Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Либералы сдаются без боя МИФ О ВЕЧНОМ МЕНТАЛИТЕТЕ Нынешняя инерция российской политической системы обусловлена не столько силой традиций, сколько сла...полностью>>
'Публичный отчет'
текущий ремонт кровли март март 0,3 8 года Куйбышева 184а кв.13,14 текущий ремонт кровли март март 59,7 8 года Гайдара 35/141 кв....полностью>>
'Памятка'
Взаимоотношения религиозных организаций и Министерства внутренних дел Российской Федерации имеют глубокие исторические корни. В частности, в дореволю...полностью>>
'Документ'
В наше время система школьного образования подчинена глобальной задаче - интеллектуальному развитию личности. Постоянно увеличивающийся поток информа...полностью>>

Главная > Научно-исследовательская работа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Научное издание

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Тезисы докладов

56-й научной студенческой конференции

Петрозаводск

2005

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ

Секция истории зарубежной
и русской культуры

А Босх и ныне там…

Титова С. А. — студ. 1 курса
Научный руководитель — доц. Семеновкер В. Н.

Иероним Босх, кто он? Что могут дать нам плоды его творчества? Ведь за 5 веков, разделивших нас, все изменилось! Или нет?.. Разброд. Реформация. Босх впитал настроение эпохи. Отойдя от непосредственного отражения реальности, он пришел к преломленному ее осознанию. В мозгу, разгоряченном попытками понять и осмыслить действительность, возникали ошеломляющие образы, олицетворяющие типичных людей и события. Порожденные извечным ощущением обмана и лицемерия, на его картинах появлялись жуткие персонажи: полулюди-полумонстры, чудовища, ужасающие не только своим видом, но и своими действиями, даже фигуры и лица обычных людей вызывают смешанные чувства. Бытовые сценки, сценки «земных наслаждений» выглядят настолько реалистично, что кажется, будто все происходит где-то рядом, и это пугает еще больше. «Неминуемая кара ждет каждого грешника!», — вопиет картина «Семь смертных грехов». «Страшный суд» наглядно иллюстрирует незавидную участь смердящего разложения мира. Да и прочие его работы скорее пропитаны пессимизмом, нежели надеждой на спасение. Через все его творчество проходит тема греха. Люди того времени бредили грядущим Апокалипсисом: какие-то подсчеты утверждали, что наступит он именно на рубеже XV—XVI веков, а разброд, творящийся в обществе, многими, и Босхом, очевидно, тоже, расценивался как предшествующий концу света. Страх усиливает процесс самокопания, иногда в исступленной горячке приходят удивительные видения, осмысление которых уже в сознании порой дает поразительные результаты. Возможно, ощутив эти биотоки, сюрреалисты
и провозгласили Босха своим духовным отцом. Страх и в то же время желание выплеснуть все ужасы своей воспаленной этим страхом фантазии — мучить себя снова и снова — в этом есть что-то садомазохистское. Однако страдание очищает… Творчество Босха вызывает огромный интерес в наше время. Не от того ли, что во времени все повторяется по спирали? Все легче отыскать свое лицо на его картинах. Не от того ли, что Босх и его мир «и ныне там», в душах людей?

Секция истории советской культуры

ИСКУССТВО ПЛАКАТА В ГОДЫ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Герасимова Ю. А. — студ. 5 курса
Научный руководитель — к. ист. н. Пекина А. М.

