Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Формирование инфраструктуры информатизации, прикладных сервисов, создание высоконадёжной распределённой вычислительной сети. Обеспечение учебного про...полностью>>
'Реферат'
Без повітря людина може витримати лише кілька хвилин (не беремо до уваги феноменальних прикладів перебування без повітря ловців перлин), без води — д...полностью>>
'Документ'
Одной из закономерностей развития мирового хозяйства является привлечение и использование иностранного капитала для развития национальных экономик, о...полностью>>
'Диплом'
Освіта в сучасній Україні посідає одне з провідних місць. І від того, якою дорогою вона рухатиметься і на що орієнтуватиметься у своєму розвитку, зал...полностью>>

Конспект лекций москва 2006 г. Содержание калита С. П. Культура в жизни человека и общества калита С. П. Культурологические концепции

Главная > Конспект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИЙ А.ТОЙНБИ И П. СОРОКИНА

  1. Жизнь и деятельность А. Тойнби.

  2. Культурологическая концепция А. Тойнби

  3. Жизнь и деятельность П. Сорокина.

  4. Основные положения культурологической концепции П. Сорокина.

1.Труды английского историка культуры Арнольда Тойнби (1889-1975) привлекают оригинальностью концепции и широкой эрудицией. Он родился в Лондоне, учился в Оксфорде и Британской археологической школе в Афинах. Греко-римская цивилизация послужила исходной моделью в его культурологической концепции. Во время Первой и Второй мировой войн он работал в Информационном департаменте Британского министерства иностранных дел научным консультантом. Был профессором Лондонского университета. Автор более 30 книг. Главный труд - 12-томное исследование «Постижение истории». Тойнби считал, что как бы ни были уникальны культуры разных народов, в них действует общий закон исторической преемственности, связывающий эпохи. Теоретические позиции Тойнби основываются на огромном историческом материале.

2. Типологический подход Тойнби основан на сравнительном анализе. В своей концепции Тойнби настаивает на рассмотрении истории отдельных цивилизаций как части единого универсума. В этом универсуме оригинальное и самобытное существует наряду со всеобщим. Историческое существование человечества распадается на самозамкнутые дискретные единицы, которые он называет «цивилизации». Мировые цивилизации - более крупные модели культур, которые по масштабам иногда шире нации или государства. Основной предмет изучения истории - исследование человеческих отношений. Исторический процесс всегда персонифицирован, в нем действуют люди, наделенные стремлениями, мотивами, симпатиями. История культуры разворачивается как драма идей, столкновение мнений. Непрерывность истории нельзя представить в виде однообразной схемы линейного движения. Непрерывность истории – это символический образ, на котором мы вычерчиваем контуры реального многообразия жизни. В вечно бегущем потоке надо увидеть изгибы живых струй и тихие заводи. Тойнби опровергает европоцентризм и предписывание всем цивилизациям повторение пути развития, пройденного Европой. Истоки европоцентризма – в экспансии западной цивилизации. Но если это в некоторой степени допустимо в экономике и политике, то на культуру это распространять нельзя. Представление о прямолинейности развития народов Тойнби сравнивает с бобовым стеблем, пробившем землю и растущем вверх, не давая отростков. Но в жизни все не так. Даже представители одного и того же общества, оказавшись в одинаковых условиях, по-разному реагируют на испытание – вызов истории. Одни сразу погибают, другие выживают, но после этого уже ни на что не способны. Третьи после противостояния вызову становятся сильнее. Есть цивилизации, которые идут за первопроходцами как овцы за вожаком.

По мнению Тойнби, всемирная история может быть представлена в виде древа, основание которого, мировую систему, составляют «примитивные» общества. Они были ограничены территориально, малочисленны и погибали в результате насилия. Но когда-то они были динамичными и внесли свой вклад в историю. Последующие сообщества – « локальные цивилизации». Они объединены духовными традициями и территорией проживания. Они равны между собой, их нельзя располагать по шкале «выше – ниже», каждая – уникальна. Цивилизации можно разделить по происхождению на «первичные», возникающие из примитивных обществ, «вторичные» - порождаемые на их основе и «третичные» - из вторичных. Так, из « минойской» цивилизации возникает «эллинская», а потом – «западно - христианская и восточно-христианская. Между цивилизациями обнаруживаются родственные отношения, похожие на отношения между родителем и ребенком: наследуются определенные свойства, находятся сначала под опекой, потом приобретают самостоятельность и рождают потомство. При классификации цивилизаций Тойнби использует два критерия: общность религии и степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Дается подробное описание

