Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Исследовательская работа'
мы выяснили, что больше всего ребята любят урок физической культуры. Актуальность этого исследования состоит в том, что бы привлечь как можно больше р...полностью>>
'Пояснительная записка'
Данная программа составлена на основе программы по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 1-2 класса. Программа рассчи...полностью>>
'Самостоятельная работа'
Изучение дисциплины предусматривает ознакомление с особенностями архитектуры глобальных информационных ресурсов; освоение сервисов, предоставляемых И...полностью>>
'Методические указания'
Рабочие таблицы для выполнения курсового проекта и контрольной работы для заочников по дисциплине “Оплата труда, коллективный и арендный подряд в сист...полностью>>

Главная > Программа курса

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Программа курса опубликована:

Марченя П.П. Система взаимодействия власти и общества / П.П. Марченя // История коммуникаций на советском и постсоветском пространстве: Программы курсов магистратуры по направлению «История». - Ч. 1. - М.:РГГУ, 2009. - С. 107-153. (2,8 п.л.).



СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА

канд. ист. наук, доц. П.П. Марченя

Пояснительная записка

Курс «Система взаимодействия власти и общества» относится к циклу специальных дисциплин (СДМ.01 - Дисциплины специализации) и адресован магистрантам II курса дневного отделения факультета архивного дела Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета профессиональной образовательной программы «Магистратура» (квалификация: Магистр истории; направление: 520800 - История - Отечественная история; специализация: «История коммуникаций на советском и постсоветском пространстве»).

Курс рассчитан на два семестра (планируемая общая трудоемкость курса – 100 часов). По организационным формам он включает в себя проведение лекционных и семинарских занятий в сочетании с самостоятельной работой магистрантов, выполнение контрольных работ, реферата, и заканчивается экзаменом.

В первом семестре проводится 20 лекционных и 6 семинарских часов, выполняется контрольная работа и сдается зачет по первой части дисциплины.

Во втором семестре проводится 16 лекционных и 8 семинарских часов, выполняется реферат и сдается экзамен по всей дисциплине.

Место и роль учебной дисциплины в образовательной программе магистрантов-историков обусловлены необходимостью системного изучения взаимодействия власти и общества, имеющего особую теоретическую и практическую значимость в контексте любых исторических исследований. Материал распределен в соответствии со структурно-проблемным принципом и с учетом хронологической последовательности изучаемых событий. Темы лекций и семинарских занятий содержат наиболее значимые в методологическом отношении проблемы, постановка которых способствует углубленному пониманию ключевых событий истории, прежде всего отечественной, преимущественно ХХ-ХХI вв.

Новизна авторского преподавания этого учебного курса обусловлена последовательным акцентированием внимания на системном аспекте постоянного взаимного влияния власти и общества, что позволяет критически переосмыслить все хорошо знакомые магистрантам переломные моменты отечественной истории под необычным углом зрения.

Предметом данной учебной дисциплины является особая социальная сфера многоаспектного взаимодействия элементов внутри системы «человек - общество - власть».

Цель курса в профессиональном аспекте - формирование методологически целостного, историографически многоаспектного и исторически конкретного представления о системе взаимодействия власти и общества как сложном и противоречивом феномене, который характеризуется одновременно динамизмом и устойчивостью, многообразием и единством, структурной неоднородностью и органической целостностью; а также готовности будущих магистров истории к проведению квалифицированных исследований и экспертных оценок различных аспектов этого взаимодействия.

Курс решает следующие задачи:

  • постановка и анализ фундаментальных методологических, историографических, источниковедческих и конкретно-исторических проблем исследования системы взаимодействия власти и общества;

  • выявление и осмысление ключевых особенностей и базовых эмпирических (факторы и факты), теоретических (идеи и модели) и операционных (инструменты и способы) составляющих системы «человек – общество – государство» в отечественной истории;

  • определения места и роли отечественной многопартийности в системе взаимодействия политической власти и гражданского общества в прошлом и настоящем России;

  • выделение и сравнительная качественная характеристика основных периодов в истории становления и развития системы взаимодействия власти и общества в России;

  • ознакомление с концептуальными принципами формирования, основными задачами, тенденциями и перспективами системы взаимодействия власти и общества в современной России.

