Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Вера Капцева родилась в 1948 году в селе Первомайское Краснокутского района Саратовской области. С 1984 года живёт в селе Багаевка Саратовского район...полностью>>
'Программа'
Цель семинара: создание условий для эффективного профессионального взаимодействия инженерно-педагогических работников системы начального и среднего п...полностью>>
'Документ'
Издание: Мукасей М.И., Мукасей Е.И. «Зефир» и «Эльза». Разведчики-нелегалы / Под общ. ред. Залевской И.Ф. — М.; НП «Закон и порядок», 2004, 382 с. Сер...полностью>>
'Документ'
КЛИНИКО-НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОМБИНАЦИЙ НОВЫХ ФОРМ АНТИКОНВУЛЬСАНТОВ И АНТИОКСИДАНТА У БОЛЬНЫХ ЭПИЛЕПСИЕЙ С ВТОРИЧНО-ГЕНЕРАЛИЗОВАННЫМИ ПРИСТ...полностью>>

Конспект лекций москва 2006 г. Содержание калита С. П. Культура в жизни человека и общества калита С. П. Культурологические концепции

Главная > Конспект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Арии и их роль в создании индийской культуры.

Примерно в XYIII – XYII вв. до н.э. хараппская культура приходит в упадок. Появляется культура ариев. Арии передвигались с одного места на другое в поисках пастбищ для скота. Они жили в легких хижинах без фундамента. Города и постоянные деревни у ариев отсутствовали, письменности они не знали.

Предками современных индийцев является группа племен, которая называется индоарии. Она принадлежит к индоевропейской языковой семье. Вероятно в IY – III тысячелетии до н.э. предки нынешний немцев, англичан, иранцев, армян, славян, латышей и др. жили единой большой семьей. Но где именно, пока неизвестно.

Примерно на рубеже III – II тысячелетий до н.э. эта общность начала распадаться на отдельные группы племен. Одни племена отправились в сторону нынешней Западной Европы. Впоследствии от них произошли греки, кельты, германцы, латиняне. Другие двинулись в Малую Азию (хетты), третьи – на территорию современных Украины и России (праславяне, скифы). Четвертые же направились на юг, в сторону Афганистана и Ирана. Эти народы составили группу индоиранцев. А уже из индоиранцев выделились индоарии, которые в середине II тысячелетия до н.э. переправились через Инд и оказались в Индии. Они покоряли местные племена, устанавливали свою систему родства, культ своих божеств. При этом пришельцы принимали обычаи и традиции подчиненных им народов.

Когда индоарии окончательно перешли к оседлости, они стали накапливать знания о мире и обществе. Эти знания считались священными, они существовали в форме мифов, и их хранителями выступали жрецы. Так жреческое сословие – брахманы сконцентрировали в своих руках духовную, идеологическую власть в обществе.

Помимо жрецов в древнеиндийском обществе постепенно складываются и другие социальные группы – варны. Каждая варна – замкнутая группа людей, занимающая определенное положение в обществе. Варна эндогамна (браки разрешались только внутри нее), принадлежность к варне определяется рождением и наследуется. Члены варны имеют свою традиционную профессию.

Высшая варна жрецов – брахманы; кшатрии – воины, правители; вайшьи – земледельцы, скотоводы, ремесленники и торговый люд; шудры – неполноправное население, слуги.

Первые три Варны были арийскими. Шудры – из местного населения.

Мужчины первый трех Варн проходили обряд посвящения и приобщались к знанию, поэтому назывались «дважды рожденными». Шудрам и женщинам это было запрещено. По законам они ничем не отличались от животных.

Со временем арии расселились по всей Северной Индии. К середине I тысячелетия до н.э. возникло множество независимых государств. Началось строительство городов. Развивались контакты с Южной Индией, где жили дравиды.

Основные черты индийского сознания.