Плакат — лаконичное, броское изображение на крупном листе бумаги, сопровождаемое текстом. Это самый массовый и общедоступный вид изобразительного искусства. Специфика плаката заключается в том, что он должен восприниматься на большом расстоянии, привлекать внимание, а смысл изображенного должен сразу «бросаться в глаза». В период Великой Отечественной войны искусство плаката встало в авангард борьбы с фашизмом. В Москве, Ленинграде, других городах сформировались коллективы плакатистов. В Москве начинают выходить «Окна ТАСС» — плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза. Содержание этих плакатов пересказывалось из уст
в уста, становясь народной молвой. Каждого нового выпуска ожидали
с нетерпением и волнением, как важного сообщения с передовой. «Окна ТАСС» появились 23 июня 1941 года. Активное участие в работе «Окон ТАСС» приняли художники Н. Ф. Денисовский, Кукрыниксы, а также поэты В. И. Лебедев-Кумач, С. Я. Маршак, Демьян Бедный и т. д. За первые месяцы войны плакаты «Окон ТАСС» так «досадили» фашистской верхушке, что главный нацистский идеолог — министр пропаганды Геббельс приговорил к смертной казни всех, кто принимал участие
в работе «Окон ТАСС». Нередко фашисты расстреливали плакаты, высмеивающие захватчиков, из автоматов в упор. «Окна ТАСС» вывешивались в витринах магазинов, на стенах жилых домов, в военкоматах
и на вокзалах — везде, где их могли видеть жители столицы и воины, отправлявшиеся на фронт. С фронта приезжали машины, чтобы доставить на передовую свежие «Окна». Кроме «Окон ТАСС», существовали и другие объединения, например, «Боевой карандаш» — коллектив ленинградских художников. История организации началась во время войны с Финляндией. Одним из основателей и ярких авторов «Боевого карандаша» стал в 1939 году Н. Муратов. Запоминающимися и любимыми всеми были серии плакатов В. Гальбы, высмеивающие фашистов. Для жителей блокадного Ленинграда каждый выпуск «карандаша» был праздником. Из 28 художников и поэтов «Боевого карандаша» каждый четвертый погиб. Настоящим произведением искусства можно назвать плакат Тоидзе «Родина-Мать зовёт!». Здесь образ всей земли представлен в лице женщины. Образ матери генетически связан с Богородицей
и неоднократно встречается в плакатах тех лет. Плакат был издан многомиллионными тиражами на всех языках народов СССР. Он поднимал боевой дух бойцов, придавал им силы и вдохновение, воодушевлял на мужество и героизм. Неоднократно изображались и национальные герои России (Невский, Суворов, Кутузов, Чапаев), призывающие потомков к беспощадной борьбе с врагом. Очень символичен плакат Дени «Красной Армии метла нечисть выметет дотла!». Здесь на фоне Кремля изображен красноармеец с метлой в руках, выметающий врага из страны, ручка метлы в виде ружья, а сама метла состоит из штыков, на которых написаны названия советских городов. Метла в руках воина является символом объединившихся сил всей страны, борющейся с врагом, а в лице одного воина представлен весь народ. Плакаты 1943-1945 гг. рассказывают о наступательных операциях советских войск («Дойдем до Берлина!», «Врагу не будет пощады!»), их продвижении на запад («Пьем воду родного Днепра», «На Запад!»), об открытии второго фронта. Существовали специальные обучающие плакаты, они учили людей в тылу азам военного дела, например, как правильно собрать гранату. Плакаты победы изображали освобождение городов («Город наш!»), разгром фашистов («Могила немецкого флота!»), падение Берлина («Красной Армии — Слава!») и счастье победы («Ты вернул нам жизнь!»). Плакаты военных лет отзывались на главные события времени и развеивали миф о непобедимости немецких армий, помогая залечивать раны войны и ободряя людей в тылу и на фронте в самые тяжелые минуты.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
В СОВЕТСКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
1940—1950-х годов

Ковалкина О. А. — студ. 5 курса
Научный руководитель — к. ист. н., доц. Пекина А. М.

