Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В целях обеспечения исполнения Кодекса Украины об административных правонарушениях, Закона Украины «О благоустройстве населенных пунктов», обеспечени...полностью>>
'Документ'
При рассмотрении природы Бога следует учитывать пар­ный набор понятий, традиционно называемых трансцендентностью и им­манентностью. Они относятся к с...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования специальность 080 «Маркетинг. Орган...полностью>>
'Рассказ'
Владимир Михайлович, в отличие от большинства других мужчин, почти двадцать пять лет работал учителем и жил на окраине города, одинокий, на нищенскую...полностью>>

Конспект лекций москва 2006 г. Содержание калита С. П. Культура в жизни человека и общества калита С. П. Культурологические концепции

Главная > Конспект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Первоначальный буддизм.

Гораздо большее всемирно-историческое значение получил буддизм. Его создание приписывается Сиддхартхе Гаутаме. Он родился около 566 г. до н.э. в республике шакьев, расположенной на территории современного Непала и Индии. Сиддхартха Гаутама вырос в знатном и богатом доме. В молодости он покинул родину, отца, жену, сына и пошел искать мудрости и пути к спасению. По преданию отец старался оградить сына от неприятных зрелищ. Однако не смог уберечь от четырех неожиданных встреч – с прокаженным, стариком, мертвым телом и аскетом. Эти встречи и побудили Сиддхартху Гаутаму искать мудрости и пути к спасению. Шесть лет Гаутама упражнялся в крайнем аскетизме, но разочаровался в пользе этих упражнений и тогда, согласно преданию, он достиг «просветления» (поэтому его приверженцы назвали его Буддой или, точнее, буддха, что значит «просветленный»). Иначе его называли Шакья Муни, «мудрец шакьев».

При жизни Гаутамы проповеди его не записывались. Позднее появились несколько канонов буддистского учения, но полностью сохранился только один, записанный на п.áли – одном из языков Индии середины I тысячелетия до н.э.

Палийский канон называется «Типитака» - «три корзины» книг. Одна «корзина», содержит поучения-беседы, другая - сочинения, посвященные уставу общины, третья - пихолого-философские трактаты, комментарии к первым двум корзинам.

Гаутама утверждал, что до сих пор существовало 2 пути – путь самоудовлетворения и путь самоистязания (аскезы). Гаутама же выбрал «Средний путь», который ведет к покою, к просветлению, то есть к нирване. Этот «Средний путь» провозглашен в «четырех благородных истинах» о страдании:

  1. рождение – страдание, старость – страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание, встреча с неприятным – страдание, лишение приятного – страдание, не получить желаемого – страдание;

  2. причина страдания – страстное желание, ведущее к новым рождениям (сансаре), стремление к похоти, к бытию, к небытию;

  3. прекращение страдания – в полном прекращении этого желания;

  4. к прекращению страдания ведет благородный восьмеричный путь, который включает в себя:

а) правильные взгляды – понимание четырех истин о страдании;

б) правильное решение – освобождение от похоти, стремления ко злу, жестокости и неправдивости;

в) правильная речь – освобождение от лжи, сплетен, грубых слов и пустой болтовни;

г) правильное дело – воздержание от убийства, воровства и половой невоздержанности;

д) правильный образ жизни – добывать пропитание, при этом не вредить ничему живому;

е) правильное усилие – преодолевать дурные мысли и поддерживать добрые мысли;

ж) правильное мышление – внимательное отношение к проявлениям бытия – телу, чувству и сознанию.

з) правильное сосредоточение – сосредоточение на одном предмете (медитация).

Кто добился этого, становится áрхатом. Архат освобождается от нового рождения и готов к переходу в нирвану. Ранние буддисты, видимо, отождествляли нирвану с безболезненной смертью без последующего нового рождения в мире страданий – но до смерти возможна и «неполная нирвана».

Буддизм, таким образом, не обещал людям вечной жизни. Он показывал путь к вечному освобождению от жизни с ее страданиями.

Будда не отрицал божеств, которым поклонялись в Индии. Он абсолютно отрицал бога-творца. Он считал, что боги умеренно могущественны, живут долго, но не вечно. Они тоже имеют свою карму и, также, как люди, перерождаются. Таким образом буддизм отличался веротерпимостью, поэтому он не запрещал никому обращаться к богам за помощью. Буддизм не требовал, ни ритуалов, ни жертвоприношений, ни аскетизма.

