Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Учебная дисциплина "Экономической теории" предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки...полностью>>
'Лекция'
Структурированная кабельная система (СКС) — физическая основа информационной инфраструктуры предприятия, позволяющая свести в единую систему множеств...полностью>>
'Конкурсная документация'
для проведения открытого конкурса среди санаторно-курортных учреждений на право заключения договоров на оказание санаторно-курортных услуг работникам...полностью>>
'Документ'
Школа представляет современный мультидисциплинарный подход к диагностике интерстициальных заболеваний легких, основанный на участии пульмонолога, морф...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

УТВЕРЖДАЮ


Ректор ВОИПКиПРО

__________________

Профессор Ю.А. Савинков

« 30 » 12 2009 год

Дополнительные профессиональные

образовательные программы

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

2009/10 учебный год

Выпуск 2

ВОРОНЕЖ 2009

УДК 30

ББК 60я44

Д68

Ответственный редактор

А.И. Доровской

Д68

Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и практика управления в образовательных системах. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :
ВОИПКиПРО, 2009. – 185 с.

Дополнительные профессиональные образовательные программы для повышения квалификации руководящих работников образовательных учреждений отражают современные подходы к формированию содержания общего образования и составлены на основе требований действующего государственного образовательного стандарта.

Программы составлены на модульной основе и предполагают возможность выбора руководящими работниками образовательных учреждений модулей и блоков для включения их в учебно-тематический план курсов повышения квалификации.

Используются со второго семестра 2009/10 учебного года.

Печатается по решению кафедры теории и практики
управления в образовательных системах ВОИПКиПРО.

УДК 30

ББК 60я44

ã ВОИПКиПРО, 2009


1-И


Модуль

«МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Пояснительная записка

Модуль предназначен для повышения квалификации руководителей общеобразовательных учреждений

Цель модуля: познакомить слушателей с теоретическими основами и алгоритмом реализации моделей менеджмента в образовании.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

Форма

занятия

1.

Методологические основы менеджмент

2

лекция

2.

Управление социально-экономическими системами

2

лекция

3.

Функции менеджмента

2

лекция

4.

Природа управления и исторические тенденции его развития

2

защита

проекта

Итого

8

Содержание тем

Тема 1. Методологические основы менеджмента.

Понятия «управление» и «менеджмент»: их содержание и значение в различных культурах. Менеджмент как функция организации. Соотношение функций организации – функций целеполагания, интеграции, адаптации и снятия напряжения в системе (Т. Парсонс). Менеджмент как единство целеполагания к интеграции. Классическая теория организации и управления. Принципы научного менеджмента Ф. Тейлора. Научный и традиционный менеджмент. Критика Тейлором принципа сдельщины. Концентрация «мыслительного» компонента деятельности у администрации предприятия. Стандартизация и централизация как основа эффективного управления. Технические и организационные нововведения, использованные Тейлором для повышения производительности труда.

Тема 2. Управление социально-экономическими системами.

«Формирование моделей открытой и закрытой системы в общей теории систем. Процесс адаптации к внешнему окружению. Проблема сохранения стабильности «входа» и «выхода». Зависимость внутриорганизационных процессов от состояния внешней среды. Признаки моделей открытых систем. Принципы анализа организаций как открытых систем. Проблема границ организации.

Нормативный и ситуационный подходы к исследованию управления и организационного поведения. Нормативный подход как общая черта ранних теорий организации. Рационализм и универсализм как основы нормативного подхода. Ограничения нормативного подхода в исследовании организаций и управленческом консультировании. Понятие ситуации. Признание уникальности каждой организации. Попытки систематизации «уникальных» ситуаций.

Организация как социальная система. Элементы и функции организационной системы. Принцип доминирования функций над структурой организации как основы структурных преобразований. Задача определения функций организаций. Выделение экономической и социальной подструктур предприятия как исходный пункт анализа организационной структуры.

Тема 3. Функции менеджмента.

Планирование как функция менеджмента. Стратегическое и текущее планирование. Планирование в условиях рыночной среды. Процесс выдвижения целей стратегического планирования. Анализ средств и методов достижения целей. Учет «стихийных» факторов социального окружения при разработке долгосрочных планов.

Функционирование организаций как постоянное их изменение. Проблема взаимодействия организации со своим социальным окружением. Необходимость реагирования на изменения, происходящие в окружении. Понятие мотивации. Различные трактовки термина мотивации. Соотношение мотивов, стимулов, потребностей, интересов и целей. Возможность управления мотивацией.