В годы Великой Отечественной войны, в столь тяжелое и трагическое для страны время, казалось бы, искусство должно было отойти на второй план. Однако живопись, как и другие виды искусства, продолжала существовать. Стремясь поднять военный дух народа, мобилизовать духовные силы страны на борьбу с вероломным врагом, с первых дней войны художники создают полотна с изображением советских людей, мужественно сражающихся за свою Родину и стойко переносящих тяготы войны (например, работа А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя»; С. В. Герасимова «Мать партизана» и др.). Многие художники строили свои произведения на контрасте в изображении советских солдат и фашистов. Используя такой прием, они подчеркивали вероломность врага, бесчеловечность его намерений и «правое дело» советских солдат, вставших на защиту Родины (Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов) — «Конец», «Таня» и др.). Чувством глубокой, непримиримой ненависти к врагу наполнены картины советских художников, передающих ужасы фашистской оккупации (Г. Т. Гапоненко — «После изгнания фашистских оккупантов»
и др.). Стремясь запечатлеть и донести до потомков разрушительный, бесчеловечный характер войны, многие художники посвящали свои полотна батальным сражениям и пейзажам военного времени (например, произведения П. А. Кривоногова «Корсунь-шевченковское побоище», «На Курской дуге»; А. А. Дейнеки «Окраины Москвы. Ноябрь 1941 г.»; А. А. Плас-
това «Фашист пролетел», «Немцы идут», «Подсолнухи»). Немало работ советских художников было посвящено быту солдат на войне и личным переживаниям тех, кто остался их ждать в тылу (Ю. М. Непринцев — «Отдых после боя»; Л. В. Сойфертис — «Регулировщица»; А. И. Лактионов — «Письмо с фронта»; В. Н. Костецкий — «Возвращение» и др.) И, конечно же, не могла не найти отражения в произведениях живописи тема победы. Так, например, П. А. Кривоногов и Д. К. Мочальский посвятили свои полотна моменту взятия рейхстага в Берлине, а Б. В. Иогансон запечатлел в своем произведении салют в честь победы на Красной площади в Москве (П. А. Кривоногов — «Победа. Рейхстаг взят»; Д. К. Мочальский — «Победа. Берлин», Б. В. Иогансон — «Праздник Победы» и др.).

Упомянутые работы были созданы советскими художниками — участниками боев в 1940—1950-е гг. под влиянием самой войны и той официальной идеологии, которая царила в обществе. Несколько иными будут работы, созданные в последующие периоды. Временная дистанция укрупнит масштабы образной трактовки темы Великой Отечественной войны.

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Секция педагогики и психологии

ХАРАКТЕР ОБЩЕНИЯ В СИСТЕМЕ
«СТУДЕНТ — ПРЕПОДАВАТЕЛЬ»

Покатилов А. Е. — студ. 3 курса
Научный руководитель — к. психол. н., и. о. доц. Теплова Л. И.

В учебном процессе высшей школы одной из важных сторон является сотрудничество между преподавателем и студентом. От него зависят степень освоения знаний студентом, его профессиональный, творческий и личностный рост. Как формируется взаимодействие в системе «преподаватель — студент», каковы ожидания друг от друга у названных субъектов, возникают ли ситуации напряжения (или даже конфликтные ситуации) между студентом и преподавателем?

В ПетрГУ на факультетах историческом и политических и социальных наук нами были изучены причины возникновения ситуации напряжения, недовольства между преподавателем и студентом (с точки зрения студентов), а также представления студентов об «идеальном» преподавателе (какими свойствами личности должен обладать такой преподаватель).

Студентам было предложено описать ситуации, в которых возникала напряженная ситуация с преподавателем, и указать на их причину. Кроме этого студентам был представлен список свойств личности (составленный в результате изучения научной психолого-педагогической литературы), в котором нужно было отметить те свойства, которыми, по их мнению, должен обладать «идеальный» преподаватель.

Всего было опрошено 144 студента. Из них 36% ответили, что напряженная ситуация с преподавателем возникала. Инициаторами напряженных (или конфликтных) ситуаций, со слов студентов, оказывались преподаватели (в 77% случаев) или сам студент (в 17%). Студенты объясняют свое конфликтное поведение тем, что некоторые преподаватели «навязывают любовь к своему предмету» и «выказывают свое недовольство теми, кто этот предмет не любит».