Важно философское обоснование буддизма. Он считает, что мир представляет собой не имеющее начала и конца движение частиц, комбинации которых не повторяются, поэтому он отрицает материю как нечто вещественное и вечное. Он отрицает, таким образом, акт творения, а также бессмертную (и вообще всякую) душу. Поэтому и перерождение ранние буддисты представляли себе иначе, чем брахманисты: та же самая личность не может возродиться, возрождается лишь новое сочетание элементов, из которых она состояла. Возрождается страдание.

Ближайшие ученики Гаутамы объединились в общину (сáнгху). Такие общины существовали и раньше. Однако, община, созданная Буддой, отличалась тем, что в нее принимались не только представители высших варн, а все. Варны буддизм вообще не признавал. Община должна была уделять больше внимания нравственности, чем аскезе. В сангху нельзя было вступить без разрешения родителей, если они живы. Люди, вступившие в сангху должны были отказаться от всех мирских связей – от семьи, Варны, касты, собственности. В нее принимали юношей моложе 20 лет, хронических больных, рабов, должников, воинов и царских слуг (впоследствии это правило нарушилось), так как эти люди были зависимы и не имели возможности освободиться от земных связей. Первоначально женщины не допускались в сангху. Позже Гаутама разрешил создавать женские общины, но они должны были обязательно подчиняться общинам мужским.

Всем буддистам были обязаны выполнять пять заповедей: не убивать ничего живого, не красть, не прелюбодействовать, не лгать и не злословить, не пить опьяняющих напитков. Член сангхи - бхикшу (нищий) должен был выполнять еще пять заповедей: не есть больше чем раз в день в положенное время, не участвовать в увеселениях, не пользоваться венками, украшениями и благовониями, не спать на удобной кровати, не использовать золота и серебра. В определенные дни и миряне должны были соблюдать те же заповеди, кроме двух последних. Бхикшу могли иметь из своего имущества только одежду, полученную как милостыню, чашку или горшок для сбора подаяний пищей, бритву, иглу и зубочистку. Работать они не должны были. Первоначально они странствовали, проповедуя и собирая подаяние. Позже вместо дальних странствий бхикшу стали ежедневно обходить округу.

Буддизм не создал духовной иерархии. Все сангхи составляли одну Сангху, но каждая из них была самостоятельна. Мирские почитатели буддизма не отказывались от семьи, собственности, труда, общественных прав и обязанностей. Они выполняли пять заповедей и оказывали материальную помощь сангхе. Таким образом мирянин мог обеспечить себе хорошую карму. Однако чтобы освободиться в нирване от страданий он все же должен был сначала стать бхикшу.

Для того чтобы быть добродетельным, последователь буддизма должен был любить все живое и быть покорным своей доле. Но эта любовь была только сочувствием к страдающим. Она никогда не предполагала оказания практической помощи обиженным.

Таким образом, учение буддизма оказалось привлекательным для простых людей: он отрицал сословное деление общества, проповедовал терпимость, сочувствие страданиям, дружелюбие. Власти не преследовали буддизм, так как он призывал к примирению с действительностью и учил, что, если человек желает освободиться от страданий, он должен отказаться от борьбы за земное счастье. Его врагом было только брахманское жречество.

Гаутама мирно умер и «вступил в нирвану» около 486 г. до н.э. в возрасте 80 лет. По преданию, после его смерти был созван первый буддистский собор. Этот собор принял решение, что ученики Будды распространят его беседы и проповеди.

В III в. до нашей эры при царе Ашоке буддизм был принят как государственное учение.

Период второй половины 1 тысячелетия до н.э. очень важен в истории Индии. В это время было образовано единое индийское государство и сформировался буддизм. К середине I тысячелетия до н.э. в Северной Индии существовало несколько десятков небольших и около 16 более крупных государств. Борьба за политическую гегемонию развернулась между государствами Кошала и Магадха. В начале Y века до н.э. в этой борьбе победила Магадха. В IY в. до н.э. Магадха стала ядром империи Нандов., объединившей все государства долины Ганга в одно политическое целое. Это государство было настолько могущественным, что на него не решились напасть в 327 г. до н.э. войска Александра Македонского. В 325 г. до н.э. Александр ушел из Индии, а в завоеванной им части Индии он оставил подчиненных правителей.

Однако уже в 317 г. до н.э. войска Александра Македонского покинули Индию. Причиной этого была борьба между полководцами Александра после его смерти, а также сопротивление индийцев иноземным завоевателям.

