культура" подростков из среды рабочего класса, интересующихся футболом, посещающих кафе, бары, просто проводящие время с друзьями. "Субкультура поп-медиа", основанная на ценностях, ролях и видах деятельности, предлагаемых для молодежного потребления средствами поп-медиа. Главные объекты потребления: музыка, моды, молодежная пресса, TV и кино. В эту субкультуру вовлечены, как правило, подростки из среды среднего класса.

"Сопротивление посредством ритуалов" коллективная монография Бирмингенского Центра Современных Культурных Исследований. Девиантные молодежные субкультуры являясь бесспорно нонконформистскими по отношению к доминирующей системе ценностей, оказываются, таким образом, не просто протестом против родителей, но, что очень важно, моментом конфронтации с "властью" среднего класса посредством утверждения ценностей рабочего класса.

Брейк "Субкультуры и девиантность"

  1. "нормальная" молодежь. Подавляющее большинство молодых людей достигает статуса взрослости без периода вовлеченности в субкультуры, по крайней мере, девиантного характера.

  2. делинквентная молодежь. Делинквнтный подросток - подросток, совершивший такой поступок, за который взрослый нес бы уголовную ответственность. В основном выходцы из рабочего класса.

  3. культурные бунтари. Субкультуры этой группы находятся на периферии литературно-артистического мира, будучи, скорее, поклонниками, чем артистами. В основном состоят из представителей среднего класса с высшим образованием.

  4. политически активная молодежь. Различные партии, движения и т.д.

Девиантность - в самой общей форме, отклонение от общепринятых форм поведения.

Ситуация в Великобритании после 1945 года характеризуется прежде всего высоким уровнем социального консенсуса и относительной социальной гармонии. Основой восстановления страны было единство населения, что обеспечивалось низким уровнем производственных конфликтов. Молодые люди в течении этого времени не имели собственной музыки, моды и т.д., которые могли бы быть символическим противопоставлением старшему поколению. Молодые люди не выказывали абсолютно никакого интереса в том, чтобы чем-то отличаться от своих родителей - данная ситуация резко контрастирует со всеми последующими периодами. Именно рост благосостояния явился причиной возникновения первых молодежных субкультур в Великобритании.

Различают субкультуры рабочего класс и среднего класса. Рабочие субкультуры - это своего рода "почасовое" занятие - субкультурная активность проявляется только в свободное от "основной" работы время. Период субкультурной активности при этом ограничивается несколькими годами и погружен в локальный контекст групп сверстников. Сообщество соседей оказывается важным элементом передачи и интерпретации молодежных субкультур. Субкультуры среднего класса в этом смысле значительно менее локализованы во времени и пространстве и, являясь более "теоретическим" и в определенных аспектах, носят международный характер за счет непосредственной связи с определенными политическими и культурными идеями.

Эти субкультуры оказывают более продолжительное влияние на стиль жизни своих членов и демонстрирует более четкое отношение к ценностям доминирующих классов, хотя ценности последнего зачастую адаптируются ("свободные" школы, нетрадиционная медицина и т.д.). Частым аспектом таких субкультур является уничтожение четких границ между "работой и игрой". "Альтернативное потребление" при этом обеспечивается получением доступных благотворительных пособий, обеспечивающих скромный минимальный уровень жизни.

Основные молодежные субкультуры

Тедди-бойз (теды) - первые "народные дьяволы", подростки с низкой квалификацией, выключенные из системы британской послевоенной мобильности. Американский рок-н-ролл, вызывающая показная манера, показное благополучие. Выражают консервативные ценности рабочего класса.

Моды - попытка абстрагироваться от предписанного координатами рабочего происхождения за счет "беловоротничковой" работы и щегольской внешности. Первая английская субкультура с аттрибутивным употреблением психостимулирующих препаратов. Мир взрослых перевернут с ног на голову: работа не имеет ценности или важности, тщеславие и заносчивость - положительные качества.

