Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Справочник'
СПРАВОЧНИК КОДОВ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ, ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ НИХ И ЛОМА ТАКИХ ИЗДЕЛИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В...полностью>>
'Документ'
Инфекции в период беременности, которые могут передаваться от матери плоду, заслуживают внимания, так как врождённые и перинатальные инфекции могут бы...полностью>>
'Диплом'
На пластине в верхней части расположен логотип Совета народных депутатов Кемеровской области, утвержденный распоряжением председателя Совета народных...полностью>>
'Программа дисциплины'
- основные нормативные документы (конвенция о правах ребёнка, кодекс законов о труде РФ, типовое положение об образовательном учреждении дополнительн...полностью>>

Главная > Справочник

Сохрани ссылку в одной из сетей:

УДК 372.853 ББК 74.262.22

М 54

Составители:

М. Ю. ДЕМИДОВА, В. А. КОРОВИН

М 54 Методический справочник учителя физики / Сост.: М. Ю. Демидова, В. А. Коровин. — М.: Мнемозина, 2003. — 229 с: ил.

ISBN 5-346-00193-Х

Справочник содержит информацию по всем главным направлениям методической работы учителя физики и астрономии. В нем представлены выдержки из нормативных документов, перечень программ и учебно-методических комплектов, требования к уровню подготовки выпускни­ков основной и средней школы, рекомендации по проведению итоговой аттестации. Специальный раздел посвящен материально-техническому оснащению кабинета физики и правилам безопасности труда.

Книга поможет сориентироваться в основных аспектах современного урока физики и разнообразных новых педагогических технологиях. Впер­вые в одном издании собраны положения о порядке проведения конкур­сов учителей, школьных олимпиад и турниров по физике и астрономии.

УДК 372.853 ББК 74.262.22

© «Мнемозина», 2003

© Художественное оформление.

«Мнемозина», 2003
IS UN 5-346-00193-Х Все права защищены

ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ

Модернизация содержания общего образования осуществля­ется при сохранении традиций российской школы по следующим основным направлениям:

  • разгрузка содержания образования;

  • соответствие содержания образования возрастным особен-­
    ностям учащихся;

  • деятельностный характер образования;

  • личностная ориентация обучения;

  • востребованность результатов образования в жизни.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее вли­янием на темпы развития научно-технического прогресса.

В задачи обучения физике входят:

  • развитие мышления учащихся, формирование у них уме­
    ний самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать
    и объяснять физические явления;

  • овладение школьными знаниями об экспериментальных
    фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки;
    о современной научной картине мира; о широких возможностях
    применения физических законов в технике и технологии;

'Примерную программу подготовили: Ю. И.Дик, Г. Г. Никифоров, И. И. Нур-минский, В. А. Орлов, В. Н. Шилов, В. А. Коровин, А. Н. Мансуров, В. Г. Разу­мовский.

3

  • усвоение школьниками идей единства строения материи и
    неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практи­-
    ки в познании физических явлений и законов;

  • формирование познавательного интереса к физике и тех­-
    нике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов уче­-
    ния; подготовка к продолжению образования и сознательному вы­-
    бору профессии.

Примерная программа по физике для основной общеобразо­вательной школы составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования для основной школы в со­ответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по 2 учебных часа в неделю в 7, 8, 9-м классах, соответственно. Примерную программу следует рассматривать как основу для составления рабочей программы в соответствии с выбранным учебником.

В программе кроме перечня элементов учебной информации, предъявляемой учащимся, содержится перечень демонстраций, лабораторных работ и школьного физического оборудования, не­обходимого для формирования у школьников умений, указанных в требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы.

Особое внимание следует уделить организации в конце основ­ной школы обобщающего повторения. Если оно проводится в соот­ветствии со структурой программы, то за основу берутся изучен­ные фундаментальные теории, подчеркивается роль эксперимен­та, гипотез и моделей при их формировании. Второй путь — организация обобщающего повторения в соответствии с содержа­тельно-методическими линиями: сила и взаимодействие; энергия и ее превращения; строение и свойства вещества; электромагнит­ное поле; взаимосвязь теории и эксперимента в научном познании.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (7—9 классы -- 204 ч)

ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (24 ч)

Предмет и методы физики. Экспериментальный и теоретиче­ский методы изучения природы. Измерение физических величин. Погрешность измерения. Построение графика по результатам эксперимента. Использование результатов эксперимента для по­строения физических теорий и предсказания значений величин, характеризующих изучаемое явление.

4

МЕХАНИКА (50 ч)

Механическое движение. Система отсчета. Материальная точ­ка. Траектория. Относительность движения. Скорость. Ускорение.