Профессионально-личностными качествами преподавателя, вызывающими, по мнению студентов, конфликтную ситуацию, явлются: 1) непонятное изложение материала преподавателем (в 15% случаях); 2) оценка знаний студента: завышенные требования, принципиальность преподавателя и излишняя придирчивость (24%); 3) необъективность преподавателя: нескрываемые симпатии-антипатии и предвзятое отношение (10%); 4) личные качества преподавателя (10%); 5) негативные отзывы о получаемой студентом специальности (6%).

«Идеальный» преподаватель, по мнению студентов, должен обладать следующими чертами: 1) профессиональная компетентность; 2) понят-
ность изложения лекционного материала; 3) воспитанность;4) справедли-
вость; 5) информированность. Эти качества были высоко оценены разными, не общающимися в момент исследования, группами студентов.

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

Секция философии

Понятие причинности
в средневековой философии

Уханова А. П. — студ. 5 курса
Научный руководитель — докт. филос. н., проф. Сергеев А. М.

В средние века мир воспринимался как производная действия Первопричины, а именно Бога-Творца. В целом допущение причинно-следственных связей в существовании объектов познания тварного мира позволяло строить апостериорные доказательства их бытия. Таким образом, онтологическое измерение могло быть определено не только с позиции Первопричины, но и с позиции индивида. Для человека это имело практическое значение в попытке раскрыть, сделать более понятным окружающий мир, поднимаясь по иерархичной причинно-следственной лестнице творений. Таково было условие актуализации человеческого разума.

Первопричина, она же и конечная цель разума познающего, трансцендентна, то есть совершенно не сопоставима с самой ситуацией человеческого бытия, поэтому естественным было осознание того, что актуальный разум не дополняет полноты бытия, творимого Первопричиной.

Условие неполноты сотворенного бытия, в том числе и человеческого, определяет стремление к бытию совершенному. Для этого работа разума, «исследующего истину», а в данном контексте причину творений, направлена на поиск Первопричины. Здесь трансцендентность Первопричины искусственно элиминируется рациональным допущением иерархии бытия творений.

Само по себе допущение причинно-следственных онтологических связей, исходящих из Первоисточника, не рассматривается как самодостаточная ситуация. К иерархии бытия добавляется иерархия сущностей, где сущность одной вещи может быть взаимообусловлена сущностью другой вещи, проявить акцидентальное бытие.

Акциденция означается в текстах не просто как «accidentia» (случайность), а как «ens in alio» (сущее в ином). То есть упорядоченная посредством бытия иных сущностей случайность. Мир упорядочен, но не статичен. Порядок заявлен, но не очевиден, поэтому то, каким образом проявлена сущность вещи, и подлежит объективации и изучению сквозь призму причинно-следственной зависимости.

ОБРАЗЫ ДОБРА И ЗЛА
В ФИЛОСОФИИ МАРТИНА БУБЕРА

Бездорожев Ю. Ф. — студ. 2 курса
Научный руководитель — преп. Клюкина Л. А.

Прежде всего Мартин Бубер пытается установить время зарождения зла, поэтому он обращается к библейскому сюжету о первородном грехе. Бог обладает творящей и судьбоносной властью. Человека, последнее свое творение, он не заставляет повиноваться, но запрещает нечто, правда, под серьезной угрозой. Но что же обрели люди, вкусив запретный плод? По Буберу, они обрели знание добра и зла — знание противоположностей, которые в ранних источниках обозначались этими понятиями. В его текстах эта оппозиция понимается как сознание присутствующей в творении скрытой противоположности. Здесь подчеркивается разница между человеком и Богом: Бог стоит над противоположностью, оперирует ею, а человек, хотя и подобен Богу, но, являясь лишь его творением, погружается в противоположность, которая его гнетет
и подавляет. Познать ее человек может лишь находясь в ней. Человек воспринимает состояние, в котором он пребывает, ослушавшись Бога, как зло, и именно поэтому утраченное и более недоступное ему состояние — как «добро». Бог не хотел допустить, чтобы легкомысленное существо вкусило плод «древа жизни» и облекло себя на вечные мучения, поэтому изгнал человека из рая. Таким образом, взгляд Бубера и взгляд Библии на сюжет о грехопадении существенно различаются. Для Библии — это скорбный день всего человечества, грех, который должны искупать все последующие поколения. А для Бубера — это необходимый этап в процессе самопознания, на пути становления человеческой личности, ведь человек, находясь в раю, не осознавал своего благоприятного положения. Он был с Богом, но не осознавал его. Согласно Буберу, образы «добра и зла» являются необходимыми условиями, которые создают для человека ситуацию выбора, только в ней человек может обрести свое «Я», свою сущность. Таким образом они являются определяющими коррелятами поведения человека, ориентируясь на которые человек формирует свою личность.

