Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Дорогие гости, добрые сотрудники Хеседов, для которых милосердие стало специальностью, члены еврейской общины – местные и приехавшие издалека, волонт...полностью>>
'Решение'
Потребительский союз взаимного кредитования «О.» (в дальнейшем ПСВК) обратился в суд с иском к Г. о взыскании суммы долга по договору займа, процентов...полностью>>
'Лекція'
Мета тренінгу: розкриття важливості науково-методичного супроводу підготовки керівників навчальних закладів як лідерів освітніх ініціатив.Очікувані р...полностью>>
'Документ'
Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой ...полностью>>

Конспект лекций москва 2006 г. Содержание калита С. П. Культура в жизни человека и общества калита С. П. Культурологические концепции

Главная > Конспект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Вопросы для самоконтроля

  1. Когда появился термин « культура» и что он означал?

  2. Кому принадлежит расширительное толкование термина «культура»?

  3. Как понималась культура в эпоху античности? Приведите примеры.

  4. Что характерно для понимания культуры в средневековый период?

  5. Как понималась культура в период эпохи Возрождения?

  6. Какие вы знаете определения культуры?

  7. Перечислите функции культуры.

  8. Дайте определение материальной и духовной, мировой и национальной культуре.

  9. Объясните тезис « Культура - совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека».

Литература

Основная

Белик А. Культурология. Антропологические теории культур. М.,1998,

Культурология ХХ век. Словарь.- СПб.,1997

Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. / Составитель Ерасов Б.С. М.1999.

Оганов А., Хангельдиева И. Теория культуры.- М.,2003.

Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Культурология. Теория культуры. М., 2004.

Гуревич. П.С. Культурология. М., 2000.

Дополнительная

Культура, человек, картина мира.- М., 1987 .

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.1991 г.

Ортега – и – Гассет Х. Эстетика. – М.1991 г.

ТЕМА 2: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ (4 часа)

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИЙ Н.Я. ДАНИЛЕВСКОГО

И О. ШПЕНГЛЕРА

  1. Н.Я. Данилевский и его труд «Россия и Европа».

  2. Основные положения культурологической концепции Н.Я. Данилевского.

  3. О. Шпенглер и его труд «Закат Европы».

  4. Основные положения культурологической концепции О. Шпенглера.

1. Данилевский Николай Яковлевич ((1822-1885) -

русский ученый, в культурологии упоминающийся в ряду таких мыслителей как О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин. Их объединяет концепции культурно-исторической типологии, в основу которой положен принцип многообразия локальных цивилизаций, циклического развития культуры. При этом следует отметить, что Данилевский первым обосновал такой подход к истории мировой культуры.

Н.Я. Данилевский родился в Орловской области в семье генерала войны 1812 года. Он получил образование в Царскосельском лицее и Петербургском университете. Первые главы книги "Россия и Европа" были опубликованы в 1869 г. в журнале "Заря", а отдельное издание вышло в 1871 г.

В книге "Россия и Европа" 17 глав, насыщенных исторической информацией и полемикой по различным проблемам взаимоотношений славянского и германо-романского мира. Данилевский предостерегал об опасности вестернизации русской культуры, потери самобытности, утраты национальных корней. Это видно из вопросов, поставленных на страницах издания: "Европа ли Россия?", "Гниет ли Запад?", "Почему Европа враждебна России?". Второй круг проблем связан с обоснованием концепции культурно-исторических типов. Данилевский возражает против однолинейной схемы истории культуры. Утверждается идея многообразия культур всех народов, когда каждый этнос вносит значительный вклад в общее культурное наследие. Третья проблема - будущее славянского культурно-исторического типа и условия возникновения Всеславянской Федерации.