С давних пор приходили в Индию разные племена и народы. Они несли с собой свою культуру. Индийская культура состоит из элементов культур разных народов. Поэтому главной особенностью индийского сознания является стремление к объединению, к целостности. Она выражалась в терпимости ко всем обычаям и верованиям. Индийскому мышлению свойственна также неспешность и самодостаточность. Это связано с ощущением бесконечности времени и пространства. А если время бесконечно, то события, явления и мировые процессы повторяются. Осознание этого лежит в основе созерцательности и внутренней безмятежности индийцев.

Еще одна черта индийского сознания - единство рационального, логического начала и иррациональных мистических образов. Мистицизм сочетался с точностью и аналитичностью мысли. Индийская математика и астрономия оказали огромное влияние на арабскую и европейскую науку. Индийская логика тоже достигла больших высот.

Еще одна черта – миролюбие, терпимость, убежденность в том, что все живое священно. Это убеждение основано на представлениях о человеке как об органической части Вселенной и о том, что от действий человека зависит порядок во всей Вселенной. Вообще, каждое живое существо выполняет свою задачу на земле. Поэтому жизнь любого существа имеет глубокий смысл.

Структура Вед и их роль в индийской культуре.

Огромную роль в индийской культуре сыграли Веды – памятник древней литературы конца II – начала I тысячелетия до н.э. Ведическая литература состоит из сборников гимнов и жертвенных формул, заклинаний, молитв, научных и теологических трактатов древних ариев.

Собственно «Веды» - самхиты, то есть сборники гимнов в честь богов. Объяснения к самхитам содержат Брахманы.

Все это священные тексты – шрути, они играли роль священного писания.

Они как бы плод откровения, получаемый мудрецами – риши. Риши осуществляли связь между людьми и богами. Шрути дополняются смрити, ритуальными, законодательными, научными трактатами.

Самхит существовало 4:

- Ригведа – 1028 гимнов разным богам, 10 разделов (мандал). Гимны состоят из двустиший (шлок).

- Самаведа (Веда мелодий, песнопений) В большей части повторяет тексты к Ригведе, порядок которых имеет ритуальный смысл.

- Яджурведа (Веда жертвенных формул, изречений). Эти 3 веды считались главными.

- Атхарваведа – содержит 700 заговоров.

Здесь решались вопросы о человеке, его смерти и бессмертии, о сути бытия и человеческого существования, о страстях и бесстрастии, о счастье и горе. Главным принципом видения мира было обожествление природы.

Читать и изучать веды могли только мужчины из первых трех Варн.

Первобытное арийское мировоззрение мифологично и многобожно. Самая примечательная характеристика мифологии – антропосоциоморфизм, то есть уподобление мироздания человеку и тем социальным структурам, в которые он включен. В Ригведе названы имена более 3-х тысяч богов. Они антропоморфны, их жизнь – образ жизни индийской знати. Они олицетворяли явления и процессы природы, считались не столько творцами, сколько их организаторами.

Богам (дева) противостоят их старшие братья (асуры) – дезорганизаторы, олицетворяющие стихийные бедствия.

Структура мира богов подобна структуре арийской монархии – социоморфична. В древнеиндийском пантеоне божеств представлены: Индра – царь (раджа) богов и военный вождь, Маруты – дружинники, Агни – жрец, Варуна – судья, Брихаспати – наставник, Рудра – охотник, Пушан – пастух, Вишвакарман – мастеровой. Верховного главного божества не было. Главным считался тот бог, к которому обращались с молитвой, тогда он назывался Праджапати (Владыка созданий), Так называли многих богов.

Мироздание состояло из 3-х миров, а потому называлось трилока (троемирие). Агни заведовал землей, Индра – воздушным пространством, Сурья – небом.

Ведийское мировоззрение – религиозно-мифологическое. По Ведам мир возник из Пуруши (человек-Вселенная). Само возникновение мира из Пуруши представлено как религиозный обряд, как принесение богами Пуруши в жертву.

В «Гимне о Пуруше» содержится обоснование социального неравенства людей и системы варн в Древней Индии: брахманы возникли из уст Пуруши, кшатрии – из его рук, вайшьи – из бедер, шудры – из ног.

