Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
о регистрации (продлении регистрации) Абонента, для работы в автоматизированной информационной системе РУП «БелГИЭ» по регистрации информационных сет...полностью>>
'Документ'
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке распределения суммы расходов на производство и реализацию на прямые и ...полностью>>
'Программа'
В сборнике представлены материалы первой российской конференции, посвященной реализации программы «Социокультурная эволюция регионов России». В конфе...полностью>>
'Документ'
27 января в школе прошел фестиваль КВН, тема которого: «Детство – волшебная страна». Участие в нем приняли ученики старших классов. К конкурсным зада...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

1. МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ.

2. ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО (ИНТЕГРИРОВАННОГО) КЛАССА

        • принципы комплектования и обучения;

  • примерные учебные планы для детей, обучающихся по программам для учреждений V, VII, VIII видов;

  • составление интегрированного календарно-тематического планирования (алгоритм и примеры);

  • структура и ход урока при внутренней дифференциации;

  • примерное содержание учебно-методического и дидактического обеспечения обучения учащихся с задержкой психического развития (1-4 классы).

3. ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ КЛАССА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ.

4. ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНИВАНИЯ ДЕТСКИХ РАБОТ.

Государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования. За относительно небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интегрированный подход к обучению. Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников в стенах образовательного учреждения. Совместное обучение - сложная проблема, поэтому при ее решении необходимо опираться на имеющиеся теоретические обоснования и практические разработки, что позволит осуществить подлинную социально-образовательную интеграцию. Развитие интегративных процессов в условиях общеобразовательных учреждений у нас в стране связано с именами выдающихся сурдопедагогов, сотрудников Института дефектологии АПН СССР Э. И. Леонгард и Б. Д. Корсунской. Именно они в середине 1970-х годов перешли в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в первую очередь слабослышащими и глухими, с уровня социального взаимодействия на уровень социально-образовательной интеграции. Особенно успешно этот процесс был реализован в модели, созданной и апробированной на практике Э. И. Леонгард. Однако ни ей, ни ее последователям не удалось создать в общеобразовательных учреждениях научно обоснованные и структурно завершенные комплексы, тем более легко воспроизводимые без личного авторского участия. Вплотную приблизиться к решению этой проблемы удалось в начале XXI в. олигофренопедагогам.

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Социально-образовательная интеграция предполагает такую организацию совместного обучения, при которой обеспечиваются условия, необходимые для приобретения учащимися опыта положительного взаимодействия. Содержание образования для детей, интегрированных в ОУ, должно отличаться от того, которое они могли бы получить в специальных (коррекционных) классах. Такое обучение может быть эффективно лишь для детей, соответствующих или близких по уровню психофизического и речевого развития возрастной норме и психологически готовых к совместному обучению со здоровыми сверстниками. Эти дети (от 1 до 5 человек) включаются в обычные классы общеобразовательной школы по месту жительства.

В общеобразовательной школе увеличивается количество тех уроков, которые дети с особенностями в развитии могли бы посещать с обычными сверстниками. Но в то же время при обучении таких учеников необходимо руководствоваться специальными образовательными программами. Еще сложнее выстроить систему обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Они нуждаются в особых условиях обучения, социально - психологического сопровождения, воспитания и первоначальной профессиональной подготовки.

Как учесть все эти сложные моменты, возникающие при интеграции? Опыт экспериментальной работы свидетельствует о том, что наиболее эффективно интегрированное обучение детей с ОВЗ при комбинированных вариантах. Выбор модели оказания коррекционно - педагогической поддержки учащимся с отклонениями в развитии должен осуществляться с учетом состава учащихся школы и желания педагогического коллектива обучать всех детей, поступивших в нее.

Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную школу предполагает одновременное использование нескольких форм организации образовательного процесса:

1) обучение в общеобразовательном интегрированном классе по программам для общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

2) обучение в условиях классов коррекционно-педагогичегкой поддержки по рекомендованным психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) специальным образовательным программам в соответствии с индивидуальными коррекционно-образовательными маршрутами, разработанными специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк);

3) оказание специальной коррекционной помощи с целью компенсации имеющихся нарушений в развитии ребенка специалистами службы сопровождения;

4) развитие и коррекция через систему дополнительного образования.

ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО (ИНТЕГРИРОВАННОГО) КЛАССА

Комплектование классов интегрированного обучения осуществляется на основании решения городской или областной ПМПК при совпадении желания родителей и наличия в учреждении необходимых психолого-педагогических условий: служб сопровождения, учебно-методического и кадрового обеспечения, развитой материально-технической базы.