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ КНИГИ Ю. С. ВЛАДИМИРОВА
«МЕТАФИЗИКА»

Басалаев Р. С. — студ. 3 курса
Научный руководитель — ст. преп. Королева А. Е.

Сегодня среди ученых растет убеждение, что мир находится на пороге очередной третьей научной революции, смены физической парадигмы. Как ответ на это положение в теоретической физике появилась книга Ю. С. Владимирова «Метафизика», изданная в 2002 г. в издательстве «БИНОМ». Автор книги — известный физик, занимающийся изучением фундаментальной науки, руководитель научных семинаров
в МГУ. Книга же — первая в мировой литературе монография, в которой подводится итог усилиям величайших ученых XX века в создании обобщенного видения мира. Автор с самого начала сосредоточивается на термине «метафизика», соглашаясь с М. Борном в том, что метафизика — это исследование общих черт структуры мира и наших методов проникновения в эту структуру. Метафизика находится на границе теоретической физики, математики и философии, занимается философским осмыслением физики. Современное состояние физической науки можно сравнить с ситуацией, сложившейся в начале XX века, когда были созданы теория относительности и квантовая механика. Эти открытия основаны на синтезе более простых категорий в новые обобщенные: пространства и времени — в 4-мерное пространство — время, едином описании волны и частицы в рамках волновой теории, переходе от гравитационного поля в плоском пространстве — времени к искривленному риманову в общей теории относительности. Следующим этапом в физике стало многомерие Калуцы — Клейна, включившее в себя электромагнитное, сильное и слабое взаимодействия. Автор поставил следующий вопрос: нельзя ли попытаться найти новую основу, от которой можно было бы перейти и к полевой, и к геометрической формулировкам. Новая метафизика, отвечающая данному требованию, излагается Владимировым в форме реляционного миропонимания (в его терминологии). На данном витке развития философии науки требуется построить физику без классических понятий пространства — времени, макроприбора, метрики, причинности, мировых линий частиц и др. Реляционное видение позволило из бинарной геометрофизики вывести классическое пространство — время, получив его размерность, вывести следствия квантовой теории и т. д. Можно утверждать, что авторы этой концепции находятся на полпути к новой физической теории, подготовив ее качественную, идейную метафизическую основу. Но остается не менее трудный путь построения математического аппарата, адекватно отвечающего этой теории. Книги, подобные этой, позволяют включиться за счет метафизического осмысления сегодняшнего состояния физики в процесс исторического развития науки, в комплекс всех современных проблем.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Секция всеобщей истории

ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА И АВРЕЛИЙ АВГУСТИН:
РАЗГОВОР О ЧЕЛОВЕКЕ

Гальцин Д. Д. — студ. 4 курса
Научный руководитель — к. ист. н., доц. Ершова В. М.