Прямолинейное движение. Свободное падение. Движение по окружности. Механические колебания. Амплитуда, период, ча­стота колебаний. Механические волны. Длина волны. Звук.

Взаимодействие тел. Трение. Упругая деформация. Инерция. Масса. Импульс. Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета. Сила. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Силы в природе: сила тяготения, сила тяжести, сила трения, сила упругости. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутни­ки Земли. Закон сохранения импульса. Ракеты.

Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.

Давление. Атмосферное давление. Передача давления тверды­ми телами, жидкостями и газами. Закон Паскаля. Гидравличе­ский пресс.

Методы исследования механических явлений. Измерительные приборы: измерительная линейка, часы, измерительный ци­линдр, динамометр, барометр. Измерение расстояний, промежут­ков времени, силы, объема, массы, атмосферного давления. Гра­фики изменения со временем кинематических величин. Приме­нение законов Ньютона и законов сохранения импульса и энергии для анализа и расчета движения тел. Простые механизмы. КПД механизмов.

Демонстрации

1. Равномерное движение. 2. Относительность движения. 3. Прямолинейное и криволинейное движения. 4. Направление скорости при движении по окружности. 5. Падение тел в разре­женном пространстве (в трубке Ньютона). 6. Свободные колеба­ния груза на нити и груза на пружине. 7. Образование и распро­странение поперечных и продольных волн. 8. Колеблющееся тело как источник звука. 9. Опыты, иллюстрирующие явления инер­ции и взаимодействия тел. 10. Силы трения покоя, скольжения, вязкого трения. 11. Зависимость силы упругости от деформации пружины. 12. Второй закон Ньютона. 13. Третий закон Ньютона. 14. Закон сохранения импульса. 15. Реактивное движение. 16. Модель ракеты. 17. Изменение энергии тела при совершении работы. 18. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно. 19. Зависимость давления твердого тела на опору от дей­ствующей силы и площади опоры. 20. Обнаружение атмосферно-

5

го давления. 21. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. 22. Передача давления жидкостями и газами. 23. Устройство и действие гидравлического пресса. 24. Стробо­скопический метод изучения движения тела. 25. Запись колеба­тельного движения.

Фронтальные лабораторные работы

1. Определение цены деления измерительного прибора. 2. Ис­следование зависимости силы тяжести, действующей на тело, от его массы. 3. Измерение объема жидкости и твердого тела при помощи измерительного цилиндра. 4. Измерение массы тела ры­чажными весами. 5. Измерение силы динамометром. 6. Измере­ние периода колебаний маятника. 7. Исследование зависимости удлинения пружины от силы растяжения. 8. Исследование изме­нения координаты тела со временем.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА (45 ч)

Гипотеза о дискретном строении вещества. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.

Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела. Плотность. Взаимодействие частиц вещества.

Внутренняя энергия. Температура. Термометр. Теплопереда­ча. Необратимость процесса теплопередачи. Связь температуры с хаотическим движением частиц. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

Испарение жидкости. Влажность воздуха. Кипение жидкости. Плавление твердых тел.

Методы исследования тепловых явлений. Измерительные при­боры: термометр, манометр, гигрометр. Измерение температуры, давления газа, влажности воздуха. Графики изменения темпера­туры вещества при его нагревании и охлаждении, кипении и плав­лении. Применение основных положений молекулярно-кинетиче-ской теории вещества для объяснения разной сжимаемости твер­дого тела, жидкости и газа; процессов испарения и плавления; преобразования энергии при плавлении и испарении вещества.

Преобразования энергии в тепловых двигателях.

Демонстрации

1. Сжимаемость газов. 2. Диффузия газов, жидкостей. 3. Мо­дель хаотического движения молекул. 4. Механическая модель броуновского движения. 5. Свойство твердого тела сохранять фор­му и объем. Свойство жидкости сохранять объем. 6. Свойство газа

6

занимать весь предоставленный ему объем. 7. Способы измерения плотности вещества. 8. Сцепление свинцовых цилиндров. 9. Из­менение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче. 10. Сравнение теплоемкостей тел одинаковой мас­сы. 11. Испарение различных жидкостей. 12. Охлаждение жид­костей при испарении. 13. Постоянство температуры кипения жидкости. 14. Плавление и отвердевание кристаллических тел. 15. Измерение относительной влажности воздуха психрометром или гигрометром. 16. Устройство и действие четырехтактного дви­гателя внутреннего сгорания. 17. Устройство паровой турбины.

Фронтальные лабораторные работы

1. Измерение температуры вещества. 2. Измерение плотности вещества. 3. Исследование связи массы вещества с его объемом. 4. Исследование изменения со временем температуры остываю­щей воды. 5. Определение удельной теплоемкости вещества.