Деятельность общеобразовательного интегрированного класса регламентируется Положением о специальном (коррекционном) обучении в муниципальном общеобразовательном учреждении, Положением о социально-образовательной интеграции в условиях общеобразовательного класса, Положением об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.

Как правило, дети с ограниченными возможностями здоровья зачисляются в те классы, которые работают по традиционным массовым программам. Количество учащихся, интегрированных в общеобразовательный класс, может составлять от одного ребенка до пяти, при общей наполняемости класса 25 человек. Нужно стремиться к тому, чтобы в один класс попадали дети лишь одной нозологической группы (например, только нормально развивающиеся и глухие или нормальные и умственно отсталые дети).

Внутри учреждения всем ходом интегрированного обучения руководит школьный ПМПк. Он же осуществляет необходимую корректировку образовательных маршрутов обучающихся, если в этом возникает необходимость. Кроме того, члены консилиума рекомендуют прохождение дополнительной диагностики (при необходимости дифференциальной диагностики или уточнение образовательного маршрута), посещение тех или иных кружков дополнительного образования, контролируют результативность обучения и психолого-педагогического сопровождения.

При совместном обучении детей с особенностями психофизического развития существует опасность их изоляции от основного коллектива. Это происходит только в том случае, если они занимаются отдельно в классах коррекционно-педагогической поддержки (в нормативных документах — это классы КРО — специального (коррекционного) обучения). Классы интегрированного обучения объединяют разных детей, отличающихся друг от друга. Учителю такого класса важно понимать и принимать всех детей, учитывать их индивидуальные особенности. В каждом ребенке нужно, прежде всего, видеть личность, которую можно воспитать и развить в ней положительные человеческие качества. Основная цель уроков интегрированного обучения — создание таких условий, чтобы дети могли контактировать друг с другом, чтобы все ученики класса были вовлечены в коллективную деятельность, чтобы каждый школьник по мере своих способностей был включен в общий учебно-воспитательный процесс.

Интегрированное обучение основывается на дидактических принципах специального и общего образования. Оно должно носить воспитывающий и развивающий характер, что в первую очередь предполагает формирование нравственных представлений и понятий, воспитание адекватных способов поведения, включение всех учащихся в учебную деятельность, способствующую развитию их психических функций, самостоятельности.

В интегрированном обучении важна систематичность и последовательность решения коррекционно-образовательных задач, что необходимо для достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления возможных трудностей взаимодействия школьников с различными умственными способностями. Систематичность требует, чтобы учитель не только решал задачи, связанные с освоением программного учебного материала, но и вовремя принимал меры для оптимизации взаимоотношений в детском коллективе, коррекции отклоняющегося поведения учеников класса, развития сильных сторон личности каждого ребенка.

В классе интегрированного обучения необходимо создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. Тем самым будет осуществляться принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями. Во время учебного занятия по любой дисциплине важно обучать всех, но при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности во фронтальную работу на уроке.

Не менее важно, чтобы обучение было связано с реальной жизнью. Следует моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности школьника. Коррекционная работа в условиях интегрированного обучения включает в себя коррекцию не только знаний, психических функций, но и взаимоотношений. Это возможно только в том случае, если деятельность учеников осуществляется в тесном сотрудничестве со взрослым и под его руководством. Любая коррекция основывается на том или ином виде деятельности. В ней можно смоделировать трудные конфликтные ситуации и сориентировать ученика на их конструктивное разрешение. Деятельность позволяет воссоздать ту форму взаимодействия, которая отвечает требованиям социального окружения.

Принцип сознательности и активности учащихся в процессе обучения реализуется благодаря использованию различных приемов обучения, помогающих вызвать у школьников переживания и сочувствие. Переживания стимулируют развитие интеллекта. Эмоциональные побуждения более действенны, чем интеллектуальные, так как они есть у детей с любыми отклонениями в умственном развитии. Ученики должны понимать тот учебный материал, который им предлагается усвоить, научиться его использовать в самостоятельной практической деятельности, что невозможно без положительного эмоционального отношения ребенка к обучению.

Позитивного результата во взаимоотношениях школьников в условиях интегрированного обучения можно достичь только при продуманной системной работе, составными частями которой являются формирование положительного отношения к учащимся с особенностями психофизического развития и расширение опыта продуктивного общения с ними. Большую роль в этом играет грамотный отбор ученых планов, образовательных программ, учебно-методических и дидактических комплектов.