следующим обществам: египетскому, китайскому, сирийскому, индскому, западному, православному, иранскому, арабскому, индуистскому, мексиканскому, вавилонскому, юкатанскому. Жизнь цивилизаций продолжительна, население многочисленно. Судьбы – различны: некоторые остались в виде археологических реликтов, некоторые мертвы, лишь немногие существуют поныне. Каждая цивилизация проходит путь генезиса, роста, надлома и распада. Эти этапы можно проследить на историческом материале. Этот факт делает судьбы цивилизаций сравнимыми между собой. Зарождение цивилизации имеет ритм чередования статики и динамики, пассивности и активности. Чем сильнее сила инерции, тем большим импульсом должна обладать энергия, способная ее преодолеть и запустить маховик дальнейшего роста. По мнению Тойнби,

географические условия были одной из причин зарождения таких цивилизаций: речная – египетская, шумерская, индуисткая; нагорная - андская, хеттская, мексиканская; архипелагская – минойская, эллинская и дальневосточная японская; континентальная – китайская, индская и православно-христианская в России; лесная – цивилизация майя. Цивилазции рождаются благодаря энергетическому импульсу, прорыву инерции покоя, когда они находят внутренние силы для Ответа на Вызов истории. Это приводит к успехам в ремесленно-промышленной, торговой, художественной деятельности.

В местах зарождения цивилизации человека ожидал Вызов истории в виде тяжелых испытаний, бесплодной земли. Все это требовало от человека усилий. Важно было не только дать Ответ, но и постоянно поддерживать созданное. Важный мотив в Ответе на Вызов - стимул новых земель: освоение новых территорий, создание торговых путей. Тойнби описывает ситуации, требующие мобилизации жизненных сил народа: положение «форпоста», отражающее внешнее давление, стимул ущемления, возникающий в результате бедности: расовой, классовой или религиозной дискриминации. Поэтому, чтобы возместить нанесенный ущерб, усиливаются компенсаторные механизмы и стимулируется развитие цивилизации. Таким образом, Вызов-Ответ рассматривается как всеобщий закон развития цивилизаций. Но возрастание силы Вызова сверх некоторого предела влечет явление «снижающих возвратов». Это происходит, когда успех недостижим и вместо вдохновения приходит апатия. Это происходит и при слабом стимуле, который хоть и вызывает Ответ, но он незаметен и не влечет изменений. По мнению Тойнби, есть определенная мера суровости испытания, когда стимул вызова достигает наивысшей интенсивности. Эту степень суровости Тойнби называет оптимизмом. Поэтому на отрезке «золотой середины» Вызов может стимулировать максимальный Ответ. Генезис, или зарождение цивилизации – это начальный этап ее развития. На пути роста цивилизацию ждут немалые испытания. Рост- это поступательное движение. Он носит «кумулятивный характер» - изменения накапливаются и передаются от поколения к поколению, от Вызова через Ответ к дальнейшему вызову. Тойнби отрицательно относится к территориальной экспансии и к распространению влияния цивилизации. Поскольку экспансия сопровождается милитаризацией, она подламывает цивилизацию, втягивает локальные государства в междоусобные братоубийственные войны. Тойнби отвергает, и технический детерминизм как критерий оценки роста цивилизации и выступал против периодизации общества в зависимости от технических изобретений. Технический прогресс - явление очевидное, но на этом пути есть немало противоречий. Известны периоды, когда техника развивалась, а рост цивилизации заканчивался и начинался застой. И много примеров, когда техника оставалась неизменной, а цивилизация делала шаг вперед. Египетское общество не вышло за пределы бронзового века, а общество майи - каменного. Ни одно из известных обществ не прошло путь от железного века в каменный. Но это не дает права ставить западную цивилизацию на высокий уровень развития, а майя – на низкий. Особая опасность - преувеличение роли техники в современном мире, когда это не прибавило человеку мудрости, не убедило его в том, что милосердие более ценно, чем часовой механизм. Жизнь стала более комфортной. Но власть над природой оказалась в руках человека до того, как он овладел искусством владеть собой. Вызов, брошенный историей сейчас, призывает силы добра сделать выбор и преодолеть нравственное убожество и духовную деградацию общества. По мере роста цивилизации действие Вызова - и - Ответа смещается из внешней среды во внутреннюю для разрешения проблемы современного общества. Решающую роль в поисках Ответа играет творческая личность. Судьба этой личности трагична: она ломает стереотипы, вызывая у окружения недоумение, восторг или зависть. Нередко общество выбраковывает такого человека, как это делается в стаде, улье, косяке.