2. Данилевский считал, что в историческом процессе изменения человечества можно обнаружить культурно-исторические типы, или самостоятельные своеобразные системы религиозного, социального, бытового, промышленного, научного развития. Эти культурно-исторические типы, расположенные в хронологической последовательности: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, хайлдейский или древнесемитический, индийский, иранский, европейский, греческий, римский, новосемитический, или аравийский, германо- романский, или европейский. К ним можно еще причислить два американский типа: мексиканский и перуанский, погибшие насильственной смертью и не успевшие совершить своего развития. Эти типы внесли вклад в сокровищницу мировой культуры. Данилевский выделил типы уединенные, жившие одинокой и изолированной жизнью, и "преемственные", плоды деятельности которых передавались от одного к другому. Каждый из типов содействовал многосторонности проявлений человеческого духа, и поэтому все типы могут быть названы "положительными деятелями" в истории человечества. Гунны, монголы, турки разрушали древние цивилизации, поэтому они - "отрицательные деятели человечества". Есть племена, составляющие этнографический материал. Они входят в состав типов, увеличивая их разнообразие, но сами не достигают исторической индивидуальности, не обладая ни особой созидательной, ни разрушительной силой. На стадии этнографического материала могут опуститься те народы, которые когда - то были самостоятельными, но "умерли и разложились" и находятся в ожидании, пока новый формационный принцип их не соединит. Каждый культурно-исторический тип проходит эволюционные типы развития. Они соответствуют делению на древний, средний и новый периоды. Всем культурам дается определенный срок жизни, по истечении которого наступает смерть. Как в жизни человека можно различать детство, отрочество, молодость, зрелость, старость, дряхлость, так и в жизни народов обнаруживаются эти этапы. Если в начале для них была характерна живость и энергичность, то потом они дряхлеют, в них остывает огонь юности, они еще сохраняют жизненность, но уже не способны к новым свершениям. Данилевский формулирует пять законов движения и развития культурно-исторических типов. Закон 1. "Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло из младенчества». Закон 2 . « Дабы цивилизация ... смогла народиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью". Она нужна для поддержания самобытности и предотвращения ассимиляции, поглощения другими народами. Закон 3. «Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых ему предшествовавших или современных цивилизаций». В этом законе отмечается уникальность культуры и ее индивидуальная неповторимость. Их утрата и искажение лишают культурно-исторический тип внутреннего ядра. Но можно ли считать, что культуры не влияют друг на друга? Нет, отвечает Данилевский. Народы сами «вырабатывают» культуру, но это не исключает взаимодействия культур. Данилевский выделяет несколько способов распространения цивилизаций. 1. «Пересадка» с одного места на другое посредством «колонизации» (Напр., греки передали свою культуру Южной Италии и Сицилии, англичане - Северной Америке и Австралии.) 2. «Прививка» (Напр., греческий «черенок» Александрия на египетском дереве, но культура Египта не утратила своей самобытности. 3. «Улучшенное питание», когда собственное развитие дополняется внешней помощью. Влияние одной культуры на другую можно считать плодотворным, если соблюдается принцип сотрудничества и использования новых технических приемов при сохранении своей уникальности.

Закон 4. «Цивилизация, свойственная каждому культурно - историческому типу, только тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, - когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государств». Богатство культурно-исторического типа определяется не унификацией, единообразием « монокультуры», но находится в прямой зависимости от разнообразия составляющих его народов, существующих в благоприятной политической системе федерации. Закон 5. « Ход развития культурно-исторических типов ближе всего уподобляется тем многолетним растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения – относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу». Культурно-исторический тип существует невечно. Его время ограничено рамками жизненного цикла, во время которого культура набирает силу, проявляется в различных формах духовности и практической деятельности, общественного благоустройства и личного благосостояния. Особенно длительный - этнографический этап, который может измеряться тысячелетиями. Но этот этап закладывает запас для будущей созидательной деятельности, особенности в складе ума, воли, чувствования. Это выражается в языке, мифологии, эпических преданиях, хозяйственном укладе. Все особенности жизни этноса оказывают влияние на национальный характер народа. Затем формируется цивилизация, которая проходит, все периоды от зарождения к расцвету и финишу. Это время растраты жизненных сил во имя плодотворной созидательной деятельности. Жизнь заканчивается, когда иссякает творчество и цивилизация дряхлеет.

Существует два симптома старения. Первый- апатия самодовольства, когда народы успокаиваются на достигнутом. Второй – апатия отчаяния, когда наступает разочарование в избранном пути, а идеалы и цели видятся ложными. Каждый тип известен достижениями в какой-то определенной сфере. Греция - достижениями в искусствах и философии, Рим - в законодательстве. При этом некорректно сравнивать цивилизации: нельзя сказать, что ум Кювье лучше устроен, чем ум Аристотеля, или что Лаплас был проницательнее Архимеда. Ни одна цивилизация не может гордиться тем, что именно она представляет высшую точку развития в сравнении с ее предшественниками. « Прогресс состоит не в том, чтобы идти всем в одном направлении, а в том, чтобы исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, во всех направлениях». По мнению Данилевского, цивилизация, образующая культурно-исторический тип, состоит из четырех видов культурной деятельности:

  1. деятельность религиозная, объемлющая собой отношение человека к Богу, наличие твердой веры;

  2. деятельность культурная, включающая отношения теоретические, научные, эстетические, художественные;

  3. деятельность политическая, определяющая отношения людей между собой и к другим народам;

  4. деятельность общественно – экономическая, связанная с отношениями людей к условиям пользования предметами внешнего мира, добывания и их обработки.

