Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Инфляция спроса. Характеристика факторов, вызывающих инфляцию спроса: милитаризация экономики и рост военных расходов; дефицит государственного бюдже...полностью>>
'Статья'
Устав Организации Объединенных Наций был подписан 26 июня 1945 года в Сан-Франциско на заключительном заседании Конференции Объединенных Наций по созд...полностью>>
'Документ'
Про застосування апроксимаційно-ітераційних алгоритмів до розв’язання неперервних задач оптимального розбиття множин із визначенням координат центрів ...полностью>>
'Лекции'
39, лекции 18, практика 1 , СРС 9) Государственное регулирование экономики (макс.39, лекции 0, практика 10, СРС 9) Основы банковского аудита (макс.39,...полностью>>

Главная > Рабочая программа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По творческому объединению

«РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»

2011-2012 учебный год.

Составлено учителем

Ерёменко В.В.

С.ИНЗЕР

Пояснительная записка .

Дерево – один из самых распространенных строительных и поделочных материалов, любимый и широко применяемый человеком на протяжении многих лет. Обилие лесов позволяло всегда иметь его под рукой, а удивительные природные качества древесины - прочность, податливость к обработке, красивая естественная текстура, теплоизоляционность и другие ценные свойства- во все времена привлекали и щедро вознаграждали трудолюбие мастеров. Из дерева возводились целые поселения, изготовлялись орудия труда, предметы быта, музыкальные инструменты, игрушки , сувениры. Часто их отделывали ажурной выпиловкой, резьбой, выжиганием, мозаикой, росписью красками, создавая , таким образом настоящее произведение декоративно- прикладного искусства.

Резьба является одним из ранних способов украшений из древесины. Резьба выполняется в разной технике.

С развитием резьбы связанно появление зданий деревянной скульптуры. Наиболее распространённым было плетение из лозы. Изготовление мебели, чемоданов, корзин.

В настоящее время резьба находит своё применение в украшении дач, беседок, приготовление деревянной утвари для кухни. А так же в украшении квартир.

Но древесина так же имеет и недостатки: она коробится, усыхает, набухает, трескается, что ведет к изменению формы изделия и становится причиной брака. Поэтому любое изделие из древесины всегда изготавливается с учетом её физика– механических свойств. Эти свойства зависят от породы древесины.

Высоко ценятся изделия из натуральной древесины и в настоящее время особенно приятно, если сделаны своими руками. Но для этого нужно знать все о древесине и способе её обработке.

Основное направление программы дополнительного образования основывается на овладении знаний у учащихся.

Основным формированием отношения к кружку, увлеченность знаниями является важнейшим фактором в развитии учащихся.

Любое изобразительное искусство, а тем более древнее. Как художественная резьба по дереву, пробуждают в ребенке желание и способность к творчеству, независимо от подготовки и возраста. Поэтому занятия художественной резьбой по дереву не только развивают у ребёнка чувства прекрасного, но и дают ему представления о ремесле.

Обучение художественной резьбой по дереву входит практическая и теоретическая подготовка. Познакомить ребенка с самим понятием резьбы по дереву, историей её возникновения и развития, научить его основным приёмам работы с деревом, познакомить, с особенностями древесины.

Данная программа составлена по типовой программе Э.В.Рихвк.

Основные направления содержания.

Учебная деятельность в объединении осуществляется в форме практических занятий, бесед, демонстрации наглядных пособий. Работа с образцама.

Воспитывающая цель достигается через проведения выставок детского творчества.

Развивающая цель достигается через создания самостоятельных работ, поделок.

Условия реализации программы.

Материально технические условия.

Занятия проводятся в учебной мастерской, которые соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. На занятиях применяются схемы геометрической резьбы, образцы.

Методическое обеспечение.

Набор нормативно-правовых документов;

Наличие утвержденной программы;

Наглядные пособия и образцы изделий.

Для достижения поставленных задач применяются следующие формы обучения:

Практическая работа;

Творческая работа;

Выставка творческих работ.

Организационные условия.

Занятия проводятся в учебной мастерской. На занятиях применяются индивидуальная и групповая форма работы с детьми.

1 год обучения –­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_____ человек.

Цель и задача программы.

Программа предусматривает формирование у детей младшего школьного возраста понятие о гармонии окружающей среды и умения её создавать.

Цель программы:

Дополнительное обучение по подготовке к деятельности формирования отношения к труду, как потребности, развития творческих способностей детей путём освоение технического конструирования. Дать учащимся общее представление о обработке древесины.

