Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
ДАННУЮ РАБОТУ МОЖНО ЗАКАЗАТЬ НА САЙТЕ www.diplom-4-you.narod.ru, воспользовавшись меню ЗАКАЗАТЬ или, отправив заявку на E-mail: www....полностью>>
'Конспект'
В своей программной статье «Архитектура математики» Н. Бурбаки [1] ставит вопрос о концептуальном единстве математики: едина ли математика или «сущес...полностью>>
'Документ'
Организация, применяющая УСН с объектом налогообложения "доходы", имеет в банке два счета - рублевый и валютный. При продаже валюты и зачис...полностью>>
'Документ'
Из всех периодов развития человека, пожалуй, самым проблем­ным, трудным и наиболее опасным является подростковый возраст. Этот период приносит самую ...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

От составителя

«Публичные библиотеки обеспечивают городским и сельским жителям
свободный доступ к информации, образованию, культуре.
Они предоставляют услуги и оказывают помощь всем гражданам.

Библиотеки участвуют в экономическом и социальном развитии
своих территорий, заботятся о развитии подрастающего поколения
и о людях, нуждающихся в социокультурной поддержке».

Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки.

Российская библиотечная ассоциация. 2001 г.

Деятельность современной библиотеки в наше сложное время – время социальных, экономических
и политических преобразований направлена на сохранение межкультурного равновесия и создание комфортной среды для граждан. Снижению напряженности в обществе способствует гуманная социальная политика государства, направленная на решение проблем отдельного гражданина и общества в целом. Государственная социальная политика принимается в интересах всего общества и гарантирует поддержку социально незащищенных слоев и групп населения. Повышение качества жизни населения – одна из главных целей социального государства. На встрече с членами Правительства, руководством Федерального собрания и членами президиума Государственного Совета Президент РФ Путин В. В. заявил: «Основной целью нашей с вами деятельности, ключевым вопросом государственной политики, является существенное повышение качества жизни граждан России». На встрече обсуждались вопросы создания новых механизмов для решения этой задачи. На повышение благосостояния народа направлены национальные проекты в области здравоохранения, образования, жилья, сельского хозяйства. Как отметил Президент, «именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества», «…это курс на инвестиции в человека, а значит, и в будущее России». Социальную политику государства осуществляют федеральные, региональные и местные органы власти через практическую совместную деятельность государственных, муниципальных учреждений и общественных организаций, которая направлена на решение конкретных проблем населения, отдельных, особо нуждающихся социальных групп и граждан.

Какую роль в этой деятельности сегодня, в начале XXI века, выполняют публичные библиотеки? Профессиональное библиотечное сообщество, определяя социокультурную роль библиотеки в местном сообществе в основополагающих документах – «Руководстве ИФЛА/ЮНЕСКО для публичных библиотек» и «Модельном стандарте деятельности публичной библиотеки», отмечает, что «библиотека вносит свой вклад в социокультурную реабилитацию особых групп населения, для чего… участвует в местных, региональных и федеральных программах социальной защиты и информационного обслуживания инвалидов и других социальных групп».

Деятельность любой библиотеки может и должна соответствовать потребностям и запросам жителей территорий. Библиотеки должны постоянно анализировать содержание своей работы, качество
услуг, их соответствие потребностям местного сообщества. Сегодня именно библиотека стала точкой общественного доступа к социально значимой информации.

Опыт библиотек республики по работе с различными группами социально незащищенных категорий населения, представленный в сборнике, безусловно, подтверждает понимание библиотеками своего обязательного участия в их социальной и правовой поддержке. Меняются библиотечные технологии,
на смену опытным профессионалам приходят молодые библиотекари, но традиция внимательного отношения к читателю, его информационная, а порой и психологическая поддержка, остается нашей профессиональной чертой. Чуткое, внимательное отношение к проблемам пользователей библиотек отличает нашу работу. Порой, выполняя функции социального работника, библиотекари становятся для многих пользователей единственной связующей нитью с внешним миром. Испытывая материальные
затруднения, ведь зарплата библиотекаря невелика, терпя некомфортную среду в неблагоустроенном помещении библиотеки, давно не получая средств на комплектование, библиотекари организуют праздники для трудных подростков из интерната, проводят встречи для пожилых или инвалидов, всех тех людей, которым так необходимо внимание со стороны государства и общества.

Изучение опыта работы библиотек по данной теме свидетельствует об активной позиции библиотекарей в отношении социально незащищенных категорий, их умении заинтересованно и творчески
провести любое мероприятие, организовать встречу с представителями местной администрации, презентацию книги или праздник для взрослых и детей. Принимая активное участие в общественной жизни, библиотеки ведут летописи, составляют хроники, описывая наиболее интересные события. Примером такого вида деятельности может стать опубликованный в журнале «Север» № 9/10 за 2005 г. материал «Надежда все-таки имеется…, дневник деревни Мансила Питкярантского района, написанный библиотекарем Мансильской сельской библиотеки Калининой Елизаветой Александровной» (c текстом публикации можно ознакомиться на сайте журнала «Север» – ).