Согласно ведийскому мировоззрению человек – творение богов. Люди, подобно животным и растениям, имеют тело и душу. Тело смертно. Душа вечна. С гибелью тела душа переселяется в другое тело. Странствие души по различным телам называлось сансара.

Сначала это странствие было беспорядочным. Потом оно было поставлено в зависимость от поведения человека, от его следования дхарме своей варны.

Дхарма – это первоначальный бог закона и правосудия, затем сам закон. Если человек не исполняет свое предназначение и не следует правилам жизни своей варны, то это приводит к рождению после смерти в более низкой Варне или в теле животного или растения. Старательное исполнение дхармы приводит к рождению в более высокой Варне. Так действовал закон воздаяния – карма. Человек должен стремиться к освобождению (мóкша) от сансары, из рабства чувственного и индивидуального.

За добрые дела боги Вед награждают человека в этой жизни, и улучшается карма добродетельного в следующей жизни; поэтому учение о карме предполагает личную ответственность человека. Карма – это сумма добрых и злых дел. Она имеет моральный смысл, поскольку несет в себе идею воздаяния за добрые и злые дела. Все злодеяния обретают кармический смысл. Но главный путь к хорошей карме идет все-таки через строгое соблюдение ритуалов и своего места в системе варн.

В учении о сансаре, карме, мокше содержалась мысль о том, что рождение в низшей Варне – наказание за прошлые злодеяния, а служение высшей варне – залог посмертного рождения в более высокой варне.

Наряду со сборниками религиозных гимнов, афоризмов, ритуалов, заклинаний и т.п., составляющими собственно Веды, создавались прозаические комментарии к их ритуалу - Брахманы, в которых отдается особое значение ритуалу жертвоприношения, а жрецы-брахмáны приравниваются к живым богам, а также философские трактаты, прозаические и отчасти стихотворные – Упанишады (YII – II вв. до н.э.). Последние главы Брахманов называются Араньяки – лесные книги. Они предназначались для лесных отшельников.

Жизнь древнего индийца, принадлежавшего к высшим кастам, разделялась на несколько периодов. Первый – период ученичества. Второй – период домохозяина, когда человек обзаводился семьей. Когда дети вырастали, наступал третий период – отшельничества, когда человек покидал свою семью, жил в лесу, предаваясь размышлениям. Переход от состояния домохозяина к отшельничеству представлялся переходом от «пути деяния» к «пути знания». В лесу были невозможны сложные домашние обряды. Само отшельничество предназначено для благочестивых размышлений и способствовало тому, что Араньяки стали более умозрительными по сравнению с Брахманами. В Араньяках меньшую роль играет элемент ритуала, и сам ритуал приобретает характер внутреннего ритуала почтения и благочестивого размышления. Все это способствовало развитию мировоззренческой мысли. Последний жизненный этап – период аскезы, отречения человека от земных благ. Последние два периода сложно отделить один от другого.

Следующая составная часть «Вед» - Веданга. Она называется смрити (запоминаемое). Это плод человеческой мысли, а не сверхъестественного откровения, как шрути. В них содержится знание, плод человеческой мысли. 6 традиционных веданг составляют предфилософскую науку: фонетика, обрядовый ритуал, грамматика, этимология, метрика, астрономия.

Характеристика Упанишад.

Упанишады – сидеть у ног учителя, получая от него наставления. В Упанишадах содержатся поучения, наставления, диспуты брахманов при царских дворах.

Упанишад – более 200. Одни написаны стихами, другие прозой, третьи смешанные. Они составлялись с конца II тысячелетия до н.э. до середины II тысячелетия н.э. Упанишады – последние части Араньяк. Они также относятся к священным текстам (шрути).

В Упанишадах возникает тенденция к монотеизму. Тысячи богов сначала сводятся к 33, а затем – к 1 – Брахману. Культ Брахмы не получил широкого распространения в Индии. Брахма – лишь первое лицо в брахманистской троице. Два других – Вишну и Шива. Брахма – бог-творец, Вишну – бог-хранитель, Шива – бог-разрушитель.

