Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Специалистами ЗАО «Аудит-Классик эксперт» рассмотрен запрос ООО «Инвестиционно-промышленная компания» на получение письменной консультации по вопросу ...полностью>>
'Программа'
19.45 Ужин. ВТОРНИК, 9 июня. 8.45-9.30 Завтрак 9.30 – 10.50 Лекция. Артамонов В.А. (Москва): «Конечномерные полупростые алгебры Хопфа» , –ая лекция....полностью>>
'Учебное пособие'
Подготовлено при содействии НФПК – Национального фонда подготовки кадров в рамках Программы "Совершенствование преподавания социально-экономичес...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Л.В.Федина Организация и техника консультирования: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа. Методические указания для студентов очной...полностью>>

От составителя (3)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

История потребительского движения

Потребительское движение зародилось в США в начале ХХ века. Первая независимая организация потребителей была создана в 1891 г. в Нью-Йорке. В 1890 году в Нью-Йорке была основана Лига покупателей, которая, кроме чисто воспитательного воздействия на покупателей, преследовала цели социального и экономического характера. В Лиге были выработаны формы аттестации изделий, выпущенных при благоприятных условиях производства – так называемые лейблы (Label – ярлык, этикетка, прикрепленная к товару), которые Лига стала выдавать фирмам, обеспечившим благоприятные условия труда и выпускавшим наиболее качественные товары. Эти фирмы были внесены в так называемый «Белый список». В него вошли магазины, которые работают в удобные для потребителей часы, платят своему персоналу зарплату не ниже установленного законом минимума и поддерживают необходимые санитарные условия. Одним из главных направлений деятельности первых потребительских организаций была борьба за качество продуктов питания и лекарств. Активисты организации отслеживали качество продуктов в отдельных магазинах, составляли «черные» списки лекарств, вызывавших нежелательные последствия, и магазинов, торгующих товарами, которые могут наносить вред здоровью. К 1903 г. Лига потребителей объединяла 64 организации в 20 штатах. В борьбе с некачественными товарами потребительская организация действовала совместно с ассоциациями химиков и фармацевтов, ее борьбу поддерживала пресса. Результатом этих действий стало принятие в 1906 г. Законов «О продовольствии и лекарствах» и «Об инспекции мяса».

В 1905 году Президент США Теодор Рузвельт направил в Конгресс послание:

«Я рекомендую принять закон, который бы касался межштатной торговли неправильно маркированными и фальсифицированными продовольственными продуктами, напитками и лекарственными средствами. Такой закон защищал бы интересы честных промышленников и коммерсантов, а также способствовал бы охране здоровья потребителей. Торговля порченными и фальсифицированными пищевыми продуктами, вредными для здоровья или вводящими покупателя в заблуждение, должна быть запрещена».

30 июня 1906 года Президент Рузвельт подписал два билля, ставших законами: один о пищевых продуктах и медикаментах, запрещающий торговлю между штатами неправильно маркированными
и фальсифицированными продуктами, напитками и лекарствами, другой – о санитарной инспекции мяса.

Хотя принятый в 1906 году Закон о пищевых продуктах и медикаментах много значил для обеспечения безопасности этих товаров, он оказался недостаточным. Фальсификация продуктов продолжалась; кроме того, закон не запрещал продажу опасных, непроверенных или токсических препаратов. Разногласия между членами Конгресса мешали принятию каких-либо новых законодательных мер вплоть
до 1938 года.

В феврале 1936 года в США был создан Союз потребителей – группа профессиональных лидеров, экономистов и юристов выработала устав и согласилась в том, что основной задачей организации будет «снабжение потребителей информацией и советами о товарах и услугах» и «содержание лаборатории для проведения исследований и испытаний». Организация также брала на себя задачу сообщать об условиях работы, при которых эти товары производятся и распространяются.

15 марта 1962 года Президент США Джон Ф. Кеннеди, выступая перед Конгрессом США, сформулировал ряд прав потребителей. Он сказал: «Потребители – это все мы. Это крупнейший экономический слой, который воздействует на любое частное или государственное экономическое решение. Но это единственный голос, которого зачастую не слышно». В своем обращении американский Президент провозгласил четыре права граждан:

  • Право на безопасность.