Часто представители местной власти, решающие вопросы, какой быть сегодня библиотеке, не всегда представляют, какова современная библиотека, ее деятельность, нужды, потребности, ведь библиотека – не сама для себя, а прежде всего, для жителей района или села. «Местные жители способны обеспечить поддержку библиотеки в решении многих возникающих у нее проблем: при отсутствии средств на комплектование, при переводе в худшее по условиям или неудобное по расположению помещение, при закрытии (ликвидации) библиотеки и др. Но они поддерживают такую библиотеку, которая отражает их интересы и удовлетворяет их запросы» – так сегодня оценивает роль местного сообщества «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки». Как стать нужной местному сообществу, какие формы работы отвечают требованиям нашего читателя в современных условиях, как доказать местной власти, что библиотека сегодня – это культурный, образовательный, досуговый центр территории, и каждый рубль, вложенный в библиотеку сегодня, обернется завтра вкладом в экономику и культуру государства, когда сегодняшний пользователь библиотеки станет профессионалом высокого класса
и высокоразвитой личностью.

Сегодня у библиотекарей республики есть замечательная возможность задавать эти вопросы, обмениваться опытом, обсуждать проблемы на страницах регионального профессионального издания. Размеры сборника не позволили включить все материалы, присланные нашими коллегами. Опыт работы библиотек с нашими маленькими читателями будет представлен в следующем выпуске «Библиотечного вестника Карелии». В сборник также вошли ставшие традиционными рубрики «Советы профессионала» и «История библиотек в лицах», информация о работе Библиотечной Ассоциации Республики Карелия. В разделе «Публикации» помещены статьи по актуальным для всех специалистов библиотек темам – вопросы библиотечной статистики и нормирования труда.

Все статьи даны в авторской редакции. Составители благодарят всех, кто предоставил материалы для публикации в сборнике.

Социально-правовая защита населения

ИНФОРМАЦИЯ

отдела социальной интеграции инвалидов

Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Республики Карелия

В Республике Карелия проживают 75 813 инвалидов. Их удельный вес по-прежнему 10 % от общей численности населения республики. В структуре общей инвалидности пенсионеры по возрасту, имеющие группу инвалидности, на протяжении последних лет составляют около 66 %, то есть 2/3 от всех инвалидов. Дети-инвалиды составляют 4 % от числа всех инвалидов. За последний год отмечается увеличение численности детей-инвалидов с 2 830 до 3 005 детей.

В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», в 2004 году прошли курс санаторно-курортного лечения 721 человек: взрослые инвалиды, дети-инвалиды, а также сопровождающие их лица, приобретено 15 автомобилей «Ока» для инвалидов, выдано 155 велокреслоизделий, снабжено протезно-ортопедическими изделиями 2 762 человека.

С целью улучшения качества проводимых реабилитационных услуг для детей-инвалидов в 2004 году в рамках действующих подпрограмм «Дети-инвалиды» Республиканской целевой программы «Дети Карелии» и Федеральной целевой программы «Дети России» проводилась работа по дальнейшему развитию реабилитационных учреждений республики, укреплению их материально-технической базы. Проведено оснащение районных и городских центров и отделений реабилитации для детей-инвалидов
и подростков с ограниченными возможностями реабилитационным оборудованием. Приобретены компьютеры для Педиатрического бюро медико-социальной экспертизы для создания единого банка данных детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, улучшения их медико-социального обслуживания. Для детей-инвалидов с патологией слуха выделены слуховые аппараты, что позволило ликвидировать в текущем году очередь на получение слуховых аппаратов для детей-инвалидов. В 2005 году планируется дальнейшее оснащение реабилитационным оборудованием Центров реабилитации детей-инвалидов.

Для более качественного решения вопросов реабилитации детей-инвалидов администрациям местного самоуправления районов и городов республики предложена 3-х уровневая система взаимодействия местных органов власти с министерством, 12 районов и городов республики выразили готовность
в 2005 году к реализации данного проекта реабилитации детей-инвалидов.

Продолжена работа по созданию безбарьерной среды для инвалидов. В ходе реализации Республиканской целевой программы «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры на 2003–2005 годы» модернизирован грузовой лифт в административном здании Карельской Республиканской общественной организации «Союз инвалидов», установлены входные двери и пандусы с ограждениями в помещении медико-социальной экспертизы республики. Согласовано 8 объектов республики в период подготовки проектно-сметной документации по соблюдению требований доступности для инвалидов и маломобильных групп населения
к объектам социальной инфраструктуры. Началось переоборудование здания Карельского центра народного творчества по адресу: г. Петрозаводск, ул. Анохина, 1. Планируется переоборудование Музея изобразительных искусств Республики Карелия и негосударственного учебно-производственного реабилитационного центра для молодых инвалидов.