В некоторых культурах не было разделения этих видов деятельности. Это «первичные», или автохтонные культуры: египетская, китайская, вавилонская, индийская и иранская. Другие цивилизации развивали преимущественно одну из сторон деятельности: еврейская – религиозную, греческая - собственно культурную, римская - политическую. Это - одноосновные типы. Романо-германский тип развивал разные виды деятельности, но имел особые достижения в науке и промышленности. Это - двухосновный тип. А вообще на историческом поприще постоянно появляются новые народы, которые своей деятельностью вносят вклад в развитие культуры.

Данилевский посвятил ряд глав своего труда будущему славянской культуры. Славянство- это общий термин, объединяющий народы России, Болгарии, Сербии, Словении. Центр славянской культуры принадлежит России, имеющей огромную территорию, язык и письменность, православие и политическую самостоятельность, особенности национального характера. По мнению Данилевского, всеславянская федерация объединит общие усилия для достижения независимости и сохранения самобытности культур, но при этом никогда не допустит патриотического фанатизма. Духовное единство- главное в этом союзе. Оно будет способствовать культурному общению и взаимодействию народов для достижения общего благоденствия.

3 Освальд Шнеглер ( 1880-1936) – немецкий ученый . Родился в Германиии, в Бланкенбурге, в семье почтового служащего. Закончил Галльский университет, где изучал математику и естественные науки. Служил преподавателем гимназии в Гамбурге. Получив наследство, переехал в Мюнхен и там провел оставшиеся годы. Основные составляющие его жизни и характера: одержимость, страсть к занятиям философией истории и культуры, одиночество, материальные трудности. С 1912 г. - начинает размышлять о своей главной книге - "Закат Европы". в 1918 г. вышел первый том "Заката Европы". Позже пишет ряд работ, дополнивших морфологию культуры, изложенную в основном труде: "Возраст американских культур", "Колесница и ее значение для хода мировой истории", " К вопросу о мировой истории второго христианского тысячелетия". В 1930 году занимается политическими проблемами, выпускает книгу "Годы решения". Это - духовное предостережение, вызвавшее нападки национал-социалистов. В последние годы жизни написал объемную работу " Пруссачество и социализм", книги "Человек и техника", в которых рассматривает трагические перспективы европейской цивилизации. Сочинение Шпенглера мало напоминает академическое изложение. Это, скорее всего, художественный трактат, в котором глубокие обобщения связаны с историческими аналогиями, собственным явлением фактов культуры. Историческая эрудиция Шпенглера обширна: в указателе имен отмечено более 500 деятелей политики и культуры. Книга "Закат Европы" состоит из введения. 6 глав, и таблиц сравнительной морфологии мировой истории. Задача - проследить судьбу европейской культуры, выявить, в каком соотношении находятся культура к истории жизни, душе, природе. духу.

4. Мир как история предстает во всем многообразии форм культуры. Народы, языки, эпохи, битвы, боги, государства, искусства, науки, правовые отношения, хозяйственные формы, великие люди и великие события, по мнению Шпенглера, являются символами и подлежат толкованию. Символ - ключ к пониманию всемирной истории культуры. Дело не в том, что представляют собой конкретные факты истории, а в том, что они означают и обозначают своим явлением. Надо выяснить взаимосвязь форм культуры, которые воспринимаются как символы: античное монетное дело, идея нирваны, погребение и сожжение мертвых, часы. Отдельные части культуры складываются в целое, которое несводимо, оригинально и самостоятельно. Именно целое образует облик эпохи, ее гештальт, или символ. Понять эту целостность непросто. Еще сложнее понять образ всемирной истории культуры. Судьба культуры разворачивается в пространстве в сочетании одновременности (синхронности) и последовательности (диахронности). Это привело к делению истории на Древний мир, Средние века, Новое время. Шпенглер называет эту схему скудной и бессмысленной. Культура вращается вокруг Европы как мнимого центра. Но Древние цивилизации Вавилона, Египта, Индии, Китая нередко превосходят античность. Вместо картины прямого восхождения перед Шпенглером разворачивается спектакль множества культур, расцветающих в лоне материнского ландшафта. Каждая из равноценных и равноправных культур имеет собственную форму, собственную идею, собственные страсти, собственную жизнь, волнения, чувства, смерть. У каждой культуры - свои краски, блики, движения, духовный взор. Есть расцветающие и стареющие культуры, языки, истины, боги, ландшафты, как есть молодые и старые дубы, цветы. Но нет стареющего человечества. Культуры возникают, созревают, увядают и никогда не повторяются. Они обладают совершенно отличными друг от друга формами - пластикой, живописью, физикой. Каждая с ограниченной продолжительностью жизни, каждая замкнута в себе самой. Эти культуры - живые существа высшего ранга - растут с возвышенной бесцельностью как цветы в поле.