В школьном учебном плане определяется состав учебных предметов в рамках образовательных областей и образовательных компонентов базисного учебного плана, а значит, должна быть отражена специфика образовательной деятельности школы как учреждения, работающего в рамках интегрированного обучения. Методическое обеспечение такого обучения учащихся с психофизическими нарушениями и детей с нормальным развитием включает программные, учебно-методические и дидактические материалы, как для общеобразовательной школы, так и для специального (коррекционного) образовательного учреждения.

При организации учебно-воспитательного процесса главная трудность для учителя состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные особенности ребенка с проблемами в развитии, интегрированного в среду нормально развивающихся сверстников, с выполнением образовательного стандарта, заложенного в специальной коррекционной образовательной программе для учреждений VII или VIII вида. Опыт показывает, что в обучении детей с задержкой психического развития (ЗПР) на начальных этапах преобладает работа учителя-дефектолога в условиях класса коррекционно-педагогической поддержки, но постепенно дети всё в большем объеме получают знания на уроках в условиях общеобразовательного класса.

При обучении же детей с нарушением интеллекта ситуация обратная. На начальных этапах умственно отсталые дети большую часть учебного времени проводят со своими нормально развивающимися сверстниками, но по мере адаптации детей к классу и усложнения образовательной программы увеличивается количество часов обучения в классе коррекционно-педагогической поддержки под руководством учителя-дефектолога.

Выбор программ ― основа обучения. В начальной школе для обучения учащихся с особенностями развития за основу берутся:

1) типовые государственные программы для общеобразовательных учреждений ― 1―4 кл. (авторы: Л. В. Занков, В. В. Истомин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Н. Я. Виленкин, Л. Г. Петерсон, В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Т. Г. Рамзаева, Л. Ф. Климанова, Н. Н. Светловская, О. В. Джежелей, М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова);

2) программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида для детей с задержкой психического развита (авторы: Е. А. Екжанова, Г. М. Капустина, Ю. А. Костенкова, Т. В. Кузмичева, Е. Б. Новикова, Е. Н. Морсакова, Р. Д. Тригер, Н. А. Цыпина, С. Г. Шевченко);

3) программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для детей с нарушением интеллекта (авторы В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина, Н. М. Барская, С. Ю. Ильина; 3. Н. Смирнова, Г. Н. Гусева, А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская, А. А. Хилько, В. В. Эк, М. Н. Перова и др.);

4) программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи (авторы Л. В. Бенедиктова, Р. И. Лалаева, Л. В. Кузнецова, С. И. Векшина, Е. Д. Гарева, Г. Ю. Берестова, Г. П. Рындина, С. Б. Яковлева).

На основе специальных и общеобразовательных программ составляется учебный план образовательного учреждения, в котором выделяются инвариантная и вариативная части. Инвариантная часть учебного плана содержит федеральный и национально-региональный компоненты. Федеральный компонент обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей в рамках государственного стандарта, гарантирует овладение выпускниками знаниями, умениями, навыками, обеспечивающими возможность продолжения образования. Национально-региональный компонент обеспечивает включение в содержание образования вопросов, связанных со спецификой той или иной области страны (географические, и социальные, производственные, экономические, экологические, этнические, культурные и т.п.), которые органично входят в соответствующие образовательные области в рамках часов учебных предметов. Вариативная часть учебного плана обеспечена учебно-методическим комплектом, который изучается в течение дополнительных часов, предоставленных на предметы, усиливающие, расширяющие и углубляющие знания учащихся.

В качестве примера рассмотрим специфику составления школьных учебных планов для детей с задержкой психического развития и детей с нарушением интеллекта, интегрированных в среду своих нормально развивающихся сверстников на начальной ступени обучения.

Для тех, кто обучается по специальным (коррекционным) образовательным программам для детей с задержкой психического развития в начальной школе предусматривается обучение по предметам «Русский язык», «Литература», «Математика», «Ознакомление с окружающим миром», «Трудовое обучение» как в общеобразовательном так и в классе коррекционно-педагогической поддержки. Образовательные курсы «Музыка и пение», «Изобразительное искусство». «Физическая культура», «Природоведение», «Основы безопасности жизнедеятельности» изучаются в условиях общеобразовательного класса с учетом особенностей познавательной деятельности данной группы. Предмет «Ритмика», направленный на коррекцию двигательных функций и развитие координации движений, преподается ученикам в условиях класса коррекционно-педагогической поддержки. Вне сетки учебного расписания проводятся коррекционные занятия специалистами службы сопровождения (учителем, педагогом-психологом и учителями-дефектологами). Организация и проведение этих занятий осуществляются исходя из индивидуальных потребностей и возможностей учащихся данной группы. Коррекционные занятия проводятся 3―4 раза в неделю, продолжительность каждого ― 15―20 мин.