Осуществлялась профессиональная реабилитация и трудоустройство инвалидов. Принят Закон Республики Карелия «О квотировании рабочих мест для инвалидов». На базе специализированного предприятия Карельской Республиканской общественной организации «Союз инвалидов» в рамках республиканской программы «Содействие занятости населения Республики Карелия на 2004–2006 годы»
за истекший период осуществлено профессиональное обучение 31 инвалида по профессиям «Изготовитель художественных изделий из кожи» и «Клейщик бумаги, картона и изделий из них» с дальнейшим трудоустройством на предприятии, а также «Бухгалтеров средней квалификации».

Приоритетными направлениями Правительства Республики Карелия в 2005 году в сфере социальной интеграции и реабилитации инвалидов являются улучшение качества предоставляемых реабилитационных услуг, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, трудовая адаптация лиц с ограниченными возможностями.

Зулкарнеева Диана Абдулкадировна,

главный библиотекарь информационно-справочного отдела

Национальной библиотеки Республики Карелия

Cоциальная защита в современных условиях

Неотъемлемым фактором любой социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.

Социальная помощь в поддержании физической жизни людей, удовлетворении их социальных потребностей существовала уже в начальный период развития человечества и осуществлялась на основе обычаев, норм, традиций, ритуалов. Это помогало людям приспособиться к неблагоприятным природным условиям и социальной среде, сохранить целостность и преемственность культуры семьи, рода, общности. Взаимопомощь и выручка были естественным атрибутом совместной жизни людей. С распадом семейно-родственных связей, развитием цивилизации, технического прогресса и культуры государство все более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека.
Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению социальной защиты населения
в самостоятельный вид деятельности, которая приобрела новый смысл и значение, прежде всего, как защита от неблагоприятных воздействий рыночных отношений.

Система социальной защиты вовлечена в систему рынка и является его неотъемлемым элементом. Через нее реализуется принцип социальной справедливости. В условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путем получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд. Однако в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу объективных причин: болезнь, нетрудоспособность вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить
в сферу производственных отношений (дети), последствия экономических, экологических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, демографических изменений и т. д. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной поддержки государства, когда главным фактором производства и распределения все в большей степени становится капитал. Государство объективно заинтересовано в поддержке социально уязвимых слоев населения по нескольким причинам:

  • государство, провозгласившее себя цивилизованным, руководствуется идеей гуманизма и обязано, согласно Всеобщей Декларации прав человека, «обеспечить населению достойный уровень жизни»;

  • всякое государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы;

  • социально-экономическая поддержка неимущих нивелирует экономическое состояние различных групп и слоев населения, тем самым снижая социальную напряженность в обществе.

Именно поэтому рыночные отношения неизбежно порождают свою противоположность – специализированный институт социальной защиты населения. Рынок и социальная защита населения тесно взаимосвязаны. Развитие цивилизованного рынка может нормально осуществляться только вместе с расширением и углублением социальной защиты. Практика переходного периода в России показывает, что развитие рыночных отношений происходит не вместе с ростом социальной защиты населения, а, в ос-новном, за счет его обнищания, что неминуемо порождает социальные антагонизмы. Необходимы новые экономические подходы в целях усиления социальной защищенности граждан и создание правовых и экономических условий для:

  • обеспечения достойного уровня жизни своим трудом;

  • использования новых стимулов к труду и экономической деятельности: предпринимательство, самозанятость, наличие собственности, земли и др.;

  • создания цивилизованных механизмов распределения доходов (акционерные и иные формы участия населения в распределении прибыли, социальное партнерство, негосударственное страхование);

  • формирования экономической системы самозащиты и выравнивания стартовых возможностей для этого на основе гражданского законодательства.

Основные предпосылки необходимости социальной защиты населения в обществе рыночной экономики диктуются законами рынка, проистекают из его сущности и обуславливают формирование системы социальной защиты как специализированного общественного института. Социальная защита
населения становится важнейшей составной частью экономической и социальной политики государства.

Сущность социальной защиты населения

Социальная защита населения – это система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством для обеспечения достойной жизни человека, т. е. его материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и доступа к ценностям культуры.

Система социальной защиты населения как особый социальный институт находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения. В новых экономических условиях он заменил собой термин «социальное обеспечение». В мировой практике этот термин используется давно. В нашей стране он получил широкое распространение в связи с переименованием системы органов социального обеспечения в систему органов социальной защиты населения (1992 г.).