Старые боги представлялись теперь как разные воплощения Брахмы, Вишну и Шивы. Далее Вишну и Шива заслонили Брахму и брахманизм распадается на шиваизм и вишнуизм. Ныне брахманизм в форме индуизма – национальная религия Индии.

В Упанишидах нагляден переход от мифологии к философии. Упанишады ищут ответа на то, каково же начало, от которого «все вещи родятся, чем они поддерживаются и куда они возвращаются в конце». Генетически-субстанциальным началом всего сущего и завершающим концом всего сущего считается брáхман. Это по сути уже философское понятие субстанции (самостоятельная сущность). Один из главных тезисов Упанишад – все есть брахман.

Но все существующее не только брахман, но и атман. Атман не только генетическое начало и завершение всего сущего, но и сознательное существо, творец мира. В Упанишадах атман понимается как духовное начало. Он состоит из разума, речи и дыхания.

В Упанишидих мироздание – проявление как атмана, так и брахмана.

Высшая цель жизни – слияние с Атманом-брахманом еще при жизни и достижение мокши после смерти. Этого можно достичь, освободившись от привязанностей, страстей, печали, зависти, надежды.

Древнеиндийский эпос.

Древние индийские культы, основанные на разделении общества на варны, к середине I тысячелетия до н.э. уже во многом не соответствовали потребностям развивающегося общества с его сильным имущественным расслоением. Представителям беднейших варн сложно было совершать обильные жертвоприношения, необходимые для отправления этих культов. Нормальное общение между людьми в процессе производства и обмена было затруднено ограничениями системы Варн, а также необходимостью совершения запутанных повседневных ритуалов. Это стало причиной появления нового религиозно-философского осмысления мира.

Это мировоззрение нашло выражение в индийском эпосе. В это время появились два цикла сказаний, развившиеся затем в две огромных эпические поэмы. Первая из них - «Махабхарата». Эпос рассказывает о борьбе между собой двух групп потомков царя страны Куру – Пандавов и Кауравов, возглавлявшихся соперниками-царевичами. В эпосе описывается не только взаимная вражда, но и проявления благородства. Повествование оканчивается описанием великой битвы, гибели почти всех героев и победы благородного предводителя Кауравов.

Учение о должном действии и идеальном человеке.

Одна из частей восемнадцатикнижной «Махабхараты» «Бхагаватгита» начинается с подготовки к битве между пандавами (дети царя Панду) и кауравами (двоюродными братьями пандавов). Сомнения предводителя пандавов Арджуны разрешает возничий его боевой колесницы Кришна – воплощение бога Вишну.

Арджуна опасается того, что в предстоящей битве он и его братья должны перебить своих родственников. Но невозможно быть счастливым, уничтожив свой род, потому что, если погибнет род, погибнут законы рода, развратятся женщины, смешаются касты. А это приведет к беззаконию. В ответе Кришны содержится учение о должном действии, учение о йоге и о йогине, учение о Брахмане (брахмо).

Кришна напоминает Арджуне о том, что сражение – долг (дхарма) кшатриев. «Бхагаватгита» утверждает, что спасение и свобода не в бездействии, а в исполнении своего долга в состоянии отрешенности. Надо действовать, но не стремиться в плодам действий. Идеал должного действия таков: «Должное действие, лишенное привязанности, совершаемое бесстрастно». Идеальный человек – человек настойчивый, решительный, лишенный себялюбия, свободный от привязанностей. Ему противопоставляется человек возбудимый, стремящийся к плодам своих действий, завистливый, себялюбивый, испытывающий радость и горе. Должному действию противопоставляется действие, совершаемое с целью исполнения желаний, себялюбиво. Здесь содержится рациональное зерно: дело надо выполнять серьезно, но относиться слишком серьезно к своему делу не надо, иначе можно стать педантом или фанатиком. Кришна убеждает Арджуну в том, что он должен сражаться отрешенно.