Данная программа решает следующие задачи:

Обучающая цель.

Умение читать схемы и условные обозначения.

Умение читать технологические чертежи, по изготовлению деталей и изделий.

Умение конструировать различные поделки по чертежам.

Воспитывающая цель.

Воспитать интерес к творческому делу.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость.

Воспитывать у учащихся чувство ответственности, прививать навыки рационального использования материалов. Способность развитию логического мышления и памяти.

Развивающая цель.

Развитие памяти, конструкторского, творческого воображения, концентрация внимания, развитие мышц кистей рук.

Формирование у детей положительного отношения к творчеству, стремление своим посильным трудом доставить окружающим радость и получить моральное удовлетворение.

Тематический план объединения

«РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»

ТЕМА

Всего часов по разделу

Практика

Теория

1

Вводный урок. Основные св-ва древесины.

4

2

2

2

Породы древесины. Характеристики пород древесины.

6

4

2

3

Технология контурной резьбы. Материалы. Инструменты. Выполнение задания по образцу.

8

7

1

4

Контурная резьба по тонированному фону.

6

5

1

5

Технология и декоративные особенности геометрической резьбы.

8

6

2

6

Узор геометрического характера из изученных элементов

8

7

1

7

Выжигание на основе из дерева, фанеры.

4

3

1

8

Выполнение простого предмет (строганного или точенного) с резьбой по выбору учащихся.

8

7

1

9

Токарные работы.

10

9

1

10

Выпиливание лобзиком.

6

5

1

ИТОГО

68

55

13

Прогнозируемые результаты.

По окончанию курса обучения ребенок должен уметь:

Правила техники безопасности;

Требование и организация рабочего места;

Чертежные инструменты и правильно использовать;

Знать условные обозначения, выполнять разметку и чертеж;

Последовательность изготовления поделок;

Геометрическую резьбу.

Ребенок должен уметь:

Выполнять элементы геометрической резьбы.

Грамотно пользоваться инструментами для резьбы.

Уметь работать на токарном станке.

Уметь выполнять декоративные композиции

Применять знания на практике.

Содержание

  1. Основные свойства древесины.(4часа)

Строение древесины и её свойства. Признаки, определяющие породы древесины: наличия ядра, наличие смоляных ходов, наличие сердцевинных лучей.

Разрезы ствола:

Поперечных;

Радиальный;

Тангенциальный.

Механические свойства древесины:

Твердость;

Износостойкость;

Прочность;

Деформативность.

Пороки древесины:

Внутренняя заболонь, глазки, гниль, грибные поражения, двойная сердцевины, завиток, косослой, свилеватость, сучки, трещины, червоточина.

  1. Породы древесины. Характеристики пород древесины.(6часов)

Художественные достоинства мозаичного набора во многом зависит от правильного использования природных декоративных свойств древесины ее текстуры, цвета, блеска, расположения, количества и формы сучков и других.

Текстуре древесины- это естественный рисунок, образующийся на ее поверхности вследствие перерезания структурных элементов.

Ширина годичных слоев, степень различия в окраске зоны годичного слоя.

Цвет древесины: свойства цвета, контур, классификация пород древесины по цвету.

3. Технология контурной резьбы. Материалы. Инструменты. Выполнение задания по образцу.(8 часов)

Контурная резьба по светлой и затонированной древесины. Закономерности интерпретации природных форм в декоративные образ образы. Симметрия в декоративной композиции.

Материалы. Инструменты. Характер подготовительного рисунка в зависимости от инструмента, деревянной поверхности. Этапы выполнения контурной композизии.

Практическая работу.

Изготовление строганной поверхности под резную композицию растительного характера. Работа над эскизом. Подготовительный рисунок. Перевод рисунка на древесину. Исполнение резной композиции.

4.Контурная резьба по тонированному фону.( 6 часов)

Ознакомление с произведениями народных мастеров на аниматическую тему. Цвет как активное средство создания. Для контурной резьбы подходят лиственные породы древесины: липа, осина, берёза, ольха. Хвойные породы здесь практически не применяются из-за различной твёрдости составных частей годичного слоя. Ширина и глубина прорезей.