Скинхедз (произошли от модов) Задача: 1. Сохранение того, что представляется им "традициями рабочего класса". 2. Борьба с группами, которые воспринимались ими как девиантные: выходцы из Азии, хиппи. Ярые футбольные фанатики. Консервативные ценности упорного труда, ритуальная защита локальной территории.

Хиппи. Середина 60-х. Студенты, молодежь из среднего класса. Термин "хиппи" относится к достаточно широкому спектру богемных и студенческих субкультур. С точки зрения западных исследователей, ядро хиппи составляла молодежь, оставившая высшее образование, занявшаяся поиском "исхода" из технократического общества и стремящаяся к романтическому возрождению пасторальной невинности.

В культурном отношении движение хиппи было связано с традициями европейской аристократии и интеллектуальной богемы, непосредственно предшествующим было достаточно диффузное, но тем не менее оппозиционное традиционной западной протестантской этике труда и ценностям потребления движение американских битников. Формирование субкультуры хиппи объясняется реакцией студенческой молодежи на выключение ее из структур власти, с одной стороны, и ростом молодежного самосознания - с другой, не в последнюю очередь связанным с достаточно высоким уровнем жизни в 60-е годы.

Основные моменты субкультуры хиппи:

  1. Пассивное сопротивление. Разочарование тенденциями технократического "империалистического" (война во Вьетнаме) общества потребления привело к отказу от традиционной политики, замененной идеями о том, что путь к достижению лучшего мира заключен в любви. В представлениях о политической борьбе произошел отказ от концепции захвата власти в пользу идей мистицизма и ритуальной магии.

  2. Движение. Оно понималось хиппи как в географическом, так и в экзистенциональном смыслах. Хиппи путешествовали по всему миру, а внутренние "путешествия" были связаны с приемом наркотиков (концепция расширения сознания), мистицизмом, религией и самопознанием.

  3. Экспрессивность. Как правило, хиппи были выходцами из обеспеченных семей и хотели чего-то большего, чем обычная карьера. Они пытались отыскать творческую работу, приносящую духовное удовлетворение, предпринимали попытки уничтожить барьеры между работой и игрой.

  4. Субъективность. Она была вызовом стандартам объективного мира, соревновательному характеру последнего. Субъективность открывала личность переживанию, часто связанному с наркотическими веществами и религиозными моментами. Это объясняет отсутствие стандартов в жизни хиппи. Субъективность и экспрессивность выступают против интеллектуализма, который воспринимается как слишком серьезный.

  5. Индивидуализм. Он может рассматриваться как реакция на обезличенное массовое общество. Хиппи "занят своим делом" и считает, что свобода находится в его голове, не обращает внимания на существование репрессивных социальных структур с соответственными институтами и отношениями.

Субкультура хиппи создала собственную историю, зарегистрированную собственными средствами альтернативной информации, и собственную культуру, связанную с идеями альтернативного театра и музыки. В идеях хиппи 60-х можно видеть ростки будущей альтернативной политики: идеи освобождения женщин и сексуальных меньшинств, экологическая политика, борьба за политический и культурный плюрализм. Кризис доверия молодежи к властям вылился в удивительное множество альтернативных проектов и начинаний: коммуна, сети помощи, информационная оценка.

Панки. Члены этой субкультуры вызывали исключительной общественное негодование нарушением всех возможных правил и, по мнению публицистов, представлявшие собой крайнюю угрозу для всех английской молодежи. Субкультура панков была тесно связана с новым музыкальным течением "панк-рок".

Образность культуры панков и их шокирующее обличие связаны с идеями Э. Уорелла, теориями перфомэнса и формами концептуального искусства. Люрекс, старая школьная форма, пластиковые мусорные мешки, булавки, туалетные цепочки и прочие предметы использовались как элементы самопародийного и шокирующего имиджа. Невероятные прически, волосы, выкрашенные в разнообразные цвета и выстриженные в самых неожиданных местах, составляли непременную часть индивидуального дизайна любого панка.