Учение о должном действии и идеальном человеке развивается в поэме. Оно перерастает в учение о йоге и йогине. Санскритское слово «йога означает соединение, средство, соглашение, управление, а также систему освобождения о страданий.

Джняна йога учила, что необходимо понять, что мир – иллюзия, реален Атман. Раджа-йога, или «царственная йога», разрабатывала технику самоуглубления. Бхакти-йога учила, что освобождения можно достичь с помощью любви к Атману. Карма-йога учила о должном действии. Она утверждала, что необходимо совершать дела отрешенно, во имя Брахмана-Атмана.

Учение о должном действии, йоге и йогине подкрепляется учением о гунах. Гуна – качество, свойство, добродетель, веревка, шнур, нить. Гуна троичен: он одновременно саттва, раджа, тамас. При усилении раджаса в человеке возрастают желания, похоть, беспокойство, человек испытывает страдание. Это антиидеал – человек страстный, действующий с целью осуществления своих желаний. При возрастании тамаса, в человеке усиливаются лень, беспечность, заблуждение. Поэтому человек неспособен получить истинное знание. У человека идеального усиливается саттва.

Более короткая поэма «Рамаяна» начинается с истории воспитания царевича Рамы, и его сватовства к царевне Сите. Злые силы изгоняют Раму из его царства. Рама с Ситой и ближайшим другом удаляются в лес. Здесь Ситу похищает злой демон Равана. Рама борется за освобождение Ситы. С помощью царя обезьян Ханумана Рама спасает Ситу и возвращается с ней в свое царство.

Оба эпоса воспринимались не столько как художественные произведения, сколько как священные тексты. В них включены мифы и сказания, не относящиеся прямо к сюжету поэм. В поэмах объясняется происхождения Вселенной, человека, общественного неравенства, варн, государства. Существовал и миф о потопе, схожий с библейским. Все, описываемое в этих мифах и сказаниях определялось вмешательством богов и было проявлением их воли.

Даршаны. Джайнизм

В более позднее время создаются религиозно-философские школы (дáршаны). Школа Санкхья считала материю меняющейся реальностью, а сознание – свойством материи. Первопричины нет, абсолютного уничтожения нет. Варна не имеет значения и т.п.

Философские учения, возникшие на почве брахманизма, были áстика, т.е. признающими авторитет Вед, и все они не давали ответа на вопрос о том, как спастись человеку от страданий в этом мире. Жизнь еще больше усложнялась. Для осуществления религиозных культов требовались дорогостоящие жертвоприношения и утомительные ритуалы. Кроме того, система варн затрудняла общение между людьми, а сами варны, особенно вайшьи и шудры, уже начали разделяться на еще более замкнутые подразделения – касты (джáти). Начались поиски решений этих проблем.

Духовные поиски начали осуществляться примерно с YII в. до н.э., т.е. еще до возникновения Упанишад. Они выражались в том, что по стране ходили аскеты. Они проповедовали новые учения, отвергающие брахманистскую традицию.

Странствующие мудрецы (шраманá) следовали брахманистскому учению об обязательных четырех возрастах, через которые проходили мужчины «дважды рожденных Варн»: возраст ученичества, возраст домохозяина, возраст лесного отшельника, возраст бродячего аскета. Однако они отрицали ортодоксальный брахманизм. Их учения считались нáстика – не признающими авторитеты Вед.

Одно из учений, появившееся тогда – локáята. Согласно этому учению материя состоит из четырех элементов – земли, воды, жара и ветра. Кроме этого мира, другого не существует. Локаятики отвергали понятие кармы. Они считали, что Веды лживы. Варн существовать не должно. Познание действительности возможно только с помощью органов чувств. Смерть абсолютна, будущей жизни нет, богов придумали невежественные люди.

Локаятики (чарвáки) оказали определенное влияние на развитие индийской мысли, но они не имели успеха у населения потому, что не обещали человеку ничего после смерти.

Другим важным учением была школа адживиков. Адживики тоже отрицали значение Вед, ритуалов, Варн. Они считали, что всем в мире управляет рок. Душа – это форма материи, а карма – не то, что человек получает за свои дела, а только естественный круговорот вещей.