5. Технология и декоративные особенности геометрической резьбы.(8 часав)

Наиболее простая для освоения геометрическая резьба. Основу ее составляют двух-трехгранные выемки. Разметка. Круг-розетка. Техника геометрической резьбы. Комбинациями из треугольников. Орнаментальные полосы, розетки, геометрические фигуры, так и элементы других видов резьбы - скульптурной и рельефной). Элементы геометрической резьбы это двухгранные клинорезные выемки разной конфигурации, глубины и ширины; трехгранные выемки различной ширины и глубины; четырехгранные, а также криволинейные выемки в виде скобок. Различные узоры получают путем повторения прямых и криволинейных выемок, заключенных в какую-либо геометрическую фигуру (круг, многоугольник и т. д.).

6. Узор геометрического характера из изученных элементов.(8 часов)

Все многообразие узоров геометрической резьбы. Работа по образцам. Использование резной пластины. Белый фон, цветной узор геометрического характера, насыщенные цвета. СЛОЖНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. Узор из 2 элементов.

7. Выжигание на основе из дерева, фанеры.(4 часов)

Выжиганиеэто один из видов декоративной отделки поверхности древесины. Его применяют при изготовлении сувениров, мебели и различных мелких изделий из древесины. Наилучший материал для выжигания — фанера, заготовки из липы и ольхи. Электровыжигатель. Пирография. рабочая часть — перо или штифт (согнутая проволока, разогреваемая электрическим током) — закреплена в пластмассовой ручке.

8. Выполнение простого предмет (строганного или точенного) с резьбой по выбору учащихся(8 часов)

Выбор предмета для выполнения задания. Выбор резьбы и определение  места для нанесения резьбы. Создание эскиза. Разметка орнамента.

Практическая работа. Самостоятельная работа. Усвоение стандартных приемов резьбы инструментами при выполнении орнамента. Контроль глубины и качества резьбы.

9. Токарные работы.(10 часов)

Токарный станок – стд120м. Составные части станка. Правила безопасности при работе на станке. Управление станком. Инструменты для работы. Выбор заготовок. Художественное, фасонное, коническое точение.

Практическая работа. Выполнение точения на станке

10. Выпиливание лобзиком. (6 часов)

Электролобзик. Назначение и правила работы. Рабочее место выпиливающего. Художественное выпиливание из дерева. граверы и резчики. выпиливание внутренних контуров рисунка.  Окраска в отделке изделий. Соединение изделий, составленных из двух и более деталей.


    1) Лобзик с металлической или деревянной рамкой, с набором пилок;
    2) Ножовка или лучковая пила для грубой обрезки фанеры;
    3) Коловорот или дрель с набором сверл для просверливания отверстий;
    4) Три напильника (плоский, полукруглый и трехгранный);
    5) Молоток весом 150 — 200 г для заколачивания мелких гвоздей;
    6) Стамеска;
    7) Плоскогубцы;
    8) Кусачки;
    9) Станок-подставка;
    10) Перочинный или сапожный нож;
    11) Отвертка;
    12) Брусок мелкозернистый;
    13) Комплект надфилей;
    14) Линейка длиной 300 мм с делениями;
    15) Угольник ученический;
    16) Циркуль;
    17) Кисть для клея;
    18) Шило для прокалывания отверстий;
    19) Клееварка;
    20) Шкурки с мелкими и крупными зернами.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Тема

Форма занятий

Приёмы и методы организации, дидактический материал и техническое оснащение.

Формы поведения итогов

1

Вводный урок. Основные св-ва древесины.

Рассказ , беседа, демонстрационный показ.

Образцы , плакаты

Опрос

2

Породы древесины. Характеристики пород древесины.

Рассказ , беседа, демонстрационный показ.

Образцы , плакаты

опрос

3

Технология контурной резьбы. Материалы. Инструменты. Выполнение задания по образцу.

Рассказ , беседа, демонстрационный показ.

Чертежи, схемы, образцы контурной резьбы. Резцы по дереву.Материалы

Индивидуальные занятия.

4

Контурная резьба по тонированному фону.

Рассказ , беседа, демонстрационный показ.

Чертежи, схемы, образцы контурной резьбы. Резцы по дереву. Материалы.

Практическая работа.

5

Технология и декоративные особенности геометрической резьбы.

Рассказ , беседа, демонстрационный показ.

Чертежи, схемы, образцы геометрической резьбы. Резцы по дереву. Материалы.

Практическая работа.

6

Узор геометрического характера из изученных элементов

Рассказ , беседа, демонстрационный показ.

Чертежи, схемы. Резцы по дереву. Материалы.

Практическая работа.

7

Выжигание на основе из дерева, фанеры.

Рассказ , беседа, демонстрационный показ.

Чертежи, схемы. Фанера. Электровыжигатель.

Практическая работа.