Восемь великих культур занимают свое место на карте мировой истории: египетская, вавилонская, индийская, китайская, греко-римская (аполлоническая), византийско-арабская (магическая), западноевропейская

( фаустовская), народов майя. Ожидается появление русско-сибирской культуры. Все эти культуры характеризуются общей морфологией, но имеют индивидуальные стиль и облик. Всемирная история разворачивается перед нами в выявлении типического в изменчивых судьбах этих культур. Из полноты очевидных подробностей развивается язык форм человеческой истории, ее периодическая структура. У каждой культуры есть своя финальная стадия - цивилизация. Это - завершение развития, как за жизнью наступает смерть. Это - конец культуры, переход ее в иное состояние. Греческая душа и римский интеллект: так различаются культура и цивилизация. Для цивилизации типичны люди бездушные, далекие от философии, признающие реальные успехи. Это тип людей крепких умом, практичных, безразличных к обсуждениям смысла жизни. В их руках - участь каждой поздней эпохи. Цивилизация состоит в освобождении от ставших неорганическими мертвых форм культуры. Город и провинция - два полюса цивилизации. В городе - холодный прагматизм, озабоченный вопросом денег. Там - не народ, а масса, презрительно относящаяся к разным традициям, ищущая выгоды и пользы. Для массы недоступна поэзия, она предпочитает технические игры, зрелища, спортивные состязания. Весь совокупный ландшафт культуры опускается до ранга провинции, занятой тем, чтобы питать мировые города остатками прежней духовности. Культура рождается в тот миг, когда из прадушевного состояния пробуждается и отслаивается великая душа. Она расцветает на почве строго ограниченного ландшафта, к которому она остается прикованной в течение всей жизни. Культура умирает, когда эта душа осуществила полную сумму своих возможностей, создав народы, языки, вероучения, науки. Поколения, народы и племена - арийцы, монголы. франки - прошли этот путь. Когда в них угасает формообразующая сила, вместе с ней постоянно стираются ее черты, языковые и умственные признаки. Явление вновь растворяется в хаосе поколений.

Каждая культура обнаруживает связь с пространством, в котором она существует. Как только вся полнота внутренних возможностей исчерпана, культура коченеет, отмирает, ее кровь свертывается, силы надламываются - она становится цивилизацией. В таком виде она, как тысячелетнее дерево, много столетий топорщит свои гнилые сучья. Таков смысл всех закатов в истории - внутреннего и внешнего завершения, ожидающего каждую живую культуру. Путь культуры от восхода к закату -1000-1500 лет. В отличие от мира природы, где всякое действие имеет причину и следствие, мир культуры во власти судьбы. Для его понимания неприемлемы строгие калькуляции, научные понятия и доказательства. Можно предчувствовать будущее, но вычислить его невозможно. Отсюда - истоки разлада между научным мышлением и искусством. Поэтому культуру можно лишь понять, почувствовать, пережить. Задача историка - вскрыть внутренне строение, или морфологию культуры, осмыслить экспрессию событий и отыскать лежащий в ее основе язык. Метод освоения культуры, проникновения в ее смыслы, значения, символы Шпенглер называет физиогномическим, позволяющим на основе внешних черт проникать во внутренние смыслы. Формообразующая физиогномика - это перенесение в духовную сферу искусства портрета. Дон-Кихот, Вертер - портреты эпохи. Формы государства, сражения, искусство, мораль - все это заключает в себе символ и является выражением души. Стиль культуры (габитус) как совокупность жизненных выражений, которые являются формами духовной коммуникации, специфическими для данной культуры. Так, каждый античный город, будучи воплощением одного стиля, отличается по своему плану, виду улиц, архитектуре, типу площадей, духу ночей от арабских, европейских, индийских городов. Не менее важно представлять продолжительность жизни каждой культуры, темп, такт и ритмы развития. Наиболее значительные события и явления жизни дают толчок к формированию индивидуальности. Трудно понять античную культуру, не принимая во внимание исторический контекст. Такие явления как полис, геометрия Евклида, бой гладиаторов. Шпенглер ищет исторические аналогии, эквиваленты значительным творениям и формам религии, искусства, политики, хозяйства, которые одновременно возникают, завершаются и угасают. Этому он посвящает ряд таблиц