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (50 ч)

Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие за­рядов. Два вида электрического заряда. Закон сохранения элек­трического заряда. Электрическое поле. Действие электрическо­го поля на электрические заряды.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка цепи. Преобразование энергии при нагревании про­водника электрическим током.

Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Взаимодействие проводников с током. Действие магнитного поля на электриче­ские заряды. Электрический двигатель.

Электромагнитная индукция. Преобразование энергии в элек­трогенераторах .

Электромагнитные волны. Скорость распространения электро­магнитных волн. Равенство скоростей электромагнитной волны и света. Свет — электромагнитные волны. Прямолинейное распро­странение света. Отражение и преломление света. Луч. Закон от­ражения света. Плоское зеркало. Линза.

Методы исследования электромагнитных явлений. Измери­тельные приборы: амперметр, вольтметр, счетчик электрической энергии. Измерение силы тока, напряжения, сопротивления про­водника. Расчет простейшей электрической цепи. Построение изображения в плоском зеркале и собирающей линзе. Оптиче­ские приборы.

7

Демонстрации

1. Электризация различных тел. 2. Взаимодействие наэлект­ризованных тел. Два вида зарядов. Определение знака заряда на­электризованного тела. 3. Электрическое поле двух неподвижных заряженных шариков. 4. Составление электрической цепи. 5. Измерение силы тока амперметром. 6. Измерение напряжения вольтметром. 7. Зависимость силы тока от напряжения на учас­тке цепи и от сопротивления этого участка. 8. Измерение сопро­тивлений. 9. Нагревание проводников током. 10. Взаимодействие постоянных магнитов. 11. Расположение магнитных стрелок вок­руг прямого проводника и катушки с током. 12. Взаимодействие параллельных токов. 13. Действие магнитного поля на ток. 14. Движение прямого проводника и рамки с током в магнитном поле. 15. Устройство и действие электрического двигателя посто­янного тока. 16. Электромагнитная индукция. 17. Получение пе­ременного тока при вращении витка в магнитном поле. 18. Пря­молинейное распространение света. 19. Отражение света. 20. За­коны отражения света. 21. Изображение в плоском зеркале. 22. Преломление света. 23. Ход лучей в линзах. 24. Получение изображений с помощью линз.

Фронтальные лабораторные работы

1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее раз­личных участках. 2. Измерение напряжения на различных уча­стках электрической цепи. 3. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах. 4. Измерение работы и мощности электрического тока. 5. Изучение явления электромагнитной индукции. 6. Получение изображений с помо­щью собирающей линзы. 7. Определение полюсов немаркирован­ного магнита.

АТОМНАЯ ФИЗИКА (25 ч)

Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома.

Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

Атомное ядро. Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа. Изотопы.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение заряда и массового числа при ядерных реакциях. Применение законов сохранения для расчета простейших ядерных реакций.

Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при деле­нии и синтезе ядер. Излучение звезд. Ядерная энергетика.

а

Экологические проблемы работы атомных электростанций. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.

Демонстрации

1. Модель опыта Резерфорда. 2. Наблюдение треков частиц в камере Вильсона. 3. Устройство и действие счетчика ионизирую­щих частиц.

ПОВТОРЕНИЕ (10 ч)

Примерные объекты экскурсий

Физические лаборатории промышленных предприятий, науч­но-исследовательских институтов; предприятия электронной про­мышленности; ТЭС; ГЭС.

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ (ПОЛНОЙ) ШКОЛЫ1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обучение физике в старшей школе строится на базе курса фи­зики основной школы при условии дифференциации. Содержа­ние образования должно способствовать осуществлению разно­уровневого подхода, обеспечивающего:

  • общекультурный уровень развития тех учащихся, чьи ин­-
    тересы лежат в области гуманитарных наук или не связаны с не-­
    обходимостью продолжения образования в таких учебных заве­-
    дениях, где проводится приемный экзамен по физике; в данном
    комплекте документов этот уровень соответствует уровню «А»;

  • необходимую общеобразовательную подготовку учащихся,
    интересующихся предметами естественно-научного цикла, позво-­
    ляющую им поступить и учиться в учебных заведениях естествен-­
    но-научного и технического профилей; этот уровень соответству-­
    ет комплекту документов уровня «В»;

  • оптимальное развитие творческих способностей учащихся,
    проявляющих особый интерес в области физики; этот уровень пре-­
    подавания осуществляется в классах с углубленным изучением
    физики (уровень «С»).

1 Примерные программы подготовили: Ю. И. Дик, В. А. Орлов, В. А. Коровин.