Тема 4. Природа управления и исторические тенденции его развития.

Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей Маслоу. Двухфакторная концепция Герцберга. Практика применения содержательных теорий мотивации. Ограничения содержательных теорий.

Задание для самостоятельной работы слушателей

Осуществление проектной деятельности.

Предлагаемые варианты наименований проектов

  1. Американский менеджмент – исходная модель менеджмента.

  2. Японский менеджмент как вызов западному стилю управления.

  3. Процесс вестернизации и развитие менеджмента в третьих странах.

Вопросы для самостоятельной работы

  1. Понятие о функциональных стратегиях.

  2. Принципы тактического и оперативного планирования.

  3. Принципы управления по целям.

  4. Принципы управления по результатам.

  5. Человек и организационное окружение.

  6. Содержательные теории мотивации: теория А. Маслоу

  7. Содержательные теории мотивации: Двухфакторная модель Герцберга.

  8. Содержательные теории мотивации: Теория Макклеланда.

  9. Процессуальные теории мотивации: теория справедливости.

  10. Теория ожидания В. Врума, модель Портера-Лоулера.

  11. Типология основ власти.

  12. Проблема лидерства в современных организациях.

  13. Теория лидерских качеств и ее недостатки.

  14. Теории лидерского поведения. Взгляды У. Бенниса на лидерство.

  15. Три стиля руководства. Исследования университета штата Огайо.

  16. Исследования Мичиганского университета.

  17. Системы 1–4 Р. Лайкерта.

  18. Управленческая сетка Блейка и Моутон.

  19. Теории X и Y Д. Макгрегора.

  20. Ситуационные теории лидерства.

  21. Теория Фидлера. Теория «путь-цель».

  22. Теория Херси и Бланшара.

  23. Теория Врума – Йетонна-Яго.

  24. Информационный подход к коммуникациям.

  25. Коммуникация как процесс с обратной связью.

  26. Формы межличностных коммуникаций.

  27. Вербальные и невербальные средства коммуникации.

Вопросы для зачета

1. Школа научного менеджмента Ф.У. Тейлора. История формирования и основные принципы.

2. Административная школа в менеджменте по А. Файолю.

3. Хоторнские эксперименты и формирование школы «человеческих отношений» в менеджменте.

4. Системный подход и количественные методы в менеджменте. Классификация систем.

5. Ситуационный подход.

6. Организационная культура как феномен менеджмента.

7. Основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль.

8. Процессный подход в менеджменте.

9. Внутренняя среда организации. Внутренние процессы и внутренние переменные.

10. Внешняя среда организации как условие ее функционирования и выживания.

11. Организационный треугольник: стратегия, структура, организационная культура.

12. Сущность стратегического управления. Система стратегического управления.

13. Анализ внешних и внутренних переменных. Модель
«7-с» Маккинси.

14. Понятие о миссии организации.

15. Пять сил М. Портера.

16. SWOT – анализ.

17. PEST-анализ.

Контрольные процедуры

Контроль качества подготовки слушателей по модулю – зачет или защита выпускной курсовой работы (проекта).

Список литературы

Основная

  1. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М. : Гардарики, 2004.

  2. Менеджмент : учебник / И.Н. Герчикова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 511 с. : табл..

  3. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. – М. : Дело, 2002.

Дополнительная

  1. Атватер И. Я вас слушаю... : Советы руководителю, как правильно слушать собеседника / И. Атватер. – М. : Экономика, 1984.

  2. Акофф К. Планирование будущего корпорации / К. Акофф. – М. : Прогресс. 1981.

  3. Американские буржуазные теории управления (критический анализ) / под ред. Б.З. Мильнера, Е.А. Чижова. – Я. : Мысль, 1978.

  4. Бачурин А.В. Экономические методы в системе управления / А.В. Бачурин. – М. : Мысль, 1988.

  5. Беляев А.А., Коротков Э.М. Системология организации / А.А. Беляев, Э.М. Коротков. – М. : ИНФРА-М, 2000.

  6. Бизюкова И.В. Кадры: подбор и оценка / И.В. Бизюкова. – Киев : Мосховский рабочий, 1984.

  7. Бизнес и менеджер / сост. И.С. Драховский и др. – М. : Азимут-Центр, 1992.

  8. Блази Дж. Р. Новые собственники / Дж. Р. Блази, Д.Л. Круз; пер. с англ. – М. : Дело, 1995.