К важнейшим компетенциям, которые призван обеспечить курс «Система взаимодействия власти и общества», относятся:

  • знания магистрантом ключевых подходов и терминов, применяемых при анализе комплекса взаимосвязей государства и общества, а также основных событий и тенденций в развитии соответствующей системы отношений в СССР и РФ, их отражения в источниках и интерпретации в историографии;

  • умения систематизировать изучаемые процессы взаимодействия личности, общества и власти, выявлять и формулировать закономерности, эффекты и механизмы прямых и обратных связей индивидуального и общественного сознания, гражданского общества и государства;

  • навыки исследовательской работы с различными видами источников, критического осмысления достижений историографии, самостоятельной трактовки, экспертного анализа и моделирования взаимоотношений власти и общества в контексте отечественной и всеобщей истории;

  • владение основными методами, методиками и технологиями конкретно-исторической исследовательской практики в сфере системного взаимодействия власти и общества;

  • способности понимания и объяснения конкретных фактов и факторов системного взаимодействия власти и общества;

  • готовность представлять итоги самостоятельной научной деятельности по изучению системы взаимодействия власти и общества в виде отчетов, рефератов, статей, контрольных и квалификационных работ, оформленных в соответствии с принятыми в исторической науке требованиями, с использованием современных информационных технологий и средств редактирования и печати.

Для реального обеспечения профессиональных научно-исследовательских, инструментальных и информационно-технологических компетенций магистров истории по дисциплине «Система взаимодействия власти и общества» магистрантам предлагается особый - расширенный и многоуровневый список информационных ресурсов, охватывающий все темы курса. Он разработан максимально подробно и адресно, с учетом того, что пользователи (магистранты) уже являются специалистами-историками с высшим образованием и смогут квалифицированно воспользоваться подобранными ресурсами в качестве адекватной - актуальной, современной и разноаспектной - научной базы для самостоятельной творческой работы в ходе изучения соответствующих тем дисциплины.

Система контроля и оценки знаний включает формы текущего и итогового контроля.

1. Работа в семинарской группе (устно) - форма текущего контроля.

Предполагает научную заинтересованность, общую и специальную подготовленность и профессиональную пригодность магистранта в сфере квалифицированного познания вопросов, составляющих основное теоретическое и конкретно-историческое содержание курса.

Цель - оценить степень и компетентность участия магистранта в дискуссионном обсуждении конкретных проблем учебного курса, предлагаемых (заблаговременно) в качестве специальных вопросов семинарских (практических) занятий.

2. Контрольная работа (письменно) - форма промежуточного контроля.

Предполагает теоретическое усвоение магистрантом основной проблематики и терминологии учебного курса и способность применить полученные новые знания на практике.

Цель - оценить умения и навыки магистранта формулировать, обосновывать и предлагать профессиональные трактовки и варианты решения научной проблемы как конкретного объекта (предмета) исторического изучения (исследования).

3. Зачет (устно) - форма промежуточного (межсеместрового) контроля.

Проводится аудиторно, по перечню вопросов и проблем дисциплины, изученных в течение всего семестра.

Предполагает подготовленность магистранта для квалифицированной демонстрации (защиты) знаний, умений и навыков, свидетельствующих о достаточном усвоении учебного материала первой части курса.

Цель - оценить способность магистранта поддержать осмысленный и грамотный диалог по основным проблемам, изученным в первом семестре, на профессиональном уровне, соответствующем степени «магистр истории».

4. Реферат - (письменно) - форма промежуточного контроля.

Представляет собой написание соответствующей работы по одной из проблем, предложенных в списке примерных тем рефератов.

Цель - оценить применение магистрантом профессиональных знаний, умений и навыков, результатом которого должна стать конкретная работа, позволяющая сделать вывод о достаточном знакомстве магистранта как с традиционным требованиями и стандартами академической науки в области написания подобных квалификационных работ, так и с новейшими исследованиями в области историографии темы.

5. Экзамен (устно) - форма итогового контроля.

Проводится аудиторно, по перечню ключевых вопросов и проблем дисциплины, предлагаемых магистрантам заранее.

Предполагает подготовленность магистранта для квалифицированной демонстрации усвоения учебного материала всего курса, как за первый, так и за второй семестры.

Цель - определение уровня реализации магистрантом основной цели учебного курса, степени соответствия его знаний, умений и навыков задачам курса в целом.

На основе суммарной совокупности оценок (в баллах) различных форм контроля определяется оценка за учебный курс в целом (за оба семестра):

  • сумма баллов в пределах 91-100 соответствует оценке «отлично»,

  • сумма 75-90 соответствует оценке «хорошо»,

  • сумма 60-74 - оценке «удовлетворительно»,

  • менее 60 баллов - «неудовлетворительно».