Появление выдающейся личности вызывает социальный конфликт. Ее усилия наталкиваются на сопротивление тех, кто стремится все оставить без перемен. Равновесие, нарушаемое такой личностью, может быть восстановлено либо ее победой и привлечением большинства на свою сторону либо поражением. Тойнби выделяет два варианта восстановления стабильности в обществе. Первый вариант: идеи носятся в воздухе, все общество внутренне готово принять преобразования. Но и в этом случае новая идея не способна покорить все общество. В нем всегда окажется критически настроенная оппозиция. Акты социального творчества - удел либо творцов одиночек, либо творческого меньшинства. По мнению писателя Г. Уэллса, эти люди - «соль земли», поскольку они способны посвящать свою жизнь отдаленным и величественным целям.

Второй вариант, который встречается чаще: когда меньшинство совершает шаг вперед, а большинство не разделяет новых идей и пребывает в косности. Поэтому важно, чтобы первооткрыватели подтянули арьергард до своего уровня, ибо они - лишь «дрожжи в общем котле человечества». Надо стимулировать в обществе подражание духовно-нравственному порыву. Тойнби также выдвигает модель Ухода–и- Возврата. Если идеи не воспринимаются современниками, носитель этих идей подвергается гонениям. Это создает ситуацию Ухода. Уход дает возможность временного отступления для накопления сил и рассматривается как прелюдия Возврата. Иногда творец признается посмертно, принося на алтарь идеи свою жизнь. Иногда его возврату способствуют новые поколения.

Рост цивилизаций – не бесконечный процесс. Жизненные силы ослабевают. Истощаются ресурсы. Но Тойнби не согласен со Шпенглером, что общества подобны организмам и у каждого свой срок жизни. Цивилизации принимают смерть не от внешних сил, а от собственных рук. Начало цивилизации он называет Надломом. Увлечь реформами инертное большинство важно, И не менее важно закрепить новшества в повседневности и сделать жизнь устойчивой. Без защитного пояса традиций цивилизация идет к опасной черте. Неустойчивое положение, хаотическое движение, неопределенность чреваты Надломом. Другая причина Надлома – потеря инициативы. Энергия общества уходит на поддержание достигнутого. Для движения вперед нет ни стимула, ни внутренних сил. Движение замирает, силы утрачены. Творческое меньшинство лишается прометеева огня и для поддержания авторитета опирается на грубую силу. Лидеры вырождаются в правящее меньшинство. Добившись успеха, они «почивают на лаврах» и озабочены собственным благополучием. Правящая элита оказывается неспособной к творчеству и продолжает удерживать власть. Она впадет в необузданность и пресыщение, ведущие к гибели. Основной причиной надлома является внутренний взрыв, ведущий к утрате самоорганизации. Так надлом приводит к распаду цивилизации. Тойнби видит три способа выхода из кризиса. Первый способ - архаизм. Это попытка возвратить былые формы жизни. Это - замораживание жизни. Но уход в прошлое не выдерживает натиска жизни, ибо в настоящем черты прошлого искажены до неузнаваемости. Второй способ – футуризм. Это обратная сторона архаизма. Он отвергает настоящее во имя будущего. Футуризм основан на заимствовании якобы передовых форм и охватывает повседневную жизнь: моду, виды отдыха, формы искусства. Футуризм характеризуется нигилистическим отношением к наследию. Третий способ – преображение. Это создание универсального государства и Вселенской Церкви. Эта цель ведет к временной остановке распада и оживлению творческих надежд. Но универсальное государство тоже погибнет, и обновление - краткая фаза, за которой последует неизбежное падение. Но универсальное государство, несмотря на свой неизбежный крах, воспринимается жителями земли как земля обетованная, как цель исторического прогресса. В этом состоит третий путь- преображение.