9

Ядро содержания школьного образования в современном бы­стро меняющемся мире должно включать не только необходимый комплекс знаний и идей, но и универсальные способы познания и практической деятельности. Школа должна учить детей критически мыслить, оценивать и усваивать накопленные чело­вечеством культурные ценности. Физика как наиболее развитая естественная наука занимает особое место в общечеловеческой культуре, являясь основой современного научного миропонима­ния. Это и определяет значение физики как учебного предмета в системе школьного образования.

Раскрытие общекультурной значимости физики-науки и фор­мирование на этой основе научного мировоззрения и мышления составляют две приоритетные задачи при всех указанных уров­нях обучения. В числе приоритетных задач обучения остается так­же необходимость ознакомления учащихся с фундаментальны­ми понятиями и законами физики как важнейшей компоненты общечеловеческой культуры. В общеобразовательной школе (уро­вень «В») и классах с углубленным изучением физики (уровень «С») актуальной является задача подготовки учащихся к успеш­ному изучению физики в вузах.

Объектами изучения в курсе физики на доступном для уча­щихся уровне наряду с фундаментальными физическими поня­тиями и законами должны быть эксперимент как метод позна­ния, метод построения моделей (гипотез) и метод их теоретиче­ского анализа. Выпускники школы должны знать, в чем суть моделей природных объектов (процессов) и гипотез, как делаются теоретические выводы, как экспериментально проверять модели, гипотезы и теоретические выводы. Они должны понимать, что в основе научного познания лежит моделирование реальных объек­тов и процессов, что никакая модель не может быть тождествен­на изучаемому процессу или объекту, но вместе с тем отражает его важнейшие особенности. Без всего этого у выпускника шко­лы не может сформироваться научное мышление, он не сможет отличать научные знания от ненаучных, разбираться в вопросах познаваемости мира.

Решающим фактором обучения и интеллектуального разви­тия ученика является приобретение им опыта познавательной де­ятельности. Поэтому учебный процесс целесообразно организо­вать так, чтобы изучаемые основы физики и методы науки были одновременно и объектом, и средством учебного познания.

Демократизация народного образования предполагает право региона, школы, учителя на выбор или самостоятельную разра­ботку учебной программы и учебного пособия, наиболее полно

10

отвечающего потребностям, способностям и познавательным ин­тересам конкретного классного коллектива. В то же время необ­ходимость сохранения единого образовательного пространства на всей территории России предопределяет существование некото­рого базового содержания физического образования, которое дол­жно обязательно присутствовать в качестве составной части во всех вариантах программ и учебников.

В качестве примера программ, реализующих «Обязательный минимум содержания для средней образовательной школы» за предусмотренное Базисным учебным планом число отводимых на изучение физики часов в 10-м и 11-м классах, в данном сборнике помещены примерные программы по физике для средней обще­образовательной школы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Уровень « А »1

Целью курса физики для средней общеобразовательной шко­лы с гуманитарным профилем обучения является формирование у учащихся физической картины мира. Под физической карти­ной мира мы понимаем целостный образ окружающего мира, осоз­наваемый человеком в виде совокупности наиболее общих, фун­даментальных признаков, характеризующих отношения челове­ка с природой. Физическая картина мира формируется в результате структурирования научной информации по окружающей среде по следующим признакам: человек и его методы исследования мира; «элементы» мира; физические взаимодействия; физические зако­ны и теории; физические системы; физические процессы и явле­ния; мир, преобразованный человеком, картины мира.

Физическая картина мира позволяет человеку выполнять ори­ентировочную и продуктивную деятельность в определенных со­циально-исторических условиях.

В программе рассматривается развитие физической картины мира за время развития физики. Особое внимание обращается на изменение наших представлений об окружающем мире, на фор­мирование физических идей, составляющих неотъемлемую часть человеческой культуры.

1 На основании обязательного минимума содержания физического образова­ния уровня «А» в соответствии с Базисным учебным планом средней школы раз­работана примерная программа для 10, 11-го классов гуманитарного профиля.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации петропавловск-Камчатский 2009 ббк 74. 204. 4 О 64

    Методические рекомендации
    КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ «КАМЧАТСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ»
  2. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2009 / 2010 учебном году» I

    Инструктивно-методическое письмо
    I. Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.
  3. Приказ № от 20 г. Рабочая программа курса физики 7 класс

    Рабочая программа курса
    Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования.
  4. Методические рекомендации к учебнику В. И. Коровина и др. «Русская литература XIX века»

    Методические рекомендации
    Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета на базовом и профильном уровнях
  5. Справочник (3)

    Справочник
    Библиотеки Кузбасса - многоведомственная отрасль, в которой более двух тысяч библиотек, относящихся к культуре, медицине, просвещению, различным отраслям народного хозяйства, религиозным организациям, научным учреждениям и т.

Другие похожие документы..