Социальное обеспечение – это основная часть социальной защиты населения. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии, поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.

Социальная защита осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая такие, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение. Социальная защита населения – это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетрудоспособных граждан трудовыми пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей, по безработице, на погребение, оказание адресной помощи малоимущим слоям населения, помощи гражданам, попавшим в экстремальные ситуации,
в том числе беженцам и переселенцам, на санаторно-курортное лечение, содержание в домах престарелых и инвалидов, обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезно-ортопедическими изделиями, профессиональное обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, на создание комплекса социальных служб – Центров социального обслуживания населения, социальную помощь
на дому, социальные гостиницы и т. д.

Социальная защита подразделяется на общую и специальную: под общей понимается деятельность по обеспечению основных социальных и иных прав граждан, а под специальной – специальная регулятивная система стабилизации личности, социальной группы, нуждающихся в силу тех или иных особенностей в особом социальном попечении. К таким нуждающимся отнесены, например, военнослужащие.

Социальная защита является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики. Социальная защита в любом государстве – это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых
не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.

Министерством труда и социального развития Российской Федерации в 1995 г. был утвержден
Перечень категорий населения, которые нуждаются в социальном обслуживании.

В настоящее время Перечень основных льгот, социальных выплат, категорий граждан, которым они предоставляются, нормативных актов, устанавливающих льготы и социальные выплаты, и источников их финансирования (по состоянию на 01.01.95), не применяется. Льготы предоставляются в соответствии с другими действующими нормативно-правовыми документами (см. приложение). Объектами социальной политики и социальной работы являются:

  • граждане (взрослые и дети), являющиеся инвалидами;

  • участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла во время Великой Отечественной войны;

  • одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту, инвалидности
    и другим основаниям);

  • вдовы и матери военнослужащих, погибших в войнах и в мирное время;

  • бывшие несовершеннолетние узники фашизма;

  • лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные;

  • зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;

  • лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов, ядерных испытаний;

  • лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений;

  • лица без определенного места жительства;

  • семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики;

  • семьи, имеющие детей-инвалидов до 16 лет;

  • семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • семьи с низким уровнем дохода;

  • многодетные семьи;

  • неполные семьи;

  • семьи несовершеннолетних родителей;

  • молодые, в том числе студенческие семьи;

  • матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

  • беременные женщины и кормящие матери;

  • самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения материальной независимости и социальной зрелости);

  • дети, осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей;

  • безнадзорные дети и подростки;

  • дети и подростки с девиантным поведением;

  • дети, испытывающие жестокое обращение и насилие в семье, оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию;

  • разводящиеся семьи;

  • семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей;

  • граждане (взрослые и дети), имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным поступкам.

Система социальной защиты должна быть ориентирована на широкие слои населения. При этом ее реальное воплощение по отношению к различным социальным слоям и группам является дифференцированным. Здоровым, трудоспособным, активным членам общества она должна помогать получать равные возможности в области образования, освоения профессии, включения в систему трудовых отношений, предпринимательства. Нетрудоспособным и социально уязвимым слоям и группам населения
(инвалидам, пенсионерам, многодетным и неполным семьям, детям и др.) – оказывать комплекс социальных услуг (в зависимости от состояния) за счет государства, гарантировать получение установленных законом льгот и пособий, т. е. создавать необходимые условия для жизнедеятельности.

Социальная защита населения становится важнейшей составной частью экономической и социальной политики государства. Законодательные и исполнительные органы определяют основные принципы социальной политики государства по социальной защите населения, обязательные социальные гарантии, которые осуществляются в пределах и формах, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. От составителей (1)

    Документ
    Настоящий сборинк посвящен юбилею крупнейшего российского иберо-романиста, заслеженного деятеля науки, члена Союза Писателей России, выдающегося переводчика испанской и латиноамериканской литературы, известного общественного деятеля, профессора В.
  2. От составителей (4)

    Сборник статей
    Юбилейный сборник статей «Вопросы иберо-романской филологии» посвящен пятидесятилетию открытия отделения испанского языка на филологическом факультете МГУ им.
  3. От составителей (3)

    Документ
    Проблемы становления христианства, возникновения его учения, различных внутренних течений представляют интерес не только для специалистов историков и философов, но и для достаточно широкого круга читателей.
  4. От составителей (2)

    Документ
    Классический труд С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» относится к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической науки. Широта теоретических обобщений в сочетании с энциклопедическим охватом исто­рического
  5. От составителя (1)

    Документ
    От миллиарда к миллиарду: история нефтедобычи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре : рек. библиогр. список / Гос. б-ка Югры, Отд. краевед. лит.

Другие похожие документы..