Борьбу индийцев возглавил Чандрагупта Маурья. В молодости он служил Нандам, но поссорился с царем и покинул страну. Чандрагупта пытался уговорить Александра вторгнуться в долину Ганга. Но его намерения расправиться с врагами чужими руками не были осуществлены.

После смерти Александра Чандрагупта снова начал борьбу с Нандами. В этой борьбе он победил. Империя Маурьев достигла своего расцвета в Ш в. до н.э. при внуке Чандрагупты царе Ашоке. Главной задачей, стоявшей перед ним было внутреннее укрепление огромной империи, сплочение в единое целое большого числа народов, различавшихся по языку, культуре и уровню развития.

Необходимо было организовать управление государством. С этой целью вся империя была разбита на пять основных областей – наместничеств, управлявшихся обычно членами царского дома. Наместничества делились на более мелкие административные единицы. Сам царь и высшие сановники систематически инспектировали провинции.

Необходимо было создать идеологическую основу империи. Нужна была единая религия для разноплеменного населения огромной страны. Лучше всего для этого подходил буддизм. Ашока принял буддизм и сделал его государственной религией. Однако Ашока допускал существование и других религий.

После смерти Ашоки в 231 г. до н.э. начались ослабление и распад империи. Этим процессам способствовали нападения со стороны Греко-Бактрийского царства. Около 180 г. до н.э. последний представитель династии Маурьев был свергнут и убит. К власти пришла новая династия - Шунгов.

Образование и существование в течение полутора веков первого всеиндийского государства Маурьев имело огромное значение. Было достигнуто политическое объединение народностей и племен, различавшихся по этнической принадлежности, языку, уровню развития, характеру производства и формам культуры. Это способствовало общему экономическому развитию, сближению составных частей империи, обмену культурными достижениями. Установлены были торговые и политические отношения со странами Средиземноморья.

В III в. до н.э. буддизм распадается на два крыла – Хинаяну («Малая колесница» или узкий путь к спасению) и Махаяну («Большая колесница» или великое средство достижения спасения). Хинаяна ближе к первоначальному буддизму, чем Махаяна. В Махаяне место архата занял бодхисатва. Бодхисатва скорее праведник, чем знающий. Это человек, уже достигший полного просветления, но не переходящий в нирвану из сострадания к человечеству. Он спасает не только себя, но и других, тех, кто не способен своими силами достичь нирваны. При этом сама нирвана подменяется раем, где обитают души спасенных. Будда обожествляется, принимая форму различных будд. В поклонении им забывают учение о «восьмеричном пути». В Махаяне буддизм превращается в религию. В средние века буддизм стал одной из мировых религий, но уже за пределами Индии – в Тибете, Китае, Японии, Бирме, на Цейлоне и в других местах. В Индии буддизм был поглощен брахманизмом, а Будда включен в пантеон брахманизма-индуизма как одно из воплощений Вишну.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Каково мировоззрение Вед?

  2. В чем смысл учения о сансаре, карме и мокше?

  3. Общая характеристика Упанишад.

  4. Каковы основные периоды жизни древнего индийца?

  5. В чем смысл учения о должном действии?

  6. Основные религиозно-философские школы Древней Индии.

  7. Учение Будды о четырех благородных истинах и восьмеричном пути.

Л и т е р а т у р а

Обязательная.

Культура Индии во второй половине I тысячелетия до н.э. // История древнего мира. – Кн. 2. Расцвет древних обществ. – М., 1989. - С. 475 - 490

Культура Индии начала нашей эры. // История древнего мира. – Кн. 3. Упадок древних обществ. – С. 231 – 242.

С.Ф.Ольденбург. Культура Индии. – М., 1991. С. 112 – 192.

Г.М. Бонгард-Левин, Г.Ф.Ильин. Индия в древности. – М., 1985. – С. 377 – 389; 548 – 584.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. – С. 55 – 73.

Дополнительная.

Г.М. Бонгард-Левин, Г.Ф.Ильин. Индия в древности. – М., 1985. – С. 130; 138 – 142; 162 – 171; 173 – 191; 212 – 291; 330 – 376; 377 – 388; 486 – 547.

Государство Маурьев. // Хрестоматия по истории Древнего Востока. – М., 1980. – С. 111 – 131; 131 – 155.