Вид контроля

Кол-во баллов

Форма проведения

1 семестр

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

1

Контрольная работа

0-10

внеаудиторная

2

Работа в семинарской группе

0-10

аудиторная

МЕЖСЕМЕСТРОВЫЙ КОНТРОЛЬ

3

Зачет

0-15

аудиторная

2 семестр

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

4

Контрольная работа

0-10

внеаудиторная

5

Работа в семинарской группе

0-10

аудиторная

6

Реферат

0-20

внеаудиторная

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

7

Экзамен

0-25

аудиторная

Итого:

0-100

Тема 1. Система взаимодействия власти и общества: специфика предмета, основные проблемы и междисциплинарные связи курса

Система взаимодействия власти и общества как актуальный предмет исторического познания. Цель и задачи, теоретическая и практическая значимость курса. Методологические основы изучения комплекса взаимоотношений и взаимовлияния власти и общества в истории России. Междисциплинарные связи и пределы полидисциплинарности курса. Возможности содержательной трансформации традиционных терминов и новых понятийных систем в исторической науке. Возможности индивидуализирующих и генерализирующих подходов в изучении взаимодействия власти и общества. Проблемы периодизации и определения содержания процессов политической и социальной истории России в отечественной и зарубежной историографии. Сравнительный анализ эффективности различных подходов к изучению власти и общества. Степень изученности тем курса и особенности соответствующей современной отечественной и зарубежной исследовательской практики. Соотношение «научного», «публицистического» и «массового» исторического знания в контексте взаимодействия власти и общества. «Образы» прошлого в контексте современного и будущего комплекса «человек – власть – общество». Проблемы источниковедения курса. «Новые» источники и «новое» историческое знание в постсоветской науке.

Тема 2. Особенности и основные модели системы

«человек - общество - государство» в отечественной истории

Государство, его типы и формы как факторы исторической жизни общества. Цивилизационные и культурно-исторические типы и модели системы «человек - общество - государство». Оппозиция «Восток-Запад» в контексте системного изучения взаимодействия власти и общества. Цивилизационный анализ места и роли России в оппозиции «Восток-Запад». Специфика отечественной государственности. Базовые эмпирические, теоретические и операционные составляющие системы «человек – общество – государство» в отечественной истории. «Русская Идея» и «Русский архетип» («Душа России», «русский национальный характер»…): проблема идентификации в современном российском обществе. Религия и церковь в системе «человек - общество - государство» в российской истории. Идеология и идеологемы в системе взаимодействия власти и общества в России. «Империя» как особая система взаимодействия власти и общества. Особенности российской «имперскости». Держава и право в русском национальном сознании и русской политической истории. Гражданское общество и государственная власть в отечественной истории. Власть и оппозиция в отечественной истории: противоборство и взаимодействие. Преемственность и дискретность в отечественной истории взаимодействия власти и общества.

Тема 3. Российская многопартийность в системе взаимодействия власти и общества

Политические партии России в системе «человек - общество - государство». Специфика отечественной многопартийности в контексте взаимодействия власти и социума. Партийные идеологии и партийные идеологемы в системе взаимодействия власти и общества. Российские политические партии и российский народ: проблемы соотношения и взаимовлияния. «Народ» и «массы» в отечественной истории взаимодействия власти и общества: общая характеристика и базовые исследовательские модели. «Элиты» и «народ» в российской системе взаимодействия власти и общества. Феномен «интеллигенции» и ее роль в отечественной истории взаимоотношений власти и общества. Индивидуальное и групповое, общественное и массовое сознание в системе взаимодействия партий и электората как предмет исторического познания. Российские партии и общественное сознание в России: история и современность. Сравнительно-исторический анализ феномена российской многопартийности начала XX в. и начала XXI в.

Тема 4. Разложение системы взаимодействия власти и общества на закате Российской империи: путь к большевистской диктатуре

«Российское Самодержавие» как особая система взаимодействия власти и общества. Системный кризис российской власти и российского общества в начале XX в. и его исход: проблема альтернативы. Формулы «случайности» и «закономерности» трансформаций системы «Власть-общество» в истории России. «Правые» и «левые» политические силы в контексте системного взаимодействия власти и общества. «Русский либерализм» и общественное сознание. «Русский марксизм» и общественное сознание. «Неонародничество» и народ. «Меньшевизм» и «большевизм» как социокультурные феномены отечественной истории. «Черносотенцы» и «ленинцы» - сравнительный анализ. Первая Мировая война в контексте взаимодействия власти и общества в России. Основные факторы и факты взаимодействия власти и общества в России от Февраля к Октябрю 1917 г.: от «демократии» к диктатуре. Система взаимодействия власти и общества от РСФСР к СССР: поиск новой формулы власти. Гражданская война, «военный коммунизм» и «НЭП» как феномены отечественной истории взаимодействия власти и общества.