Тойнби утверждает идею общечеловеческого единства в многообразии. Человечество нуждается в единстве, но внутри обретенного единства оно должно позволить себе наличие многообразия. От этого культура станет еще богаче.

3. Питирим Сорокин (1889-1968), выдающийся русский и американский исследователь. Родом из российской глубинки - Вологодской области, он поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета и уже на третьем курсе опубликовал свой первый основательный труд «Преступление и кара, подвиг и награда». После окончания университета он был оставлен в университете для подготовки к степени магистра. После буржуазной революции в России во Временном Правительстве он стал секретарем комитета по науке. В 1922 году Советское правительство приняло решение о высылке лиц, подозреваемых в антисоветской деятельности. Среди высланных были философы Н. Бердяев, С. Булгаков, Н. Лосский, И. Лапшин, С. Франк. В 1922 году Россию покинул и П. Сорокин с женой. Президент Чешской республики Т. Масарик предоставил специальную стипендию семье Сорокиных. Сорокин и его супруга получили работу в Карловом университете в Праге. Это избавило их от многих проблем и вернуло ощущение свободы и безопасности. В 1923 году П. Сорокин издает в Праге книги «Современное состояние России» и «Очерки социальной педагогики и политики». В 1929 году Сорокин получил приглашение возглавить первую в США кафедру социологии, в 1931 году стал деканом социологического факультета в Гарвардском университете. В это время он начал свой большой научный труд «Социальная и культурная динамика». Позже он изложил основные положения этого труда в книге «Кризис нашего века». Все труды Сорокина получили всемирное признание и изучались во многих университетах.