  • Право на информацию.

  • Право на выбор.

  • Право быть выслушанным.

В конце 60-х годов возникло направление, связанное с именем юриста Ральфа Нейдера и названное «новым консюмеризмом». Входящие в это направление организации предпочитают методы политической борьбы. Они добиваются принятия законов в пользу потребителей, публикуют разоблачительные материалы в печати, организуют демонстрации, бойкоты недоброкачественных товаров, возбуждают в судах иски против монополий, оказывают юридическую помощь потребителям. В 70-х годах Р. Нейдер основал несколько групп, самая внушительная из них – «Общественный деятель» – насчитывает 50 тысяч платящих взносы членов. Ее исследовательское подразделение по проблемам здравоохранения поддерживает компанию против курения, применения неэффективных лекарств, недобросовестной рекламы медикаментов и химических добавок в пищевых продуктах.

К 80-м годам в США обрело широкую социальную базу экологическое движение. Оно все более вбирает в себя задачи защиты потребителей, поскольку для населения борьба с загрязнением окружающей среды и снижением экологического риска означает не угрожающие здоровью условия труда
и отдыха, чистые продукты питания и безопасные потребительские товары. Деятельность потребительских организаций заставляет производителей не только давать более правдивую информацию о товарах и видах обслуживания, но и предлагать свои экологические программы.

В настоящее время потребительские организации в США – мощный фактор в регулировании качества товаров и услуг и с ним считаются как производители и торговля, так и государственные структуры.

Впоследствии Международный союз потребителей добавил еще четыре права: право на удовлетворение основных потребностей, право на возмещение ущерба, право на образование, право на здоровую окружающую среду. Международные основы цивилизованной потребительской политики заложены в «Руководящих принципах для защиты интересов потребителей», принятых Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция 39/248 от 9 апреля 1985 года). С этого времени эти восемь прав получили международное признание и законность, признаны развитыми и развивающимися странами. Государства стали отражать их в своих национальных законодательных актах. К основным правам потребителей относятся:

  • право на безопасность товаров;

  • право на информацию;

  • право на выбор товаров;

  • право на выражение своих интересов;

  • право на удовлетворение своих основных потребностей;

  • право на возмещение ущерба;

  • право на потребительское образование;

  • право на здоровую окружающую среду.

Международное потребительское движение направлено на объединение и солидарность всех потребителей за свои права. 15 марта 1993 г. впервые отмечался Всемирный день защиты прав потребителей.

Представители СССР подписали резолюцию ООН, и в СССР начался сложный процесс создания собственного потребительского законодательства. Лучшие ученые-юристы и лидеры потребительских организаций были привлечены к работе. В результате в мае 1991 г. был принят Закон СССР «О защите прав потребителей». В довольно короткие сроки закон стал реально действующим средством защиты интересов потребителей. Новые редакции Закона «О защите прав потребителей» (принятые в 1996
и 1999 гг.) несколько ослабили вмешательство государства во взаимоотношения продавцов и потребителей, предоставив сторонам решать многие вопросы на основе взаимных договоренностей. Потребительское законодательство в России не ограничивается Законом «О защите прав потребителей». Законы «О рекламе», «О сертификации», положения, защищающие интересы потребителей, содержатся и в законах, регулирующих отдельные сферы бизнеса: «Об основах туристской деятельности», «О банках
и банковской деятельности», а также в Гражданском кодексе РФ.