Календарно-тематическое и поурочное планирование составляется педагогами школы исходя из требований отобранных образовательных программ для обучения учащихся в интегрированном общеобразовательном классе.

Приведем пример составления учебного плана для детей с 3ПР :

Примерный учебный план для детей, обучающихся по программам для учреждений VII вида (1—4 классы)

Кол-во часов (по классам)

Образовательная область

Предмет

в неделю

в общеобразоват. классе

в классе коррекц.-пед. поддержки

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Инвариантная часть

Филология

Русский язык

4

4

4

4

-

1

2

2

4

3

2

2

Литература

4

4

4

4

-

3

3

3

4

1

1

1

Математика

Математика

4

5

5

5

1

2

3

3

3

3

2

2

Общеобразоват-ельные курсы

Природоведен-ие

-

2

2

-

-

2

2

-

-

-

-

Изобр. иск.

1

1

1

1

1

1

1

1

-

-

-

-

ОБЖ

1

1

1

1

1

1

-

-

-

-

Физкультура

2

2

2

2

2

2

2

2

-

-

-

-

Музыка и пение

1

1

1

1

1

1

1

1

-

-

-

Трудовая подготовка

Трудовое обучение

2

2

2

2

1

2

2

2

1

-

Вариативная часть

Коррекционная подготовка

Ознакомление с окруж. миром

2

2

2

2

-

-

Ритмика

1

2

2

2

1

1

1

1

-

1

1

1

Обязательные занятия по

Театр

1

-

-

-

1

-

-

-

-

-

-

выбору

Введение в краеведение

-

1

1

-

-

1

1

-

-

-

-

Макс. нагр. при 5-дневн. учеб. неделе

21

7

14

Макс. нагр. при 6-дневн. учеб. неделе

25

25

25

15

19

19

10

6

6

Индивидуальн-ые и групповые коррекци-онные занятия

3

3

3

3

Русский язык

Математика

Развитие речи

Логопедические занятия

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

Лепка

* В зависимости от имеющихся у ребенка проблемных областей из раздела «Индивидуальные и групповые коррекционные занятия» планируются 3ч. индивидуальной поддержки, которые отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.

Обучение по специальным (коррекционным) образовательным программам для детей с нарушением интеллекта осуществляется по предметам «Чтение и развитие речи», «Письмо и развитие речи», «Математика», «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности», «Трудовое обучение». Они предусмотрены для изучения как в общеобразовательном классе (с учителем класса), так и в классе коррекционно-педагогической поддержки (с учителем-олигофренопедагогом). «Ритмика» как учебный предмет изучается детьми с умственной отсталостью в 1—4 классах только в условиях класса коррекционно-педагогической поддержки, что обусловлено недостаточной сформированностью двигательных навыков у таких детей, замедленным темпом выполнения упражнений. Логопедические занятия проводят учителя-логопеды, занятия ЛФК — преподаватели физической культуры, развитие психомоторики и сенсорных процессов осуществляют педагоги-психологи на индивидуальных коррекционных занятиях. Факультативные занятия вариативной части учебного плана вынесены за сетку расписания. Приведем пример составления учебного плана для учеников 4 класса с нарушением интеллекта.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. "Обучение детей технике рисования" Изд. 2-е, перераб и доп. М., «Просвещение», 1970. 158 с. Автор: Комарова Т. С

    Документ
    Анализ процесса изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны, умения выразить эти представления
  2. Обучение детей дошкольного возраста основам пожарной безопасности

    Документ
    ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда ста­новятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детс­тва.
  3. Обучение детей с разным типом мышления

    Документ
    Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия активно развивалась, накоплен значительный теоретический и практический материал.
  4. Обучение детей жизненным навыкам в природной среде

    Задача
    К десяти годам дети становятся более самостоятельными и инициативными,повышается их интеллектуальный уровень, совершенствуются способности кориентированию в пространстве и во времени, более разнообразными становятсятрудовые умения
  5. Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, I- хклассы)

    Программа
    Программы подготовлены к печати педагогами специальной /коррекционной/ общеобразовательной школы VIII вида № 123 г. Екатеринбурга являющиеся региональной экспериментальной площадкой по работе с детьми, имеющими умеренную и тяжелую умственную отсталость.

Другие похожие документы..