Елизаренкова Т.Я. «Ригведа» - великое начало индийской литературы и культуры // Ригведа. Мандалы I – IY. М., 1989. С. 426 – 505.

ТЕМА 4: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ.

  1. Периодизация истории Китая.

  2. Возникновение китайской цивилизации

  3. Представления древних китайцев о Вселенной и месте человека в ней.

  4. Общая характеристика древнекитайского государства и общества.

  5. Традиционное отношение китайцев к природе.

  6. Идеологические течения в Китае в Y – Ш вв. до н.э.

  7. Религия.

  8. Основные черты традиционной цивилизации Китая.

Периодизация истории Китая.

Китайская цивилизация – одна из древнейших. В Китае впервые были созданы шелк, бумага, фарфор, появилась иероглифическая письменность. Китай является родиной конфуцианства, даосизма и чань-буддизма. Эти учения оказали огромное влияние на развитие культуры самих китайцев, а также других народов Дальнего Востока и Европы.

Обычно в истории Древнего Китая выделяют несколько периодов.

Предысторический период (Х в. – середина II тысячелетия до н.э.). Это дописьменный период.

Период архаического общества: государства Шань-Инь и Раннее Чжоу (середина II тысячелетия – YIII в. до н.э.)

Переходный (предымперский) период - YIII – cередина III в. до н.э.

Раннеимперский период: династии Цинь и Хань (Ш в. до н.э. – начало Ш в. н.э.). Этот период завершает историю Древнего Китая.

Некоторые ученые делят всю историю Китая на три этапа: архаический, или доимперский, период ( до III в. до н.э.), имперский (III в. до н.э. – 1911 г.) и современный (после 1911 г.).

Интерес к китайской культуре впервые возник в Европе в XYI в. К этому времени католическими миссионерами были составлены описания Китайской империи, ее государственного устройства, истории и философии.

Русское название «Китай» произошло от названия монгольского племени киданей (или «китаев»). Это племя завоевало в X – XI вв. север китайской империи и образовало там свое государство. Сами же китайцы называют себя ханьцами, по имени династии, правившей в стране с III в. до н.э. по III в. н.э. Во время правления династии Хань были заложены основы традиционной китайской государственности и культуры. Китай с древнейших времен именовался «Чжуньго», что означало «Срединное царство», «Срединная Империя». В этом названии имелся определенный смысл: страна противопоставляла себя окружающему миру, осознавая себя центром этого мира. И для этого были основания.

Возникновение китайской цивилизации.

Китайская цивилизация появилась в бассейне реки Хуанхэ. Там ее со всех сторон окружали племена, стоявшие на более низкой ступени развития. Китайцы считали их дикарями, а культура этих племен, даже не имевшая письменности не могла даже сравниться с китайской. Кочевники периодически захватывали Китай. Это были тюрки, кидани, монголы, маньчжуры. Они ассимилировались с населением многомиллионной Серединной Империи и с самого начала воспринимали более развитую китайскую культуру и государственное устройство.

Поэтому в Китае так высоко всегда ценили культуру и цивилизованность, обозначающуюся иероглифом вэнь. Вэнь появлялась в процессе воспитания. Она была признаком духовно развитого человека, признаком того, что человек поднялся на более высокую ступень развития.

Поэтому культура всегда ценилась выше грубой силы, а гражданская служба считалась предпочтительней военной. Способность сочинять стихи и, вообще, способность к литературному творчеству свидетельствовали о том, что человек осенен благодатью, и почти каждый правитель Китая считал долгом сочинение стихов. Любую исписанную бумагу в старом Китае сжигали, чтобы она не была использована для удовлетворения нечистых нужд.

То, что Китай в течение многих веков был окружен варварскими племенами и представления китайцев о собственной исключительности стали причиной того, что правители Срединной Империи, называвшие себя владыками «Поднебесной», или «всего, что под Небом» (так называли Китай), всегда рассматривали дипломатические отношения только как общение господина и подданного. Поэтому они почти никогда не отправляли посольств в другие страны. Сами китайцы смотрели на европейцев как на варваров, потому что европейцы во-первых, не знали иероглифов, а значит, точки зрения китайцев, были неграмотными; во-вторых, не знали Ритуала (так называемые «китайские церемонии»), поэтому были хуже самой неразумной твари.

Представления о Вселенной и месте человека в ней.