Тема 5. Становление и развитие новой системы взаимодействия власти и общества в СССР

Система взаимодействия власти и общества в сталинской империи: этапы и сущностные характеристики. «Ленинизм» и «сталинизм»: понятия и сравнительно-исторический анализ. Марксистские догмы и реальная политика: проблемы соотношения. Теория и практика «тоталитаризма» в контексте системного взаимодействия власти и общества Советского Союза: историографические споры и исторические результаты. Партийная идеология и массовое сознание: проблемы взаимовлияния. «Интернационализм» и «Державность» власти в СССР. Понятие и трактовки «советской империи» в зарубежной и отечественной литературе. «Сталинский режим» до, после и во время Великой Отечественной войны: сравнительная характеристика взаимодействия власти и общества. «Оттепель» в контексте взаимодействия режима и социума в СССР: причины и результаты. «Развитой социализм» в отечественной истории, исторической науке и исторической мифологии. «Эпоха Хрущева» и «эпоха Брежнева»: сравнительно-исторический анализ взаимодействия власти и общества». «Застой» как специфический феномен взаимодействия власти и общества. Феномены диссидентства и правозащитного движения в «советской системе». Системный кризис и проблема исторической альтернативы.

Тема 6. Распад СССР и советской системы взаимодействия власти и общества

Феномен «Перестройки» в контексте системного взаимодействия власти и общества Советского Союза. Формирование тезиса о «деформированности» социализма и необходимости его «обновления». Концепция «социализма с человеческим лицом» в политике власти и в массовом сознании. «Демократизация» и «гласность», их место и роль в системных переменах. Объективные и субъективные факторы распада социалистической системы и СССР. М.С. Горбачев и его политика: проблема роли личности в истории системы взаимодействия власти и общества. «ГКЧП» и его место в распаде прежней системы взаимодействия власти и общества. Проблема «неизбежности» и «случайности» краха Советского Союза. Размывание основных социалистических ценностей и проблема социальной идентичности общества и элит в советском и постсоветском обществе. Проблемы разрыва и преемственности в отечественной системе взаимодействия власти и общества. Феномены трансформации политических мифов в массовом сознании россиян.

Тема 7. Поиски новых форм взаимодействия власти и общества в постсоветской России

Власть и общество на «постсоветском пространстве»: политические мифы и историческая практика. Б.Н. Ельцин и М.С. Горбачев в системе взаимодействия власти и общества в России: сравнительная характеристика. «Семья» у власти: традиции и новации в отечественной системе» человек – общество – государство». Новые политические и социальные институты постсоветской России и их место в Новейшей истории. Современная российская многопартийность: конструктивный элемент гражданского общества или фактор новой смуты? «Эпоха Ельцина» и «эпоха Путина»: сравнительно-исторический анализ взаимодействия власти и общества». «Укрепление вертикали власти» как феномен системного взаимодействия власти и общества постсоветской России. Проблемы ретроспективного и футурологического анализа тенденций и перспектив современной российской системы взаимодействия власти и общества.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. ИСТОЧНИКИ

1.1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ

  1. Государство Российское: власть и общество с древнейших времен до наших дней: Сб. док.: [Учеб. пособие для вузов по направлению и специальности «История»] / Сост. В.С. Шульгин, Н.И. Цимбаев, Л.С. Леонова; Под ред. Ю.С. Кукушкина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996 - 528 с. - [Часть III. - 1917-1995 гг. - С. 280-508].

  2. Ирошников М.П. Россия в XX веке: народ, власть, войны, революции, общество: учебная книга по отечественной истории / М.П. Ирошников, А.З. Ваксер; С.-Петерб. гос. ун-т. - 2-е изд. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 608 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. П. П. Марченя // История коммуникаций на советском и постсоветском пространстве: Программы курсов магистратуры по направлению «История». Ч. М.: Рггу, 2009. С. 214-255. (2,5 п л.)

    Программа курса
    Курс «Информационная политика СССР / РФ» относится к циклу специальных дисциплин (СДМ.01 - Дисциплины специализации) и адресован магистрантам II курса дневного отделения факультета архивного дела Историко-архивного института Российского

Другие похожие документы..