"одновременных" духовных эпох от глубокой древности и до завершающей стадии цивилизации. Пониманию истории мировой культур способствует проникновение в мир символов, которые приобретают особую ценность. Физиогномический метод позволяет различать анонимные и личные эпохи. Значимость имеют великие личности, обладающие формообразующей силой, что растворяют в ней судьбы тысяч людей и народов. Каждая эпоха, ее науки, искусства, языки - это физиогномические штрихи высочайшей символики. Что касается возможности проникновения в мир других культур, то мы можем неполно понимать индийскую или египетскую культуру. Это потому, что мы вкладываем в выражение чужой души собственное понимание, отталкиваясь от западного опыта в искусстве. Преходяща любая мысль, любая вера, любая наука, стоит только угаснуть умам, которые способны ощущать эти миры. Культура жива, пока есть глаз, который ее видит, ухо - слышит, мозг - осознает. Шпенглер предлагает описание аполлонической, фаустовской и магической души. У всякой культуры – есть собственный стиль познания людей и опыта. Каждая эпоха проектирует свой образ природы, картину мира, которые отображаются в собственной картине души. Все культуры имеют однородное развитие от рождения до смерти, одинаковую длительность в 1000-1500 лет. Эпоха расцвета сменяется периодом угасания и перехода в цивилизацию. Шпенглер заканчивает исследование морфологии культур предсказанием о неизбежности духовного кризиса, который охватывает весь европейско-американский мир. Культура и цивилизация различаются как живое тело и мумия. Человек культуры живет внутренней жизнью, ощущая мир как судьбу. Цивилизованный человек живет внешне, в пространстве. среди вещей и фактов. Симптомы изнуренной души – отчуждение, практицизм, бездушность, отсутствие живой религиозности. Человек цивилизации - приверженец культа духовной посредственности, любитель злачных мест, спорта, злободневных газетных новостей, заменяющий идеи целями, символы - программами. Люди озабочены проблемами пищеварения, питания и гигиены, а вопросы алкоголизма и вегетарианства трактуют с религиозной серьезностью. Отказ от культуры совершается нагло и агрессивно. Человек не испытывает желания подняться до высоты культуры, сделать усилие, чтобы ее понять. Он требует, чтобы все было выровнено до его унылого уровня, а утонченность, изысканность объявляются излишествами. Таково грозное пророчество Шпенглера о грядущем закате.

Вопросы для самоконтроля

1. Какая концепция объединяет таких мыслителей как Данилевский Н.Я., О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин?

2. Какие законы выводит Данилевский в своем основном труде? Как он называется?

3. Каким представляет Данилевский будущее славянской культуры?

4. Как называется главная работа Шпенглера?

5. Как, по мнению Шпенглера, различаются между собой культура и цивилизация?

6. Что, по мнению Шпенглера, представляет собой человек цивилизации?

7. Какую длительность, по мнению Шпенглера, имеют разные культуры?

Литература

Основная

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Шпенглер О. Закат Европы. Опыт морфологии мировой истории: В 2 т. Т.1 М., 1993. Т.2. М., 1998.

Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.

Гуревич. П.С. Культурология. М., 2000.

Иконникова С.Н. История культурологических учений. СПб, 2005.

Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М., 1996.

Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 2000.

Соколов Э В. Культурология. М., 1994.

Дополнительная

Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1-2. СПб, 1998.

Антология культурологической мысли. М., 1996.

Шибаева М.М. Введение в философию культуры. М., 1998.

Шаронов В.В. Социальная антропология. СПб, 1997.

Яковец Ю. История цивилизаций. М., 1995.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Одавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции / Москва, 19-20 ноября 2008г

    Документ
    Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции /(Москва, 19-20 ноября 2008г.
  2. Отчет заведующей кафедрой теории и истории культуры Васильченко Е. В. по окончании срока избрания на должность 1

    Публичный отчет
    Лица пенсионного возраста на кафедре - 2 доктора наук, профессора или 13,5% от общего числа. Доцентов, ст. преподавателей, ассистентов в пенсионном возрасте нет.
  3. Программа итогового междисциплинарного экзамена подготовки бакалавра по направлению 030600. 62 «Журналистика» Москва

    Программа
    Данная программа разработана выпускающими кафедрами Отделения деловой и политической журналистики факультета прикладной политологии: деловой и политической журналистики, информационной политики и информационных исследований, медиа-менеджмента
  4. Утверждаю (108)

    Пояснительная записка
    Развитие классических традиций в литературе ХХ века. Нравственные ориентиры в человеческой жизни. Человек и природа в произведениях писателей ХХ века. 97
  5. Российской Федерации «Об образовании» (3)

    Закон
    1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Другие похожие документы..