8

Выполнение простого предмет (строганного или точенного) с резьбой по выбору учащихся

Рассказ , беседа, демонстрационный показ.

Чертежи, схемы. Резцы по дереву. Материалы.

Практическая работа.

9

Токарные работы.

Рассказ , беседа, демонстрационный показ.

Чертежи, схемы. Материалы.

Практическая работа.

10

Выпиливание лобзиком.

Рассказ , беседа, демонстрационный показ.

Чертежи, схемы. Материалы.

Практическая работа.

Требования к знаниям и умениям обучающихся.

Учащиеся знают:

  • Правила техники безопасности работы с инструментами;

  • Виды инструментов, используемых для резьбы;

  • Особенности материалов, используемых для резьбы;

  • Основные виды резьбы;

  • Технологию изготовления орнамента;

  • Способы переноса изображения на заготовку;

  • Способы отделки готовых изделий;

Учащиеся умеют:

  • Организовать рабочее место;

  • Безопасно пользоваться инструментами;

  • Переносить изображение на заготовку;

  • Использовать стандартные приёмы резьбы;

  • Исправлять дефекты материала и изделия;

  • Использовать морилки, лаки, красители;

  • Анализировать качество работы и изделий;

Учебно-методическое обеспечение программы:

  • наглядные пособия;

  • инструменты, применяемые при резьбе;

  • материалы, применяемые для отделки готовых изделий;

  • оборудование школьной мастерской.

Список литературы.

Для преподавателей.

  • «Мастерим из древесины» Э.Р. Рихвк.

  • «Резьба по дереву» А.Ю. Семенцов.

  • «Школа масреров» Геронимусю

Для учеников.

  • «Обработка древесины в школьных мастерских» Э.В. Рихвк.

  • «Все о поделочных материалах» В.П. Савиных.

  • «Резьба по дереву» Полный курс для начинающих ООО «издательство АСТ» 2000 год.

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы г. Белорецк

«Согласовано» « Согласовано» «Утверждаю»

Заведующая методическим отделом Заместитель директора по УВР Директор ЦВР

Калиничева Т.Ю.________________ Волкова В.П. ________________ Ахмадуллина Р.Н./______________

Протокол №_____________ Приказ №_______

«____»___________ 20____ г. От «_____»__________ 20____г. «____»___________ 20____ г.

Календарно-тематическое планирование

По творческому объединению

«РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»

Составил: Ерёменко В.В.

Педагог дополнительного образования

Объединение: Резьба по дереву

МОБУ ДОД Центр внеклассной работы

2011 г.

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы г. Белорецк

«Согласовано» « Согласовано» «Утверждаю»

Заведующая методическим отделом Заместитель директора по УВР Директор ЦВР

Калиничева Т.Ю.________________ Волкова В.П. ________________ Ахмадуллина Р.Н./______________

Протокол №_____________ Приказ №_______

«____»___________ 20____ г. От «_____»__________ 20____г. «____»___________ 20____ г.

Рабочая программа

По творческому объединению

«РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»

Составил: Ерёменко В.В.

Педагог дополнительного образования

Объединение: Резьба по дереву

МОБУ ДОД Центр внеклассной работы

2011 г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программы, реализуемые в школе. 6 стр. Дополнительные образовательные услуги. 8 стр

    Задача
    Надеемся, Вам не безразлично, что происходит в современном образовании, каким будет образование Ваших детей, чему и как учат в школе, Вы готовы обсуждать направления и результаты деятельности образовательных учреждений, сотрудничать
  2. О. П. Спирина протокол № от 2010 г 2010г. Утверждаю: Заведующий Детским садом №51 «Родничок» Г. И. Горных 2010г. Основная общеобразовательная программа

    Образовательная программа
    I.2 Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования….21
  3. Льготы Лекарственное обеспечение (3)

    Документ
    ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13.12.2005 N 49/292 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА И ОБЪЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН И ГРАЖДАН,
  4. Б. А. Рыбаков Язычество Древней Руси Предисловие Эта книга

    Книга
    Эта книга является прямым продолжением, как бы вторым томом, моего исследования «Язычество древних славян», вышедшего в 1981 г. В первой книге автора интересовали прежде всего глубокие корни тех народных религиозных представлений,
  5. Б. А. Рыбаков язычество древhей руси москва 1987 Книга

    Книга
    Книга - продолжение монографии Б. А. Рыбакова "Язычество древних славян", вышедшей в 1981 г. Она посвящена роли древней языческой религии в государственной и народной жизни Киевской Руси до принятия христианства.

Другие похожие документы..