История консюмеризма в России насчитывает уже не один год. С апреля 1992 года с введением
в действие Закона РФ «О защите прав потребителей» началась целенаправленная, организованная реализация государственной политики в этой сфере. В работу активно включились не только соответствующие исполнительные органы государственной власти Российской Федерации, но и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. В 1993 г. по инициативе Государственного Антимонопольного комитета Российской Федерации (ныне Министерство по антимонопольной политике
и поддержке предпринимательства) был создан Национальный Фонд защиты потребителей. В числе учредителей фонда: Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Российская товарно-сырьевая биржа, Московская товарная биржа, Диалог-Банк, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей МВЭС России и другие. Главная задача Фонда – объединение финансового и интеллектуального потенциала предприятий, организаций, научных учреждений, структур всех форм собственности для участия в практической работе по реализации Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», смежных с ним законодательных актов. Для реализации стоящих перед фондом задач организованы и действуют 21 структура. Некоммерческие организации: «Независимый центр экологической безопасности потребителей», Национальный экологический фонд, «Независимый международный центр радиационной и биологической безопасности потребителей», Центр экспертизы сроков службы (годности) товаров и услуг, Костромской институт экономического и потребительского образования, Университетский центр прикладной биотехнологии и безопасности пищевых продуктов животного происхождения, «Независимый центр технической экспертизы и сертификации изделий электрорадиотехнических изделий», «Независимый центр технической экспертизы и сертификации изделий автомобильного и тракторного машиностроения» и другие. Планируется создание еще ряда независимых центров.

Основные права потребителей

Право на потребительское образование

Одним из восьми общепризнанных прав является право на потребительское образование. Для этого нужно, чтобы человек не только знал свои права, но и умело ими пользовался, умел делать разумный
и осмысленный потребительский выбор. В Законе «О защите прав потребителей» закреплено право потребителя на просвещение. В статье 3 Закона конкретизируется право на образование и устанавливаются гарантии реализации этого права. Развитие системы потребительского образования – процесс сложный, и он предполагает систему государственных мероприятий от предоставления информации до создания комплексной системы потребительского образования, охватывающей все ступени школьного
и вузовского обучения.

Система информирования и просвещения потребителей через средства массовой информации сложилась и успешно функционирует. Во многих журналах и газетах есть рубрики для потребителей (например, приложение к газете «Известия» – «Известия-Экспертиза» и ряд других изданий), на телевидении демонстрируются специальные передачи. Организации потребителей начинают создавать образовательные центры, ориентированные как на предпринимателей и работников торговли, так и на рядовых потребителей. Специалисты Международной конфедерации обществ потребителей разработали программу школьного предмета «Основы потребительских знаний», которая вызвала интерес у педагогов. В отдельных школах учителя знакомят учащихся с основами защиты прав потребителей в курсе школьных предметов – экономика, математика, химия. На экономическом факультете Московского государственного университета им. М. Ломоносова уже несколько лет читается спецкурс по экономической теории консюмеризма.

Государственный комитет по антимонопольной политике ведет разработку программ потребительского образования для высшей школы.

Право потребителей на безопасность

Право на безопасность, закрепленное в статье 7 Закона «О защите прав потребителей», означает, что товары, работы и услуги при обычных условиях их хранения и использования не причинят вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также окружающей среде. Если для безопасного использования товара необходимо соблюдать специальные правила, то изготовитель обязан довести эти правила до сведения потребителя. Государство стремится исключить попадание таких товаров (услуг)
к потребителям, если же это произошло, то принимает меры к отзыву от потребителей опасных товаров. Товары, подлежащие сертификации, не могут продаваться без сертификата. За отсутствие сертификата несет ответственность продавец. Если об опасных свойствах товара стало известно после того, как началась его реализация, изготовитель и продавец обязаны принять меры к отзыву опасного товара.

Право потребителей на качество

Это право не закреплено в руководящих принципах ООН, но присутствует в российском законодательстве. Право на качество тесно связано с правом на безопасность. Однако безопасность – не единственная характеристика качества. Закон устанавливает, что качество передаваемого потребителю
товара (услуги) должно соответствовать условиям заключенного сторонами (потребитель – продавец) договора. Любое отступление от этих условий будет считаться нарушением договора. Законодательство закрепляет правило, что качество товара должно соответствовать обычно предъявляемым требованиям: телевизор должен показывать и без помех передавать изображение, утюг – гладить. Право на качество устанавливает гарантии поддержания этого товара в работоспособном состоянии. Закон вводит следующие понятия:

  • «срок службы» – время, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечить потребителю возможность использовать товар (работу) по назначению и несет ответственность за возникшие по вине изготовителя существенные недостатки;

  • «срок годности» – период времени, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Этот срок устанавливается на все продукты питания, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии и иные подобные товары, перечень которых утверждается Правительством РФ. Продажа товаров с истекшим сроком годности запрещена;

  • «гарантийный срок» – устанавливается изготовителем или продавцом. В этот период изготовитель отвечает за недостатки товара перед потребителем. Большинство товаров имеет гарантийный талон, по которому в течение гарантийного срока покупатель может бесплатно отремонтировать товар, в нем указываются адреса сервисных центров, права потребителей при покупке некачественного товара. Закон возлагает на изготовителя определенные обязанности по обеспечению послегарантийного обслуживания.

Право потребителей на информацию

Право на информацию предполагает, что потребителю должна быть предоставлена необходимая, полная и достоверная информация о товаре (работе, услуге) и об изготовителе (исполнителе, продавце), позволяющая сделать правильный выбор. Не допускается предоставление неправильной информации или утаивание части информации, что дает искаженное представление о приобретаемом товаре. Информация должна предоставляться на русском языке. В обязательном порядке покупателю предоставляются сведения о продавце (производителе, исполнителе услуг) и сведения о товаре (работе, услуге).

Сведения о продавце (производителе, исполнителе) включают следующие данные:

  1. наименование формы и сведения о государственной регистрации;

  2. сведения о лицензии, если деятельность подлежит лицензированию;

  3. адрес фирмы и режим работы.

Вся информация должна быть отражена на вывеске фирмы.

Сведения о товаре. Когда потребитель собирается прибрести товар, ему необходимо знать, как пользоваться товаром, как он должен храниться, срок его службы (в течение которого он должен исправно работать). Если приобретается продукт питания, медицинский препарат или косметическое средство, то потребителю должна быть предоставлена информация о составе, сроке годности и противопоказаниях к применению или употреблению. Продавец также обязан сообщить покупателю цену
товара, условия его приобретения, гарантийный срок, адреса гарантийных мастерских.

Большинство этих сведений должны быть отражены на ценниках и этикетках, в инструкциях по применению. Потребители имеют полное право требовать от продавца предоставления этих сведений.

Право на выбор

Право на выбор означает, что потребителю должна быть предоставлена возможность на основе объективной информации самостоятельно выбрать товар, продавца, изготовителя и т. д. Никто не может заставить потребителя купить неподходящий товар, подписать договор на невыгодных условиях, оказывать давление при выборе товара. В законодательстве существует норма, которая запрещает «связанные» продажи – когда продажа одного товара осуществляется только при условии приобретения другого. В эпоху дефицита в нашей стране торговля практиковала продажу наборов – когда в придачу
к одному дефицитному товару, потребителю приходилось покупать несколько ненужных «в нагрузку».
В настоящее время это не практикуется, но бывают ситуации, когда продавец предлагает покупателю продукты питания, косметические товары или лекарственные препараты, срок которых еще не истек,
но истекает в ближайшее время, в то время как на прилавках магазина имеется товар более позднего срока изготовления. И в этом случае покупатель вправе отказаться от этой покупки.

Право на возмещение причиненного ущерба

Один из основных принципов российского законодательства заключается в том, что вред, нанесенный здоровью, жизни или имуществу, должен быть возмещен. Возмещению подлежит как материальный, так и моральный вред.

Материальный ущерб – это все то, что связано с денежными затратами потребителя. Например, на ремонт квартиры после пожара, на ремонт оборудования или техники, на лечение. Моральный вред – это те переживания, страдания, которые испытывает человек из-за того, что нарушены его права. Право на возмещение вреда потребитель имеет только в том случае, если вред причинен продавцом или изготовителем товара или услуг.