Рассматривая проблему человека в творчестве Ф. Петрарки, мы обратились к его автобиографическому диалогу на латинском языке «Моя тайна». В данном произведении гуманист ведет воображаемую беседу со Св. Августином. Петрарка неоднократно признавался в своем восхищении произведениями Августина, особенно «Исповедью». Августин был близок Петрарке своей классической образованностью. В диалоге Августин ведет беседу с автором, который именует себя «Франциск». Цель диалога Августина и Франциска — обратить последнего к благочестивой жизни, показать ему путь к религиозному спасению. Надо отметить, что исповедальный диалог постепенно перерастает в полемику по поводу состояния души Франциска. Отсутствие мотивов божественной благодати и спасения без заслуг свидетельствует об отходе Петрарки от августинианского взгляда на исповедь: он, вопреки традиции смиренного раскаяния в собственных грехах в ходе исповеди, выступает активным спорщиком, даже оппонентом своего исповедника. Задача, которую ставит перед собой Августин, — научить Франциска «бояться и надеяться». Франциска удерживает от праведности «любовь к вещам преходящим». Его терзают честолюбие, алчность и сладострастие. Августин также говорит о том, что Франциск одержим «какой-то убийственной душевной чумою», которую он называет acidia (лат. «апатия», «тоска»). Ацедия Петрарки — тоска, служащая для человека источником вдохновения, рефлексии и даже наслаждения, является симптомом появления автономной личности, осознавшей свою абсолютную ценность. Наиболее глубокие «язвы», которые закрывают от Франциска путь к спасению, согласно Августину из «Моей тайны», любовь и слава. Несмотря на многочисленные увещевания Августина, Франциск не соглашается отказаться ни от любви к женщине, ни от людской славы. Исследователи не без основания усматривают в отношении Петрарки
к любви и славе свидетельство появления личности, сознающей свою ценность вне зависимости от соответствия сверхиндивидной культурообразующей идее. В «Моей тайне», так же как и в «Исповеди», намечается переход к новому самосознанию человека, к новому «я» Возрождения и — в перспективе — Нового времени. Исповедь Франциска, на наш взгляд, носила уже совсем другой, скорее нецерковный, характер: он хотел не отпущения своих собственных грехов, а утверждения себя
в своих личных, присущих ему одному качествах. Это шло в разрез
с основными идеями августинианства — отречением от собственной воли в пользу воли Божественной и беспомощности человека в деле своего спасения.

РЕФОРМАЦИЯ ГЕНРИХА VIII:
К ВОПРОСУ О «ШТАМПАХ»
И «ОБЩИХ МЕСТАХ» В ИСТОРИОГРАФИИ

Проскурякова М. Е. — студ. 4 курса
Научный руководитель — к. ист. н., ст. н. с. Чернякова И. А.

Реформация — это глубочайшая духовная революция в жизни европейского общества. Она ознаменовала собой разрыв с традиционной ортодоксально-католической системой мировоззрения и во многом предопределила дальнейшее развитие христианских государств.

Проблема реформирования английской церкви изучена в отечественной научной литературе достаточно детально. Сложилась устойчивая концепция, освещающая причины, ход и итоги Реформации в Англии. Выводы российских ученых настолько утвердились, что многие из них трансформировались в определенные «штампы» и «общие места», что, по нашему мнению, становится препятствием в изучении темы. Уже давно в отечественной историографии тюдоровской Реформации не только не наблюдается крайних, парадоксальных, трактовок, но даже факты, приводимые в работах, общеизвестны. Солидная научная традиция, созданная работами советских исследователей Ю. М. Сапрыкина, Б. А. Каменецкого, Ю. Е. Ивонина, отражает взгляд на Реформацию
в Англии как на следствие политики короны. В целом выводы сводятся к тому, что Реформация Генриха VIII не могла быть и не была революцией в идеологии, как это было в остальной Европе, а являлась лишь ограниченной по самим своим задачам реформой.

«Общие места» в историографии диктуются готовностью большинства историков считать реформационный процесс в Англии незавершенным и половинчатым. Исследователи полагают достаточным объяснять это второстепенностью религиозной стороны дела для Генриха VIII. Эта точка зрения присутствует в выводах всех историков и последовательно изложена Н. А. Смирновой. Немалое внимание уделяет отечественная историография и влиянию внешнеполитической конъюнктуры на королевскую Реформацию, видя в ней, вслед за английским ученым А. Л. Мортоном, один из главных аспектов развития событий. Историки прежде всего склонны видеть в Реформации крайнее проявление политики абсолютизма, обращаясь к одному и тому же, давно введенному в научный оборот, комплексу документальных источников. Несмотря на присутствие в работах большого количества интересных данных и убедительность авторских трактовок, они страдают односторонним подходом к анализу известных фактов. Это не способствует анализу ключевого события английской истории XVI века во всем его многообразии. К тому же в отечественной историографии нет обобщающих трудов, посвященных становлению англиканской церкви. Концентрация внимания на бракоразводном деле Генриха VIII практически ведет к игнорированию не только политических, но и религиозных аспектов Реформации как несоответствующих основной концепции.