Первым движением, предложившим новый путь к спасению, был джайнизм. Те, кто следовал учению джайнов, сомневались в авторитете Вед. Они предложили новый путь к спасению. Джайнизм первоначально не признавал никакого божества и поэтому являлся этико-философским, а не религиозным учением. Джайны противопоставляли «живое» (джива) , куда относятся растения, животные, люди, огонь и ветер, и «неживое» (аджива), куда относятся пространство и время, дхарма - движение, адхáрма – покой, а также материя. Материя вечна. Она состоит из атомов. Карма - материальный эфир, наполняющий мир. Карма вызывает рабскую зависимость от мира явлений и цепь рождений.

Джайны были агностиками, то есть не признавали познаваемость мира. Среди них была распространена притча о шести слепых, пытавшихся определить, что такое слон, но определения получались различными, в зависимости от того, держался ли слепой за ухо, хвост, хобот, за ногу и т.п. Поэтому можно утверждать, что они во всяком случае, были релятивистами. Согласно релятивизму познание относительно и условно, поскольку действительность постоянно изменяется. Джайны считали, что бытие нестабильно, поэтому всякое утверждение односторонне и неполно. В качестве этического учения джайнизм провозглашает всеобщую любовь. Он учит равной доброте ко всему живому и запрещает лишать жизни живое существо. Цель джайна – достичь освобождения (мокши); оно достигается правильным убеждением, правильным знанием, правильным поведением, которое сводится к крайнему аскетизму. Телу, согласно учению джайнов, не следует угождать. Самая желанная смерть для праведника – добровольно умереть с голоду. Особых монастырей не было – кто был в силах, принимал великие обеты:

  1. не вредить живому (нельзя убивать даже насекомых и червей плугом, поэтому занятие земледелием не одобрялись);

  2. не лгать;

  3. не красть;

  4. воздерживаться от половых сношений;

  5. не иметь никакой собственности, недвижимой или движимой.

Те, кто был не в силах, принимали «малые обеты»: для них два «великих» обета заменялись обетами соблюдать целомудрие и супружескую верность и ограничивать владение имуществом. Джайнистские общины были одни для тех и для других.

Около III в. до н.э. джайны разделились на два направления. Первое – «одетые в пространство» (или «в облако»), Представители этого направления учили, что праведник должен не иметь никакой собственности, ходить голым и питаться подаянием. Они считали, что женщины не могут достичь освобождения. Второе направление - «одетые в белое». Представители этого направления считали возможным ношение одежды. Они признавали возможность спасения женщин.

Это учение не стало популярным, потому что отличалось крайней суровостью. Однако около 2-х млн джайнов существуют и сейчас, но учение их совершенно изменилось. Они стали одним из направлений, школ внутри индуизма. «Живое» у современных джайнов отождествляется с божеством.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Одавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции / Москва, 19-20 ноября 2008г

    Документ
    Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции /(Москва, 19-20 ноября 2008г.
  2. Отчет заведующей кафедрой теории и истории культуры Васильченко Е. В. по окончании срока избрания на должность 1

    Публичный отчет
    Лица пенсионного возраста на кафедре - 2 доктора наук, профессора или 13,5% от общего числа. Доцентов, ст. преподавателей, ассистентов в пенсионном возрасте нет.
  3. Программа итогового междисциплинарного экзамена подготовки бакалавра по направлению 030600. 62 «Журналистика» Москва

    Программа
    Данная программа разработана выпускающими кафедрами Отделения деловой и политической журналистики факультета прикладной политологии: деловой и политической журналистики, информационной политики и информационных исследований, медиа-менеджмента
  4. Утверждаю (108)

    Пояснительная записка
    Развитие классических традиций в литературе ХХ века. Нравственные ориентиры в человеческой жизни. Человек и природа в произведениях писателей ХХ века. 97
  5. Российской Федерации «Об образовании» (3)

    Закон
    1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Другие похожие документы..