В отличие от материального ущерба, который можно легко подсчитать – сколько денег было затрачено на ремонт затопленной квартиры, определить размер морального вреда очень сложно. Заявитель имеет право назвать сумму на возмещение морального вреда, но ее размер устанавливает суд. Во время судебного разбирательства необходимо объяснить, какие именно страдания были причинены потребителю, и если возможно предоставить доказательства – медицинские справки, показания свидетелей, которые могут подтвердить, в чем конкретно заключались страдания, нравственные или физические переживания. Сюда же можно включить и те моральные неудобства, которые испытывает потребитель при отказе продавца заменить товар ненадлежащего качества и удовлетворить его законные требования.
Во многом решение суда зависит от квалифицированных действий адвоката, от подготовки самого потребителя и знания им своих прав.

Специальные потребительские издания

Во многих странах, в том числе и в России, есть издания, которые главной своей задачей считают донести до потребителя объективную и независимую информацию о товарах и услугах. Это газеты
и журналы, которые издают общественные потребительские организации. В Англии это журнал «Which?» («Который?»), в США – «Consumer Report» («Потребительский вестник»), в Германии – «Test». Их задача – не способствовать росту продажи товаров той или иной фирмы, а дать потребителю объективную информацию. Поэтому такие издания принципиально не публикуют рекламу и не принимают деньги от бизнес-структур. Значительную часть информации в подобных журналах составляют данные сравнительных потребительских испытаний, а также антиреклама. В России специальным изданием для потребителей является журнал «СПРОС» (аббревиатура, которая расшифровывается – «Советы Потребителям. Рейтинги. Обзоры. Ситуации»), выпускаемый Международной конфедерацией обществ потребителей (КонфОП). Журнал выходит с 1992 г., один раз в месяц, общим тиражом 17 тыс. экз. Его постоянные рубрики – «Торговый ряд», «Техника в быту», «Финансы и сбережения», «Адвокат потребителя». В нем не публикуется реклама, что позволяет обеспечить объективность и независимость информации. Помимо результатов сравнительных испытаний, в журнале публикуются советы, как выбирать тот или иной товар, как вести себя в сложных ситуациях, что делать, еcли нарушены ваши права.

Сравнительные потребительские испытания

Сравнительное потребительское тестирование проводят независимые потребительские организации и потребительские испытательные центры. Подобные организации существуют в США, Англии, Германии, Франции, Голландии, Дании и других развитых странах. Первая подобная организация возникла в США еще в 20-х годах XIX в. Все они имеют свои специальные журналы для потребителей,
в которых публикуются результаты испытаний. Журнал Американской потребительской ассоциации – «Consumer Report» и германский журнал «Test» выходят огромными тиражами. К мнению потребительских организаций прислушиваются не только потребители, но и производители товаров и торговые организации. Занять высшую ступеньку в рейтинге товаров в таком издании – не просто почетно, это означает, что качество товара действительно соответствует самым высоким требованиям. В нашей стране проведение сравнительных испытаний началось в 1994 г. Проводят их Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) и журнал для потребителей «СПРОС». Все потребительские организации и их журналы, проводящие потребительские тестирования, объединяются в международную организацию «International Testing» («Международные испытания»). Члены этой организации (КонфОП также является ее членом) обмениваются результатами испытаний, некоторые испытания проводятся совместно. В ходе таких испытаний сравниваются товары, производимые одной фирмой, но продаваемые в разных странах. Результаты являются объективными и независимыми. Независимость прежде всего финансовая, от производителей, продавцов и рекламодателей, гарантирует объективность результатов исследований. Цель потребительских испытаний одна – показать потребителям, каково истинное качество продаваемых товаров, и помочь сделать правильный выбор. Кроме того, этими организациями проводится и тестирование услуг – дело гораздо более сложное и кропотливое. Если товар фирмы «Сони» будет одинаков и в Москве и во Владивостоке, то качество услуг фотомастерских или ателье будет разным. Потому что в каждом городе, районе, области их оказывают разные фирмы, а в них работают разные люди. Можно проверить качество услуг фотомастерских одного города, но жителю другого города эти результаты не дадут никакой полезной информации. Поэтому потребительские журналы привлекают к этой работе всех своих читателей. Для этого в журнале публикуется анкета с подробными вопросами о каких-либо услугах с просьбой к читателям из всех регионов ответить на нее. Затем результаты опросов собираются, анализируются и составляется общая картина по качеству услуг по всей стране. Именно так Американская потребительская ассоциация проводила исследования качества обслуживания в гостиницах США. Свои отзывы о гостиничном сервисе прислали 133 тысячи клиентов. По результатам обследования была дана не только оценка качества всех отелей, но и рекомендации, как выбирать отель, как добиваться скидок, как проверить отель на безопасность и т. п.