ВОПРОС О ШПИЦБЕРГЕНЕ
В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX вв.

Касиян А. С. — студ. 4 курса
Научный руководитель — докт. ист. н., проф. Килин Ю. М.

История российско-норвежских отношений насчитывает свыше тысячи лет, но Норвегия как самостоятельный субъект международных отношений вступила на международную арену только после расторжения унии со Швецией (1814—1905 гг.), сразу оказавшись втянутой в нараставшую борьбу за передел мира между двумя враждебными лагерями.

Северный морской путь рассматривался великими державами в качестве водной магистрали, соединявшей Европу с Дальним Востоком. Архипелаг Шпицберген, состоящий из 6 крупных и ряда мелких островов, включая о. Медвежий, ввиду своего географического положения
и неопределенности международно-правового статуса (terra nullius) мог стать удобной военно-морской базой в грядущем противостоянии.

Реальные устремления России, Швеции (а с 1905 г. — и Норвегии), Великобритании, Германии, США умело прикрывались научной и практической заинтересованностью в каменноугольных богатствах Шпицбергена.

Вопрос о Шпицбергене на рубеже XIX—XX вв., рассматриваемый
в контексте международной политики, сводился к трем основным аспектам: экономическому, политическому и стратегическому.

Первой попыткой разрешить проблему на дипломатическом уровне стала переписка между российским и шведским МИД в начале 1870-х гг., результатом которой явилось письменное закрепление за Шпицбергеном статуса «ничьей земли». Тем самым попытки правительства Швеции аннексировать архипелаг были нейтрализованы. Преследуя свои цели, царское правительство, побуждаемое общественным мнением, заявляло об исторических правах России на острова.

Следующим этапом в международном урегулировании вопроса стали организованные по инициативе Норвегии Христианийские конференции 1910, 1912 гг. при участии России, Норвегии, Швеции и 1914 г. в составе 10 государств, в том числе Великобритании, Германии и США. Главной целью совещаний являлась разработка согласованного законодательства для островов.

Первая мировая война прервала переговоры, и вопрос о международно-правовом статусе полярного архипелага остался открытым вплоть до Парижской конференции 1920 г., когда Шпицберген был передан под суверенитет Норвегии.

ПРАВЛЕНИЕ ТИБЕРИЯ: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
МЕЖДУ ПРИНЦЕПСОМ И СЕНАТОМ

Исаева И. А. — студ. 2 курса
Научный руководитель — к. ист. н., доц. Перова В. И.