Согласно представлениям китайцев, миру предшествовал хаос. Из него возникли Небо и Земля. В основе всего существующего в мире лежат две космические силы – силы Тьмы и Света – Инь и Ян. Таким образом, мир оказался поделенным на две противоположности – и тогда Небо и Земля породили человека, наделив его каждый своими качествами.

Благодаря человеку разъединенность мира была преодолена, так как он соединил в себе небесное и земное, доброе и злое, темное и светлое, мужское и женское, изменяющееся и постоянное. Человек стал полноправным членом вселенской Триады (Сань цай). Она и породила все существующее. Человек по-прежнему сохраняет свою соединительную, гармонизирующую роль в мире. От него зависит состояние Вселенной. Все, что происходит в обществе влияет на состояние природы и Космоса. Это выражается в различных природных явлениях и знамениях. При этом роль правителя оказывается первостепенной. Он считался одним из четырех Великих не только мира сего, но и вселенной в целом. Через правителя, согласно представлениям китайцев небесная благодать изливалась на Поднебесную империю. Священной функцией государя было объединять и упорядочивать Вселенную. Китайский император считался «Сыном Неба» и правил как бы от его имени.

Власть государя в Китае всегда была абсолютно самодержавной. Однако он знал, что если будет совершать злодеяния, то Всевышнее Небо отвернется от него. Тогда династия погибнет, жертвоприношения прекратятся и его собственный дух не успокоится в подземном мире. Поэтому правителю считаться с общественной моралью, заветами предков, ритуалом и общественным мнением.

Общая характеристика древнекитайского государства и общества.

Во II в. в Китае была создана система государственных экзаменов для «отбора достойных» в государственный аппарат. Это было сделано для того, чтобы император мог воспользоваться помощью мудрых советников. Эта система просуществовала в течение почти двух тысяч лет.

Чиновника всегда назначали не в его родную провинцию, чтобы родственники и дружеские связи не влияли на его решения. Примерно через пять лет, пока он еще не успел окончательно приспособиться к местным условиям и обзавестись новыми связями, его снова переводили. За его деятельностью следили представители правительства. Но это не могло защитить народ Поднебесной от взяточничества и произвола. Тем не менее, система в целом работала. Именно чиновники создали в Китае в новое время общенациональный разговорный язык, который вначале так и назывался «чиновничьим» или «мандаринским». Китайские мандарины были известны своим произволом. Высшие сановники империи открыто торговали должностями и брали взятки.

Чиновничье сословие, выполняло одну из важнейших функций в традиционном китайском государстве, однако основой государства всегда оставалась семья. Она, как правило, состояла из нескольких поколений родственников. Иногда число ее членов составляло сотни и даже тысячи человек. В семье соблюдалось «пять постоянств»: отец должен был следовать долгу и справедливости, мать – быть милосердной, старшие братья должны были быть дружески расположены к младшим, а младшие - уважать старших. Все сыновья должны были почитать родителей и, вообще, старших.

Мужчины и женщины в китайском обществе вели абсолютно разный образ жизни. Они должны были даже ходить по разным сторонам улицы, сидеть за столом, не смешиваясь друг с другом. В задних, «женских покоях», шла своя жизнь, закрытая для мужчин. Целью общения мужчины и женщины являлось обучение потомства, продление жизни, укрепление здоровья. Чем богаче был дом, тем меньше прав имела в нем женщина. Только с рождением сына она получала определенные права и становилась сопричастной власти главы семьи. Еще более укреплялось ее положение, когда она становилась свекровью и начинала распоряжаться всей женской половиной дома. Она могла выгнать жену сына или избить ее. Поэтому женщина ждала приближения старости, чтобы самой занять ее место.

Существовало несколько законных причин для развода: непочтительное отношение к свекру и свекрови, болезнь, лень, болтливость и воровство. Более серьезные грехи наказывались смертью. Например, один из великих князей последней династии похоронил свою наложницу заживо. Все самое страшное ждало китайскую женщину в семье. Закон же смягчал для нее наказание.

Однако нельзя судить о жизни древнего Китая по европейским меркам. Самовоспитание личности и ее самооценка в старом Китае были совершенно другими. Индивид не столь резко отделял себя от остальных членов рода, а женщина видела продолжение своего Я в сыне и муже. Весь род воспринимался как единое целое. У всех была одна судьба: живущие могли влиять на судьбу умерших, а покойные предки – на судьбу живых. Поэтому так важно было совершать жертвоприношения предкам.