Журнал «СПРОС» ведет специальную рубрику «Антиреклама», в которой не только сообщается, что на рынках появились подделки под какие-либо товары, но и объясняется, как отличить поддельный товар от настоящего. На страницах издания печатаются фотографии товаров-подделок, чтобы предостеречь нас от покупки некачественного товара. Подстраховать покупателя от приобретения поддельного товара помогут следующие правила:

  1. Хорошие товары имеют достаточно высокие цены, поэтому не нужно соблазняться низкой ценой на товар известной фирмы.

  2. Не нужно покупать товар там, где невозможно проверить его качество: в подземных переходах и т. п.

  3. Нарушенная или некачественная упаковка (размыт рисунок, некачественная печать текста) должна насторожить.

  4. Не только магазин, но и продавец, его манера общения с вами, должен внушать доверие.

  5. Обязательно требуйте чек на приобретенный товар. Если обнаружится, что товар некачественный, можно смело требовать возврат денег.

Приложение

Полезная информация для потребителей

Знаки ухода за вещами (стирка, химчистка...)

На одежде, головных уборах, белье и т. п. на ярлыках есть специальные знаки, обозначающие, как их правильно стирать, химически чистить, гладить и сушить.

Знаки ухода за вещами


Ручная стирка


Стирать при температуре не более 40 °С


Стирать при температуре не более 30 °С


Стирать при температуре не более 60 °С


При стирке не требуется осторожность,
изделие можно кипятить


Изделие стирать нельзя


Машинная стирка


Машинная стирка запрещена


Нельзя употреблять хлорированное отбеливание


Изделие можно отбеливать с помощью средств,
отщепляющих хлор


Химическая чистка


Химической чистке подвергать нельзя


Химическая чистка должна проводиться с применением тетрахлорэтилена или тяжелого бензина


При химической чистке требуется осторожность. Изделие можно чистить всеми общепринятыми
растворителями


При химической чистке особая осторожность!
Применять только тяжелый бензин (уайт-спирт)


Сушить на вешалке


Нельзя гладить


Гладить при температуре не более 120 °С


Гладить при температуре не более 160 °С


Гладить при температуре более 160 °С

Предупреждающие знаки



Скачать документ

Похожие документы:

  1. От составителей (1)

    Документ
    Настоящий сборинк посвящен юбилею крупнейшего российского иберо-романиста, заслеженного деятеля науки, члена Союза Писателей России, выдающегося переводчика испанской и латиноамериканской литературы, известного общественного деятеля, профессора В.
  2. От составителей (4)

    Сборник статей
    Юбилейный сборник статей «Вопросы иберо-романской филологии» посвящен пятидесятилетию открытия отделения испанского языка на филологическом факультете МГУ им.
  3. От составителей (3)

    Документ
    Проблемы становления христианства, возникновения его учения, различных внутренних течений представляют интерес не только для специалистов историков и философов, но и для достаточно широкого круга читателей.
  4. От составителей (2)

    Документ
    Классический труд С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» относится к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической науки. Широта теоретических обобщений в сочетании с энциклопедическим охватом исто­рического
  5. От составителя (1)

    Документ
    От миллиарда к миллиарду: история нефтедобычи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре : рек. библиогр. список / Гос. б-ка Югры, Отд. краевед. лит.

Другие похожие документы..