Политической формой ранней Римской Империи был принципат — форма власти, которая характеризуется как дуализм монархии и полиса, постепенно трансформировавшегося в монархию. Это было время перехода от Республики к Империи. Принципат Тиберия — один из этапов этого процесса, когда наиболее ярко проявились тенденции к усилению монархических элементов власти и подчинению им сената. Источники по-разному оценивают принципат Тиберия. Веллей Патеркулл — представитель официозной литературы — идеализирует принцепса и его политику. В сочинениях Тацита отражена негативная оценка принципата. Проблема взаимоотношений принцепса и сената исследовалась
в трудах зарубежных и отечественных историков, характеризовавших эти отношения как соперничество с преобладанием власти принцепса (Г. Буассье, Э. Гримм, Р. Талберт, В. Сергеев, А. Егоров, И. Портнягина, К. Вержбицкий). 17 сентября состоялось совещание сената, на котором было зачитано завещание Августа, и Тиберий стал его преемником. Впервые власть императора ставилась выше республиканских традиций, хотя и в завуалированной форме. Наступление на сенат выразилось
в потере им контроля над армией, финансами, руководством внешней политикой, переносе выборов должностных лиц из народного собрания в сенат, чтобы в дальнейшем санкционировать их по воле принцепса,
а также в превращении сената в верховный суд империи, где верховным судьей был сам принцепс. Усилению власти принцепса способствовала практика Закона об оскорблении величия римского народа (lex majestatis), который карал не только реальную измену, но и любые действия, относящиеся к принцепсу. Закон использовался как механизм «обучения сенаторов лояльности». Во время ряда заседаний члены сената пытались ограничить злоупотребления Тиберия в применении Закона, но попытки остались безуспешными. При Тиберии было организованно 79 процессов. Последним этапом на пути превращения сената
в номинальный орган управления империей было удаление Тиберия
в 26 году на остров Капри. Тиберий теперь не участвовал в заседаниях сената, он противопоставил себя ему и отдавал распоряжения из своей резиденции как хозяин. Все это свидетельствует об усилении монархической власти принцепса. Дополнительным фактором этого можно считать поддержку принцепса частью сената. В числе сторонников Тиберия Тацит называет Кокцея Нерву, покончившего жизнь самоубийством. Таким образом, взаимоотношения между принцепсом и сенатом характеризуются стремлением установить монархическую власть и подавить этот традиционный республиканский полисный институт. Отношение сената к этой политике было негативным, но выражалось в пассивных формах.

Секция истории стран
Северной Европы

ИНГЕРМАНЛАНДСКИЙ ТЕАТР ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
В ВЕЛИКОЙ СЕВЕРНОЙ ВОЙНЕ 1700—1721 гг.

Клементьев А. В. — студ. 3 курса
Научный руководитель — докт. ист. н., проф. Суни Л. В.

Великая Северная война 1700—1721 гг. была одним из крупнейших военных конфликтов XVIII века, главным результатом которого для России стал выход к Балтийскому морю. Важное место в войне принадлежит ингерманландскому театру военных действий, так как именно
в Ингерманландии Россия обеспечила себе выход к Балтийскому морю. При этом не совсем понятно, почему в историографии данная тема освещается скупо и поверхностно.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научно-исследовательская работа студентов (1)

    Научно-исследовательская работа
    В отчетном учебном году этот вид работы реализовывался в рамках деятельности научно-исследовательских лабораторий, курсовых и выпускных квалификационных проектов, подготовке студентов к участию в научно-практических конференциях с
  2. Научно-исследовательская работа студентов (2)

    Научно-исследовательская работа
    Широкое распространенное в филиале получило приобщение студентов к научно-исследовательской деятельности. Это способствует как их профессиональной подготовке, так и формированию базы для конкурсного отбора выпускников и их дальнейшей
  3. Научно-исследовательская работа студентов (нирс) 10. 1 Информационно-аналитический обзор (2)

    Научно-исследовательская работа
    Для принятия коллегиальных решений в БГУ действует Совет по научно-исследовательской работе студентов и аспирантов (НИРСА) БГУ, возглавляемый проректором по научной работе Паньковым В.
  4. Научно-исследовательская работа студентов руководство курсовыми и дипломными проектами студентов (тематика прилагается); -руководство научно-исследовательскими студенческими лабораториями

    Научно-исследовательская работа
    На кафедре работают научно-исследовательские студенческие лаборатории, в рамках которых созвучно научным интересам преподавателей и под их непосредственным руководством осуществляется исследовательская деятельность студентов очной
  5. Научно-исследовательская работа студентов и пути её совершенствования Оглавление: Введение Глава 1 «Научно-исследовательская работа студентов: виды и цели»

    Научно-исследовательская работа
    Оглавление: Введение Глава 1 «Научно-исследовательская работа студентов: виды и цели» Раздел 1.1 «Общие принципы научной работы со студентами»Раздел 1.

Другие похожие документы..