Культ предков являлся одной из характерных черт жизни старого Китая. Каждый глава рода регулярно совершал жертвоприношения предкам в семейном храме. До сих пор в некоторых крестьянских семьях сохраняются книги, где записаны имена всех предков за несколько прошедших веков.

Очень важным был момент перехода из мира живых в мир духов. Поэтому похороны в Китае всегда имели большое значение. Например, в погребении объединителя Китая Цинь Шихуана была обнаружена целая скульптурная армия воинов. Она была вылеплена в натуральную величину вместе с оружием и колесницами. Обряд похорон состоял из многочисленных жертвоприношений, оплакиваний и моления. Траур должен был продолжаться 3 года. Чиновник во время траура по отцу и матери увольнялся со службы и уезжал в родные края. Сокрытие же траура по родителям или мужу считалось преступлением, которое каралось смертной казнью. Дети, рожденные в это время, считались незаконнорожденными. Вдовы вообще не должны были вступать в повторный брак. Однако выполнить это было трудно. Поэтому женщине, решившейся на это, воздвигали «пайлоу» - нечто вроде триумфальной арки с похвальными надписями.

Китайское общество было иерархичным и связанным круговой порукой. Отец отвечал за сына, покровитель – за своего протеже, сосед - за соседа. Несколько столетий существовала система «бао цзя», по которой вместе с преступником несли ответственность «соседи с четырех сторон», потому что не донесли о нем властям. Были случаи, когда разрушались дома всех четырех соседей. Но по китайским законам укрывательство близких родственников не наказывалось, слуги могли покрывать преступления хозяев. По таким делам не велось никакого судопроизводства. А если кто-то донес на своего родственника или хозяина, он сам подвергался суду. Сохранение целостности семьи считалась очень важным. Может быть, поэтому китайская патриархальная семья оставалась прочной основой государства на протяжении столетий.

Власть в семье принадлежала старшему по мужской линии. Вся семья отвечала за любого члена семьи. Например, известен случай, когда за попытку ограбить императорскую могилу были казнены 4 поколения семьи преступника, так как семья считалась единым организмом, и зло необходимо было полностью уничтожить. В семье наибольшим почитанием пользовались ее старшие члены. Например, известен рассказ о невестке, кормившей грудью беззубую свекровь. В другом рассказе речь идет о восьмилетнем мальчике, раздевавшимся летними ночами донага, чтобы комары кусали его, а не родителей. Еще один рассказ повествует о Го Цзюйе, жившим в нищете. Он, не имея возможности прокормить маленького сына и свою старую мать, решил закопать в землю мальчика, чтобы спасти жизнь матери. В старом Китае почитались представители старшего поколения, а прошлое имело большее значение, чем будущее. Но история с Го Цзюйем все-таки окончилась благополучно: копая могилу собственному сыну, Го Цзюй, по воле Неба, нашел клад, и его сын остался жив. Похвального намерения (согласно китайским представлениям) оказалось достаточно.

Итак, отдельный человек в традиционной китайской семье, и в обществе, значил очень мало. Его значение определялось его местом и функцией. Неразвитым было и самосознание личности, которая также воспринимала себя частью единого целого. А поскольку индивид оценивался прежде всего, по своему положению, как исполняющий определенные семейную и общественную функции, к вышестоящим он относился максимально приниженно, а к нижестоящим – высокомерно.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Одавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции / Москва, 19-20 ноября 2008г

    Документ
    Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции /(Москва, 19-20 ноября 2008г.
  2. Отчет заведующей кафедрой теории и истории культуры Васильченко Е. В. по окончании срока избрания на должность 1

    Публичный отчет
    Лица пенсионного возраста на кафедре - 2 доктора наук, профессора или 13,5% от общего числа. Доцентов, ст. преподавателей, ассистентов в пенсионном возрасте нет.
  3. Программа итогового междисциплинарного экзамена подготовки бакалавра по направлению 030600. 62 «Журналистика» Москва

    Программа
    Данная программа разработана выпускающими кафедрами Отделения деловой и политической журналистики факультета прикладной политологии: деловой и политической журналистики, информационной политики и информационных исследований, медиа-менеджмента
  4. Утверждаю (108)

    Пояснительная записка
    Развитие классических традиций в литературе ХХ века. Нравственные ориентиры в человеческой жизни. Человек и природа в произведениях писателей ХХ века. 97
  5. Российской Федерации «Об образовании» (3)

    Закон
    1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Другие похожие документы..