  9. Васильев Ю.П. Управление развитием производства: опыт США / Ю.П. Васильев. – М. : Экономика, 1989.

  10. Венделин А.Г. Подготовка и принятие управленческого решения / А.Г. Венделин. – М. : Экономика. 1977.

  11. Виссема X. Менеджмент в подразделениях фирмы / X. Виссема. – М. : ИНФРА-М, 1996.

  12. Вихаский О.С. Стратегическое управление / О.С. Вихаский. –М. : ГАРДАРИКА, 1998.

  13. Грачев М.В. Суперкадры / М.В. Грачев. – М. : Дело, 1993.

  14. Греисон Дж. мл. Американский менеджер на пороге XX века / Дж. Греисон мл., К. О'Делли. – М. : Экономика, 1991.

  15. Джойнер Р. Лидер, менеджер и пять принципов успеха / Р. Джойнер. – М. : Прорыв, 1997.

  16. Дэниеле Дж. Д. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции / Дж. Д. Дэниеле, Ли. X. Радеба. – М. : Дело, 1994.

  17. Демин Е.В. Выход из кризиса / Е.В. Демин. – Тверь : Альба, 1995.

  18. Современное управление : энциклопедический справочник. – В 2-х тт. / пер. с англ. – М. : Издатцентр, 1997.

  19. Стерлин А.Р. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США: опыт развития и новые явления / А.Р. Стерлин, И.В. Тулин. – М. : Наука, 1990.

  20. Старобинский Э.Е. Основы менеджмента на коммерческой фирме / Э.Е. Старобинский. – М. : Интел-Синтез, 1994.

  21. Стэк Дж. Большая игра в бизнес / Дж. Стэк. – М. : Деловая лига, 1994.

  22. Современный менеджмент: принципы и правила / под ред. В.И. Данилова-Данильяна – Нижний Новгород : НКЦП, 1992.

  23. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента / Ф.У. Тейлор; пер. с англ. – М. : Контроллинг, 1991.

  24. Тейлор Ф.У. Менеджмент / Ф.У. Тейлор; пер. с англ. – К. : Контроллинг, 1992.

  25. Удальцова М.В. Социология управления / М.В. Удальцова. – Новосибирск : НГАЭиУ, 1998.

  26. Управление организацией : учебник / под ред. А.Г. Поршнева и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 1999.

  27. Уткин Э.А. Профессия – менеджер / Э.А. Уткин. – М. : Экономика, 1992.

  28. Управление по результатам / Под общ. ред. Я.Л. Леймана; пер. с финского. – М. : Прогресс, 1988.

  29. Управленческое консультирование / под. ред. М. Кубра. – М. : Интерэксперт, 1992.

  30. Файоль А. Общее и промышленное управление / А. Файоль; пер. с франц. – М. : Контроллинг, 1992.

  31. Фишер Р. Путь к согласию или переговоры без поражения / Р. Фишер, У. Юри. – М. : Наука, 1990.

  32. Форд Г. Моя жизнь – мои достижения / Г. Форд. – М. : Финансы и статистика, 1989.

  33. Xаника Ф. де П. Новые идеи в области управления : руководство для управляющих / Ф. де П. Xаника. – М. : Прогресс, 1969.

  34. Харрингтон Дж. Управление качеством в американских корпорациях / Дж. Харрингтон. – М. : Прогресс, 1990.

2-И


Модуль

«СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП МОДЕРНИЗАЦИИ

РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Пояснительная записка

Содержание данного модуля предназначено для повышения квалификации руководителей ОУ. Учебная программа рассчитана на 8 часов учебных занятий. Она раскрывает стратегию развития школы в условиях изменений, происходящих в российской системе образования, подходы к выработке миссии, целей, ценностей организации. Слушатели познакомятся с государственной программой «Развитие образования до 2020 г.», направленной на повышение роли системы образования в социально-экономическом развитии страны.

Отражены подходы к управлению с учетом общественной составляющей, введения структурных изменений, обеспечивающих повышение качества образования, развития новых управленческих технологий.

Цель модуля: формировать профессиональную компетентность руководителя ОУ как стратегического менеджера с учетом его роли в реализации стратегии развития образования в России, модернизации системы управления.

Задачи модуля:

- углубление и систематизации знаний по теории и практике управления ОУ на уровне современных требований;

- овладение практическими умениями по разработке программ развития и образовательных программ, а также целевых программ и проектов как основных механизмов изменений.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

Форма

занятия

1.