"Панки носили наряды, которые были выражением в одежде ругательств, а ругались они так, как и одевались - с рассчитанным эффектом, приправляя ругательствами обложки пластинок и рекламные проспекты, интервью и песни о любви. Облаченные в хаос, они воспроизводили шум в бесстрастно оркестрированном кризисе повседневной жизни поздних 70-х годов (Чемберс "Popular culture"). Панки появились в период увеличения молодежной безработицы и вновь ввели социальную и политическую критику в музыку. Они отрицали ценности таких институтов как культура, семья, работа, образование, религия, монархия и т.д. Любой институт, связанный с поддержанием статус-кво, был предметом их атаки.

"Панки не просто непосредственно откликались на увеличение безработицы, изменение моральных стандартов, новое открытие нищеты, депрессию и т.д., они драматизировали то, что было позже названо "Упадком Британии", путем конструирования языка исключительно релевантного и земного. Панки овладели риторикой кризиса. Резонно, что панки должны были подать себя в качестве "дегенератов", как символ широко освещаемого упадка, точно репрезентирующий атрофированное состояние ИК" (Hebdige R. "too much: Art and society in the sixties".

В 1977 году пресса зафиксировала появление новых тедов как субкультуры, враждебной панкам. Как и скинхеды, они объявили себя рабочими белыми англичанами, выступающими за сохранение социального порядка и противостоящими анархически- разрушительному влиянию панков.

Панки - деструктивная сила, желающая изменений ради изменений, но без альтернативного видения будущего, и теды, - консервативная сила, ищущая порядка и стабильности

Т.о. субкультура является попыткой разрешения молодежью проблем, связанных с ее маргинальным статусом в обществе, а не выражением "морального распада и полной бездуховности", как гласит традиция морализаторско-оценочного подхода. Если процессы, протекающие в молодежной среде, являются, пусть и опосредованным, но, тем не менее, отражением реальных противоречий общества, то, возможно, полезным для взрослых было бы видеть в "гримасах" девиантности черты собственного лица.

Контркультура определяется как сформировавшийся в лоне культуры и передаваемый от одной исторической эпохи к другой способ сказать "нет" любому утвердившемуся социокультурному содержанию, безотносительно к тому, будет ли такое отрицание плодотворным или губительным как для общества, так и для самой культуры, означает ли оно подъем человечества на более высокую ступень нравственного развития или, напротив, его нравственное разложение и деградацию. А главное, что достигается при таком повороте дела - это "мирное сосуществование" культуры и контркультуры в лоне духовной эволюции человечества, где каждому из названных моментов отводится свой аспект: первому - "социальная статика", второму - "социальная динамика" - равновесие и конфликт сменяют друг друга на протяжении всей человеческой истории.

Использованная литература

  1. Культурология XX век, Энциклопедия, т.т. 1-2, С.-П., 1998 г.

  2. Западные молодежные субкультуры 80-х гг., М, 1990 г.

3. Социология контркультуры: инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б., М, 1980 г.

4. БЭС, т. 15, М., Сов. энциклопедия, 1974.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Л. Е. Балашов учебное пособие москва ● 2011 ббк 87. 7 Б 20 Л. Е. Балашов.  Этика: Учебное пособие

    Учебное пособие
    В учебном пособии освещаются основные вопросы этики, морали, человеческого общежития, культуры поведения. Приводится обширный фактический материал из современной жизни, содержащий поучительные примеры и отражающий разные моральные коллизии-проблемы.
  2. Правовая антикультура

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре государственно-правовых дисциплин федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний».
  3. Задачи и упражнения москва  2006 Балашов Л. Е. Философия

    Книга
    Курс основан на авторской концепции философии, изложенной в книгах «Мир глазами философа. Категориальная картина мира», «Практическая философия» и др.
  4. Задачи и упражнения москва  2009 Балашов Л. Е. Философия

    Учебник
    Учебник является универсальным учебным пособием по философии. В нем дается систематическое изложение основных тем философии в ясной и живой форме, даются задачи и упражнения по философии.
  5. Задачи и упражнения по философии москва  2003 (1)

    Книга
    Курс основан на авторской концепции философии, изложенной в книгах «Мир глазами философа. Категориальная картина мира», «Практическая философия» и др.

Другие похожие документы..