4.Творческое наследие Сорокина обширно, поэтому можно очертить лишь основные контуры его взглядов на культурные процессы. Наиболее полно культурологическая концепция изложена в многотомном сочинении «Социальная и культурная динамика». Сущность, основа любой культуры – это ценности, значения, нормы, символы. Доминирующие ценности единой культуры охватывают всю духовную жизнь, искусство и науку, нравы, обычаи и образ жизни. Все части взаимосвязаны. Если изменяются одни, неизбежно изменяются и другие. Сорокин ввел понятие «менталитет культуры», которым он обозначает ценности, значения, отдельные образы, желания, эмоции. Они образуют сферу духа и внутреннего опыта, которые реализуются во внешних событиях. Все ценности хорошо согласуются друг с другом. Они разделяются большинством членов общества, воспринимаются как единственно верные и передаются через поколения. Интеграция ценностей обеспечивает стабильность общества. В зависимости от доминирующих ценностей Сорокин выделяет три типа культур: идеациональный, чувственный, идеалистический. Главная ценность идеациональной культуры, ннтегрирующей все основные сферы – религия. Реальность воспринимается как сверхчувственное, нематериальное бытие. Потребности и цели имеют духовный характер. Степень их удовлетворения - самая максимальная. Способ удовлетворения – за счет минимизации всех физических потребностей. Все телесное - греховно. Идеал - аскетизм, отшельничество, житие святых. Весь чувственный мир - временное прибежище человека, где он странник, стремящийся достичь вечной обители Бога. Второй тип - чувственная, или сенситивная культура. Чувственный менталитет считает реальностью то, что воспринимается здесь и сейчас. Все потребности и цели носят материально-практический характер, их удовлетворение – первостепенная задача жизни. Духовность отходит на второй план. Все подчинено чувственным наслаждениям и практической пользе. Третий тип - идеалистический культурный менталитет (смешанный). Этот менталитет сочетает в себе черты идеациональной и чувственной культуры в различных комбинациях и пропорциях и поэтому является внутренне противоречивым, эклектичным. Идеалистический менталитет ориентирован на позитивные ценности. Он избегает патологических и негативных явлений. В нем сбалансированы материальные и духовные ценности, но преимущество отдано высоким нравственным идеалам. В смешанном типе культуры может быть обнаружен псевдоидеациональный менталитет. Для него характерно унылое, пассивное умение терпеливо переносить утраты, удары судьбы и не сопротивляться бедам. Это приводит к минимизации духовных и телесных потребностей, когда человек довольствуется малым. Жизнь в тяжелых условиях, когда лишь «теплится существование, характерна для различных групп: больных; людей, переживших катастрофы; групп, испытывающих действие жесткого правящего режима, ограничивающего материальные и духовные потребности людей. Сорокин отмечал, что эти черты – не поверхностные впечатления, а результат качественного и количественного анализа более чем ста древних и современных картин и скульптур, литературы, музыки, научных открытий. На этой основе он с социологической точностью построил графики, диаграммы, отражающие тенденции исторического развития культуры, воспроизведенные в книге «Человек. Цивилизация. Общество». Сорокин возражает теоретикам, утверждающим, что западная культура достигла последней стадии развития и находится в культурной агонии. По его мнению, никому не удалось показать, что разумеется под детством общества или под старением культуры, каковы типические характеристики каждого из возрастов, когда и как умирает данное общество и что значит смерть общества или культуры вообще. Кризис западной культуры представляет собой лишь разрушение чувственной формы культуры, утвердившейся в обществе. За ним последует переходный период, а потом будет складываться новая форма культуры с новыми ценностями. Точно так же замена одного образа жизни на другой у человека вовсе не означает его смерти. Так и замена одной формы культуры на другую не ведет к гибели того общества и его культуры, которые подвергаются трансформации. Когда в западном обществе идеациональная культура исчерпала свои возможности, на смену ей пришли ценности чувственной культуры. Но это не привело к закату общества, не парализовало его творческие силы. После хаоса переходного периода начался новый подъем, и в течение пяти веков западная цивилизация демонстрировала миру свое великолепие. Все великие культуры подвергались таким изменениям. Те культуры, которые не изменяли форму, не находили новых ценностей, становились инертными, мертвыми, непродуктивными. Вопреки мнению Шпенглера, их мнимая смертная агония была ни чем иным как острой болью рождения новой формы культуры, родовыми муками. Эти муки сопутствуют высвобождению новых созидательных сил. Разрушается лишь доминантная, преобладающая форма культуры, но она ни в каком обществе не существует в чистом виде. Наряду с ней развиваются и иные формы. В каждой культуре велики созидательные силы, обладающие большой жизнестойкостью. Всякие пророчества относительно «конца цивилизации» сильно преувеличены. А многие ценности, подвергающееся разрушению, вряд ли заслуживают того, чтобы их спасать. Культура и ее субсистемы содержат внутри себя факторы и основания своих изменений. Перемены в культуре порождаются ее существованием и деятельностью. Функционирование культур определяются потенциальной природой данной социокультурной системы, целостной совокупностью ее свойств. Этот принцип Сорокин называет самодетерминацией, или эквивалентом свободы. Культура развивается по своим внутренним законам, а возможные вариации и отклонения зависят от характера суперсистемы и условий среды. Внешние факторы могут замедлять или ускорять процессы ее жизнедеятельности, ослаблять или усиливать свойства системы, препятствовать или способствовать реализации ее возможностей. Но они не могут заставить культуру проявить то, чем она потенциально не обладает, стать тем, чем она не может стать, создать то, что она создать не в состоянии. Внутренние свойства культуры настолько значительны, что отбрасывают и не закрепляют инородные внешние влияния. Их воздействие на систему будет кратковременным, не затрагивающим существенных свойств. Они не могут фундаментально изменить характер и качество культуры. Сорокин ввел понятие «энергия культуры». Она способствует сплочению народов, социальных групп. История предъявляет культуре ультиматум: погибнуть или подняться на более высокий моральный уровень. Конфликты становятся все более опасными и разрушительными. Их нельзя погасить ни силой оружия, ни сменой политических режимов. В каждой новой войне используется все более смертоносное оружие. Поэтому необходимо исследовать энергию любви как источник созидательной энергии человечества. Сорокин выделяет три формы существования энергии любви: космический, биологический и психологический.