Основные направления образовательной политики в системе образования РФ. Формирование новой модели образования

2

лекция

2.

Стратегия развития школы в условиях изменений. Философия, миссия, ценности школы в системе стратегического управления

2

лекция

3.

Программа развития школы в условиях изменений: содержание, этапы разработки

2

семинар

4.

Самостоятельная работа: защита проекта, эссе

2

защита

проекта

Итого

8

Содержание тем

Тема 1. Основные направления образовательной политики в системе образования РФ. Формирование новой модели образования.

Государственная программа развития образования до 2020 г. Формирование новой модели образования. Базовые положения и ход реализации федеральных и региональных документов, определяющих стратегию образования. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования.

Участие ОУ в сетевых процессах, введении структурных изменений, обеспечивающих повышение качества образования. Построение собственных систем управления качеством. Развитие новых управленческих технологий, обеспечивающих реализацию задач модернизации российского образования.

Тема 2. Стратегия развития школы в условиях изменений. Философия, миссия, ценности школы в системе стратегического управления.

Стратегическое управление и его функции. Философия школы. Миссия школы и порядок ее разработки. Ценности школы в системе стратегического управления.

Аналитико-прогностическая деятельность: PEST-, SWOT- и проблемно-ориентированный анализ. Формирование стратегического плана школы.

Тема 3. Программа развития школы в условиях изменений: содержание, этапы разработки.

Актуальность разработки программы развития ОУ. Требования, предъявляемые к программе: проектно-целевая ориентация, полнота, гибкость, конструктивность, критериальность.

Структура содержания программы: аналитический, концептуально-прогностический, процессуально-технологический модули.

Основные этапы разработки программы развития.

Тема 4. Самостоятельная работа.

Защита проекта. Эссе. Задания для проектных разработок.

Программа развития ОУ (тезисно).

План публичного доклада.

Модель сети образовательных учреждений.

Система оценки качества образования.

Тема для эссе

Школа на пути развития. Миссия и ценности инновационной школы.

Список литературы

  1. Афанасьева Т.П. Управленческая компетентность руководителей школ в регионе: оценка и совершенствование / Т.П. Афанасьева, И.А. Елисеева. – М., 2001.

  2. Ключевые проблемы региональных образовательных систем / под ред. А.М. Моисеева. – М., 2002.

  3. Лебедев О.Е. Эффективное управление школой в современных условиях / О.Е. Лебедев [и др.]. – СПб., 2002.

  4. Моисеев А.М. УМК «Управление развитием образовательного учреждения: через новое качество управления – к новому качеству школы» / А.М. Моисеев. – М., 2002.

  5. Моисеев А.М. Управление современной сельской школой / А.М. Моисеев. – М., 2002.

  6. Немова Н.В. Особенности и методы проектирования педагогической системы предпрофильного обучения / Н.В. Немова // Менеджмент в образовании. – 2003. – № 3. – С. 32–40.

  7. Светенко Т.В. Стратегический план развития школы в условиях изменений / Т.В. Светенко, И.В. Галковская, Е.Н. Яковлева. – СПб., 2005.

  8. Стратегическое планирование системных изменений в образовании / под ред. А.М. Моисеева. – М., 2003.

  9. Ушаков К.М. Ресурсы управления школьной организацией / К.М. Ушаков. – М., 2000.

3-И




Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательные программы теория и методика преподавания химии и биологии 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания химии и биологии. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009.
  2. Методические рекомендации по формированию школьных и сетевых образовательных программ г. Томск- 2009

    Методические рекомендации
    6. Приложение 2. Дополнительная образовательная программа раздела внеучебной деятельности «Научно-познавательная деятельность» «Юный исследователь» (для обучающихся в 1-4 классах начальной школы)
  3. Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения города Бузулука

    Образовательная программа
    Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ. Сведения о квалификации педагогических кадров. Сведения о семьях воспитанников ДОУ 4
  4. Образовательная программа мбдоу №28 (разработана творческой группой педагогов и специалистов мбдоу)

    Образовательная программа
    Общеобразовательная программа МБДОУ № 28 обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому
  5. Образовательная программа гоу детский сад компенсирующего вида №831 на 2010-2011 учебный год

    Образовательная программа
    Общеобразовательная программа ДОУ № 831 обеспечивает развитие детей в возрасте от 4 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому

Другие похожие документы..