В космической концепции альтруистическая любовь, или Добро, выступает совместно с Истиной и Красотой. Они друг друга дополняют Любовь - объединяющая и гармоническая сила, противостоящая хаосу и разрушению. В биологической концепции любовь альтруистична. Она необходима для существования жизни и проявляется в помощи и заботе о потомстве. В психологическом аспекте любовь- это сочувствие, дружба, уважение, теплота, преданность. Благоговение. Она противостоит враждебности, неприязни, антипатии, зависти.

Культурные системы должны излучать позитивную энергию любви и приостанавливать распространение негативного влияния ненависти.

Вопросы для самоконтроля

  1. В чем видит А. Тойнби истоки европоцентризма?

  2. Какие критерии А. Тойнби использует для классификации цивилизаций?

  3. Какие основные этапы развития, по мнению Тойнби, проходит каждая цивилизация?

  4. В каком труде наиболее полно изложена культурологическая концепция П. Сорокина?

  5. Какие типы культур П. Сорокин выделяет в зависимости от доминирующих ценностей?

  6. Что такое псевдоидеациональный менталитет и как он проявляется?

Литература

Основная

Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.

Гуревич. П.С. Культурология. М., 2000.

Иконникова С.Н. История культурологических учений. СПб, 2005.

Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М., 1996.

Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб, 1998.

Сорокин П.А.Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 2000.

Соколов Э В. Культурология. М., 1994.

Дополнительная

Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1-2. СПб, 1998.

Антология культурологической мысли. М., 1996.

Шибаева М.М. Введение в философию культуры. М., 1998.

Шаронов В.В. Социальная антропология. СПб, 1997.

Яковец Ю. История цивилизаций. М., 1995.

Пышнова Светлана Людвиговна, кандидат философских наук, доцент

ТЕМА 3: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.

1. Периодизация истории Индии Хараппская цивилизация.

2. Арии и их роль в создании индийской культуры.

3. Основные черты индийского сознания.

4. Структура Вед и их роль в индийской культуре.

5. Характеристика Упанишад.

6. Древнеиндийский эпос.

7. Учение о должном действии и идеальном человеке.

8. Даршаны. Джайнизм

9. Первоначальный буддизм.

Периодизация истории Индии. Хараппская цивилизация.

В истории Индии обычно выделяются доисторический и древнейший исторические периоды (с появлением человека до середины I тысячелетия до н.э.); древность (середина I тысячелетия до н.э. – YI в. н.э.); Средние века (YII – ХYIII вв.); Новое и Новейшее время – с ХYIII в.

Примерно в IY тысячелетии до н.э. на территории нынешнего Пакистана появляются первые поселения оседлых земледельцев. Эти поселения стали основой хараппской или протоиндийской цивилизации, сформировавшейся в середине III тысячелетия до н.э. в долине Инда. Это первая индийская цивилизация со своеобразной культурой. Люди этой культуры занимались ремеслами, скотоводством, земледелием, художественным творчеством. Они почитали Богиню-Мать, которой приносили жертвы в храмах. Было у них и жреческое сословие. У протоиндийцев существовала письменность иероглифического типа.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Одавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции / Москва, 19-20 ноября 2008г

    Документ
    Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции /(Москва, 19-20 ноября 2008г.
  2. Отчет заведующей кафедрой теории и истории культуры Васильченко Е. В. по окончании срока избрания на должность 1

    Публичный отчет
    Лица пенсионного возраста на кафедре - 2 доктора наук, профессора или 13,5% от общего числа. Доцентов, ст. преподавателей, ассистентов в пенсионном возрасте нет.
  3. Программа итогового междисциплинарного экзамена подготовки бакалавра по направлению 030600. 62 «Журналистика» Москва

    Программа
    Данная программа разработана выпускающими кафедрами Отделения деловой и политической журналистики факультета прикладной политологии: деловой и политической журналистики, информационной политики и информационных исследований, медиа-менеджмента
  4. Утверждаю (108)

    Пояснительная записка
    Развитие классических традиций в литературе ХХ века. Нравственные ориентиры в человеческой жизни. Человек и природа в произведениях писателей ХХ века. 97
  5. Российской Федерации «Об образовании» (3)

    Закон
    1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Другие похожие документы..